сегежа церковь троицы живоначальной
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
4 ноября 2021 года епископ Борис совершил Литургию в Троицком храме г. Сегежи
В праздник Казанской иконы Божией Матери епископ Костомукшский и Кемский Борис совершил Божественную литургию в Троицком храме г. Сегежи. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
Показать полностью.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Сегежского района и настоятель Никольского храма иерей Олег Прасолов, иерей Игорь Егоров, иерей Илия Кулик, иерей Сергий Богушевич, иерей Александр Мельников.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а после — молитву во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Было совершено славление Пресвятой Богородице.
Преосвященнейший епископ Костомукшский и Кемский Борис наградил иерея Олега Прасолова правом ношения набедренника и камилавки. Поздравляем отца Олега с заслуженными наградами!
По окончании Литургии епископ Борис вручили медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» врачам г. Сегежи за самоотверженный труд в борьбе с коронавирусной инфекцией.
Затем епископ Борис обратился к верующим с архипастырским словом.
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
4 ноября 2021 года.
В праздник Казанской иконы Божией Матери епископ Костомукшский и Кемский Борис (Баранов) совершил Божественную Литургию в Троицком храме г. Сегежи. Его Преосвященству сослужили: благочинный Сегежского района и настоятель Никольского храма отец Олег Прасолов, иерей Игорь Егоров, иерей Илия Кулик, иерей Сергий Богушевич, иерей Александр Мельников.
Преосвященнейший епископ Костомукшский и Кемский Борис наградил батюшку Олега правом ношения набедренника и камилавки. Поздравляем отца Олега с заслуженными наградами!
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
4 ноября. Православная Церковь совершает ПРАЗДНОВАНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ, В ЧЕСТЬ ЕЕ ИКОНЫ, ИМЕНУЕМОЙ «КАЗАНСКАЯ». МАТУШКА ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
С ПРАЗДНИКОМ, братья и сестры! Помощи, Заступничества и Покрова Пресвятой Богородицы! Веры, Надежды и Любви! Здравия и Спасения! Радости и Счастья!
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
Как подготовиться к Святому Причастию
В духовной жизни причастие считается главным таинством. В нем происходит соединение с Христом. Чтобы получить пользу для души, необходима тщательная подготовка, которая осуществляется на нескольких уровнях.
Молитвенное правило
Показать полностью.
Жизнь христианина немыслима без молитвы. Утреннее и вечернее общение с Богом сопровождает верующего человека ежедневно. Сделать душу готовой к причастию помогут дополнительные молитвы, которые вы найдете в обычном молитвослове:
— покаянный канон к Господу;
— молебный канон к Богородице;
— канон Ангелу Хранителю;
— последование ко Святому Причащению.
Эти тексты довольно объемные и прочитать их за один раз сложно. Священники допускают разделить чтение на несколько дней. По возможности христианину полагается посещать храмовые богослужения, особенно вечером перед причастием.
Пост
Приготовление к причастию в православии называются говением. Оно может продолжаться от 1 до 7 дней, в зависимости от интенсивности духовной жизни.
Пост понимается широко и включает в себя:
— ограничение животной пищи (мясо, молоко, яйца);
— исключение развлечений;
— отказ от греховных дел, слов и мыслей;
— воздержание от супружеской близости.
Это общие требования, которые могут корректироваться в зависимости от духовного опыта, состояния здоровья, ситуации в семье. Например, беременной и кормящей женщине, а также детям до 7 лет ограничения в еде снимаются до нулевой отметки.
Христианам, которые соблюдают все многодневные и однодневные посты, регулярно приступают к таинствам, положено не есть, не пить лишь в ночь перед причастием.
Исповедь и покаяние
Покаяние в православии понимается широко и имеет два значения: фундаментальный переход от грехов на жизнь по евангельским заповедям и одно из таинств.
В Русской православной церкви принята обязательная исповедь перед причастием. Таинство покаяния — это краткая форма свидетельства осознания перед Богом своей греховности, очищение души.
Исповедь совершается на вечернем богослужении. Некоторые храмы еще поддерживают практику проведения таинства на литургии. Священник, как свидетель покаяния, прощает человеку согрешения от имени Господа Иисуса Христа. Чтобы правильно построить исповедь, нужно время на подготовку. Особенно если человек исповедуется в первый раз.
