село троица нерехта женский монастырь
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь
Мiръ Россия Костромская область село Троица Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия.
Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.
Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор.
При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества. В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана.
После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.
В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению.
Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.
Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.
В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины.
Современное состояние [ править ]
Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.
22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.
За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.
В настоящее время число насельниц обители составляет около 40 человек.
Храмы [ править ]
Троице-Сыпанов женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия.
Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.
Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор.
При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества. В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана.
После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.
В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению.
Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.
Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.
В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины.
Современное состояние [ править ]
Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.
22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.
За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.
В настоящее время число насельниц обители составляет около 40 человек.
Храмы [ править ]
Судьба одного русского монастыря
Это рассказ о Троице-Сыпановском Пахомиево-Нерехтском монастыре (Похомиевой обители).
О его существовании я узнала совершенно случайно… Случилось это, когда планируя очередную поездку в Кострому на просторах Интернета я искала интересные и еще не изведанные нами места. И вот на одном из сайтов я нашла этот монастырь.
Да простит меня автор снимка за то, что использую его фотографию в своем рассказе ( http://sobory.ru/article/?object=00157 ). Самим что-то подобное снять не удалось…
«Ах, какая красота!» — говорю я, и начинаю знакомиться с монастырем ближе. Ищу и нахожу статьи об истории монастыря. Судьба его наполнена героическими и трагическими событиями, временем процветания и поругания.
Итак, история монастыря началась в 14 веке, когда инок Пахомий (священник монастыря святого Алексия, что под Владимиром) в жажде подвига уединения ушел в костромские пределы чтобы основать там новую обитель. В окрестностях города Нерехты он нашел подходящее место. Место это у речки Гридевки, и как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново».
Возможно, именно с этого места все и началось.
Остановился усталый инок Пахомий отдохнуть на берегу речки, огляделся и почувствовал, что здесь-то и есть то самое место, которого жаждала его душа и которое он так долго искал.
И стал Пахомий строить деревянный храм в честь святой Троицы. Помогали ему местные жители. Узнав о подвижнике, в Сыпаново стали стекаться монахи.
По преданию для нового храма Пахомий сам написал икону Святой Троицы, а его молитвами, рядом с храмом появился святой источник…
Вот каким был преподобный Пахомий
Читала я историю Пахомиева монастыря, и вставали в воображении картины прошлого… Семидесятые годы 14-го века… Монахи и миряне, вдохновленные верой, не смотря на палящее солнце и проливной дождь, строят новый храм. На смятой траве лежат срубленные деревья, а сильные мужчины поднимают их и несут туда, где стучат топоры и молотки, туда, где все выше и выше поднимаются стены нового храма…
Решено! Мы едим в Пахомиев монастырь!
Выезжаем из Москвы ранним сентябрьским утром. Цель поездки Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь! Идет мелкий дождь. «Это к удаче» — думаю я. Путь не близкий. Есть время освежить в памяти все прочитанное.
«Пахомий был не только подвижником и иконописцем, он обладал еще и даром целительства. И скоро новый монастырь стал местом паломничества. Из ближних и дальних мест стекались к нему страждущие. Но век человека на земле не долог и в 1384 году преподобный Пахомий умер. Похоронили святого старца в построенном им Троицком храме…Вплоть до 17 века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один — посвященный Животворящей Троице, и другой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во второй половине 17 века взамен деревянных построек возвели каменные. Кроме этого возвели ограду вокруг монастыря, построили колокольню, братские кельи и Святые ворота».
И вот наконец-то мы в селе Троицком! Удивительно, но мелкий дождь, сопровождавший нас всю дорогу, закончился. Ярко светит солнце, светит так, как-будто бы на улице лето. Спасибо тебе святое место, что встречаешь нас солнцем!
И вот перед нами сияющий на солнце Пахомиев монастырь. Вот они Святые ворота и колокольня
Купола Троицкого храма
И башни монастырской стены
Все то, о чем я читала дома, теперь можно увидеть своими глазами.
И вновь вспоминается история монастыря…
«О месте захоронения святого Пахомия со временем люди забыли, но в 17 веке, при строительстве каменного фундамента на месте Троицкого храма, были обнаружены его мощи, икона с его изображением и остатки его можжевелового посоха. Над местом упокоения преподобного Пахомия возвели придел. Люди вспомнили, что при жизни Пахомий был целителем. И вновь в монастырь потянулся страждущий люд и, прикоснувшись к мощам святого, исцелялся».
Мы входим в монастырь через Святые ворота. Двор монастыря почти пустой. На территории, кроме нас, еще три-четыре человека…
Перед нами во всей красе стоит Троицкий храм. Величавый и гордый, сияющий в солнечных лучах, он как гимн православной вере, святой Троице и преподобному Пахомию!
Мы стоим завороженные пред храмом. В этот момент к нам подходит строгая женщина с грустными глазами и суровым голосом говорит, что служба закончилась и храм закрыт. Мы просим разрешения осмотреть территорию и пройти к источнику. Тем же суровым голосом женщина сообщает, что на это у нас не больше часа, т. к. монастырь скоро закроют… На контрасте с ликующим на солнце храмом суровость женщины выглядит особенно не приветливо. Но возможно ее строгость необходима, чтобы оградить обитель от «праздно шатающихся» и случайных любопытных, которым нет дела до святости этого места. Ведь на долю этого монастыря выпало много бед и страданий…
В памяти вновь всплывают страницы истории обители…
«После того как обитель была отстроена в камне ее благоденствие продлилось меньше века. В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. За ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобраны. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями».
Мы идем по территории. Она не большая. Возникает вопрос, где же на такой территории могли размещаться снесенные в 18 веке постройки. Думаю, что раньше территория монастыря была больше. Обходим Троицкий храм
и оказываемся на кладбище. Становиться очень грустно. Задерживаться здесь не хочется. Проходим мимо него вдоль стены храма. Наша цель — калитка, открывающая путь к святому источнику. Вот и она. Выходим за ограду монастыря. У нас совсем мало времени…
За оградой почти сразу начинается спуск с горы, точнее с холма, на котором стоит обитель.
От спуска к источнику ведет деревянный настил. Мы идем по нему. Доски слегка пружинят и поскрипывают. Удивительно, но на всем пути нет ни одной сгнившей или проломленной доски. Впереди деревянный мостик через речку.
Переходим речку и дальше по деревянному настилу подходим к источнику. Вот и он… С какой любовью здесь все сделано… А ведь в шестидесятых годах 20 века его хотели уничтожить…
Времени мало. Того и гляди строгая женщина из храма запрет калитку… Надо спешить… Но история этих мест снова всплывает в памяти и заставляет остановиться…
«Несмотря на упразднение обители в 1764 году, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе — „святой горке“ — от обители к святому источнику, творя молитву преподобному».
И сегодня люди, приехавшие в обитель за исцелением, умываются в святом источнике и трижды босиком поднимаются на святую горку. Великое множество босых человеческих ног оставили свои следы на этой горке.
Ну вот и все… Надо торопиться. Времени осталось только на то, чтобы добежать до монастырской калитки и в последний раз поклониться Троицкому храму.
Мы покидаем обитель. Садимся в машину, и долго молчим… Моя память опять возвращает меня в прошлое Пахомиева монастыря…
«В 1935 году священником Троицкого храма стал отец Василий Разумов. После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей. В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с отцом Василием не дали совершиться этому преступлению. Священника арестовали и в сентябре 1937 года расстреляли. Церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё в одну из церквей города Нерехты большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми. В послевоенное время церковное здание использовалось в качестве склада, затем склад вывели, и величавый храм постепенно превратился в руины…»
Но наступили другие времена и в 1993 г. Пахомиева обитель была передана Костромской епархии. Теперь это женский монастырь. К настоящему времени Троицкий храм восстановлен, построены новый сестринский корпус и богадельня. Монастырь имеет две территории, соединенные галерей. На одной территории мы побывали, а другая закрыта для посетителей. На закрытой территории находятся сестринский корпус и богадельня. Обитель возрадилась!
На этом я закончу свой рассказ. Прощай возрожденная обитель святого Пахомия. Не знаю, удастся ли когда-нибудь снова приехать и поклониться тебе. Но я буду вечно хранить тебя в своей памяти.