село богатое армянский храм крым
Забвенный Сурб Егия
Об армянском монастыре Сурб Хач, что в Старом Крыму, знают, пожалуй, все. Туда возят экскурсии на больших автобусах, отправляясь в походы по Крыму, с удовольствием и интересом заглядывают в приделы древнего храма и пешие туристы.
Но есть на полуострове еще один храм, практически неизвестный обывателям и, к вящему сожалению, пребывающий в забвении и упадке. Этот храм находится в тихом, неприметном закутке на окраине села Богатое, расположившегося вдоль трассы Симферополь – Феодосия. Места эти дышат спокойствием, благостью, здесь много зелени и воды – бойко журчат стекающие с соседних взгорий ручьи.
Здесь, на пригорке, среди почтенного возраста каштанов одиноко сереют руины церкви святого Спасителя….
Сегодня это – единственное мало-мальски сохранившееся строение целого религиозного комплекса, монастыря святого Ильи (Сурб Егия). Церковь, кстати, часто называют Ильинской.
По оценкам историков, монастырь Ильи был основан примерно в то же время (или несколько раньше), что и Сурб Хач, упомянутый выше. Однако, будучи возведенным на периферии, Сурб Егия оставался менее известным и посещаемым, что, впрочем, только способствовало атмосфере монастырского уединения. Службы здесь проводились всего один раз в году – 2 августа, на день святого Ильи.
Помимо церкви Спасителя, в монастыре действовала еще одна церковь, имелись кельи, хозяйственные постройки и монастырский фонтан, куда была отведена вода из местного источника. Говаривали, что родник отличался целебными свойствами. По крайней мере, о том гласит легенда – пастух, омывший в источнике ноги, заметил, что годами не заживавшие и мучавшие его язвы стали затягиваться. После нескольких омовений пастух полностью избавился от недуга. Фонтан, как и львиная доля монастырских построек, увы, не сохранился. Однако сам родник можно найти в зарослях близ руин церкви.
Хроника разрушения монастыря мало чем отличается от печальных историй, приключившихся с практически всеми религиозными сооружениями на полуострове. В 1927 году, в разгар борьбы с «опиумом для народа», монастырь закрывают и не препятствуют последующему разрушению. Впрочем, спустя почти 40 лет, всё, что к тому времени осталось от Сурб Егия, вносится в реестр памятников культурного зодчества. Не единожды разрабатывались проекты реконструкции церкви и всего монастыря, но в этом вопросе, как ни прискорбно, никто не преуспел и по сей день.
А между тем, церковь по своей архитектуре не имеет аналогов на полуострове. В ней сплелись мотивы мусульманского, западноевропейского и армянского зодчеств.
Здание самой церкви обладает типичным для христианских религиозных строений ориентированием с запада на восток. Резьба, обрамляющая дверные наличники и покрывающая мелкие элементы внутри имеет сугубо мусульманские отсылки. Нервюры свода (рёбра) и контрфорсы — заимствование романской архитектуры.
Как мы уже написали выше, в вопросе восстановления монастыря или, хотя бы, церкви, пресловутый «воз» в наши дни не продвинулся. На территории некогда святой обители пасутся коровы и овцы, а местные жители частенько выбираются сюда на шашлыки, не гнушаясь складывать очаги из камней, некогда бывших в стенах церкви и оставлять после себя мусор…
Вот уж воистину: «Прости их, ибо не ведают, что творят!»
Остаётся надеяться, что в скором времени «ветер перемен» коснётся армянского монастыря святого Ильи, и он возродится из пепла силами неравнодушных крымчан, как это случилось с некогда утраченной святыней села Лаки.
Татьяна Гонтаренко
В Богатом исчезает уникальный средневековый храм
Монастырь Аменапркич ученые относят к X-XIV векам. Аменапркич также называют памятники армянской средневековой культуры с изображением распятия. Ранее двухметровый барельеф с распятием находился в нише на восточной стене монастырского храма.
В Крыму сохранилось множество памятников армянской культуры, но Аменапркич в Богатом уникален и не имеет аналогов, так как являет собой сочетание сразу трех культур. Типичными для мусульманской культуры каменными резными сталактитами украшены ниши в пилонах порталов и другие детали храма. Внутри здания вызывает изумление сохранившийся готический крестовый свод на нервюрах, типичный для романской архитектуры. Также для западноевропейской архитектуры характерно строение апсиды церкви. Она не выступает наружу, а закрыта прямоугольной восточной частью здания, оставляя между закруглением апсиды и восточной стеной проход-коридор.
О принадлежности к армянской культуре говорят каменные барельефы, сохранившиеся до наших дней: дева Мария с младенцем, редкое изображение Бога Отца рядом с древом жизни.
