саввино сторожевский монастырь подворье в москве
Почему столичные власти «спрятали» шедевр архитектуры вместе с жильцами: Саввинское подворье на Тверской
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Монастырский доходный дом с киностудией
Несколько веков назад на Тверской улице стояло здание, принадлежавшее знаменитому звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. Оно пережило два московских пожара, однако во время последнего, в 1812 году, выгорело так, что восстанавливать его уже не было смысла. А в начале прошлого века, по просьбе Можайского епископа Парфения и с разрешения властей, на месте сгоревшего здания стали строить новое, четырехэтажное – с подворьем и хозяйственными помещениями.
Руководил строительством известный архитектор Иван Кузнецов, который спроектировал здание в стиле псевдорусского зодчества с добавлением элементов барокко и модерна, а также с использованием абрамцевских изразцов. Такое сочетание оказалось очень удачным, что и не удивительно, учитывая талант и опыт архитектора.
В дореволюционные времена первые этажи здания занимали разные конторы, в том числе Саввинское архиерейское представительство, редакции и магазины, а на верхних жили послушники монастыря. Но большая часть помещений сдавалась внаем, как в обычном доходном доме.
Во внутреннем дворе стояли две каменные постройки, в одной из которых располагалась домовая церковь в честь Саввы Сторожевского.
Кстати, в ведении располагавшегося здесь Московского Епархиального Общества были школа для бездомных бедняков, детский приют и мастерская для мальчиков.
Сразу после постройки подворья одним из арендаторов стала и киностудия Александра Ханжонкова («Торговый дом Ханжонкова»). Кинодеятелю даже удалось получить разрешение архиерея монастыря на строительство на заднем дворе здания съемочного павильона. Согласно легенде, поначалу священнослужитель противился такой затее, считая ее крамольной, однако после того, как Ханжонков пригласил его на сеанс и познакомил с кинематографом, архиерей был настолько впечатлен увиденным, что дал добро.
Почти десять лет здесь шли съемки и монтаж кинокартин. За это время было создано множество художественных и документальных фильмов.
Подворье дивной красоты понравилось горожанам
Здание на Тверской, похожее на русский терем и европейский замок одновременно, стало настоящим украшением улицы, да и всей Москвы, органично вписавшись в пейзаж.
Его облицованный плиткой фасад, украшенный глазурью, лепниной и мозаикой, вызывал восхищение прохожих, а две высокие остроконечные башенки, заметные издалека, стали его визитной карточкой.
Внутренние (дворовые) фасады оказались не менее красивы: арки, колонны, оригинальные барельефы и окна, украшенные цветами и морскими раковинами, созданы с большим вкусом и фантазией. Внутренний дворик напоминает шикарный дворцовый зал.
После революции здание, как и другие московские доходные дома, плотно заселили советскими семьями, устроив здесь коммуналки, а первый этаж отдали под магазины и хозпомещения.
Дом ехал очень плавно
В 1935-м, при расширении Тверской, которая в те годы уже именовалась улицей Горького, здание подворья не тронули, а вот четыре года спустя его существование оказалось под угрозой. В рамках Генплана реконструкции столицы дом хотели убрать, чтобы выстроить на его месте сталинку.
Однако сносить подворье все же не стали, а перенесли вглубь улицы примерно на 50 метров. Считается, что сохранить задние помогли в том числе и коллективные обращения местных жителей в высшие городские инстанции. По другой версии, власти приняли решение не уничтожать здание, поскольку все-таки признали его памятником архитектуры. Практика переноса зданий в Москве на тот момент уже имелась и технологии, которыми располагали советские градостроители, соответственно, это позволяли.
Руководил работами по переносу здания талантливый инженер Э. Гендель. Подготовка шла не один месяц, а вот сам переезд прошел быстро. Всего за одну ночь 23-тонный дом аккуратно срезали с фундамента и при помощи огромной лебедки по заранее уложенным рельсам аккуратно передвинули на новое место. Причем это произошло настолько плавно, что жильцов на время передвижения здания даже не отселяли – все это время они находились в своих квартирах.
Так уникальное здание оказалось на второй линии улицы Горького, спрятавшись от посторонних глаз за свежеотстроенным массивным сталинским домом. Соответственно, номер у перенесенного здания стал уже другим.
