село курба и круглый храм
Курба: Самое значимое село Ярославской области
Сегодня мы отправимся в путешествие в одно из самых больших и значимых сёл Ярославской области — Курбу. Расположенное в получасе езды от Ярославля, село начало свою историю в 1426 году. Сегодня здесь проживают порядка полутора тысяч человек. В селе есть всё, что нужно обычному жителю: школа, магазины, почтовое отделение, библиотека и аптека. Но есть здесь то, о чём курбовчане с гордостью рассказывают заезжим гостям. Главная достопримечательность Курбы — руинированный Храмовый комплекс Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Его жемчужиной является Казанский храм, в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков.
Он хранит воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в рассказах об этом храмовом комплексе нескрываемая грусть. В настоящее время основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис». Его члены ведут сбор средств на восстановление нескольких известных храмов, которые попали в такое же положение, как и церкви в Курбе.
В чем уникальность храмового комплекса? Каково реальное состояние церквей в Курбе?
И как мы можем помочь этим удивительным достопримечательностям уже сейчас?
Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.
2.
История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных.
3.
Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде сама Богородица явилась девочке, жительнице села. Царица Небесная повелела ей сообщить жителям Курбы, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.
4.
В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году.
5.
Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.
6.
Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой.
7.
8.
9.
Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.
10.
Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения Николы.
11.
С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
12.
13.
14.
15.
Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.
16.
17.
Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского. спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.
18.
С 1988 года стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь разрушено. К сожалению, курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность. Это существенным образом негативно влияет на ход дел по их реставрации.
19.
Присоединиться к добрым начинаниям фонда «Белый Ирис» могут все желающие. Для этого вы можете перечислить любую сумму на восстановление храма. Примечательно, что на проведение первоочередных восстановительных работ в Курбе благотворителями со всей страны уже была собрана практически половина необходимой суммы. А значит, в наших силах восстановить уникальный храмовый комплекс!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Уникальный «круглый» храм XVIII века в Курбе защитили от разрушения
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В селе Курба Ярославской области завершились первоочередные противоаварийные и консервационные работы в уникальной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, единственном в мире круглом 16-лепестковом храме.
В ходе работ устроена временная кровля по всему объему храма и над двумя притворами, закрыты оконные проемы – все это позволило предотвратить разрушение объекта культурного наследия, сообщает пресс-служба благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис», которому в 2019 году храм был передан Росимуществом для реставрации.
Все работы в храме проведены на основании разработанной проектной документации и разрешения, выданного Департаментом охраны культурного наследия Ярославской области.
Фото: Благотворительный фонд «Белый Ирис»
Консервацию храма проверили представители Департамента – директор ведомства Александр Филяев и начальник отдела разрешительной документации Станислав Пучков. Также они обсудили совместно с представителями фонда последующие шаги по восстановлению храмового комплекса.
– Для нас всех это еще один шаг вперед на пути к возрождению величия уникального объекта культурного наследия – Казанского храма. Этого бы не произошло без всеобщей поддержки со стороны небезразличных граждан, администраций Курбского поселения и Ярославской области и гранта Фонда президентских грантов, поэтому мы безгранично благодарны всем за всю оказанную помощь, – сказала директор фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова.
Она отметила, что завершен только первый этап возрождения святыни, и работы еще продолжаются.
– В данный момент привлечены средства на разработку методики по сохранению настенной живописи, и открывается сбор на проект реставрации храма, поэтому мы просим поддержать нас на сайте фонда, либо отправить смс на номер 7715 cо словом НАСЛЕДИЕ и суммой пожертвования через пробел (например, Наследие пробел 200), – сказала Ольга Шитова.
Храм в селе Курба до консервации. Фото: Владимир Ештокин/Журнал «Фома»
Работы по консервации Курбского храма проведены в рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин» с использованием средств Фонда президентских грантов.
Курбский храм – единственный в мире круглый 16-лепестковый храм. Он был построен в 1770 году на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных жителей. Храм является памятником русского зодчества.
