сайт никольского храма рамонь
Храм во имя свт. Николая Чудотворца п. Рамонь
наш приходской сайт
О храме
Церковь во имя святителя Николая чудотворца – православный храм Воронежской епархии. Расположена в посёлке городского типа Рамонь Рамонского района Воронежской области.
Рамонь как село возникла в начале 17 века около древнего городища Ромень. Новые поселенцы на реке Воронеж переиначили название городища, назвав село Рамонь от старого русского слова «раменье», означающее поселение у края леса
Православные храмы в Рамонском крае строились в течение16-20 веков. Помимо того, что они являлись организующим ядром своего прихода, им принадлежала определяющая роль в формировании архитектурного облика края. Они создавали столь необходимые каждому селу высотные доминанты. К тому же все храмы имели свой неповторимый стиль, отражавший развитие русского искусства на протяжении веков.
Первое упоминание о рамонской церкви встречается в Дозорной книге1615 года, тамже в 1629 году написано
«Село на реке на Воронеже, а в селе церковь во имя Великого Чудотворца Николы, древена клецки…».
Упоминается церковь и в Переписной книге1646 года, Позже, в 1702 году значилось: «Церковь Великого Святителя Чудотворца Николая в селе Рамони.У той церкви двор попа Стефана. Церковные земли семь четвертей. Сенных покосов на пятьдесят копен. Рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви девять дворов детей боярских, тридцать дворов крестьянских, восемнадцать дворов бобыльских. И всего пятьдесят восемь дворов. А прежние дани было с той церкви двадцать пять алтын две деньги. И по скаски за рукою той церкви попа Стефана и по новому окладу прибыло против прежнего девятнадцать алтын три деньги. И всей дани рубль одиннадцать алтын три деньги».
Первоначально церковь была деревянной и располагалась близ протекающей рядом реки Воронеж, однако разливы вешней воды постоянно подмывали храм. Было принято решение о переносе его на возвышенное место. Архиепископ Димитрий (Самбикин) отмечал, что в начале 18 века в селе Рамонь «церковь свт. Николая Чудотворца, при ней был поп Сидор Прокофьев. В этом селе было дворов:2 церковных, помещичьих,2 крестьянских и 9 однодворческих. К приходу этой церкви принадлежала деревня Болотная- имение князя Юрия Феодоровича Кольцова-Масальскаго».
Белокаменная церковь была построена в 1803 году на средства помещика Тулинова И.И. В 19 веке в храме служили Фёдор Соколов, Иоанн Родионов.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви имслись: священник Попов Г.К. и псаломщик-диакон Базилевский Ф.А. Дворов в селе насчитывалось223, в них проживало 1712 человек В сохранившейся церковной ведомости 1911 года указывается, что приходу принадлежало 33 десятины земли, имелся собственный вклад в банке, при храме отстроены дома для священника и псаломщика, караулка, деревянная «покойницкая» часовня, действовала одногодичная начальная школа, учреждённая ещё в 1883 году. Настоятелем храма был священник Иоанн Родионов, преподававший в школе Закон Божий. От имени императрицы Марии Фёдоровны батюшке был пожалован наперстный крест. Награда редкая в дореволюционной России.
Отец Иоанн умер незадолго до начала репрессий, развёрнутых после революции. Новый священник был арестован в 1930-е годы.
Протокол №55 заседания секретариата облисполкома предписывал отдать церковь под рабочий клуб. Это решение не было осуществлено, хотя официально выделено 35 тыс. рублей на переоборудование храма. Он был разрушен в 1932 году. Долгое время в церковной сторожке размещался Сбербанк. В1975 году снесли и её во время строительства центра Рамони и оформления площади посёлка.
Возрождение началось в 1997 году, когда приходской общине для совершения богослужений был передан дом помещика Тулинова (за два столетия до этого построившего на свои средства Никольский храм). В1999 году был освящён закладной камень в основании нового здания церкви, а уже 19 декабря 2002 года, по подобию сооружена новая, в своём внешнем виде частично воспроизводящая облик прежнего храма по сохранившимся фотографиям.15 ноября 2009 г. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин великого освящения храма в честь святителя Николая Чудотворца.
Нелжа. Храм святителя Николая.
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Телефон настоятеля храма Отца Алексея 89081352674
Рамонский район, с. Нелжа.
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Не забывайте иметь при себе средства защиты.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
При повышенной температуре лучше остаться дома или сделать тест.
С уважением, настоятель отец Алексий.
