сельцовский храм николая чудотворца
Сельцо. Церковь Николая Чудотворца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
«Формулярная Ведомость Ростовской округи села Сельца. 1810 год.
В нем церковь во имя Святаго Николая Чудотворца каменная с пределом Успения Божией Матери состоит в твердости, утварию предовольна, которой имеется опись и церковной суммы прихода расходная книга.
Построена оная ж церковь и освящена в 1800-м году, вторая Успения Божией Матери деревянная и состоит в твердости, построена ж и освящена в 1779 году. При оной церкви метрические книги имеются с 1781 года.
Церковной земли имеется по писцовой даче 42 десятины, на которую имеются планы и межевые книги и хранятся в Церкви.
В оном приходе прихожан мужеска пола 206, женска пола 225, обоев 431. В близости оного села имеются Села: Село Сулость состоит в 1-ой версте. Село Угодичи состоит в 3-х верстах.
. Означенное село Сельцо расстоянием от Ростовского Духовного Правления в 4-х верстах; от Ярославской Духовной Консистории в 50-ти верстах. В оном приходе положено быть священнику, дьячку и пономарю.»
Ростовский Филиал Гос. архива Ярославской области: Ф. 196, оп. 1, д. 2851. Лист 22.
Сельцо, селение казенных крестьян, находящееся при озере Неро, на самой границе Сулостской волости, в 5 верстах от Ростова. В нем 55 дворов, 137 ревизских душ и 177 наделов.
Селецкий пятиглавый храм каменный, в связи с колокольнею, сооружен прихожанами в 1800 г. и имеет три престола: св. Николая, Успения Пресвятой Богородицы и препод. Авраамия, Ростовского чудотворца.
Церковь в Сельце существовала еще во времена Иоанна Грозного, который это село вместе с дер. Борисовской, около 1550 г., и пожертвовал бывшему в то время Ростовскому Андреевскому монастырю, а в половине прошедшего столетия в Сельце были уже две церкви: одна во имя св. Николая, а другая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Никольская церковь в 1790 г. сгорела, а Успенская существовала до 1810 г., когда по ветхости была разобрана, а материал ее был употреблен на устройство вокруг каменной церкви деревянной ограды.
В настоящее время при Селецкой церкви числится 41 десятина земли и приход из двух селений.
Крестные ходы в здешнем приходе существуют следующие:
— в с. Сельце: 21 мая, установленный по случаю пожара 1850 г, истребившего почти все село,
— 23 июня по случаю холеры 1848 г,
— в дер. Борисовской: 26 июня, учрежденный по случаю бывшего в 1863 г. скотского падежа,
— 5 июля по случаю холеры в 1848 г.
В XV ст. это селение принадлежало ростовскому князю Василию Александровичу (1435 г.), сын которого князь Семен Васильевич (1465 г.), приложил его Ростовскому Яковлевскому монастырю. Из других документов видно, что Сельцо было подарено Ростовскому епископу Иакову Ростовским князем Андреем Федоровичем (Лествицын. От Ярославля до Москвы.).
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.
Никольское. Церковь Николая Чудотворца.
Николая Чудотворца в Никольском-Колчеве, церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км. Калужского шоссе. Исторических данных о Никольской церкви, находящейся в этом селе, пока немного. Известно, что храм был построен в 1692 году владельцем села стольником Феодором Ивановичем Потемкиным, погибшем в Азовском походе Петра I.
Бесстолповый, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII века, и является малоизвестным и недооцененным архитектурным шедевром. Архитектуру храма отличает изумительное совершенство пропорций (без колокольни) при простоте и скромности украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII века. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились в храме голосники – вмурованные в своде горшки для улучшения акустики – и древний тип оконных рам с методом их крепления. Сохранился в храме и тябловый иконостас XVII века. Согласно некоторым рассказам одной из наиболее чтимых святынь храма была ростовая икона мучеников Косьмы и Дамиана, а в трапезной был устроен в их честь придел, в котором служили зимой.
