село пятино храм живоначальной троицы
Храм Живоначальной Троицы
в с.Пятино
Как и во многих уголках нашей Родины, на территории Барышской епархии есть поруганные храмы, разрушенные или совсем уничтоженные в годы советской власти. Но, пожалуй, самым величественным и самым загадочным, из дошедших до нас, является храм Живоначальной Троицы, что в селе Пятино Инзенского района. Стоит он в поле, недалеко от села. Одинокий, заброшенный, с покосившимися крестами и поросшими зеленью куполами. Молчаливый свидетель того безразличия к Богу и Его Дому, которое порой царит в человеческих сердцах. А ведь когда-то он был жемчужиной Симбирской губернии, был свидетелем исторических и драматических событий.
Храм был заложен в 1823 году Анной Ивановной Анненковой в память о своем покойном муже, а также во искупление грехов ее «непутевого» сына декабриста Ивана Александровича Анненкова. Девятью годами позже он был освящён. В 1918 году закрыт советской властью, а в настоящее время храм, хоть и не разрушен полностью, но находится в плачевном состоянии.
Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Александровича Анненкова Александр Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Александровича Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
Летом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Александрович провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной. Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Александрович смог вернуться в Пятино после ссылки.
После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Александровича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем.
Анна Ивановна заложила в Пятине храм еще в 1823 году. Но теперь храм, который должен был стать памятником почившему мужу, становится еще и «молитвой» за грехи сына. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, разработанный для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX века о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.
Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Александровича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.
В 2015 году неравнодушными людьми было принято решение начать трудное дело восстановления храма.
А в 2016 году по благословению Преосвященнейшего Филарета епископа Барышского и Инзенского рядом с храмом Живоначальной Троицы был возведен временный небольшой храм в честь преподобного Серафима Саровского, размещенный прямо на молгиле старца Максима, почитаемого местными жителями за святого. В храме регулярно совершается Божественная Литургия.
Храм, окутанный святостью и легендами
Истории храма в селе Пятино по сей день будоражат воображение.
В церкви находятся три престола: Троицы Живоначальной, Симеона и Анны, Екатерины великомученицы и алтарь, великолепие и богатство которого было сравнимо с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Согласно истории, случившейся в 1918 году, местный священник Иоанн Ягодзинский был расстрелян красноармейцами за то, что спрятал все иконы в золотых и серебряных окладах. Поскольку местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому раньше относилось Пятино, ценной утвари должно было быть немало. Храм и дом священника обыскали, но так ничего и не нашли. Исторический факт пропажи икон оброс слухами, и в село стали приезжать «охотники за сокровищами» со всех областей. Перерыли весь пол в церкви, испортили и сломали множество перекрытий, но безрезультатно (по крайней мере, официально ничего не было найдено).
В 1990 году церковь Живоначальной Троицы стала объектом культурного наследия регионального значения и была занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. С тех пор мало что изменилось в облике разрушающейся церкви. Разграбленный и исписанный нецензурными выражениями еще в период расцвета атеизма, храм ни разу не подвергался реставрации. В связи с этим внутреннее убранство практически полностью уничтожено, а внешний облик далек от некогда внушающего благоговейный трепет. Фрески на стенах местами сохранились, что можно сказать и о внутренней стороне купола. Капители (верхняя часть) колонн тоже не сильно пострадали, что позволяет представить, как выглядел храм изначально.
Нельзя назвать Троицкий храм полностью заброшенным, поскольку могила святого Максима Пятинского ухожена, с левой стороны от входа имеется табличка с названием и датой постройки храма, а внутри стоят свечи. Величественный пятиглавый красавец до сих пор сохранил ощущение силы первозданной грандиозной задумки, привлекая искателей приключений не только своей удивительной красотой, но и историями, с ним связанными.
Пятино. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкий храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Объект культурного наследия регионального значения церковь Живоначальной Троицы, приходской трёхпрестольный храм, 1829-1832 гг.
Самый большой в уезде храм во имя Живоначальной Троицы был заложен в 1823 г. Анной Ивановной Анненковой (урождённая Якоби), матерью Ивана Александровича Анненкова, в память о покойном муже Александре Никаноровиче и во искупление «грехов» их сына декабриста. Считается, что проект храма принадлежит архитектору Михаилу Коринфскому, который, возможно, разрабатывал его для Троицкого храма на Соборной площади Симбирска, но продал Анне Ивановне Анненковой.