(фото из архива 2020 года)
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Арина Кондаурова
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
«Я верю, что Бог поможет мне», — говорят некоторые, но при этом стараются накопить денег для того, чтобы не испытывать никакого лишения. Такие люди насмехаются над Богом, потому что вверяют себя не Ему, а деньгам. Если они не перестанут любить деньги и полагать на них свою надежду, то они не смогут возложить свою надежду на Бога. Я не говорю, что людям не нужно иметь каких-то сбережений на случай нужды, нет. Но не следует полагать свою надежду на деньги, не нужно отдавать деньгам свое сердце, потому что, поступая так, люди забывают Бога. Человек, который, не доверяя Богу, строит собственные планы, а потом говорит, что так хочет Бог, «благословляет» свое дело по-диавольски и постоянно мучается. Мы не осознали того, насколько силен и добр Бог. Мы не даем Ему быть хозяином, не даем Ему управлять нами и поэтому страдаем.
Прп. Паисий Святогорец
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Не забывайте иметь при себе средства защиты.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
При повышенной температуре лучше остаться дома или сделать тест.
С уважением, настоятель отец Алексий.
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Ступинский сельский Дом культуры
ПРАВОСЛАВНАЯ РУБРИКА
ДЕНЬ КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 22 ОКТЯБРЯ
Этот праздник отмечается и в Храме святителя Николая в селе Нелжа.
О ЧЕМ ПРОСЯТ БОГОРОДИЦУ
Православные христиане 22 октября отмечают день Корсунской иконы Божией Матери. Люди верят, что молитва у лика Богородицы принесет здоровье всем членам семьи, мир и благодать в дом, а также защитит от злого глаза.
Показать полностью.
После крещения Руси князем Владимиром и его венчания с византийской принцессой список лика Богородицы был передан из Корсуни в Киев, а затем в Новгород.
С тех пор на Руси ее называли Корсунской. Иоанн Грозный приказал перевести икону Божьей Матери Корсунской в Москву, где ее поместили в Кремлевском Успенском соборе. Там эта святыня хранится и до наших дней.
По другой версии, икона попала на Русь в XII веке стараниями пресвятой Евфросинии Полоцкой. В миру Предислава, дочь удельного князя, отказалась от мирской жизни и ушла в монастырь, который сама основала. Узнав об иконе, созданной самим Лукой, она попросила патриарха за щедрые дары передать ей лик Божьей Матери. Икону везли через Корсунь, этим и объясняют ее название.
Более 4-х столетий икона хранилась в Тропецком Богородицком храме. После прихода к власти большевиков облик Богородицы перевезли в Северную столицу, где поместили в музей. Еще в древности День Корсунской иконы Божией Матери начали отмечать 9 (22) октября, именно в этот день ее доставили в Киев.
Еще одно название иконы – Шпилевская Прозренная. Это название связывают с чудесами, которые помогали верующим от многих бед и болезней.
Икона была очень популярна среди верующих, поэтому списки Божьей Матери Корсунской хранились во многих рамах. Один из таких списков был написан на белом железе и находился в семье простого крестьянина. Там же росла девочка, которая от рождения была слепой. Однажды ей мама поручила протереть иконы. Девочка усомнилась, что перед ней лик Богородицы, потому что материал, на котором была написана Божья Матерь, отличался от обычных деревянных икон.
Притронувшись к Корсунской иконе Божьей Матери девочка промолвила: «Если бы я могла ее увидеть, тогда бы не сомневалась». В тот же миг девочка прозрела. Вскоре после этого к ней во сне пришла Богородица и приказала отнести эту икону в ее храм в селе Шпилевке. Девочка передала указания Богородицы родителям, и они исполнили просьбу Девы Марии.
Несмотря на то, что у лика Божьей Матери не принято просить о чем-то определённом, Корсунская икона имеет свою особенность. Верующие обращаются к святой с определёнными просьбами:
просят об утешении душевных страданий;
обращаются за защитой и спасением детей;
просят об избавлении от болезней.
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Пора отдыхать · Едем из Воронежа
Держа путь в Нелжу, по пути мы видели очень красивую церковь, но то времени не было остановиться, то программа не позволяла. Но сегодня мы сделали исключение
Огромное спасибо настоятелю Алексею за организацию экскурсии для нас!
Представляете, церковь многие десятилетия использовалась как зернохранилище!
Первая служба прошла в храме в 2016 году. Богослужение, на которое собрались несколько десятков человек, провел настоятель храма Алексей Никулин.
Восстановление сельской церкви, построенной в 1734 году, началось 1,5 года назад.
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Вражда делает бесполезными все труды
Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним.
Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю “земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого вы считаете своим недругом, вы будете страдать, так как рано или поздно вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.
Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце.
.
Игумен НИКОН ВОРОБЬЕВ
Нелжа. Храм святителя Николая. запись закреплена
Почему молиться за других нужно с осторожностью?
На что нужно обратить внимание, когда мы молимся за других людей, рассказали священнослужители Андрей Ткачев, Константин Корепанов и богослов Алексей Осипов.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Показать полностью.
Как-то мне задали такой вопрос: а не отразятся ли грехи того, за кого ты молишься, на тебе самом, или всё-таки за грешников надо молиться, чтобы Господь простил их?
Действительно, молясь за другого, ты неизбежно вмешиваешься в его жизнь. Поэтому, действительно, можешь понести какую-то тяжесть, коли уж ты решил обратиться к Богу о прощении его грехов. С другой стороны, не за праведников же нам молиться. В наших молитвах нуждаются грешники.
Обе позиции разумны. Разница заключается лишь в нашем желании защититься и в степени решимости помочь другому.
Конечно, нужно думать и о защите, и о своих адекватных способностях. Выше головы не прыгнешь. То есть не нужно брать на себя много. Необходимо рассчитывать свои силы.
С другой стороны, любовь — это жертва, человеку плохо, и значит за него надо молиться. Тоже правильно. Только нужно рассчитать свои силы. А если полез в драку — сил не жалей.
Вторая позиция более подвижническая. Она уязвима лишь в том смысле — сможешь ли ты? Если тебе реально покажут мешки грехов этого человека, то сможешь ли ты понести за него молитвы?
Одному из святых — Парфению Затворнику Киевскому — было показано поле, заросшее жуткими колючками. К нему было страшно подойти, не за что взяться. И ему был голос: «Пропалывай!»
Что это? Это грехи тех, кто просит тебя молиться.
Иерей Константин Корепанов — богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии:
Что же мы делаем, когда мы молимся за другого человека?
Мы, как санитары или медицинские сёстры, принимаем на себя то состояние, в котором находится человек, за которого мы молимся. Мы входим в его богооставленность, в его опустошенность, в его страх и отчаяние. Это означает, что то, что испытывает он, испытываем и мы тоже.
То есть мы бросаемся спасать тонущего человека и погружаемся на глубину, рискуя погибнуть. Если мы плохо плаваем, то мы и его не сможем спасти и сами можем утонуть. Поэтому в этом деле мы должны быть подготовленными лучше, чем он.
Аналогичный процесс происходит с нами, когда мы молимся за другого. Мы входим в то состояние, которое переживается им самим. Поэтому мы должны уметь молиться. У нас вера должна быть крепче, чем у него. Потому что, если наша вера будет такая же, как у него, то, когда мы начнём молиться за него, то впадём в отчаяние, и тогда нужно будет спасать уже нас.
К примеру, если мы молимся за алкоголика, то и с нами может начать происходить нечто подобное. Либо мы тоже начнём испытывать одержимость алкогольного опьянения, либо нам захочется, если не выпить, то непременно чем-то утешиться. Нам вдруг захочется достичь какого-то расслабленного состояния, побольше поспать, побольше поесть, отдохнуть…
Но мы должны это преодолеть, мы должны продолжать молиться, мы должны продолжать нести подвиг.
Помните, как ученики не могли беса изгнать, и тогда сказал им Христос:
«Этот род изгоняется молитвой и постом».
То есть трудом. Потому что, когда мы молимся за другого, мы фактически изгоняем беса. Беса страстей, беса страданий.
Если вы, действительно, хотите помолиться за другого человека, пожертвуйте чем-то. Не съешьте лишний кусок, воздержитесь от просмотра фильма, откажитесь от какого-либо развлечения…
Ради любви к этому человеку. Это и называется подвигом.
Храм во имя свт. Николая Чудотворца п. Рамонь
наш приходской сайт
Священнослужители
Отец Василий был назначен настоятелем Никольского храма 28 августа 2015 года
Духовником Негосударственного общеобразовательного учреждения Православной гимназии «Свт. Тихона Задонского» г.Ельца Липецкой области по благословлению правящего архиерея Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, является митрофорный протоиерей Василий Романов, 02.01.1946 г/р, настоятель Вознесенского собора г.Ельца, приход которого является Учредителем Православной гимназии. Протоиерей Василий Романов имеет образование: Московская Духовная академия, кандидат богословия, окончание — 14.06.1989г.; Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, исторический факультет, окончание 06.07.2007г., имеет высшую квалификационную категорию по должности «Директор» и «Учитель» (приказ Департамента образования и науки Липецкой области №409 от 28.04.2006г.). Опыт священнослужителя более 40 лет, педагогический стаж – более 15 лет. Митрофорный протоиерей Василий Романов является членом Общественной палаты Липецкой области первого и второго составов 2003-2010г.г., награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2004г). Имеет следующие награды РПЦ: «Орден преподобного Сергия Радонежского» II степени (1988г.), «Орден князя Владимира» II степени (1991г.), «Орден Даниила Московского» (2000г.), «Орден преподобного Серафима Саровского» (2006г.), «Орден преподобного Сергия Радонежского» III степени (2008г.) и другие, Грамоты Патриарха в разные годы, Архирейские грамоты и медель «Свт.Тихона Задонского» I степени (2011г.). За тесное сотрудничество и помощь государственным структурам протоиерей В.Романов неоднократно награждался орденами и медалями: Дружбы народов (2000г.), МВД РФ (2002г.), «К 100-летию М.Шолохова», «Меценаты столетия» (2008г.), серебряная медаль УИН РФ (2009г.), а также грамотами: МЮ РФ (2002г.), УИН РФ (2003г.), МО РФ, Департамента образования и науки Липецкой области, администрации области по общественной палате Липецкой области (2007г.) и др
Иерей Роман Родионов
Родился 16 февраля 1978 г. в г. Воронеже. С 1985 по 1993 г. обучался в средней школе № 72 г. Воронежа. В 1998 году закончил Воронежский энергетический техникум по специальности техник-электрик. В 2003 году закончил агроинженерный факультет Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки по специальности инженер-электрик. С 2003 г. по 2005 г. работал инженером-конструктором в Воронежском НИИ связи. С 2005 г. по 2016 г. работал в фирме по изготовлению иконостасов. В 2016 г. окончил Воронежскую Православную Духовную семинарию. С 2001 г. по 2016 г. нес послушание алтарника и чтеца в храме св. мч. Татианы г. Воронежа. В 2016 г. 19 декабря был рукоположен митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием в сан диакона. 25 марта 2017 г. рукоположен в сан пресвитера, и направлен служить штатным клириком в Алексеево-Акатов женский монастырь. 13 апреля 2018 г. указом митрополита переведен в Покровский собор, где несет послушание штатного клирика.
С 11 февраля 2019г. переведен в храм святителя Николая п. Рамонь.
Храм во имя свт. Николая Чудотворца п. Рамонь
наш приходской сайт
Архивы рубрик: Новости
По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, с 17 октября по 1 ноября 2015 года в Успенском Адмиралтейском храме города Воронежа и с 2 по 8 ноября – в Митрофановском храме г. Семилуки, будет организована экспозиция икон Божией Матери «Земля под Покровом Пресвятой Богородицы», особо чтимых в Семилукском благочинии. В экспозиции будут представлены шесть почитаемых образов, которые на данный момент находятся в разных храмах епархии, но будут доступны в одном месте в течение двух недель.
17 октября возле Успенского Адмиралтейского храма будет организована ярмарка народного хозяйства подворий и предприятий Семилукского района с участием местной самодеятельности.
Ежедневно перед святыми образами будут совершаться молебные пения с чтением акафиста (в 10, 12, 14, 16 часов), а волонтеры проведут экскурсии для всех желающих и организованных групп.
Открытие выставки 17 октября (суббота):
12.00 – начало молебна, который возглавит митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Приветственное слово на открытие ярмарки.
12.20 – открытие ярмарки на площади возле храма.
17.00 – закрытие ярмарки.
Список икон, представленных в храме:
• Икона Пресвятой Богородицы «Иверская» (с. Старая Ольшанка).
• Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»
(с. Старая Ольшанка).
• Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» (с. Девица).
• Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» (с. Землянск).
• Икона Пресвятой Богородицы «Ченстоховская»
(с. Старая Ольшанка).
• Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»
(с. Землянск).
Телефон для записи организованных групп:
Телефон Успенского Адмиралтейского храма 8 (473) 254-27-65.
Тел. (моб.) 8-951-871-2745 – Анастасия (координатор).
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
Поделиться:
Великомученик Пантелеи́мон целитель
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284–305), который захотел оставить его придворным врачом.
В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет Святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.
После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещеный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, – сказал ему святой, – во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого – Евсторгий, и оба с радостью приняли Святое Крещение.
После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.
Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», – произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» – молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).
Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким как воск и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежденным, и тогда никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.
Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.
Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.
В Никомидии накануне 27 июля – дня памяти святого великомученика – совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей – православных христиан и инославных – армян, католиков, и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «Кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в Святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).
Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 году по типу древних Афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители – глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. По рукописной Афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.