Внутреннее убранство храма богато украшено фресковой росписью от пола до потолка на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Живопись в храме – редкий пример фресок ярославских мастеров конца XVIII века, которые насчитывают около 350 сюжетов на библейские темы.
Также храм славится своей чудотворной Курбской Казанской иконой Божией Матери, написанной на серебре, которая была внесена в дореволюционный список чудотворных икон.
С середины XX века церковь практически не использовалась, что привело к постепенному обветшанию и разрушению.
Благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис» учрежден в 2016 году для сохранения объектов культурного наследия, расположенных в сельской местности и в малых городах России и их адаптации к современным условиям.
В круглой церкви села Курба сохранят уникальные фрески. Фоторепортаж с престольного праздника
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Богослужения в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области проходят нечасто. И это неудивительно. Храм, долгое время был заброшен, находился в запустении. Долгое время, в годы советской власти, здесь находились механические мастерские, потом храм просто стоял заброшенный, медленно разрушался.
Как-то так получилось само собой, что журнал «Фома» следит за его судьбой. На страницах журнала неоднократно публиковались материалы, посвященные храму в Курбе. В 2017 году в Курбу приехали добровольцы из благотворительного фонда «Белый ирис». Тогда же начались первые работы в храме. В прошлом году были проведены консервационные работы – закрыты окна, установленная временная кровля. И это очень важно – храм спасен от дальнейшего разрушения, можно думать о постепенном восстановлении и реставрации.
Казанский храм был построен в 1770 году на средства прихожан. Казанская церковь –16-ти лепестковый круглый в плане храм, не имеющй аналогов в русской архитектуре. Возможно, по своей архитектуре такой храм единственный в мире. Местные жители называют Казанскую церковь круглой.
21 июля в селе Курба престольный праздник – день Казанской иконы Божией матери. В этот день в храме, несмотря на будний день, собирается много народу.
После праздничной Литургии состоялся крестный ход из села Курба в соседнее село Васильевское, где в храме Всемилостивого Спаса хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери из села Курба.
Местные жители тайком унесли икону и спрятали на кладбище. Долгое время ее прятали, передавали из дома в дом, пока она не оказалась в Спасском храме села Васильевского, где находится и сейчас.
Это почитаемый образ не только среди местных жителей. Сюда, в Васильевское едут люди из разных уголков России, едут со своей бедой или радостью, едут, чтобы поклониться чудотворном образу Божией матери.
Мы прошли крестным ходом из села Курба в село Васильевское. Это небольшой крестный ход – всего то два – два с половиной километра, но он наполнен огромной энергетикой, сконцентрированной в глазах, лицах людей. Для них эти два с половиной километра очень важны, наполнены духовным смыслом.
Фонд «Белый Ирис» продолжает свою работу по возрождению храма. Чтобы уникальный храм ожил, расцвел, задышал, нужно сделать один шаг – провести реставрацию.
В настоящее время разрабатывается проект реставрации, на основании которого пройдут восстановительные работы. Это стало возможно благодаря победе проекта «Возрождение сельских жемчужин» в конкурсе Фонда президентских грантов.
В течение 2020 года усилиями реставраторов была разработана методика проведения консервационно-реставрационных работ монументальной живописи Казанского храма, что поможет сохранить уникальные фрески от дальнейшего разрушения.
Уникальная Казанская церковь в Курбе оказалась селу «чужой»
Спасать ее готовы только благотворители
В этом году исполнилось ровно 250 лет со дня освящения Казанской церкви в селе Курба Ярославской области — уникального, не имеющего в мире аналогов по планировке 16-лепесткового барочного храма. Это одна из главных достопримечательностей в окрестностях Ярославля и, само собой разумеется, самая большая архитектурная и историческая ценность самой Курбы. К своему юбилею Казанский храм подошел в сравнительно оптимистичном состоянии: выбитые окна и двери заколочены, купола получили временную кровлю, скоро начнут разрабатывать проект реставрации. В общем, у сотен (или тысяч?) сельских церквей старой России дела еще хуже. Другой вопрос, что основным двигателем восстановления Курбской церкви стали москвичи и ярославцы. А что же сами жители села: ведь Курба до сих пор многолюдный населенный пункт с агрофирмой, медпунктом, школой и библиотекой? Почему даже начать восстановление главного памятника не получилось своими силами — выяснял корреспондент «МК».
