семейное обучение в казахстане

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Всё, что Вы хотели бы знать сначала

ПРАВА

ВОЗМОЖНОСТИ

ОБЯЗАННОСТИ

Об образовании в Казахстане

В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного и экстерната.

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом 14-3) статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок обучения в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

3. Обучение в форме экстерната могут получить обучающиеся:

не завершившие своевременно обучение в организациях среднего общего образования;

не имеющие возможности по семейным обстоятельствам, болезни получить среднее общее образование.

4. Для получения среднего общего образования в форме экстерната в пределах общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования действует единый государственный общеобязательный стандарт образования.

2. Порядок обучения в форме экстерната

5. Совершеннолетними обучающимися, желающими получить обучение в форме экстерната, подается заявление руководителю организации образования лично или родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

6. К заявлению прилагаются:

1) табели успеваемости и поведения обучающихся;

2) справка, выдаваемая гражданам, не завершившим образование;

3) документ государственного образца об окончании основной ступени общеобразовательного учебного заведения;

4) копия свидетельства о рождении (удостоверения личности).

7. При обучении в форме экстерната проведение текущего контроля успеваемости, а также промежуточной и итоговой государственной аттестации осуществляется в порядке установленном приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 сентября 2006 года N 481 «Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4394.

8. Заявление желающих обучаться в форме экстерната рассматривается в течение трех дней с момента подачи.

9. Родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся в форме экстерната должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также оценками обучающихся.

10. Обучающиеся в форме экстерната могут:

пользоваться учебной литературой из библиотечного фонда организации образования;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в предметных олимпиадах, соревнованиях научных проектов.

11. Промежуточная и итоговая государственная аттестации обучающихся в форме экстерната отражаются в протоколах с пометкой «Экстернат», которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения.

К протоколам прилагаются письменные материалы результатов прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации.

12. Обучающимся в форме экстерната, прошедшим итоговую государственную аттестацию, в установленном порядке выдается документ государственного образца об уровне (ступени) образования.

Источник

Подача заявления на обучение на дому по состоянию здоровья

Подача электронного заявления на организацию бесплатного обучения на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования

Как подать заявление?

Электронное заявление Вы можете подать через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz или через ИС SAKURA

Кто может подать заявление?

Заявление принимается только от родителей или законных представителей ребенка

Кем, как и в какой срок заявление проходит регистрацию?

В течение двух рабочих дней, школой в которую подали заявление на регистрацию

Где можно получить услугу?

Услугу можно получить через веб-портал «электронного правительства»: www.egov.kz и в канцелярии услугодателя (в электронном или бумажном виде, на выбор).

Для получения услуг в бумажном виде необходимо лично обратиться в канцелярию услугодателя. Настоящий интернет портал является представительством той же канцелярии. Поэтому заявление поданное с помощью данного портала аналогично бумажному

Кто такой законный представитель ребенка?

Законный представитель ребенка – это либо родитель, либо лицо официально (то есть документально) уполномоченное выполнять представление интересов ребенка (усыновители, опекуны, попечители)

Как подать заявление на ребенка-иностранца?

Гражданство ребенка и место его рождения не имеет значения. Любой ребенок может быть записан в организацию образования. При условии, что его законный представитель имеет ИИН – процедуры для всех детей одинаковые

Какие основания для отказа в оказании государственной услуги?

В случае предоставления услугополучателем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия для получения государственной услуги услугодатель отказывает в оказании государственной услуги и выдает уведомление об отказе в приеме документов

Куда обратиться в случае неправомерного отказа?

Жалоба на решение, действия (бездействие) услугодателя по вопросам оказания государственных услуг может быть подана на имя руководителя услугодателя, в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг

Как понять что заявление поступило на регистрацию?

На сотовый номер, указанный при подаче электронного заявления, поступит SMS сообщение, или вы можете проверить статус в личном кабинете

Название услуги

Прием документов для организации индивидуального бесплатного обучения на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования

Услугодатель

Государственная услуга оказывается организациями начального, основного среднего и общего среднего образования

Услугополучатель

Физические лица (родители или другие законные представители ребенка)

Где можно получить услугу

Для получения услуги в бумажном виде необходимо лично обратиться в канцелярию услугодателя. Настоящий интернет-портал является представительством той же канцелярии. Поэтому заявление поданное с помощью данного портала аналогично бумажному

Результат оказания услуги

Выдача расписки о приеме документов и издание приказа о зачислении на индивидуальное бесплатное обучение на дому

Срок оказания услуги

С момента сдачи пакета документов услугодателю, а также при обращении через портал – два рабочих дня

Стоимость услуги
Нормативные акты

Оказание услуги регулируется множеством нормативных документов, основные из которых следующие:

Для подачи электронного заявления через настоящий интернет-портал необходимы:

Для подачи заявления законный представитель должен пройти несколько шагов и предоставить следующую информацию:

Источник

Семейные ценности будут культивировать в школах Казахстана

семейное обучение в казахстане. Смотреть фото семейное обучение в казахстане. Смотреть картинку семейное обучение в казахстане. Картинка про семейное обучение в казахстане. Фото семейное обучение в казахстане

Иллюстративное фото: pexels.com

Семейные ценности и важность института семьи планируют культивировать в школах Казахстана, передает NUR.KZ со ссылкой на официальный проект постановления правительства РК.

Министерство образования и науки РК, подготовило и разместило на портале «Открытые НПА» проект постановления правительства «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года».

В документе отмечается, что «существующие в современном обществе проблемы негативно сказываются на психологическом благополучии детей. Так, большую озабоченность вызывает кризис института семьи. В республике в течение ряда лет стабильно снижается уровень заключения браков на фоне увеличения числа разводов. Доля разводов супружеских пар за 2020 год, имеющих одного ребенка, составляет 32%, двух и более детей – 33%».

В проекте концепции говорится, что ценностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию станет неотъемлемой частью системы среднего образования, отражающейся в школьном климате, культуре, поведении и отношении всех сотрудников.

В планы воспитательных работ организаций образования планируется включение работы по киберкультуре детей. Планируется разработка и внедрение мер по защите детей от информации и материалов, наносящих вред их духовному развитию.

По замыслу авторов проекта концепции, система воспитательной работы «Білім-инновация» лицеев и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», основанная на тесном взаимоотношении школы и родителей, станет фундаментом воспитательной работы организаций среднего образования страны по принципу треугольника «школа-ребенок-родитель».

С целью эффективной организации воспитательной работы подлежат пересмотру положение о классном руководстве и разработке квалификационные характеристики классных руководителей. Будет внедрен штат освобожденных классных руководителей в организациях среднего образования.

В целях патриотического воспитания обучающихся усилится роль военно-патриотических клубов, осуществится координация их деятельности на уровне областных управлений образования. Вовлеченность обучающихся в организованную общественную деятельность обеспечится путем широкого и последовательного членства в детско-юношеском движении «Жас қыран», «Жас Ұлан», Дебатное движение «Ұшқыр ой алаңы», школьные и студенческие парламенты и самоуправления.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Личный опытСтоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?

Поговорили с хоумскулерами о зоне комфорта, самообразовании и навыках общения с людьми

семейное обучение в казахстане. Смотреть фото семейное обучение в казахстане. Смотреть картинку семейное обучение в казахстане. Картинка про семейное обучение в казахстане. Фото семейное обучение в казахстане

Вслед за «Ұят емес» мы продолжаем новый спецпроект «Айналайын», где поднимем проблемы самого уязвимого меньшинства в мире — детей. Айналайын — это ласковое казахское прозвище, которое не имеет аналогов в русском языке. Дословно «айналайын» означает «Кружусь вокруг тебя». Раньше родители ходили вокруг юрты с больным ребенком внутри, чтобы забрать его недуг, защитить от злых сил.

Все это лето мы будем говорить о правах и защите детей, детдомах, домашнем насилии, детском труде, торговле детьми и рабстве, материнстве, жизни и развитии детей с особенностями, буллинге, образовании, уголовной ответственности и будущем. Мы встретимся с родителями, экспертами и властями, жертвами и активистами, и, конечно же, с детьми. В новом материале мы будем говорить про домашнее обучение.

На 2016 год статистика Министерства образования и науки РК показывала, что около 2 % школьников учатся удаленно. Сейчас многих родителей интересует вопрос «Стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?» Поговорили с мамой, которая выбрала онлайн-школу, также узнали мнение человека, который был вынужден учиться дома. Имена изменены по просьбам героев.

семейное обучение в казахстане. Смотреть фото семейное обучение в казахстане. Смотреть картинку семейное обучение в казахстане. Картинка про семейное обучение в казахстане. Фото семейное обучение в казахстане

семейное обучение в казахстане. Смотреть фото семейное обучение в казахстане. Смотреть картинку семейное обучение в казахстане. Картинка про семейное обучение в казахстане. Фото семейное обучение в казахстане

Лариса, мама

О школе

У нас в семье четверо детей, и двое ― школьного возраста. Перевести их на домашнее обучение было нашим взвешенным решением. Государственная школа, которую они ранее посещали, была переполнена. На детей сильно сказывалась галдящая атмосфера ― от шума они приходили домой усталыми и апатичными. К тому же, чем больше учеников в классе, тем меньше внимания отводится учителем каждому из них. Мы реалисты, знали на что соглашаемся, когда отправляли детей в обычную школу, поэтому особо не рассчитывали на качественное образование, думали добрать его за счет репетиторов и кружков.

Но мы ошиблись: учеба в школе и подготовка домашнего задания отнимали то время, которое мы планировали потратить на дополнительные уроки. Плюс ко всему, у детей абсолютно пропала мотивация учиться. Причины разные ― учителя, у которых не хватает педагогичности не кричать на ребенка, загруженность и рутинность школьных будней. Для детей школа была своеобразной тюрьмой ― они безразлично отбывали срок и с каждым днем теряли интерес к знаниям.

Для детей школа была своеобразной тюрьмой ― они безразлично отбывали срок и с каждым днем теряли интерес к знаниям

Источник

Казахстанские родители рассказали, в чём отличие домашнего обучения от дистанционного.

Медиа-портал Сaravan.kz разобрался, как дети в Казахстане учатся дистанционно и на семейном обучении.

Как известно, линейки 1 сентября в казахстанских школах проведут онлайн. Образование в нашей стране в условиях пандемии осваивает новые формы, но, кроме обычного и дистанционного обучения, есть другое, которое часто путают с удалённым. Домашнее обучение, или хоумскулинг, также называют семейным. Оно не предполагает, что школа устраивает и контролирует процесс даже на расстоянии – только аттестует по результатам четверти или всего года, переводя в следующий класс. Правда, законодательно такая форма образования в Казахстане никак не закреплена.

Три мамы рассказали, как пришли к обучению на дому, у двоих это полноценный хоумскулинг, к третьей учитель приходит на дом из школы из-за здоровья ребёнка.

Все родители хотят знать, как не превратиться для своего ребёнка в училку и не испортить с ним отношения

У Инны СЕМЕНЕНКО почти четыре года опыта в организации семейного образования своим детям. Вместе с семьёй она переехала в этом году в Россию и там проводит консультации по этой теме. Инна считает, что школа не соответствует реалиям сегодняшнего дня:

— Её изначально задумали и создали в индустриальном обществе, родоначальник школы – вообще Пруссия. Детей учили работать на заводах, на станках. Это был ответ тому времени, потому что требовались рабочие руки и люди с индустриальным мышлением, то есть делатели. Сейчас мы живём в эпоху информационного общества, и тот подход к школе, её организация, классы по тридцать человек, принцип, что учитель всегда прав и является основным хранителем знаний, – всё это устарело. Учитель уже не источник информации, можно спросить у гугла, и он на всё ответит. Поменялся авторитет учителя, поменялся уклад жизни, экономическая формация… Сменилось всё, кроме школы. По этой причине мы с супругом решили, всё обдумав и изучив ситуацию, что хотим, чтобы наши дети были более подготовлены к реалиям современного мира.

Дети Инны не учились в обычной школе. Сама родительница не педагог, а маркетолог, но до того окончила канадский институт Ньюфелда по программе «Понимать ребенка». Составляя план обучения для своих детей, она опиралась на опыт других людей и на доступную в Интернете методологию. Но, прежде чем сделать это, в первый год Инна прикрепила ребёнка к российской онлайн-школе, чтобы посмотреть, как организован процесс.

– Среди казахстанцев это сейчас очень популярный формат. Там уже готовая программа, проверенная временем, по ней учиться интересно и нормально. Но сейчас мы, так как уехали в этом году в Россию, смогли выбрать анскулинг. То есть не быть прикреплёнными ни к какой школе и создавать собственный образовательный маршрут. Посмотрев, как это делается в онлайн-школе, я примерно поняла, что мне нужно делать самой, – делится Инна.

В первый год обучение занимало час-полтора, к третьему уже два с половиной на все уроки. Инна подчёркивает, что даже в онлайн-школе можно учиться в своём темпе, просто нужно в конце четверти сдать нужный объём заданий, тестов, контрольных. В течение четверти есть опция варьировать нагрузку. Уроков в режиме видеоконференции не было, но учитель всегда был на связи.

– Все родители хотят знать, как не превратиться для своего ребёнка в училку и не испортить с ним отношения. Как учить, чему? Слава богу, методология есть: у нас открытое информационное пространство, куча программ и учебников. Можно выбрать те, которые более подходят вашему ребёнку: если видите склонности к математике, можете сделать на неё упор. Появляется уникальная возможность составить индивидуальный маршрут обучения в собственном темпе и с нужными дисциплинами, чего не даёт школа, – рассказывает родительница.

Зато социализация при домашнем обучении возлагается на плечи родителей. Хотя существуют кружки и секции и ребёнок может проводить там много времени, потому что меньше тратит его на учёбу, остаётся важным уклад семьи. Хоумскулинг подходит не всем, потому что родитель должен отдавать себе отчёт, сможет ли он создать социальную среду для своего ребёнка.

– Семья должна быть очень открытая для общения, ходить в гости, выезжать в гости, на какие-то прогулки, в путешествия… Если родители не могут этого обеспечить и оба загружены работой с утра до вечера, а ребёнок дома один за компьютером и с учебниками, такой хоумскулинг не развивает, безусловно. Тогда он может даже пойти не на пользу. Нужно понимать, есть ли у семьи финансовые, временные и эмоциональные ресурсы, ведь общаться ребёнку необходимо. Мы решили вопрос так: у нас закрытый двор, там много детей без родителей, где они и социализируются, – делится Инна.

– Цифровая школа – это другое. И в нашем случае перетянуть школу в дом – это немножко провал. У нас менее подготовленная база, чем в онлайн-школах, потому что меньше опыта, к тому же много технических неполадок… А в онлайн-школах есть электронный журнал с оценками, упражнения, материал там более фундаментальный, потому что это готовилось годами. Но если люди созрели для семейного формата обучения, они уже понимают, что ответственность не на школе, а на родителях, и именно они организовывают образовательную среду. Тем не менее родитель не становится учителем и не сидит с ребёнком с утра до вечера. Домашнее образование учит детей учиться и делать это самостоятельно.

Многие хотят отдать ребёнка куда-то и сказать: воспитайте нам успешного человека с правильными жизненными ценностями

Дочь Веры САДЫКОВОЙ училась в третьем классе, когда её матери стало понятно, что восемь часов обучения в день – это неэффективное использование времени ребёнка. Школа, путь и домашние задания отнимали у неё всё время, девочка успевала только что-то делать по школьной программе. К тому же за три года у неё сменилось пять классных руководителей, и подготовка учителей не так впечатляла родителей, чтобы держаться за школу. Вера стала изучать семейное обучение.

Занимаясь дома, её дочь тратила в день два-три часа, суббота и воскресенье – выходные. До карантина у девочки были две спортивные тренировки в день. Также она ходила в художественную школу, айти-академию, на курсы оригами и другие кружки, которые интересовали. Что-то оставалось, от чего-то отказывалась, а время на это появилось, потому что на общеобразовательную программу уходило теперь два-три часа.

— В классе сидят обычно более тридцати учеников, урок идёт сорок пять минут. Ребёнок не успевает даже погрузиться, потому что половину времени учитель успокаивает класс, потом пытается опросить и только потом – дать новую тему. На последнее остаётся, как правило, десять минут, часть задают на дом, дома они не делают, следующий урок начинается с опроса… Я раньше работала в школе учителем информатики и понимаю примерно, как это всё работает.

Родительница считает, что ребёнок за сорок минут только погружается в один предмет, как ему уже нужно переходить к другому. Этим поурочная система отличается от тематического погружения, которым дочь Веры может заниматься дома. Например, какой-то период времени она изучает только географию, литературу и математику. Потом сдаёт географию, остаются литература и математика, к ним подключается английский язык. К географии больше не возвращаются, потому что программу за пятый класс окончили за месяц-полтора.

Дочь Веры может аттестоваться в российской школе, потому что прикреплена к ней, как делают многие казахстанские родители, которые самостоятельно учат своих детей. Если в Казахстане не введут аттестацию, у них не возникнет проблем с получением документа об образовании, но Вере хотелось бы, чтобы у большего количества людей была такая возможность.

Она считает, что экстерн может стать хорошим выходом для детей, которым уже сейчас нужно оканчивать школу и получать аттестат, когда те хотят учиться на дому самостоятельно, даже если здоровы. В управлении образовании Вера узнала, что любая школа может работать по 540-му приказу, но это пока только возможности, а не практика.

В Казахстане семейное обучение не разрешено, но и нигде не запрещено напрямую, поэтому около двух тысяч родителей в стране занимаются этим под свою ответственность. Уже около двух лет Вера работает над тем, чтобы в законодательство об образовании внесли поправки, выходит на связь с министерством и пишет письма Президенту. Недавно вышла на уровень мажилиса, чтобы там рассмотрели корректировки, но пока никто не решился их официально одобрить. Активная родительница предполагает:

— Видимо, боятся, вдруг заработает? То есть они понимают, что это работает, но что, если буквально подтвердится? А если у нас больше заявленных трёх процентов родителей захотят учить детей дома? Меня спрашивали: а вдруг все пойдут на это? Не думаю, потому что точно понимаю, что это очень осознанный шаг, и намного проще передать ответственность другому. Но у нас в министерстве что-то думают. Дочь говорит, что у меня квест с беготнёй в государственных структурах.

Оценивая шансы на то, что после пандемии больше казахстанцев переведёт детей на домашнее обучение, Вера высказывается скептически. Она думает, что больше пяти процентов родителей вряд ли решатся на подобную практику, потому что ответственность – это страшно.

Мы просто не получили тот же объём знаний, что и дети, которые ходят в школу

СынуТамары АЛБАГАЧИЕВОЙ восемь лет, он окончил первый класс. У него инвалидность из-за заболевания сердца, и им рекомендовали обучение на дому. Рекомендации Тамара отнесла в центр психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) вместе с заключениями врачей и справкой об инвалидности. Там одобрили, и с документами об этом она пришла в школу по месту прописки и району, где за ними закрепили преподавателей. Это пример образования на дому, которое не считается хоумскулингом.

– С бумагами, конечно, было тяжело, всё в разных районах города – затруднительно, плюс в очереди везде стояли, – признаётся Тамара.

Учителя приходят к ним на дом. Из школы по общеобразовательной программе: в неделю три раза по три занятия, английский и казахский языки один раз в неделю. От государства мальчик получил направление заниматься с дефектологом, логопедом и психологом.

– Учитель оптимизирует программу, и тем не менее этого мало. В конце года, когда мы сдавали СОР и СОЧ, мы не смогли. Не из-за каких-то умственных отставаний в развитии – у нас их нет. Просто не получили тот же объём знаний, что дети, которые ходят в школу. А сдавали на оценку по одинаковым критериям. Не знаю, кто такое не предусмотрел, но это большой минус. Если оценить суммарно, сколько пропускаем из-за того, что два дня в неделю не учимся, плюс те случаи, когда кто-то заболел, пусть даже сам учитель, – получается огромное количество дней. Как ставили оценки – даже не знаю, хотя мы перешли во второй класс, рассказывает Тамара.

Она сама докупала прописи и учебники из обязательного комплекта, искала товары со скидкой, потому что получили не все. К тому же мальчик отстаёт по программе, так что мать заплатила и за дополнительную литературу, и это обошлось дорого. Правда, дополнительные языковые курсы по скидке из-за инвалидности очень дёшевые, и они необходимы – одного занятия в неделю матери кажется мало.

После начала карантина всё перешло в онлайн, как у остальных школьников. Впрочем, Тамара считает, что для них лучше учиться вживую, но очень важен учитель, его характер и отношение к ребёнку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *