себежская икона божией матери

Икона Божией Матери «Себежская»

Сведения об иконе Божией Матери Себежской-Опочецкой, именуемой «Умиление».

празднование совершается 14/27 марта

С ебежская, или Опочецкая, икона Божией Матери «Умиление» была принесена в 1634 году стрельцами города Опочки (Псковская область) в местный Спасо-Преображенский собор из города Себежа, в связи с тем, что Себеж переходил к Польше (по условиям договора от 14 июля 1634 года между царем Михаилом Феодоровичем и польским королем Владиславом Сигизмундовичем), а часть жителей Себежа, состоявшая из бывших опочан, не хотела оставлять полякам чудотворной иконы.

На Себежской иконе Божией Матери «Умиление» по сторонам Пресвятой Богородицы изображены святой праведный Симеон Богоприимец и святой первомученик архидиакон Стефан, которого стрельцы считали своим Небесным покровителем.

14 и 16 марта 1681 года (в понедельник и среду первой седмицы Великого поста, а также на Вербной и Страстной седмицах) от Себежского образа было знамение: из очей Пресвятой Богородицы исходили слезы («излия слезы, яко струп»). Знамение это повторилось в июле следующего года. Тогда же, в 1682 году, попечением Опочецкого воеводы Герасима Феодотовича Лазарева-Станищева была составлена служба Себежской иконе, ежегодно совершавшаяся в Опочецком Спасо-Преображенском соборе 14 марта. В Преображенском храме Опочки икона находилась до 1917 года, затем была утрачена.

В настоящее время существуют две иконы, написанные по старому списку.

Одна из них находится в новом Преображенском храме (прежний был разрушен) города Опочки. Эта икона была подарена одним благотворителем как икона-покровительница города Опочки и именуют ее Опочецкой.

Другая икона была написана в Троице-Сергиевой Лавре. Эта икона находится в Троицком соборе города Себеж и именуется Себежская.

Источник

Икона Богородицы Умиление Себежская (Опочецкая)

Празднование

История

Из­древ­ле счи­та­лась по­кро­ви­тель­ни­цей стрель­цов псков­ской кре­по­сти Се­беж. Ко­гда Се­беж по до­го­во­ру пе­ре­шёл Поль­ше, стрель­цы ушли в Опоч­ку (кре­пость в Псков­ской об­ла­сти) и унес­ли с со­бой Се­беж­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бы­ла она по­став­ле­на в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Опоч­ки, и в 1634 го­ду на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста и в июле от неё бы­ли зна­ме­ния: из очей про­ис­те­ка­ли слё­зы. Со­хра­ни­лись пись­мен­ные сви­де­тель­ства о мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ни­ях от ико­ны.

В Пре­об­ра­жен­ском хра­ме Опоч­ки ико­на, ко­то­рую мест­ные жи­те­ли ста­ли на­зы­вать Опо­чец­кой, хра­ни­лась до 1917 го­да. По­сле ре­во­лю­ции чу­до­твор­ный об­раз бес­след­но ис­чез. Где сей­час древ­няя ико­на Се­беж­ская (Опо­чец­кая) — неиз­вест­но, но в хра­мах го­ро­дов Се­беж и Опоч­ка на­хо­дят­ся сде­лан­ные по её об­раз­цу спис­ки (ко­пии). На по­лях Се­беж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри изо­бра­жён ар­хи­ди­а­кон Сте­фан, ко­то­ро­го се­беж­ские стрель­цы из­бра­ли сво­им по­кро­ви­те­лем, и пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец. Мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние 27 мар­та (14 мар­та по ста­ро­му сти­лю).

В до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ни­ях со­об­ща­ет­ся об иконе Се­беж­ская из де­рев­ни Лип­ки Смо­лен­ской гу­бер­нии, но, воз­мож­но, речь идёт о со­всем дру­гом об­ра­зе.

