селихово храм ильи пророка расписание богослужений
Церковь в Селихово: чем она известна
Судьба большинства сельских храмов в России одинакова. Когда-то их построили на деньги богатого помещика или предпринимателя, затем — после революции они были полностью или частично разрушены, а после распада СССР может быть восстановлены. Церковь в селе Селихово Тверской области имеет иную судьбу — хотя, тоже непростую.
Пасмурными ноябрьскими выходными, — когда все кругом то ли по-осеннему, то ли по-зимнему, — мы съездили в Селихово. Узнали историю храма, а заодно — по великой удаче — попали на архиерейскую службу 🙂
Храм в селе Селихово
Итак, Ильинская церковь в Селихово. Ее видно почти со всех концов села — особенно поздней осенью или зимой, когда листва на деревьях не закрывает обзор.
Синие купола и главки, белые стены. Довольно «привычная» для сельских храмов архитектура. Да все, в общем-то, привычно и «по-сельски», если бы не одно «но»: огромная территория храма. По этим фото не видно, но ее площадь — едва ли не как у маленького монастыря. Почему? Что необычного в этой церкви?
Церковь в Селихово: история
А необычность заключалась не столько в церкви, сколько в самом селе Селихово — которое долгое время было владением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — главного монастыря России.
«Было владением» — это значит, что какой-то помещик «подарил» село со всеми крепостными монастырю. Или оно изначально строилось на землях, принадлежащих монастырю. И надо сказать, что для крестьян оба этих варианта — один из лучших исходов, что мог быть — поскольку «гарантировал» им достаточно безбедное и безобидное, если можно так сказать, существование.
В 1861 году с отменой крепостного права село Селихово стало казенным — то есть, Лавра больше не имела к нему прямого отношения. Но в память о «лаврских временах» осталась эта большая Ильинская церковь. Ее начали возводить вскоре после войны 1812 года, а полностью закончили — в 30-х годах XIX века.
Вход на территорию церкви был с главной дороги — в виде больших красивых ворот. Они сохранились до сих пор — и это, по-своему чудо, — потому что в советское время не то, что ворота — сами храмы редко, когда могли уцелеть.
Ильинская церковь в Селихово — времена СССР
Местные жители рассказывают, что одна из причин, почему храм удалось отстоять — это то, что в него продолжали ходить люди.
Часто же бывало как: в селах устанавливалась советская власть, люди переставали ходить в храм — и церковь под «благовидным» предлогом закрывали. Для закрытия необходимо было, чтобы число прихожан снизилось до девятнадцати.
А в Ильинскую церковь продолжали ходить и двадцать, и больше человек. Этих людей выгоняли с работы, их ставили «на вид», но от Христа они не отвернулись, и даже формального повода уничтожить храм не находилось.
Храм в селе Селихово Конаковского района оставался открытым весь советский период — хотя не всегда в нем шли богослужения. Он не был разрушен (хотя, уничтожили колокол), его не грабили (хотя — сняли золото с иконостаса), в нем не сбили со стен фрески — они остались и по сей день:
В общем: счастливая судьба для церкви. Однако, жизнь некоторых священников, которые служили здесь, сложилась трагически.
Мы были в Селихово 19 ноября. Это большой день для прихода — память священномученика Арсения Троицкого, который был настоятелем в этом храме, но трижды был арестован, а в конце концов расстрелян — в 1937 году на Бутовском полигоне.
Священномученик Арсений Троицкий (второй справа в верхнем ряду) и прихожане храма.
Икона святого Арсения — особо почитаема в храме.
В этот день в Селихово приехал правящий архиерей — митрополит Виктор — и была архиерейская служба при большом скоплении народа:
Утром в день Праздника вдруг-не вдруг выпал снег и синие купола храма были красиво им припорошены 🙂
А что совсем необычно для сельского храма — это то, что Ильинская церковь в Селихово имеет подсветку, которая включается, когда стемнеет!
Ну а само Селихово — обычное уютное небольшое такое село. Много деревянных домов.
Без которых русское село — не село 🙂
Храм в Селихово: расписание богослужений
При входе в Ильинскую церковь висит расписание. Оно говорит, что Литургии в Селихово служатся в субботу и воскресенье или в будни — если на рабочий день приходится Большой Праздник или память особо почитаемого в приходе святого. Службы проходят или в самом храме Илии пророка или в одном из двух соседних храмов (мы их не видели, по-видимому — это домовые церкви).