Согласно истории, случившейся в 1918 году, местный священник Иоанн Ягодзинский был расстрелян красноармейцами за то, что спрятал все иконы в золотых и серебряных окладах. Поскольку местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому раньше относилось Пятино, ценной утвари должно было быть немало. Храм и дом священника обыскали, но так ничего и не нашли. Исторический факт пропажи икон оброс слухами, и в село стали приезжать «охотники за сокровищами» со всех областей. Перерыли весь пол в церкви, испортили и сломали множество перекрытий, но безрезультатно.
В 1990 году церковь Живоначальной Троицы стала объектом культурного наследия регионального значения и была занесена в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. С тех пор мало что изменилось в облике разрушающейся церкви. Разграбленный и исписанный нецензурными выражениями еще в период расцвета атеизма, храм ни разу не подвергался реставрации. В связи с этим внутреннее убранство практически полностью уничтожено, а внешний облик далек от некогда внушающего благоговейный трепет.
Фрески на стенах местами сохранились, что можно сказать и о внутренней стороне купола. Капители (верхняя часть) колонн тоже не сильно пострадали, что позволяет представить, как выглядел храм изначально.
Нельзя назвать Троицкий храм полностью заброшенным, поскольку могила святого Максима Пятинского ухожена, с левой стороны от входа имеется табличка с названием и датой постройки храма, а внутри стоят свечи. Величественный пятиглавый красавец до сих пор сохранил ощущение силы первозданной грандиозной задумки, привлекая искателей приключений не только своей удивительной красотой, но и историями, с ним связанными.
Источник: статья Александры Морозовой на сайте «Главные Новости Ульяновская», http://mosaica.ru/news/kultura/2014/05/25/31894
Храмов два: приходский и кладбищенский. Приходский храм каменный, построен в 1823 г. помещицей Анной Ивановной Анненковой. Престолов в нем три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе – во имя свв. правед. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы и в левом – во имя св. великомученицы Екатерины. Кладбищенский храм деревянный; престол в нем во имя св. Димитрия Мироточивого.
Церковной земли: 3 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома у священника и псаломщика собственные, для диакона общественный.
Прихожан: в селе Пятине и в деревнях: Тияпине, Васильевке, Чаглах, Мамырове всего в 475 дворах 1899 душ муж. пола и 2030 душ жен. пола. Школ две: в селе земская, а в дер. Мамырове школа грамоты, с 1898 г., помещается в собственном здании.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.
Как и во многих уголках нашей страны, на территории Барышской епархии есть поруганные храмы, разрушенные или совсем уничтоженные в годы советской власти. Но, пожалуй, самым величественным и самым загадочным, из дошедших до нас, является храм Живоначальной Троицы, что в с. Пятино Инзенского района. Стоит он в поле, недалеко от села. Одинокий, заброшенный, с покосившимися крестами и поросшими зеленью куполами. Молчаливый свидетель того безразличия к Богу и Его Дому, которое порой царит в человеческих сердцах. А ведь когда-то он был жемчужиной Симбирской губернии, свидетелем исторических и драматических событий.
Храм был заложен в 1823 г. Анной Ивановной Анненковой в память о своем покойном муже, а также во искупление грехов ее «непутевого» сына декабриста Ивана Александровича Анненкова. Девятью годами позже он был освящён. В 1918 г. закрыт советской властью, а в настоящее время храм, хоть и не разрушен полностью, но находится в плачевном состоянии.
Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII в. Отец Ивана Александровича Анненкова Александр Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Александровича, Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 г., похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
Летом 1825 г., за полгода до восстания декабристов Иван Александрович провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной. Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 г., её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Александрович смог вернуться в Пятино после ссылки. После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Александровича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем.
Анна Ивановна заложила в Пятине храм еще в 1823 г. Но теперь храм, который должен был стать памятником почившему мужу, становится еще и «молитвой» за грехи сына. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, разработанный для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX в. о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.
Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Александровича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.
В 2015 г. неравнодушными людьми было принято решение начать трудное дело восстановления храма. А в 2016 г. по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Барышского и Инзенского, рядом с храмом Живоначальной Троицы был возведен временный небольшой храм в честь преподобного Серафима Саровского, размещенный прямо на молгиле старца Максима, почитаемого местными жителями за святого. В храме регулярно совершается Божественная Литургия.
