сеготь храм ивановская область

Сеготь храм ивановская область

Настоятель Храма игумен Виссарион (Пантелеев) сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область

1 1 октября в день памяти св.муч.князя Вячеслава Ческого рукоположен Архиепископом Ивановким Кинешемским Амвросием во диаконы.

Со дня рукоположения и до настоящего дня несет послушание на приходах Родной Епархии.

О духовном окормлении.

Всё что спрашиваешь у духовника нужно выполнять, или лучше вообще ничего не спрашивать и не отнимать у о. Иоаникия время.

У некоторых людей складывается впечатление, что старец некий «волшебник», который выполняет желания, отгадывает будущее и прошлое. И едут за этим «чудом», за любые километры. Но задача любого пастыря, в тем более духовного старца, окормлять «стадо» Божие и вести «овечек» к Его хозяину – Господу! По этому основная задача пастыря направлять к духовному спасению человека, а не заботиться о росте благосостояния населения. Спасение души есть основная задача и с этим надо понимать, что после получения духовных наставлений, мера ответственности возрастает, т.к. работа над вами уже ведется и отвержение наставлений (хоть по лености или хуже, по неприятию) ведет к большему духовному повреждению. Это часто можно встретить, когда люди мечутся по старцам, в поисках той правды, той истинны, которая выгодна им, не имея смирения принять наставление.

Источник

Батька

Сельские зарисовки

На средней Волге, в селе Сеготь, что в Ивановской области, стоит храм во имя преподобного Макария Унженского, Желтоводского (память 25 июля / 7 августа), с виду напоминающий обычный деревенский дом. Правда, не так давно у него появился купол, и то, что это церковь, стало как-то очевиднее.

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область
Игумен Виссарион рядом с храмом во имя преподобного Макария Унженского, с. Сеготь. 2007 г.

Когда-то здесь был настоящий храм – двухэтажный, с каменной колокольней, построенный 300 лет назад. В период лихолетья его разобрали и потом собрали заново – только, естественно, уже не как храм, а как клуб и общежитие. До сих пор многие местные жители так его и воспринимают – как старый клуб. Правда, когда поставили купол, народ стал больше тянуться к церкви. Все-таки внешний облик задает определенный настрой.

Служит в этом храме игумен Виссарион – или, как местные прихожане с теплотой называют его, Батька. Родом он из-под Ростова-на-Дону, из города Гуково.

Родился в православной семье. Когда Батьке было 5 лет, его представили отцу Науму [1] в Троице-Сергиевой Лавре – он тогда только начинал прием православных. Отец Наум поприветствовал его: «Пропустите, священник идет».

После службы в армии поступил Батька в Московскую духовную семинарию и 1981 году был рукоположен архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием в диаконы и в этот же год – в иереи.

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область
Игумен Виссарион

Господь послал Батьке множество испытаний. По ложному обвинению он был осужден и отправлен в места не столь отдаленные (в те «веселые времена» каждый четвертый священник имел судимость), где за два года лагерей выстроил тюремный храм. Дражайшая половина покинула его, и по освобождении в 1995 году владыка Амвросий постриг его в монахи с именем Виссарион – в честь преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (память 6/19 июня).

В 1998 году Батя был возведен в сан игумена, а через некоторое время убили на Чеченской войне его сына (служил в разведке). «Смертные» деньги за сына Батька пустил на крышу храма, так как старая была уже сильно поношенной и худой.

Батька – неунывающий священник, постоянно светится. А для уныния поводов хоть отбавляй. Храм очень старый, отопление печное – а объемы дров требуются немаленькие. В алтаре того гляди потолок рухнет, ведь бревна срублены 300 лет назад.

Начинается каждая служба у Батьки (а Литургия в храме практически каждый день) с натаскивания дров и протапливания храма. Потом принести воды и бегом на проскомидию. И всё это – при наличии диабета. Только удивление берет, как у него на всё сил хватает. Приход небольшой, и актив практически целиком женский, причем все пенсионерки – так что помощники такие, что порой сами в помощи нуждаются. Но они не унывают и смиренно, в мороз или зной, идут к своему Батьке и поют на клиросе девятым гласом – то есть каким получилось. Но дух там чувствуется, несмотря на девятый глас, так как люди молятся каждодневно и смиренно.

