счастливое тело счастливый мозг тело в движении остается в движении
Счастливое тело счастливый мозг тело в движении остается в движении
При этом роботы распространяли новости с равной частотой независимо от их содержания. Отсюда следует: ложную информацию разносят именно люди, а не боты. 86 % американцев, читающих статьи в социальных сетях, могут игнорировать критическое отношение к фактам. Но еще важнее то, что мы неспособны отличить настоящие новости от фейковых. Недавнее исследование показало: несмотря на то, что 59 % молодежи оценивает свои навыки критического мышления как «очень уверенные», большинство регулярно не может отделить истинные новости от ложных[68].
В наши дни определение того, что на самом деле реально, действительно сложная задача. Когда мы больше не понимаем, что есть истина, то становимся жертвами сенсационных и раскольнических историй. Это активирует страхи и злость, не давая нам включить префронтальную кору. При отсоединенной рациональной префронтальной коре мы с меньшей вероятностью ставим под сомнение вопрос о реальности новостей, ситуация закольцовывается и еще более усугубляется.
Еще одна проблема заключается в том, что новостные сайты и другие технологии захватывают наши цепи вознаграждения – чтобы украсть наше внимание и время. Цифровые платформы (особенно социальные сети) используют алгоритмы, которые определяют, на что мы смотрим. Это приводит к пузырям фильтров – компьютерные программы определяют то, что нам показать. Этим алгоритмам поставлена задача привлекать и удерживать наше внимание, а не способствовать образованности или улучшать качество жизни[69].
То, что мы видим на экране компьютера, спроектировано так, чтобы что-нибудь от нас получить: личные данные, внимание, деньги. Нам постоянно подсовывают неприличные или искажающие информацию, манипулирующие и провоцирующие пройти по ним ссылки, которые называются кликбейтом. У распространенности кликбейта есть причина: его цель заключается в том, чтобы заставлять нас возвращаться. Каждый раз, кликая мышью, мы одновременно нажимаем на кнопку в мозге, которая подпитывает реакции миндалевидного тела. Это отдаляет нас от рациональности префронтальной коры.
Как правило, едва оказавшись на работе, мы начинаем ощущать себя несчастными, расстроенными и напряженными. И отделенными от того, чем занимаемся. Фактически половина американцев признаются в неудовлетворенности своим трудом[70]. Говорится о том, что примерно 10 часов в неделю работа тяготит[71], а опрос Института Гэллапа показал: 87 % людей во всем мире ею не увлечены[72]. Неудивительно, что 79 % американцев признаются: они часто, иногда или время от времени отвлекаются от работы или им трудно на ней сосредоточиться[73].
Поэтому закономерен тот факт, что когда мы оторваны от работы, нам трудно включить префронтальную кору для обеспечения мышления на более высоком уровне. Тяга к отвлечению и стресс – основная причина того, что примерно пять часов в неделю люди проводят в телефонах и занимаются другими посторонними делами. Таким образом они ищут облегчения, но все без толку. Вместо того чтобы делать что-то полезное для здоровья – заниматься гимнастикой, медитировать, выходить на природу, они изолируют себя, привязываются к сидячему образу жизни. Как мы позднее увидим, изоляция и слишком длительное отсутствие активности – это два главных злодея в нашей жизни.
После тяжелого рабочего дня мозг ощущает себя слишком утомленным, чтобы заняться чем-то еще. Средний американец проводит почти 6 часов в день за просмотром телепередач, листанием сайтов на компьютере и мобильных устройствах (на телевизор приходится 4 часа 45 минут). Это означает, что мы включаем всю технику, едва оказавшись дома[74]. Мы стремимся к быстрому вознаграждению, чтобы снять дневной стресс, и поэтому потребляем нездоровую пищу с высоким содержанием углеводов.
Во время еды мы, естественно, не отрываемся от смартфонов: просматриваем посты и ленты новостей, щелкаем кнопками, набираем СМС – постоянно активируем цепи вознаграждения. Это дает нам ощущение общности, хотя в реальности мы оторваны от того, что на самом деле имеет значение. В конце дня мы надеемся хорошо отдохнуть от обязательств и стрессов дня во сне, но и эта цель недостижима.
Глава 9. Счастливое тело, счастливый мозг: тело в движении остается в движении
Если у вас плохое настроение, идите гулять. Если у вас по-прежнему плохое настроение, еще раз идите гулять.
Это не секрет. Все знают, что нам нужно больше физических упражнений. Они помогают контролировать вес, наращивать мышцы, укреплять кости, снижают риск заболеваний, повышают уверенность в себе и улучшают взгляд на жизнь. И эти факты уже никак не поставить в новостные заголовки.
Однако редко говорят о том, что упражнения перестраивают мозг, способствуя улучшению его работы и мыслительных процессов высшего порядка. Мало кто задумывается о том, как физические занятия влияют на наш образ мыслей, принятие решений и общение с людьми. Пришла пора это изменить. Наука произвела революцию в понимании того, почему нашим организмам, и в частности нашему мозгу, для процветания необходимо двигаться. В этой главе мы объясним, как движение может помочь вам восстановить когнитивные цепи, необходимые для здоровья и счастья.
Физические нагрузки и движение в целом – это базовый компонент программы «Промывка мозга», поскольку, как сон и еда, они непосредственно воздействуют на экспрессию ДНК, восстанавливая нашу связь с префронтальной корой.
Тысячелетиями физическая нагрузка и движение были неотъемлемыми элементами повседневной жизни. Охотники и собиратели не имели выбора: им нужно было добывать пропитание, искать добычу и транспортировать то и другое с помощью своих ног. Чем больше мы двигались, тем здоровее и крупнее становился наш мозг и тем больше мы врастали в сообщество, делили ресурсы и зависели друг от друга в многогранных социальных конструкциях. Ранее эволюционисты любили проводить параллели между поиском пропитания и способностью участвовать в сложных социальных взаимодействиях, поскольку оба вида деятельности требуют сложных мыслительных навыков. Сегодня ученые предполагают, что сама физическая активность могла превратить наш мозг в сложную мыслительную машину.
Антропологи изучали связь между размером мозга животных и их выносливостью[287]. Они рассматривали разные виды млекопитающих – от морских свинок и мышей до волков и овец – и отметили: животные с наибольшей врожденной выносливостью обладают максимальным размером мозга относительно размеров тела. Затем исследователи обратились к мышам и крысам, которых намеренно выводили в качестве «марафонцев». У них были повышены уровни BDNF и других веществ, способствующих росту тканей и здоровью. Это позволило сделать вывод, что физическая активность могла помочь нам эволюционировать в умных сообразительных существ с крупным многослойным мозгом. Наша исключительно сложная и большая префронтальная кора – и, следовательно, наша способность сопереживать, любить, создавать сознательные намерения, чувствовать сострадание и действовать с высокой эффективностью – могла вырасти из физических умений.
Возникает вопрос: что происходит с нами, когда мы ведем сидячий образ жизни? Префронтальная кора активируется преимущественно физической активностью[288]. Если мы откажемся от движения, то лишимся и благ префронтальной коры, станем эгоцентричными, эмоционально нестабильными, отчужденными, беспокойными и депрессивными. У нас ухудшится физическое и психическое состояние и ситуация с синдромом разъединения.
Мы переместились с африканских равнин в промышленные города, но нашим организмам и сегодня необходимо то же, что и раньше. Для здоровой работы мозгу требуется регулярная физическая активность – вне зависимости от возраста. Простое перемещение тела в пространстве полезнее для мозга, чем кроссворд, математическое уравнение или детективная загадка. Многолетние исследования показали, что физические нагрузки улучшают работу мозга, когнитивные способности и пластичность – способность мозга создавать новые связи и преобразовывать самого себя.
Физические упражнения – аптечка первой помощи для поврежденных клеток мозга. Мы не знаем ни одной таблетки, которая могла бы сделать то же самое. Кроме того, упражнения снижают воспаление[289], уменьшают резистентность к инсулину[290] и при умеренных, хорошо сбалансированных нагрузках помогают контролировать уровень кортизола[291] (если только вы не замахнетесь на Ironman – соревнования на выносливость, но это уже совершенно другая история). В совокупности положительные эффекты движения помогают префронтальной коре регулировать реакцию миндалевидного тела на входящие сигналы. Короче говоря, физические нагрузки помогают восстановить важные связи в мозге.
Нам больше не надо искать в лесу пропитание или переходить на новое место, если в округе закончилась еда. Факторы, влияющие на обмен веществ, и физические требования, помогающие нам оставаться здоровыми, исчезают, когда наши тела плюхаются на компьютерные стулья, в кресла и на мягкие диваны. Современные технологии обеспечили нам сидячее и относительно изолированное состояние: практически все необходимое мы можем добыть без особых усилий, иногда даже не вылезая из постели. Мы и близко не подходим к необходимой физической нагрузке.
Когда вы задумываетесь об этом, не так уж странно, что мы испытываем отвращение к физическим упражнениям. Биолог-эволюционист из Гарварда Дэниел Либерман указывает: «Люди эволюционировали, чтобы быть приспособленными к умеренному объему физической нагрузки в позднем возрасте». Но, по его же словам, «люди также предназначены для избегания ненужных усилий»[292]. По сути, наш организм рассчитан на регулярную физическую нагрузку, но наша система сохранения энергии предполагает экономию калорий. Назовем это парадоксом упражнений: мы одновременно должны двигаться и избегать излишних трат энергии.
Это привело к кризису здоровья во всем мире. Физические упражнения дают мозгу энергию лучше любых иных средств, способствуя росту и потенциально останавливая поток нейродегенеративных заболеваний и расстройств настроения. Мы могли бы написать сотни страниц о пользе физической нагрузки, но пока рассмотрим несколько менее известных воздействий движения на организм.
Мозг и физическая нагрузка
В Соединенных Штатах рекомендуемую физическую нагрузку получают всего 8 % подростков (60 минут в день) и 5 % взрослых (30 минут в день)[293]. Больше половины дня американцы проводят сидя. Мы далеки от наших предков: данные по современным племенам охотников и собирателей (например, коренному народу Танзании хадза) показывают, что в поисках пищи их женщины ежедневно преодолевают примерно 5,5 километра, а мужчины – 8,3 километра[294]. А что с нами делает обездвиженность?