Богослужения

Молитвы

Взы́дем, правосла́внии наро́ди гра́да Опо́чки,/ на ту́чную го́ру, я́ко на Фаво́рскую,/ в дом Спаси́теля своего́, в честь боголе́пнаго Преображе́ния Его́,/ оби́лующу чуде́с и стокра́тный клас израсти́вшую,/ и у́зрим сла́ву чудесе́ от чудотво́рнаго о́браза/ Пресвяты́я Богома́тере Умиле́ния Се́бежския:/ я́ко мо́ре пролия́ся и Евфра́т, теки́й из рая́,/ та́ко сле́зы Ея́ бы́ша, из обою́ оку́ пролиты́я,/ о наше́дшем гне́ве Созда́теля Своего́ за на́ше согреше́ние,/ припаде́м, каменносерде́чнии, и возрыда́ем, прося́ще:/ о, Влады́чице, умоли́ Сы́на Своего́ и Го́спода на́шего/ си́ми пресвяты́ми Свои́ми слеза́ми,/ да изба́вит нас от вся́каго зла́го обстоя́ния,/ и о́гненнаго запале́ния, и междоусо́бныя бра́ни,/ от мо́ра и гла́да,/ и наше́ствия иноплеме́нных в гряду́щия времена́,/ и, ра́дующеся, со Гаврии́лом благове́стником возопие́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: Взойдем, православные христиане города Опочки, на тучную гору (Пс.67:16), как на Фавор, в дом Спасителя своего, в честь достойного Бога Преображения Его, обильную чудесами и произрастившую колос стократно, и увидим славу чудес от чудотворного образа Пресвятой Богоматери «Умиление» Себежской: как море разлился Евфрат, текущий из рая, так и слезы Ее были, из обоих глаз пролитые, о гневе Создателя Своего, нашедшем за наше согрешение. Припадем, окаменевшие сердцами, и зарыдаем, прося: о, Владычица, умоли Сына Своего и Господа нашего этими пресвятыми Своими слезами, да избавит нас от всякого зла и бедствия, пожара, междоусобной войны, эпидемии и голода, нашествия иноплеменников в наступающие времена и, радуясь с благовестником Гавриилом, воскликнем Тебе: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».

Притеце́м, лю́дие, бога́тии и убо́зии,/ си́рии и вдови́цы, ста́рии и ю́нии,/ в ти́хое приста́нище,/ под покро́в цельбоно́снаго исто́чника Богома́тере./ Сле́зы бо, я́ко ре́ки, источа́ет/ из обою́ оку́ чудотво́рнаго о́браза Се́бежския/ о находя́щем гне́ве за на́ша зла́я согреше́ния/ и укрепля́ет град, его́же возлюби́ла еси́, на сопроти́вныя,/ утвержда́ет ве́ру правосла́вных христиа́н/ и избавля́ет от вся́каго зла// моли́твами Свои́ми.

Перевод: Придем люди, богатые и убогие, сироты и вдовцы, старики и юноши, в тихое пристанище, под защиту приносящего исцеления источника Богоматери. Потому что Она слезы, как реки, изливает из обоих глаз чудотворного образа Богородицы «Себежской» о наступающем гневе за наши злые согрешения и делает город, который она полюбила, крепостью от врагов, утверждает веру православных христиан и избавляет от всякого зла молитвами Своими.

Каноны и Акафисты

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Себежской», называемой «Умиление»

Песнь 1

Ирмос: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя — под землею скрышна спасенных отроцы, но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися.

Приидите, верных благочестивая множества, духовно лик совокупльше, Пречистую Матерь Слова Божественными песньми воспоим, зряще Теплую Заступницу, от Пречистаго образа Ея преужасное знамение показующую.

Якоже лествицу высокую, зрим Тя, Дево Всенепорочная, еюже к Небесней высоте восходим, и, Тя Предстательницу и утверждение непобедимое стяжавше, Пречистая, навет и сетей вражиих избавляемся, да явимся и спасемся, верою к Тебе притекающии.

В рождестве Сына Твоего тли не приемши, от тления всех нас избави и печали, просвещающи матерним Своим дерзновением, Богорадованная.

Надежду имуще Тя, Богородительнице, и несумненну веру, града сего народи Тебе, яко забрало, граду положше, Дево Неискусобрачная.

Песнь 3

Ирмос: Тобою, Христе, Небеса утверждаема вся, Слово Божие и Сила, исповедуют славу неизреченну и вседетельныя руки Твоея сотворение, несть бо пресвят, разве Тебе, Господи.

Умилосердися на стадо Свое, Пречистая, и смирение граду Твоему даруй, сопротивных челюсти сокруши и тех до конца немощны покажи.

Общаго Пастыря и Владыку порождши Христа, Дево Неискусобрачная, Тому помолися, настоящаго гнева избавитися нам, истиннаго обстояния, Владычице.

Милостива еси, Владычице, Милостиваго рождши Спаса, виждь озлобление и воздыхание людей Своих, ускори, Пречистая, ущедрити ны.

Поют Тя, Богородице, Ангельстии чини и празднуют патриархи со святители, с ними же тогда и Боголюбивии народи текуще во святую Твою Церковь, видеша Тя, Царице, за ны, грешныя, молящуюся к Сыну Своему, помиловати град Твой и люди, в нем живущия, от Твоего образа предивным знамением.

Седален, глас 8

Юже древле лик пророческий проповеда — дверь Небесную и неопалимую купину, свещник многосветлый, златую кадильницу, ручку и жезл, преславно днесь и дивно знамение показа, темже благодарственное пение возсылаем Ти, раби Твои, Богородице, моли Христа Бога нашим согрешением оставление даровати, Тебе бо надежду имамы, раби Твои.

Песнь 4

Ирмос: Удивися Твой разум от мене, услышавшу преславная веления смотрения Твоего, укрепися же возлюблением Твоего схождения, Ты бо моея нищеты не отверглся еси.

Почитающия Тя граждане, Пречистая, и по долгу славящия ограждай от безбожных, Чистая, иноплеменник, Ты бо тем еси, Пречистая, богатство неотъемлемо, покров же и держава.

Не может язык и слово человеческое похвалити Тя достойно, от Тебе бо без семене Жизнодавец Бог воплотитися, Пречистая, благоизволи.

Призри, Пречистая, спастися рабом Твоим, поющим Тя, и избави от сопротивных и нашедшаго гнева, Богородительнице.

Богатный дар и неотъемлемо сокровище даровала еси граду Твоему, образ Твой, Пречистая и Мати Слова, и сего помощию противных низлагаем.

Песнь 5

Ирмос: Союзом любве связуеми, апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир.

Теплая Заступнице к Тебе притекающим и ненадеющимся надеждо, виждь озлобление людей Твоих и подаждь Свою помощь, Пречистая.

Иже Огнь рождши Божественный, Дево, противных, Пречистая, молитвою Твоею — огнем — попали, яко сущи Зиждителя умоляющи, Всепетая.

Великий преднаписует во пророцех Моисей Тя ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку, образне являя воплощение еже от Тебе Вышняго, Мати Дево.

Ты богатство неистощимое, исцелением источник еси верою притекающим к храму Твоему, идеже пребывает образ Твой, Владычице.

Песнь 6

Ирмос: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде. Приглашаше же кустодии: хранящии суетная и ложная, милость сию оставили есте.

Избави языческаго нашествия град Твой, Препетая, и не предаждь до конца погибнути наследию Твоему, Пречистая, но силою Рождшагося из Тебе, Владычице, противных низложи.

Многосогрешивших к Тебе, Господи, не презри, но приими мольбу Матере Твоея о нас, Щедре, да не хвалятся сопротивнии, — где есть Бог их? — глаголюще, но да разумеют вси, яко Ты, Избавителю, с нами еси.

Честную икону Твою радостно сердцем и душею облобызаем, веселящеся и теплою верою прикасающеся, исцеление почерпаем неоскудно.

Кондак, глас 4

Притецем, людие, богатии и убозии, сирии и вдовицы, старии и юнии, в тихое пристанище, под покров цельбоноснаго источника Богоматере. Слезы бо, яко реки, источает из обою оку чудотворнаго образа Себежския о находящем гневе за наша злая согрешения и укрепляет град, егоже возлюбила еси, на сопротивныя, утверждает веру православных христиан и избавляет от всякаго зла молитвами Своими.