Недавно епископ Кинешемский и Палехский поставил приходу задачу – восстановить храм в полном объеме к 300-летнему юбилею, то есть в четыре года. И взгрустнулось люду приходскому… Какими силами и на какие средства поднимать «юбилеи». А Батька опять не унывает, только просит молитв: «С Божией помощью купол поставили, с ней же и храм восстановим»!

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область
Протоиерей Павел Недосекин и игумен Виссарион

В прошлом году приезжал к отцу Виссариону друг – однокашник по семинарии протоиерей Павел Недосекин. С его приездом случился курьез. Отслужил отец Павел Литургию, а местные прихожане зароптали, думая, что им поменяли священника, и уже начали готовить бучу в защиту своего Батьки – еле успокоили бабулек: дескать, просто проездом из Брюсселя в Москву отец прибыл, для налаживания международных отношений с прихожанами. Кстати, отец Павел, может, и правда, наладим международные взаимоотношения и введем наших бабулек в какой-нибудь русский совет за рубежом – так сказать, как глас народный? Уж народнее некуда: можно сказать, уста самой Руси.

Что Господь не оставляет Своим попечением храм и приход, знают все прихожане. Худо ли, бедно – церковь понемногу восстанавливается, наполняется людьми, и даже председатель местного колхоза (будучи по вероисповеданию мусульманином) имеет периодическое попечение о церкви. А 7 августа 2011 года, в престольный праздник, замироточила храмовая икона преподобного Макария Унженского.

Местные говорят, что Батька – большой молитвенник. Да и мы, грешные, совсем не местных краев, имеем постоянные просьбы о молитве и вразумлении. Не помню случая, чтобы он от кого-то отмахнулся или обошел своим вниманием. Про Литургию в этом храме монахиня Феодосия, живущая при нем, говорит: «Она у Батьки – живая! Я это просто чувствую».

Источник

Сеготь храм ивановская область

Сергей Лебедев спрашивает:
Добрый день Отец Виссарион!
Мой предок, Вишневский Дмитрий Иванович был священником в Николаевской церкви с. Сеготь Юрьевецкого у. в начале 19 века.
У нег были два сына:
— Василий Дмитриевич (1828-19.01.1987) с 1853 года священник Преображенской церкви села Говеново Галического у.Костромской г.
— Александр Дмитриевич (1822-1865) с 1863 по 1865 г. священник Преображенской церкви Погоста Верховье галического у.Костромской г.
у Василия Дмитриевича, были дети. дочь Мария Васильевна Вишневская моя пра пра бабушка. Была замужем за Александром Арсеньевичем Лебедевым (1864-26.04.1911) моим пра пра дедом, священником Преображенской церкви С. Говеново, Галического у. Костромской г.
Нашел ваш сайт и был очень рад. Хотелось бы побывать у Вас, у своих корней.
С Уважением!
Сергей Юрьевич Лебедев.
mail to: 7168710@mail.ru

игумен Виссарион отвечает:
Здравствуйте Сергей Юрьевич!
Это очень интересная для нас информация. Если у вас есть какие либо документы или информация об о. Дмитрии Вишневском и о его служении в Сеготи будем вам очень признательны, если вы вышлите ее нам. Приезжайте, будем рады Вас видеть.

федорычев александр юрьевич спрашивает:
Здравствуйте Уважаемый отец Виссарион. Обращаюсь к Вам с вопросом-просьбой следующего содержания. Мои предки по линии отца,а точнее мой дед Фёдорычев Александр Васильевич жил в д.Горбуниха ныне,как мне сказали ул. Северная села Сеготь в доме,где была вет.лечебница.
Их каскулачили в 1932-34г точно не могу сказать и они уехали в гДзержинск Горьковской обл,где деда арестовали в 1937г и расстреляли в январе 1938г в горьковской тюрьме,как врага Сов.власти.В 1992г он реабилитирован посмертно. Я родился в Дзержинске в 1951г назван Александром в память о деде.
Хотелось бы узнать у Вас,не сохранились ли где то церковные книги того периода с регистрацией рождения,венчания или ещё какая то информация по Вашей линии. Заранее Вам признателен.С глубоким уважением к Вашему служению А. Фёдорычев

игумен Виссарион отвечает:
Здравствуйте, Александр Юрьевич!
К сожалению метрические книги не сохранились.

