съемка со стедикамом обучение
Съемка со стедикамом обучение
Стедикам – это система стабилизации съемочной камеры для кино- или видеосъемки в движении. Сегодня стедикам широко используется не только на профессиональном телевидении и в кино, но и в частных или коммерческих целях. Например, при производстве корпоративных фильмов для компаний, в свадебных видеосъемках, съемках музыкальных клипов и даже в видеоблогах. Использование стедикама позволяет снимать длинные качественные планы в движении. Например, проходку главного героя по коридору, красивые, динамичные стенд-апы для сюжетов новостей и телепрограмм.
В собранном виде стедикам представляет собой армированный жилет, механическую «руку», фиксирующую стойку и, собственно, видеокамеру. Бывают стедикамы проще, легче и меньше, но независимо от размера будущему стедикамщику необходимо научиться управлять профессиональным стедикамом. Именно этому мы и учим на интенсиве «Работа со стедикамом». Наш официальный партнер – компания «4vision», официальный представитель мирового производителя систем стабилизации изображения «DJI».
Программа рассчитана на 2 дня по 3 часа.
Теоретическая часть:
Мы работаем на оборудовании Ronin-MX от официального дилера DJI (4vision.ru)
Подробнее о Ronin-MX (4vision.ru/products/podves-dji-ronin-mx)
Описание курса:
Курс предназначен: Для видеооператоров, видеоблогеров и всех, кто планирует использовать стедикам для съемок Срок обучения: 2 дня Дни занятий: Индивидуальное расписание Время занятий: Индивидуальное расписание Дата занятий: По запросу Количество человек в группе: от 1 Стоимость обучения: 18 000 рублей Телефон для связи по всем вопросам:
5 простых правил съемки с помощью стабилизатора
5 простых правил съемки с помощью стабилизатора
Стабилизатор — штука чудесная, но для красивых кадров одного его мало, еще нужны руки, растущие из нужного места и соблюдение нескольких правил.
Правила съемки с помощью стабилизатора
Каждый владелец электронного стабилизатора (стедикама) в первое время испытывает почти детский восторг от обладания палочкой-выручалочкой для любого оператора.
Задача стабилизатора – удерживать камеру от поворота по осям:
Благодаря этому удается избежать резких поворотов и колебания камеры, добиться плавности ее движения. Но все же одного факта присутствия хорошей техники в комплекте со стабилизатором мало, необходимо уметь правильно их использовать. Беспорядочная съемка возможна и при наличии стедикама. Существует 5 «золотых» правил, которые позволят при помощи стабилизатора снимать как профессиональный видеооператор.
Несмотря на съемку со стабилизатором, зачастую заметно дрожание камеры. Конечно, этого быть не должно. Причина кроется в отсутствии настройки баланса. Готовиться к съемке необходимо заранее, это касается не только планирования кадров, сюжета, но и настройки оборудования. Перед съемкой нужно отрегулировать баланс, снять пробное видео, чтобы исключить появление «дрожания» кадра. Это удобно – к работе вы приступите полностью подготовленным, обезопасив себя от любых сюрпризов неправильной настройки в спешке. Можно снять интересное видео, но сбитый баланс перечеркнет все преимущества.
Второе правило вытекает из основного назначения стабилизатора – помощи при динамической съемке. Поэтому двигайтесь, перемещайтесь по съемочной площадке, ищите новые ракурсы. Стабилизатор поможет сделать отличные кадры. Если вы начинающий оператор и пока чувствуете себя не слишком свободно на площадке, все равно старайтесь перемещаться – отдаляйтесь и приближайтесь к объекту, старайтесь добиться динамичности изображения. В результате такие кадры будут смотреться более выигрышно в сравнении со сделанными в статике.
3. Заполняемость первого плана
Съемка в движении имеет смысл только при наличии объекта на переднем плане. Даже если он будет неподвижен, то сможет подчеркнуть движение другого. Поэтому старайтесь избегать кадров, в которых на переднем плане ничего нет, и все объекты находятся на удалении от объектива камеры. В этом случае движение не будет заметно.