Дмитрий ЕЖОВ: “Кавалергарда век недолог…” Церковь Живоначальной Троицы в Пятино
“где народ, что рубил в две руки…”
Игорь Растеряев “Ермак”
Года 3 назад узнал о том, что самая красивая история из любимого фильма “Звезда пленительного счастья” имеет прямое отношение к Ульяновской области. Признаться, единственная песня, которую я неизменно запеваю на определенном этапе застолья – “Кавалергарды век недолог…” С тех пор мечтал побывать в этом храме. Ограничивали 185 километров от города, отвратительный отрезок последних 40 километров до Храма (просто убитая дорога). Но наконец, сбылось. Красота редкая. И что еще более редко – эта красота дышит масштабом истории. Декабристы, Дюма, редчайшая по красоте история любви, суровая мать, перекупившая у главного архитектора проект главного храма губернии и построившая его ради “непутевого сына”… Мы же не знаем этого, как и о очень многом другом. А это вокруг нас.
Историческая справка:
Храм находится в живописнейшем месте в Присурье, неподалёку от реликтовых сосновых лесов. Церковь заложена владелицей имения, матерью декабриста Анненкова с молитвой о «непутевом сыне», сосланном в Сибирь на 20 лет каторжных работ.
Село Пятино – бывшее родовое имение дворян Анненковых, занимавших прочное положение в русском обществе конца XVIII века. Отец Ивана Андреевича Анненкова Андрей Никанорович служил в знаменитом лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана он вышел в отставку и перешёл в статскую службу. Он стал советником нижегородской гражданской палаты в чине статского советника. Мать Ивана Андреевича Анна Ивановна славилась эксцентричными поступками, о которых судачили в светских гостиных. В 1803 году, похоронив отца и мужа, она осталась с тремя детьми на руках и стала полновластной хозяйкой нескольких имений, приносивших большой доход.
И.А. Анненков
П. ГебльЛетом 1825 года, за полгода до восстания декабристов Иван Андреевич провёл лето в Пятино вместе со своей будущей супругой француженкой Полиной Гебль, которую в России звали Прасковьей Егоровной. Дом Анненковой был огромным, в официантской комнате постоянно сидело двенадцать лакеев, а стол ежедневно накрывался на сорок приборов, хотя Анна Ивановна обедала в своей комнате. Сундуки её были набиты дорогими мехами и редкими кружевами. Воровство в доме было необычайное, и постепенно все имения Анненковой были заложены и перезаложены, огромный дом и дача – проданы, а когда Анненкова умерла в 1842 году, её средства были весьма ограничены. Небольшая часть состояния была сохранена лишь благодаря вмешательству богатых родственников, и Иван Андреевич смог вернуться в Пятино после ссылки.
После восстания декабристов Анна Ивановна не особо печалилась о сыне и мало заботилась о нём. И когда жена Анненкова обратилась к свекрови с просьбой дать ей денег на то, чтобы освободить Ивана Андреевича из Петропавловской крепости и увезти за границу, та ей отказала. Полина Анненкова отправилась в Сибирь вместе с мужем. Анна Ивановна заложила в Пятине храм с молитвой о «непутёвом» сыне раньше – в 1823 году. Девятью годами позже он был освящён. По легенде, проект великолепного пятиглавого храма, принадлежавший академику Михаилу Коринфскому, разработанный для строительства Троицкого собора на Соборной площади Симбирска, был продан Анненковой по её настоятельной просьбе. В рукописи XIX века о нём говорится, что величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золочёной решётчатой сенью по всему алтарному своду.
Судьба Анненковых заинтересовала французского романиста Александра Дюма-отца, который по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, учившего Ивана Андреевича, написал роман «Учитель фехтования». В романе изложена судьба «графа Алексиса Ванинкова», от которого отвернулась богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, ставшая впоследствии его женой. Как водится, история жизнеописания сильно идеализирована и смягчена. Анненков превращён в кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нём участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа, который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма посетил Симбирск и Пятино. Встреча с супругами Анненковыми состоялась в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли.
С сайта
Село пятино храм живоначальной троицы
История только одного Храма.
НАРОДНАЯ ГАЗЕТА. 22 декабря 2011.