Источник

Сеготь храм ивановская область

Расположена на сельской площади над крутым спуском берега реки Сеготь. Деревянная, рубленная из брёвен с дощатой обшивкой тёплая церковь построена в начале 20-го века вместо одноимённого старого деревянного храма. Стоявший рядом каменный холодный храм Рождества Христова (1795) не сохранился. При храмовом комплексе существовали деревянные торговые лавки. К настоящему времени утрачен второй ярус основной части храма и верхние ярусы колокольни; западный вход закрыт поздней обшивкой. Один из любопытных примеров деревянного храма в стиле неоклассицизма.

Объёмная композиция здания имеет традиционное расположение храма, трапезной и колокольни по оси запад-восток. Собственно храмовая выделена выступающим по поперечной оси объёмом четверика с сильно вынесенными четырёхколонными портиками боковых папертей.

Безордерные столбы-колонны с более широким центральным интерколумнием поддерживают массивный неполный фронтон с подковообразной арочной нишей тимпана, в котором прорезано прямоугольное окно. Такая же ниша помещена на фронтонах прямоугольного алтаря и нижнего яруса колокольни, расширенного боковыми палатками.

Декор фасадов, включающий выступы цоколя, профилировку карниза, а также своеобразные подзоры в разрывах нижнего карниза фронтонов, отличается наивностью исполнения. Оконные переплёты с трёхчастной расстекловкой фрамуг, обрамлённые узкими наличниками с гранёными накладками по углам и на средних осях, напоминают о влиянии модерна. На восточном фасаде алтаря помещено трёхчастное итальянское окно.

Беляев, 1863, с. 222-223
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3.» М., Наука, 2000, стр. 131-132

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область

Храм Николая Чудотворца
(село Сеготь)

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Источник

Сёготь. Церковь Макария Унженского.

Церковь Николая Чудотворца

Карта и ближайшие объекты

сеготь храм ивановская область. Смотреть фото сеготь храм ивановская область. Смотреть картинку сеготь храм ивановская область. Картинка про сеготь храм ивановская область. Фото сеготь храм ивановская область

Статьи

Расположена на сельской площади над крутым спуском берега р. Сеготь. Деревянная, рубленная из бревен с дощатой обшивкой теплая церковь построена в начале 20 века вместо одноименного старого деревянного храма. Стоявший рядом каменный холодный храм Рождества Христова (1795) не сохранился. При храмовом комплексе существовали деревянные торговые лавки. К настоящему времени утрачен второй ярус основной части храма и верхние ярусы колокольни; западный вход закрыт поздней обшивкой. Один из любопытных примеров деревянного храма в стиле неоклассицизма.

Объемная композиция здания имеет традиционное расположение храма, трапезной и колокольни по оси запад-восток. Собственно храмовая выделена выступающим по поперечной оси объемом четверика с сильно вынесенными четырехколонными портиками боковых папертей. Безордерные столбы-колонны с более широким центральным интерколумнием поддерживают массивный неполный фронтон с подковообразной арочной нишей тимпана, в котором прорезано прямоугольное окно. Такая же ниша помещена на фронтонах прямоугольного алтаря и нижнего яруса колокольни, расширенного боковыми палатками. Декор фасадов, включающий выступы цоколя, профилировку карниза, а также своеобразные подзоры в разрывах нижнего карниза фронтонов, отличается наивностью исполнения. Оконные переплеты с трехчастной расстекловкой фрамуг, обрамленные узкими наличниками с граненными накладками по углам и на средних осях, напоминают о влиянии модерна. На восточном фасаде алтаря помещено трехчастное итальянское окно.

Беляев, 1863, с. 222-223. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3.» М., Наука, 2000, стр. 131-132

С конца 1932 по конец 1934 г. шла борьба за Никольскую церковь в с. Сеготь Дьяконовского сельского Совета Пучежского района Ивановской промышленной области. Началось все в октябре 1932 г., когда сельсовет изъял церковную сторожку для организации столовой и общежития учеников. Верующие обратились с жалобой на действия сельсовета в Пучежский райисполком, но тот отказал им в ходатайстве, сказав, что община может содержать сторожа в другом помещении, сторожка находится не в черте ограды (это не соответствовало действительности: по словам верующих, «сторожка в черте ограды, только есть выход из второй комнаты по-за ограде»), а у сельсовета крайняя потребность в зданиях; правда, предложил сельсовету оказать содействие в подыскании помещения для сторожа близ церкви [1, c. 90]. Видимо, этот успех вдохновил сельсовет на дальнейшие действия против верующих.