Сегодня в этом здании, которое, кстати, неплохо сохранилось, расположены по большей части различные организации – в том числе православные и благотворительные. Есть даже художественная галерея, посвященная русской и византийской иконе. Также здесь открыта православная часовня.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
САВВИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ, МОСКВА, ул.Тверская, 6, строение 6
В современном архитектурном путеводителе это здание отнесено к числу лучших построек так называемого неорусского стиля (в этом же стиле построены дом Перцова, ссудная казна, Марфо-Мариинской обитель и Ярославский вокзал).
На рубеже ХIХ-ХХ веков этот стиль был в моде также как модерн и эклектика. Использование в отделке современных зданий элементов древней архитектуры часто придавало домам какой-то сказочный вид.
Автором этого строения является архитектор Иван Сергеевич Кузнецов, соученик Шехтеля по художественному училищу и соавтор некоторых его работ.
Здание Саввинского подворья на Тверской было построено в 1905-1907
Архитектурные особенности этого 4-этажного дома — большая центральная арка-ниша
нарядные окна и керамическое оформление фасадов:
шатровые башенки со шпилями:
внутренний дворик здания представляет из себя замкнутый с 4-х сторон двор-«колодец»:
Саввинское подворье строилось как московский доходный дом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, в здании размещались различные конторы, гостиница и Саввинское архиерейское представительство (подворье), где останавливались представители монастырской братии, когда приезжали по делам в Москву.
Сам монастырь находится около Звенигорода на холме при впадении реки Сторожка в реку Москва. Основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским, ставший резиденцией русских государей в XVII веке, монастырь был одной из наиболее почитаемых обителей Российской империи.
Располагалось подворье в самом начале Тверской улицы и считалось одним из главных её украшений.
Саввинское подворье вошло в историю кинематографа Москвы и России как одно из мест, где зарождалось наше кино. Именно здесь с 1908 в начале своей карьеры работал знаменитый Александр Ханжонков и его «Торговый дом А. Ханжонков и Ко». Поначалу он занимался только торговлей и прокатом кинолент. И не он один – в этом же здании размещались конкуренты: фирмы «Глобус», «Гомон», «Эклер» («Эклипс»), «Наполеон» и «Кинолента».
Вот только сегодняшний прохожий может пройти и не заметить красивого броского здания.
Куда же переместилось здание?
Дело в том, что стоит оно теперь не на первой линии домов, а во дворе. И чтобы его видеть надо войти в арку дома 6, стоящего на первой линии и появившегося здесь в конце 30-х.
Это жутко интересная история!
По генеральному плану реконструкции Москвы принятому в 1935 году предполагалось придать городу новый, социалистический облик. Начали, ясное дело, с Тверской.
На правой стороне улицы в 1937-38 годах началось возведение двух длинных жилых зданий (№№ 4 и 6) по проекту архитектора А.Г. Мордвинова.
При этом строительство новых домов велось позади стоявших по старой красной линии домов! Потом четырнадцать старых строений сломали, и фасады новых домов образовали новую границу улицы.
А Саввинское подворье пощадили, решили сохранить как памятник архитектуры, но убрать вглубь улицы. Жилое здание весом 24 тонны было передвинуто вглубь квартала на 50 метров без отселения жильцов! Метод был разработан инженером Э. Генделем.
Как двигали здание?
Задача оказалась сложнейшей.
Во-первых, вес. Даже в Америке в то время не перевозили домов тяжелее 11 тысяч тонн. А подворье весило целых 24 тысячи тонн. Во-вторых — сложная, многокорпусная структура здания. Со всем этим пришлось повозиться.
Под основание дома подвели специальные рельсы, и с помощью домкратов дом потихоньку поехал.
Метод был разработан инженером Э. Генделем. Четырехэтажное многотонное жилое здание было за одну ночь передвинуто вглубь квартала на 50 метров. Причем делалось это без отселения жильцов!
Жильцы, зная, что их дом «переедет», волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам.
Однако им специально указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебёдка плавно сняла дом и покатила его по рельсам на новое место. Все инженерные коммуникации работали, т.к. были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей.
Здание Саввинского подворья передвигался очень медленно и плавно, и, говорят, многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром. Выглянул утром в окно и у тебя крыша поехала, так сказать, вдогонку за крышей дома твоего.