Статья про Храм Живоначальной Троицы, село Пятино, Инзенский район, Ульяновская область:
Пожалуй, каждый знает, что Симбирск — родина Ленина, многим известно, что в Ульяновске есть памятник букве «ё», некоторые даже в курсе, что мы теперь и родина Колобка… А что еще мы знаем про свою землю? Какие архитектурные, исторические, природные памятники есть у нас и почему они порой гибнут? Какие люди жили или бывали в наших краях? Про эту почти забытую родину мы и будем рассказывать читателям «НГ» в нашей новой рубрике «Неизвестная родина».
Осталась память о любви
История эта известна во всем мире благодаря роману Александра Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге», а в России — по фильму «Звезда пленительного счастья» и стихам Булата Окуджавы. Это история любви молодого русского дворянина, отправленного на каторгу за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, и француженки, добровольно уехавшей в Сибирь за любимым человеком. А началось это во многом с Ульяновской области…
Интересна и история создания храма Живоначальной Троицы. Пожалуй, с большой долей вероятности можно сказать, что этот храм был построен Анной Ивановной Анненковой с 1827-го по 1832 год с молитвой о «непутевом» сыне-декабристе. Имел он три престола: главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя св. Симеона Богоприимца и Анны-пророчицы и в левом — во имя св. великомученицы Екатерины. А дальше начинаются легенды. Доподлинно неизвестно, кому принадлежит авторство храма, однако считается, что проект сделал знаменитый архитектор Михаил Коринфский. Действительно, если посмотреть на его творения, например, на Воскресенский собор в Арзамасе или на старинные фото Симбирского Троицкого храма, то отчетливо видны общие черты этих сооружений. И учитывая, что Воскресенский собор в Арзамасе полностью сохранился, то благодаря этой счастливой случайности возможно восстановить утраченное внутреннее убранство и Пятинского храма. Также интересна и легенда о том, что проект этого храма Анна Ивановна, будучи реально баснословно богатой, перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал новый проект опять-таки Троицкого храма на Соборной площади нашего города.
Тогда получается, что самый старинный храм нашего города, строившийся в честь победы над Наполеоном, волею судеб оказался на краю губернии, но при этом остался не разрушен!
Вера, мужество и надежда
От величественной усадьбы не осталось и следа, все до кирпича разобрали, барские сады вырубили, разгромили фамильный склеп последних владельцев усадьбы Ружевских, разбросали их кости, вытоптали и перепахали кладбище, зачем-то разворошили могилу отца Иоанна, изуродовали лики святых в храме, исписали стены… Храм разрушается, и только одно чуть-чуть дает какую-то надежду — могила Максимушки. Кладоискатели и тут пытались копать, но, нарвавшись на нетленные мощи, в ужасе убежали, потом приехали люди из Самарской области ( нам-то ничего не надо), собрали разбросанные кости, захоронили их рядом с Максимушкой, поставили надгробие и крест. Теперь к этой «братской» могилке приезжают люди, просят помощи, берут с собой горсть земли, молятся… Говорят, что Максмушка не обманывает и всегда помогает…
Я немало народу свозил к этому храму. Я видел, как люди восхищаются его красотой, я видел, как люди молятся, я видел, как люди рыдают от горечи и бессилия, я только не видел равнодушных людей… И только одна вещь вызывает у меня раздражение: подарок от власти — табличка с названием храма. Это ВСЕ, что было сделано для памятника ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ за все эти годы!
Эту поездку можно заказать по тлф.: 8-929-790-37-85
Римма (14.07.2014 00:14)
Почему СЕГОДНЯ это никому не нужно? Ведь уже и
времена изменились, и история пересмотрена,
почему такие святые места никому не нужны? Хотя
бы местным, кто с этих мест родом. Или это наша
бедность? Не понимаю.
вадим (02.11.2015 09:52)
меня зовут Вадим.сейчас мы оформляем документы
на приход при этом храме.и надеямся что с божьей
помощью мы его востановим!я думаю что все у нас
получится
Валентина (15.10.2017 13:09)
Как хорошо, что есть такие люди как Вадим и
Дмитрий, пытающиеся сохранить эту красоту для
будущих поколений! Спасибо Вам!
Алексей (04.01.2019 23:40)
Отличная архитектура эпохи ампира. Но, увы без
экономического возрождения всего региона, вряд
ли получится вдохнуть жизнь в прекрасный храм.
Хотя, может государство все-таки выделит денег!?