Несмотря на то, что церковь является объектом культурного наследия федерального значения, она заброшена и никем не охраняется.
Здесь давно орудуют «черные» археологи. Украдено всё, что можно унести, в том числе уникальные барельефы со стен. Лишь часть удалось вывезти в армянский монастырь Сурб-Хач и передать в музеи.
Дорогами Крыма: древняя церковь «Сурб-Егия»
На окраине села Богатое пока еще стоят руины самого древнего в Крыму здания — армянской церкви Сурб-Егия. Вообще то на этом месте до революции располагался целый монастырский комплекс, основанный ещё в X веке, то есть ему более 1000 лет! С течением времени он постоянно достраивался и перестраивался, и принял свой завершённый вид только к концу XIX века. К сожалению, в 1927 году, монастырь был сначала закрыт. а впоследствии разрушен.
Монастырь Аменапркич — изначальное название Ильинской церкви. В более позднее время стал именоваться как монастырь святого Ильи.
Храмовый комплекс включал в себя такие объекты, как собственно церковь Спаса Преображения, множество келий монахов, хозяйственные сооружения, родник с целебной водой, весьма облагороженный под фонтан.
Высочайшую пользу воды монастырского родника отмечали учёные Российской империи, которые приезжали сюда и брали пробы, далее отправляли их на анализ в лаборатории Харькова и Санкт-Петербурга. Результат ошеломил, оказалось, что вода по всем показателям превзошла знаменитую европейскую минеральную воду из французского бальнеологического курорта Контрексевилля.
Стоит отметить, что сейчас вода из того самого курорта продаётся у нас в магазинах в маленьких бутылочках по цене в разы большей любых других минеральных вод.
Сейчас родник полностью забит, но сравнительно недавно из него сочилась целебная вода в 60 метрах к западу от церкви.
Романский стиль архитектуры армянской церкви в Крыму уникален. Само здание церкви имело три входа и лестницу на крышу и келью. Крыша изначально была четырёхскатной, а после перестроена и стала двускатной черепичной. Своды сложены без раствора
интерьер церкви весьма богат. Стены церкви усыпаны резными изображениями. Вся территория храма была обнесена высокой каменной стеной.
В монастыре находилась его главная святыня — древний хачкар, или камень-крест. После переселения армян в Приазовье, по приказу Екатерины2 камень увезли. Но в последствии, он был передан на хранение в Императорский музей в Санкт-Петербурге, теперь это Государственный Русский музей.
В 1983 году был разработан проект восстановления монастыря, но он так и остался проектом. Полагаю в скором времени реставрировать будет нечего.
mmet
Варламов Леонид
По дороге из Симферополя в Феодосию примерно на полпути встретится село Богатое, в котором, если свернуть немного в сторону с трассы, можно полюбоваться занятными руинами старой армянской церкви, построенной много веков назад в живописных холмах
В XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а главным образом между Белогорском и Феодосией, где и сохранился ряд исторических памятников этого народа.
2.
Первоначально храм носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, пожить среди красивой природы.
3.
Исходя из стиля постройки, его относят к XIV в. У здания три входа; северный и южный имеют вид портала. Стены и свод храма, а также многочисленные стенные ниши украшены резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей.
4.
Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод).
5.
К сожалению, храм подвергается разрушениям: от южного портала остались развалины, исчез рельеф «воскресение» (то и другое еще цело на фотографии начала 1960-х годов). Все это на фоне того, что памятник средневековой архитектуры находится под охраной государства.
6.
Маленький хулиган показывает проделки его товарищей. Сам уверяет, что вандализмом не занимался и при Януковиче жить лучше, чем при Ющенко
7.
Пока осматривали храм стемнело, пастухи увели коров и прилетели пришельцы из космоса. На село Богатое опустилась холодная мартовская ночь.
9.
Село богатое армянский храм крым
Заброшенная армянская церковь (с. Богатое)
Адрес: Белогорский район, с. Богатое
Описание:
По дороге из Симферополя в Феодосию примерно на полпути встретится село Богатое, в котором, если свернуть немного в сторону с трассы, можно полюбоваться руинами старой армянской церкви, построенной много веков назад в живописных холмах
В XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а главным образом между Белогорском и Феодосией, где и сохранился ряд исторических памятников этого народа.
Первоначально храм носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, пожить среди красивой природы.
Исходя из стиля постройки, его относят к XIV в. У здания три входа; северный и южный имеют вид портала. Стены и свод храма, а также многочисленные стенные ниши украшены резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей.
Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод).
К сожалению, храм подвергается разрушениям: от южного портала остались развалины, исчез рельеф «воскресение» (то и другое еще цело на фотографии начала 1960-х годов). Однако еще заметно былое величие этого храма.