Сейчас Казанская церковь законсервирована — по крайней мере, внутрь не попадают ветер и осадки.
Если смотреть по карте, Курба находится заманчиво близко к федеральной трассе «Холмогоры» и уж совсем недалеко от Ярославля. Если же решиться туда поехать — добираться от поворота с федеральной трассы придется долго. И не потому что далеко, а просто скорость развить не получится: асфальт как после бомбежки. Увы, это не временное явление: с 2017 года корреспондент «МК» был в Курбе несколько раз, в разные сезоны, но застать дорогу в удобоваримом для автомобиля состоянии так и не смог. Вокруг древнего села, когда-то даже бывшего центром небольшого удельного княжества — бескрайние зарастающие поля, сама же Курба пока не «огламурена» современными каменными домами, хотя и газифицирована.
Пейзажи — по-прежнему старорусские: этюдник или фотоаппарат можно доставать прямо на автобусной остановке. Направо — косогор с крепкими, столетними бревенчатыми домами в два этажа. Налево — то, зачем в Курбу сейчас стоит ехать туристу: Соборная гора с двумя храмами, один из которых уникален по своему декору и конструкции. Это красная Казанская церковь, построенная в 1770 году — ей, стало быть, ровно 250 лет. Рядом — высокая колокольня и белый Воскресенский храм начала XVIII века, без купола: в советское время здесь был дом культуры. Оба храма заколочены (это, собственно, очень хорошо: еще каких-то три года назад внутри гулял ветер, в Казанской церкви разрушились и купола, так что внутрь проникала еще и вода). На часовне, стоящей у дороги на этой же площадке, объявления соседнего храма, постоянно работающего в нескольких километрах оттуда, в селе Васильевском. Расписание служб, номер телефона батюшки на всякий случай.
В селе, основанном в 1426 году, живет примерно столько же человек (по сведениям от 2017 года — 1417). Здесь работает школа и библиотека (обе — со второй половины XIX века), есть медпункт, до сих пор существует (хотя жители жалуются, что «это все уже не то») совхоз. Об отделении почты, автобусной остановке, магистральном газе и магазинах не стоит и говорить — все это есть. Богатое то есть село, по меркам Нечерноземья. Живое. И лишь то, за чем в Курбу могут ехать за сотни километров — уникальные памятники архитектуры — почему-то находится в запустении. И еще недавно находилось под непосредственной угрозой гибели — если бы не «культурный десант» из Москвы.
Из иконостаса уцелели лишь те фрагменты, которые не смогли утащить. А вот фрески сохранились достаточно хорошо.
Откуда в Москве ярославская грусть
— Как и в случае с другими храмами, которые восстанавливает наш фонд, Курба была любовью с первого взгляда, — вспоминает Ольга Шитова, глава фонда. — Впервые я увидела Казанскую церковь на фотографиях в Сети: на ее состояние было больно смотреть, и все же даже на фото было видно, насколько она прекрасна и уникальна. Мы поняли, что за дело надо браться прямо сейчас — иначе мы можем просто потерять этот храм.
Москвичи приступили к делу системно: реклама и сбор средств, разговоры с муниципальным, региональным руководством, епархией. Тут же выяснилось, что здание Казанского храма РПЦ не передано — как и соседняя Воскресенская, церковь остается собственностью государства. При этом денег на реставрацию нет с тех же самых девяностых, хотя храм и является объектом культурного наследия регионального значения. В перестроечные годы Курбский совхоз, который до этого использовал храм в качестве помещения машинно-тракторной станции, начал было работы, но к 1993 году деньги кончились совсем. Да, в общем-то, и неподъемное это дело для одного села. Не зря памятник имеет региональное значение: заниматься Курбой впору минимум с высоты Ярославля.