Село Селихово — как добраться?
До села Селихова можно добраться либо на машине — это примерно 150 километров от Москвы по Ленинградскому направлению. Если ехать в пятницу вечером — большие пробки. Нужен съезд на Конаково — через 55 километров после Клина. Еще через некоторое время будет указатель на Селихово.
Либо — на поезде по Ленинградскому направлению до платформы Конаково-ГРЭС. Далее — автобус (расписание) или такси.
Храм пророка Илии (Селихово)
Храм пророка Илии (Селихово) — каменный, построен в 1815 году по проекту архитекторов И. Шарлемана и К. Трофимова в стиле классицизма, здание имеет интересное завершение в виде пятиглавия на восьмерике. Приделы в трапезной — святителя Николая и Покрова Богородицы.
Содержание
История [ править ]
Каменная церковь была построена по решению архиепископа Тверского и Кашинского Серафима в 1815 году. До этого времени на территории села свыше трехсот лет (по преданию более 500 лет) существовала деревянная Ильинская церковь. Согласно духовной грамоте 1559 года село Селихово с церковью получило статус вотчины Троице-Сергиева монастыря, Ильинский храм с тех пор стал монастырским подворьем.
Сохранилась подлинная архиерейская грамота о строительстве новой церкви: «По благодати, дару и власти Всесвятаго и Живоначального Духа, данного нам от Самого Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез Святые и Священные Его Апостолы и их Наместники и Преемники, благословили мы епархии нашея Корчевского уезда в селе Селихово по прошению этого села священника Феодора Кондратова и прихожан на место стоящей в оном селе деревянной Церкви построить новую каменную во имя Святаго Пророка Илии Церковь с пределами: 1-ым — Святителя и Чудотворца Николая и 2-ым — Покрова Пресвятой Богородицы — на другом удобном и способном месте по предложенному при этом прошении плану и фасаду, нами подписанному, повелевая при этом, чтоб сие церковное здание производимо было под надзиранием благочинного, с ведомства коего село Селихово состоит по обычаю Грекороссийской Церкви издревле святохранимым, и по подобию прочих благоукрашаемых Святых Божиих Храмов, дабы Церковное здание не было построено или безобразно, или для собрания не вместительно, или инако, нежели как обычай есть устроиватися Храмам Божиим в Православной нашей Церкви».
Площадка под строительство храма была освящена 2 августа 1812 года, в день памяти пророка Божьего Илии. Деталь, характерная для строительства храмов в те времена: замес делался на яйцах, их собирали по 100 штук с каждого двора всех девяти приходских деревень.
Девятого августа 1815 года храм был освящен архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом. 21 августа состоялась первая литургия в память о перенесении святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, проведенная о. Федором.
Авторы проекта строительства храма архитекторы И. Шарлеман и К. Трофимов. Здание храма представляет собой классическую постройку первой половины XIX века. Храм пятикупольный, с алтарной апсидой, приделом и колокольней, которая завершается высоким шпилем с крестом.
Никольский и Покровский приделы были построены позже Ильинского, а в середине XIX века расписывался весь храм. К росписи храма привлекались лучшие иконописцы и живописцы Русской Православной Церкви и Академии художеств, по мнению специалистов, школы Васнецова. Большое впечатление производит убранство храма: в его интерьере семиярусный иконостас, который отделяет Ильинский алтарь от основной части храма. Центральной частью нижнего яруса иконостаса являются царские врата, выполненные в высокой и сквозной рельефной резьбе и покрытые сусальным золотом, которое подчеркивает их совершенный рисунок и высокое качество исполнения.
Фрески основной части храма представляют собой сюжеты из жития Пророка Божьего Илии. Далее расположены фрески, раскрывающие смысловое содержание молитвы «Символ Веры», а также образы избранных святых и мучеников. В боковых сводах основной части храма написаны изображения четырех евангелистов. На подкупольном своде находятся небесные образы Святой Троицы и Божьей Матери в окружении сонма ангелов, также по кругу располагаются чины Ангелов, Архангелов, Херувимов, шестокрылатых Серафимов и прочих Небесных Сил бесплотных.
Иконостасы Никольского и Покровского алтарей — трехъярусные. Все иконы в них отделены между собой золочеными гладкими колоннами, которые украшены высокими резными базами и завершены витыми резными капителями.