В дальнейшем в Москве нередко передвигали здания.
Еще одно здание на Тверской, глазную больницу, не просто передвинули, а и развернули на 90 градусов. К городским примечательностям, сменившим место своего пребывания, относятся еще памятник Пушкину, дом издателя Сытина, Триумфальная арка, памятник Гоголю. Москва, наверное, единственный город в мире где запросто двигают домами и памятниками, считая за дело не хитрое, житейское.
Да чего там сместить, сносить, вот уж где мы точно впереди планеты всей. А Саввинское подворье стоит, его только с глаз долой отодвинули.
Саввинское подворье
Здание подворья было построено в 1905-1907 годах по проекту архитектора Ивана Кузнецова. Изначально оно располагалось по красной линии Тверской улицы, однако, в 1939 году в ходе реконструкции улицы было передвинуто вглубь квартала, а перед ним возвели новый сталинский дом. Таким образом, подворье оказалось позади него, «во дворе».
Одной из ярких особенностей здания стали абрамцевские изразцы, обильно использованные для оформления фасада.
Над аркой, ведущей во внутренний двор здания, кроме изразцовых плиток с птицами и цветами размещена чугунная плитка с гербом РСФСР и изображением крестьянина и рабочего, пожимающих друг другу руки. По всей видимости, в прошлом там могло находиться изображение религиозного содержания, которое в советские годы было заменено на «идеологически правильный» элемент оформления.
К сожалению, в наши дни Саввинское подворье находится в удручающем состоянии: плитка с фасада частично обвалилась, некоторые декоративные элементы разрушены, местами здание выглядит очень неопрятно из-за облезшей краски и потрескавшейся штукатурки.
Нарушают облик здания и современные стеклопакеты, вставленные вместо исторических окон.
Огорчает и то, что перед зданием нет никакой комфортной площадки, с которой его можно рассмотреть.
История
История Саввинского подворья связана сразу с двумя монастырями: звенигородским Саввино-Сторожевским монастырём, которому оно принадлежало, и московским Воскресенским монастырём, что у золотой решётки, на месте которого оно было построено.
Ранняя история
Воскресенский монастырь существовал как самостоятельная обитель до 1651 года, когда был приписан к звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. Во время городских пожаров его постройки не раз горели и повреждались, но каждый раз отстраивались заново.
Строительство
Тем не менее, впоследствии Воскресенский монастырь был упразднён, и на рубеже 19-20 веков его территорию решили расчистить, чтобы освободить землю для нового строительства. В 1900 году в Московскую городскую управу поступило прошение от епископа Можайского, викария Московской епархии Парфения, в котором он ходатайствовал о разрешении на новое строительство после сноса монастырских построек, а также представил чертежи планируемого здания.
Проект нового здания Саввинского подворья был разработан русским архитектором Иваном Кузнецовым.
Любопытно, что при сносе прежних построек и выемки земли под фундамент рабочие натолкнулись на следы существовавшего при Воскресенском монастыре кладбища, о чём в 1903 году сообщила газета «Московские ведомости».
Тем не менее, строительству это не помешало, и в 1905-1907 годах на Тверской улице ведутся работы по возведению нового здания Саввинского подворья. Когда работы завершились, оно стало настоящим украшением улицы: солидные размеры (тогда это была самая крупная постройка от Охотного ряда до Тверской площади) и изящные башенки выделяли его среди прочей застройки в её окрестностях.
Фото: вид на Саввинское подворье с Тверской улицы, начало 20 века
Новое здание, хотя и сохранило функцию монастырского подворья (в нём по-прежнему располагалось Саввинское архиерейское представительство, а в одной из каменных построек во дворе находилась домовая церковь в честь Саввы Сторожевского), использовалось в основном как доходный дом. На его первом этаже расположились магазины, выше обустроили квартиры для сдачи внаём. Строительство доходных домов на землях монастырских подворий было распространённой практикой на рубеже 19-20 веков.
Квартиры и помещения в доме арендовали самые разные организации и частные наниматели, но особенно выделялись среди них кинематографисты. В силу каких-то причин дом им полюбился: в разные годы в его квартирах размещались прокатная контора Абрама Гехтмана «Глобус», прокатная контора Осипова, прокатная контора «Наполеон», прокатное отделение французской фирмы «Эклер», контора общества «Гомон», а также московское отделение Скобелевского комитета и фирма «Кинолента».
