сайт храма живоначальной троицы при бывшей черкасской богадельне
СВЯТЫНЯ НАШЕГО ХРАМА
Православная Церковь сохранила древний обычай – совершать литургию на мощах святых. Появился он в Римской империи во времена гонений на христианство. Гонимые христиане вынуждены были уйти в подполье в буквальном смысле – под землю. Они служили в катакомбах – погребальных подземных пещерах, соединенных между собой переходами. Римские катакомбы – это поражающий размерами некрополь («город мертвых»). Место это свято даже сейчас, когда, например, из катакомб святого Каллиста вынесены все реликвии. Мощи святых унесены, а святость места ощущается до сих пор.
В Православии и в наши дни существует обычай служить на мощах мучеников. На престоле нашего храма лежит антиминс с частицей мощей мученика Владимира Четверина, пресвитера саранского. Он засвидетельствовал веру в Воскресшего Христа ровно 100 лет назад.
Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. Начинал он свою деятельность учителем грамоты, затем семь лет был учителем церковно-приходской школы в селе Кутьеве Карсунского уезда, а по достижении 29 лет кардинально поменял свою жизнь: подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу в селе Юлеве Карсунского уезда, а затем в Большой Рязани, Вырыпаевке и Сурском Остроге.
Будучи учителем по призванию и чувствуя безграничную ответственность за свою паству пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию. Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет был рукоположен в сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда, где успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села.
Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными.
После с. Сырятино отец Владимир служил в Христо-Рождественской церкви села Барахман-Гарт.
Батюшка не отказался ни от учительского, ни от священнического призвания, даже когда в 1917-м году развернулось гонение на христианство подобно гонениям в Древнем Риме. Стали расстреливать самых деятельных, лучших людей Церкви. По селам нашей страны тогда ездили вооруженные продотряды, революционная власть отнимала у крестьян выращенный и собранный ими хлеб. Настало голодное время. Односельчане понимали, что в этих тяжких условиях свой хлеб нужно прятать. Надежно спрячешь, тогда село не будет голодом помирать. Кому доверить зерно? Односельчане доверили сохранить хлеб отцу Владимиру.
Когда же некоторые из сельчан захотели изъять весь хлеб в обмен на фальшивые деньги, отец Владимир разгадал этот лукавый заговор и встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков. Тогда гонители потребовали от святого нарушить тайну исповеди и выдать метрические книги. Однако отец Владимир предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу и выдать церковное достояние. Появились лжесвидетели, оклеветавшие своего священника. Обвинили батюшку «в неисполнении предписания советской власти о передаче метрических книг, в разрухе финансового состояния в стране и в несдаче имеющегося огнестрельного оружия», а жителей села обманом вынудили искать себе другого священника.
19 августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную литургию, после невинного священника арестовали, не предъявив ему какого-либо обвинения.
С этого дня начались честные страдания отца Владимира: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой, обвиняли в «пропаганде против советской власти». Но страстотерпец, чуждый всякой политике, с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы воля Божия была «яко на небеси и на земли».
Односельчане ходатайствовали перед «органами революционного правосудия» за священника, которого они хорошо знали и которому полностью доверяли. Людей не услышали. Мнение народа о священнике и учителе никого не заинтересовало. Местные власти недолго имитировали «расследование» по делу отца Владимира, проводили допросы и прочие следственные действия.
Пречестные мощи священномученика Владимира Четверина чудесным образом сохранились нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.
Учительствуя и направляя людей на путь Истины при жизни, святой священномученик Владимир и поныне не забывает о своей земной пастве.
Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!
День памяти свщмч. Владимира Четверина — 20 августа / 2 сентября (н.с.)
Царство Небесное паче земных красот возжелев, / добрым подвигом Христу подвизался еси./ И безбожное веление мужественне отринув, / сугубую благодать от Господа Сил приял еси. / Сего ради усердно тебе вопием: // моли о нас Христа Бога, отче Владимире, священномучениче.
Безбожному велению не повинулся еси / и мирския вся соблазны отринув / даже до лютых страданий и смерти Христу верен пребыл еси / и лику мученическому сочетался, отче Владимире! / И ныне паствы твоея пение прими: / испроси нам у Христа Бога грехов оставление // и велию милость.
Присяга
Уважаемые друзья, воспитанники и их родители!
В день Торжества Православия, 25 февраля 2018 года, 20 лучших воспитаников военно-патриотических клубов ВПЦ «СтражЪ», прошедшие курс молодого бойца, приняли Присягу, в которой они обещали любить и защищать свою Родину, усердно изучать военное дело, слушаться командиров и наставников, строить свою жизнь по заповедям Божиим.