В Ильинской церкви на протяжении всего периода ее существования служили очень многие самоотверженные священники, исповедовавшие Иисуса Христа всей своей жизнью, по совести исполнявшие свои пасторские обязанности. Среди них следует выделить протоиерея Павла Плетнева, который прослужил в храме более 50 лет. При нем была открыта библиотека для прихожан. В 1877 году было построено новое двухэтажное здание церковно-приходской школы с 3 классами (сама школа открылась еще в 1840-х годах, одна из первых в уезде, и находилась рядом с церковью), а с 1893 года при школе открылась народная читальня. Так же был сформирован мужской церковный хор. Хор просуществовал более ста лет, сохраняя свои традиции, и был известен в России далеко за пределами Ильинского прихода. К его 100-летию в 1957 году Ильинскому хору была подарена икона «Господь благословляет детей».
В 1936 году часть церковных ценностей (иконы, оклады, богослужебная утварь) были насильственно изъяты представителями власти и вывезены из храма. В 1937 и в 1941 году были сброшены колокола.
Но храм большевики закрыть не смогли. Его отстояли прихожане, не побоявшись гонений. Вот имена двадцати прихожан, отстоявших храм: Лашкова Александра Романовна, Маркова Анастасия Романовна, Родионова Прасковья Климовна, Новожилова Акулина, Андриянов Михаил, Андриянова Анастасия, Башилов Михаил Петрович, Кузнецова Александра Николаевна, Титова Мария Павловна, Лаврова Екатерина, Ермолаев Иван Васильевич, Филков Илья Васильевич, Табаков Илья Иванович, Комков Алексей Михайлович, Казулин Иван Харитонович, Кремнев Иван, Роднова Евдокия, Лашкова Мария Романовна, Иовлева Прасковья Ивановна, Жильцова Клавдия Ивановна. Вместе с ними следует помнить иеромонаха Гавриила, служившего в 1938-41 годах, который также сделал много для спасения храма.
К пятидесятым годам XX века Ильинский храм в значительной степени обветшал, фрески в Ильинском приделе очень сильно пострадали, пострадали также иконы в иконостасе. С 1961 по 1984 год настоятелем Ильинской церкви стал священник Михаил Федоров. Он был участником Великой Отечественной войны, и во время одного из боевых сражений дал слово служить Богу, коль останется жив. После войны бывший солдат окончил семинарию, а затем был направлен в Ильинскую церковь, где прослужил до последнего дня своей жизни. Протоиерей Михаил Федоров сделал очень многое для восстановления Ильинского придела в его изначальном великолепии. Реставрационные работы проводила бригада иконописцев из Риги.
После кончины отца Михаила настоятелем храма с 1984 по 2003 год был протоиерей Борис Ничипоров. Он продолжил работы по благоустройству церкви, начал работу с детьми и молодежью, создал детско-юношеский центр «Новая Корчева», привнес новые формы общения с прихожанами, способствовал тому, что многие горожане стали прихожанами Ильинского храма, а Ильинский приход и детско-юношеский центр стали известны во всей России и во многих странах мира. В отце Борисе сочетались качества пастыря, педагога, ученого, публициста. После кончины протоиерей Борис Ничипоров был погребен на территории Ильинского храма.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время продолжается работа, проводившаяся поколениями священнослужителей в Ильинском приходе. В последние годы построены новые помещения для обучения учащихся ДЮЦ «Новая Корчева»: иконописи, фаянсовому делу, керамике, ручной и машинной вышивке, росписи по дереву, резьбе по дереву, бисероплетению, мягкой игрушке, ковроткачеству; продолжает развиваться детская хоровая школа — студия и детский музыкальный театр. Ведущие коллективы центра: хор девушек «Глория», юношеский казачий хор «Станица», ансамбль скрипачей и гитаристов «Гармония», а также воспитанники декоративно-прикладного направления — неоднократные победители Всероссийских и Международных конкурсов, фестивалей и выставок.
Продолжаются ремонтные и восстановительные работы в храме. 1 августа 2014 года благодаря жертвователям и благотворителям была восстановлена звонница на колокольне (12 колоколов) и отремонтирована колокольня.
Святые [ править ]
Священники: протоиерей Арсений Троицкий и Петр Титов — расстреляны в 1937 году и причислены к лику священномучеников в 2001 году.
