считается ли практика опытом работы
Считается ли практика опытом работы
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Каковы варианты оформления практикантов на практику: путем заключения трудового договора на вакантную должность или без заключения трудового договора? В каких случая организация обязана оплачивать труд практиканта, а в каких случаях нет? Какова ответственность и риски работодателя при приеме на практику несовершеннолетних практикантов? Может ли работодатель принять на работу практиканта при наличии на производстве производственного фактора при допустимых условиях труда? Каковы дополнительные обязанности работодателя, кроме обязанности организовать проведение предварительных медицинских осмотров?
Необходимость заключения трудового договора с практикантом будет зависеть от того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом, либо студент при прохождении практики только обучается.
Если студент в процессе производственной практики только обучается, трудовой или иной договор со студентом заключать не требуется, т.к. соответствующий договор на обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией. Указанным договором определяется порядок прохождения практики. При этом в организации, в которую направляется студент для прохождения практики, рекомендуется издать приказ о прохождении студентом практики в произвольной форме.
Студент-практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 N 1383, п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291.
Обязанность оплачивать практику студенту законодательством не установлена.
Если же при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст. 56, ст. 57, ст. 67 ТК РФ)*(1), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Если трудовой договор заключается с несовершеннолетним, то необходимо учитывать следующие особенности.
Согласно ст.ст. 69 и 266 ТК РФ лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру. Работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств (ст.ст. 212, 266 ТК РФ).
Обращаем внимание, что при заключении трудового договора с лицом, не достигшим 18 лет, условие об испытании не устанавливается (часть четвертая ст. 70 ТК РФ).
В соответствии со ст.ст. 92, 94 ТК РФ несовершеннолетние относятся к категории работников, которым устанавливается сокращенное рабочее время (смотрите также п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет должна составлять не более 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) работника в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать семи часов (ст. 94 ТК РФ).
В силу части второй ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, включая продолжительность рабочей недели (в том числе неполной рабочей недели), продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, отличающийся от общих правил, установленных у работодателя, устанавливается работнику заключенным с ним трудовым договором. Поскольку сокращенное рабочее время устанавливается индивидуально данному работнику, этот факт должен найти свое отражение в трудовом договоре.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). В силу части второй ст. 57 ТК РФ данное условие также необходимо включить в трудовой договор.
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора на безвозмездной основе не допускается. Статьей 271 ТК РФ установлено специальное правило оплаты труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. Так, при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Поэтому в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, по нашему мнению, необходимо указывать фактический оклад, а не оклад за полную ставку*(2).
Работодатель вправе принять несовершеннолетнего как на производственную практику, так и на работу только на условиях полного запрета его труда на работах с вредными и (или) опасными условиями (ст. 265 ТК РФ, вопрос-ответ Роструда). Кроме того, запрещены переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (часть вторая ст. 265 ТК РФ). Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждены, соответственно, постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» и постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Также рекомендуем ознакомиться с СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными приказом Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58, в соответствии с п. 4.3 которых для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются противопоказанными условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— формы трудовых договоров, заключаемых с работниками в возрасте до 18 лет;
— примеры заполнения Приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (Форма N Т-1) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ», октябрь 2019 г.).
Примерной формой приказа о прохождении практики, к сожалению, не располагаем.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Статья 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с лицами, обучающимися по очной форме обучения. При этом по смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1).
*(2) Смотрите также Вопрос: Работник принимается на работу на неполный рабочий день (30-часовая рабочая неделя вместо 40-часовой). Правомерно ли указать в трудовом договоре должностной оклад работника согласно штатному расписанию для полного рабочего дня, указав, что оплата труда работника будет производиться пропорционально отработанному им времени, и выплачивать заработную плату пропорционально должностному окладу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
Нужно ли указывать практику в резюме как опыт работы?
Считается ли учебная и производственная практика в университете опытом работы? Можно ли практику указать как опыт работы? Или это не считается?