Торжественное мероприятие проходило на территории храма Живоночальной Троицы при бывшей Черкасской Богодельне при активной поддержке настоятеля протоиерея Сергия и прихожан.
Но сначала у воспитаников преподавательским составом Центра были приняты зачёты. Все преподаватели отметили высокую мотивированность курсантов.
В торжественной обстановке перед Святым Евангелием и Святым Крестом под сенью флага ВДВ, принимали присягу ребята, потом были поздравления, подарки от прихода и угощения.
Молодцы! Так держать! Родина ждёт наших подвигов!
Храм Троицы Живоначальной при бывшей Черкасской богадельне (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной при бывшей Черкасской богадельне (Москва)
Храм Троицы Живоначальной при бывшей Черкасской богадельне — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
В 1856 году княгиня Надежда Алексеевна Черкасская приобрела дачу семейства архитектора Осипа Бове. Она устроила там богадельню для престарелых неимущих женщин. В 1857 году Н. А. Черкасская решила построить при богадельне домовую церковь во имя Живоначальной Троицы, и уже в 1858 году храм был освящён. В церкви были похоронены супруги Н. А. и Н. Н. Черкасские.
В 1886 году архитектор Н. А. Воскресенский разработал проект пристройки к церкви придела Святителя Николая. Освящение придела состоялось 15 октября 1888 года. В 1893 году деревянное крыльцо церкви было заменено каменной папертью со звонницей (архитектор П. П. Зыков-сын). В начале XX века храм получил самостоятельность.
После Октябрьской революции власти стали закрывать домовые храмы, однако богослужения в Троицкой церкви некоторое время ещё были разрешены. Чтобы не допустить закрытия храма, прихожане пытались доказать, что церковь не является домовой, так как она «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Лениной-Крупской». Обитатели богадельни также направили в Бутырский Совдеп письмо с просьбой не закрывать храм. Тем не менее 18 октября 1921 года храм был опечатан. В здании церкви и богадельни размещались различные медицинские учреждения. Были разобраны главы церкви, утрачены оконные наличники. Сохранились росписи начала XX века, а также захоронения.
В начале 2000-х годов помещения храма, занимаемые детской поликлиникой, были переданы православной церкви. Были проведены восстановительные работы, с 2003 года возобновились богослужения.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Москва, Ленинградский просп., д. 16, стр. 1 и 2
Прогулки по Москве. Храм Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне.
Гуляя по Беговому району Москвы, нельзя не зайти во двор Храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне. Красивая арка вызывает интерес у туристов и просто прохожих. История богоднельни такова: в 1853 году вдова героя войны 1812 года, Николая Черкасского, княгиня Надежда Черкасская приобрела на собственные средства загородную дачу у императорского архитектора Осипа Бове.
Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней около 1858 года. Тогда же на этом участке Петербургского шоссе появилась первая церковь Троицы Живоначальной.
После смерти княгини, богадельней занимался купец Николай Спиридонов. При нем в богадельне была открыта ремесленная школа для девочек. После смерти купца, его вдова в 1888 году устроила при церкви новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца в память о муже. После революции, власти стали закрывать домовые храмы, однако богослужения в Троицкой церкви некоторое время были разрешены. Чтобы не допустить закрытия храма, прихожане пытались доказать, что церковь не является домовой, так как она «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Ленина-Крупской».
В 1922 году в корпусах богадельни располагался «Дом матери и ребенка имени Лениной-Крупской», а с 1928 года — амбулатория имени П.Ф. Лесгафта. В 1950-х году в корпусах богадельни разместилась детская поликлиника. Храм в 2000-х годах был отдан РПЦ.
С 2003 года возобновились богослужения. Тут же по соседству сегодня находится Общеобразовательная православная школа искусств.
В 2015 году началась реставрация храма, и к 2018 году все работы были завершены. Храм можно посетить по адресу: Москва, Ленинградский проспект, 16 корпус 1. Приятных прогулок!
Беговой. Церковь Троицы Живоначальной при бывш. Черкасской богадельне.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1923 году храм был закрыт, священник, протоиерей Иоанн Миловидов, репрессирован, богадельня расформирована. Уже при советской власти здание какое-то время занимал райздрав, а потом в нем разместилась поликлиника. В настоящее время храм передан Русской православной церкви.
В 1853 г. Вдова героя войны 1812 г. Николая Черкасского Надежда Черкасская (древний род Черкасских — Бековичей) приобрела на собственные средства загородную дачу у императорского архитектора Осипа Бове. Испросила письменное благословение у первенствующего Члена Священного Синода Митрополита Московского Святителя Филарета (Дроздова), чтобы устроить по утвержденной смете Храм Живоначальной Троицы и при нем богадельню для пожилых лиц женского пола, неимущественного состояния. Женщины были на полном содержании, имели возможность посещать храм. Вначале на иждивении проживало около 15 человек. В 1856 г., был построен каменный Храм, а при нем богадельня. Храм был подчинен Троице-Сергиевой Лавре, окормляла его братия Лавры. После смерти вдовы Н.Черкасской, похороненной вместе с мужем в церкви, богадельню взял на свое полное обеспечение успешный купец Николай Спиридонов. Он жертвовал собственные средства на содержание богадельни, при нем количество призреваемых увеличилось. Кроме того, здесь была устроена ремесленная школа для девочек из неимущих семей, где их обучали труду. Богадельня стала именоваться Спиридоньевским убежищем для неизлечимых больных. После смерти купца Спиридонова, захороненного в подклети алтарной части Храма, его вдова возвела в 1888 году собственными средствами придел в честь Святителя Николая Чудотворца ( архитектор Н. А. Воскресенский). Освящение придела состоялось 15 октября 1888 года. Вместо деревянных построек ею же возведены три двухэтажных кирпичных корпуса богадельни в псевдорусском стиле (арх. Машков), строительство было закончено уже в начале 20-го века. В 1893 году деревянное крыльцо церкви было заменено каменной папертью со звонницей (архитектор П. П. Зыков-сын). В начале XX века храм получил самостоятельность. С 1908 г. Богадельня руководствовалась в своем управлении Императорским человеколюбивым попечения о бедных обществом (Вел.кн. святая Елизавета Феодоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители).
После Октябрьской революции власти стали закрывать домовые храмы, однако богослужения в Троицкой церкви некоторое время ещё были разрешены. Чтобы не допустить закрытия храма, прихожане пытались доказать, что церковь не является домовой, так как она «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Лениной-Крупской». Обитатели богадельни также направили в Бутырский Совдеп письмо с просьбой не закрывать храм. Тем не менее, 18 октября 1921 года храм был опечатан. В 1923 году храм был окончательно закрыт, богадельня упразднена, ее насельники изгнаны. Настоятель храма и духовник богадельни протоиерей Иоанн Миловидов вместе с семьей репрессирован. Помещения были отданы Дому матери и ребенка им. Крупской. Потом здесь располагалась лаборатория Лесгафта. Главы церкви были разобраны, утрачены оконные наличники. Сохранились росписи начала XX века, а также захоронения. С 1950 г в зданиях храма и богадельни располагалась районная детская поликлиника, приемное Отделение Детской инфекционной Больницы № 12 УЗ САО Москвы.
В 1858 г. на средства кнн. Черкасских при Черкасской и Спиридоновской богадельнях сооружён храм (арх. Н.И. Финисов). В 1888 г. был построен южный придел свт. Николая по проекту арх. Н.А. Воскресенского. В 1921 г. храм закрыли, богадельню преобразовали в Дом матери и ребёнка. В последующие годы здесь находилась поликлиника и аллергоцентр Детской инфекционной больницы №12. В феврале 2000 г. здание передано Церкви. При храме создан Московский центр Международного содружества православной молодёжи «Синдесмос».
Из книги «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ». Монастыри, храмы, святыни. Путеводитель. Москва УКИНО «Духовное преображение». 2007
В 2015-2018 г.г. по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в храме производились реставрационные работы. Началась реставрация в 2015 г., тогда были выполнены работы по гидроизоляции фундаментов храма и открытию приямков. Дело в том, что в подвале храма долгие годы стояла вода. Но благодаря Программе этот вопрос был, наконец, решен.
В 2016 г. проведена реставрация белокаменного и кирпичного цоколей; окрытие приямков; реставрация белокаменного и кирпичного подкровельных карнизов; ремонт и реставрация крыши, барабанов; устройство системы водостока и молниезащиты.
В 2017 г.: реставрация фасадов, воссоздание оконных и дверных дубовых столярных заполнений и наличников, устройство входных групп с воссозданием утраченных металлических деталей.
В 2018 г. все реставрационные работы были завершены. Непосредственно в 2018 г. велась реставрация интерьеров, включая устройство новых каменных полов, реставрация подвала, производилось устройство пандуса.