С 1903 по 1932 год настоятелем Ильинского храма был священник Арсений Троицкий, окончивший Тверскую духовную семинарию, который очень много сделал для воцерковления малограмотного населения прихода, первым начал проводить катехизацию среди сельчан. Он много помогал раненым, возвращавшимся с фронтов во время первой мировой войны. Во время гонения на Православную церковь, после свержения самодержавия, отец Арсений отстаивал право исполнять богослужения в традициях Русской Православной Церкви, дал отпор обновленцам. Он трижды арестовывался: с 1929 по 1932 год провел в Соловецком лагере для политзаключенных, в 1933 году был сослан в Казахстан, а в 1937 году, по приговору тройки ОГПУ, расстрелян на полигоне в Бутово.
Также в 1937 году были арестованы священники Ильинской церкви: настоятель Вениамин Голосов и Петр Титов. Протоиерей Вениамин Голосов был сослан в Казахстан. Священник Петр Титов в Ильинской церкви прослужил несколько месяцев. Он был расстрелян в Твери.
Святыни [ править ]
В храме много отдельно стоящих икон в красивых высоких с резными золочеными колоннами и богато украшенных рельефной резьбой киотах. Среди этих икон особо чтимые иконы: Спасителя, Божьей Матери (Казанская, Иверская, Тихвинская, Знамение, Одигитрия, Неопалимая Купина, Покрова и другие), святителя Николая архиепископа Мирликийского (с частицей святых мощей), Ильи Пророка (с частицей скалы из пещеры на горе Кармил в Израиле), преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика целителя Пантелеимона (со святыми мощами), великомученика Георгия Победоносца, святой благоверной инокини Анны Кашинской (со святыми мощами), священномученика Арсения Троицкого, икона Всех святых и другие. Ещё одной святыней является скол от колокола, сброшенного в свое время с Ильинской колокольни. Этот фрагмент с изображением Николая Чудотворца в архиерейском облачении чудесным образом сохранился и был найден на территории Ильинской церкви 7 лет назад. В настоящее время он находится в киоте перед Никольским алтарем.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171284, Тверская область, Конаковский район, село Селихово, улица Мира, дом 1
Как добраться: до села Селихова можно добраться либо на машине — это примерно 150 километров от Москвы по Ленинградскому направлению. Если ехать в пятницу вечером — большие пробки. Нужен съезд на Конаково — через 55 километров после Клина. Еще через некоторое время будет указатель на Селихово.
Также можно доехать на поезде по Ленинградскому направлению до платформы Конаково-ГРЭС. Далее — автобус (расписание) или такси.
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово
Русская Православная Церковь, Тверская митрополия, Тверская и Кашинская епархия, Конаковское благочиние.
Адрес:
171284, Тверская обл., Конаковский р-он, с. Селихово, ул. Мира 1
Ильинская церковь с.Селихово построена 1815 году.
Церковь освящена 9 августа 1815 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом.
Храм никогда не закрывался.
В памяти прихожан Ильинского храма остались имена священнослужителей: протоиерея Павла Плетнева, протоиерея Арсения Троицкого, протоиерея Вениамина Голосова, иеромонаха Гавриила, протоиерея Александра Соколова, протоиерея Михаила Федорова, протоиерея Бориса Ничипорова.
Каменная церковь была построена по решению Архиепископа Тверского и Кашинского Серафима в 1815 году. До этого времени на территории села свыше трехсот лет (по преданию более 500 лет) существовала деревянная Ильинская церковь. Согласно духовной грамоте 1559 года с.Селихово с церковью получило статус вотчины Троице-Сергиева монастыря, т.е. Ильинский храм с тех пор стал монастырским подворьем. Сейчас храм не является подворьем Троице-Сергиева монастыря.
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
Инга Филиппова
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
Церковь-В-Горбасьево Грузинская-Икона-Божией-Матери
Церковь в честь пророка Божия Илии в с. Селихово запись закреплена
СТРАШНЫЙ СУД И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО
Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы.
Показать полностью. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (Кондак 4).
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (+ 1539) и святой Макарий (+ 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (+ 1515), епископы Симеон Суздальский (+ 1515), Досифей Крутицкий (+ 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (+ 1563) и Герман (+ 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1576).
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.
Тропарь преподобного Иосифа
глас 5
Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.