село рождествено церковь рождества богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествено расположен на пригорке, у моста, в месте слияния рек Грязной и Оредеж, напротив усадьбы Рождествено.
На месте нынешнего храма Рождества Пресвятой Богородицы стояла освященная в 1785 году деревянная церковь. В сентябре 1837 года, на четвертый день храмового праздника, на центральной улице села начался сильный пожар, от которого сгорел и храм. Через 30 лет начинается строительство нового, каменного храма.
Строительством храма руководил синодальный архитектор Иван Иудович Буланов. Храм построен в византийском стиле.
В сентябре 1883 года вновь построенная церковь была освящена. Отделочные работы велись вплоть до 1886 года.
Церковь имеет трехъярусный иконостас. Центральный престол и жертвенник изготовлены из знаменитого каррарского мрамора.
К сожалению, внутрь мы не попали, так как храм был закрыт.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы – три престола:
главный – Рождества Пресвятой Богородицы – по углам с колоннами, выполнен из белого мрамора
южный придел – в честь святого князя Александра Невского
северный придел – в честь Николая Чудотворца
С момента строительства храм действовал до 1936 года. В 1937 год храм был закрыт, священник, дьякон, псаломщик и их семьи были расстреляны. Во времена немецкой оккупации в 1941 году, по просьбе местных жителей немцы, стоявшие в селе Рождествено, разрешили открыть храм и освободили из концлагеря священника отца Сергия из города Пушкина. С этого времени в церкви начали вестись богослужения и церковно-приходская жизнь здесь уже не прекращалась.
В 1988 г. к 1000-летнему юбилею Крещения Руси в Рождественском храме прошел капитальный ремонт. А к празднованию 500-летнего юбилея села Рождествено на церкви были установлены новые кресты.
На территории храма находится несколько других захоронений:
полковника Александра Григорьевича Вансовича
Находясь рядом с храмом кажется что попал в прошлые столетия. Кажется что время здесь остановилось.
Рождествено. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Богородицерождественская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Старая Локна отстоит от г. Тулы в 70 в и в 30 в. от г. Крапивны. Кроме села, приход состоит из деревень: Дроновки, Сухой Локны и Елизаветиной, отстоящих от храма в 4 в., Петровских выселок в 7 в. и Гамовки в 4 в. Все эти селения, кроме Дроновки и Гамовки, находятся в Чернском уезде. Прихожан муж. пола 781 чел., а жен. 899. О времени образования прихода ничего неизвестно; название же свое село получило, очевидно, от реки Локны, по берегам которой расположен весь приход; а определение „Старая” появилось уже в позднейшее время, когда на расстоянии двух верст от села образовался новый приход, выделившийся из первого и получивший название „Новой Локны”. С другой стороны, уже отчасти самое наименование „Старая» Локна указывал на то, что это был более древний приход сравнительно с другими соседними. Это подтверждает и народное предание, свидетельствующее, что сначала на реке Локне существовал один только именно этот приход и уже впоследствии чрез постепенное отделение от него получили свое начало другие окрестные приходы, хотя, конечно, теперь и эти последние имеют за собою довольно почтенную древность.
Приходский храм с. Старой Локны во имя Рождества Пресв. Богородицы построен в 1785 г. тщанием и иждивением графини Елизаветы Евг. Сантии; в трапезной его части есть придел во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана. Так как храм этот пришел в ветхость, то в 1891 г. сент. 11 дня взамен его, на средства Крапив. купца, Сергея Емел. Соломина, заложен новый каменный храм, теперь уже законченный постройкой. Причт состоит из священника и псаломщика; на его содержание существует капитал в 1136 р. Земли усадебной и полевой 48 дес., из которых 18 д. неудобной. При храме существует школа грамоты, открытая в 1886 году.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 516
«Тульские епархиальные ведомости» №16, 1903 год
Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
История церкви Рождественской началась с середины XVII века, когда в 1665 году в селе Михайлово была построена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Село после этого стало называться Рождествено, а владельцем имения был в ту пору думный дьяк Иван Афанасьевич Гавренев, который в 1670-х гг. продал имение Федору Юрьевичу Барятинскому.
На рубеже XVII и XVIII вв. в селе Рождествено Московского уезда вместо деревянной церкви была построена прекрасная каменная церковь, вошедшая во все архитектурные справочники среди прочих церквей, относящихся к усадебному зодчеству. Исследователи считают, что строительство церкви было начато в 1694 г., а закончено в 1697 г., когда и был выдан антиминс и освящена церковь. Князь Федор Барятинский не дожил до окончания строительства и умер за год до освящения храма в 1696 году, строительство заканчивал его сын – Иван Федорович Барятинский. Храмоздатели, воздвигнув церковь, посвятили ее в честь Рождества Богородицы. Белоснежный храм в честь Пречистой Богородицы стал символом чистоты и святости, жертвенного служения Богу и людям.
Суровым испытанием для Рождествено был 1812 год. Французы вошли в оставленную Москву. Один из отрядов направлялся по Дмитровской дороге, которая пролегала недалеко от с. Рождествено. Французы сожгли дом Суворовых и, не тронув храма, пошли дальше.
Во второй половине XIX в. имение упоминается с 1844 г., когда им владел правнук Суворова – Александр Аркадьевич, последний из рода Суворовых. В 1852 г. он продал его купцам Армандам, которые восстановив усадебный дом, перевезли его на свою фабрику в Пушкино. С 1890 г. усадьбой владел мануфактур-советник Евгений Иванович Арманд.
Последние священники, встретившие в Рождествено революцию, были отец и сын Колосовы. Священника Димитрия и священника Николая сослали в ссылку в 1933 г., где они и скончались через несколько лет (реабилитированы в 1991 г.). Храм был закрыт, церковную школу, находящуюся неподалеку, отобрали. Церковь подлежала уничтожению, но чудом сохранилась. Какое-то время в ней были колхозные конюшни, а потом она стояла закрытой.
Не пострадал храм и в Великую Отечественную войну. Первые восстановительные работы начались в 70-х годах прошлого столетья. Огромный вклад в возрождение храма внес академик – офтальмолог С.Н. Федоров и сотрудники ГУ МНТК «Микрохирургии глаза». Приходская жизнь в селе возобновилась в 1989 г. Свое 300-летие храм отпраздновал в 1997 г. праздничным богослужением, совершенным митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в присутствии высоких гостей.
Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, Храмы Мытищинского благочиния
Церковь Рождества Богородицы в селе Рождествено (Михайлове тож Бохова стана, Московского уезда) в XVI в. была в поместье Молчана Немирова. В конце этого столетия Рождествено пишется в пустошах. После окончания Смутного времени по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Рождествено становится селом во владении Погожевых. Новый деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы строит новый вотчинник села думной дьяк Иван Афанасьевич Гавренев. В трапезе клетской Богородицерождественской церкви устроили два придела: Илии Пророка и священномученика Мокия. Кроме дворов вотчинника и крестьянских при храме на церковной земле жили священник Афанасий Иванов и дьячок Кирилл Иванов. На содержание причта вотчинники давали денежное жалование.
Во второй половине XVII в. Рождествено принадлежало князьям Барятинским. На средства князя Федора Юрьевича в селе была построена каменная церковь с колокольней во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Известно, что еще в 1670-е гг. князем Ю.И. Барятинским в Рождествене-Михайлове была построена деревянная церковь, которая стояла запечатанной, «без пения». Постройка новой церкви относится к рубежу XVII- XVIII вв.
От Барятинских в 1773 г. село Рождествено-Михайлово переходит во владение отцу великого русского полководца В.И. Суворову, похороненному вблизи храма в 1775 г. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. В 1840-х гг. село принадлежало светлейшему князю Александру Аркадьевичу Суворову. Там числилось 26 дворов с населением 180 человек. В приходе состояли деревни Бяконтово, Долгиниха, Конаево, Посеткино и Погонково. Конаево до 1813 г. было селом, в котором в начале XVIII в. на средства Нарбековых построили деревянный храм в честь Страстной иконы Божией Матери.
В 1773 г. новым помещиком Протасовым на месте старого храма была построена деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, сгоревшая в 1813 г., и с этого времени Конаево входило в приход села Рождествена-Суворова. На месте же сгоревшей церкви была построена каменная часовня со Страстной и Грузинской иконами Божией Матери. В 1916 г. в приходе Богородицерождественской церкви состояли 95 дворов с населением 523 человека. С 1895 г. на место умершего настоятеля отца Алексия Воскресенского определили выпускника Московской Духовной семинарии Димитрия Димитриевича Колосова. Талантливого преподавателя отца Димитрия за плодотворную и полезную деятельность по народному образованию поощряли церковными наградами. До 1918 г. он преподавал Закон Божий в земской школе при селе Рождествене-Суворове. Ему помогал в приходских и учебных делах выпускник Вифанской семинарии псаломщик Алексей Петрович Наумов.
Храм в годы гонений сохранился неповрежденным.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен князем Ф.Ю. Барятинским в 1697 г. и вошел во все архитектурные справочники. В 1773 г. имение приобрел князь Василий Иванович Суворов, отец великого полководца, который после своей смерти был похоронен в храме у южной стены. Храм был закрыт в 1933 г. и подлежал уничтожению, но чудом сохранился. Какое-то время в нем находились колхозные конюшни, а потом он стоял закрытый до тех пор, пока тщанием офтальмолога, академика С.Н. Федорова и сотрудников ГУ МНТК «Микрохирургии глаза» не начались первые восстановительные работы. Их трудами стало возможным возродить приходскую жизнь в селе, которая возобновилась в 1989 г. После своей трагической гибели Святослав Федоров был похоронен неподалеку от храма.
Рождествено, оно же Михайлово, исстари было селом Московского уезда Бохова стана. Под 1585 г. значится: «в порозжих землях Молчановское поместье Немирова пустошь, что было село Рождествено, Михайлово тож». В 1628 г. оно по прежнему стало селом, в нем находилось 7 дворов людских, 7 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских, в них 20 чел., и принадлежало стольнику Исааку и Федору Погожиным по государственной жалованной грамоте.
В 1632 г. село Михайлово-Рождествено продано из поместного приказа в вотчину думному дьяку Ивану Афанасьевичу Гавреневу. В 1646 г. в селе числилось 12 дворов крестьянских, 10 дворов бобыльских, всего 51 чел. В 1665 г. в селе Рождествене построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами. В 1666 г. вотчина И. А. Гавренева село Рождествено дано его сыну Ивану Ивановичу, а после него справлено за его женою Степанидою Васильевною и отказано. В отказной книге говорится: «в селе Рождествене церковь Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделах св. пророка Илии и св. священномученика Мокия древянная, клетцки, строение вотчинниково, при церкви во дворе священник Афанасий Иванов, на руге, дьячок Кирилко Иванов, взятый из крестьян».
Степанида Васильевна Гавренева с тем имением вышла замуж за князя Ю. Н. Барятинского; в Рождествене находилось 15 дворов крестьянских и бобыльских. Потом это село было продано княгинею Степанидою Барятинскою своему пасынку князю Федору Барятинскому. В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель в Московском уезде Романом Ивановичем Владыкиным, по указу патриарха Иоакима, оказалось, что «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождествене – вотчине князя Юрия Барятинского, построенная лет с 15, стоит запечатана, попа и церковной земли нет, а прежние попы жили на руге; в приходе ее двор вотчинников, двор старостин, 24 двора крестьянских, двор попов пуст и двор дьячков».
12 августа 1680 г. государю и великому князю Федору Алексеевичу и патриарху Иоакиму в поместной палате бил челом стольник князь Ф. Ю. Барятинский с просьбой, чтобы ту церковь распечатать и обложить данью и к той церкви дьячка поставить в попы и патриарху Иоакаму к той церкви дьячка благословить, а ему, князю Федору Барятинскому, к той церкви попу с причетники на пропитание в селе Рождествене из вотчинной земли отвести 6 четьи в поле и ту землю записать за церковью, против прочих церковных земель. Рождественская церковь по распоряжению Патриаршего казенного приказа была обложена данью.
По смерти князя Ф. Ю. Барятинского вотчина его справлена и отказана за женою его вдовою княгинею Анною Даниловною с сыном ее Иваном. В 1704 г. в селе Рождествене находились: двор вотчинников и 35 дворов крестьянских. В 1722 г. в селе Рождествене существовала каменная церковь во имя Рождества Богородицы.
После князя И. Ф. Барятинского его дети Сергей, Александр, Марья и Анна между собою недвижимое имение разделили, и село Рождествено-Михайловское досталось Сергею, а от него перешло в 1742 г. к его сыну Ивану Сергеевичу по разделу с родным братом Федором Сергеевичем и матерью вдовою Марьею Афанасьевною.
В 1773 г. князь И. С. Барятинский село продал Василию Ивановичу Суворову, после 1775 г. оно принадлежало его сыну Александру Васильевичу и в 1844 г. – правнуку Александру Аркадьевичу Суворову.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.
На рубеже XVII и XVIII вв. в селе Рождествено Московского уезда вместо деревянной церкви князем Ф.Ю. Барятинским была построена прекрасная каменная церковь, вошедшая во все архитектурные справочники среди прочих церквей, относящихся к усадебному зодчеству. Исследователи считают, что строительство церкви было начато в 1694 г., а закончено в 1697 г. Однако сам князь Федор Барятинский не дожил до окончания строительства и умер за год до освящения храма в 1696 г.
В 1773 г. имение переходит во владение рода Суворовых. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. Во второй половине XIX в. имение упоминается с 1844 г., когда им владел правнук Суворова – Александр Аркадьевич, последний из рода Суворовых, которому принадлежало с. Рождествено. В 1852 г. он продал его купцам Армандам.
С приходом большевиков наступило время запустения имения Суворовых и осквернения храма. Последние священники, встретившие в Рождествено революцию, были отец и сын Колосовы. Свящ. Димитрия и свящ. Николая, обвинив в эксплуатации бедняков и зажиточности, сослали в ссылку в 1933 г., где они и скончались через несколько лет, подорвав свое здоровье на тяжелых работах (реабилитированы в 1991 г.). Храм был закрыт и подлежал уничтожению, но чудом сохранился.
Огромный вклад в возрождение храма внес академик офтальмолог С.Н. Федоров и сотрудники ГУ МНТК «Микрохирургия глаза», благодаря которым возобновилась приходская жизнь в день Святой Пасхи 1989 г.
Свое 300-летие храм отпраздновал в 1997 г., в том же году был открыт памятник великому полководцу кн. Александру Васильевичу Суворову, рядом с могилой его отца кн. Василия Ивановича Суворова. На храмовом кладбище также похоронены офтальмолог, академик С.Н. Федоров и актер и режиссер А.Ш. Пороховщиков.
«Я слышу тишину»: сокровенные были села Рождествено
Одна из достопримечательностей села Рождествено – старинная церковь Вознесения Господня, возведенная в 1785 году. Задуманная как городской собор, она со временем стала кладбищенской церковью – намоленной и очень любимой местными жителями. Судьба была немилостива к этому храму – в пятидесятых годах прошлого века он подвергся частичному разрушению и полному разорению. Но люди не забыли его. Пятнадцать лет назад сюда пришла женщина, которая взвалила на свои плечи труд по сохранению и восстановлению этого духовного и исторического сокровища Гатчинской земли.
Место, в котором не лгут
Если вы окажетесь на Рождественском кладбище около полудня, церковь Вознесения Господня будет непременно открыта. Наверняка вы сразу же заметите, как уютно внутри этого храма — даже несмотря на проглядывающее былое разорение.
Во всем видна заботливая женская рука. Пол церкви подомашнему устлан ковриками и половиками. Иконы любовно украшены рушниками. На одном из подоконников — цветы за прозрачной занавеской. Под ним — мягкий диванчик, на котором можно отдохнуть и поговорить с хранительницей церкви Натальей Васильевной Антиповой. Вот уже больше пятнадцати лет она является хранительницей этой старой церкви, не дав ей, по сути, уйти в небытие.
Наталья Васильевна приходит в Вознесенский храм каждый день – наводит порядок, встречает людей. Они приходят на родные могилы или просто побродить по старинному кладбищу, поговорить с ней — его смотрительницей, которая знает о храме все, что вообще известно о нем на данный момент.
Здесь холодно. Старинная печь не работает, давно уже прогорела до дыр, и в нише, где она стоит, приютился инвентарь. Правда, над входом в церковь приспособлен электрообогреватель, и такой же, но поменьше, стоит в уголке, где приютилась Наталья Васильевна. Холод почти не замечается — кажется, воздух согревается еще и от свечей, горящих в простом ящике с песком.
Стены ободраны и выглядят печально и живописно одновременно. Кое-где из-под остатков штукатурки проглядывает каменная кладка. Если хорошо приглядеться, можно разглядеть и остатки храмовых росписей.
Здесь темновато. Из верхних окон, разгоняя сумрак, сочится слабый свет, но все сразу меняется, как только выходит солнце. Его яркие, теплые лучи падают прямо на икону, установленную в центре церкви, рядом с большим деревянным распятием.
«Городской» собор села Рождествено
Наталья Васильевна неторопливо рассказывает историю Вознесенской церкви. Началась она в «городской» период села Рождествено — в 1780 году, когда указом Екатерины II ему был присвоен статус города. Продержался этот почетный статус, правда, не долго — до 1796 года, когда Павел I упразднил «ненастоящие города».
Так или иначе, все эти 15 лет в Рождествено велось городское строительство, и руководил им не кто-нибудь, а знаменитый архитектор Иван Старов – автор Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры, усадебных комплексов в Тайцах и Сиворицах. По его плану среди полей, в излучине Студеного ручья в 1784-86 годах была возведена каменная Вознесенская церковь с колокольней, вокруг которой формировался центр города.
Известно, что эту церковь строили по готовому проекту архитектора Николая Львова, которого порекомендовал Екатерине II сам Державин. А возводил храм, по некоторым данным, зодчий Федор Иванович Волков.
– Посмотрите на верхние окна, – замечает Наталья Васильевна. – Они здесь устроены особенным образом – так, что солнце в церкви гуляет по центру. Николай Львов не делал таких окон. Здесь наверняка приложил руку и видение еще какой-то архитектор, может быть, даже сам Старов. А какая здесь чудесная акустика! Несколько раз у нас были певцы Выборгской капеллы и сказали, что здесь можно проверять голоса. В нашем храме нельзя лгать – здесь сразу голос предает.
Церковь Вознесения Господня должна была стать главным городским собором. Известно, что Екатерина II бывала в Рождествено и, возможно, присутствовала в 1786 году на освящении этого храма.
– Представляете, какой красоты он был? – говорит Наталья Васильевна. – Он был очень богато убран, здесь даже венцы были, которыми царевича Алексея венчали с его женой. Когда-то здесь были уникальные росписи с четырьмя евангелистами на куполе. Все было сделано прочно — на века. Архитекторы, которые готовят церковь к реставрации, пытались с помощью долота взять образцы со стен. По их словам, здесь все было уничтожено специально – или стреляли, или нарочно долбили…
Собор Вознесения первоначально находился в центре главной городской площади. Однако после 1797 года она постепенно заросла самосевом, и здесь возникло кладбище. В ХIХ веке церковь и колокольня были повреждены пожаром. Колокольню разобрали до основания, а церковь осталась без крыльца и портиков с южной и северной сторон.
Но церковь Вознесения, ставшая уже кладбищенской, продолжала жить. Пройдя через реставрацию после пожара, она уцелела во время Великой Отечественной войны, сохранив все свое убранство. Но послевоенное время храм не пережил…
– До 1952 года здесь служил отец Сергий Сапунов – до самой своей смерти, – рассказывает Наталья Васильевна. – Потом подъехали подводы, все здесь забрали и куда-то увезли. Куда – никто точно не знает. Ободрали стены, церковь закрыли. Двери распахнули, и церковь стала ничья. А дальше уже все людская глупость доделала…
Потянулось странное время – шли годы, о церкви все вроде бы забыли. Она была разорена, открыта, выстужена ветрами, осквернена. На долгие годы она стала ничья – пока сюда не пришла Наталья Васильевна.
Хранительница
Как рассказывает Наталья Васильевна, до того, как прийти в этот храм, она целых пять лет – с 1997 года – работала смотрителем кладбища. По ее словам, вышло это неслучайно. Все началось с материнского беспокойства: тяжело проходили первые роды у дочери, и так же было тревожно, когда подошли вторые.
– Упала я тогда перед иконой и как будто застыла, – вспоминает Наталья Васильевна. – Прошу Бога помочь, но понимаю, что дать мне ему нечего. И я сказала Ему тогда: «Я отработаю, Господи»… Бог дал мне всего две недели. Ковырялась в саду, вдруг приходят соседки, говорят: «Наташа, мы тут посовещались, решили, что лучше тебя никто за кладбищем ухаживать не будет». А я смолоду всегда убирала улицу у себя. Все всегда надо мною смеялись, что я – тимуровец. А я действительно все время работала, и мне всегда было мало работы…
Пять лет Наталья Васильевна приводила в порядок «погост», старое кладбище, на котором стояла заброшенная и полуразрушенная церковь Вознесения.
– Здесь на кладбище было семнадцать свалок! – вспоминает она. – Церковь была открыта, стекол не было, внутри все исписано, загажено. Люди носили сюда мусор и ходили в туалет, и я стала закрывать церковь на старинный амбарный замок.
Однажды она не вытерпела и снова взмолилась: «Господи, как сделать так, чтобы люди поняли, что на кладбище должно быть чисто?»
В 2002 году, перед самой Пасхой женщина увидела необыкновенный сон, в котором ей было сказано: «Закрась надписи в церкви, помой пол, повесь иконы…»
– Я перекрестилась в дверях и стала приходить сюда убирать, — говорит она. – Мы немного закрасили стены, повесили четыре картонных иконы. Зять сколотил деревянный ящичек для свечей, песка туда насыпали. Матушка Людмила дала пятьдесят свечей – вдруг кто в храм придет?
И люди пришли – в абсолютно пустой еще храм, на Пасху.
– А на Троицу их здесь было уже так много, что песок под свечами стал горячим, – продолжает хранительница. – И стали люди нести, кто – рушник, кто – половичок. Стали меня расспрашивать, что это за храм… Вот тогда я и пошла в музей. Начала изучать историю церкви, прочитала книгу Дмитрия Рябова о храмах села Рождествено. После 2002 года сюда поехали уже историки, краеведы, архитекторы. Кого только здесь не было, а я от них все впитываю – что говорят они, а что – местные жители. И уже рассказываю, передаю всем другим людям.
Как говорит Наталья Васильевна, каждый год в Вознесенской церкви на Пасху происходит что-нибудь удивительное:
— На Пасху 2005 года привезли в эту церковь живой огонь из Иерусалима. Горел он здесь всю Светлую неделю. В воскресенье после Пасхи вдруг разом в храме все погасло: будто теплый ветерок дунул, меня по щеке ласково так погладил…
…А однажды здесь икона замироточила – старая, вот эта, на которой дьяк подает святому Антипию книгу на красной ленте. Лента эта стала ало-красной, будто кровью налилась… Или вот, смотри, на куполе за крестом возносящийся Иисус Христос появился. Вот он, а под ним люди стоят, – видишь? Тут же сырая роспись была, по мокрой глине – икона Иисуса Христа. Храм подсох, и остался вот этот отпечаток…
…Здесь вообще часто такие вещи происходят – странные, интересные. Вот так Господь здесь живет и творит чудеса, будто говорит: «Вы все делаете правильно…» И в самой жизни так много всего удивительного происходит, что мы во всей своей поспешности и торопливости не замечаем… Я остановилась в этой церкви и уже не могу без нее. Все пятнадцать лет я каждый день здесь. Я уже как одно целое с храмом…
Тишина диктует стихи
Помимо храма есть у Натальи Васильевны еще одно – тоже сокровенное. Вот уже больше пяти лет она пишет стихи, в которых подробно запечатлевает все свои мысли, переживания, наблюдения. Как она говорит, стихи начались внезапно.
– Сказал бы кто-нибудь раньше, не поверила бы, что буду писать стихи, – признается женщина. – Вдруг стали в голове какие-то строчки красивые виться. День вьются, другой… На третий день взяла я бумажечку, на которой записочки пишут, села и написала свое первое стихотворение – «Ангел». Там такие строчки были: «Тихо в храме, ангел дремлет, и ложится тишина…» Стала писать дальше. И вот они – восемь тетрадей стихов…
Стихи ее, в чем-то немного наивные, иногда неровные, но очень искренние и похожие на родниковую воду. Она с удовольствием читает их всем, кто готов слушать, и многие люди специально приезжают сюда за этим.
– Я пишу и про любовь, и про политику, про все-все… – говорит Наталья Васильевна. – Люди думают, что я учительницей была, а я всю жизнь в совхозе проработала. Образование у меня среднее, окончила железнодорожное училище. Успела попутешествовать в молодости…
Как же быстро бегут наши дни в русле жизни,
их нельзя задержать и хоть малость осмыслить…
По прошествии лет вдруг всплывает вопрос:
для чего я живу, и какой с меня спрос?
Как былинка порой – отцветет и уйдет,
так и в жизни большой каждый путь свой найдет.
…Как я стихи пишу? Вот иду – лист падает, и у меня уже готово стихотворение. Вот пришел человек, посмотрел в глаза мне – снова стихотворение. Села, ни с того ни с сего написала стихотворение «Сопки». Я их никогда не видела. Когда я прочитала его женщине из Мурманска, она не поверила, что я не была там… Я непрерывно путешествую по всему миру.
…Конечно, стихи пишутся в одиночестве, чаще всего в храме. Я часто бываю здесь одна, я слышу эту тишину, она диктует мне стихи. Они для меня – такой подарок, который даже объяснить трудно.
…Я считаю, что я очень счастливая. Людей приходит много – я ни одного дня не бывала здесь одна. И горя нашего людского так много, что стала помогать в трудную минуту. Кому что-то подскажу, кому чем-то помогу. Кому-то нужно иногда просто на плече поплакать. Люди приходят, делятся своим самым сокровенным. Даже порой не надо им никакого совета – просто нужно выговориться, рассказать все, что накопилось в душе.
Иной раз скажешь кому-нибудь: ты все свои проблемы сложил в рюкзак, закинул его себе за плечи и идешь, согнувшись. И думаешь, как бы тебе полегче стало, да сам все время добавляешь туда эти камни. Посмотри-ка на солнышко, и камни сами с тебя с этим рюкзаком упадут… Побудь здесь, в этой звенящей тишине, которая вытянет из тебя все ненужные мысли. Тебе сразу станет легче, и пойдешь дальше по жизни обновленным…
Церковь Вознесения Господня приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено. Является памятником архитектуры федерального значения. В 2007 году храм получил шанс на возрождение, выиграв, наряду с лютеранской кирхой в Гатчине, грант на реставрацию. За минувшие годы был отреставрирован фасад храма, и прихожане с нетерпением ждут продолжения восстановительных работ уже внутри.