Не отказывайтесь от крупных планов, снимайте ближе к объекту, опускайтесь до земли. Все это позволит снять динамичное видео, приближение позволит подчеркнуть движение в кадре, акцентировать на нем внимание. Только стабилизатор даст возможность сделать эффектное видео ног у земли и т. п. Также с его помощью получаются удачные кадры с нижнего ракурса. Во многих случаях стабилизатор просто незаменим.
5. Планирование кадров
О подготовке к съемке говорилось в первом пункте. Она подразумевает, в том числе, четкое планирование кадров. Не стоит снимать все подряд, хаотично перемещаясь по съемочной площадке. Заранее определите, какие кадры могут стать наиболее удачными, отработайте их полноценно. Стабилизатор – тяжелая техника, слишком долгие съемки будут утомительными, в конце продуктивность и качество упадут ниже среднего. Поэтому не пренебрегайте полноценной подготовкой.
Пользуясь этими советами от нашей студии видеопроизводства, вы сможете использовать потенциал стабилизатора на 100%. Результатом станут эффектные и динамичные кадры и ваш рост как профессионала.
Если вы не специалист в видеосъемке, закажите у нас услуги видеооператора, чтобы рассказать о компании, подать ее, прорекламировать продукт.
Игорь Вотинцев
— Работаю в кино 15 лет.
— Люблю дружественные киногруппы, нежадных продюсеров и теплые страны.
— Обожаю разные приспособления для стедикама, способные разнообразить кинокартинку, — суперпост, ринглайт, гироскопы и пр.
— Рекорд непрерывной съемки со стедикама — 26 часов (музыкальное видео для группы «Банд’Зрос»).
— Люблю длинные, сложные кадры до тех пор, пока их не порезала жестокая рука монтажера.
— Не люблю все 1375 вопросов, вроде: «сколько все это весит?» или «сколько все это стоит?».
— Профессия оператора стедикама для меня — увлечение, бизнес, образ мышления, в общем — жизнь.
ОПЕРАТОР СТЕДИКАМА — ОТДЕЛЬНАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ ПРОФЕССИЯ, А ВОВСЕ НЕ ПОЗИЦИЯ АССИСТЕНТА ОПЕРАТОРА-ПОСТАНОВЩИКА, КАК ДУМАЮТ МНОГИЕ.
В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ACTION! МЫ УЖЕ ЗАТРОНУЛИ ТЕМУ СТЕДИКАМНОЙ СЪЕМКИ И РЕШИЛИ НА ЭТОМ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ.
КОРРЕСПОНДЕНТ ACTION! ЛЕРА МУЛИНА ВСТРЕТИЛАСЬ С ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ОПЕРАТОРОВ СТЕДИКАМА ИГОРЕМ ВОТИНЦЕВЫМ, ЧТОБЫ ВЫВЕДАТЬ ОСНОВНЫЕ СЕКРЕТЫ ЕГО МАСТЕРСТВА.
ПОРАБОТАВ, КАЖЕТСЯ, НА ПОЛОВИНЕ БОЛЬШИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КАРТИН, СРЕДИ КОТОРЫХ «ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА», «ВСАДНИК ПО ИМЕНИ СМЕРТЬ», «72 МЕТРА», «ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ. ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ», «МЕЧЕНОСЕЦ», «1612», «ТАРАС БУЛЬБА», «СТАРШАЯ ЖЕНА», ВОТИНЦЕВ ОТНОСИТСЯ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ В ДОЛЖНОЙ СТЕПЕНИ УВЛЕЧЕННО И ОТВЕТСТВЕННО.
1. СУПЕРПОСТ.
К счастью, большинство российских режиссеров сейчас понимают, что такое стедикам и как его можно использовать. Более того, некоторые живо интересуются новинками и последними достижениями в развитии съемочной техники. Например, на съемках фильма «1612» Владимир Хотиненко захотел поднять камеру очень высоко, чтобы снимать диалоги всадников. С крана снять это было бы невозможно, поэтому мне пришлось приобрести суперпост, на котором в отличие от обычного поста (штанга стедикама, к которой крепится камера. — Ред.) камеру можно поднять на высоту до 2,2 метра. Получилось замечательно. Можно было бегать вокруг лошадей и снимать портреты актеров не на небо, а на насыщенный второй план — поле, пушки, большую массовку. Эмоционально сильной получилась сиена казни, снятая с суперпостом, когда камера приближается к повешенному, а сзади видно публику, которая реагирует, кричит.