Важно переосмыслить всю жизнь и выделить поступки, за которые мучит совесть. Полезно почитать духовную литературу перед причастием.
По субботам, воскресеньям и праздникам в храме может быть много людей, поэтому священники рекомендуют тем, кто впервые приступает к таинству, приходить в будние дни (конечно если храм открыт в будние дни).
В этом случае батюшка сможет уделить достаточно времени, ответить на насущные вопросы, посоветовать дальнейшие действия. Ведь исповедь, особенно первая, — это тайна воссоединения человека и Бога. Это великое событие, которое невозможно забыть.
Примирение
Опасно приступать к причастию, когда в сердце бушуют страсти гнева, обиды, вражда. Необходимо смиренно попросить прощения у всех, с кем возникали какие-либо недопонимания. Бывает, что не всегда есть возможность сделать это лично, в таком случае нужно примириться хотя бы в душе.
Разумеется, простить и просить прощения нелегко. Человеческая душа глубоко поражена гордостью и самолюбием. Церковь учитывает этот аспект и не требует моментального преображения. Главное здесь заключается в том, что человек искренно желает исправления, стремится к нему. А Господь поощряет и благие намерения.
Что делать во время исповеди
В каждом храме существуют некоторые нюансы проведения исповеди. Лучше подойти заранее в выбранную церковь, узнать у священника, как правильно подготовиться к таинству и когда прийти. Как правило, батюшки принимают исповедь в специально отведённом месте или комнате храма во время богослужения, до него или после.
Нужно узнать у работников церкви, где именно совершается таинство и во сколько. На специальном столике, который называется аналой, священник кладёт Евангелие и крест. Исповедники подходят по одному, приносят Богу покаяние, называя свои грехи.
Батюшка может задать вопросы, на которые необходимо честно ответить. Затем священник произносит разрешительную молитву, накладывая епитрахиль (длинное полотно ткани, огибающее шею духовного лица) на голову кающегося человека.
После этого христианин крестится, целует Евангелие и крест, получает благословение батюшки на причастие. Если человек не допускается к таинству, то духовник обязан объяснить причину. Она может быть связана с серьезными нарушениями канонов церкви или наложением епитимьи за тяжкий грех.
Список грехов
При подготовке к исповеди, особенно первой, обнаруживается большое количество грехов, которые сложно запомнить. К тому же возле аналоя человек может испытывать сильное волнение и даже плакать.
Сегодня в православной церкви распространена практика фиксирования совершенных грехов на лист бумаги. Такую записку читает священник или сам кающийся.
Святитель Игнатий Брянчанинов подразделяет грехи на три категории: против Бога, ближнего и себя.
Некоторые грехи против Бога:
безбожие;
вероотступничество;
суеверие;
ропот;
волшебство,
магия,
гадание;
самоубийство и мысли о нем;
чревоугодие;
гордость;
тщеславие.
Против ближнего:
гнев;
ненависть;
осуждение;
оскорбления;
побои;
мстительность;
воровство;
неприязнь.
Против себя:
зависть;
раздражительность;
жестокосердие;
сребролюбие;
блуд;
пьянство;
сквернословие.
Со временем письменную исповедь допускается заменить на устную. Жестких требований здесь нет. Человек имеет право каяться так, как ему удобно. Главное, чтобы покаяние было искренним и вело к исправлению жизни.
Правильно составить список грехов поможет специальная литература, созданная святыми отцами в помощь верующему народу. Некоторые духовники рекомендуют каждый вечер при чтении молитв анализировать прошедший день и записывать все плохие поступки, слова и помышления. При очередной подготовке к исповеди будет проще.
Что можно почитать
Готовясь к исповеди и причастию в первый раз, невозможно осознать все грехи. Для этого нужно действие Божьей благодати, которая постепенно показывает человеку грязные уголки души.
Сейчас большое количество людей, крещенных в детстве, но не живших по заповедям Господним, приходят в церковь по причине тяжелых скорбей. Многие искренне считают, что жили достойно и особо не грешили.
Таким людям полезно почитать: Евангелие; Новый Завет; закон Божий; жития угодников Божьих; святых отцов.
Эти труды помогут сопоставить свою жизнь с христианскими ценностями, возбудить совесть и увидеть дела, не соответствующие заповедям Господним.
Готовиться к исповеди и причастию будет гораздо проще, если изучить православную веру, особенности духовной жизни. Сейчас много религиозной литературы, и самостоятельно ориентироваться в ней сложно. Разумным решением будет обратиться за помощью к священнику, который подскажет тексты, учитывая уровень подготовленности.
Чаще всего при подготовке к исповеди духовники рекомендуют почитать небольшие издания: святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся»; архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди».
Практические рекомендации и советы
Документ православной церкви «Об участии верных в Евхаристии» обозначает только общие положения, которых нужно придерживаться, чтобы достойно подготовиться. Если человек впервые решает приступить к таинству, то лучше всего обратиться к священнику и выполнить все его рекомендации.
Взрослым людям, решившим исповедаться и причаститься, полезны будут следующие советы: изучить православную веру; познакомиться с правилами поведения в храме; просить у Господа прощения; качественно приготовиться к таинствам; после службы прочитать благодарственные молитвы; день причастия провести богоугодно.
Храм Божий — это святое место, приходить туда следует чистым, аккуратно и скромно одетым. Женщинам полагается длинная юбка или платье, покрытые голова и плечи. Мужчинам — брюки, рубашка. Спортивная, пляжная одежда не благословляется.
После 12 часов ночи перед причастием запрещено употреблять пищу, пить воду и курить. Мыться лучше до таинства. Перед исповедью особый пост не требуется, только тот, что благословлен священником перед причастием. Жизненно важные лекарства не считаются едой, их можно принимать. Утром умыться, почистить зубы, прочитать молитвы и идти на службу.
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
Доброе утро, братья и сестры! Пусть каждый новый день в нашей жизни будет радостным и счастливым с ароматом теплого хлеба!
Сегодня, 28 октября Православная Церковь совершает празднование в честь ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ» ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.
Показать полностью.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» написана по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.
МОЛИТВА Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спорительница хлебов»
О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Преми́лостивая Влады́чице, Цари́це Небесе́ и земли́, вся́каго до́ма и семе́йства христиа́нскаго Благоустрои́тельнице, тружда́ющихся благослове́ние, нужда́ющихся неистощи́мое бога́тство, си́рых и вдови́ц и все́х люде́й Корми́тельнице! Пита́тельнице на́ша, ро́ждшая Пита́теля Вселе́нныя и Спори́тельнице хле́бов на́ших, Ты́ Влады́чице, ниспосылаеши Твое́ Ма́тернее благослове́ние градо́м на́шим, села́м и ни́вам и коему́ждо до́му, на Тя́ упова́ние иму́щему. Те́мже с благогове́йным тре́петом и сокруше́нным се́рдцем смире́нно мо́лим Тя́: бу́ди и на́м, гре́шным и недосто́йным рабо́м Твои́м, му́драя Домострои́тельнице, житие́ на́ше до́бре устроя́ющая. Вся́кое же соо́бщество, вся́кий до́м и семе́йство во благоче́стии и правосла́вии, единомы́слии, послуша́нии и дово́льстве соблюди́. Ни́щия и неиму́щия пропита́й, ста́рость поддержи́, младе́нцы воспита́й, все́х вразуми́ преи́скренне взыва́ти ко Го́споду: «Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь». Сохрани́, Пречи́стая Ма́ти, лю́ди Твоя́ от вся́кия ну́жды, боле́зни, гла́да, губи́тельства, гра́да, огня́, от вся́каго зла́го обстоя́ния и вся́каго нестрое́ния. Оби́тели на́шей (ве́си), дома́м и семе́йствам и вся́кой души́ христиа́нстей и все́й стране́ на́шей исхода́тайствуй ми́р и ве́лию ми́лость, да сла́вим Тя́, Преми́лостивую Пита́тельницу и Корми́тельницу на́шу, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
ПОМОЩИ, ЗАСТУПНИЧЕСТВА И ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
Продолжаются строительные работы по ремонту внешней обшивки и утепления Троицкого храма г. Сегежи. 25 октября 2021 года.
#ХрамСегежа #Троицкийхрам #Карелия
P. S.
Фотоочерк.
Конец октября, купола в зимнем цвету. Падал снег, тихо и красиво.
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
19 октября 2021 года иерей Илия Кулик принял участие в беседе о князе Александре Невском в библиотеке г. Сегежи
В 2021 году вся Россия отмечает 800-летие со дня рождения государственного деятеля и полководца — князя Александра Невского. Этому событию был посвящен час исторической памяти «Александр Невский – русский национальный герой», прошедший в детско-юношеском отделе Сегежской центральной районной библиотеки. На встречу к учащимся пришел иерей Илия Кулик.
Показать полностью.
Отец Илья рассказал о том, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Он прославился победами над немцами, шведами и литовцами в XIII веке. С его именем связаны две знаменитые битвы русской военной истории: Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242).
В 1938 году знаменитый советский режиссер С. Эйзенштейн снял художественный фильм «Александр Невский», получивший всенародное признание. Трейлер этого фильма был продемонстрирован учащимся.
От XIII века нас отделяет большой промежуток времени. Этот период в истории России были сложным временем. И наше время не назовешь спокойным и благополучным, поэтому важно как можно больше знать о мудрых правителях нашей страны.
Храм Святителя Николая Чудотворца г.Сегежа запись закреплена
МОЛИТВА МАТЕРИ О СВОИХ ДЕТЯХ
Молитву эту, составленную прп. Амвросием Оптинским, раздавали верующим в Казанской Амвросиевской женской пустыни при с. Шамордино.
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети!
Показать полностью. Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей, Господи!
Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое!
Ниспосли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы!
Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости — страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости!
Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих!
Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности — неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона!
Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей!
Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям.
Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело!
Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.
Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.
Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждения, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего.
Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их.
Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых. Отче щедрот и всякого милосердия!
По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя!
Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего!
Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит Ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути. Всеблагий Боже!
Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!
Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.
У ЧИСТОЙ РЕКИ
Многая лета
Флаг Сегежского городского поселения
О городе Сегежа россияне, наверное, знают только две вещи. Что здесь на «зоне» сидел олигарх Ходорковский. И что здесь находится крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Стыдно сказать, даже у меня, уроженца соседнего Беломорского района, до недавних пор знаний имелось не больше. Ни разу там я не был, только мимо проезжал на поезде. «О, Сегежей запахло», – говорили соседи по купе, и некоторые дамы закрывали носы платочками, спасаясь от сероводородного духа ЦБК. Вот этим город мне и запомнился.
А нынче ехал не на поезде, а на машине. И решил завернуть. На подъезде к городу в районе Майгубы глазам открылся замечательный пейзаж: цепь больших озёр с островками, поросшими вековыми соснами. Леса в здешних местах сказочно красивы, неслучайно на флаге и гербе Сегежского городского поселения изображена серебряная сосна – похожая на Белое Древо с герба страны Гондор из сказочного Средиземья.
Позже поинтересовался я историей поселения. Название Сегежа происходит от слова «sees», то есть «чистый, светлый» – так карелы назвали местную реку, впадающую в Выгозеро. Карелы появились здесь одновременно с русскими новгородцами в XII–XIII веках, а до этого у озера жили саамы. Их было немного, и этот таёжно-озёрный край населяло в основном зверьё. Впрочем, за последующие семь веков в местечке Сегежа мало что изменилось. В 1904 году путешественник так описывал Сегежу: «Эта деревня, если её можно так назвать, состоит из одного дома, обитателем которого является корел под именем Иуды, с семейством. Благодаря выгодному расположению его дома на большой сплавной реке и благодаря обилию окружающей местности зверями, птицами и рыбой, а также заливными лугами его семейство всегда обеспечено всем необходимым и не терпит большой нужды. Единственное неудобство этого селения – это почти полное отсутствие к нему дорог». Всё изменилось в 1914 году, со строительством железной дороги на Николаев-на-Мурмане. В Выгозерской волости появилась станция Сегежа, в 1928 году образовался Сегежский район, а в 1935 году начали возводить лесохимбумкомбинат – и маленькая станция превратилась в современный город.
О православной жизни в этих краях я тоже почти ничего не знал. Кроме того, что в конце XVII века в выгозерскую глушь бежали крестьяне и монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформ Патриарха Никона, и образовывали скиты по берегам Выгозера. А что ныне? Заглянул в нашу газету «Вера». Нашёл лишь два упоминания Сегежи – в интервью с владыкой Мануилом за 1998 год и в информации о предпринимателе из Сегежи, который в 2006 году на маленьком островке озера построил из дикого камня рыбачью часовню. Ещё упоминался сегежский настоятель о. Владимир Глазунов, но только в связи с соседним Муезерским районом, где батюшка помогал строить храм. Да и то писали об этом по поводу «сенсации» – в муезерском лесу на гранитной скале в 2007 году был обнаружен нерукотворный образ Христа. Впрочем, нет, нашлась информация про сам сегежский храм – два года назад писали! Про то, что рядом с ним прихожане построили красивые ледяные фигуры. Ну очень познавательно.
Въехав в город, церковь искал недолго – она возвышается в самом центре. Красивая, стройная, возведённая по всем канонам северного деревянного зодчества. Было воскресенье, и в храме негде яблоку упасть. Службу вели два священника. Один из них по окончании литургии объявил: «А сейчас слово скажет отец Сергий». На амвон вышел довольно молодой батюшка, поклонился людям:
– Это моя последняя здесь служба. Благодарен тем, кто в монастырях, в этом и других храмах всегда меня поминает. Но советую вам: вначале поминайте своего настоятеля. Он здесь главный. А затем уж по чину. И меня тоже вписывайте в свои записки, вспоминайте. И простите меня.
У некоторых, стоявших в храме, навернулись слёзы, у священника тоже голос дрогнул:
Прихожанки выходили плачущими
– Сегежа для меня город родной. И конечно, тоже буду молиться за вас.
– Приезжайте почаще, – раздались из народа голоса.
– А вы не отступайте от своего благого дела и новому настоятелю так же помогайте, – благословил отец Сергий. – Храм мы, слава Богу, построили, и, думаю, община будет дальше расти.
Затем вышла работница храма, сказала от имени всех прощальное слово. Запели «Многая лета. ». Вот ведь «повезло» мне, попал как раз на смену настоятелей – один уезжает, другой только приступает к делам. К кому же из них подойти?
«Все мы северяне»
За благословением подошёл я к новому настоятелю, а затем обратился к отцу Сергию Дягтерёву:
– Вы уезжаете в другую епархию?
– Уезжаю, но не в другую, а остаюсь в прежней. Знаете, наверное, что Петрозаводскую епархию разделили и Сегежа оказалась в новой, Костомукшской и Кемской епархии. А владыку Мануила, митрополита Петрозаводского и Карельского, я очень люблю, он много для меня сделал – и вот решил остаться с ним.
– Этот Троицкий храм – единственный в Сегеже?
– Уже второй. На окраине города есть такое местечко – Гористое. Православные люди купили там дом и в 1982 году переделали его в храм во имя Николы Чудотворца. Стали приглашать священников. Вот оттуда и началась церковная жизнь.
– Тех православных, первоначальных, помните?
– А как же! Три Марии – Кустова, Малёва, Зимарина, ещё Валентина Фёдоровна Слободина. Вообще, перед ними надо шапку снять. Представьте начало 80-х годов, какие были препоны! И священноначалие далеко, помочь некому. В ту пору епископа даже в Петрозаводске не было, Карелия ведь являлась благочинием Ленинградской и Ладожской епархии. А в 93-м году, уже при Петрозаводском владыке, здесь началось строительство вот этого большого храма. Всё делалось усилиями протоиерея Владимира Глазунова. Строительство началось бурно, хотя в нашем дотационном районе средства было трудно найти.
– А ЦБК не помогал, что ли? – удивляюсь.
Город Сегежа. Троицкий собор
– Помню, бетонные плиты дал. Обычно же где-то кирпич нам отдадут из бывших зданий, кто-то из предпринимателей цемент пожертвует. Объявили акцию: нужны деньги на брус. Люди приходили и опускали свои рубли. Верхний храм от цоколя полностью на народные деньги построен.
Настоятелем я здесь чуть больше года, но всё совершалось на моих глазах, был рядом с отцом Владимиром. Он меня и подготовил к служению.
– Отец Владимир тоже уехал?
– Служит в Гатчинской епархии. Он ведь питерский, родители его – инженеры Кировского завода. Сюда отец Владимир приехал в 1998 году в возрасте 24 лет. Но первый свой приход получил не здесь, а в районе, в Надвоицах. Это старинное поморское село, ещё в 1633 году там была построена церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Когда он приехал, православные Надвоиц молились в Петропавловской церкви, устроенной в здании бывшего профилактория. Многое пришлось менять. Начать с того, что алтарь храма был обращён не на восток. Уже через три года вместе с надвоичанами отец Владимир построил новый храм. Чтобы не терять времени, ночевал прямо на стройке, спал на топчане в маленьком закуточке. В самом начале стройку посетил благочинный и, взглянув окрест, сказал: «Тут столько вербы вокруг, пусть храм будет в честь Входа Господня в Иерусалим!» Так и освятили. Батюшку до сих пор в Надвоицах помнят.
– А вы, как понял, коренной, сегежский? – спрашиваю бывшего настоятеля.
– Родился здесь, работал по мирской профессии. А когда стал священником, то десять лет служил в Надвоицах. Одновременно старался разгрузить отца Владимира – он занимался более глобальными делами, а я в Сегеже совершал разные требы, ездил на «зоны». Знаете, тут у нас три «зоны» плюс следственный изолятор и колония-поселение. И по соглашению с ИТУ мы несём ответственность за духовное окормление осуждённых, должны посещать их минимум два раза в месяц – крестить, исповедовать, причащать.
– И в колониях, и в СИЗО. Только в колонии-поселении пока нет, она год как образовалась.
– Для меня Сегежа – это «зоны» и ЦБК. Так всегда воспринимал, – признаюсь священнику.
– А Сегежа и есть пролетарский город. Люди сюда приезжали на комсомольскую стройку, когда ЦБК возводился, и оставались жить. Ещё у города есть особая субкультура, привнесённая из среды заключённых. Раньше «зон» было ещё больше, в том числе отправляли сюда «на химию». Эти «химики» построили чуть ли не полгорода. После освобождения многие из них оставались. Так что народ здесь непростой. Да ещё смешанный, из разных регионов. Например, отец мой приехал работать на ЦБК из Тамбовской области, а мама – с Кубани. Но знаете, со временем образовалась такая общность, все мы теперь северяне. И постепенно рождаются свои православные поморские традиции.
Сегежская свеча
Отец Сергий Дягтерёв
– А вы в этом пролетарском городе как к вере пришли? – задаю извечный вопрос.
– У меня семья совершенно советская. Папа на комбинате работал, мама – на железной дороге, и понятия о Боге у нас были скудные. Где и было соприкосновение с религиозностью, так на кладбище, куда меня родители иногда возили – почтить предков. Наверное, с этого и началось.
Ещё в детстве появился у меня какой-то страх перед всем этим, перед концом жизни. Хотя по характеру я был сорванцом, заводилой в дворовой компании и всем демонстрировал своё бесстрашие. А страх сидел в глубине. Когда стал подрастать, Господь, наверное, обострил во мне совесть. Вообще-то, она даётся с крещением, а я тогда не был крещён, но почему-то вдруг стал видеть в себе недостатки. И совесть мучила: почему я такой. Поделиться этим было не с кем. Понимаете, я себе-то не доверял, поскольку старался становиться добрым и видел, что никак не могу. И так же воспринимал других людей – что они не могут быть добрыми. К кому же тогда обратиться? Доверия не было ни к кому. И вот тогда я пошёл в храм, который уже был открыт на Гористой, принял там крещение в 16 лет.
Не каждое воскресенье, а где-то через раз стал я ходить на богослужения. Чувствовал, что мне это надо. Ребята городские не понимали: парень здоровый, спортсмен, а «боженьке» молится среди старушек. Но как мне было объяснить им, что надо каяться в своих грехах, иначе жить невозможно?
В армии я служил на финской границе. Тогда, в 93-м году, почему-то были большие проблемы с продовольствием. У нас в учебном центре ребята чуть ли не дистрофией заболевали. Тяжело было. И там я тоже молился, чтобы остаться человеком, чтобы Господь даровал мне духовные силы. И знаете, выдержал. Чуть раньше появилась любимая девушка – и опять же, на кого надеяться? Сам понимаю, что я – ложь, сам себя ведь знаю. И молился, чтобы Господь сохранил наши отношения. То есть в разных трудных ситуациях Господь помогал мне, укреплял.
Вернулся я из армии. В Никольском храме на Гористой стал прислуживать алтарником, чтецом. На родительской шее сидеть не хотелось, и я устроился ещё работать в милицию. Из участковых инспекторов меня взяли в дознавательную милицию. Затем стал работать в колонии воспитателем. Получил высшее юридическое образование. Людей перед глазами прошло море. Что интересно: сейчас встречаю тех, кто был когда-то подследственным, затем спустя годы видел их в колонии как осуждённых, а теперь вот в храме стоят. Все здесь встречаются. С Богом.
Вот такая была моя жизнь до принятия сана. Жизнь друзей пошла своим путём, а я прилип к храму. Был даже скандал в семье, что я слишком уж «увлекаюсь». С женой чуть ли не разошлись, был такой момент. Ну представьте: молодой муж, надо бы веселиться, радоваться, а он тут о смерти толкует, о жизни будущего века. Со временем всё пришло в норму. Мне сейчас 39 лет, и у нас с любимой женой пятеро детей. Старшему сыну 19, младшему 5 лет.
– Ваша супруга тоже сегежская?
– Подростками мы учились в одном лицее, который сейчас в Северный колледж переименован, она была в классе на год младше.
– В целом сегежский народ не очень верующий?
– Раньше – да, так и было. Помню, чувствовал ложный стыд, когда ходил в храм. Представьте: кругом бабушки, а меж ними, как свеча, этакий дылда, здоровый парень. Что ему тут надо? Некоторые не понимали. Я когда уже участковым инспектором работал, то шепоток шёл: «У Серёги крыша поехала, он в храм ходит!» Сейчас всё поменялось. Людей много приходит, очень разных. В том числе бывших осуждённых. Они даже становятся лучше тех, кто их осуждал. Это я хорошо знаю, поскольку одиннадцать лет исповедовал заключённых. Отец Владимир занимался административными делами, а мне было поручено ездить по «зонам». И видел таких людей. Вот здесь на службе сегодня стоял Григорий, у которого была не одна «ходка». На «зоне» он пришёл к вере серьёзно. Рассказывает, как это происходило, – и мурашки по коже. А сейчас самый надёжный и самоотверженный помощник на приходе.
– Прощаясь с Сегежой, как смотрите на её будущее?
– У нас на Севере народ скептический, но уж если поверит. Главное, что этот перелом в душах произошёл. За много лет сложилась хорошая община, здесь люди очень и очень инициативные. Даже если священник не захочет что-то делать, то они всё равно заставят. Вот это радует! Есть люди, которые не просто помогут, а пойдут куда нужно, будут добиваться и не отступят, пока не сделают. Есть у нас и профессиональные педагоги, которые в воскресных школах работают с детьми и взрослыми. Решается вопрос с православной гимназией. Храм открыт ежедневно с 9 до 18 часов, и люди постоянно заходят, ставят свечи, пишут записки о здравии. Видно, что у сегежан есть общение с Богом.
Это я так вижу. А у нового настоятеля отца Геннадия свои заботы. В Патриархии сейчас требуют от приходов очень большой работы – социальной, просветительской, тюремного служения и так далее. Также требуется большое строительство. Особенно это касается Сегежи, поскольку она оказалась своего рода логистическим центром новой Костомукшской и Кемской епархии. Посмотрите на карту: Костомукша почти на финской границе, а Кемь в противоположной стороне, на берегу Белого моря. А Сегежа – посерёдке и стоит на железнодорожной и шоссейной трассах. Духовенству съезжаться сюда на епархиальные собрания куда удобней. Кроме того, здешний Троицкий собор пока что самый большой в епархии. И церковный дом тоже вместительный. Так что здесь, наверное, предстоит много перемен.
По северному обычаю и праву бывшего хозяина отец Сергий не отпустил меня так просто – усадил за трапезу. Тут же за стол сели оба настоятеля, новый и уходящий, а также несколько прихожан солидного вида. Радостно было видеть, как по-братски за обедом они решали приходские дела. Отец Сергий рассказывал отцу Геннадию о том, что не успел доделать, с кем можно решить разные вопросы. То и дело обращался к прихожанам, которые, как я догадался, были первыми помощниками и благотворителями. Вводил их в общение с новым батюшкой. Никакой ревности. Всё по-христиански. Картина эта впечаталась в память. Такой теперь вижу Сегежу – светлой и доброй, а не индустриальной и «зэковской».
Михаил СИЗОВ