В эпоху гонений на веру Христову Никольскую церковь постигла общая печальная участь большинства храмов русской земли. В 1937 году был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 году. С тех пор храм был закрыт, и только лишь изредка в нем совершались отпевания. Большой колокол на колокольне был разломлен на куски. Кирпично-кованная ограда была сломана и использована, вместе с остатками разрушенного храма в с. Чириково, при строительстве моста через реку Пахру. Однако полному разорению в те годы храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялся интерьер, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и другие церкви Подмосковья. Какое-то время храм использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е годы.
Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 года, когда состоялось первое собрание прихожан. Летом 1996 года настоятелем храма был назначен священник Алексий Бубнов. Первая служба в храме состоялась 8 июня 1998 года.
Церковь Святителя Николая Мирликийского в селе Колчеве, на реке Олешенке, существовала издревле и была деревянной. В Смутное время она сгорела. Существующий кирпичный храм того же посвящения был построен на средства владельца села, стольника Ф.И. Потемкина. В середине XVIII в. на средства С.Д. Потемкина (ум. 1772) к церкви была пристроена колокольня. По завещанию, он был похоронен здесь, рядом с могилой родителей. Таким образом, храм стал родовой усыпальницей Потемкиных (сохранились три надгробных камня, но вставленных не на свое место). В трапезной имелся теплый придел во имя святых бессребренников Космы и Дамиана. В дальнейшем внешний облик здания не изменялся и сохранился до наших дней. В храме существовал первоначальный тябловый иконостас. В 1804 г. «настоящая» церковь впервые была расписана и положен лещадный пол вместо прежнего деревянного. В 1909 г. расписаны стены трапезной и устроен новый, метлахский пол.
Храм был закрыт в 1937 г., но не разграблен. Иконы иконостаса были перевезены в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Наибольшие разрушения памятника происходили в 1970-е гг., когда были утрачены иконостас и практически вся живопись. От исторического убранства частично уцелели полы из метлахской плитки с центральной ковровой дорожкой. В декабре 1995 г. храм был возвращен верующим, в 1996 г. назначен священник. Первое богослужение состоялось в 1998 г. Проведены ремонтно-восстановительные работы. Среди святынь особо почитается ростовая икона свв. Космы и Дамиана.
Церковь Святителя Николая в с.Никольское (Никольское-Колчево) является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624). В настоящее время Никольский храм входи в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий).
Кирилл Аминов, 28 февраля 2015 г.
Церковь Николая чудотворца в селе Колчеве, Голохвастове и Никольском тож, построенная издревле, в начале XVII ст. уничтожена, и село было сельцом. Потом в этом сельце была построена деревянная церковь во имя Николая чудотворца, но когда – неизвестно. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа написано: «1680 года сентября в 5 день, в селе Колчеве, Голохвастово тож, церковь Николы чудотворца древянна, клетцки, ветха, около церкви кладбища на полдесятины, от Москвы 40 верст, а той церкви поп Иван Никифоров сказал, что де церковь ныне в вотчине стольника Федора Ивановича Потемкина, церковной земли у него нет, а нанимается де он, поп, у Федора Потемкина погодно, руги идет на месяц… а данью та церковь не обложена; а по досмотру ж в приходе у той церкви двор вотчинников, в нем дворовые и деловые люди; крестьянских и бобыльских дворов в приходе нет».
В селе Колчеве была построена каменная церковь во имя св. Николая. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «в нынешнем 1685 году июля в 9 день, по помете на выписке казначея старца Паисия Сийского, велено церкви Николая чудотворца, которая построена в Московском уезде, в Шахове стану, в вотчине стольника Федора Ивановича Потемкина в двух третях сельца Колчева, Голохвастово тож, на попа с причетниками положить дани вновь с дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, по сказке вотчинника Федора Потемкина, да с приходских: с его двора вотчинникова, с 2 дворов крестьянских, с церковной земли, которую дал к той церкви Федор Потемкин из своей вотчинной земли, с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 11 алтын 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги имать велено с 1685 – 86 гг.». В 1704 г. в селе Колчеве церковь Николая чудотворца каменная.
Село Колчево, Голохвастово тож, по писцовым книгам 1627 – 28 гг. – сельцо на речке Олешенке, Московского уезда, Шахова, «вотчина за дьяком Иваном Ларионовым – две трети села, и за подьячим Иваном Северовым – треть сельца, что преж сего была вотчина Алексея Голохвастова, а в сельце была церковь Николы чудотворца, да в том же сельце 2 двора вотчинниковых с деловыми в них людьми, да 3 двора бобыльских; а владеют тем сельцом дьяк Иван Ларионов и подьячий Иван Северов по купчей 1623 г. от Богдана Голохвастова». Потом это сельцо было куплено Иваном Щербачевым, после его смерти владела в 1647 г. его вдова Матрена, а от нее перешло по купчей 1650 г. к Алферию Петровичу Баскакову, в 1655 г. – к его жене вдове Пелагее, которая две трети села Колчева продала своему сыну стольнику Федору Ивановичу Потемкину, от него перешло к его сыну Дмитрию и за ним утверждено отказною книгою 1698 г., в которой упоминается, что в селе Колчеве церковь Николая чудотворца каменная.
После Дмитрия Федоровича Потемкина, умершего в 1748 г. 16 мая, этим имением владел его сын Сергей Дмитриевич, который отказал свое имение детям Михаилу – село Колчино, Никольское тож, а Петру и Павлу – в других уездах, и при этом завещал им похоронить его «в подмосковном имении, в селе Никольском, при гробах его родителей». В 1781 г. село Никольское Колчево принадлежало Михаилу Сергеевичу Потемкину.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.
Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 г.г., где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 г. в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.
Кроме М.С. Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.
1 июня 1909 г. причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: «Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур». Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.
По сведениям И.В. Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: «Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго… России… лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста».
Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.
В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е г.г. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е г.г.
Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.
Никольский храм, (1698)
Настоятель
священник Сергий Николаевич Костин, 1970
Адрес
Подольский район, с. Стрелково, д. 1б
Телефон
+7 (4967) 67-67-47
Сайт
strelkovo.ru
О храме
Впервые в письменных источниках о церкви в селе Стрелкове упоминается в книге Казенного приказа в 1702 г.: «Февраля в 27 день, по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея Тихона Макарьевского, новопостроенной церкви Николая Чудотворца, которую велено построить стольнику Андрею Матвееву сыну Опраксину в Московском уезде, в Чермневе стане, в вотчине его, в сельце Стрелкове, на попа с причетники дани положить с дворов: попова, дьяконова, дьячкова, просвирницына, одного вотчинникова, 8 дворов крестьянских средних, да с церковной земли…» Точная дата окончания строительства неизвестна. Некоторые документы свидетельствуют, что «1705 года октября в 18 день выдан антиминс, по благословенной грамоте Московского уезда, в село Никольское стольника Андрея Матвеевича Апраксина, тоя ж церкви попу Василию Трофимову». Иные источники утверждают, что храм был построен еще в 1683 г.: «В прошении владельца села Стрелкова, действительного тайного советника графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, поданном на имя Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, викария Московского, в 1814 г. 2-го октября, говорится: при державе Государя Царя Феодора Алексеевича построена иждивением супруги его, царицы Марфы Матвеевны, в сельце ее Стрелкове каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, почему и название получило село — Никольское, Стрелково тож». По мнению И. Ф. Токмакова, косвенным подтверждением этому могла служить икона святителя Николая, находившаяся у северных дверей иконостаса. На образе также имелись изображения святых Феодора Стратилата и Марфы, соименных царю Феодору Алексеевичу и его супруге Марфе Матвеевне. Затем антиминс освящался в 1740 г.
В связи с появлением трещин в стенах Никольской церкви, ее фасад был отремонтирован в 1849 г, а интерьер — в 1858 г.
В храме находился местночтимый образ святителя Николая (не сохранился). На этой резной деревянной иконе он изображен в полный рост в архиерейском облачении. Его руки подняты вверх; в левой он держит церковь, а в правой — меч. В верхней части образа — «Никейское чудо». В народе бытовало предание о том, что эта икона приплыла по реке Пахре. Ежегодно 13 июня перед образом святителя Николая служили молебны в Добрятине и Выползове, а весной — в Крюкове, Жукове и других деревнях Подольского уезда.
В Никольской церкви находились и два серебряных креста с частицами мощей. До наших дней они не сохранились. Поскольку храм в Стрелкове был холодным, то богослужения в нем совершались редко. Собственного причта в селе не было. Это связано с недостаточным финансовым обеспечением. Еще в середине XVIII столетия Никольскую церковь приписали к храму села Васильевского (Загорья). В 1783 г. этот деревянный храм пришел в полную негодность. Тогда епархиальному начальству было подано прошение о переводе причта в Стрелково. Из-за имущественных споров владельцев сел Стрелкова и Васильевского и причта церкви святителя Николая последняя вторично стала приписной, но уже к Покровскому храму села Покров-Разницы. Произошло это в 1814 г.
В июле 1878 г. Никольскую церковь ограбили. В 1880 г. ее территория была обнесена деревянной оградой, поставленной на каменных столбах. В июле 1892 г. храм пытались обокрасть вторично. В то же время было ограблено около 15 церквей в Подольском, Бронницком и Коломенском уездах Московской губернии.
В 1893 г. в Стрелкове свирепствовала холера. Местные жители с пламенной молитвой обратились к Господу: были отслужены Божественная литургия, молебен и совершен крестный ход вокруг села. После этого болезнь прекратилась.
В 1899 г. в Никольской церкви проводились ремонтные работы: стены покрасили масляной краской, а колонны, карниз и киоты у иконостаса заново вызолотили. 26 сентября 1899 г. храм был вновь освящен. Накануне было совершено торжественное всенощное бдение, а утром перед литургией — малое освящение с молитвой об обновлении церкви. Служение Божественной литургии возглавил благочинный священник Николай Сироткин. Настоятель Покровского храма священник Михаил Порецкий произнес речь, а после молебна перед образом святителя Николая Чудотворца преподнес в дар местному благотворителю, крестьянину села Стрелкова Павлу Максимовичу Горлову, икону и просфору.В библиотеке при Никольском храме находилось немало древних и старинных книг: «Триодь постная» 1699 г, «Ирмологий» 1753 г. и др., а в 1894 г. собрание обогатилось 16 томами, пожертвованными диаконом церкви села Влахернского (Кузьминки).
25 апреля 1922 г. был выдан мандат на изъятие ценностей из храма святителя Николая Чудотворца. Прибывшие для этого в село Стрелково представители уездной комиссии 27 апреля констатировали: «В стрелковской церкви ценностей никаких не оказалось…»
Постановлением Президиума Мособлисполкома от 15 июля 1934 г. Никольский храм был закрыт:
«Принимая во внимание, что церкви в с. Стрелкове и Кутузове не функционируют с 1929 г. и здания их, находясь в безнадзорном состоянии, приходят в ветхость и разрушаются. Разрешить Подольскому РИКу церкви в с. Стрелкове и Кутузове закрыть, а здания передать в распоряжение райисполкома для использования».
В 1953 г. были разобраны колокольня и трапезная храма, уничтожен барабан с куполом. В 1960-х гг. проводились работы по устройству кровель. 20 февраля 1987 г. Подольский райисполком вынес решение об использовании здания церкви под современные нужды. В пристроенном к храму кирпичном помещении открыли ресторан.
В 1998 г. Никольскую церковь вернули верующим и в ней возобновились богослужения. К 2003 г. были завершены основные реставрационные работы, и 10 мая храм святителя Николая Чудотворца освятил архиепископ Можайский Григорий.
Небольшое белокаменное здание храма (частично стены выложены из кирпича) типа восьмерик на четверике относится к стилю московского барокко. К двусветному четверику примыкают: с востока — полукруглая алтарная апсида, перекрытая конхой, с запада — прямоугольный притвор с коробовым однолотковым сводом и двухъярусная колокольня. Восьмерик завершается сомкнутым восьмигранным сводом.
Окна второго света четверика устроены в виде правильных восьмигранных проемов. Углы восьмерика и дверные проемы украшены круглыми колоннами. Порталы северного и южного входов орнаментированы круглыми колоннами на постаментах, несущими антаблемент с декоративным завершением.
По мнению В. И. Плужникова, Никольская церковь относится к числу храмов «…с широким восьмериком, т. е. с восьмериком, близким в поперечнике к несущему его основанию. Эти здания составляют две пятых от общего числа храмов и с полным правом могут олицетворять Петровское время в культовом зодчестве. Широкий восьмерик в русском строительстве каменных храмов утвердился в самом начале Петровского периода».
С начала 1987 г. в церкви находился ресторан (в это время к зданию была сделана пристройка), его закрыли в 1996 г. На протяжении 1998—1999 гг. дело о возвращении Никольского храма верующим рассматривалось в арбитражном суде. Церковь была передана лишь в 1999 г. С этого времени начались реставрационные работы.
Рядом с храмом находится надкладезная часовня, возведенная к 300-летнему юбилею церкви.
По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.
Сельцовский храм николая чудотворца
История Храма
Сведений о том, что находилось в древние времена на месте села Стрелково не сохранилось. Но косвенные упоминания, так или иначе связанные с этими землями в среднем течение Пахры, позволяют с уверенностью утверждать, что Православная Вера в этих краях зародилась гораздо ранее, чем об этом упоминают письменные источники. Более подробно об исторических фактах, позволяющих сделать такие предположения можно прочитать в разделе «Васильевский погост и окрестные земли».
Первые письменные сведения непосредственно о селе Стрелково или, как это было принято на Руси, по церкви – Никольском, относятся к 1682 году, когда названное «сельцо на речке Пахре» Московского уезда Молоцкого стана было вотчиной царского стольника Петра Матвеевича Апраксина. Сельцо в те давние времена насчитывало всего 9 дворов, а в них проживало 33 человека.
По древнему преданию, сооружение Никольского храма связано с чудесным обретением местными жителями резного образа святителя Николая, который приплыл против течения по реке Пахре и остановился напротив сельца Стрелково. В честь чуда обретения образа, первоначально в сельце была сооружена деревянная церковь, а позже, в связи с ветхостью, деревянное строение было заменено на каменное.
Ряд источников указывают, что каменный храм во имя святителя Николая, Угодника Божиего был построен в 1683 усердием и при поддержке царицы Марфы Матвеевны, урождённой Апраксиной, второй супруги царя Федора Алексеевича. Косвенным подтверждением этому являлся местночтимый резной образ святителя Николая, находившийся в иконостасе, а также образа святых Федора Стратилата и Марфы — небесных покровителей царя Федора Алексеевича и царицы Марфы.
Позднее, во времена молодого царя Петра I, который неоднократно посещал эти земли, можно предположить, что храм серьезным образом перестраивался, о чем в книге Казенного Приказа за 1702 год имеется упоминание о храме, как новопостроенном и еще не освященном. Настоятелем храма, согласно сохранившейся записи, был дьякон Степан Дмитриев: «Августа в 6 день (т.е. 19 по н. ст.) к вышеописанной церкви благословлен в попы из дьяконов Степан Дмитриев».