Два года сборов пожертвований дали некоторый результат: удалось собрать примерно 1,5 млн рублей на консервацию храма (а дальше — нужен проект реставрации, который дороже, и собственно реставрация, оцениваемая уже в сотни миллионов рублей). Но оставалось важное бюрократическое препятствие: энтузиасты с точки зрения закона для храма в Курбе никто и делать ничего там не имели права. Возникла следующая комбинация: в 2019 году Росимущество передало памятник фонду в безвозмездное пользование с тем, чтобы после реставрации оно было так же передано епархии. Священноначалие с такой постановкой вопроса согласилось.
— Все эти годы службы в Казанской церкви шли только по праздникам, — рассказал корреспонденту «МК» священник соседнего Спасского храма в селе Васильевском (3 км от Курбы). — Пока что она входит в состав нашего прихода, своего собственного в Курбе нет. Почему — ну, возможно, потому что вовремя храм не отреставрировали, и в начале 90-х, когда духовное возрождение шло наиболее интенсивно, люди не привыкли туда ходить. Но я не сомневаюсь, что после реставрации приход в Курбе будет, и достаточно активный.
Пока, впрочем, дело до реставрации, повторимся, не дошло: в марте этого года полностью завершена лишь консервация памятника. «Зафиксировано выполнение консервационных мероприятий в полном объеме, — отмечает директор Ярославского областного департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев. — В ближайшее время запланирована приемка работ. В настоящее время департаментом прорабатывается вопрос привлечения экспертов для разработки и утверждения границ территории указанных объектов». Закрыть церковь, обеспечить защиту от осадков и перепадов температур — стремились сразу же после обследования: осмотр внутренностей храма, до сих пор покрытого росписью XVIII–XIX веков, показал, что еще есть что спасать.
Эпидемия помогла
Казанская церковь в Курбе может считаться уникальным памятником русской архитектуры — нигде больше в России (да, собственно, и в мире) нет топологически таких же зданий, да и сохранившиеся росписи добавляют храму ценности. Архитектор, строивший ее, неизвестен, зато исследователям удалось определить, кто был основным вкладчиком в строительство храма. Как выяснила профессор Ярославского педагогического университета Татьяна Юрьева, Казанский храм был, вероятно, построен по обету в честь избавления от болезни за счет средств помещика Михаила Камынина. Кроме того, после эпидемии холеры в Курбе за пределы села пришлось перенести кладбище более старой Воскресенской церкви — таким образом освободилось место для еще одного, более обширного храма.
— По поводу посвящения церкви Казанской иконе Божьей Матери в Курбе существует предание о том, что после строительства храма одной девочке приснился сон, в котором ей явилась Богородица, повелела освятить церковь во имя Казанской иконы и пообещала, что после этого ни один житель села больше не умрет от холеры, — отмечает Татьяна Юрьева.
В плане Казанская церковь имеет шестнадцать «лепестков» без выраженного алтаря. «Интерьер церкви поражает высотой подкупольного пространства и обилием света, идущего из двух рядов достаточно больших окон. — констатирует Татьяна Юрьева. — Несмотря на достаточное число аналогов, они не абсолютны, и церковь Казанской иконы Божьей Матери в Курбе остается уникальным, единственным в своем роде памятником сельской храмовой архитектуры XVIII века».
Войдя в церковь, еще до того, как обратить внимание на фрески, замечаешь иконостас, точнее, то, что от него осталось. Как это часто, увы, бывает в старых барочных храмах, иконостас выломан почти полностью — остались те фрагменты (речь о рамах, не об иконах — тех ни осталось ни одной), что трудно или вовсе невозможно было выломать и унести без спецтехники. На полу — что больше всего поразило участников первой экспедиции по спасению храма в 2017 году — то тут, то там чешуйки краски: осыпаются фрески. Для того чтобы полностью остановить их разрушение, консервации мало — нужно начинать уже реставрацию. Но пока что разрушение замедлилось — и это уже прекрасно.
При чем тут свинина
Рядом с храмовым комплексом Курбы — два магазина: хозтовары и продуктовый. Аромат в хозмаге — тот самый, что был двадцать, тридцать, сорок лет назад: стиральный порошок, клеенка и немного одеколона. Начинается пора осенних посадок — и почти все входящие в магазин берут семена. Цветочные — стоят сущие копейки, 2–3 рубля за пакетик, и берут их не так активно. Овощи — огурцы, редиска, помидоры — дороже: 15–20 рублей, но они-то и нужны большинству покупателей.
— Казанская церковь? — переспрашивает Екатерина, женщина средних лет. — А, красная! Наша гордость. Я в ней сто раз была в детстве — только тогда там МТС была, трактора стояли. Потом была закрытая, а потом всё кончилось.
— Будете ходить туда, если ее отреставрируют?
— Ой, я вообще-то в церковь не хожу, не верующая!
Еще несколько посетителей — все люди от сорока и выше вспоминают, как играли в «Казанке» в советское время — и понимаешь, что наличие в селе уникального храма душу курбовчан радует, но не так уж сильно греет. А что греет — так это воспоминания о совхозе: с МТС разговор почти всегда сворачивает на то, какое это было мощное предприятие.
— Свинокомплекс такой был — на всю страну один из лучших, — говорит Василий Николаевич, раньше работавший в совхозе. — Мы свинину поставляли не просто в Москву — в Кремль! Не говоря о крупном рогатом скоте, была молочная ферма, да много чего было. А сейчас — новости знаете.
Знаем, уже рассказали в продовольственном магазине: в августе 2020 года совхоз «Курба» (точнее, конечно, постсоветское агропредприятие) окончательно стал банкротом, продан с молотка. За весь комплекс — от свинарников, административных зданий, бойни и холодильников до тракторов, медпункта и отдельных стульев — покупатель заплатил 422 с лишним миллиона рублей. Впрочем, в данном случае это не конец (знаменитой свинины нет уже много лет, с тех пор как местного собственника сменили москвичи), а, может быть, как раз начало: со дна все дороги ведут вверх. Важно то, что в середине 2010-х годов смета на реставрацию Казанской церкви, по самым грубым оценкам, была примерно вдвое ниже этой цифры. То есть — величины сопоставимые. Но, если на одну чашу весов положить рабочие места и, в конечном итоге, благополучную жизнь села — а на другую красивую старинную церковь, то неудивительно, что первая чаша для большинства перевешивает.
Другой вопрос, что при вставшем намертво сельском хозяйстве одной из палочек-выручалочек, за которые принято хвататься, является туризм. Это в Курбе пытаются сделать самостоятельно: в прошлом году подготовлена заявка на участие села в федеральной целевой программе по развитию туризма — финансирование проектно-изыскательских работ, 11,6 млн рублей. И тут достопримечательность первого ряда может, конечно, пригодиться.
Поселение и население
Функции культурного центра в Курбе выполняет библиотека, существующая в селе с 1895 года. И тут действительно стараются на славу — и в смысле краеведческих исследований, и в плане готовности принимать гостей и рассказывать им о селе. А если (точнее, когда) откроется Казанская церковь — будет не только туристическая, но и паломническая, как теперь выражаются в туротрасли, «дестинации». Потому что в ближайшем храме в селе Васильевское хранится чудотворная Курбская икона Казанской Божьей Матери. И со временем она, отреставрированная в 2018 году в Троице-Сергиевой лавре, должна вернуться на свое место.
— По преданию, икона была обретена строителями храма, когда он был практически готов, — рассказывает настоятель Спасского храма в Васильевском о. Иоанн (Лозан). — В самом центре храма они, придя утром на работу, обнаружили небольшой аналойчик с этим образом.
