селенгинский монастырь официальный сайт свято троицкий мужской монастырь
Паломникам. Расписание богослужений. Крещение
Дорогие братья и сестры!
Мы благодарны вам за ваше внимание к нашей обители и надеемся, что посещение монастыря принесет вам духовную пользу.
Если вы приезжаете организованной группой на короткое время, и вам требуется проведение экскурсии, трапеза или размещение в гостинице монастыря, пожалуйста заранее сообщите по телефону день и время вашего приезда, а также возрастную категорию группы.
Руководителям детских групп: заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно.
Также желательно заранее сообщить участникам поездки, в какой одежде можно ехать: женщины (девочки) – в юбках, с собой платочек; мужчины (мальчики) — в длинных брюках, даже летом.
Монастырь открыт с 7.00 до 21.00. Фотосъемка разрешена на всей территории монастыря. Внутри храма фотографировать запрещено.
Размещение в монастыре на несколько дней и более длительный срок — по благословению наместника монастыря, поэтому необходимо заранее позвонить по телефону, сообщить о времени и цели Вашего приезда.
Паломники, живущие в монастыре, полностью подчиняются Уставу и распорядку монастырской жизни. Следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
В воскресные и праздничные дни обязательно присутствие на богослужениях.
В зависимости от Вашего возраста и физического здоровья Вас определят на послушание:
-трапезная (мытье посуды или заготовка продуктов);
-уборка жилого корпуса;
-работа на огороде /в теплое время года/;
-работа на цветнике /в теплое время года/.
Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом – Вам дадут послушание по силам.
Богослужения в будни:
9.00 — Божественная литургия
16.00 — Вечернее богослужение
21.00 — Вечерние молитвы и крестный ход вокруг монастыря
Богослужения в праздники и воскресные дни:
Накануне праздников и в субботу в 17.00 — Всенощное бдение, в 21.00 – вечерние молитвы.
6.30 — Утренние молитвы
09.00 — Божественная литургия
4.Трапеза для паломников
с 8.30 до 9.00 — завтрак
с 12.30 до 13.00 — обед
с 17.30 до 18.00 — полдник
с 20.30 до 21.00 — ужин
-В праздники и воскресные дни:
Обед — после окончания Божественной литургии (в праздники — общая праздничная трапеза)
с 17.30 до 18.00 — полдник
с 20.30 до 21.00 — ужин
Хочется надеяться, что паломники, желающие получить духовную пользу от этой поездки, будут соблюдать благочиние, и их поведение будет соответствовать цели приезда. Громкие разговоры и смех, пользование декоративной косметикой, сквернословие, курение, пьянство и др. на территории монастыря недопустимы.
Звонить по телефонам: +79833398324; +79025639094
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Богослужения в будни:
16.00 — вечернее богослужение
21.00 — Вечерние молитвы и Крестный ход
Богослужения в праздники и воскресные дни:
09.00 — Литургия
Накануне в 17.00 — Всенощное бдение
КРЕЩЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ К ТАИНСТВУ КРЕЩЕНИЯ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ СЕЛЕНГИНСКОМ МОНАСТЫРЕ
1. Крестные родители
Ребенку нужны крестные родители.
Крестными родителями могут быть взрослые крещёные воцерковлённые христиане. Допускается иметь одного крестного того же пола, что и крещаемый.
2. Огласительные беседы
Крёстным родителям и родителям ребенка нужно обязательно пройти огласительные беседы.
Взрослый, изъявивший желание покреститься, также должен пройти огласительные беседы.
По всем вопросам прохождения огласительных бесед обращаться к Корсакову Кузьме Владимировичу. Телефоны +79024537539, +79835380890.
3. Таинство крещения
Крещение совершается по воскресеньям в 14-00. ОБЯЗАТЕЛЬНА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ.
Звонить по телефонам: +79833398324, +79025639094 ( Захарова Вера Ивановна).
При себе иметь полотенце, сланцы, женщинам — длинную рубашку.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ КРЕСТНЫЕ И ВОЗМОЖНО ЛИ КРЕЩЕНИЕ БЕЗ КРЕСТНЫХ?
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ОКОРМЛЯЕМЫХ ПРИХОДАХ
Приход во имя иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение» станции Татаурово.
среда, 17-00 — молебен,
пятница, 16.00 — вечерня, утреня.
суббота, 9.00 — Литургия.
суббота, 13.00 — огласительная беседа (через неделю), крещение детей (через неделю)
Приход в честь Духа Святаго в селе Югово
четверг, 10.00 — молебен и лития об усопших/панихида.
Приход во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Таловка
среда, 17.00 — вечернее богослужение,
четверг, 9.00 — Божественная литургия.
воскресенье, 17.00 — молебен.
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Приход в честь вмчц. Параскевы Пятницы в селе Мостовка (часовня в здании администрации)
четверг, 16.30 — молебен,
пятница, 9-00 — Литургия.
О времени молитвы дополнительно уточнять у старост приходов:
Ст. Таловка — Анна Иннокентьевна Мещерякова, 8-9024-56-07-93, 8-983-450-63-57.
Югово — Налетова Елена Геннадьевна, 8-914-831-78-00.
Мостовка — Елена Анатольевна Бакушкина, 8-924-650-97-91.
Братия обители
Наместник Свято-Троицкого Селенгинского монастыря игумен Алексий
Игумен Алексий (Ермолаев И.М.) 24.02.1962 года рождения
Пострижен в монашество 21 июня 2001 года в Свято-Никольском храме Спасо-Преображенского монастыря, Читинской и Забайкальской епархии с именем Алексий в честь Цесаревича Алексия (Романова) мученика.
Тезоименитство — 17 июля.
Постриг совершил Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов).
24.06.2001г. — в Свято-Вознесенском храме г. Улан-Удэ Епископом Евстафием (Евдокимовым ) посвящен с сан иеродиакона.
15.05.2005г. — в Спасо-Преображенском соборе Посольского Монастыря Читинской и Забайкальской Епархии посвящен в сан иеромонаха Епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым)
9 января 2010 года — указом №1 Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия (на основании решения Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009г.) назначен на должность Наместника Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря.
01 мая 2011 года возведен в сан игумена Епископом Савватием Улан-Удэнским и Бурятским.
Иеромонах Михаил
Иеромонах Михаил (Толстоухов) — 23.07.1962 года рождения.
Пострижен в монашество — 23 декабря 2008 года с именем Михаил в честь Архистратига Божия Михаила, Епископом Евстафием (Евдокимовым) Читинским и Забайкальским в Свято-Троицком соборе, Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.
15 января 2009г. рукоположен в сан иеродиакона Епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым)
22 июня 2014 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Одигитриевском соборе города Улан-Удэ Управляющий Улан-Удэнской и Бурятской епархией архиепископ Савватий совершил пресвитерскую хиротонию: насельник Свято-Троицкого Селенгинского монастыря иеродиакон Михаил был рукоположен во иеромонахи.
Тезоименитство — 21 ноября.
Монах Феодосий
Монах Феодосий (Артюков) — 07.10.1962 года рождения.
Постриг совершил Игумен Николай (Кривенко) — наместник Посольского монастыря Улан-Удэнской и Бурятской Епархии.
Тезоименитство — 27 августа.
Контакты
Адрес монастыря:
671253, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74.
Из Улан-Удэ. Проезд маршрутным такси до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.
Расписание микроавтобусов из Улан-Удэ в село Троицкое и из с. Троицкое в Улан-Удэ.
Автобусы отходят от ж/д вокзала.
Наместник монастыря игумен Алексий — тел. 8-924-398-82-33 (Мегафон), 8-908-597-40-49 (Теле 2).
Социальный работник — Елена Геннадьевна Скиба — тел. 8-951-623-89-79 (Теле 2).
Работник канцелярии — телефон +7-983-33-98-324 (Вера Ивановна Захарова).
Тел. 8(30144) 59-8-68 — канцелярия и бухгалтерия, 59-8-62 – общий.
Группы монастыря в социальных сетях:
Группа монастыря Вконтакте
Группа монастыря на Фейсбук
Присоединяйтесь к группе монастыря в Whatsapp.
Пишите на номер +79024537539 с просьбой прислать приглашение, вас добавят вручную.
Группа монастыря в Viber
РЕКВИЗИТЫ МОНАСТЫРЯ
РО «Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Улан — Удэнской и Бурятской епархии Русской Православной Церкви
ОГРН – 1120399000017, ИНН – 0316201049, КПП – 031601001,
Р/СЧ № 40703810809160028252 Бурятское ОСБ №8601/0165
г. Улан-Удэ, БИК 048142604
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность или социальную деятельность.
Служение обители
Прибайкальское благочиние включает в себя Свято-Троицкий мужской монастырь в с.Троицкое и семь населённых пунктов левобережной стороны Прибайкальского района р. Бурятия, окормляемых монастырем: с. Мостовка, д.Мостовка, ст. Таловка, с. Югово, с. Ильинка, ст. Татаурово, д. С.Татаурово, с. Еловка.
Ежедневно после вечерней молитвы насельники монастыря совершают Крестные ходы вокруг обители, а также вокруг всего с. Троицкого в дни престольных праздников обители: 21 ноября, 19 декабря и 22 мая, 7 апреля, 12 июля и на Троицу. Кроме того, Крестные ходы совершаются насельниками монастыря на приходах Троицкого благочиния в дни престольных праздников: 3 февраля на ст. Татаурово, 22 ноября — на ст. Таловка и в день Святого Духа — по селу Югово, 10 ноября – на ст. Мостовка и 2 августа в с. Ильинка.
Священнослужители обители служат отпевания, панихиды, заупокойные литии на всех кладбищах Троицкого благочиния в день Радоницы и совершают Таинства исповеди, соборования, крещения и причащения с выездом в больницу или на дом, а также отпевание усопших на дому в любое время суток.
На территории благочиния ведутся работы по благоустройству обители (Михайло-Архангельского и Свято-Никольского храмов монастыря) и строительству храмов в благочинии.
В храме — часовне при торгово-гостиничном комплексе «Магистраль» с. Ильинка проведены внутренние работы, установлен иконостас, снаружи на окна установлены кованые чугунные решетки.
Построены стены и колокольня деревянного храма в честь образа Божией Матери «Скоропослушница» ст. Таловка.
Построены стены и колокольня храма-часовни в честь Святого Духа с. Югово. Выполнены работы на стропильной системе этого храма, сделано утепление крыши, положен кровельный металл, установлены купола с крестами, вставлены окна и двери, построено крыльцо с навесом над ним.
Положен закладной камень в основание храма в честь вмчц. Параскевы Пятницы в с. Мостовка, где имеется залитый бетонный фундамент хорошего качества.
Кроме того, ведется активная работа в таких направлениях, как миссионерское, социальное, молодежное служение и паломническая деятельность. Ознакомиться с ней подробнее можно в соответствующих разделах сайта.
Праздники и святыни обители
Престольный праздник монастыря — день Святой Троицы
(В честь Пресвятой Троицы освящен главный монастырский храм — Свято-Троицкий)
(двунадесятый переходящий праздник; приходится на 50-й день после Воскресения Христова)
Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит.
Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий слово, выражаемое дыханием; память, слово и воля.
Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Сщмч. Ириней, епископ Лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»
Стихира «Царю Небесный»
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.
Тропарь Пятидесятницы, глас 8
Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Кондак Пятидесятницы, глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Престольный праздник монастыря — день памяти святителя Николая Чудотворца
(В честь святителя Николая Чудотворца освящен Свято-Никольский храм)
(19 декабря, 22 мая н.ст.)
Житие святителя Николая Мирликийского, Чудотворца
Родился он в городе Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника.
При посвящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Так и было. По смерти своих родителей Николай раздал все свое имение бедным.
Некий богатый городской житель, имевший трех взрослых дочерей, впал в крайнюю нищету и, для своего обеспечения, замышлял отдать их в беззаконный брак. Узнав об этом, свт. Николай спас его, помог устроить дочерей, три раза тайно бросая в окно по кошельку золота. В третий раз отец узнал таинственного благодетеля, подстерегавши его у окна. Свт. Николай запретил отцу рассказывать другим о его благодеянии.
Свт. Николай поселился было в одном монастыре, в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос: «Николай, пойди во всенародный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него не монашеского служения, и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа, и избиравшие, не зная, кого избрать, молили Бога, чтобы Он Сам указал достойного. Тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал: человек по имени Николай, который первым войдет в церковь, и есть избранник Божий. Свт. Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошел в церковь и первым вошел в нее. Епископ узнал в нем избранника Божия, и собор архипастырей поставил его в епископы г. Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, свт. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Во время Диоклетианова гонения его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращен своей пастве. Свт. Николай присутствовал на І Вселенском Соборе против Ария.
Тропарь святителя Николая, глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак святителя Николая, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Престольный праздник монастыря — день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(В честь Архангела Михаила освящен надвратный храм — Михаило-Архангельский)
(21 ноября н.ст.)
Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35). Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаила.
Престольный праздник монастыря — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)
(в честь апостолов Петра и Павла освящен придел в Свято-Троицком храме монастыря)
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать. Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности. Апостол Петр принял мученическую кончину в Риме в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, имел права римского гражданина. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске. Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Он был усечен мечом недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Тропарь
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.
Тропарь апостолов
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней дар
овати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов
Одним из самых почитаемых святых является святитель Иннокентий Иркутский. Он долгое время прожил в Селенгинской обители. В монастыре даже есть источник, освященный самим святым Иннокентием. О нем можно узнать здесь.
Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) братия Троицкого монастыря организует Крестный ход от обители до села Ильинка на Иоаннову гору (12 км) к месту чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи.
Старожилы еще помнят, как в 30 — 60-е годы по дороге на «Иванову гору» регулярно дежурили отряды, состоящие из учителей, комсомольцев и милиционеров. Эти отряды под страхом ареста не пускали людей на гору. Но, несмотря на запреты властей, местное население все же проводило крестные ходы на Иоаннову гору.
Братия монастыря восстановили эту старинную благочестивую традицию. Ежегодно Крестные ходы собирают несколько сотен, иногда и до тысячи человек. Паломников со всей Бурятии, из Иркутской области, из Забайкальского края и других сибирских регионов не пугает долгий и тяжелый путь при любой погоде. Усталость тела проходит, а остается радость молитвы и благодать, изливающаяся здесь изобильно на души верующих.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(7 июня н.ст.)
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.
Тропарь Иоанну Предтече (3-е обретение главы), глас 4:
Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, / Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. /
Вси убо, сошедшеся в сея обретение, / песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, / спасающа нас от тления молитвами твоими.
Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(7 июля н. ст.)
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.
Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(11 сентября н.ст.)
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.
Использованы материалы сайта Православие.ру, открытой православной энциклопедии «Древо» и книги «Жития всех святых» составителя свящ. Иоанна Бухарева