Иван, да, практику, будь то производственная, учебная или педагогическая, стоит указывать в резюме, так как резюме дает представление работодателю о вашем реальном опыте работы. Резюме — это не копирование трудовой книжки. Более того, если послужной список довольно длинный, то в резюме, как правило, включают релевантный опыт за посление 5-10 лет, а не весь послужной список.
В Вашем случае, скорее всего, опыт работы небольшой, поэтому тем более нужно указывать все, что так или иначе даст представление потенциальному работодателю о ваших практических навыках. Помимо профессионального опыта в резюме можно указывать общественную работу, волонтерство — то, что так или иначе демонстрирует ваши профессионально значимые личные качества.
По поводу того, что считается это или не считается — это уже каждый работодатель решает сам за себя. Для кого-то ваша практика будет иметь значение, а кто-то посчитает ее несущественной. Это, кстати, частая ошибка студентов и выпускников — вообще ничего не указывать в резюме, кроме образования и персональных данных. В таком случае лучше указать сферу ваших научных интересов, места практик, темы курсовых и дипломной, какие-то личные проекты. Главное — чтобы резюме не было пустым.
Возможно, будет полезно ознакомиться с нашей статьей «Как правильно составить резюме, если нет опыта работы»
Учись, студент: в чем разница между стажировкой и практикой?
О стажировке
Район поисков
Стажировка — дело добровольное. Ты сам решаешь, куда и когда устраиваться. Но не забывай, что именно стажировка дает тебе первый профессиональный опыт, с которым в будущем проще завербоваться в компанию мечты. Ищи предложения на hh.ru, где по состоянию на 17 мая 2021 года представлено более 3800 стажерских вакансий! Почаще наведывайся в Центр карьеры родного вуза, мониторь паблики в соцсетях и сайты компаний мечты, особенно узкопрофильные — многие из них ставят на молодых специалистов и предлагают им специальные стажерские программы. Если в прошлом году из-за локдауна рынок труда для молодежи практически «лег» и конкуренция зашкаливала, то сейчас многие компании пришли в чувство и перестроились: вариантов стажировок становится больше, работодатель готов брать будущих спецов на удаленку. Так что дерзай! И, кстати, после преодоления ковидной турбулентности активно растет спрос на диджитал-профи — имей это в виду.
Договор
Во время стажировки ты вступаешь с работодателем в отношения, за которыми следит (нет, не мама) Трудовой кодекс РФ. Между вами обязательно заключается ученический или срочный трудовой договор, где прописываются абсолютно все условия работы: от графика до обязанностей.
О практике
Район поисков
Без учебной практики студенту не обойтись так же, как «Инстаграму» — без фильтров и stories. Обычно ее подыскивает учебное заведение: оно заключает договоры с компаниями, которые в рамках образовательной программы готовы взять студентов и показать им реальную жизнь. О наличии вариантов можно узнать в Центре карьеры, на кафедре или у своего дипломного руководителя. Но некоторые студенты упускают, что они сами вправе заняться поисками. Многие компании на hh.ru регулярно публикуют объявления о поиске практикантов. Этот вариант идеально подходит тем, кто одержим мечтами о работе в конкретном брендовом холдинге: с улицы попасть в него не всегда просто, а внедриться через летнюю практику — вполне.
Договор
Он заключается между вузом и организацией без твоего участия. Документ одобрен Министерством образования и не несет никаких рисков — в «рабство» тебя не угонят. Он же подписывается и в том случае, если ты сам находишь место практики, тебе просто придется самостоятельно доставить его из пункта А в пункт Б. Также потребуется твое заявление на прохождение практики, письмо-оферта, письмо-акцепт, а с набором документов помогут в вузе.
Что такое производственная практика?
Производственная практика: особенности и сложности
Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.
В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:
По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:
Кому необходима производственная практика?
Данный вид практики обязаны проходить студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего образования. В зависимости от этапа обучения, производственная практика подразделяется на следующие виды:
Производственная практика длится в среднем 2-4 недели. Она проходит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Бакалавры обычно становятся практикантами на третьем и четвёртом курсе обучения 1 раз в год по 2 недели, а магистры – 2 раза в год на 4 недели.
Нужна ли практика при курсах ДПО
Чтобы понять, требуется ли проходить производственную практику гражданам, обучающимся на курсах дополнительного профессионального образования, необходимо обратиться к положениям Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 76 данного нормативно-правового акта гласит, что конкретные формы и период освоения программы ДПО устанавливаются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Таким образом, для разрешения вопроса студенту необходимо заглянуть в программу курса профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Там должно быть прописано требование о необходимости прохождения практики. Если такого пункта нет, делать ничего не нужно. Обязательное прохождение практики на курсах ДПО законом не предусмотрено.
Чем производственная практика отличается от учебной?
Учебная практика носит ознакомительный характер, в ее задачи входит теоретическое исследование процессов, происходящих на предприятии, поверхностное изучение будущих должностных обязанностей. Учебной практикой чаще всего руководит сотрудник образовательного учреждения, в котором учится практикант.
Производственная практика предполагает непосредственное участие студента в работе конкретной организации. Она соответствует профилю обучения и проходит на предприятии, где студент воспринимается как работник, а не как ученик. Практиканту дают поручения, он ходит на практику как полноценный сотрудник компании, а иногда его деятельность даже оплачивается.
Теория передового опыта: зачем бизнесменам копировать друг друга
Что такое best practices
Лучшие практики (от англ. best practices) — это набор принципов и действий, которые в теории приводят к наиболее эффективному результату. В литературе по менеджменту этот английский термин часто переводят как «передовой опыт».
Суть концепции в том, чтобы легко находить и применять самые эффективные способы достижения целей. Так предприниматели не будут тратить время и повторять чужие ошибки, а вместо этого смогут сразу воспользоваться лучшим вариантом. Например, если бесконтактная доставка подняла продажи крупной сети фастфуда, локальные рестораны тоже могут перенять этот опыт.
Идея лучших практик не нова. В 1911 году основоположник менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор сформулировал концепцию в книге «Принципы научного менеджмента»:
«Среди всех различных методов и орудий, употребляемых для каждого отдельного элемента любой отрасли производства, всегда существует один метод и один вид орудий, который лучше и быстрее всех остальных».
При этом не существует официального фильтра, какие практики можно считать лучшими, а какие нет. Бизнесмены ориентируются на исследования крупных консалтинговых агентств вроде Gartner, лидеров рынка и успешные кейсы из разных сфер, а затем стараются внедрить эти идеи в бизнес-процессы собственной компании.
Где можно применять передовой опыт
Best practices используют в разных областях — от менеджмента и преподавания до государственной политики. Предприниматели также перенимают опыт коллег из самых разных сфер, чтобы адаптировать его под задачи своей компании.
Консалтинговое агентство Markswebb изучило передовой опыт в e-commerce (онлайн-торговле) и выделило более 100 эффективных решений. Например, лучшая практика от американской сети строительных магазинов The Home Depot — создать на сайте с товарами корпоративный блог для покупателей. Контент-отдел публикует советы, как сделать вещи для дома своими руками, а также включает в статьи подборку нужных товаров из магазина.
Доцент кафедры экономической информатики МГУ Кирилл Скрипкин в научной публикации «О пользе и вреде лучших практик» указал, что их можно использовать только там, где они успешно сопрягаются с другими бизнес-решениями. Например, если вы используете бумажный документооборот, а потом решили перейти на электронный, нельзя применять обе организационные практики одновременно, иначе они будут дублировать друг друга.
При этом важно учитывать особенности аудитории своего продукта. Использование некоторых популярных за рубежом практик может иметь негативный ответ на родине.
Кирилл Скрипкин, доцент кафедры экономической информатики МГУ:
«Главный недостаток идеи best practices — их бездумное внедрение может разрушить сложившееся соответствие между управленческими практиками. Если конфликт старых и новых практик осознан и решается, он может быть конструктивен, в противном случае фирма может понести серьезные потери.
В то же время, если компания заведомо отстает от конкурентов в каких-либо областях, лучшие практики могут стать важным подспорьем. Если они и не будут внедрены в виде, более-менее похожем на исходный, они могут стать источником идей, полезных для развития бизнеса.
Удобно начинать с обеспечивающих функций, таких как бухгалтерский учет, управление финансами, управление кадрами. Эти области, как правило, в большой степени стандартизированы, что усиливает достоинства лучших практик и ограничивает их недостатки.
Особый случай — взаимодействие с крупными международными компаниями, где лучшие практики могут быть «входным билетом» для начала разговора о сотрудничестве. Если ценность такого взаимодействия для вас высока, вам придется подстроить вашу компанию под эти лучшие практики, нравится вам это или нет».
Лучшие практики: опыт российских предпринимателей
Бизнесмены по-разному относятся к внедрению best practices в свои компании. Одни убеждены, что это прорывной инструмент, другие не пользуются лучшими практиками вовсе. РБК Тренды спросили у предпринимателей, что они думают об идее передового опыта. Многие сошлись во мнении, что best practices — хороший инструмент, если использовать его как гипотезу, а затем тестировать в своей компании.
Денис Решанов, основатель сервиса part-time-исполнителей GigAnt:
«Я выступаю за аутентичность. Невозможно создать инновацию, просто используя лучшие практики и повторяя чужой опыт. Нужно находить собственные решения и инструменты, креативить и экспериментировать.
Мы используем лучшие практики как готовые решения в некоторых областях: технологии запуска стартапа, Lean Startup, HADI-циклы, тестирование гипотез, различные фреймворки. Но во всем, что касается инноваций, движения в рынке, ищем свои решения».
Иван Шкварун, основатель технологической компании Oprosso:
«Best practices — это хороший ориентир, как вторичное исследование, которое ты можешь посмотреть, чтобы сэкономить свое время и деньги. Явный минус в том, что best practices — это своего рода ментальная ловушка, которая позволяет переложить ответственность на другого и не думать своей головой. Кроме того, вы не найдете инсайтов методом перебора лучших практик. Так что не стоит ждать уникальных результатов: когда оно уже best — значит, все так делают. Именно поэтому я и сравниваю это со вторичным исследованием: кто-то заморочился и описал это, помог нам, а мы берем и креативим, опираясь на эти знания. Тогда ответственность за результат на нас, а лучшая практика — как фундамент, не более».
Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании «Деньги Вперед»:
«Раньше я полагал, что best practices — универсальное средство. Когда ты нашел работающий инструмент, важно использовать его максимальное количество раз, чтобы получить более-менее ожидаемый результат. Однако использовал best practices я очень недолго. Мир меняется слишком быстро, и вся окружающая нас среда тоже очень изменчива. А поскольку все явления состоят из большого числа составляющих, предугадать их реакцию и найти по-настоящему универсальный инструмент крайне сложно.
На мой взгляд, best practices часто мешают людям нестандартно мыслить и видеть новое в похожих ситуациях, решения которых, однако, невозможны с помощью уже привычных лучших практик. Использовать передовой опыт следует для идентификации ситуаций, а не для их решения».
Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы для детей Skysmart:
«Самое важное в применении best practices в бизнесе — это не копировать карго-культ, а осмысленно подходить к выбору той или иной практики, понимая, почему она была использована и почему сработала.
Например, одно время в сфере образования все повторяли за Coursera — записывали видеоуроки. Потом поняли, что важно взаимодействие с преподавателем, и перешли на формат интерактивного онлайн-обучения. Мы в свою очередь начали делать уроки «один на один» и стали своего рода передовым опытом для многих других появлявшихся онлайн-школ. Но мы-то делали «один на один» для изучения языков, поскольку это методически обусловлено. А те, кто решил повторить нашу практику, применяли это в обучении другим предметам, что нецелесообразно экономически».