По словам священника, конкуренции между двумя селами за чудотворную икону не должно быть — все равно и Васильевское, и Курба относятся к одному приходу. И посещать их храмы паломники могут в рамках одной поездки. Добавим — отсюда не так уж далеко до Тутаева (он же Романов-Борисоглебск), а это одно из довольно популярных мест паломничества, и автобусы могли бы по пути туда делать остановку и в Курбе.
Но это задачи-минимум — а в целом, чтобы сделать Курбу интересным туристическим местом (да и вообще — проявить огромный исторический потенциал села: шутка ли, родина первого российского политэмигранта князя Андрея Курбского), нужно очень серьезно исследовать всю застройку, выявить объекты культурного наследия. Для удобства таких действий в российском законодательстве, в принципе, есть механизм признания того или иного поселения историческим. Сейчас обсуждается присвоение такого статуса и Курбе.
Пока что ситуация представляется экспертам запущенной. Председатель комиссии региональной Общественной палаты по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия Игорь Гаврилов отметил: «Осмотр объектов произвел удручающее впечатление. Памятники находятся в аварийном состоянии, некоторые испорчены незаконными переделками, заброшены, не проведены работы по выявлению культурного слоя и границ его территории. Задача общественности — не допустить разрушения уникальных памятников истории и культуры, разработать предложения и направить их в соответствующие ведомства, проконтролировать их выполнение».
Если Курба станет региональным историческим поселением, это будет означать более строгие правила строительства и эксплуатации домов на всей территории села. Именно поэтому многие курбовчане — из тех, кто знает о том, что поселению собираются придать статус исторического, — не хотели бы такого развития событий. «Если будут делать историческое поселение, я сразу же снесу бабкин дом, пока его не признали наследием, — говорит Михаил С., владелец дома по Ярославской улице. — В доме уже два года никто не живет, там уехал фундамент, ремонт встанет в нереальные деньги. А если заставят реставрировать — проще сразу сжечь».
Действительно, признать обычный частный деревенский дом — пусть и старинный — объектом культурного наследия означает обречь его хозяев на серьезные проблемы, причем за бездействие владельцам памятника полагаются ощутимые штрафы. «Благодаря усилению контроля в сфере сохранения объектов культурного наследия в 2,5 раза увеличилась сумма наложенных штрафов по решению суда за ненадлежащее содержание памятников архитектуры и причинение им вреда, — отмечает заместитель департамента наследия Ярославской области Наталья Грушевская. — С начала года по решению суда собственники памятников архитектуры оштрафованы за ненадлежащее содержание этих объектов и причинение им вреда более чем на 2 миллиона рублей. Для сравнения, за весь прошлый год сумма составила 780 тысяч рублей. По фактам выявленных нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия составлено 53 протокола, взыскано с нарушителей 552 тысячи рублей».
Так что статус исторического поселения крайне интересен примерно десятку-другому человек в Курбе — интеллектуальной элите, настроенной делать из села туристическую жемчужину, и пугает многих их односельчан. Другое дело — тотальная газификация, которая в селе идет, но пока не завершена. «Помимо технического подключения, нужно выполнить проект внутренней разводки газовой сети, приобрести котел и другое оборудование», — рассказывает о необходимых требованиях представитель газовой компании. На деле это выливается в то, что в ветшающие дома газ не проводят: и нескольких десятков тысяч рублей жалко, и по нормам газовщики не подключат.
Практика, однако, показывает, что после окончания газификации села очень быстро меняют свой облик: деревянные столетние избы в считаные годы сменяются современными коттеджами, а старики деятельными и часто многодетными семьями. И деревня действительно становится более живой — правда, и менее живописной. Так что к моменту окончания реставрации Казанского храма Курба, похоже, будет другой — ведь дорогу потихоньку тоже ремонтируют. Сможет ли со всем этим Курба перестать быть собой — то есть «дебрями, чащей, трущобой» в переводе с финно-угорских языков?