Разреши тьму моих согрешений, юже во уме моем лежащую, и Твоим мя светом просвети, Дево, яко да возмогу Тебе похвалу принести, Юже Отец восхвали и Дух Святый осени, Сын же и Слово Божие в Нюже вселися нетленно, от Пречистую Твоею боку произыде и с человеки поживе, темже мы, грешнии и недостойнии раби Твои, днесь совершающе священное торжество — знамение, бывшее от честныя иконы Твоея, в немже предивное чудо показала еси, и, Твоему чудеси удивльшеся и Твоих богатых даров исполньшеся, вместо благовонных аромат, елико возможно нам, земным, похвальная пения приносим Ти, глаголюще: радуйся, радосте Ангелом и человеком; радуйся, покрове, и утверждение, и надеждо граду Твоему; радуйся, противных силою Твоею низлагающая; радуйся, Разумнаго Солнца Мати, верных просвещающая, неверных же помрачающая. Радуйся, христианом похвало.

Песнь 7

Ирмос: Неизреченное чудо: в пещи Избавивый преподобныя отроки из пламене во Гробе мертв, бездыханен полагается, во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.

Воистину сокровище честно граду Твоему, икона Твоя, даровася, Пречистая, юже сами зряще, о чудеси удивляемся, Сыну Твоему вопиюще: благословен Бог отец наших.

Во храм Боголепнаго Преображения, Владычице, притекающе, людие, руце простирающе, на молитву движем Тя: виждь озлобление наше и подаждь Твою помощь, Богородице.

Светоносная благодать, исцеление граду Твоему дадеся, образ Твой, Пречистая, егоже любезно облобызающе, веселящеся, вопием: благословен Бог отец наших.

Свеща Божественнаго сияния и Незаходимаго Света явися, свещник, светосияющ и мир весь озаряющ зарею чистаго девства, Тя поющия спасаеши, Благословенная, Яже Бога плотию рождшая.

Песнь 8

Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в Вышних Живый и во Гроб мал странноприемлется. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Собезначальное Слово Отцу Дева породи Пречистая нетленно, Того моли, Богородительнице, от сопротивных напастей спастися граду Твоему и в нем людем, поющим: Господа воспевайте, дела, и превозносите Его во веки.

Едина сущи Благая, Преблагаго Слова умоли прилежно настоящаго гнева граду Твоему избавится, да несумненною верою Сыну Твоему зовем, поюще: дети, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Его во веки.

Сопротивных разжжения и пламенновидныя стрелы, испущаемии на нас, угаси, Владычице, яко да Тя поем и превозносим, Чистая, во веки.

Яко нетленное зерцало, имея во граде Твою чудотворную икону, Пречистая, сопротивляющихся низлагаем и Сыну Твоему вопием: благословите, вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Странствия Владычная и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова, научившеся, Егоже величаем.

Оком милосердным свыше призри на град и в нем люди Твоя, Пречистая, иныя бо помощи не имамы, токмо Тя, Всенепорочную, темже вси яко Матерь Божию величаем.

Раби Твои, вопием Ти, Пречистая Мати Божия: обычныя милости Твоя на град и люди милостивно покажи и сопротивных обстояний нас изми, да Тя непрестанно величаем.

Мысли очистивше и ум, празднолюбнаго града Опочки соборы со священным чином и всех верных благочестивое множество, восхвалите Матерь Слова, яко от Тоя образа бысть предивное знамение, емуже со страхом кланяющеся, Тя величаем.

Якоже Божественною светлостию озаряему зрим днесь, Пречистая, икону Твою честную, ейже кланяющеся, Тя величаем.

Светилен

Возжелев, Пречистая, Твоея доброты, Иисус в Тя вселися, и Заступницу Тя Твоему граду Слово Божие дарова, егоже сохраняй заступлением Твоим присно, яко да Тя ублажаем, Пренепорочная Отроковице.

Источник

Царственный плач

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией матери

Икона отражает посредством художественного образа
аскетический идеал сокровенного плача,
той благоуханной жертвы, которой Бог не отринет и не уничижит.
Созерцание и молитва перед этой Богородичной иконой
побуждает искать «сокровенного в сердце человека»,
предстоящего денно-нощно своему Создателю.

Протоиерей Артемий Владимиров,
духовник Алексеевского женского
ставропигиального монастыря Москвы

Одна из великих святынь России, икона Божией Матери «Себежская» исчезла в революционной смуте 1917 года, и в безбожные годы советской власти, почти целый век, о ней не было ни известий, ни воспоминаний. Однако вопреки гонениям, в том числе и на святые образы, в ХХ столетии сохранялось благоговейное к ним отношение, осмысляемое в высоких духовных категориях. Священномученик Сергий Мечев писал: «Борьба за икону есть борьба за реальность Христа, за действительность Его, за то, что Он воистину пришел на землю и жил на ней не только как Бог, но и как человек. А ныне разве это кончилось? Что такое нападки на иконы? Это нападки на существование Христа. Это вопрос существенный для христианства. Если мы обратимся к святым отцам, которые боролись за иконы, то почувствуем родство с их веком» [1].

Это слово, исходящее из лучезарной глубины подвига новых мучеников и исповедников, возводит нас к слову Самого Господа: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Оно есть свидетельство жизни, через страдания и муки стяжавшей Духа Святого, узревшей в свете Его славу Его.

История почитания Себежского образа обнимает все время правления династии Романовых. Икона прославилась чудотворениями особенно в XVII столетии, когда из очей Пречистой лились обильные слезы. Слезы эти стали главным исцеляющим дýши чудом, память о котором хранилась в народном сердце.

Когда в 1634 году Себеж по договору был уступлен Польше, икона была перенесена в Опочку, где в 1681 году в «марте 14 день, в понедельник первыя недели Великого поста и в среду той же недели 16 марта, потом в понедельник Цветныя (Вербныя) недели 21 марта, и в понедельник Страстныя недели, 28 марта, было знамение (чудотворение) от святого образа Пресвятыя Богородицы Умиление, именуемой Себежскою, исходили слезы из обоих очей…» [2]

В 1682 году тщанием воеводы Герасима Федотовича Лазарева-Станищева была составлена служба иконе, и в ней с новой вдохновляющей силой говорится о плаче Богоматери: «Яко море пролияся и Евфрат, текий из рая, тако слезы Ея быша, из обою око пролитыя». Русский человек явственно ощущал, что слезы эти могут преодолеть злую волю, мутящую мир, что жить возможно только единством веры и Божиим даром покаяния.

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией материСебежская икона, явившись хранительницей западных рубежей России, Псковского края, явилась тогда хранительницей и ее канонических рубежей, став Взбранной Воеводой для многих людей, исповедовавших и сохранивших в лихую годину святую православную веру. Конечно, неслучайным для верующих было то, что иконы Себежская и Феодоровская – покровительница рода Романовых – как бы уравнены в литургической жизни Церкви: их память отмечается в один день, 14 марта (ст. стиля). Но ни одна икона в духовной истории России не насыщена так тайной плача Богоматери, как Себежская. Прикасаясь к этой тайне через покаяние, через молитву и богослужение, русский человек углублял и неповторимую национальную черту своего религиозного характера, в котором есть и «жаление», и «голубиная нежность», и та радостно-печальная преданность воле Божией, которую можно выразить словами да будет воля Твоя. Так и царь Алексей Михайлович Романов, болезнуя о горе своего боярина, утешает: «И тебе, боярину нашему, и слуге и детям твоим чрезмерну не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не прослезиться, и прослезиться надобно, да в меру, чтоб Бога не прогневать…» [3]

В городе Опочке икона пребывала с 1634 года, но первое ее название, Себежская, осталось за ней, хотя потом она часто называлась Себежской-Опочецкой. Находилась икона в Спасо-Преображенском соборе за левым клиросом правого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на ней была позлащеннная риза, корона, сделанная из стразов, венчик был украшен сеткой из мелкого жемчуга, а убрус – из крупного. С иконой ежегодно совершался крестный ход из собора в Святогорский монастырь, основанный в царствование Иоанна Грозного в 1569 году.

В Преображенском соборе Себежский образ хранился почти три века – до 1917 года. За это время Опочку посещали Императрица Екатерина Великая, Император Павел Петрович (когда был наследником престола), Государи Александр Первый Благословенный и Александр Второй (также будучи наследником), Великий князь Владимир Александрович и другие члены Дома Романовых. Каждый такой приезд был большим событием, которое надолго оставалось в народной памяти. Из дневника Ивана Лапина,1822 год: «7 августа. В сей отменнейший, можно сказать, день проезжал у нас император Александр I… ехал через Новоржев по нашей улице, усыпанной желтым песком… приехал в 12 часов, а выехал к 4-м, и народу было премножество; все прибежали, бежа за коляскою до самого мосту реки Великой» [4].

После революционного переворота и убийства царской семьи Себежская икона исчезла. Возможно, она была уничтожена или продана за границу. Слава Богу, маленькая фотография утерянного подлинника была опубликована до революции в книге псковского историка Леонида Ивановича Софийского «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914)» [5]. Доныне ничего не известно о судьбе чудотворного списка с Себежской иконы, хранившегося в селе Липки Смоленской губернии. В 90-х годах ХХ века для храмов Себежа и Опочки были написаны новые иконы Себежской-Опоческой Богоматери с изображением на полях покровителей стрелецких войск – святого Симеона Богоприимца и первомученика архидиакона Стефана.

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией матери…Издревле люди искали первооснову жизни. Философ Гераклит, хорошо известный еще древнерусским книжникам, полагал ее в огне. И больше всего этого огня в человеке. Но только Божия Матерь открывает нам милосердия двери и путь стяжания этого благодатного огня. И это путь смирения и плача. «Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая… И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуясь вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопально горящи…» – молится Церковь перед Причащением словами преподобного Симеона Нового Богослова. Когда-то именно преподобный Симеон написал о плаче как о великом царе, управляющем всеми добродетелями, всеми силами внутреннего человека на его пути ко Христу. Потому и в иконе Себежское Умиление отворот мафория Богоматери, являющийся отличительной чертой иконографии, имеет красный или алый цвет, говорящий о внутреннем огне, преображающем и обновляющем всего человека. В целом иконография Себежского образа воспроизводит иконографию первоисточника – древней Владимирской иконы, где Младенец Христос так близко прильнул к Богоматери, что они составляют единое целое. В Себежской иконе Богомладенец одной рукой обнимает Богоматерь, другой касается края отворота мафория, воспламененного, может быть, этим единым прикосновением руки Христа. И еще одной важной иконографической особенностью Себежского образа является изображение над главою Богоматери венца-короны, поддерживаемого архангелами Михаилом и Гавриилом. Это и венец державный, и тот огнезрачный венец покаяния для России, о котором молится Божия Матерь.

В ноябре 2015 года Сама Матерь Божия вновь указала через живущую в Дивеево старенькую монахиню Иунию на Себежский образ и на его значение для России. Матушка Иуния, в миру Галина Васильевна Топоркова, родилась в 1931 году в селе Еделево Ульяновской области. Во время Великой Отечественной войны Галю вместе с другими детьми эвакуировали в Башкирию, она с 13 лет работала кашеваром. В Псковских Печорах, где семья временно останавливалась, умерли сестра Галины Мария и брат Николай. Вокруг было разлито черное горе, но в душе девочки жили надежда и любовь к Божией Матери. Тогда она впервые увидела Богородицу во сне: как будто Пречистая склонилась с неба к народу и сказала: «Ну что вы плачете, а не просите…» И с тех пор Галина всю жизнь молилась за всех и просила Божию Матерь, как родную маму.

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией матери

Когда матушка Иуния навсегда поселилась в Дивеево, ей было дано вновь увидеть во сне Царицу Небесную, Ее икону. Матушка видела, будто стоит в храме, напоминающем строящийся Благовещенский собор на Святой канавке, вокруг много подростков лет двенадцати, и она видит: в собор вносят икону, кладут на аналой посредине храма, и слышится голос: «Эту икону мне велено принести в Россию, чтобы с нее сделали список в большом размере. На Россию идет полчище. А эта икона ее спасет». Было около четырех часов утра. Монахиня стала искать в сборнике чудотворных икон явившийся ей образ. И нашла. Это была Себежская икона. По благословению игумении Сергии (Конковой) был начат сбор средств. В 2016 и в 2017 годах были написаны две иконы, одна из которых, меньшего размера, находится в келье матушки Иунии в Дивеево и участвует в крестных ходах. Другая, большого размера, в рост человека, помещена в Благовещенский собор на Святой канавке Царицы Небесной, в придел Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Эта икона была написана в Сергиевом Посаде с молитвою о России и о Дивеево, по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрева).

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией материВ мае 2017 года, перед написанием иконы, я была с ее эскизом у отца Серафима – Алексея Петровича Арцыбушева (1919–2017), исповедника веры, пострадавшего в советских лагерях, художника и писателя, потомка двух царственных родов – Рюриковичей и черногорских царей Петровичей. Его жизненный путь начался у стен Дивеевского монастыря, где благодетелями были его дед и родители и где он сам семилетним отроком получил благословение на монашество у священномученика Серафима (Звездинского), расстрелянного в 1937 году. Алексей Петрович хорошо помнил – Бог дал ему добрую и внимательную память – блаженную Марию Дивеевскую и дивеевских молитвенниц схимонахиню Маргариту (Лахтионову), схимонахиню Анатолию (Якубович) и монахиню Серафиму (Булгакову), от которой он получил икону «Умиление» Серафимо-Дивеевскую дивеевского письма. Помнил он и старую, идущую как бы в живом зеленом туннеле из деревьев, песчаную тропинку – Канавку Царицы Небесной, где владыка Серафим однажды видел идущую по ней Богоматерь.

Незадолго до своей тихой и поистине христианской кончины 7 сентября 2017 года отец Серафим говорил, что, конечно, Себежская икона должна быть в Дивеево и должна быть там написана. Мы прочли Параклис Божией Матери, как всегда читали, когда встречались в течение девяти лет. Алексею Петровичу шел девяносто восьмой год, но он был молодой монах. Постриг его был тайный, совершен в его подмосковной келье в дни Пятидесятницы, на память святителя Николая, 22 мая 2014 года. Так исполнилось пророчество о нем блаженной Марии Дивеевской, что «Алеша умрет на Пасху», истолкованное священномучеником владыкой Серафимом, как то, что он непременно примет монашество.

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией матери…Мне запомнилось, как отец Серафим, когда я уходила, взял свернутый эскиз большой Себежской иконы, как некий царский посох, вдруг приподнял его и легонько ударил об пол, и в этот момент лицо его было таким одухотворенным и величественным, что я подумала о его предках – Великом князе Владимире, святых благоверных князьях Александре Невском и Данииле Московском, святом Михаиле Черниговском, просиявших на Русской земле и не оставляющих ее в молитве.

Одной из самых известных своих книг Арцыбушев дал название «Милосердия двери…». Всю жизнь, осененную огненным крестом испытаний, Алексей Петрович, монах Серафим, не переставал благодарить Господа и Благословенную Богородицу, с любовью отверзающую нам милосердия двери и подающую царственный плач, живоносные слезы. Вечная память!

себежская икона божией матери. Смотреть фото себежская икона божией матери. Смотреть картинку себежская икона божией матери. Картинка про себежская икона божией матери. Фото себежская икона божией матери

[1] «Друг друга тяготы носите…» – Жизнь и пасторский подвиг священномученика Сергия Мечева. Книга вторая. М., 2012. С.110.

[2] Опыт древней истории города Опочки. Изд. Н.И. Куколькина. Псков, 1879. С. 132–133.

[3] Ключевский В.О. Литературные портреты. М.,1991. C. 145.

[4] Дневник И. Лапина. 7 авг. 1822 г. / Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914 гг.). Псков,1912. С. 147.

[5] Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем… Рис. 27.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *