сайт свято троицкого храма крестцы
Крестцы
Версия для слабовидящих
Комитет
Навигация
Вход в систему
Из истории церкви Святой Троицы
В первой писцовой книге Деревской пятины, составленной около 1495 года, упоминается Крестецкий погост. На 413 листе этой книги неизвестный писец сделал запись: «Погост Хрестцовской. На погосте церковь Рождество Пречистые; двор поп Василей, двор церковной диак Якуш, двор проскурница Катерина, двор церковной сторож Лучка, не пашу». Из этой записи становиться ясно, что древняя церковь, о которой говорилось выше, была посвящена празднику Рождеству Пресвятой Богородицы. Даются и другие дополнительные сведения, что в ней служил священник по имени отец Василий, псаломщик Яков (который назван дьяконом, а дьяк в те времена, кроме исполнения обязанностей псаломщика, заведовал всеми церковными книгами и вёл все необходимые записи). Упоминается ещё просфорница Екатерина, церковный сторож Лука, и подчёркивается, что они не занимались хлебопашеством, и каждый из них жил в собственном доме.
1586 год.
«в слободе Ямской церковь Никита чудотворец епископ Новгородский, двор ямской пригонный. Не огорожен. Во дворе поп Фёдор, дьячок Гриша».
В указанной записи названо уже третье имя Крестецкого священника: отец Фёдор, а также имя дьячка Гриша.
В 1854 году крестецкий помещик Н.Ф. Мусин-Пушкин по собственному доброму почину, на свои средства, решил восстановить Никитскую церковь на месте старообрядческой молельни. Учитывая огромное количество старообрядцев, было решено установить здесь не обычный, а единоверческий храм, т.е. такой в котором бы могли молиться и православные и старообрядцы. Единоверческих храмов в Новгородской губернии были считанные единицы. Их строили в целях постепенного сближения раскольников с православными. В единоверческом храме службы служились священниками по общему чину, но при особом староверском пении. Староверам разрешалось креститься двумя перстами, совершать свои особые поклоны, употреблять лестовки, но при этом они участвовали во всех таинствах православной церкви.
В 1859 году 22 июля была большая буря, во время которой снесло колокольню. Новую колокольню на счёт доброхотных подаяний жителей СПб построили быстро.
Скоро стало ясно, что церковь не удобна для служения зимой из-за отсутствия печей и, к тому же, не вместительна, а народа на службы приходило очень много. Жители Ямской слободы стали ходатайствовать перед Новгородским архиепископом о строительстве другой большой церкви. Так началась история собственно Троицкой церкви.
В церкви было три престола: в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил; в честь Трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Её освятили 7 ноября 1865 года.
Первым священником стал, как уже говорилось, Андрей Васильев, крестьянин Ямской слободы, выбранный прихожанами. Служил он в ней до 1893 года. Вторым священником стал Александр Афанасьевич Леонтьев (1836-1912) (ныне его могила восстановлена возле правой паперти), происходивший из Петербургских ремесленников и закончивший Петербургское Рождественское Уездное училище.
Но 11 мая 1872 года огонь уничтожил и церковь в честь великомученика Никиты. Сгорело всё полностью, но при этом произошло чудо: древняя икона «Неопалимой Купины Божией Матери», была вытащена из под пепла, не тронутая огнём. Она стала главной святыней города и торжественно была перенесена в Крестецкий Екатерининский собор.
Вместо деревянной церкви решили пристроить к Троицкой каменной церкви зимний придел и посвятить его тому же святому- великомученику Никите. Освящён он был 2 января 1873 года. Немного позже для симметрии такой же придел был пристроен и слева.
В 1878 году вокруг церкви, на пожертвованные купцом Мартыновым, 200 рублей и выделенную приходским попечительством сумму, была устроена ограда с каменными столбиками и деревянными решётками. Которые впоследствии были заменены на железные.
Долгое время дьячком в церкви служил Герасим Богданович Громов (род.1823 г.) обращённый из раскольников, бывший сначала ямщиком. Пономарями последовательно служили: с 1875 г. крестьянин Ямской слободы Яков Маврушкин, с 1876 г. Иван Яковлев, с 1879 г. Евгений Тополев, с1881 г. Иван Андреевич Анашкин (род. 1832г.) из крестьян.
