сайт мирожского монастыря официальный

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Контакты

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес монастыря: 180002, Россия, г. Псков, Мирожская набережная, 2

E-mail: monmir@mail.ru

Контактный телефон:

Банковские реквизиты:
р/с: 40703810951010100051 в Псковском ОСБ № 8630 г.Пскова,

к/с: 30101810300000000602, ИНН: 6027027032, БИК: 045805602

Реквизиты почтового перевода:
180002, Псков, Мирожская набережная 2, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь,
иеромонаху Серафиму (Козулину Александру Викторовичу).

ПРОЕЗД:

На поезде: с Ленинградского вокзала г. Москвы или с Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга.

Скоростной поезд «Ласточка«:

Номер поездаОтправление
813Я «Ласточка ЭС2ГП»13:40 Санкт-Петербург-Балт.
809Ч «Ласточка ЭС2ГП»06:55 Санкт-Петербург-Балт.
815Р «Ласточка ЭС2ГП»23:30 Санкт-Петербург-Балт.

В г. Пскове от ж/д. вокзала: 1,5 км пешком, либо на автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь»

Самолетом. 5 прямых рейсов:

Москва 1 ч 20 мин. JSC «AZIMUTH Airlines»

Анапа 2 ч 50 мин. РусЛайн

Сочи 2 ч 50 мин. JSC «AZIMUTH Airlines»

Пассажиры самолета смогут воспользоваться «Аэроэкспрессом» и автобусом № 4.

Источник

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Мирожская»

«По описи монастырской эта икона названа явленною, именуемою Спасо-Мирожскою. В рукописном сборнике, хранящемся в монастырской библиотеке (из «Историко-Статистического обзора монастыря 1868 г.» Н.Н.Василева), записано следующее сказание, сосьтавленное, как значится в надписи, в лето 7103 (1595 г.) т.е. спустя 28 лет после совершившегося чуда от иконы.сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

История явления чудотворной Мирожской иконы Божией Матери

На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление. В последствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы. Это дополнение стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям. В ХYI веке Мирожская икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IY увез икону с собой, а в монастыре был оставлен список с Мирожской Оранты.

В рукописном сборнике, хранившемся монастырской библиотеке, записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т.е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком: «В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой – Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь – святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней – княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа, и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа».Чудо от иконы совершилось во время большого мора, бывшего в Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы ежегодно совершается 24 сентября ст. ст.

Научные статьи о Мирожском монастыре. Автор Круглова Таисия Викторовна

Источник

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Храмы древнего Пскова – в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

7 июля 2019 года на 43-й сессии Комитета Всемирного наследия в Баку была единогласно одобрена российская номинация, которую мы привыкли именовать «Памятники Древнего Пскова». Этот серийный объект стал 30-м российским в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В сообщении Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО говорится:

«Церкви, соборы, монастыри, крепостные башни и административные здания составляют группу памятников, расположенных в историческом городе Псков на реке Великая на Северо-Западе Российской Федерации. Главными особенностями архитектуры этих зданий, созданных псковской школой зодчества, являются кубические объемы, купола, подъездыи колокольни, наиболее ранние элементы которых датируются XII веком. Церкви и соборы гармонично сочетаются с окружающим их природным ландшафтом посредством садов, заборов и стен. Под влиянием византийских и новгородских традиций псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV-XVI веках и стала одной из самых влиятельных в стране. Она оказывала значительное влияние на формирование архитектурных стилей в России на протяжении пяти столетий».

Десять псковских средневековых храмов, вошедших во Всемирное наследие ЮНЕСКО: «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря», «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор», «Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы», «Церковь Михаила Архангела с колокольней», «Церковь Покрова от Пролома», «Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда», «Церковь Георгия со Взвоза», «Церковь Богоявления со звонницей», «Церковь Николы с Усохи» и «Церковь Василия на Горке».

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.) Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.) Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

Источник

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

« …преданья старины глубокой. »

«. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу. «
А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей, образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля. Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.
Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с..

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Источник

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

История

Спасо-мирожский третьеклассный мужской монастырь города Пскова

В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, при каждом вражеском набеге на Псков он становился легкой добычей врагов. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А.Творогов связывал «Послание Есифа к детям» и считал его заказчиком псковского списка «Слова о полку Игореве». В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

В период Ливонской войны, ожидая прихода войска Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, а из расположенных в них монастырей и церквей вывести в город все имущество.

Мирожская обитель служила временной квартирой и для московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

Ранняя история монастыря была слабо освещена в летописях. Сведения о судьбе монастыря, быте монашествующей братии, участии обители в общественной жизни города в 14-15 веках в письменных источниках почти полностью отсутствуют. Не сохранилось ни одного графического или изобразительного материала, представлявшего территорию монастыря ранее 16 века.

Первоначальный облик монастыря неизвестен. Скорее всего, с начала ХУ века определилась граница, отделившая территорию монастыря от мысовой части междуречья Великой и Мирожи.

В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Изображение Спасо-Преображенского собора и храма святого Стефана можно видеть на знаменитых псковских иконах, написанных в память о спасении Пскова во время Ливонской войны 16 века.

На иконе 16 века Сретения Печерского монастыря, был изображен Спасо-Мирожского монастырь. На рисунке в центре монастыря возле Спасо-Преображенского собора была изображена довольно высокая колокольня башенной формы. В ходе военных действий 1581 года колокольня была разрушена. В монастыре была возведена новая колокольня, которую пристроили к западной стене Спасо-Преображенского храма, фасадом была обращена на северную сторону.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

На этой колокольне были укреплены 8 колоколов, один из которых имел надпись о том, что данный колокол был отлит в городе Пскове при дьяке Мисюре Мунехине 8 января 1520 года для Мирожского монастыря повелением игумена монастыря Григория.

Наряду с духовной миссией, Мирожский монастырь выполнял вполне светскую просветительную роль. Монастырь в раннюю пору своего существования был сосредоточием псковской культуры. В стенах монастыря велось летописание, переписывались церковные книги, делались списки «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».

В монастыре была своя иконописная школа. Известно, что особо почитаемый псковичами святой преподобномученик Корнилий Псково-Печерский именно в Мирожском монастыре в начале 16 века делал свои первые шаги в иконописи.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Знамение», что хранилась в монастыре с 1198 года. Она была прославлена в 1567 году в царствование Ивана Грозного, как икона исцеляющая. Икона была вывезена Иваном IУ в Москву, а в монастыре остался список с этой иконы, так называемая «Великая Панагия».

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России патриаршества, настоятелями в Мирожском монастыре были игумены, которых выбирали сами монахи, а утверждал владыка. В монастыре каждый брат жил в отдельной келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание.

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий в обязательном порядке ввел в монастырях новгородской епархии общежительный устав. Эта монастырская реформа коснулась псковской земли и привела к изменению внутреннего облика многих монашеских обителей.

Что касалось числа братии, то можно было предположить, что до 16 века в Мирожском монастыре было многолюдно, потому, что он считался вторым из числа 4-х больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим был Елиазаровский и четвертым Великопустынский).

С момента учреждения Псковской епархии в 1589 году Мирожским монастырем стали управлять архимандриты.

В 17 веке монастырь был владельцем крупных земельных вотчин, рыбных ловель, получал доходы с торговых рядов и водяных мельниц. Экономический расцвет отразился на строительной деятельности, результатами которой стало возникновение комплекса каменных построек вдоль берега реки Великой, южнее Спасо-Преображенского собора.

Археологами были открыты руины большой каменной палаты и основание столпообразной постройки, возможно шатровой колокольни, запечатленные на псковской иконе из часовни Владычного Креста. Этим же периодом датировалось строительство каменных подклетов, расположенных напротив собора.

К 1713 году была освещена построенная заново каменная Стефановская церковь с парадными воротами, выходящими к берегу Великой, а к середине 18 века, судя по описи 1766 кода, вся внутренняя территория была плотно застроена деревянными службами.

Согласно манифесту Екатерины II от 26 февраля 1764 года, монастырь был отписан к третьему классу. В Свято-Мирожском монастыре, полагалось быть игумену, четырем иеромонахам, двум иеродьяконам, четырем послушникам, одному подьячему, восьми служителям. С изданием штатов послушание каждого было определено особенною должностью: казначея, ключника, чашника, просфорника и другие.

В 1798 году в Мирожском монастыре проживали: игумен, три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь-ключник, чашник и просфорня. Число братии редко доходило до положенного штатами; кроме того, вместо монашествующих были в монастыре вдовые священники или другие церковнослужители, присланные в монастырь за какие-нибудь проступки.

В конце 18 века было вменено в обязанность всей братией иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным. По изданию штатов каждый брат располагал своими средствами на жизнь.

В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии.

На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

В монастыре существовала ризница, которая была устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состояла из небольшой палатки с двумя маленькими окнами.

Ризница монастыря была не богата утварью, главной ее реликвией считалась чаша Нифонта вырезанная из корня дерева, на дне чаши серебряная бляха с изображением распятия и надписью: » в лето 6664 (1156) апреля 8 дня в пречестную обитель Спаса Мирожского монастыря».

Края чаши были украшены тонкой серебряною полосой, выполненной в 1707 году с надписью: » Святой епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей принял монашество в Киевопечерской обители и на престоле епископском в великом Новгороде был 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устроил, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода придя Святой Нифонт во Псков создал между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украсил, и братию собрал, и игумена поставил, и дал села многие на устройство церкви и обители».

Предание говорит, что Нифонт с этой самой чашей и посохом в руках ходил по Пскову и собирал пожертвования на монастырь. До 1805 года в ризнице хранился посох преподобного Нифонта. Он был деревянным, украшен серебряными пластинами с надписью «лета 6664 сей посох Святителя Нифонта епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря обложен серебром Михаилом Сарпуковым».

При монастыре существовала библиотека, которая размещалась в ризнице. Библиотека была небольшой и состояла из богослужебных книг и рукописных богословских и философских трудов, некоторые были на латинском языке.

На следующий день Иоасаф снова побывал в монастырской библиотеке и надписал Минею: «Сия Минея Псковского Мирожского, подарок господина подполковника Петра Михайловича Самородского. Подписал той обители архимандрит Иоасаф 1753 года апреля 3 дня».

Архив монастыря, который также размещался в ризнице, состоял из указов Псковской духовной консистории, приходно-расходных и метрических книг. Указы начали собирать только после настоятельного требования епархиального начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, когда было предписано, полученные указы и другие документы переплести в книги, то обложки на них делали из указов 18 века, чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях 18 столетия. Документы 19 века были подобраны по годам и хранились в ризнице под присмотром казначея.

До 19 века монастырская ограда была деревянной, при архимандрите Иакове вокруг монастыря была возведена каменная ограда.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

До 1824 года остаток денег от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство, но по докладу Святейшего Синода Высочайше утвержденному 6 августа 1824 года, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря; о чем последовал указ от 25 августа 1824 года на имя Евгения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского.

С 1842 года, по переложению на серебро Мирожский монастырь получал штатного содержания 412 рублей 38 копеек. Со времени освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям были предоставлены права дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости помещика и вместо них Мирожскому монастырю назначено было содержание в 400 рублей из общественного сбора государственных крестьян.

В 1850 году монастырь был приписан к архиерейскому дому, архимандрит Нафанаил управлял монастырем в качестве архиерейского наместника, (в качестве настоятеля Нафанаил находился в монастыре с 1845 года).

С 1864 года Мирожским монастырем вновь стали управлять архимандриты.

11 января Святейшим Синодом был определен на службу настоятелем Спасо-Мирожского монастыря архимандрит Николай (Трусковский). Одновременно он был назначен ректором Псковской духовной семинарии и членом Псковской духовной консистории. Архимандрит Николай окончил курс Литовской семинарии в 1841 году, окончил курс Киевской духовной академии. Обучался наукам богословским и философским, историческим и физико-математическим; языкам: греческому, латинскому, еврейскому и немецкому, был профессором богословия. С 1849 год являлся ректором Минской духовной семинарии, занимался составлением историко-статистического описания Минской епархии, которое было представлено в Святейший Синод, за что получил орден св. Владимира 3-й степени и личную благодарность императора.

В середине 19 века монастырь переживал период хозяйственного упадка, резко сократилось число монашествующих. Монастырю угрожала судьба разорившихся обителей, если бы в 1858 году в соборном Спасо-Преображенском храме не были обнаружены под побелкой древние фрески.

Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном.

В 1884 году на собранные монастырем пожертвования были проведены ремонтные работы в храме во имя св.Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана. В 1884 году к нему была пристроена деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь, было устроено отдельное помещение для библиотеки.

В храме потолок и полы переделали. Стены были оштукатурены, поставлены две новые кафельные печи и установлен новый иконостас. На ремонт было израсходовано 872 рубля. 21 октября 1884 года храм был освещен епископом Нафанаилом.

Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до 1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию.

Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М. П. Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф. П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М.Сафронова.

Профессор Н.В.Покровский в 1898 году писал: «Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский осветил храм Спасо-Преображения.

Государем императором Николаем II было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рублей. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

В 1902 году в храме Спасо-Преображения после проведения реставрационных работ и капитального ремонта на средства Святейшего Синода был поставлен мраморный иконостас итальянской работы.

Резолюцией архиепископа Псковского и Порховского Арсения 26 марта 1907 года был утвержден в должности члена епархиального училищного совета, с 1907 года преподавал Закон Божий в старших классах Сергиевского реального училища.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

Землю у монастыря обрабатывали сами.

сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть фото сайт мирожского монастыря официальный. Смотреть картинку сайт мирожского монастыря официальный. Картинка про сайт мирожского монастыря официальный. Фото сайт мирожского монастыря официальный

В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев.

8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции.

С 15 июня 1921 года экскурсионная станция была открыта на территории Мирожского монастыря, заведующим станцией был назначен В.А.Федоров. Только в 1921 году экскурсионная станция приняла более 700 человек из Петрограда, из уездов Псковской губернии, из Москвы. Общежитие при станции было оборудовано для приема и размещения на территории Мирожского монастыря 30 человек. Экскурсионная станция успешно прижилась в стенах древнего монастыря. Но монастырь официально не был закрыт.

Из исторической справки: «4 февраля 1922 года, в воскресенье, «безбожники» явились в Мирожский монастырь, чтобы насильственно закрыть Спасо-Преображенский собор. Шла Божественная литургия. Народ стали выгонять из храма. Последним вывели священника отца Георгия (протоиерей Георгий Преображенский рукоположен в 1894 году, награжден палицей
и орденом св. Анны II степени в 1915 году
).

Честный отче, моли Бога о нас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *