семейное обучение и экстернат в чем разница

Отличия экстерната от домашнего образования

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

Набирает популярность отказ родителей вести детей в школу и проводить обучение на дому. Как вы думаете, будет ли такая форма эффективнее традиционных методов обучения? Какие плюсы и минусы обучения на дому? На эти и многие другие вопросы ответила директор центра интенсивных технологий образования Галина Мисютина в эфире радио «Вести ФМ».

«Вести ФМ»: Галина Алексеевна, есть две формы домашнего обучения. Это экстернат и семейное образование. Вот в чём разница, объясните.

Мисютина: Принципиальная разница в том, что на экстернате дети самостоятельно занимаются дома с родителями и раз в год проходят аттестацию.

«Вести ФМ»: В школе.

Мисютина: В школе. Семейное обучение.

«Вести ФМ»: То есть пишут контрольные, вот как все? Наравне со всеми садятся.

Миюстина: Нет. Они проходят по окончании учебного года, ну, или в течение учебного года по расписанию школы они проходят промежуточную аттестацию. То есть сдают так называемый годовой экзамен. По всем предметам соответствующего класса. Эта промежуточная аттестация оформляется, и ребенок переводится в следующий класс. А на семейном обучении составляется договор между школой и родителями, где прописывается. И вот здесь уже законом никак не регламентируются отношения между школой и родителями, это всё прописывается в договоре. И как будет проходить аттестация, как часто, в какой форме – это уже всё прописывается в договоре. Поэтому очень часто школа устанавливает вот такие очень частые и неудобные для родителей формы, то есть фактически он привязан к классу, должен ходить на все контрольные, и переход на семейное обучение, по сути, не освобождает родителей от того графика и режима занятий, который есть у всех школьников. Ну, это бывает часто, но всё-таки является предметом договоренности между школой и родителями, и часто всё-таки в ходе переговоров достигается какой-то оптимальный вариант.

«Вести ФМ»: Родители составляют план учебный сами? Кто-то контролирует этот план, кто-то проверяет, школа каким-то образом участвует всё равно в этом образовании?

Мисютина: Школа должна отслеживать результат этого обучения. То есть тоже проводится аттестация, и ребенок должен пройти эту аттестацию. Это единственная форма контроля, которую имеет право проводить школа.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

«Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно: дальше лететь незачем»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Вот с этой статьёй Медведева сделали нестандартный, но очень интересный ход. Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно, что дальше лететь незачем. Условия повторили те же самые: «Хотите – уходите, ничего мы вам за это давать не собираемся. Если вы не готовы уйти сегодня, мы готовы подождать. И 5 лет, и 10 – мы не торопимся. Это под вами горит, а под нами – нет».

«Не пойдёт никогда американский газ в Европу, потому что он пойдёт в Азию»

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Америка производит дикое количество газа. Что, у неё меньше стало газа? Вроде нет, даже пандемийное падение преодолено. Просто в Азии газ стоит дороже. Компании, которые производят газ, не производят политических заявлений про «молекулы свободы».

«Дестабилизация на Украине будет продолжаться и дальше»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Зеленский, ошалевший от того, что ему постоянно удаётся силовое давление, – он давит, никто не сопротивляется; он отправил Медведчука под домашний арест – наверное, сейчас думает, надо было вообще в камеру посадить, всё равно никто не выступает. Была олигархия – нет олигархов. Почему бы и с остальными так же не разобраться. Если возникнет желание Зеленского действительно валить, тогда им надо будет вывести какое-то количество людей на улицы».

Источник

Семейное обучение и экстернат в чем разница

Синоним — семейное обучение.

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Домашнее обучение легально в Российской Федерации.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причинами перехода на домашнее обучение чаще всего являются недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи.

Чтобы перейти на семейное образование, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление, а затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.

Организация дальнейшего учебного процесса на семейном обучении лежит на родителях. Что учить, как учить, когда учить — семья решает сама. Семейное образование — гибкое и вариативное. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» организуют обучение с 1 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.

Надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по скайпу. Зачастую учителями назначаются два–три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин.

По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании»

Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.

Кто может рассчитывать на надомное обучение

Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Надомным обучением нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности. Если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу, его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.

Полный список заболеваний для надомного обучения можно найти в перечне Министерства здравоохранения. Приведём лишь несколько примеров: нарушение свёртываемости крови, эпилепсия, спинальная мышечная атрофия, сердечная недостаточность второй и третьей стадии, детский церебральный паралич и другие.

Алгоритм перехода на надомное обучение

Порядок действий такой:

Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации больного ребёнка.

К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество надомного образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.

«В четвёртом классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа».

Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».

«Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути», — делится Елена.

Домашнее или надомное обучение: что выбрать

Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.

Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.

Определиться, какой тип обучения, семейное или надомное, всё же подойдёт вашему ребёнку, вам поможет наглядная таблица.

Источник

Семейное обучение — прочь от социума или вперед к знаниям?

Что такое семейное образование, какие бонусы и сложности у выбравших этот путь и можно ли получить нормальное образование таким образом?

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

Семейное, дистанционное, надомное обучение и экстернат — как разобраться?

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

В каких случаях дети и родители выбирают семейное образование?

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

Как перейти на семейное обучение?