У общины было 2 церкви: зимняя и летняя. 8 марта 1933 г. на конференции женщин после слов поздравления и доклада о международной политике присутствующие приняли на себя обязательства: проверить семена, подготовить ясли, выгнать кулаков и, через запятую, переделать летнюю деревянную церковь под школу [1, c. 47]. Тогда же прошло общее собрание колхозников, на котором, прослушав обращение Всесоюзного съезда колхозников, также все приняли на себя обязательства: проверить семена, обработать тресту, собрать по 25 кг золы с хозяйства, провести борьбу с лодырями, ворами, кулацким влиянием и – использовать церковь под культурные надобности [1, c. 48]. Решив не откладывать дело в долгий ящик, 11 марта председатель сельсовета Писанов и секретарь местной ячейки Кушаков, вытребовав у сторожа ключи от церкви, самовольно выломали все имеющееся в ней имущество (иконы, облачения, хоругви, покровы, «коностас»), повредили настенную живопись. Разрешения от вышестоящих инстанций у них не было. Верующие не были допущены в храм в момент его ликвидации (хотя бы для исключения уничтоженных вещей из описи), даже священнику не разрешили взять с престола антиминс, без которого невозможно совершать обедню. Ключи от храма находились у сторожихи, и председатель церковного совета взял их фактически обманным путем, сказав, что нужно сходить в летний храм для проверки бумаг, и лично отпер храм [1, c. 9-11]. Тогда же им была дана расписка: «Я, председатель Сеготской религиозной общины Солдаткин, прошу принять от меня здание летней церкви со всеми ея принадлежностями» [1, c. 28]. Сейчас не представляется возможным определить, добровольно ли действовал Солдаткин или под давлением. По законам того времени, одна община, действительно, не имела права арендовать 2 церкви, но и вопрос ликвидации церкви решал не председатель церковного совета, а вся община, и не сельсовет, а облисполком. 26-м марта 1933 г. был подписан протокол церковного совета совместно с ревизионной комиссией о том, что т.к. сократилось количество верующих, а соответственно, сократились и доходы, что вызвало трудности с ремонтом и уплатой платежей – передать летнюю церковь Дьяконовскому сельскому Совету, имеющему нужду в школьных помещениях и других культурных учреждениях. «Церковный совет и ревизионная комиссия одобряют постановление верующих колхозников, давших до 300 подписей, подтверждающих желание передать деревянную церковь под культурное учреждение и считающих правильным передачу ключей сельсовету 11.3. с/г. председателем церковного совета Солдаткиным. Имущество, имеющееся в ней, оставить в пользовании общины; требующееся из него перенести до 1.4.33.» [1, c. 46]. Последняя фраза может вызывать только недоумение после данных из жалобы верующих о полном разгроме в церкви. 300 же подписей, надо полагать, были собраны на мартовских женской конференции и общем собрании колхозников. К сбору подписей присоединились другие колхозы: так, 18 марта 23 подписи дало общее собрание горбуновского колхоза «Новый путь» и 7 подписей граждане деревни Дьяконово, 26 марта поступило еще 19 подписей из Беляевского колхоза [1, c. 49, 42]. И это было только начало.

Дело в том, что в марте же верующие шлют жалобы в облисполком и ВЦИК, кстати, очень грамотно оформленные: так, в них указывается, что долгов по платежам у церкви нет (это было очень распространенной причиной закрытия храмов), что сельсовет не предъявил разрешение на ликвидацию церкви от вышестоящих инстанций, со ссылками на закон, что верующим должны были предоставить двухнедельный срок на обжалование и верующие имели право присутствовать при ликвидации храма, а имущество перенести в другой храм, что церкви более 200 лет и она должна состоять на учете в Музейной комиссии [1, c. 9].

Уже 1 апреля 1933 г. Ивановский облисполком пишет в Пучежский райисполком о жалобе от верующих с. Сеготь, а т.к. материала в облисполком о ликвидации церкви не поступало, то действия сельсовета были признаны незаконными, требующими срочного расследования; материалы должны быть высланы в Иваново [1, c. 44]. 13 апреля уже из ВЦИК в облисполком идет приказ: «По препровождаемой жалобе Никольского религиозного общества с. Сеготь на незаконное изъятие местными органами здания церкви Комиссия [по делам культов при ВЦИК] предлагает Вам с получением сего рассмотреть это дело и привлечь виновных к ответственности» [1, c. 28]. Вот тут и пригодились уже собранные подписи, кроме того, начался новый виток сбора подписей. 3 апреля Пленум Красногорского сельского Совета постановил, что т.к. у Дьяконовского сельского Совета острый недостаток в помещениях и нет никакого культурного очага (нардома, избы-читальни и т.д.), т.к. наблюдается малый процент посещения церкви (только старики и старухи) и т.к. в Сеготи 2 церкви, из которых одна занята в течение 2-3 месяцев в году – передать летнюю церковь Дьяконовскому сельскому Совету под культурное учреждение [1, c. 43].

27 апреля на общем собрании Гранинского колхоза Красногорского сельского Совета после доклада Л. Блеклова о религиозном дурмане постановили передать церковь под школу, на общем собрании Федотовско-Трухинского колхоза того же сельского Совета после доклада Морозова на ту же тему постановили передать церковь под школу и дом культуры. 28 апреля по похожему сценарию развивались события в рогуловском колхозе «Путь к социализму», только доклад читал В.П. Карпов. 30 апреля такую же резолюцию вынесли Кондратовский и Яблоновский сельские Советы. 30 же апреля Дьяконовский сельский Совет (82 подписи) просит у райисполкома ускорить и утвердить передачу здания, т.к. приход коллективизирован на 100 %, а в связи со сплошной коллективизацией растут культурные запросы со стороны колхозников, большинство населения в церковь не ходит и у верующих остается еще большая церковь, способная удовлетворить «ту часть верующих, которая еще на сегодняшний день имеется»; зато в сельсовете не имеется ни одной избы-читальни, школа 1-й ступени и ШКМ занимаются в 2 смены, в 1932 г. из 250 человек, записавшихся на курсы счетоводов, бригадиров и трактористов, учились только 134 человека из-за отсутствия помещения, ликвидация неграмотности колхозников проводится в 9 вечера, а кинопередвижка срывается. 2 мая выходит резолюция общего собрания Крестьяновского колхоза.

В это же время колхозники Осиновского колхоза приветствуют постановление о передаче деревянного церковного здания с. Сеготь под культурные нужды (11 подписей). Проводился сбор подписей у граждан деревни Акатиха, «изъявивших желание на передачу летней церкви на культурные цели» (10 подписей) и среди учащихся допризывников 1911-1912 гг. при Сеготском учебном пункте [1, c. 15, 18, 19, 17, 27, 20, 34, 36, 40, 35].

3 мая 1933 г. Пучежский райисполком шлет отчет в облисполком: «Действия Писанова имели место, сейчас действия приостановлены, церковь находится в пользовании верующих. Изъятие здания по инициативе сельсовета без соответствующего оформления этого изъятия было вызвано стремлением сельсовета использовать его по настоянию передовых колхозников под культурные цели. У верующих 2 здания – достаточно одного. Район полностью коллективизирован, культурный уровень населения данного района довольно высок, который и требует использовать одно здание под устройство народного дома. В данный момент среди населения развернута работа по оформлению вопроса об использовании под культурные цели одного из церковных зданий. Ссылка общины, что церковь имеет историческое значение, неверно. Здание обыкновенное, деревянное, двухэтажное, старое, неоднократно ремонтировалось и никакой музейной ценности из себя не представляет.» [1, c. 54].

Вполне исчерпывающий ответ, если не брать во внимание ту странность, что 200-летнее здание, т.е. здание Петровской эпохи, не является музейным памятником. Но проблема заключалась в том, что 4 апреля 1933 г. от верующих в облисполком пришла еще одна жалоба, где указывалось, что церковь отнюдь не возвращена в пользование верующих, кроме того, добавляется об изъятии в октябре 1932 г. сторожки, которое райисполком признал законным [1, c. 89]. Поэтому облисполком перед тем, как отправить успокоительное письмо во ВЦИК, пишет выговор Пучежскому райисполкому: «Вам было из облисполкома письмо 1 апреля 1933 г., потом 16 апреля. 13 апреля 1933 г. ВЦИК предложил дело рассмотреть, виновных наказать. Новая жалоба верующих от 4 апреля свидетельствует, что действия не исправлены. Кроме того, изъята сторожка, выселен сторож. РИК 17 января 1933 г. признал незаконные действия сельсовета правильными, что, по заключению сельсовета, религиозная община может содержать сторожа в другом здании, имеющемся в селе, и в ходатайстве верующим отказал.»