Во многих широкомасштабных анализах делались выводы, что физическая активность снижает риск многих видов рака, включая рак толстой кишки, груди, тела матки и менингиому (вид опухоли мозга)[297]. Каким образом? Вероятнее всего (по крайней мере частично), посредством прекрасного контролирующего эффекта, который оказывают физические упражнения на воспаление. Чем меньше хронического воспаления, тем ниже и вероятность того, что клетки организма станут предателями и превратятся в раковые.
Физические упражнения и исполнительные функции
Если общие выгоды от упражнений для вашего здоровья еще не кажутся вам достаточно привлекательными, учтите следующее: они улучшают и когнитивные способности. Как мы уже говорили, исполнительные функции позволяют нам превращать осознанную мысль в преднамеренное действие, то есть использовать прошлый опыт при принятии решений, ощущать настоящее в соответствии с истинной глубиной эмоций и конструировать нынешние действия в соответствии с потенциальными последствиями. Мощные исполнительные функции – это отражение работы здоровой префронтальной коры. А здоровая префронтальная кора требует физической нагрузки.
В 2003 году был проведен метаанализ исследований взаимосвязи физической деятельности и когнитивных способностей у пожилых людей. Он обнаружил, что «занятия фитнесом оказывают устойчивое, но выборочное улучшение когнитивных способностей, причем наибольшую пользу фитнес оказал на процессы контроля исполнения»[298]. Упражнения дают нам возможность держать свои действия под контролем и принимать более верные решения – например, что съесть, во сколько выключить телевизор вечером, когда выйти на прогулку, на чем сосредоточить внимание и стоит ли продолжать упражнения.
Рандомизированное исследование, проведенное в 2011 году, изучало влияние физических упражнений на функции мозга у детей с лишним весом[299]. Для эксперимента отобрали 171 ребенка в возрасте от семи до одиннадцати лет. При проверке исполнительных функций дети, у которых была физическая нагрузка, набрали намного больше очков, чем прочие. Также у них отмечался больший приток крови к префронтальной коре.
Аналогичное исследование 2017 года рассмотрело воздействие интенсивных нагрузок на когнитивные способности у детей[300]. Нагрузки включали в себя короткие, но серьезные упражнения – обычно кардио. 310 детей от семи до тринадцати лет либо пять раз в неделю по 10 минут занимались интенсивными упражнениями, либо играли в настольные и компьютерные игры и решали головоломки. Физически активные дети показали существенное улучшение когнитивных способностей – в частности, памяти.
Исследование 2017 года рассмотрело взрослых с умеренными когнитивными нарушениями, которые обычно расценивают как предшественники полноценной деменции. Участникам предлагалось в течение 6 месяцев заниматься аэробными упражнениями (упражнения низкой или умеренной интенсивности, кардио) или растяжкой[301]. Последующая нейровизуализация показала, что группа с аэробными упражнениями отличалась более координированной активностью в префронтальной коре. Другими словами, префронтальная кора у испытуемых активизировалась. Эксперимент, проведенный группой ученых из Университета Дьюка в 2019 году, привел к информативному заключению: «Аэробные упражнения способствуют улучшению исполнительных функций у взрослых с риском снижения когнитивных способностей»[302]. Разве это не побуждает вас подняться и подвигаться прямо сейчас?
С биологической точки зрения физические упражнения, по-видимому, увеличивают приток крови к префронтальной коре, доставляя к ней больше питательных веществ и помогая ее упрочнению. В то же время связи с префронтальной корой становятся более устойчивыми. Это – нейропластичность во всей ее красе. Вы получаете четкий сигнал: если хотите, чтобы мозг работал лучше, нужна физическая нагрузка.
Движение в обществе
Если физическая деятельность помогает нам обеспечить доступ к префронтальной коре и укрепить ее, а соединение с префронтальной корой важно для эмпатии, то логично, что физические упражнения помогают нам создавать связи с другими людьми и улучшать свое эмпатическое поведение. Это утверждение еще предстоит подкрепить исследованиями, но оно следует из уже имеющейся информации. В зависимости от обстоятельств физическая активность может быть превосходным способом воссоединиться с природой и даже получить немного солнечного света. Пользу здоровью может принести самая простая вещь – например, встреча со старым другом на послеобеденной прогулке.
© Randy Glasbergen. Glasbergen.com. Воспроизведено с разрешения.
Было показано, что занятия не в одиночку бывают более регулярными. Когда люди планируют совместные занятия, это идет на пользу и телу, и мозгу. В одном из экспериментов пожилым людям (мужчинам и женщинам в возрасте от 60 до 95 лет) объяснили, как встроить в свою жизнь физические нагрузки.
Через четыре недели оказалось, что «у испытуемых, которые задействовали партнеров, физическая активность существенно возросла, в то время как у одиночек и у тех, чьи партнеры не участвовали в ней, она не изменилась»[303]. Метаанализ 19 исследований, охвативших в общей сложности около 4,5 тысячи участников, показал, что «для увеличения физической активности полезно принимать меры, направленные на групповые прогулки»[304].
Укрепление мозга с помощью физических нагрузок
Упражнения не только изменяют связи и сопутствующую деятельность в мозге, но и меняют его физическую структуру. Представьте, что серое вещество мозга – это компьютер, а белое вещество – это кабели, по которым передаются электрические сигналы. Белое вещество – это путь для быстрой передачи сигналов из одной части мозга в другую. Если объем белого вещества и его активность увеличиваются, соединения в мозге укрепляются. Один из экспериментов 2014 года показал, что у детей в хорошей физической форме коммуникационные пути белого вещества развиты лучше, чем у детей в плохой форме[305].
У взрослых в возрасте от 55 до 82 лет состояние сердечно-сосудистой системы также коррелировало с активностью белого вещества. Это означает, что хорошая спортивная форма помогает сохранить функции мозга[306]. Однако если физическая активность заряжает и обновляет мозг, то, возможно, она может еще и предотвратить деменцию и сопутствующее ей снижение умения принимать правильные решения?
В одном из исследований 2018 года у людей с различными факторами риска когнитивных ухудшений проверили частоту гиперинтенсивности белого вещества (небольшие зоны, заметные при сканировании, которые могут быть связаны с болезнью Альцгеймера и сосудистой деменцией)[307]. Обнаружено, что гиперинтенсивность белого вещества увеличивается с возрастом, но это увеличение пропадает при повышенных нагрузках на сердечно-сосудистую систему.
Еще одно исследование 2018 года рассмотрело пациентов со значительной генетической предрасположенностью к болезни Альцгеймера: отслеживалась их физическая деятельность, а также то, не начало ли развиваться это заболевание[308]. Авторы установили: при высоком уровне физической активности проверка когнитивных способностей показывает результаты в 3,4 раза лучшие, а деменция развивается более чем на 15 лет позже, чем у людей с пониженной активностью. Невозможно переоценить пользу от лишних 15 лет ясного мышления!
Наиболее показательными могут быть долгосрочные исследования, особенно если они охватывают десятилетия и большие группы людей. В одном из экспериментов участвовали 1400 женщин. У них более 40 лет назад проверили функциональное состояние сердечно-сосудистой системы[309]. А затем в определенные моменты тестировали умственные способности. У тех, кто имел хороший уровень состояния сердечно-сосудистой системы, риск развития деменции был на 88 % ниже по сравнению с людьми со средним уровнем. А у людей с низким уровнем риск превышал средний на 41 %. Эта информация должна заставить нас серьезно задуматься.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Промывка мозга
Программа для ясного мышления, укрепления отношений с людьми и развития полезных привычек
Detox Your Mind for Clearer Thinking, Deeper Relationships, and Lasting Happiness
Промывка мозга
Программа для ясного мышления, укрепления отношений с людьми и развития полезных привычек
Detox Your Mind for Clearer Thinking, Deeper Relationships, and Lasting Happiness
отсутствует на складе
О книге
Программа для ясного мышления, укрепления связей с другими людьми и развития полезных привычек.
Сегодня наши возможности практически бесконечны: мы едим все, что захотим, покупаем товары и услуги одним движением пальца и в один миг перемещаемся в необъятный увлекательный цифровой мир. А теперь подумайте, когда вы в последний раз ощущали себя по-настоящему счастливым, сосредоточенным, четко мыслящим, хорошо отдохнувшим, в гармонии с миром и с самим собой? Кажется, что «новая реальность» должна делать нас здоровыми и счастливыми. На самом деле это не так.
Дэвид Перлмуттер, известный американский невролог и автор бестселлера «Еда и мозг», в новой книге объясняет, как современный образ жизни, неправильное питание и электронные устройства манипулируют мозгом человека и наносят ему вред. Он анализирует причины, по которым мы чувствуем себя гораздо более одинокими, обеспокоенными и подавленными, чаще болеем и набираем лишние килограммы. Программа, которую он предлагает, поможет перенастроить мозг за десять дней и добиться изменений, необходимых именно вам.
От автора
Представьте на мгновение: вас не беспокоит вообще ничего. Вы эмоционально стабильны, энергичны, не чувствуете ни усталости, ни тяжести, ни выгорания. Вы доверяете физиологии своего тела — она заботится о вас и лечит вас сама. Вы не перенапрягаетесь, поскольку уверены, что все проблемы разрешаемы. Вы чувствуете себя комфортно, хоть и не знаете, что принесет завтрашний день. У вас есть положительное ощущение благоприятных возможностей. У вас все в порядке с прошлым, каким бы травмирующим оно ни было. У вас все в порядке с друзьями, которые имеют совершенно отличные от ваших взгляды. У вас вообще все нормально. Ваш внутренний диалог жизнерадостен, расслаблен и открыт. Звуковая дорожка вашей жизни — это песня, которую хочется слушать снова и снова. Трудно представить описанный уровень спокойствия и удовлетворенности в современном мире, где каждый день неизбежно приносит какие-то новые обязанности. Но спокойствие может стать реальностью. Секрет в том, чтобы знать, что происходит в голове, а затем менять схему, которая ведет вас по разрушительным путям.
Для кого эта книга
Для тех, кто чувствует себя подавленным и опустошенным.
Для тех, кто заботится о своем здоровье — душевном и физическом.
Для тех, кто чувствует себя уставшим, выгоревшим и лишенным энергии.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Счастливое тело: дикая плоть (К.Эстес Бегущая с волками)
Меня всегда поражало, как волки толкают друг друга, когда бегают и играют, – старые по-своему, молодые по-своему, равно как и тощие, толстые, длинноногие, короткохвостые, лопоухие, хромые. У каждого свое тело, своя сила, своя красота. Они живут и играют в соответствии с тем, кто они есть и как себя чувствуют. Они не пытаются быть тем, кем не являются.
На севере я видела одну старую волчицу, у которой было всего три лапы, – она одна могла протиснуться в расселину, где густо росла черника. Однажды я видела серую волчицу, которая присела, а потом прыгнула, стремительно, как молния, – только серебряная дуга мелькнула в воздухе. Помню одну стройную молодую мать, с еще отвисшим брюхом, которая пробиралась по болоту с грацией танцовщицы.
Однако несмотря на красоту и выносливость, про волков иногда говорят: «Они слишком алчные, у них слишком острые зубы, у них слишком ненасытный аппетит». О женщинах, как и о волках, порой судят так, будто имеет право на существование лишь один темперамент, лишь один аппетит – умеренный. К тому же нравственные качества женщины слишком часто оценивают исходя из того, отвечают ли ее размеры, рост, походка и облик общепринятому идеалу. Когда женщину сводят к повадкам, манерам и внешним признакам, соответствующим единственному идеалу красоты и поведения, это ущемляет ее тело и душу, лишая ее свободы.
Для интуитивной души тело – датчик, информационная сеть, связной, имеющий в своем распоряжении множество систем связи: сердечно-сосудистую, респираторную, костную, автономную, а также эмоциональную и интуитивную. В мире воображения тело – это мощное транспортное средство, дух, который живет рядом с нами, своеобразная молитва, обращенная к жизни. В сказках считается, что у тела, символами которого выступают волшебные вещи, придающие человеку сверхъестественные качества и способности. Две пары ушей: одна – чтобы слушать земные звуки, другая – чтобы слушать Душу; две пары глаз: одна для обычного зрения, другая для ясновидения; два вида силы: мышечная сила и несокрушимая сила души. Перечень этих присущих телу пар можно продолжить.
В системах телесно-ориентированной терапии, например в методе Фельденкрайза, в Аюрведе и других направлениях, считается, что у тела не пять органов чувств, а шесть. Тело использует кожу и лежащие под ней ткани, чтобы регистрировать все, что происходит вокруг. Как Розеттский Камень* для тех, кто умеет читать его надписи, тело – живая летопись подаренной жизни, отнятой жизни, ожидаемой жизни, исцеленной жизни. Его ценят за способность четко регистрировать мгновенные реакции, глубоко ощущать, предчувствовать будущее.
* Черная базальтовая плита с надписью на трех языках – египетском иероглифическом, египетском денотическом (разговорном) и древнегреческом, – обнаруженная в 1799 г на берегу Розеттского рукава Нила. Благодаря его находке были расшифрованы египетские иероглифы
Тело – создание многоязычное. Оно изъясняется цветом и температурой, румянцем узнавания, сиянием любви, пеплом боли, жаром возбуждения, холодом неуверенности. Оно изъясняется, чуть заметно пританцовывая, порой покачиваясь, порой подрагивая, порой трепеща. Оно изъясняется сердцебиением, упадком духа, пустотой под ложечкой, взлетом надежды.
Тело помнит, кости помнят, суставы помнят, даже мизинец помнит. Память хранится в картинах и чувствах, заключенных в самих клетках. Плоть – как впитавшая воду губка: надавите, выжмите, даже просто дотроньтесь, и воспоминания потекут ручьем.
Ограничивать красоту и ценность тела чем-то меньшим, чем это великолепие, – значит лишить тело его законного духа, законного облика, законного восторга. Когда вас считают уродливой или никчемной только потому, что ваша красота не отвечает современной моде, это глубоко ранит естественную радость – принадлежность к дикой природе.
У женщин есть все основания отвергнуть психологические и физические стандарты, которые травмируют дух и обрубают взаимосвязь с дикой душой. Ясно, что инстинктивная природа женщины куда больше ценит тело и дух за их способность быть жизнерадостными, чуткими и выносливыми, чем за внешнее соответствие каким бы то ни было канонам. Это значит не отбросить то, что считается красивым в той или иной культуре, а очертить более широкий круг, объемлющий все виды красоты, формы и функции.
Разговор тел
Однажды мы с подругой по очереди рассказывали историю под названием «Разговор тел» – о том, как мы обнаружили дары, доставшиеся нам по наследству от предков. Опаланга происходит из рода гриотов, американцев африканского происхождения. Она очень высокая, стройная, как тисовое дерево. Я una Mexicana, приземистая и обильная телом. Ее в детстве дразнили за высокий рост, да еще говорили, что щель между передними зубами – признак лгунов. Мне говорили, что форма и размер моего тела – признаки неполноценности и недостатка самообладания.
Так, попеременно рассказывая о теле, мы поведали о придирках и насмешках, полученных в течение жизни только потому, что многочисленные «они» видели в наших телах избыток того и недостаток сего. Этот рассказ стал своеобразной поминальной песней телам, которыми нам не позволяли восхищаться. Мы раскачивались, мы танцевали, мы смотрели друг на друга. Каждая видела подругу такой загадочно-красивой – и как это люди могли думать иначе?
Как же я изумилась, услышав, что уже взрослой Опаланга побывала в Западной Африке, в Гамбии, и нашла там своих сородичей, многие из которых – о чудо! – оказались очень высокими и стройными, как тисовое дерево, и между передними зубами у них была щель. Ей объяснили, что эта щель называется сакаяяллах, врата Бога, и считается. признаком мудрости.
Как же она удивилась, когда я рассказала ей, что уже взрослой побывала на перешейке Теуантепек в Мексике и нашла там своих сородичей, племя, чьи женщины-великанши – о чудо! – оказались сильными, игривыми и имели внушительные габариты. Они похлопывали меня, пощипывали и бесцеремонно говорили, что я худовата. Может быть, я мало ем? Может быть, я болела? Нужно постараться поправиться, – объясняли они, – потому что женщина – это La Tierra, она должна быть круглой, как сама Земля. Ведь Земле приходится нести на себе так много.
В этих поездках, как и в жизни, наши личные истории, начинавшиеся как тяжкие и гнетущие переживания, вылились в радость и сильное ощущение своей самости. Опаланга понимает, что высокий рост – ее красота, что ее улыбка сияет мудростью и что глас Божий всегда близок к ее губам. Я понимаю, что мое тело нераздельно с землей, что мои ноги предназначены для того, чтобы держать землю, что мое тело – сосуд, предназначенный для того, чтобы вмещать в себя многое. Могучие люди, живущие за пределами Соединенных Штатов и их культуры, научили нас по-новому ценить тело, отбрасывать идеи и язык, порочащие таинства тела или не желающие увидеть в женском теле инструмент познания.
Умение получать большую радость в мире, где есть много разновидностей красоты, – это счастье, для которого созданы все женщины. Быть поклонником единственного вида красоты – значит быть невнимательным к природе. Не может быть единственной разновидности певчей птицы, единственной разновидности сосны, единственной разновидности волков. Не может быть единственной разновидности детей, единственной разновидности мужчин, единственной разновидности женщин. Не может быть единственной разновидности груди, единственной разновидности талии, единственной разновидности кожи.
Встреча с женщинами-великаншами из Мексики заставила меня пересмотреть всю совокупность аналитических данных, касающихся разных размеров и форм женской фигуры, в частности веса. Особенно ошибочной, даже дикой, мне показалась одна старая психологическая истина – мысль о том, что все крупные женщины жаждут чего-то, что у них внутри сидит «тощее существо, которое исходит криком, пытаясь вырваться наружу». Когда я поделилась этой метафорой «тощей кричащей женщины» с одной из дородных матрон теуанского племени, та воззрилась на меня с явным беспокойством. «Ты имеешь в виду одержимость злым духом? Кто мог загнать в женщину такую гадость?» – недоумевала она. Ей было совершенно непонятно, как это «целители» или другие люди могут думать, будто у женщины внутри сидит кричащая женщина только потому, что природа наделила ее крупным телом.
Хотя нарушения, проявляющиеся в непреодолимом и разрушительном обжорстве, искажающем размеры и образ тела, реальны и трагичны, для большинства женщин они не являются нормой. Женщины – дородные и хрупкие, толстые и тощие, высокие и низкие – бывают такими, вероятнее всего, просто потому, что унаследовали телосложение своих сородичей, если не ближайших родственников, то предков, отстоящих от них на одно-два поколения. Чернить или обсуждать внешние качества, унаследованные женщинами от предков, – значит создавать все новые поколения беспокойных и нервных женщин. Оскорбительные или безапелляционные суждения по поводу внешности, которую женщина получила в наследство, лишают ее нескольких необходимых и драгоценных духовных сокровищ. Они отнимают у нее гордость за полученный в наследство тип телосложения. Если ее приучили относиться к этому наследию с осуждением, это немедленно разрывает ее телесную связь с остальной семьей.
Критические суждения о приемлемом внешнем виде того или иного тела порождают массу высоких сутулящихся девушек, маленьких женщин на высоченных каблуках, полных женщин, которые одеваются так, будто они в трауре, худеньких женщин, которые пыжатся, как голуби, и других женщин, которые стараются выглядеть не такими, какие есть на самом деле. Разрушая инстинктивное родство женщины с ее телом, ее лишают уверенности. Это вынуждает ее постоянно сомневаться, хороша она или нет, и ставит ее самооценку в зависимость от того, как она выглядит, а не кем она является. Это заставляет ее тратить энергию на подсчеты количества съеденной пищи, на беспокойство по поводу граммов и сантиметров. Это делает ее озабоченной, окрашивает тревогой все ее действия, планы и мечты. В мире инстинктов невозможно представить, чтобы женщина жила, уделяя такое огромное внимание своей внешности.
Есть полный смысл оставаться здоровой и сильной, давать своему телу как можно больше питания. Однако приходится согласиться, что у многих женщин действительно сидит внутри «голодная». Но предмет ее голода – не конкретный размер, облик или рост, не соответствие определенному стереотипу – женщины жаждут элементарного внимания со стороны окружающего их общества. «Голодная», которая сидит у них внутри, жаждет, чтобы к ней относились с уважением, принимали ее или хотя бы не пытались втиснуть в стереотип. Если действительно существует женщина, которая «исходит криком, стараясь выбраться», то она кричит, требуя уважения, требуя, чтобы прекратили неуважительно мерить чужими мерками ее тело, ее лицо, ее возраст.
Поощрение попыток переделать женское тело поразительно похоже на попытки срыть, сжечь, счистить слои, срезать до костей плоть самой Земли. Ранам, нанесенным женским телам и душам, соответствуют раны на теле общества и, наконец, самой Природы. В подлинно целостной и органичной психологии все миры понимаются как взаимозависимые, а не отдельные сущности. Не удивительно, что в нашем обществе есть проблема, связанная с переделкой данного женщине природой тела, что есть близкая к ней проблема переделки ландшафта, а также проблема расчленения культуры на кусочки в угоду нынешней моде. И хотя женщине в одночасье не остановить насилия над культурой и Землей, она может перестать подвергать ему собственное тело.
Женщина не может добиться от общества большего понимания, сказав ему: «Изменись». Но она может начать относиться по-другому к себе самой и тем самым отражать от себя уничижительные проекции окружающих. Для этого нужно вернуть себе свое тело. Если не отказывать в радости телу, которое дано тебе от природы, если не покупаться на иллюзию, будто счастье приходит только к женщинам определенной внешности и возраста, если ничего не ожидать и ни от чего не отказываться, если вернуться к самой себе и жить полной жизнью, все встанет на свои места. Такое динамичное самоутверждение и самооценка – именно то, что может положить начало переменам в обществе.
Тело в волшебных сказках
Превосходный символ сенсорной и психической ценности естественного тела – ковер-самолет. Сказки, в которых появляется этот волшебный ковер, воспроизводят не очень сознательное отношение к телу в нашем с вами обществе. Вначале ковер-самолет считают обычным и не особенно ценным. Но если сесть на середину и сказать: «Лети!» – ковер мгновенно задрожит, приподнимется, повисит немножко, а потом – раз! – полетит, унося седока в другое место, к другим ценностям, взглядам, знаниям. И тело тоже, благодаря своим состояниям возбуждения, сознавания и чувственного восприятия – например, звуков музыки, любимого голоса или знакомого аромата, – обретает способность переносить нас куда угодно.
В сказках, как и в мифах, ковер олицетворяет разновидность движения, но совершенно особого – того, что позволяет увидеть не только земной мир, но и загробный. В сказках народов Среднего Востока это средство духовного полета шаманов. Тело – не что-то бессловесное, из чьего плена мы стараемся вырваться. Если смотреть на него правильно, то оно – космический корабль, ряд атомных отсеков, сплетение нервных центров, ведущих в иные миры, к иным переживаниям.
Некоторые говорят, что тело получает вести от души. А что, если на миг вообразить, что это душа получает вести от тела, что тело помогает душе приспособиться к земной жизни, анализирует, переводит, дает чистый лист, чернила и перо, чтобы душа могла создавать летопись нашей жизни? Представьте, что, как в сказках о колдунах-оборотнях, тело само по себе – Бог, учитель, наставник, опытный проводник. Что тогда? Разумно ли всю жизнь третировать этого учителя, который мог бы столько нам дать, столькому научить? Согласны ли мы всю жизнь позволять другим чернить наше тело, судить его, считать несовершенным? Хватит ли у нас силы пойти наперекор большинству и по-настоящему, глубоко прислушаться к телу, этому сильному и священному созданию?
Характерный для нашего общества подход к телу исключительно как к скульптуре неверен. Тело – не мраморная статуя. У него другое назначение. Его задача – защищать, вмещать, поддерживать и воспламенять душу и дух, быть хранилищем воспоминаний, наполнять нас чувством – лучшей пищей для души. Оно служит для того, чтобы возвышать нас и побуждать, наполнять чувством; чтобы доказать, что мы существуем, что мы здесь; чтобы давать нам основу, массу, вес. Неверно думать о нем так, будто это место, которое мы покидаем, чтобы воспарить в духовные сферы. Тело – носитель для этих переживаний. Не будь тела, не было бы ощущения, что мы переходим через порог, ощущения подъема, невесомости. Все это исходит от тела. Тело – ракета-носитель. Находясь в ее носовом отсеке, душа смотрит в иллюминатор на загадочную звездную ночь, и у нее захватывает дух.
Власть бедер
Что входит в состав здорового тела в инстинктивном мире? Прежде всего, грудь, живот и все, что покрыто кожей и где присутствуют нейроны, чтобы передавать ощущения. Главное здесь не форма, не размер, не цвет, не возраст, а то, возникают ли ощущения, выполняются ли необходимые функции, способны ли мы реагировать, ощущаем ли весь спектр, весь диапазон чувств. Сковано ли тело страхом или болью, парализовано застарелой травмой, или в нем играет своя музыка, и оно, как богиня Баубо, слушает животом, смотрит множеством глаз?
Когда мне было двадцать с небольшим, мне довелось испытать два связанных с телом переломных переживания, которые шли вразрез со всем тем, чему меня учили. Во время недельного женского сбора, как-то ночью у горячего источника, я увидела обнаженную женщину лет тридцати пяти. Ее груди были высосаны детьми, живот исполосован рубцами, следами многочисленных беременностей. Я, тогда еще совсем молодая, испытала чувство жалости, глядя на эти отметины, изуродовавшие светлую тонкую кожу. Кто-то заиграл на маракасах и барабанах, и она стала танцевать. Ее волосы, груди, кожа, руки и ноги – все исполняло свой собственный танец. Какая красота сквозила в нем, какая жизненная сила! От ее грации заходилось сердце. Я всегда посмеивалась, когда про кого-то говорили: «У нее в чреслах огонь». Но в ту ночь я его увидела. Я увидела мощь ее бедер. Я увидела то, что была приучена не замечать, – мощь женского тела, воодушевленного внутренним огнем. Прошло почти три десятка лет, но я до сих пор вижу, как она танцует в ночи, и меня до сих пор завораживает мощь ее тела.
Второе пробуждение связано с женщиной, которая была гораздо старше. Если мерить общими мерками, ее бедра формой походили на грушу, по сравнению с ними грудь казалась совсем маленькой, ноги покрывала сетка фиолетовых прожилок, а по всему телу, от грудной клетки до позвоночника, проходил длинный шрам, след серьезной хирургической операции – так снимают кожуру, когда чистят яблоко. Зато талия была шириной в четыре ладони.
Для меня оставалось загадкой, почему мужчины вились вокруг нее так, будто она была намазана медом. Казалось, они хотят откусить от ее грушевидных бедер, полизать ее шрам, ласкать ее грудь, прижаться щекой к паутине прожилок. Ее улыбка была ослепительна, походка грациозна, а ее глаза так и вбирали в себя то, на что смотрели. Я снова увидела то, что меня учили не замечать, – власть, таящуюся в теле. Признанная культурой власть тела – в его внешней красоте, но скрытая в теле власть – редкость, ибо в большинстве случаев ее изгоняют – истязая себя или стесняясь собственной плоти.
Именно в этом свете дикая женщина может вглядеться в божественность собственного тела и понять, что оно – не обуза, которую мы обречены таскать всю свою жизнь, не вьючное животное, которое принуждают кнутом или пряником, чтобы оно несло нас по жизни, а череда дверей, снов и стихов, благодаря которым мы можем учиться и познавать все на свете. Дикая душа воспринимает тело как самостоятельное существо, которое любит нас, зависит от нас; иногда мы бываем для него матерью, а иногда – оно для нас.
Тело – что планета. Оно как земля. Его, как и любой природный ландшафт, вредно слишком плотно застраивать, делить на клочки, урезать, перекапывать, лишать силы. Дикую женщину не так легко сбить с толку планами преобразования. Для нее вопрос не в том, как выглядеть, а в том, как себя ощущать. Грудь любой формы имеет функцию: кормить и быть чувствительной. Она дает молоко? Она дает ощущения? Значит, это хорошая грудь.
Бедра бывают широкими потому, что таят в себе атласную колыбель цвета слоновой кости для взращивания новой жизни. Женские бедра – широкие борта для того, что расположено выше и ниже, они – портал, пышные подушки, рукоятки любви, убежище, за которым прячутся дети. Ноги предназначены для того, чтобы нас нести, перемещать; они лебедки, которые помогают нам подняться; они – anillo, кольцо, обнимающее любимого. Они не могут быть слишком такими или слишком другими. Они такие, какие есть.
В теле нет ничего, что «должно быть таким-то». Дело не в форме, не в размере, не в возрасте, даже не в том, что всего должно быть по два, потому что есть и исключения. Вопрос первозданности стоит так: чувствительно ли тело, есть ли у него надлежащая связь с наслаждением, с сердцем, с душой, с дикой природой? Доступно ли ему счастье, радость? Может ли оно само двигаться, танцевать, подпрыгивать, раскачиваться, вращаться? Если да, то больше ничего не нужно.
В детстве я как-то попала на экскурсию в Чикагский музей естественной истории. Там я увидела скульптуры Мальвины Хоффман – десятки статуй из темной бронзы в натуральную величину, стоящие в просторном зале. Она изображала главным образом обнаженные тела людей, принадлежавших к разным народам мира, и видение у нее было дикое.
Она расточала свою любовь стройной лодыжке охотника, длинным грудям матери с двумя взрослыми детьми, холмикам плоти на груди девственницы, яйцам старика, свисающим до середины ляжки, носу с ноздрями крупнее глаз, носу, крючковатому, как ястребиный клюв, носу, прямому как угол. Она влюблялась в уши, похожие на семафоры, в уши, доходившие почти до подбородка, и маленькие, как орехи-пекан. Она любила каждый волосок, свившийся, как змея, каждый волосок, волнистый, как развернутая лента, каждый волосок, прямой, как осока. Она любила тело дикой любовью. Она понимала скрытую в нем силу.
В пьесе Нтозаке Шанге «Для цветных девушек, которые подумывают о самоубийстве, когда радуги достаточно» [16] есть одна строка. Эти слова произносит девушка в фиолетовом после неудачных попыток справиться со всеми психическими и физическими аспектами своего существа, которые общество игнорирует или принижает. Она подводит итог такими мудрыми и спокойными словами:
Вот что у меня есть:
стихи,
широкие бедра, набухшие груди
и
так много любви!
Вот в чем сила нашего тела, наша сила, сила дикой женщины. В мифах и сказках божества и другие великие духи испытывают сердца людей, являясь им в разных обликах, скрывающих их божественность. Они приходят в мантиях и в лохмотьях, в серебряных перевязях и с грязными ногами. Они приходят – темнокожие, как старое дерево, или светлые, как розовый лепесток, в облике хрупкого ребенка или пожелтевшей старухи, немого человека или говорящего зверя. Эти великие силы проверяют, научились ли люди узнавать величие души во всем разнообразии ее обликов
Первозданная Женщина показывает нам много разных размеров, форм, цветов и состояний. Будьте начеку, чтобы суметь узнать дикую душу во всех ее самых разных обличьях.