секретарская практика стенюков м в
Игнатьева
Елена Сергеевна
+7 (985) 247-18-38
Книги для самостоятельного изучения специально для помощников руководителя
Последнее время на семинаре «Эффективный помощник руководителя: Деловой этикет и профессиональные навыки» меня стали спрашивать: «А какую дополнительную литературы Вы можете нам посоветовать для самостоятельно изучения?»
Безусловно, такие вопросы могут задавать только те люди, которые стремятся развиваться в своей профессии и стать настоящими помощниками своего руководителя. И меня как тренера и консультанта это очень радует.
К сожалению, надо сказать, что многие книги по теме «Секретарь», «Офис-менеджер» и «Помощник руководителя» по моему мнению вызывают массу нареканий и не несут полезной нагрузки (вот опять «вылез» технический термин ;-)..а что делать? по первому своему образованию я – инженер-экономист)
И специально для людей, которые хотят повысить свою профессиональную компетентность, выкладываю из своей библиотеки описание нескольких книг, которые мне очень понравились: и по содержанию, и по структуре, и по полезности информации. В них можно почерпнуть много нового и полезного для улучшения своей работы.
«Секретарская практика». Стенюков М.В.
Издательство: Приор, 2004 г. Мягкая обложка, 112 стр., ISBN 5951201705
Уважаемые секретари, референты, ассистенты, офис-менеджеры, эта брошюра не только даст немало интересной информации, но и развлечет вас. Книга написана живо и с юмором. На страницах «Секретарской практики» вы найдете «универсальную формулу успеха» и советы о том, как вести себя во время «начальственного» гнева.
В ней приводятся полезные советы опытных секретарей, знатоков своего дела и примеры из практики, как российской, так и зарубежной. Некоторые хитрости и тонкости работы касаются вас, и только вас. И совсем необязательно эту книгу читать вашему руководителю.
Пусть ее советы станут вашими профессиональными секретами.
«Помощник руководителя». Стенюков М.В.
В книге обобщен российский и зарубежный опыт секретарского дела, дан обширный фактический материал и практические навыки деятельности секретарей различного уровня, использованы российские стандарты и другие нормативные акты РФ, рекомендации экспертов и специалистов.
Большое внимание уделено психологическим аспектам работы секретаря с руководителем, сотрудниками, деловыми партнерами и клиентами.
Также рассмотрены практические вопросы деятельности секретаря (работа в приемной, с телефоном, факсом и т.д.; подготовка поездок, переговоров, презентаций, приемов); приведены образцы часто используемых документов, особое внимание уделено организации работы с документами.
Данная книга предназначена для секретарей-референтов, офис-менеджеров, работников кадровых и делопроизводственных служб.
Секретарь-лицо компании». Хмельницкая О.Е.
Издательство: Сибирское университетское изд., Новосибирск, 2009 г., Мягкая обложка, ISBN 978-5-379-00929-8
Эта книга поможет создать привлекательный деловой имидж с учетом своей индивидуальности, выстроить грамотные взаимоотношения с руководителем и сотрудниками компании, постичь тонкости делового этикета, организовать приемы разных категорий посетителей, поддерживать благоприятный
«Помощник руководителя. Универсальный справочник». Рогожин М.Ю.
Издательство: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2010 г, Мягкая обложка, 259 стр., ISBN 978-5-902597-22-3
В книге рассматриваются ключевые вопросы организации работы помощника руководителя компании. Материал излагается комплексно, доступным языком, на актуальной нормативно-правовой основе и может быть использован для регламентации работы персонального ассистента, референта и секретаря.
В содержании последовательно раскрываются задачи по организационно-информационному обеспечению деятельности руководителя компании, описываются технологии их наиболее эффективного решения. В заключительных разделах рассказывается о правовых основах работы помощника руководителя компании.
«Профессия-помощник руководителя. Приемы высшего пилотажа».
Лазарев К.
Издательство: Альпина Паблишер, 2011г., Твердый переплет, 152 стр., ISBN 978-5-9614-1706-7
О чем книга
Об основных принципах работы помощника руководителя. О том, как правильно планировать время, организовывать мероприятия и встречи, вести работу со СМИ, находить и преподносить необходимую руководителю информацию и доводить его решения до исполнения.
Почему книга достойна прочтения
Это лучший способ пройти экспресс-обучение: получить системную информацию о главных составляющих профессии, а также предостережения о распространенных ошибках. Книга, изобилующая примерами из жизни, подготовит к быстрому принятию решения в нестандартных ситуациях. Она раскроет секреты мастерства и научит получать удовольствие от работы.
Для кого эта книга
Для начинающих и опытных помощников руководителей, секретарей и пресс-секретарей, стремящихся к расширению профессиональных горизонтов, а также руководителей, желающих повысить эффективность работы своей команды.
Кто автор
Константин Лазарев более 13 лет работает с самой известной в России женщиной-политиком Ириной Хакамадой как помощник и пресс-секретарь. Закончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет опыт работы в Правительстве и Государственной Думе России. Участник четырех избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента России. Участвовал в создании демократических партий и их молодежных отделений, а также в программах обмена между молодыми политиками России и США (2009).
Ключевые понятия
Помощник руководителя, принципы работы, советы начинающим
Вот такой небольшой список книг у меня получился. Но именно эти книги с моей точки зрения заслуживают Вашего внимания для самостоятельного изучения. Надеюсь в них Вы найдете ответы на те вопросы, которые не успели мне задать лично на семинаре «Эффективный помощник руководителя: Деловой этикет и профессиональные навыки»
Секретарское дело
Нет в продаже
Аннотация к книге «Секретарское дело»
Данное издание является практическим пособием по подготовке квалифицированных секретарей. Книга будет полезна для повышения профессионального уровня опытных работников. В пособии даются практические рекомендации российских специалистов и Международной организации профессиональных секретарей по организации презентаций, совещаний, приема посетителей, ведению телефонных переговоров, а также составлению, оформлению, регистрации и хранению документов. Издание рассчитано как на профессиональных секретарей-референтов, так и на работников, выполняющих их функции. Книга также может служить учебным пособием для обучения по соответствующей специальности. Формат: 19,5 см х 14 см.
Оставить комментарий
2007, июль:книга на бумаге «Секретарское дело», ISBN: 978-5-384-00087-7, издательство «А-Приор», 238 стр., мягкая обложка, тираж 500 экземпляров
2005, апрель:книга на бумаге «Секретарское дело», ISBN: 5-9512-0355-4, издательство «Приор», 240 стр., тираж 4000 экземпляров
2003, апрель:книга на бумаге «Секретарское дело. Практические рекомендации», ISBN: 5-94909-089-6, издательство «Книга-сервис», 224 стр., тираж 7500 экземпляров
2002, январь:книга на бумаге «Секретарское дело», ISBN: 5-79900052-8, издательство «Приор», 192 стр.
Секретарская практика стенюков м в
Юлия Александровна Петрова
Глава 1. Нормы и правила оформления документов
1.1. Оформление реквизитов
Стандарт – документ, устанавливающий характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг в целях многократного использования.
Реквизиты документа – надписи, которые являются обязательными элементами оформления официальных документов.
Каждый документ имеет индивидуальный набор реквизитов, которые отражают его особенности и назначение.
Формуляр документа – набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.
Бланк документа – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.
Заголовочная часть (реквизиты: с 01 по 17 и 19) содержит сведения об организации и первичные данные о самом документе.
Содержательная часть (реквизиты: 18, 20 и 21) – главная часть документа, раскрывающая его назначение и смысл.
Оформляющая часть (реквизиты с 22 по 30) содержит реквизиты, подтверждающие подлинность документа и достоверность содержащихся в нем сведений.
Реквизиты влияют на юридическую силу документа, поэтому важно правильно его оформить в соответствии с действующими нормативами.
Среди обязательных реквизитов есть постоянные и реквизиты, которые изменяются или меняются полностью.
Реквизиты документа располагаются на лицевой стороне листа бумаги.
Двустороннее оформление документов допускается при составлении документов с краткими сроками хранения.
Документы, подлежащие многолетнему, длительному хранению целесообразнее оформлять с одной стороны листа для обеспечения большей степени сохранности бумаги.
В соответствии с разделом 2 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» в состав реквизитов документа входят 30 элементов.
01 – Государственный герб Российской Федерации;
02 – герб субъекта Российской Федерации;
03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 – код организации;
05 – основной государственный регистрационный номер предприятия;
06 – индивидуальный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
07 – код формы документа;
08 – наименование организации;
09 – справочные данные об организации;
10 – наименование вида документа;
11 – дата документа;
12 – регистрационный номер документа;
13 – ссылка на регистрационный номер и дату документа;
14 – место составления или издания документа;
15 – сведения об адресате;
16 – гриф утверждения документа;
18 – заголовок к тексту;
19 – отметка о постановке документа на контроль;
20 – текст документа;
21 – отметка о наличии приложений;
23 – гриф согласования документа;
24 – визы согласования документа;
25 – оттиск печати организации;
26 – отметка о заверении копии документа;
27 – отметка об исполнителе документа;
28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
29 – отметка о поступлении документа в организации;
30 – идентификатор электронной копии документа.
Схема 1. Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 углового бланка (размеры указаны в мм).
Схема 2. Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 продольного бланка.
Схема 3. Образец бланка письма с угловым расположением реквизитов.
Схема 4. Образец бланка письма с продольным расположением реквизитов.
В соответствии с Положением о Государственном гербе, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050, Государственный герб изображается на бланках:
• Президента Российской Федерации;
• палат Федерального Собрания;
• Правительства Российской Федерации;
• Конституционного Суда Российской Федерации;
• Верховного Суда Российской Федерации;
• Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
• центральных органов федеральной исполнительной власти (министерств, ведомств);
• Прокуратуры Российской Федерации;
• Центрального банка Российской Федерации;
• Уполномоченного по правам человека;
• дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.
Изображение герба располагается на верхнем поле документа центрованно относительно наименования организации.
В документах, создаваемых в негосударственных организациях, герб не изображается.
Герб субъекта РФ помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами органов власти субъектов РФ. Как правило, герб субъекта РФ изображается на бланках представительных и исполнительных органов власти и управления республик, краев, областей, автономных образований и городов федерального подчинения – Москвы и Санкт-Петербурга, а также на бланках организаций, находящихся в их подчинении. То же касается и изображения на бланках гербов муниципальных образований (городов, сельских поселений).
Эмблема организации или товарный знак (иные знаки обслуживания) используются в соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.).
Эмблема предприятия – это графическое обозначение, которое позволяет отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров других.
Нельзя заменять название предприятия или учреждения эмблемой.
Эмблема должна быть зарегистрирована официально.
Товарный знак запрещается использовать другим лицам.
Если на бланке указан герб, то эмблема не воспроизводится.
Товарный знак (эмблема) размещается на верхнем поле документа центровано относительно наименования организации.
Допускается располагать эмблемы на части площади, занимаемой реквизитом «Наименование организации».
Код организации имеют все зарегистрированные учреждения. Код организации проставляется согласно Общероссийскому классификатору предприятий и учреждений (ОКПО).
Код организации – автора документа служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества ошибок, возникающих при передаче длинных и сложно воспринимаемых названий организаций.
Введение в секретарское дело
Разделы: Технология
I. Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря. Разработка подобного курса продиктована, таким образом, необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям, заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией.
Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-х классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления.
Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка.
Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
II. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы
Кол – во часов
Теория
Практика
1
1
Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
1
ГОСТ Р.6 30 – 2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».
1
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
1
1
Практическая работа: «Составление автобиографии».
1
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
1
0,5
1
0,5
9
17 часов
III. Содержание программы
Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.
Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача:Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
Тема 7. Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы, приказы по личному составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа. Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.
Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провести групповую дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихся с учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».
Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.
IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:
Форма итогового контроля: ролевая игра (профессиональная проба)
По итогам изучения курса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся. Учащимся, получившим «зачет», выдается свидетельство установленного образца.
V. Требования к знаниям, умениям и навыкам
VI. Список литературы.
1. Т.В. Кузнецова, Н.В. Санкина, Т.А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М.В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В.А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т.М. Лагутина, Л.П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10. Сборник. Учебные заведения Владимирской области.