По постановлению ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» от 8.4.1929 г. и Инструкции постоянной комиссии при ВЦИК по вопросам культов от 16.1.1931 г. ликвидация церкви возможна только решением облисполкома и, при обжаловании верующими, ВЦИКа, а не сельсовета и даже РИКа; сторожка же, до расторжения договора, является неотъемлемой частью церкви. Срочно выполните указание от 1 апреля 1933 г. и вышлите весь материал в облисполком.» [1, c. 87]. Пучежский же райисполком, отправив 3 мая покаянное письмо в облисполком, 4 мая пишет следующее: «Т.к. население указанной местности коллективизировано на 100 %, т.к. необходимо помещение для культурных целей, а наличие 2 церквей у 1 общины противоречит ст. 36 инструкции «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» и 26 марта 1933 г. церковный совет отказался от летней церкви из-за сокращения верующих и доходов (у верующих осталось каменное церковное здание) – просить облисполком о расторжении договора на 2-е здание» [1, c. 88].

Облисполкому нечего было возразить на оформленное с соблюдением всех законов ходатайство райисполкома, поэтому 16 июня 1933 г. он велит последнему высылать дополнительный материал о ликвидации церкви в Сеготи, какой – сказано устно ответственному секретарю райисполкома [1, c. 65]. Видимо, имелись в виду смета и проект переустройства.

15 августа верующие шлют очередную жалобу во ВЦИК. Причины жалобы все те же, кроме того, дало о себе знать отсутствие сторожа – кто-то постоянно выбивал окна в церкви, да и уборщица за неимением квартиры живет вдалеке от церкви [1, c. 11]. Президиум ВЦИК шлет в облисполком депешу: «С апреля Вами не разобрано дело о незаконном изъятии из пользования верующих в с. Сеготь. 9.V. с/г. Вы сообщили, что здание церкви оставлено в пользовании верующих, а всякие действия приостановлены. Из новой жалобы верующих видно, что здание церкви изъято уже, изъята и сторожка. Дайте объяснение таких действий и все материалы вышлите; вышлите и постановление облисполкома.» [1, c. 50]. 16 августа 1933 г. на заседании Президиума облисполкома вынесли решение: т.к. у общины 2 здания, а деревянное двухэтажное здание летней церкви может быть приспособлено под дом культуры, и расход берут на себя колхозники с. Сеготи и ближайших селений – договор расторгнуть, церковь ликвидировать. Протокол решения высылается во ВЦИК 5 сентября [1, c. 15, 14]. 13 октября 1933 г. Пучежский райисполком на основании решения облисполкома передает церковь Дьяконовскому сельскому Совету под культурное учреждение [1, c. 12].

17 ноября верующие шлют во ВЦИК очередное ходатайство; просят уже только о храме, про сторожку даже не упоминают, хотя как раз за нее-то можно было бы побороться; снова подробно описывают процесс ликвидации церкви, кроме того, пишут, что из икон сельсовет сделал скамейки – в знак протеста население не участвовало в торжествах 7 ноября [1, c. 9]. Письмо осталось без ответа. 27 декабря 1933 г. Президиум ВЦИК постановление облисполкома от 16 августа 1933 г. утвердил, церковь ликвидировал [1, c. 8]. На радостях сельсовет 11 января 1934 г. запретил колокольный звон (якобы по просьбе колхозников) [1, c.7]. Тогда же был прекращен колокольный звон в Нагорной и Зарецкой церквях Пучежа, в Порзднях, Болваницах, Кандаурове и Семеонове [2, c. 169]. По данным на 22 января того же года (дата очередной жалобы верующих во ВЦИК), церковь стоит в разломанном виде, поломана и исчезла масса ценных вещей. 11 сентября 1934 г. верующие шлют в Комиссию советского контроля заявление о неправильном закрытии церкви и снятии колоколов [1, c. 3]. 11 декабря 1935 г. ВЦИК в очередной раз велит облисполкому разобраться с незаконным изъятием церковной сторожки в Сеготи [3, c. 31].

Так была закрыта Никольская церковь в с. Сеготь. В этой истории изъятие летней церкви у верующих было изначально предрешено: по законам того времени одна община могла арендовать только одно здание или помещение. Но погром в храме при его закрытии, само несанкционированное сверху закрытие, изъятие сторожки, административное запрещение колокольного звона, использование икон в качестве материала для скамеек – все это является ярким примером произвола местных властей и тогдашнего отношения к церкви. Обратим внимание, что вопреки требованиям ВЦИК виновники не были привлечены к какой-либо ответственности.

Источники: 1. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 745. 2. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 692. 3. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *