семиозерский монастырь расписание богослужений
Седмиозерная Богородицкая пустынь – путешествие по святым источникам
Седмиозерная Богородицкая пустынь – удивительное место, расположенное недалеко от города Казань. Монастырский комплекс появился 500 лет назад. С этого момента территория преобразовалась, обустроили святые источники и всем известные целебные Анисьины грядки. Сегодня монастырь является действующим. Ежедневно проводятся богослужения. Количество насельников постоянно увеличивается. Формы социального служения улучшаются. Восстановительные работы продолжаются и в настоящее время, расширяется монастырское хозяйство, появляются новые постройки, идет возведение новой ограды.
Край богат легендами. Среди всех особенно запомнилось сказание о необычном дубе. Его возраст насчитывал несколько веков. Он всех восхищал колоссальными размерами. Необъятное дерево выделялось на фоне остальных. Марийцы-язычники использовали его для проведения различных ритуалов. Проводился обряд жертвоприношения. Ветви отличались громадными параметрами. На них висели шкуры убиенных зверей.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям
Сложностей с тем, как добраться до монастыря у вас не возникнет. До Казани удобнее всего добираться на поезде или электричке. Время вашего пути не превысит 15 минут. На автобусе необходимо ехать до остановки «Дальние сады». Затем, несколько километров необходимо будет протии пешком. Если ехать на личном автомобиле, то расстояние от Казани до монастыря составит 40 километров. Движение будет идти через поселок Сухая река. Везде установлены указатели. Поэтому, с пути вы не собьетесь.
Возле монастыря вы увидите прекрасно оборудованную парковочную зону. До родников тоже можно доехать на машине, но потом нужно будет прогуляться по сказочному лесу. Богослужения проводятся регулярно. Если вы планируете приехать на службу, то расписание уточняйте заранее. Сюда нередко организуются экскурсионные туры. Здешние места красивые и благодатные. Тут непременно есть, что посмотреть. Незабываемые эмоции, прилив бодрости и энергии гарантированы.
Интересные факты из истории
Сам же монастырь появился еще в 17 веке. История началась с инока Евфимия, который прибыл сюда из Великого Устюга. Он стал свидетелем необычного явления. Его он воспринял, как знак с небес. Как-то язычники собрались вместе для очередного празднования. В этот момент небо затянулось черными тучами, набежала страшная гроза. Молния ударила в алтарное дерево. Великан разломился на две части. С этого момента прекратились различные жертвоприношения. Язычники перестали проводить свои обряды.
Недалеко от поселения проживала отшельница Анисия. Когда к ней пришел Евфимий, женщина поведала о том, что недавно услышала переливистый колокольный звон и мелодичное пение. У Евфимия развеялись все сомнения о необходимости возведения православной обители.
Так и появился идея об основании Седмиозерной пустыни. Здание построили именно в том месте, где проходили обряды. Событие произошло в 1613 году. Евфимий с собой принес икону Божией матери. Она принадлежала его родителям.
В 1654 году в Казани вспыхнула эпидемия чумы. Моровая язва стала уносить тысячи жизней. Погиб каждый третий жители поселения. Никто не знал, как лечить заболевание. Одной монахине привиделась во сне Богородица. Она ей наказала привезти в Казань икону, которая хранилась в пустыне. В столицу она должна была быть встречена крестным ходом. Все сделали так, как требовалось. Вскоре болезнь начала отступать.
Информация о чудотворной иконе стала известна во всем мире. В монастырь начали приходить с молитвами и с просьбами о том, чтобы помочь. Среди них было много знатных и богатых личностей. В обитель постоянно поступали денежные суммы. На эти средства впоследствии возвели Смоленский собор. К сожалению объект не сохранился до наших дней. От него остался только фундамент.
В 19 веке на обширной территории появилось еще три храма, колокольня, ставшая второй по высоте в России. Над источником святой воды построили еще один храм, поражавший своей красотой. На тот момент количество монахов насчитывалось порядка 600. Со старцем Гавриилом Зыряновым верующие приезжали посоветоваться по различным спорным вопросам и всегда находили решение. Старец родился в 1844 году. Он на протяжении 25 лет жил в селе Семиозерка. После смерти получил звание святого.
История жизни старца отличается необычностью. Когда Гавриил был ребенком, он впервые попал в монастырь. Ему очень пришлось по душе данное место. Когда он приехал домой, во сне он услышал удивительный голос о том, что его душа принадлежит Богу. Мальчик стал подготавливаться к постригу. Но в родном хозяйстве его отцу было сложно без крепких рук. У родителей не было желания отпускать сына из семьи. Зырянов смог уйти в пустынь только спустя 10 лет. Затем он длительное время проживал в одном из подмосковных монастырей. Здесь он принял постриг с именем Тихон. Это был глубоко верующий молодой монах.
Как-то раз на него написали донос, который содержал в себе много ложной информации. Ложь из вне сильно пошатнула здоровье старца. Он начал тяжело болеть. На протяжении 4 лет являлся парализованным. Но как-то раз он во сне услышал странный голос и как кто-то зашел в келью. Гость держал в руке икону. С этого момента здоровье священнослужителя началось улучшаться. С 1900 года он стал настоятелем монастыря. Старец прожил долгую жизнь. После его смерти мощи были перенесены в Седмиозерскую обитель. Ведь здесь ему очень нравилось, и были проведены многие годы жизни. Мощи находятся в раке, отличающейся роскошным украшением.
Обитель проживала различные периоды своей жизни. Были спады и подъемы. В 1928 году ее закрыли полностью. Постройки были разрушены. А те помещения, которые сохранились, использовались под нужды совхоза. Впоследствии в храме оборудовали коровник. Так получилось, что мощи святого долго находились среди коров. Останки даже просто выбрасывали на улицу.
Но верующие люди не смогли смотреть на это деяние. Ими были собраны останки и впоследствии сохранены. Сегодня мощи старца Гавриила Зырянова считаются почитаемой святыней. Приклониться к ним приезжают со всех регионов России. Они хранятся в храме Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Строительство храма проводилось в 1898 году по инициативе старца. По мнению верующих, здесь ни одни молитвы не остаются без внимания. Мощи иногда благоухают, а икона мироточит.
Прогулка по территории монастыря
Период возрождения святыни приходится на 1996 года. Восстановительные работы продолжаются и в настоящее время. Полностью отреставрирована только церковь святых Евфимия Великого и Тихона Задонского. Поблизости возвели красивую колокольню из красного кирпича.
Сам же храм обустроили на втором ярусе. Стены окрашены в приятный голубоватый оттенок. Иконостас выполнен в красном, голубом, золотом цвете. Помещения являются светлыми и по-домашнему уютными. Мощи святого Гавриила Седмиезерного находятся в левой части от алтаря. Икона сегодня перевезена в столицу Татарстана. Здесь хранится только список, от которого также исходит приятный запах. Сюда многие приезжают для того чтобы приклониться к чудотворному образу. Он помогает справиться с заболеваниями и творит чудеса. Данную икону очень почитают. К ней обращаются со всеми проблемами. Верующие люди с помощью нее обретают душевное спокойствие. Сегодня в память Смоленской-Седмиезерной иконы Богоматери организуются торжества. Праздники отмечаются – 9 июля, 10 августа и 26 октября.
Вокруг монастыря царит особенная, божественная атмосфера. Территория является ухоженной, здесь всегда красиво и чисто. Повсюду организованы клумбы с цветниками. Недалеко от построек организованы грядки, где выращиваются всевозможные овощи. Также сделаны клетки с птицами. Есть даже индюки и павлины.
Общая картина немного омрачается руинами собора Смоленской-Седмиезерной Божией Матери. Ранее, на этом месте находился красивый и роскошный храм в два этажа. Сегодня полюбоваться им можно только на старинных фотографиях. При изучении рисунков восхищает величественность здания.
Также на участке много корпусов, реставрация которых еще предстоит. За комплексом тщательно ухаживают. Всего на территории проживает около 30 монахов. Сюда приходят люди, страдающие от различных зависимостей. Им разрешается здесь жить. Приезжие отправляются за витаминами на местный огород. Здесь растут вкусные и полезные овощи, которые доступны к продаже по разумной стоимости.
Целительные источники земли
Популярен семиозерский источник. Он расположился вблизи храма. Это примерно 1000 метров от святых ворот. Для того чтобы дойти до него, необходимо следовать по тропинке. Она вьется игриво через насаждения. Там есть небольшой овраг. По его дну пробегает речушка. С крутого склона стекает ключ. Вода течет по специальному желобу, который соорудили люди. Она является чистейшей, вкусной и ледяной. Организована уютная часовня для прихожан. В дореволюционный период здесь был каменный храм. Люди еще издревле приезжали за водой, которая отличается большим содержанием серебра.
Также вы можете отправиться на дальний источник, расположенный в лесной чаще. Он имеет бодрящую воду.
Красивых мест здесь невероятно много. Возникает желание изучать их до бесконечности долго. Повсюду установлены указатели. Поэтому, передвигаться на автомобиле достаточно удобно. Святой источник «Анисины грядки» обозначается специальным указателем. Вокруг царит головокружительная красота – благоухающие поляны цветов, птичье пение, разнотравье, солнечный свет. Прогулявшись по полянам, вы дойдете до часовни. Она, к сожалению, не работает по техническим сложностям. Обратите внимание на табличку, в которой содержится просьба о соблюдении порядка. Прямо за часовней бросается в глаза лестница из металла. Если вы будете спускаться по ней, то перед вами откроется родник матушки Анисии. Немного выше установлены купели. Их две. Одна предназначена для мужчин, а другая женщин. Купели прекрасно оборудованы. Спуск к воде отличается удобством. После такого долгого пути непременно хочется окунуться в воду.
Анисины грядки – это компактные холмики, расположенные на земле. Они действительно напоминают огород. Место необыкновенно красивое – леса, поля, желто-синие полевые цветы. Особенно незабываемо покажется прогулка при солнечной погоде. Состояние безмятежности наполняет душу. Отсюда не хочется уезжать.
Истории об Анисии
Об Анисии существует интересная история. У девушки погиб муж. В этот день девушка отправилась за водой ранним утром. Она решила больше не выходить замуж. Свои деньги она пожертвовала на богадельню Казани. А сама при этом решила остаться в лесу и вести жизнь отшельническую жизнь. Много времени Анисия проводила за молитвами. Занималась огородничеством и садоводством. Волнистые Анисины грядки волнами покрывают русские просторы Татарстана. После посещения случаются разнообразные чудеса исцеления.
Люди к монастырю приезжают с самыми разнообразными недугами. Супружеские пары находят исцеление от бесплодия, разрешаются конфликты в семье. Многие говорят об излечении опорно-двигательного аппарата.
Команда Кочующие
Командный раздел
Марий Эл
Татарстан
Регионы
Окно в природу
Блог от Лоцмана
Последние комментарии
Популярное содержимое
За сегодня:
За всё время:
Седмиезерная пустынь, Семиозерка
Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.
Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.
ПАЛОМНИКИ ОБЕДАЮТ В МОНАСТЫРЕ
Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.
В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.
БРАТСКИЙ КОРПУС Семиозерного МОНАСТЫРЯ
Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.
Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.
С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).
Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).
В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.
Седмиезерная пустынь, Семиозерка
В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.
Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне – в Петропавловском соборе Казани).
ОКОЛО МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Семиозерный монастырь, пустынь
Седмиезерная Богородичная пустынь
Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Семиозерная пустынь
Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.
Богородичный монастырь Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.
СТАРИНОЕ ПАНО СЕДМИЕЗЕРНОЙ ПУСТЫНИ В ОКРУЖЕНИИ РЕК И ОЗЕР
Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.
Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: «Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня. » Жертвоприношения с тех пор прекратились.
святой источник около монастыря
информация с сайтов:
С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 1453.
Архимандрит Александр (Уродов) // Александр Журавский. Во имя правды и достоинства Церкви.
Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 4. Монастыри вне Казани. Книга находится в свободном доступе.
Обитель у Семи озер
Интервью с наместником Седмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии игуменом Германом (Кузьминым).
Интервью с наместником Седмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии игуменом Германом (Кузьминым).
Седмиезерная Богородичная пустынь, что в Казанской епархии, затерялась в древних лесах подказанья, среди вековых сосен, устремляющих к небу свои живые зеленые ветви. Образовалась эта обитель в 1613 году в глухом, пустынном месте, куда захаживали лишь язычники-черемисы, трудами схимонаха Евфимия, выходца из Великого Устюга. Предание сказывает, что в том месте, где остановился для отдыха пришедший издалече монах, он увидел в тонком сне огненный, до неба, столп и был весьма удивлен подобным явлением. Спустя годы близ блаженного, подвижнической жизни старца стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт мужской монастырь.
Главная святыня этой обители — чудотворный Смоленско-Седмиезерный образ Божией Матери. Схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в доме его родителей, из Великого Устюга и пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, чудотворный Седмиезерный образ Пресвятой Богородицы был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его Крестным ходом. И после неустанных молений к Царице Небесной чума в городе прекратилась. Ныне этот древний образ находится в Петропавловском соборе Казани. В Седмиезерном монастыре хранится чудотворный список иконы, который пользуется особым почитанием у верующих.
Сейчас наместник монастыря игумен Герман (Кузьмин) с братией с Божией помощью стараются утолить духовный голод каждого паломника, прибывающего в это уединенное, благодатное для молитв место (ездят сюда чаще всего группами, на своем транспорте, так как рейсовые автобусы не ходят). А после Божественной литургии в единственном уцелевшем от разрухи двухэтажном храме во имя преподобного Евфимия Великого и Святителя Тихона Задонского, где почивает мощами преподобный старец Гавриил (Зырянов), причисленный в 1997 году к лику святых, ведут паломников на скромную, по-особому вкусную и сытную, со щедростью подаваемую монастырскую трапезу. Наша паломническая группа из Елабуги прибыла в Седмиезерье позже, чем предполагалось, потому как утренние морозы покрыли казанскую трассу тонким слоем льда и водитель наш вел «газель» с большой осторожностью. Приехали мы уже к окончанию пятничного Богослужения. Отец Герман встретил нас в монастырской трапезной как родных, усадил, для каждого у него нашлось доброе слово; с нами сотрапезничали и паломники из Удмуртии. После трапезы вместе с другими отец Герман вышел на пронизывающий ледяной ветер, и там продолжалось общение с каждым из паломников в отдельности. А ведь отец Герман только-только оправился от болезни, он первый день после больничной палаты находился в монастыре.
И вот отец наместник в скромной комнатке, уставленной свеженаписанными иконами, неспешно ведет свой рассказ о буднях и праздниках возрождающейся обители. Я слушаю и благодарю Господа за те драгоценные минуты, что выпало мне провести подле этого человека. Позади то время, когда Седмиезерную пустынь чуть было не продали с аукциона мусульманам, которые собирались торговать здесь… святой водой. Отстаивая святую обитель, верующим пришлось пережить пять судов: три в Казани и два в Москве. Лишь заступничеством Царицы Небесной монастырь был возвращен верующим. Отец Герман говорит: «Здесь у нас, в резко-континентальном климате, у Божией Матери цветут орхидеи!» — слышу я слова батюшки, а в уме роятся, наскакивая друг на друга, вопросы: «Как? Здесь? Неужели? Не может быть!». Слабый ум ищет объяснений редкому в здешних местах явлению, а сердце спокойно, ведь оно знает: у Бога и Его Пречистой Матери все возможно.
Самый опасный кризис — кризис души
— Отец Герман, слышала я мнение, что недавний период относительного благополучия в нашей стране был дан Богом для того, чтобы мы не к накопительству стремились, а делились своим достоянием с теми, кто находится в худшем положении. Но вместо этого многие хотели еще большего только для себя, и потому теперь нам посланы испытания в виде финансового и экономического кризиса.
— Я могу сказать лишь, что по милосердию Божию, по молитвам святых и старцев и всех, кто пострадал ради Господа, Он даровал нам благое время для исправления. По словам святых, Господь еще раз закинул невод в мир: хоть какая-то рыбка — крупная, маленькая — попадется. Не стану утверждать, что это время было упущено, нет: одни сегодня спасаются, думая о Небесном, другие живут лишь земными проблемами — идет отделение зерен от плевел. А финансовый кризис вообще не имеет для нас значения. Самый страшный кризис — кризис души, спасения. Деньги сегодня у одних, завтра — у других, для нас это ничего не меняет. Мы пришли в мир ни с чем, ни с чем и уйдем. А вот накопленное духовное богатство — грехи или добродетели — имеет для каждого решающее значение.
— Православный человек дореволюционной эпохи и современный Христианин — какое различие между ними?
— Сегодня мы несколько идеализируем ту обстановку, что была в России до революции. Если бы русские люди — костяк Империи — не отступили от Бога, Господь не попустил бы тех страшных событий, что произошли. Низы — крестьяне, рабочие — оставались в массе верными Христу. А вот верхи — те, на кого должно было опираться государство — забыли Бога, утратили свое предназначение, потому что не вели Империю к Богу. По этой причине Господь «хирургическим методом» удалил их. А ту часть народа Божия, которая подлежала исправлению — исправил и принял в Царствие Небесное. Если бы не было этого «хирургического вмешательства», погибла бы и та часть интеллигенции, которая перед революцией отвергла Христа, а после революции, когда начались гонения на веру — выступила в защиту веры. По благословению Святейшего Патриарха Тихона были созданы Православные братства. И когда Святейший призвал народ встать за веру — он встал, и это было торжество правды, торжество веры. Русские люди вернулись к своим истокам, да поздно.
Многие надеялись, что с демократией они что-то приобретут. И вот для того, чтобы выветрить эту ложь из душ человеческих, Господь послал испытания. Преподобный Серафим Саровский в одном из своих пророчеств о России сказал: «Русские увлеклись французами, Господь их французами и накажет». Так и случилось. Когда человек очень рьяно за что-то хватается, забывая Бога, Господь останавливает его, ведь Он каждую душу любит ревниво. Какая Заповедь самая первая? Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей душою и всем помышлением своим. А если мы отходим от этой, самой первой Заповеди, что же ждать хорошего?
Православные Христа в сердце носят
— Страшно то, что в советский период три поколения Христиан жили без веры. Почему сейчас много болезней, страданий, люди легко подпадают под воздействие разных чар?
Потому что некому молиться в роду. Если раньше бабушка вымаливала сына, вымаливала внука, то теперь за правнуков молиться некому. Но по милости Божией наши угодившие Богу предки молят Господа, чтобы Он воздвиг молитвенника за продолжение рода на земле. Тех, кто приходит к нам в монастырь, мы спрашиваем: кто в вашем роду был молитвенник? И такие, как правило, находятся. Есть и другой пример: прадед был коммунистом, рушил храмы. Дети у него еще приличные люди, внуки пьяницы, а вот правнуков уже нет — Господь этот род отсек. Сколько детей — а ни у кого нет ни одного ребеночка. Совершается по Писанию: «Лице Господни на творящего злая, еже потребити от земли память их» (Пс. 33, 17).
Русские люди всегда жили на Земле не ради богатства. Россия, по сути, была полунищая, а церкви блестели, купола золотились. А теперь что? Дома выше храмов. А в храмах, особенно на селе, нищета.
— Иногда смотришь на некоторые семьи: в церковь не ходят, а живут порядочно, все у них ладно да складно. И думаешь: наверное, за этих людей усердно молятся на Небе их далекие предки.
— Мы должны понять: русский человек — кто бы он ни был, по делам Христианин. Кем были русские до Крещения? Это были варвары, которых боялись Запад и Восток. Вспомните, как были перевезены мощи святой великомученицы Варвары в Киев? Княгиня Анна выходила замуж, и она боялась идти к этим варварам, поэтому в защиту свою взяла мощи великомученицы. Как за прошедшие тысячелетия изменилась крещеная в купели Христианства русская душа! Ныне нет более нежной, любвеобильной, милосердной души, чем русская! Она русская — она Христианская! Бабушки Евангелие могут не процитировать вам, но делами своими они Христа в сердце носят.
Каждому надо начать с себя
— В сердце Православного человека уже генетически заложено великое терпение — одна из главных Христианских добродетелей. Все-таки наш человек более привычен уповать на Бога, надеяться на Его святую помощь. И все же: как правильно поступать Православным в трудные времена — ждать от властей улучшения ситуации или же стараться действовать самим, принимать какие-то меры, что-то требовать?
— В 70-е годы мне рассказывали об одном схиепископе, который всю жизнь провел в тюрьме — это ли не свидетельство веры, великого терпения и упования на волю Божию? И у него, поверьте, была чудесная жизнь. В советские годы ведь как практиковалось? Если политзаключенному, особенно священнослужителю, некуда идти или он недееспособный, — его не выпускали. Почему? Боялись. Духовенство, образованные люди почему были уничтожены? Правда превыше всего, она все побеждает! И ее, этой Правды, боялись, ложью растворяли. Поэтому при тюрьмах открывали своего рода дома престарелых, приюты, в которых жили заключенные. Ведь праведник грешного любит, а грешник праведника ненавидит — вот в чем дело. Власть предержащие грехи творили, и потому ненавидели тех, кто живет по Правде. Святые отцы говорят: без молитвы ничего нельзя совершить. А схиепископ тот величайший был молитвенник и страдалец. Как-то к нему попросилась для встречи одна монашка, сказала, что он дядя ее. Ее ведут по тюремным коридорам и говорят: «Раз он твой дядя, покажи, который из них он». Та идет и думает: «Вот позор-то будет!». Она ведь его не видела ни разу, только слышала о нем. Заглядывает в одну комнатку — нет никого, в другую — тоже никого. В третью заходит, а старец сам ее по имени называет. А ведь он эту монахиню и не знал совсем. Там много чудес происходило. И вот этого 90-летнего старца каждую неделю водили отмечаться к тюремному начальству как неблагонадежного!
Люди спрашивали у него: «Батюшка, что же дальше будет? Неужели коммунисты так и будут хозяйничать?». Он отвечал: «Нет. Скоро коммунисты, анархисты, социалисты — все будут русские». А русские — значит Православные. Русскость нашего человека — в его Православности. Если русский баптист или католик — он уже не русский. Для нашей государственности в Российской империи не существовало национальности. Вопрос такой совсем не ставился, вопрос был вероисповеднический: Православный, мусульманин, буддист и т.д. «А затем, — говорил старец, — возобновится прерванное общение с Небом», — вот то самое главное, о чем я хотел здесь сказать.
По второй части вопроса отвечу так: только ожидая облегчения ситуации, можно ведь все пропустить, поезд может уйти и без нас. Но любое дело прежде всего следует начинать с молитвы. И, как говорили старцы, каждому надо начинать с себя, с исправления своей жизни, своей греховности. Если только хоть на крылышко мухи добрые дела перевесят грехи — Господь смилуется над Россией. А у Бога весы точные. И начинать каждому надо с себя.
По благословению Марии Самарской
— А вы, батюшка, какими путями пришли в эту обитель? Кто были вашими духовными наставниками в жизни?
— Господь направил меня сюда по благословению блаженной старицы Марии Ивановны Матукасовой. С ней я встречался несколько раз, очень ее почитаю. Последняя встреча была в Оптиной пустыни. Недавно наша братия ездили на ее могилку в Казанский монастырь Вышнего Волочка, отслужили панихиду, попросили предстательства ее и блаженной Любушки перед Господом за нас, грешных. Так вот, когда я еще служил на приходе, было у меня много искушений. И стал я думать: не уйти ли мне в монастырь, ведь я же монах? Когда наши прихожане поехали к Марии Ивановне, я попросил задать ей от меня этот самый вопрос. И она ответила: «Нет. Пусть пока никуда не уходит, восстанавливает свой храм». — «Ну ладно, — сказал я себе, — раз воли Божией нет, останусь здесь». Через месяца два-три опять поехали наши Православные сестры к Марии Ивановне. И она им говорит: «Скоро вашему батюшке дадут монастырь, и пусть не отказывается». А незадолго до этого наш Владыка Казанский и Татарстанский Анастасий вызвал меня к себе и во время беседы промолвил: «Может, монастырь возглавишь со временем?». Я ничего на это не ответил. Как говорит Владыка, Господь каждого человека к чему-то готовит. Если мы, например, хотим что-то испечь, — соответственно делаем из теста пирожок, булочку или батончик, — так и Господь поступает с каждым человеком в отдельности. И вот как-то на святого благоверного князя Владимира мне нужно было ехать к Владыке Анастасию, я заблаговременно позвонил в епархию, и мне сказали, что его в этот день в городе не будет. А машина уже была заказана, водитель отпросился с работы. Я в то время болел, никакая врачебная помощь результата не давала, все было как в поговорке: мертвому припарка. И я предложил водителю съездить в Седмиезерье, в монастырь. Он согласился. До монастыря мы добрались только к вечеру, но прежде искупались в источнике матери Анисии, да еще машина застряла, потому что шел дождь. В домовой церкви мне посоветовали зайти в алтарь, помолиться, приложиться к образам. Но я постеснялся, тем более что службы не было. Да еще монастырские предупредили: «Далеко не ходи, а то скажут: будет начальником». Я только посмеялся про себя: вот помыслы — что только ни придет людям в голову. С тем мы и уехали, было это 28 июля. А 30 июля — день прославления старца Гавриила Седмиезерного. Наши прихожане поехали сюда на праздник. Это была первая Литургия по новопрославленному Церковью старцу. И в тот день вдруг раздается телефонный звонок из епархии, и Владыка Анастасий говорит: «Отец Герман, прими наместничество в Седмиезерной пустыни. Завтра я тебя жду к десяти часам». И на следующий день мне не оставалось ничего иного, как принять монастырь. Несмотря на болезни, сказал: «Господи, да будет воля Твоя! Не как я хочу, но как Ты!» Потому что знаю: если человек не несет Крест, данный ему Богом, то второй Крест бывает еще тяжелее.
Мать Анисия походатайствовала
Шел 1997 год. Какая здесь была разруха! Кто приезжал, говорили: «Батюшка! Вы видите, что здесь творится!». Я отвечал: «Я ничего не вижу». Помощников и жертвователей не было. И вот Господь и Матерь Божия, святые угодники сами все здесь устроили. Так, одному из священников было явление очень почитаемой в монастыре матери Анисии, в честь которой освящен один из наших источников. Если кто-то заболевал, просто говорили: «Надо поехать к матери Анисье исцелиться». Так и делали. Простудился, поехал, искупался в холодной воде — и все прошло. А я не переставая думал: «Кто же это такая мать Анисья? Хоть бы явилась, показалась, какая была». И вот приезжает к нам батюшка один, привозит картошечку. Мы ведем его на источник матери Анисии. Он спрашивает: «А кто она у вас была? Не схимница?». Мы отвечаем: «Схимница». Он говорит: «А знаете, какое мне было видение? Я уже почти проснулся, не спал, но еще и не бодрствовал. Заходит ко мне схимница и говорит: «Иди, отвези им картошки. Пять лет маются, не могут восстановить». Я говорю: «Матушка, благослови!». Она отвечает: «Как же я тебя благословлю? Ты сам священник. Ты не бойся своих прихожан, ты их люби. Что ты ни попросишь у Бога — Бог все будет исполнять». И когда я просил благословения матери Анисьи, я взял ее руку и поцеловал. В это мгновение такая неизъяснимая радость наполнила мое сердце! Она поцеловала мою руку. И я вижу, как схимница выходит из комнаты». Этот священник — бывший шофер. А картошки-то у нас совсем нет, и съездить за ней некому: то машина у одних сломалась, то другой водитель в отпуске. И вот, видимо, мать Анисия походатайствовала за нас. Мы здесь, а она за триста километров явилась тому священнику, который не сразу понял: кому нужна картошка? Куда ее везти?
— Батюшка, как сейчас живется вашему монастырю?
— Как сказать? Если будем жить без искушений — это беда. Это будет означать: или мы не спасаемся, или полностью погибаем. Поэтому идет борьба, духовная борьба. Но благодарим Господа, Пречистую Его Матерь и святых угодников Божиих: старца Гавриила, батюшку Александра и сонм угодников Божиих, которые предстоят у Престола Божия и молятся за наш монастырь. Седмиезерная пустынь — одна из великих святынь России, это место избрано Самой Царицей Небесной. По словам матери Анисии, задолго до основания обители здесь слышались колокольный звон, церковное пение.
«За все благодарю Господа и Матерь Божию»
— Искушения бывают, но Матерь Божия как чадолюбивая мать прощает нас. Как только я принял монастырь, мне очень хотелось все восстановить, чтоб все нам помогали, жаловался, ходил, просил всех. А приехал один батюшка и сказал: «Отец Герман, я так думаю: пусть вы будете жить в нищете, самое главное — чтобы жизнь была монашеская. А от хором-то что толку?». И я смирился. Потому что это был как голос с Неба. И ведь чудом Божиим этот храм восстановили братия. Можете себе представить, за четыре выходных дня разрушенный храм полностью отштукатурили, побелили и для Архиерейской службы подготовили. Приезжали к нам человек тридцать-сорок трудников, немного меньше было братии. Как муравьи бегали-трудились. Когда Владыка прибыл — очень удивился произошедшим переменам. 9 июля мы служили в домовой церкви, а 10 августа, в день празднования Смоленско-Седмиезерной иконе Божией Матери — уже в двухэтажном храме.
В монастыре нашем нет ни одной неправедной лепты, Матерь Божия не принимает. Сколько было «потенциальных спонсоров», которые многое обещали: мы к вам придем, поможем. А ни одного нет — появятся и тут же пропадают. Правдивый человек, Христианин пожертвует какую-то долю, копеечку свою — этим и живем. Вот эта церковь восстановлена руками братии, без найма рабочей силы. С четырех утра каждую щелочку, полосочку замазывали, заклеивали, полностью сохранили старинную архитектуру. Я за все благодарю Господа, Царицу Небесную и говорю всегда братии: «Поймите, я ведь никто здесь. Здесь наша Госпожа, наша Мать Пресвятая Богородица — Она Хозяйка».
На снимках: наместник Седмиезерной Богородичной пустыни игумен Герман (Кузьмин); храм во имя преподобного Евфимия Великого и Святителя Тихона Задонского в Седмиозерной пустыни; преподобный Гавриил (Зырянов).
Записала Ирина Гордеева г. Елабуга 20.02.2009