По документам Патриаршего Приказа, относящимся к 1705 году, строительство храма было окончено и священнику Василию Трофимову был выдан антиминс.
Из этих отрывочных сообщений можно сделать предположение, что сельцо Стрелково относилось к родовым вотчинам Апраксиных, поскольку к 1754 году село ещё принадлежало графу Федору Андреевичу Апраксин.
Впоследствии, владельцы сельца неоднократно менялись. После победоносной Отечественной войны 1812 года, а если быть более точным, согласно документам за 1814 год, владельцем села являлся действительный тайный советник, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин(+1817), тот самый, который обнаружил в ризнице Спасо-Преображенского собора Ярославля уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».. Графу А.И. Мусину-Пушкину также принадлежала ещё одна подмосковная усадьба, более известная под названием «Валуево», располагавшееся за усадьбой «Остафьево» князя Петра Андреевича Вяземского.
По- видимому, со сменой владельца села Стрелково в 1814 году Никольский храм становится приписным к храму Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном неподалеку, в селе Покров – Ризницы. С этого времени история этих двух храмов переплетается и становится общей историей.
К концу XIX века, в 1893 году, село Стрелково насчитывало 16 дворов и более сотни жителей. В октябре названного года в окрестностях появилась эпидемия холеры. Ситуация была крайне опасной, вокруг вымирали целые деревни. Местные крестьяне, отчаявшись своим бедственным положением, вознесли пламенные молитвы к Всевышнему, Богородице-Заступнице и святому Николаю, угоднику Божиему, после чего совершили крестный ход вокруг села. Господь услышал молитвы и оградил от напасти, холера отступила. Можно предположить, что согласно данному обету, крестьяне возблагодарив Всевышнего нашего Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богоматерь за чудесное избавление от эпидемии, вознамерились перестроить и украсить Никольский храм. Поскольку, согласно Историко-статистическому описанию сел Покровского и Стрелково за 1903 год: « 26 сентября 1899 г. состоялось торжественное освещение храма. Накануне было совершено всенощное бдение. На другой день перед литургией было совершено малое освящение с молитвой об обновлении храма. Литургию совершал местный о. Благочинный Николай Евграфович Сироткин, с местным настоятелем храма и пр. духовенством из ближайших селений, при участии диакона и певчих из уездного города Подольска. Вместо причастного стиха сказано было слово о храме местным священником М. А. Порецким. По окончании литургии был совершен молебен пред местно-чтимым образом Св. Николая Чудотворца…»
В начале ХХ века по причине того, что храм был холодным, службы в нем совершались редко, а именно: 9-го мая и 6-го декабря – в дни памяти святителя Николая, на второй день рождества Христова, в день преподобной Ксении, в день празднования Владимирской иконы Божией матери и в дни празднования памяти преподобного Сергия, Радонежского чудотворца и светильника земли русской.
После октябрьского переворота, в связи с приходом в 1917 году к власти богоборцев, Никольский храм был разграблен и затворе. Крест с купола был свергнут, порушена колокольня и трапезная. Церковное имущество, утварь и святые образа были поломаны, украдены или реквизированы новой властью.
В начале 90-х годов XX века поругание над храмом не только не прекратилось, но приняло более изощренные и мерзкие формы. Безбожники изрядно перестроили храмовое здание и устроили здесь «новорусский» общепит — открыли ресторан, который, как правило, работал по ночам с соответствующими тому лихому времени целями. Так, говоря словами евангельскими, «дом молитвы был превращен в вертеп разбойников» (Мф 21,13)
Однако, «Бог поругаем не бывает» и даже у злодеев наступает просветление в грешных душах. Уже к 1999 году храм был очищен от всяческой скверны и хотя находился ещё в разрушенном состоянии, но в нем начались Богослужения и восстановительные работы.