Старостой на трёхлетие 1878-1880г. был выбран крестьянин Владимир Тимофеев, а попечителями крестьяне Максим Базанов и Иван Крохин. На другое трёхлетие 1886-1888 г. старостой стал крестьянин Иван Абрамов, а попечителями при нём крестьяне: вновь Максим Базанов и Емельян Егоров.
По данным 1882 года прихожан на Троицкую церковь приходилось 1405 человек.
Однажды в церковь пожертвовали старинную икону, что случалось само по себе очень часто. На иконе были изображены: посередине св. Архистратиг Михаил, по сторонам св. Апостол Пётр и Павел, св. Николай Чудотворец. При близком рассмотрении оказалось, что в иконе, в специальном углублении хранились частицы святых мощей: св. великомученика Дмитрия Солунского, священномученика Неофита, св. Афанасия архиепископа Александрийского, св. Исидора Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца и св. преподобного Ефрема Сирина. Частицы святых мощей были изъяты из пожертвованной иконы. Для них был изготовлен небольшой серебряный ковчег, наподобие раки, где они и хранились. На месте же, откуда взяты частицы, в иконе был вставлен св. Крест.
При церкви существовала библиотека и церковно-приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки. Школа помещалась в собственном двухэтажном доме, с квартирой в нижнем этаже для учителя (сейчас от неё остался первый этаж жилого дома). Заведующим её состоял священник, законоучителем и учителем диакон Александр Соколов.
До конца Х IХ века в храме служило два священника, но после ухода в 1893 году Андрея Васильева в храме стал служить только один священник, тогда это был Александр Леонтьев. В помощь ему с 1894 года был назначен диакон, при чём последний выбирался обязательно из окончивших Новгородскую семинарию с достаточными знаниями по истории раскола, чтобы он мог вести беседы с многочисленными здесь раскольниками и также преподавать детям в церковно-приходской школе. Первым таким диаконом стал Николай Словцов.
В самом начале ХХ века вновь произошёл страшный пожар. 13 апреля 1900 года за два часа в Ямской слободе было уничтожено 288 жилых домов. Церковь чудом удалось отстоять. В 1910-1914 года штат Троицкой церкви имел священника, диакона и двух псаломщиков.
При церкви продолжала существовать библиотека, насчитывающая к этому времени 59 томов. Оставалась и деревянная часовня на кладбище, совместном со старообрядцами, построенная на средства священника Андрея Васильева в 1889 году.
В 1913 году в Троицкую церковь был назначен новый священник (третий по счёту) Василий Павлович Никифоров (1871-1937), уроженец Санкт-Петербурга, закончивший Духовную семинарию. По воспоминаниям жителей дом его находился на Боровической улице. Сам он был женат на Александре Ивановне, имел пятерых детей: дочь Александру, которая родилась в 1916 году и была крещена в Екатерининском соборе протоиреем Александром Быстровым, но умерла в том же году от слабости, сына Александра, дочь Ксению.
Диаконы. В 1910-х годах в Троицкой церкви служил диакон Александр Лебедев. После него Александр Яковлевич Соколов 1883 г. рождения, из крестьян. Он окончил сначала воскресную второклассную церковно-приходскую школу в Старорусском уезде, затем со званием начального учителя в церковно-приходской школе того же уезда. С 1 сентября 1910 года был переведён в Крестецкий уезд и назначен учителем Ямской церковно-приходской школы. В диакона был рукоположен 6 февраля 1911 года епископом Андроником с Софийском соборе в сослужении соборного духовенства. Долгие годы он служил и преподавал в церковной школе. За 20-летие церковно-приходской деятельности получил серебряную медаль. Он был женат на Елизавете Васильевне и в 1912 году у них родились дочери Антонина и Екатерина.
Псаломщиком с 1893 года служил потомственный псаломщик Александр Яковлевич Громов, 1873 г. рождения. Был женат на Екатерине Васильевне и имел дочерей: Ольгу и Анну. Вторым псаломщиком с таким же жалованием с 1896 года был Василий Павлович Шершнев, 1878 г. рождения из крестьян Ямской слободы. Был женат на Евдокии Михайловне (род. 1876г.) и имел детей Николая (род. 1900 г.), Ольгу (1902г.), Иоанна (1908 г.), Павла. Звонарём был Иван Лучкин, старостой Василий Савельев.
Неотвратимо приближался коренной перелом, хотя здесь в провинции всё ещё жили размеренным укладом. 21 мая 1917 года отец Василий Никифоров был награждён епархиальным начальством скуфьей за заслуги по духовному ведомству. Но уже вскоре после октябрьского переворота началась упорная и жестокая борьба Советской власти с Православием. В 19128 году были расстреляны без суда и следствия несколько священников Новгородской губернии, и среди них был священник Екатерининского собора Иоанн Лавров.
1924 год стал временем разгула административного отдела в области закрытия храмов по всей Новгородчины. Где-то в это время в Крестцах были закрыты кладбищенская и тюремная церкви, но Екатерининский собор и Троицкая церковь продолжали действовать.
В 1990 году образовалась община верующих, которая была зарегистрирована, был назначен священник. Службы проходили в молельном доме по адресу Ямская, 59. Восстановлением церкви занялась Новгородреконструкция. Бригада собралась неудачная, работа шла очень медленно. Поэтому в 1996 году храм был передан Новгородской епархии. Крестецкая администрация во главе с Николаем Николаевичем Ренкасом на средства района и благотворительную помощь местных предпринимателей, совместно с Новгородской епархией и Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, организовали всё необходимое для восстановления храма.
9 ноября 1996 года храм был вновь освящён Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства и при огромном стечении народа. Летом 1997 года на средства района была сооружена металлическая ограда.
Собор Святой Троицы
Его замечаешь сразу, как только въезжаешь в Ямскую слободу, а ныне улицу Ямскую в Крестцах. Не возможно не заметить этот величественный храм, как будто парящий над посёлком. Его видно отовсюду.
В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы. На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков. Сведений о нём практически нет, ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось. Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами. С западной стороны к храму примыкает колокольня.
Собор задумывался как единоверческая церковь. Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами (к коим принадлежало большинство ямщиков) и православной церковью. За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам, но при условии подчинения православной церкви.
В 1872 году по случаю сильного пожара в Ямской слободе деревянная церковь была уничтожена, каменная повреждена.
В 1872-1875 годах были достроены два предела каменной церкви Святой Троицы на средства Петербуржского купца I гильдии Василия Фёдоровича Мартынова и собранные пожертвования священника церкви Александра Леонтьева, который с 1864 года прослужил почти 50 лет в храме Святой Троицы и похоронен у стен храма (могила не сохранилась).
В 1878 году вокруг церкви была установлена ограда с каменными столбами и деревянной решёткой.
При церкви существовала библиотека и церковно- приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки.
Просуществовал собор Святой Троицы до революции довольно сносно, прихожане его исправно посещали. Если не считать, конечно, небольших распрей между ним и Екатерининским собором, построенным в 1777 году и претендующим на место главного оплота православия в Крестцах.
Длительное время ямщики в Крестцах составляли большинство населения.
В 1843 году в городе Крестцы и Ямской слободе проживало 1337 человек. Слобода примыкала к городу и по сути сливалась с ним.
Население одной только слободы превышало 1200 человек. Ямщики в то время составляли едва ли не всё население Крестец.
Местные ямщики, жившие в слободе, были в основном раскольниками и в силу своего нрава не очень-то хотели молиться в православном Екатерининском соборе- главном в то время в Крестцах. О чём и сохранилась запись в «Историко-статистическом описании Крестецкого Екатерининского собора»:
«. Прихожане не все одинаково усердны к церкви. Ямщики Крестецкой Ямской слободы вообще редко посещают церковь, и со времени построения в Ямской слободе единоверческой церкви более посещают и посещали означенную. Причиной этому не совсем чистосердечное обращение их из раскола и то, что в единоверческой церкви священнодействовал их прежний наставник. »
После революции судьба обоих храмов одинакова. В 1937 году в церкви Святой Троицы службы и церковные звоны по решению Советской власти (указу И. Сталина) были запрещены. Крестецкие старожилы ещё помнят какой стон стоял в посёлке в 30-е годы, когда разоряли Екатерининский и Троицкий соборы. Верующие стояли на коленях, отмаливая чужие грехи.
Один раз в год на светлой седьмице (в течение недели после пасхи) любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол.
По статистике за 2006 год в Свято-Троицкой церкви было проведено 137 крещений и 7 венчаний.
С апреля 1990 года по июль 2006 года настоятелем храма был отец Анатолий Лукашенков. Дочь Ирина вела церковно-приходскую школу.
18 июля 2006 года настоятелем храма назначен Буланушкин Константин Алексеевич.
Около церкви находится могила протоирея церкви Святой Троицы Леонтьева Александра Афанасьевича, родившегося в 1832 году. В 1863 году 26 мая епископ Старорусский Герасим рукоположил его в диаконы и определил к ещё строящейся Троицкой церкви по избранию прихожан, а служил он временно в Никитской церкви (находилась рядом со строящейся Свято-Троицкой). 4 апреля 1864 года он принял сан иерея от епископа Апполония и заведовал ризницей и библиотекой Никитской церкви. После освящения каменной Троицкой церкви, служил в ней вторым священником. 31 декабря 1869 года был награждён набедренником за большие труды по постройке и устройству благолепия новой церкви. 3 апреля 1876 года он был также награждён скуфьей, в 1890 году получил благодарность. Служил в храме до самой смерти 1 ноября 1912 года.
Сайт свято троицкого храма крестцы
Кафедра новгородских святителей
Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)
Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира
Конструктор сайтов
«53 новгородских храма»: церковь Святой Троицы в Крестцах
Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.
Настоятель — иерей Константин Буланушкин.
Деревянный храм великомученика Никиты, построенный в византийском стиле в 1854 году на месте существующего ныне правого придела Троицкой церкви, был очень красив.
Церковь была небольшой и через 11 лет, в 1865-м, расширена из-за того, что невмещала всех прихожан. Средства были собраны по инициативе местного крестьянина Андрея Васильева. Он впоследствии и стал первым священником Троицкого храма. Большую помощь в сборе средств тогда оказали петербургские купцы Мартынов и Мисурин. Так рядом появилась церковь Святой Троицы — центральная часть ныне существующего храма. В 2015 году прихожане будут праздновать 150-летие храма, к чему они уже начинают готовиться.
Однако, через семь лет после возведения Троицкой церкви, в мае 1872 года, произошло несчастье — пожар. Сгорела и старая Никитская церковь и около 250-ти домов в самих Крестцах. Опять всем миром храм был отстроен: в январе 1873 года восстановлена и центральная часть, и старая церковь, с престолом освященным уже во имя преподобного Антония Римлянина. В 1885 году появился и левый придел с престолом во имя иконы Смоленской Божией Матери.
— Крестцы известны далеко за своими пределами Никитскими ярмарками.
— Да, несмотря на то, что правый придел уже долгое время носит, как говорилось выше, имя святителя Антония Римлянина, на приходе сохранилась традиция особого почитания великомученика Никиты. С этим связано также и то, что в Крестцах долгое время проводились, возрожденные сейчас, Никитские ярмарки. Проводятся они 27 сентября. Время сбора урожая ознаменовывалось большим торгом и, чтобы миру напомнить о духовной составляющей, от храма выезжала, и сейчас выезжает, на ярмарку наша свечная лавка.
— Историческим фактом является то, что в XIX веке храм был единоверческим.
— Как пережил храм советское время?
— Здесь, после закрытия храма, были мебельный и зерновой склады. До московской олимпиады на храме оставалась железная кровля, и на стенах еще находились фрески. Но в 1980-м для иностранных туристов создали бутафорию и сняли железную кровлю, заменив ее рубероидом. В результате, за 16 лет пребывания под такой текущей крышей, фрески были уничтожены по чьей-то безграмотности.
Православная община в Крестцах после всех советских гонений была восстановлена в 1990 году. До 1996 года богослужения происходили в молельном доме на улице Ямской, 59. Когда церковь передали верующим, то было сделано несколько попыток реставрации храма. Восстановление церкви произошло при помощи наших друзей из Закарпатья, которые, буквально, за лето воссоздали наш храм.
— Есть ли тут особо чтимые иконы?
— Когда храм восстанавливался и еще не был освящен, в него вернулась особо чтимая прихожанами икона преподобного Сергия Радонежского. У нее своя удивительная история. Началась она в 1903 году. Образ был написан и освящен в Троице-Сергиевой лавре на мощах преподобного. Затем икона находилась в храме в деревне Вины Крестецкого района.
В 1937 году, когда по всей стране разрушались храмы и расстреливались священники, разорялась и та деревенская церковь. У ее стен тогда стояла и плакала местная жительница. Звали ее Татьяна. Один добрый человек из числа большевиков сказал: «Бери икону, тетка, и уходи отсюда поскорее».
Икону хранила у себя женщина 60 лет и она вернула ее Церкви. К сожалению, в храмы не все иконы были возвращены в то время, когда стали восстанавливать храмы и вновь создавать приходы. Мешает банальное — чувство собственности, рассуждение, что «если икона у меня хранилась долгое время, тогда, когда был закрыт храм, значит она моя». Люди не всегда возвращают иконы. Этот же образ преподобного столь бережно хранился, что ему не потребовалась реставрация.
— Ваш храм очень благоустроен: есть отопление, водопровод, гранитные полы. Что же самое важное в вашем послушании казначея храма? Для сугубо светского бухгалтера ведь, главное, чтобы дебет с кредитом сошлись.
— Для нас на самом деле это тоже важно, ведь я несу ответственность и перед государством. Есть у нас и налоговая отчетность. Важен и сбор средств, ведь приход живет на пожертвования и другого финансирования у нас нет. Тех средств, что сюда приносят постоянные местные прихожане, нам хватает только на оплату коммунальных услуг и на частичную оплату причту. В штате у нас четыре человека. Естественно, постоянно приходится изыскивать помощников для храма — и граждан, и организации. Так, мы очень благодарны за поддержку нашей подземной станции хранения газа. Ее сотрудники много помогают нам.
Обратный процесс тоже идет — среди тех ребят, что делали нам кровлю в храме — несколько воцерковилось. Общий труд во славу Божию помогает придти ко Христу. Далеко не всегда покрестившийся человек начинает верить — у всех свой путь. Кто-то идет к вере следуя примеру своих предков, кто-то начинает молиться после тяжелой болезни и исцеления, а кто-то приходит к Богу после того, как поработал в храме.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
«53 новгородских храма»: церковь Святой Троицы в Крестцах
История нынешней церкви Святой Троицы в Крестцах ведется с середины XIX века, хотя первое упоминание и о храме Божием в этих краях, и о самом населенном пункте, относится к 1393 году. «В лето 6901 поставиша церковь святую Богородицу на Хрестьцах» — так указано во Второй Новгородской летописи.
Настоятель — иерей Константин Буланушкин.
Деревянный храм великомученика Никиты, построенный в византийском стиле в 1854 году на месте существующего ныне правого придела Троицкой церкви, был очень красив.
Церковь была небольшой и через 11 лет, в 1865-м, расширена из-за того, что невмещала всех прихожан. Средства были собраны по инициативе местного крестьянина Андрея Васильева. Он впоследствии и стал первым священником Троицкого храма. Большую помощь в сборе средств тогда оказали петербургские купцы Мартынов и Мисурин. Так рядом появилась церковь Святой Троицы — центральная часть ныне существующего храма. В 2015 году прихожане будут праздновать 150-летие храма, к чему они уже начинают готовиться.
Однако, через семь лет после возведения Троицкой церкви, в мае 1872 года, произошло несчастье — пожар. Сгорела и старая Никитская церковь и около 250-ти домов в самих Крестцах. Опять всем миром храм был отстроен: в январе 1873 года восстановлена и центральная часть, и старая церковь, с престолом освященным уже во имя преподобного Антония Римлянина. В 1885 году появился и левый придел с престолом во имя иконы Смоленской Божией Матери.
— Сейчас в храме устанавливается новый иконостас благодаря жертвователям, — рассказывает об истории прихода его казначей Ирина Антонюк. — Иконостас отражает и историю храма — образы тех святых, имена которых в разные времена носили престолы в церкви. В храме в разное время было освящено пять престолов: в честь Святой Троицы, архистратига Божьего Михаила, трех Вселенских учителей и святителей святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в честь Великомученика Никиты и Смоленской иконы Божьей Матери. Сам иконостас сделан в Крестцах.
— Крестцы известны далеко за своими пределами Никитскими ярмарками…
— Да, несмотря на то, что правый придел уже долгое время носит, как говорилось выше, имя святителя Антония Римлянина, на приходе сохранилась традиция особого почитания великомученика Никиты. С этим связано также и то, что в Крестцах долгое время проводились, возрожденные сейчас, Никитские ярмарки. Проводятся они 27 сентября. Время сбора урожая ознаменовывалось большим торгом и, чтобы миру напомнить о духовной составляющей, от храма выезжала, и сейчас выезжает, на ярмарку наша свечная лавка.
— Историческим фактом является то, что в XIX веке храм был единоверческим.
— Действительно, в Крестцах жило, и живет сейчас, в Ямской слободе очень много старообрядцев. Конфликтов на этой почве у нас нет. Троицкая церковь до революции была единоверческая и сегодня не надо смущаться сюда приходить — тут служили священники и старообрядцев и наши, нововеры.
— Как пережил храм советское время?
— Здесь, после закрытия храма, были мебельный и зерновой склады. До московской олимпиады на храме оставалась железная кровля, и на стенах еще находились фрески. Но в 1980-м для иностранных туристов создали бутафорию и сняли железную кровлю, заменив ее рубероидом. В результате, за 16 лет пребывания под такой текущей крышей, фрески были уничтожены по чьей-то безграмотности.
Православная община в Крестцах после всех советских гонений была восстановлена в 1990 году. До 1996 года богослужения происходили в молельном доме на улице Ямской, 59. Когда церковь передали верующим, то было сделано несколько попыток реставрации храма. Восстановление церкви произошло при помощи наших друзей из Закарпатья, которые, буквально, за лето воссоздали наш храм.
— Есть ли тут особо чтимые иконы?
— Когда храм восстанавливался и еще не был освящен, в него вернулась особо чтимая прихожанами икона преподобного Сергия Радонежского. У нее своя удивительная история. Началась она в 1903 году. Образ был написан и освящен в Троице-Сергиевой лавре на мощах преподобного. Затем икона находилась в храме в деревне Вины Крестецкого района.
В 1937 году, когда по всей стране разрушались храмы и расстреливались священники, разорялась и та деревенская церковь. У ее стен тогда стояла и плакала местная жительница. Звали ее Татьяна. Один добрый человек из числа большевиков сказал: «Бери икону, тетка, и уходи отсюда поскорее».
Икону хранила у себя женщина 60 лет и она вернула ее Церкви. К сожалению, в храмы не все иконы были возвращены в то время, когда стали восстанавливать храмы и вновь создавать приходы. Мешает банальное — чувство собственности, рассуждение, что «если икона у меня хранилась долгое время, тогда, когда был закрыт храм, значит она моя». Люди не всегда возвращают иконы… Этот же образ преподобного столь бережно хранился, что ему не потребовалась реставрация.
— Ваш храм очень благоустроен: есть отопление, водопровод, гранитные полы. Что же самое важное в вашем послушании казначея храма? Для сугубо светского бухгалтера ведь, главное, чтобы дебет с кредитом сошлись.
— Для нас на самом деле это тоже важно, ведь я несу отвественность и перед государством. Есть у нас и налоговая отчетность. Важен и сбор средств, ведь приход живет на пожертвования и другого финансирования у нас нет. Тех средств, что сюда приносят постоянные местные прихожане, нам хватает только на оплату коммунальных услуг и на частичную оплату причту. В штате у нас четыре человека. Естественно, постоянно приходится изыскивать помощников для храма — и граждан, и организации. Так, мы очень благодарны за поддержку нашей подземной станции хранения газа. Ее сотрудники много помогают нам.
Обратный процесс тоже идет — среди тех ребят, что делали нам кровлю в храме — несколько воцерковилось. Общий труд во славу Божию помогает придти ко Христу. Далеко не всегда покрестившийся человек начинает верить — у всех свой путь. Кто-то идет к вере следуя примеру своих предков, кто-то начинает молиться после тяжелой болезни и исцеления, а кто-то приходит к Богу после того, как поработал в храме.
Фото Максима Озерцова
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.