2. ДЛИННЫЕ ПЛАНЫ.
3. РЕПЕТИЦИИ СО СТЕДИКАМОМ.
Последнее время в российском кино появляется правильная тенденция освоения и репетиций со стедикамом до съемок. Во время прямой трансляции «Травиаты» из Парижа работало несколько стедикамщиков, они двигались синхронно с музыкой и актерами и не видели друг друга. Перед этим они два месяца тренировались. У нас так тоже будет. Это необходимая борьба за качество.
4. АКРОБАТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ.
Как-то мне позвонил один оператор и спросил, не слабо ли мне поснимать со стедикама на коньках, на что я ответил словами Гаррета Брауна, «папы» всех стедикам щнков: «Мне 65 лет, я в форме и все еще стою перед вами именно потому, что всегда отказывался снимать с лошади и на горных лыжах!» Я уверенно стою на коньках, но никакой гениальный кадр не стоит сломанной аппаратуры и позвоночника.
На картине «Меченосец» Филиппа Янковского я бежал со стедикамом вниз по лестнице, перепрыгивая через две ступеньки три пролета. На таких скоростях инерция системы почти не контролируема, но было интересно, и я согласился попробовать. Хотя сильно рисковал.
5. БЕЛЫЕ НИТКИ.
Все более частое использование стедикама связано с желанием режиссера и оператора интереснее и ярче рассказать историю, показать персонажей в действии, дать свободу передвижения в пространстве, позволяя менять фон, мизансцену. Получается это при условии качественной работы стедикамшика. Плохой стедикам сразу бросается в глаза. Он начинает рыскать, заваливать горизонт. Тем самым раздражает больше, чем ручная камера. Становится видно механику процесса: как будто начинает стучать мотор, и поездка перестает быть интересной.
6. НЕЗАМЕТНЫЕ ПОДВИГИ.
Операторы-постановщики, как истинные формалисты, часто любят усложнять жизнь стедикамщику в техническом плане. В картине Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» Владимир Климов загнал меня со стедикамом на шестиметровый кран, где кадр начинался на уровне второго этажа, затем ехал по рельсам, опускался, я сходил с крана и продолжал двигаться уже на своих двоих. Кадр получился настолько органичным, что никто никогда этого «фокуса» не замечал.
7. ЧИСТОТА ЖАНРА.
Творчество как раз и состоит в том, чтобы понять требования материала. Как говорил Чехов, «чистота жанра — вежливость писателя». Я как раз и стараюсь соблюдать эту чистоту.
8. БЛИЗОСТЬ СО ЗРИТЕЛЕМ.
Одно из самых важных свойств стедикама — это желание уважать зрителя. Когда я рассказываю своему ребенку сказку, я стараюсь говорить с ним понятным ему языком, подбираю нужные слова, интонации. И он слушает с интересом.
Съемка со стедикама позволяет, не напрягая тряской камеры или какими-то другими помехами, впустить зрителя в мир фильма и показать его с разных сторон, как если бы он оказался в нем сам.
9. БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ.
Возможности самовыражения у стедикамщика довольно ограничены, ведь это зависимая профессия. Редко тебя спрашивают, как бы ты что-то снял. Просто в последнее время я перестал тратить драгоценное время на обсуждения, снимая так, как считаю нужным.
Если я вдруг слышу крики: «Эй! Что это за самодеятельность?!» — понимаю, что переборщил, и останавливаюсь.
10. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.
Всегда есть вероятность, что исходя из новых возможностей оборудования, ты предложишь очень точный вариант съемки какой-то сцены. Стедикам — не замкнутая система. Появляются новые устройства, которые позволяют придумывать новые слова в киноязыке.
Недавно я тестировал конструкцию, которая позволяет камере вращаться, сохраняя горизонтальное положение, то есть, когда я переворачиваю стедикам, камера «держит горизонт». Такое устройство совмещает в себе возможности крана и стедикама. Технически это сложная конструкция, немного тяжеловатая и пока еще дорогая. Но прогресс не стоит на месте.
Человеческая фантазия — бесконечна. И есть большое количество съемочной техники, порожденной этой фантазией. И пока человек мечтает, нам есть куда развиваться.
Беседовала с героем интервью Лера Мулина
Съемка со стедикамом обучение
Плавное движение в кино стало одним из неотъемлемых элементов кинопроизводства с 1975 года. Давайте подробнее рассмотрим, что такое кадр, снятый со стедикама, и как его использовать.
Несколько недель тому назад мы рассматривали различные стабилизаторы изображения в статье Questions to Ask When Picking a Camera Stabilizer . Теперь давайте поговорим об одном из этих стабилизаторов подробнее.
Сегодня практически в каждом фильме и видео используются кадры, снятые с помощью изобретения Гарретта Брауна, известного под названием стедикам. А почему бы и нет? Это прекрасный инструмент. Но, как и в случае с любым инструментом для творчества, использовать его нужно с умом. Мы рассмотрим, как и когда нужно использовать стедикам для производства фильмов и видео.
Кто же это такой – Гарретт Браун?
Раз уж мы упомянули мистера Брауна, сперва уделим ему несколько слов. Гарретт Браун начал свою карьеру в кинобизнесе в 1970 году в Филадельфии. Ему хотелось перемещаться с камерой без использования операторских кранов или тележек.
Поэтому он решил придумать устройство, которое позволило бы ему передвигаться с камерой и снимать плавное изображение.
К 1975 году он разработал прототип стедикама и продал его первой же компании, которой представил свое изобретение. Чтобы убедиться в том, что стедикам произвел настоящую революцию в индустрии кино, посмотрите подборку лучших кадров в истории кино, снятых на стедикам, и некоторые из этих кадров мы рассмотрим далее.
Когда использовать кадры, снятые на стедикам
Конечно, можно использовать стедикам для съемок всего фильма, вопрос только – зачем? Плавное движение со стедикама смотрится отлично, но в фильмах есть множество моментов, которые лучше снимать из одной точки. Как мы уже говорили в начале статьи, для стедикама есть время и место, и мы продемонстрируем это на примере следующих кадров.
Кадр со стедикама в фильме Скорсезе «Славные парни»
Оператор стедикама: Ларри МакКонки
Бежим вместе с Рокки
В этой сцене из фильма « Рокки » , режиссер Джон Авильдсен хотел показать нам, как Рокки тренируется, не используя при этом статичных кадров, в которых он бежит перед камерой. Ему нужно было движение и скорость, соответствующая скорости Рокки, от участка отгрузки до легендарных кадров на лестнице Музея искусства.
Оператор стедикама: Гарретт Браун
Денни, его велосипед и близняшки в коридоре
Для этой сцены в фильме « Сияние » , Стэнли Кубрик заставил Гарретта Брауна следовать за Денни, который ездил на трехколесном велосипеде по всему отелю. За секунды до начала представленной ниже сцены Дэнни находился близко к камере…но когда мы видим проход в кухню, Денни едет на расстоянии. Этим приемом Кубрик показывает, что мальчик едет в одиночестве. Затем мы следуем за Денни, он поворачивает за угол и встречает зловещих близняшек.
Оператор стедикама: Гарретт Браун
Мастерство документальных кадров в «Древе жизни»
Одним из главных достоинств использования стедикама является полное погружение в сцену. Например, в фильме «Древо жизни» Терренса Малика оператор Эммануэль Любецки – обладатель двух «Оскаров» — работал в паре с оператором стедикама Йоргом Видмером, создавая изображение, которое ощущается как личное и родное. Как и в документальном фильме. С помощью этого приема зритель попадает в одно пространство с героями, и таким образом создаются более мощные эмоциональные связи. Несмотря на то, что большая часть фильма была снята с помощью стедикама, это не мешает благодаря ощущению «незаметного наблюдателя» документального фильма.
Оператор стедикама: Йорг Видмер
Видео от Герберта Капфингера
Как снимать со стедикама
Думаете, что тут сложного? Берешь стедикам и начинаешь снимать. В теории все звучит именно так, но даже прежде чем вы установите камеру, нужно о многом позаботиться. Речь идет о балансе веса. Это самое важное при работе со стедикамом. Ниже представлено замечательное видео с оператором стедикама Джерри Холом, в котором он дает пошаговые объяснения по поводу подготовки стедикама, учитывая как статический, так и динамический баланс.
Стедикам используется для съемки плавного «текучего» движения вокруг героев или объектов, поэтому вам нужно проявить фантазию по поводу того, как именно это сделать. При работе со стедикамом вам доступны разные виды движения, используйте их. Подумайте, как с помощью таких кадров сделать изобразительное повествование более эффективным. Не нужно использовать стедикам просто так, бездумно. У вас должны быть веские причины на то, чтобы использовать именно его, а не штативы.
Объединение сил с трёхосевым шарнирным устройством
А вы пользуетесь стедикамом? Или, может, только собираетесь его использовать? Есть ли у вас какие-нибудь полезные советы? Напишите нам в комментариях.
Рубрики: making of, Стедикам, Уроки | Комментариев нет »
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Видеография e05: Использование стэдикама при съемке видео
Видеография – это уроки по съемке видео на современные фотокамеры с функцией записи видео.
В течение нескольких месяцев мы осветим максимальное количество тем, которые могут интересовать рядовых пользователей и любителей, желающих начать снимать свое собственное видео и получать качественный видеоматериал на выходе.
В первом уроке мы говорили о том, как выставить правильные настройки в своей камере перед началом съемки. Смотрите материал по ссылке.
Во втором уроке мы рассмотрели варианты фокусировки (наводки на резкость) до и во время съемки видео на современную цифровую фотокамеру (жмите на ссылку).
В третьем уроке мы раскрыли тему панорамирования при съемке видео и связанные с этим сложности (жмите на ссылку).
В 4-м уроке мы охватили тонкости и нюансы съемки видео с использованием слайдера (жмите на ссылку).
В этом уроке пойдет речь о таком приспособлении, как стэдикам (глайдкам, флайкам).
Во время съемки использовалась камера Panasonic GH3 (ее обзор тут) с объективом Leica DG SUMMILUX 25mm F1.4 ASPH.
Видеография e05: Использование стэдиками при съемке видео
Стэдикам, глайдкам или флайкам (steadicam, glidecam, flycam) – это приспособление, которое стабилизирует картинку при активном перемещении оператора, например, ходьбе или даже беге. Простейший вариант стэдикама состоит из системы противовесов с грузками, кронштейна с вращающейся рукояткой и площадки, которая регулируется во всех направлениях. Есть на рынке конструкции и посложней: со специальными разгрузочными жилетами, жесткими рукавами, выносными дисплеями, электронными приводами стабилизации и прочим. Но стоит такое добро уже совсем не добрых денег.
Поэтому, как мне кажется стэдикам такой конструкции – самое оправданное вложение средтв для начинающего видеографа. Приобрести такой аппарат – задача не сложная, а вот настроить под свою видео-камеру – вот тут начинаются вопросы. Механизм перевешивает то влево, то вправо, то кренится вперед или назад. Чтобы скомпенсировать все это, нужно прикрепить камеру к площадке именно с тем объективом и блендой, и на том положении зума, с которыми планируется съемка. Также не забудьте вставить карту памяти и батарею, плюс выставить поворотный дисплей в нужное положение и не трогать все это. А то может случиться ситуация, когда вы долго и нудно стабилизировали конструкцию, а в конце обнаружили, что забыли вставить аккумулятор. Баланс будет нарушен и придется начать все сначала.
В плане настроек, главное изначально определиться с количеством грузков на нижней площадке исходя из веса конкретно вашей камеры, а дальше смотреть, куда кренится конструкция – если вперед, то сдвигаем площадку назад, если влево – то площадку вправо и т.д. До момента, пока камера не зависнет в воздухе вертикально.
По технике съемки придется потренироваться. Возможно, довольно долго. У некоторых уходят месяцы для того, чтобы стать одним целым со своим слайдером. Нужно научиться как можно плавнее ходить и уметь совмещать движение по земле с поворотом камеры на стэдикаме.
На выходе получаются уникальные кадры, которые могут добавить изюминку в ваши видео-ролики, если умело совмещать такие сцены со статикой, проводками и слайдами.
Не обязательно иметь команду из суровых мужиков, которые прокладывают рельсы и толкают по ним тяжеленную тележку с камерой и оператором. Похожие планы можно снять и на стэдикам в гордом одиночестве при определенной сноровке. Да пребудет с вами Спилберг!
В следующем выпуске мы поговорим о съемке видео с таким аксессуаром, как Camera dolly.