сайт покровского собора в воронеже
Расписание служб
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Ап. и ев. Луки.
06:30 Божественная Литургия.
08:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Понедельник
1 ноября
Пророка Иоля и мч. Уара.
07:30 Утреня. Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Вмч. Артемия.
08:00 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Прп. Илариона Великого.
08:00 Божественная Литургия.
17:00 Всенощное бдение. Лития.
Казанской иконы Божией Матери.
08:00 Божественная Литургия.
12:00 Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская».
14:00 Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская».
17:00 Вечерня. Полиелейная утреня.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». (с 6 ноября)
08:00 Божественная Литургия.
17:00 Заупокойное богослужение.
6 ноября
06:20 Божественная Литургия. Панихида.
08:30 Божественная Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
31 октября
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Ап. и ев. Луки.
06:30 Божественная Литургия.
08:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Пророка Иоля и мч. Уара.
07:30 Утреня. Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Вмч. Артемия.
08:00 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Духовенство
В октябре 2009 года настоятелем Покровского собора назначен протоиерей Сергий Моздор.
Сейчас службу в соборе совершают:
Протоиерей Сергий Моздор
Родился 30 июня 1968 года в семье священника.
С 1975 по 1985 г. обучался в средней школе г. Ставрополя. В 1986 году поступил в Санкт-Петербургскую Православную Духовную Семинарию, в этоv же году был призван в ряды Советской Армии. После воинской службы в 1988 году продолжил обучение в Духовной Семинарии, которую окончил в 1992 году. С сентября этого же года по 1997 год нес различные послушания в Ставропольской Духовной Семинарии: преподавателя Библейской истории и зав. канцелярии. С 1992 по 1996 год обучался заочно в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В ноябре 1997 года был рукоположен в сан диакона, а 7 декабря — в сан священника, и Правящим Архиереем был направлен на послушание в Воронежскую Православную Духовную Семинарию. С 1997 по 2003 год в семинарии нес послушание проректора по воспитательной работе и преподавателя по Священному Писанию Ветхого Завета. В 2003 году митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием был назначен исполняющим обязанности ректора Воронежской Православной Духовной Семинарии и настоятелем Успенского семинарского храма. В июне 2006 года присвоена степень кандидата богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 2007 году был назначен настоятелем Спасского храма г. Воронежа и председателем паломнического отдела епархии. Женат, имеет пятерых детей. В ноябре 2009 года Правящим Архиереем был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа. В настоящее время является настоятелем Покровского собора, преподавателем Ветхого Завета в Воронежской Православной Духовной Семинарии, председателем паломнического отдела и членом епархиального совета.
Протоиерей Георгий Семенюта
Родился 27 июня 1970 года.
В 2004 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В марте 1992 года был рукоположен в сан диакона, а в апреле 1993 года — в сан священника. В апреле 2008 года митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием возведен в сан протоиерея. В 2013 году награжден медалью преподобного Сергия Радонежского. В апреле 2015 года Правящим Архиереем удостоен права ношения Палицы. Женат, имеет двоих детей.
С 2010 года является клириком Покровского собора, с 2015 года возглавляет социальный отдел собора.
Иерей Андрей Тулинов
Родился 14 ноября 1991 года в семье рабочих.
С 1999 по 2008 г. обучался в средней школе г. Нововоронежа.
В 2008 году поступил в филиал Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерного физического института — Нововоронежский политехнический колледж на специальность «Атомные электрические станции и установки».
В 2011 году взял академический отпуск, в связи с прохождением срочной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уволен в запас согласно приказу Министра Обороны в 2012 году в звании младший сержант. По прохождению срочной службы, согласно прошению, был восставлен в числе студентов в вышеуказанном учебном заведении, по окончании которого в 2013 году получил диплом с отличием.
В этом же году поступил в Воронежскую Духовную Семинарию на очное отделение. Закончил обучение на пастырском факультете. В настоящий момент обучается в Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви на кафедре церковно-практических дисциплин.
Женат, имеет одного ребенка. 13 декабря 2017 года был рукоположен митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием в диаконы. 29 января 2018 года назначен клириком Покровского собора.
Иерей Игорь Латышев
Родился 14 января 1978 года.
В 2007 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В июле 2007 года был рукоположен в сан диакона, а в мае 2009 года — в сан священника. В 2015 году митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием удостоен права ношения набедренника. В марте 2015 года награжден камилавкой. Женат, имеет троих детей.
С 2013 года до настоящего времени является клириком Покровского собора. С июня 2014 года назначен на должность настоятеля строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на территории Воронежской областной детской клинической больницы.
Иерей Сергий Сулемин
Родился 21 декабря 1986 года.
В 2017 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В феврале 2014 года был рукоположен в сан диакона, а в сентябре 2014 года — в сан священника. Женат, имеет четверых детей.
С 2014 года является клириком Покровского собора. В ноябре 2014 года назначен на должность настоятеля строящегося храма в честь Преображения Господня с.Таврово.
Диакон Константин Дикарев
Таинства
Таинства Церкви — это священнодействия, в которых при произношении таинственных слов (молитв) через видимые, доступные человеческому пониманию действия невидимо действует благодать Божия. В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Причащение, Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство.
Крещение и Миропомазание.
Крещение — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни(равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв — «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент — троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство — Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея — о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде.
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу.
Крещение — это только первый шаг христианина на пути к Царству Божию: каждый из нас призван реализовать в себе этот благодатный дар через жизнь в Церкви, добродетель, любовь к Богу и ближним.
Если Вы хотите принять Крещение или крестить ребенка, Вам и будущим восприемникам (крестным) необходимо пройти огласительную беседу. Это правило, с древних времен существующее в Церкви, дано для того, чтобы Вы, во-первых, больше узнали о предстоящем Таинстве, православной вере и духовной жизни; во-вторых, приступили бы ко Крещению ответственно и осознанно, с уверенностью в своем выборе.
В Покровском соборе огласительные беседы проходят ежедневно, кроме среды и воскресенья, примерно в 18:30 по окончании вечернего богослужения. Таинство Крещения совершается в 11:00 ежедневно. Перед Таинством нужно прийти заблаговременно и записаться в требной лавке (при себе иметь свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о прохождении огласительных бесед). Для Таинства необходимо иметь: нательный крестик, крестильную рубашку, полотенце (пеленку), сланцы (если Крещение совершается над взрослым).
Обязанности крестных по отношению к своим крестникам.
Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
Покаяние (Исповедь)
Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Господь наш Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20, 22–23).
Св. апостолы, получив на это власть от Господа, совершали таинство покаяния: «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).
«Покаяние» — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Приходя на исповедь, человек должен не просто называть свои грехи, но иметь осознание своего греха, не ища ему оправдания, должен иметь намерение и желание оставить грех и исправить свою жизнь. Подробности редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.
Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви. Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя — высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили (широкая лента, которую носит священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Господа Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.
В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию («запрещение») — своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту — в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.
Причастие (Евхаристия)
Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26–28)
Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой за богослужением, называемым Божественная Литургия. Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение». Евхаристия является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой Литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним.
Как готовиться ко Святому Причащению
Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому святому таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.
Телу предписывается воздержание, т. е. телесная чистота и ограничение в еде (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве.
Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.
Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, следующее: Канон покаянный ко Господу, Канон Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Читается также канон ко Св. Причащению.
После полуночи уже не едят, не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак.
Утром прочитываются утренние молитвы и молитвы ко Святому Причащению.
Перед причащением необходима исповедь — вечером или утром, перед литургией.
Без исповеди никто не может быть допущен к Св. Причащению, кроме случаев смертной опасности.
Таинство Брака (Венчание)
Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 4–6)
Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» (Ефес. 5, 31–32).
Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.
«Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя (Ефес. 5, 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22–23).
Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.
Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Матф. 19, 11–12; 1 Кор. 7, 8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).
Каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве венчания человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.
Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.
Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.
От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.
Священник берет венцы и возлагает их — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» И — «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их».
«Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.
Следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос — Церковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь — Христа.
Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).
Христианский брак — одна из возможностей претворения в жизнь Христовой любви и христианского подвига. Тяготы, которые могут выпасть на долю каждого человека, теперь обязаны нести двое. Недаром при совершении таинства брака на головы жениха и невесты надевают (или держат над ними) венцы: они напоминают не только о царственном достоинстве Христа, к которому Он приобщает христиан, но и о том терновом венце, который надели на Христа палачи перед тем, как Он понес Свой крест на Голгофу.
Когда священник спрашивает жениха и невесту, обещают ли они любить и беречь друг друга, хранить друг другу верность, добровольно ли они возлагают на себя узы брака, а те отвечают согласием, то они дают обещание не стоящему перед ними священнослужителю, а Богу и Церкви. В конце таинства священник, держа новобрачных за руки, трижды обводит их вокруг аналоя: это и путь, который благословленная Церковью новая семья совершает ко Христу и вечной жизни с Ним, и тот крестный путь, которым прошел Христос.
Следует сказать о правилах для желающих сочетать себя узами брака. Жених и невеста должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Необходимо сразу отметить, что существуют ситуации, препятствующие совершению таинства венчания. Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием. Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом: сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Совершение таинства венчания возможно не каждый день в году. Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т. е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т. е. во вторник и четверг).
Перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Для совершения таинства венчания необходимы обручальные кольца, венчальные свечи, белое полотенце (рушник для подстилания под ноги), икона Спасителя и икона Божией Матери. Желательно пригласить двух свидетелей.
Если Вы хотите повенчаться в Покровском соборе, то Вам нужно пройти собеседование со священником, которое проходит по средам и воскресеньям по окончании вечернего богослужения (в примерно 18.30). После собеседования нужно записаться в церковной лавке, обозначив день и время Венчания.
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников («собор»), хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).
Как совершается соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором ставится небольшой сосуд с елеем, как знаком милости Божией, а к елею прибавляется красное вино в подражание «милосердному самарянину» и в напоминание пролитой на кресте крови Христовой. Вокруг же того сосуда ставятся зажженные восковые свечи. Всем присутствующим также раздаются зажженные свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он, по благодати Божией, послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из книг апостольских и семь евангельских повествований. По прочтении каждого евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил Своего больного раба или рабу Свою от телесной и душевной немощи. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает, — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя, — на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует Евангелие и Крест, и этим оканчивается совершение таинства елеосвящения.
Помимо исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа. Следует отметить, что хотя условием, при котором можно прибегать к таинству елеосвящения, и является болезнь — «болит ли кто из вас», но при этом вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Более того, в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. Таким образом, апостол советует призывать пресвитера церковного для сотворения молитвы над больными вообще — страдающими физически или немоществующими духом.
Кроме соборования, обычно совершаемого в храме для многих людей, священники соборуют тяжело болящих, посещая их на дому или в больнице.
Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
В Покровском соборе Таинство Соборования проходит каждый четверг в 12:00.
Таинство Священства
Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).
Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.
Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Таинство священства есть установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 11–12).
Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.
Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: «их поставили пред апостолами, и сии (апостолы) помолившись возложили на них руки» (Деян. 6, 6).
О рукоположении пресвитеров говорится: «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).
Из этих и других посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.
Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время Литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив на его голову руки и омофор (омофор — знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.
Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Аксиос!» (греч. «достоин»), на что хор и весь народ отвечает троекратным «Аксиос!». Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.
Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства крещения и миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства брака и соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире — ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.
- сайт покровского монастыря матроны московской написать записку
- сайт покровского собора гродно