«А. Ханжонков и Ко»
Ханжонков обосновался в Саввинском подворье в 1907 году, разместив небольшую контору в 1-м подъезде. Однако, его дело быстро росло, и уже вскоре он занял весь подъезд. Предприниматель оборудовал здесь демонстрационный зал и небольшое киноателье, разместил магазин киноаппаратов, а в подвале устроил кинолабораторию, где изготовлялись титры для проката иностранных фильмов.
Но и на этом он не остановился: Ханжонков захотел построить рядом с Саввинским подворьем собственный кинопавильон. Предприниматель подготовил проект и всю необходимую документацию, как вдруг возникла неожиданная заминка: так как павильон должен был расположиться на церковной земле, между зданием подворья и домом архиерея, нужно было получить его разрешение. Но архиерей оказался идейным противником «важнейшего из искусств»: он считал его греховным и разрешать строительство категорически отказался. Ханжонков долго пытался убедить священнослужителя, что это не так, и уговаривал его посмотреть фильмы, чтобы он мог лично в этом убедиться, и в итоге ему это удалось.
Советские годы
После Октябрьской революции Саввинское подворье, как и другие московские доходные дома, было национализировано. Перед новыми властями в те годы остро стоял вопрос обеспечения горожан жильём, и в здании подворья разместили коммунальные квартиры.
Однако, происходящее внутри здания было не столь драматично, как то, что творилось снаружи. Согласно сталинскому плану реконструкции Москвы, в 1930-х годах Тверскую улицу, переименованную в улицу Горького, решили расширить втрое и превратить в парадную магистраль столицы. Красная линия её чётной стороны подлежала переносу к северу; вдоль неё, как и на противоположной стороне, планировали строительство совершенно новых жилых домов по проекту Аркадия Мордвинова и других советских архитекторов. Это требовало масштабного сноса прежних зданий.
В 1938-1940 годах улицу реконструировали, и историческая застройка вдоль неё по большей части была снесена.
Как в Москве дома двигали
Здание предстояло передвинуть на 50 метров. Советская технология передвижки была разработана инженером Эммануилом Генделем; подготовка длилась более 4 месяцев: дом срезали с фундамента, установив на мощные стальные балки, затем установили на катки, а по земле проложили рельсы.
Фото: перенос Саввинского подворья в 1939 году, автор фото: Э.Н. Евзерихин
Подворье передвигали без отселения жильцов, что, разумеется, вызвало у них определённое беспокойство. Жители просили сообщить им о дате передвижки дома, чтобы переселиться на это время к родственникам, однако, им специально сообщали неверные даты. Таким образом, начало переезда дома стало для его жильцов неожиданностью.
4 марта 1939 года, в 2 часа 3 минуты ночи 20-тонная лебёдка очень медленно и плавно сняла Саввинское подворье с фундамента и покатила его по рельсам на новое место. Все инженерные коммуникации при этом продолжали работать: их заранее присоединили к зданию при помощи гибких соединений и конструкций. Хотя скорость движения была небольшой, за ночь дом успели полностью передвинуть на новое место: говорят, многие жильцы узнали о случившемся лишь утром.
Подворье сменило не только расположение, но и адрес. Если раньше оно числилось на Тверской (улице Горького), 24, то теперь стало располагаться по адресу: Тверская (Горького), дом 6 строение 6.
Вскоре перед ним возвели роскошное сталинское здание по проекту Аркадия Мордвинова, и подворье окончательно скрылось позади него.
Наши дни
Впоследствии коммуналки в здании были расселены, и в наши дни в его жилой части располагаются элитные квартиры, стоимость которых достигает нескольких десятков миллионов рублей. В 2000-х годах часть помещений внутри подворья также передали Русской православной церкви. Здесь открылись Галерея русской и византийской иконы, паломническая служба «Святыни Православия» и Православный центр помощи детям-сиротам.
К сожалению, историческому зданию не уделяют должного внимания, и оно нуждается в реставрации.
Как добраться
Саввинское подворье находится по адресу: Тверская улица, дом 6 строение 6. Чтобы его увидеть, необходимо пройти через арку в доме 6 строение 1, который отделяет подворье от улицы (проход во двор свободный). При желании сюда также можно пройти подворотнями со стороны Столешникова переулка.
Добраться до здания подворья можно пешком от станций метро «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии, «Тверская» и «Театральная» Замоскворецкой, а также «Охотный Ряд» Сокольнической линии.
Саввинское подворье
Мало кто знает про это замечательное место, у которого очень занимательная история. Это Саввинское подворье — дом, который был поставлен на рельсы и передвинут на 50 метров вместе с жильцами.
А теперь более подробно:
Дом хорошо спрятан за гигантским строением архитектора Мордвинова. Но стоит зайти в подворотню — попадаешь в сказку.
Это неприметное здание на Тверской заслуживает отдельного рассказа. Остроконечные башенки и теремная крыша Саввино-Сторожевского подворья – напоминание о старой Тверской улице с открыток наших прабабушек. За спиной шумит поток машин, а перед глазами в дымке двора видны ряды больших полукруглых окон, разделенных балясинками, узоры из плиток, разноцветные изразцы с цветами и жар-птицами. Если зайти во внутренний дворик, оказываешься в зале барочного дворца: огромные лестничные витрины, раковины и цветы украшают наличники окон.
Когда-то плитка и огромные, по тем временам, оконные стекла сверкали на солнце, привлекая взоры пешеходов, но и сейчас, лишенные солнечного света, они продолжают радовать глаз.
Это место на Царской улице издавна занимал Воскресенский монастырь «у золотой решетки», который в 1650 г. был приписан Саввино-Сторожевскому монастырю.
Монастырь снесли в 1900 г., и в Московскую Городскую Управу поступило прошение епископа Можайского Парфения «о сломке ряда существующих строений», и просьба «произвести постройку 5-этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором». Для наблюдения за постройкой был приглашен архитектор И.С. Кузнецов.
Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. Стоимость квартир была невысока, площади большие. Дом сразу облюбовали кинопредприниматели.
В 1907 году одну из контор занимает студия А.Ханжонкова, который строит на заднем дворе огромный съемочный павильон со стеклянной крышей. Кинофабрика работала здесь до 1920-х.
В 1934 над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто уезжает на 50 метров вглубь квартала. Здание передвигали ночью, вместе с жильцами, и, благодаря этой передвижке мы знаем, что вес дома составляет 24 тонны.
Инженер Э.Гендель все замечательно рассчитал, и даже не разбудил жильцов.
В 2000 году часть помещений Саввинского подворья переданы церкви. Здесь открыта Галерея русской и византийской иконы и Православный центр помощи детям-сиротам.
После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место.
Водопровод, канализация, электричество, телефон, радио и прочие коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом лишь утром. В одной из квартир шестилетняя девочка Инна Розанова накануне играла в кубики и строила из них башни. Заигравшись, она уснула, оставив башни на столе. Наутро башенки уцелели, не рассыпались. Передвижку закончили в три дня, передвинув дом на 49 м 86 см. Сейчас он стоит во дворе дома № 6 по Тверской. Как правило, при передвижке все коммуникации работали исправно, а вот после подключения их к стационарным сетям начинались перебои. Жильцы перемещенного дома на Садовнической улице сообщали с горечью в 1939 г., что спустя полтора года после передвижки их дом так и не подключили к газовой сети.
Следует отметить, что этому дому вообще не везло. Еще когда строили дом, а возводили его на топком болоте, засыпанном песком, здесь было много неприятностей. Не успели заложить фундамент, как он стал оседать и проваливаться. Забили мощные сваи, навезли еще многие кубометры земли, но и тогда строительство шло с большими приключениями.
В подвалах дома, между зданием и фундаментами, до сих пор сохранилась мощнейшая металлическая рама, на которой дом переезжал, — говорит Алексей Бардашов, инженер-строитель из Института повышения квалификации госслужащих. — Представляете, сколько металла не пожалели тогда, в 30-е годы, когда он был крайне нужен стране! Раму поставили на катки и по забетонированной площадке перевезли дом на новое место. Жильцов при этом не выселяли.
В основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых он и ехал на новоселье на 150 метров в сторону.