Переход ребенка на СО осуществляется на основании заявления родителей директору школы.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования в любой момент — во время получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в том числе вернуться обратно в школу.

Куда пойти учиться?

Выбрать школу для такой формы обучения ребенка — так же ответственно, как выбрать школу для традиционного образования. Вот какой выбор сделали наши героини.

Ирина, мама Варвары: «Занимаемся по программе «Экстерн-офиса». Для меня самый большой плюс в том, что на меня изначально смотрят как на адекватного родителя, без закатывания глаз и «Зачем вам это надо?». Еще мне импонирует блочное обучение: выучил предмет — сдал, следующий выучил — сдал. Есть вопросы, но нет программы (кроме английского языка), поэтому ученику и родителям полная свобода в источниках знаний. Это могут быть не только и не столько учебники. К тому же план сдачи составляется с учетом способностей ребенка. Новый и сложный предмет можно сдать в конце года, а простой хоть в сентябре. У нас есть возможность не прерываться в учебе на лето, переходя из класса в класс. Сдаем предметы дистанционно через интернет. «Экстерн-офис» прикрепляет ученика к определенной школе, как посредник, составляя трехсторонний договор: официально мы прикреплены к Новосибирской средней школе».

Лара, мама Егора: «Все программы СО соотносятся с требованиями ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Мы приняли решение не прикрепляться для аттестаций к ближайшей школе, а сдавать аттестации дистанционно. В первый год мы выбрали «Экстерн-офис». Аттестации сдавали по скайпу, под неусыпным контролем принимающего. Помимо дистанционной сдачи аттестаций было предусмотрено и дистанционное обучение: все расписано, ответы на вопросы есть, аттестация состоит только из тех вопросов, которые изучались в процессе обучения. Процесс обучения отслеживался контрольными работами по каждой пройденной теме и главе. Мне важен был такой контроль со стороны некой системы, поскольку у меня были сомнения, справлюсь ли я одна (муж не поддерживал наш с сыном выбор). В итоге сын закончил шестой класс на СО с одной «четверкой» — остальные были «пятерки». При этом он ожил, стал ходить на кружки, был доволен и счастлив, наши отношения наладились. Однако за этот год я очень устала — все мои силы уходили на обучение ребенка, я нервничала из-за сроков и от груза ответственности. На второй год СО я через коммерческого посредника прикрепила сына к петербургской школе №277. Здесь удобнее форма сдачи аттестаций, меньше нервов из-за дедлайнов — сдаешь каждый предмет в течение года в любое удобное время. Однако не все у нас пошло гладко. Дал знать подростковый возраст. Сыну было очень сложно воспринимать меня и как добрую маму, и как строгого учителя. Пришлось снова искать варианты, консультироваться. На сегодняшний день закреплено: моя обязанность — обеспечить ему возможности для учебы, его обязанность — справляться с учебой, а в случае необходимости обращаться за помощью ко мне или к найденным нами консультантам по семейному обучению. Главная сложность для меня состоит в том, что требования ФГОС остаются требованиями ФГОС и, так или иначе, ребенка нужно заставлять («мотивировать») учить то, что ему неинтересно. Я никак не могу найти золотую середину между «надо сдать ЕГЭ» и «важно делать то, к чему лежит душа». Мой сын всегда был свободолюбивым, и у меня часто ощущение, что я не справляюсь так, как должна бы».

Анастасия, мама Арсения: «В 2006 году я нашла в интернете 70 школ, работающих с экстернами, стала обзванивать, вышли на московскую школу №26, которая чуть ли не первая начала с этой формой работать и к тому моменту вела пару сотен экстернов. Все налажено: сессии, расписание. И бесплатно! Туда и пошли».

Татьяна Иванова, мама Кости: «Сын учится по программе «Школа России», прикреплен к школе №277, там целое отделение экстерната. На СО у него обнаружилось много пробелов в знаниях: я не знаю, чему сына учили четыре года до того. Пользуемся интернет-ресурсами, как платными, так и бесплатными. Сын смотрит обучающие видео, пишет конспекты, решает задачи. У Кости три репетитора: английский, математика и русский».

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

Любовь, мама Сергея: «Сын учится по обычной школьной программе в дистанционной школе, с прикреплением для аттестации к частной школе, в которой до этого учился очно. Выбрали этот вариант, потому что он позволяет довольно плавно перейти от очного режима к дистанционному, с сохранением привычной структуры обучения, что с учетом переезда и связанных с ним хлопот было весьма кстати. Нам нравится подача материала (мы и раньше использовали видеоуроки этой школы по разным предметам для дополнительного изучения), уже в процессе оказалось, что там очень хорошие учителя, с которыми проходят онлайн консультации. У сына довольно объемные домашние задания, но в этом году в режиме сдачи заданий каждую неделю мы оставили только три предмета: математику, русский и английский. Остальное сдается раз в месяц, это позволяет выполнять задания спокойнее и вдумчивее. Основные усилия в первом учебном полугодии были направлены на развитие самостоятельности и выстраивание режима занятий».

Обязательна ли аттестация ребенка?

Семейное образование освобождает от обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Но аттестацию проходить ребенок должен. «Отчетный» период можно выбирать — где-то можно все сдать в мае, где-то сам выставляешь план и следуешь ему. Аттестация проходит не реже раза в год, если ребенок прикреплен к школе для аттестации. Родители сами могут выбрать учреждение, по рекомендациям и/или «погуглив», где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию. К школе можно не прикрепляться до 9 класса, важно лишь написать уведомляющее письмо, что ребенок будет обучаться на семейном образовании. Если ребенок не прикреплен к школе, но образовательные органы уведомлены об этом, то промежуточная аттестация не обязательна. По закону обязательными являются лишь итоговые аттестации — в 9 и 11 классах.

Если учащийся не аттестован и в установленные сроки и по итогам промежуточной аттестации он не ликвидирует академическую задолженность, то далее он остается на второй год и должен продолжить обучение в образовательной организации.

Тем, кто не прошел итоговой аттестации или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Какие плюсы семейного образования?

Снова дадим слово нашим героиням.

Лара, мама Егора: «Я не всегда довольна СО, но при этом я точно знаю, что в школе было хуже. Ведь сейчас необходимость бороться с системой или вынужденное подстраивание под систему сведены до минимума. Режим дня не предполагает ранних побудок. У сына есть возможность строить по своему желанию день, неделю, год — можно учиться ежедневно, можно только летом, можно устраивать себе каникулы в любое время и уделять много времени своим хобби».

Ирина, мама Варвары: «Бонусы от СО у нас стандартны: мы выстраиваем свое время так, как нам удобно, без привязок к ежедневному посещению школы. Дочка в 3 классе музыкальной школы, второй год ходит в бассейн, ходит на занятия в рисовальные классы. Я вижу, что для нее это посильная нагрузка, от которой с учетом школы пришлось бы отказаться».

Анастасия, мама Арсения: «Все высыпаются, учеба отнимает максимум часа три, дети успевают играть, гулять, ходить на кружки. Поездки можно планировать на будни, когда везде пусто. КПД учебы выросло во много раз. Контакты со школой минимальны. К ЕГЭ сын готовился сам при помощи интернета (без репетиторов, просто решал пробники), сдавал пять предметов, сдал на 60-80 баллов».

Татьяна, мама Кости: «Нам нравится свобода и то, что можно классы «перескакивать»: Костик в прошлом году сдал сразу 7 и 8 класс. Занимаемся целиком и полностью по своему усмотрению, аттестации по программе школы».

Любовь, мама Сергея: «Для нас один из важных плюсов СО — бодрость, активность и здоровье сына. Он почти не болеет в течение года, хотя и бывает регулярно в разных детских коллективах на дополнительных занятиях. У него появился интерес к тому, что он изучает, чего никогда не было в школе. Появилась мобильность: дистанционная учеба сына позволила нам не быть привязанными к одному месту».

семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть фото семейное обучение и экстернат в чем разница. Смотреть картинку семейное обучение и экстернат в чем разница. Картинка про семейное обучение и экстернат в чем разница. Фото семейное обучение и экстернат в чем разница

А где подводные камни?

Разумеется, без этого никак.

Психолог Наталья Скачкова замечает: «Мне, наверное, повезло, но неудачных примеров при переходе детей на семейное обучение я не наблюдала. Но конечно бывают случаи, когда учащиеся и родители по истечении какого-то времени осознают, что данная форма обучения не соответствует их ожиданиям и дает не те результаты, на которые они рассчитывали. В этом случае форму обучения ребенка следует поменять».

Такая система оказывается чрезвычайно сложна для семей, где отсутствует саморегуляция как система, где и взрослым, и детям тяжело заставить себя сесть за учебу, работу.

Еще один аспект, который нельзя исключать, — финансовая сторона. Цены на семейное образование могут варьироваться от 20 000 в год до 20 000 руб. в месяц и выше. Есть школы, которые позиционируют себя как семейные, берущие оплату порядка 40 000 руб. в месяц, но по отзывам им больше подходит статус частных школ. Существуют варианты и бесплатного семейного образования.

Полезные ссылки

Наши героини, сторонницы семейного обучения, нашли в такой форме образования больше плюсов. Если ваш опыт иной, расскажите нам об этом в комментариях.

Источник

Как организовать домашнее обучение ребенка

Общее образование, которое дают в 1—11 классах, в России обязательное. Но получить его можно и в школе, и вне школы.

А можно вообще совместить два формата. Так с 2019 года учится моя дочь, сейчас ей 11 лет. Она числится в частной московской школе и проходит там аттестацию, а учу ее я сама.

Расскажу, какие вообще есть формы общего образования и что называют домашним обучением. А еще поделюсь опытом, как в нем участвуют родители и сколько оно может стоить.

Что такое домашнее обучение

Официально домашним обучением считается только надомное. Это когда ребенок не может ходить в школу из-за ограничений по здоровью и учителя сами приходят к нему домой.

Но в народе так называют и другие случаи, когда ученик совсем не посещает школу. Например, дистанционное и семейное обучение. Так что в этой статье я тоже буду называть их домашним и подробно расскажу о каждом. Пусть педагоги и министры меня простят.

Виды обучения в школе

В рамках любой школы, хоть частной, хоть государственной, есть три формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. В любой из них ребенок строго следует учебной программе и за его знания отвечает школа, а не родители.

При очной форме ребенок ходит в школу каждый день. У этой формы есть разновидность — надомное обучение. Это когда ученик не посещает уроки по состоянию здоровья и учителя сами приходят к нему домой.

При очно-заочной форме ребенок ходит в школу 2—4 раза в неделю и только на некоторые предметы, а остальные осваивает дома. При этом он делает все домашние задания и сдает с классом контрольные и экзамены.

А при заочной форме ребенок появляется в школе раз в несколько месяцев. Например, чтобы разобрать с учителем самые сложные темы. В остальное время он учится дома по школьным учебникам, а сдает домашние работы и экзамены очно или через интернет.

К любой из этих форм можно применить дистанционный формат обучения. Это когда учителя ведут уроки онлайн, а дети сдают все домашние и контрольные через интернет.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Виды обучения не в школе

Внешкольным считается семейное и самостоятельное обучение. Последнее еще называют самообразованием.

При семейном формате за знания ребенка отвечает семья. До девятого класса он может не прикрепляться ни к какой школе, не делать никакие домашние задания и не сдавать контрольные. В девятом придется прикрепиться, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат.

А можно прикрепиться сразу — так сделали мы. Но знания дочери в течение года все равно контролирую только я, а в школе она аттестуется дважды в год.

При самостоятельном обучении все то же самое, но за знания ребенка отвечают и родители, и он сам — в равной степени. Но оно возможно только для учеников, которые уже окончили девять классов. Поэтому дальше я не буду его упоминать.

Условия обучения на дому

В этой статье я буду рассказывать о надомном, дистанционном и семейном обучении. Это их чаще всего называют домашним.

Для перехода на надомное обучение у ребенка должны быть ограничения по здоровью, из-за которых он не может ходить в школу. Например, тяжелая степень несвертываемости крови или нарушение интеллектуального развития, когда ученик не контролирует свое поведение. Или если ребенок перенес тяжелую операцию и после нее прошло меньше года. Допустим, если ему лечили разрывы сетчатки глаза.

С дистанционным обучением тоже есть условие — школа, которую вы выбрали, должна применять электронные технологии. Но по закону это ее право, а не обязанность. И если в вашей школе их нет, вы не заставите учителей вести уроки онлайн специально для вашего ребенка. Придется переводить его в другую школу.

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, особых условий нет — достаточно желания родителей. В остальном все зависит от того, прикреплен ли ребенок к какой-то школе и какие там порядки.

Что говорит закон о домашнем обучении

Все виды обучения, которые в народе называют домашними, регулирует федеральный закон «Об образовании»‎. А часть положений этого закона детализирует Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08 — главный нормативный документ о семейном обучении. Если вы задумались о том, чтобы ребенок учился дома, желательно прочитать его полностью.

А пока вот самое важное из закона.

Родители имеют право сами выбрать ребенку форму обучения. Допустим, если ему не понравится на домашнем, он всегда может вернуться в школу по месту жительства — к очной форме. И директор школы не имеет права этому мешать.

Семейная форма обучения так же законна, как надомная или дистанционная в школе. Если вы захотите перевести на нее ребенка, никто не может вам препятствовать: ни учителя, ни директор, ни городской отдел образования.

При семейной форме у ребенка есть право аттестовываться в государственной школе по месту жительства: сдавать там контрольные работы, экзамены и получать оценки. Даже если вы захотите прикрепиться к школе только ради этого, вам не вправе отказать.

Если ребенок на домашнем обучении прикреплен к школе, он может пользоваться школьной библиотекой, спортивной площадкой и физкультурным залом. А еще участвовать в олимпиадах, спортивных соревнованиях и научных конференциях от лица школы.

Нельзя просто взять и забрать ребенка из школы. Если вы выбрали семейное обучение, об этом придется сообщить в местный отдел образования. Там ведут учет всех детей, которые в данный момент должны получать общее образование.

Если ребенок не прикреплен ни к какой школе, а вы не сообщите о семейном обучении, вы нарушите закон.

На домашнем обучении можно аттестовываться экстерном. Допустим, за год ребенок прошел программу сразу двух классов — к примеру, седьмого и восьмого. А по возрасту должен идти только в восьмой. Если он прикреплен к школе и сдаст все контрольные за восьмой класс, его переведут в девятый несмотря на возраст.

Ребенка на домашнем обучении, прикрепленного к школе, могут оставить на второй год. Это точно случится, если у него две академических задолженности или больше: например, он не написал годовую контрольную по двум предметам и не сдавал по ним экзамены. Или получил за них двойки.

Если у ученика одна задолженность, его переведут в следующий класс условно. То есть он сможет проходить программу этого класса, но за ним будет долг.

В течение года ученику придется пересдать предмет. Если он снова получит два, то вернется в предыдущий класс.

Что такое надомное обучение

В чем суть. Ребенок на надомном обучении прикреплен к школе по месту жительства и к конкретному классу. Его учат школьные учителя — у него дома после своих уроков или через интернет. А все аттестации и контрольные он сдает по школьному графику.

Как перевестись. В разных регионах могут быть свои правила. Их лучше узнавать в городском отделе образования. А в Москве нужно получить от лечащего врача направление на врачебную или клинико-экспертную комиссию (КЭК). Ее организовывают в одной из городских поликлиник или больниц. Там специалисты осмотрят ребенка и изучат результаты его анализов и обследований. На основании этого решат, может ли он посещать школу очно. Если нет, выдадут заключение, что ему рекомендовано учиться на дому.

Администрация школы заключит с вами договор о переводе на надомное обучение, а в Москве — составит об этом акт. К нему будет прилагаться индивидуальный учебный план и расписание. Вы сможете принять их или скорректировать вместе с завучем.

После этого администрация назначит учителей, которые будут приходить к ребенку. Причем один и тот же учитель может обучать сразу нескольким дисциплинам. Это нормально: например, в дипломах учителей математики обычно есть дополнительная специализация — физика, и наоборот. Учитель географии может преподавать биологию, а историк — обществознание.

Плюсы надомного обучения. Болезнь не мешает ребенку получать образование. А школа адаптируется под его нужды, предоставляет бесплатные учебники и учителей.

Минусы надомного обучения. В список заболеваний входят только самые острые состояния. Если ребенок болен, но не тяжело, ему придется ходить в школу со всеми.

При надомном обучении дети мало общаются со сверстниками. Еще им не преподают ИЗО, музыку, ОБЖ и технологию, хотя кому-то эти предметы могли бы понравиться.

У учителей часто не хватает квалификации, чтобы находить подход к детям с ограниченными возможностями.

Что такое семейное обучение

В чем суть. Семейное обучение похоже на надомное, только ответственность за знания ребенка лежит на родителях, а не на школе. Они могут учить его сами, нанять репетиторов или определить в частную онлайн-школу.

Есть два формата семейного обучения — хоумскулинг и анскулинг.

Хоумскулинг — это когда ученик прикреплен к какой-то школе: частной или государственной по месту жительства. Он сдает там контрольные, зачеты и экзамены — хоть очно, хоть дистанционно. Но при этом не посещает уроки.

В целом ребенок следует программе своей школы, но родители могут немного ее менять. Например, не заниматься с ребенком ИЗО или технологией. Или углубленно изучать предметы, которые интересны.

Например, моя дочь-шестиклассница прикреплена к частной «Международной школе завтрашнего дня». Оттуда мне прислали список из двенадцати дисциплин, которые я должна ей преподавать:

Я сама составила расписание и преподаю дочке все, кроме физкультуры. Другие предметы мы не выбрасываем, иначе у дочери будут проблемы с аттестацией. Но географию и биологию осваиваем углубленно.

Анскулинг — это когда ребенок не прикреплен ни к какой школе, не следует никаким программам и родители сами решают, чему его учить.

Такой формат возможен до девятого класса. Потом ребенку придется прикрепляться к какой-то школе и сдавать там ОГЭ по русскому языку, математике и двум предметам на выбор. Без этого не дадут аттестат.

Но для допуска к ОГЭ нужно пройти в школе промежуточную аттестацию за девятый класс. Словом, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат, придется все равно прикрепляться к школе.

Кому подойдет семейное обучение: детям, у которых нет времени ходить в школу. Например, профессиональным спортсменам или артистам. Еще оно подходит ребятам со слабым здоровьем или тем, кто не успевает за сверстниками в классе. И ученикам, которые конфликтуют с одноклассниками или учителями.

Плюс это выход для семей, которые много путешествуют или живут за границей, но хотят, чтобы у ребенка был российский аттестат. Отчасти так было и у нас. Мы выбрали семейное обучение, потому что у дочери проблемы со здоровьем — они осложняют очную учебу. А в 2019 году мы еще и уехали зимовать в Грузию и задержались там почти на год. Благодаря семейному обучению это не сказалось на учебе дочери.

Как перевестись. Если вы хотите, чтобы ребенок аттестовывался в прежней школе, нужно заключить с администрацией школы договор на семейное обучение. В нем будут прописаны все условия насчет консультаций, аттестаций, пользования библиотекой и участия в школьных мероприятиях. После этого сообщите в городской отдел образования, что ребенок теперь учится дома.

Если вы хотите прикрепить ребенка к другой школе, в прежней нужно написать заявление на имя директора и попросить отчислить ребенка. Вам выдадут пакет документов: личное дело ребенка, табель с оценками и медицинскую карту.

Потом нужно отнести их в новую школу и заключить с ней договор: в частной школе — на заочное обучение, а в государственной — на семейное. И не забыть сообщить об этом в отдел образования. Так сделали мы — формально дочь учится заочно в частной школе, но по факту проходит там только аттестации.

Если вы не хотите прикреплять ребенка ни к какой школе, нужно написать заявление об отчислении в прежней школе. И обязательно сообщить об этом в отдел образования по месту прописки. Контакты всегда есть на сайте городской администрации.

Образец уведомления о переходе на семейное обучение PDF, 127 КБ

Уведомление можно отнести лично или отправить заказным письмом. Письмо актуально, если ребенок живет в одном городе, а прописан в другом.

Плюсы семейного обучения. Главный плюс — это максимум свободы: родители сами решают, что и как преподавать ребенку, и выбирают школу для аттестации. Еще они учитывают интересы ребенка: углубляются в то, что ему нравится, а остальное разбирают не так подробно. Например, моей дочери тяжело даются языки. Мы делаем акцент на английском, а французский изучаем в облегченном режиме.

Еще ребенок учится в удобном графике и темпе. Например, я преподаю дочери только до обеда, чтобы остаток дня был свободным. Ей нравится, что нет ранних подъемов, спешки, суеты и домашних заданий. Она высыпается, может заниматься хобби и путешествует вместе с нами. Плюс она защищена от школьного буллинга.

Минусы семейного обучения. Семейное образование в России еще в новинку. Многие наши знакомые не понимают, что это, и осуждают нас за то, что мы забрали дочь из школы. Это неприятно.

Не у всех родителей есть время и знания, чтобы учить ребенка самим. У нас на это уходит много сил и времени. Хотя с самим преподаванием проблем нет: у меня педагогическое образование и диплом картографа, а муж математик и знает семь языков.

В учебе важна дисциплина, и не каждый ребенок может оторваться от личных дел и вовремя сесть за урок. Это тоже требует усилий. Например, я сама составила дочке расписание на все будние дни. Она не встает по будильнику, а спит сколько хочет, после этого завтракает и иногда недолго гуляет. Но потом мы садимся за уроки.

Есть выход, который снимет все минусы семейного обучения: при анскулинге нанять репетиторов, а при хоумскулинге записаться в частную семейную школу. В таких школах занятия часто проходят офлайн, но в присутствии родителей. В классах максимум десять человек, а преподаватели проводят уроки нестандартно: в формате игр, интересных опытов или обсуждений.

Но и репетиторы, и семейные школы — это дорого. О ценах я подробнее расскажу дальше.

Что такое дистанционное обучение

В чем суть. Ребенок учится онлайн — в частной школе или в государственной. Если он на семейном обучении и занимается у онлайн-репетиторов, это тоже можно считать дистанционным форматом.

В школе ребенок слушает аудио- и видеолекции, а иногда и участвует в вебинарах. В частных школах аттестации тоже проходят дистанционно, а в государственных они очные. Еще в школе у ребенка есть расписание и он четко следует школьной программе. А родители не могут ее менять.

Менять программу можно только при семейном дистанционном обучении. Для этого можно обсудить с онлайн-репетитором учебный план и попросить четко ему следовать.

Кому подойдет. Семьям, где у родителей нет времени или знаний, чтобы разбираться в программе и учить ребенка самим. Еще это выход, если вы часто переезжаете или если офлайн-школы закрыты на карантин.

Как перевестись. Если ребенок учится в государственной школе, нужно написать заявление на имя директора о переводе на дистанционное обучение. Или отчислиться из школы, где оно невозможно, и заключить договор с новой.

Плюсы дистанционного обучения. В школах есть готовый учебный план, преподаватели и система контроля знаний. А если ребенок не прикреплен к школе, ими займется репетитор. Родителям не нужно об этом беспокоиться.

В частных школах обычно гибкое расписание и ученик может прослушать урок в любой момент. Это позволяет ему высыпаться, самому планировать день и путешествовать с родителями.

Буллинг тоже маловероятен: ученики не пересекаются в перерывах между занятиями и могут вообще не видеть друг друга.

Минусы дистанционного обучения. Не во всех государственных школах есть онлайн-формат. А частные обычно дорогие.

К тому же частные школы иногда идут по уникальным авторским программам — рассказываю, почему это минус.

Программы домашнего обучения

Я уже упоминала, что при анскулинге родители могут сами разработать программу и обучать по ней ребенка. В остальных случаях придется следовать программе школы, к которой он прикреплен.

Стандартные. Каждая школа имеет право составить свою программу. Но государственные школы ориентируются на ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. Там есть перечень предметов, которые нужно изучать в 1—4, 5—8 и 9—11 классах, количество уроков на каждую дисциплину, длительность учебного года, требования к результатам и сроки аттестации.

В общем, если ребенок прикреплен к государственной школе, то он будет учиться по программам ФГОС. И на семейном обучении родителям придется следить, не отстает ли он по этим программам, иначе будут проблемы с аттестацией.

Та же история и с частными школами, которые прошли государственную аккредитацию. Она подтверждает, что программа этих школ тоже соответствует ФГОС, и дает им право не только учить, но и аттестовывать учеников и выдавать им аттестаты.

Школа моей дочери тоже аккредитованная. Мне было важно, чтобы она проходила аттестации по ФГОС: думаю, так оценка знаний объективнее.

Узнать, аккредитована ли частная школа, можно в реестре Рособрнадзора. К тому же обычно школы выкладывают документы об аккредитации на своих сайтах в разделе «Документы»‎ или «О нас».

Альтернативные, или авторские, программы практикуют неаккредитованные частные школы. Например, школы по методике Монтессори или вальдорфские — там дети познают мир через творчество: рисунки, поделки из натуральных материалов, песни и танцы.

Проблема в том, что при авторских программах развитие ребенка иногда получается однобоким. Так случилось и у нас. В 2017 году, до перехода на семейное обучение, моя дочь училась во втором классе частной Монтессори-школы. Она была очной, но я все равно о ней расскажу: по этой методике преподают и дистанционно.

Мне нравилось, что материал подавался креативно: детям показывали опыты и интересные видео, играли в обучающие игры. Дочери было интересно, и она многое делала самостоятельно.

Но к концу учебного года я заметила большие пробелы в ее знаниях: дочь почти не умела делить в столбик, а при письме делала много ошибок. Причем они касались самых простых правил русского языка. Пришлось забрать ее из этой школы и нанять репетиторов на все лето.

Аттестация: как проверяются знания

При анскулинге знания проверяют родители. То же самое если ребенок прикреплен к неаккредитованной школе. В этих случаях в девятом классе придется прикрепиться к государственной школе или аккредитованной частной, чтобы получить допуск к ОГЭ.

В аккредитованной школе — частной или государственной — нужно сдавать экзамены минимум в конце каждого учебного года. Без этого даже не перейти из класса в класс. А некоторые школы требуют сдавать мини-экзамены в конце каждой четверти, триместра или полугодия.

Дочке присылают тесты по всем предметам и устанавливают дедлайн сдачи — примерно через три недели. Мы составляем расписание и проходим эти тесты один за одним.

Задания в тестах вполне понятные, а иногда даже интересные. Они никогда не выходят за рамки изученного материала, но некоторые попадаются сложные. Поэтому за неделю до получения тестов мы с дочкой повторяем весь материал, который прошли за год.

Дочь решает тесты сама. Но математика и французский даются ей тяжело, и по этим предметам мы иногда ей помогаем.

Через пару недель я получаю на электронную почту результаты и комментарии учителей насчет ошибок. Я знаю, что если мы не сдадим работу в срок или дочь получит два, придется идти на пересдачу — как в государственной школе. Но пока у нас такого не было: дочь учится на четыре и пять.

Во сколько обходится домашнее обучение

Принадлежности для учебы. Когда ребенок учится дома, не надо тратиться на школьную форму, сменную обувь и сборы на нужды класса. Но без учебников и канцелярских принадлежностей все равно не обойтись.

Если ребенок прикреплен к офлайн-школе, учебники можно бесплатно брать в библиотеке. В остальных случаях их придется покупать или скачивать электронные. Плюс ребенку понадобятся атласы, контурные карты и рабочие тетради.

В магазинах я покупаю только расходники вроде контурных карт и рабочих тетрадей и канцелярские принадлежности: линейку, транспортир, циркуль, карандаши, ручки и прочее. Из дополнительного, но не обязательного, мы купили еще глобус и микроскоп: дочь особенно любит биологию и географию. И то и другое я нашла на «Авито».

На принадлежности для учебы в шестом классе я потратила 9300 Р

Что понадобилосьГде взялаСколько потратила
Микроскоп«Авито»3500 Р
Рабочие тетради по биологии, истории и географии«Читай-город»1500 Р
Принадлежности для рисованияМагазин у дома1000 Р
Тетради«Озон»1000 Р
Хрестоматия по литературе«Читай-город»700 Р
Глобус«Авито»500 Р
Письменные принадлежности«Озон»500 Р
Рабочая тетрадь по русскому языку«Авито»300 Р
Фломастеры«Озон»300 Р
УчебникиОтдали знакомые0 Р

Моя дочь учится по общеобразовательной программе в «Международной школе завтрашнего дня». Если бы она присутствовала на онлайн-занятиях с учителями, обучение в шестом классе стоило бы 6000 Р в месяц, или 54 000 Р в год. Но я учу ее сама и плачу только за аттестации — 10 000 Р в год.

Цены в семейных школах. Семейные школы формально не считаются школами. У них не бывает лицензий на образовательную деятельность и аккредитации. Чтобы ребенок учился в такой школе, нужно перевести его на семейное обучение.

Зато дети могут заниматься там в присутствии родителей. А уроки проходят в игровой форме и не каждый день, а пару раз в неделю. Много внимания уделяется творчеству, исследованиям, практическим опытам. На занятия по географии могут приглашать путешественников, которые рассказывают детям о разных странах. А по литературе — писателей.

А есть и дорогие школы. Например, в Reggioschool занятия идут пять дней в неделю и обучение стоит 60 000 Р в месяц. Но его вряд ли можно назвать домашним, ведь занятия проходят очно.

Р в месяц» loading=»lazy» >

Может ли домашнее обучение быть качественным

На домашнем обучении ребенку комфортнее. Он высыпается, ест домашнюю еду и учится в графике, который подходит именно ему. К тому же на домашнем обучении нет буллинга. В результате ребенок не отвлекается на внешние раздражители и лучше усваивает материал.

В 2008 году в США исследовали успеваемость хоумскулеров. И она оказалась выше, чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Причем даже в семьях, где у родителей не было педагогического образования, и в относительно бедных семьях.

На домашнем обучении больше возможностей развивать природные склонности. Например, мы с дочерью углубленно проходим биологию и географию, потому что они ей нравятся. В государственных школах такое возможно не всегда. Выход — только нанимать репетиторов.

Оценки по итогам предметных тестов в США в 2008 году

ХоумскулерыУчащиеся школ
Литература8950
Родной язык8450
Математика8450
Естественные науки8650
Гуманитарные науки8450
Базовые знания8850
Общие результаты8650

Какие проблемы могут возникнуть

Нехватка знаний у родителей. Исследование, которое я упоминала, показало: чем образованнее родители, тем лучше знания хоумскулеров.

Дело в том, что родитель может не помнить школьную программу и ему придется осваивать ее заново. Для этого родитель должен уметь учиться сам.

Например, чтобы освежить свои знания, перед уроком я всегда пробегаю параграф и смотрю видео по теме. А вот мой муж более эрудированный, и ему не нужна такая подготовка. По истории, географии, иностранным языкам он и так знает больше, чем написано в учебниках.

Еще родителям может не хватать педагогических навыков. Исследование показало, что в 2008 году только у 16% хоумскулеров родители имели педагогическое образование. И это осложняло обучение.

Но я училась в педагогическом вузе и умею подавать сложный материал. Например, дочери плохо дается математика, но она любит считать деньги и ходить за покупками. В итоге многие темы мы объясняем на примере финансов.

А в английском мы добавили интерактива с помощью видеокурса «Полиглот». Он для взрослых, но понравился нашей дочери.

Но если родитель сам не может вникнуть в программу или не умеет объяснять материал, остается только нанимать репетиторов или записывать ребенка в онлайн-школу.

Непонимание роли родителей. Когда ребенок учится в школе, родитель — это принимающий и любящий человек, с которым можно отдохнуть и расслабиться. А при домашнем обучении он становится учителем, который постоянно что-то требует и контролирует. Ребенку бывает трудно перестроиться и воспринимать такого учителя всерьез.

Недостаток общения. На домашнем обучении ребенок реже общается со сверстниками и другими взрослыми, кроме родителей. И для детей-экстравертов это может быть проблемой.

Моя дочь никогда не проявляла интереса к сверстникам, поэтому у нее нет дискомфорта. К тому же дважды в неделю она ходит в школу рисования и общается там с ребятами и учителями.

Еще у нас есть друзья с детьми — мы ходим друг к другу в гости, играем в настольные игры и выбираемся на природу. И дочь регулярно общается с людьми в нашем районе: ее знают все кассиры, продавцы, дворники и мамочки на детской площадке.

Плюс каждый вечер у нее телемост с бабушками, прабабушкой, дедушкой, крестным и подругами. И наконец, у дочки есть психолог, с которым она обсуждает переживания, учится проживать свои чувства и управлять эмоциями.

Отсутствие системности. В самом начале обучения бывает сложно составить учебный график. Получив полную свободу, я не понимала, сколько времени уделять каждому предмету и по каким учебникам идти. Мы пришли к оптимальному режиму постепенно, путем проб и ошибок.

Недостаток мотивации. Дети очень радуются, когда узнают, что больше не надо ходить в школу. И родителям кажется, что теперь они будут усердно учиться дома. А потом выясняется, что ребенок поздно просыпается, долго играет и ему не до уроков.

Чтобы ребенок сам хотел учиться, нужно делать уроки интересными: показывать тематические видео и водить в музеи. С историей моей дочери помогли «Уроки истории питона Каа» на «Ютубе». Для общего развития мы водили ее в океанариум, Музей космонавтики и Государственную библиотеку в Москве. В Санкт-Петербурге возили в Эрмитаж, а в Грузии — по древним церквям. Нам вообще очень помогают путешествия: к 12 годам дочь посетила 16 стран и соприкоснулась с другими культурами.

Мы заметили, что без давления ребенок искреннее познает мир и мотивация появляется сама собой.

Аттестация — это испытание для всех. На ребенка давят ожидания родителей, а на родителя — груз ответственности. Все в напряжении, и это приводит к ссорам.

Важно правильно относиться к аттестациям — не гнаться за высокими отметками, а делать ставку на знания и психологическое здоровье ребенка. Вот для нас оценки не важны, и из-за троек мы не расстраиваемся. Нас не устроит только двойка.

Критика от окружающих. Не все воспринимают домашнее обучение всерьез. Пожилые родственники и школьные учителя могут сильно критиковать родителей за то, что ребенок перестал ходить в школу.

Например, бабушки моей дочери решили перевести ее в школу в их районе, а нам ничего не сказали. Они считали, что дочь отстанет от программы, одичает, не поступит в вуз и вся ее жизнь пойдет по наклонной.

Чтобы снизить накал страстей, мы ненадолго перестали общаться с бабушками. Сейчас они разве что устраивают дочке «контрольные срезы знаний»: спрашивают таблицу умножения или выпытывают, что она сейчас читает. Но дочь научилась плавно и с юмором переходить на другие темы.

Кому лучше не переходить на домашнее обучение

Думаю, домашнее обучение не подойдет семьям, в которых у родителей нет времени вести уроки или нет денег на репетиторов. Если полностью доверить учебу ребенку и никак не контролировать процесс, у него будут проблемы с аттестацией. Причем если он не прикреплен ни к какой школе, это вскроется только в девятом классе. И чтобы ребенок получил аттестат, придется наверстывать знания сразу за несколько лет.

Очень общительным детям тоже будет сложно учиться дома. Ведь кружки бывают несколько раз в неделю и длятся всего пару часов, а в школе ребенок-экстраверт общается с детьми постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *