саввино сторожевский монастырь иконы и святыни
Саввино-Сторожевский монастырь
Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после
окончания вечерней службы.
Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:
История монастыря
Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.
Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.
Преподобный Савва Сторожевский — один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Был духовником сына Дмитрия Донского князя Юрия, и по его просьбе основал в Звенигороде обитель, которая впоследствии стала называться Саввино-Сторожевским монастырем. За подвижническую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости. Преподобный считается чудотворцем, много чудес исцеления и помощи происходит от его мощей. Также Святой много раз являлся людям и помогал им.
Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.
Период расцвета
В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.
По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.
В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.
Период запустения
В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.
В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.
В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.
XX век
9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.
Современное состояние
Сейчас обитель насчитывает 50 монахов. В 2007 году был торжественно открыт памятник основателю монастыря. Обитель славится своим вкуснейшим квасом, который настаивается на изюме.
Архитектура и ансамбль монастыря
К счастью, Саввино-Сторожевский монастырь обошла стороной участь большинства русских обителей в начале XX века. И сейчас он выглядит так же, как выглядел при царе Алексее Михайловиче:
Святыни и реликвии монастыря
Главной святыней обители по праву являются мощи ее основателя преподобного
Саввы. Они находятся в главном соборе. Также в монастыре находится Крест-мощевик и ковчеги-мощевики с множеством частиц мощей и камнями от Гроба Господня и Голгофы и другими святынями.
Могила старца Симеона. В народе его называли «Семенушка». Праведник вел благочестивую христианскую жизнь, принял на себя подвиг юродства. Источник преподобного Саввы Сторожевского.
Находится вне монастырских стен, около скита. Скит был построен на месте пещеры, выкопанной самим Саввой, где он жил и молился. В настоящее время, как и раньше, в скиту живут монахи. На источнике можно набрать благодатной водицы, а в купели искупаться.
Чудотворные иконы
В обители есть несколько чудотворных икон с частицами мощей святых: вмч. Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, прмч. Елисаветы, блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского (с тапочком, привезённая с острова Корфу).
Информация для паломников и туристов
Адрес монастыря: город Звенигород Одинцовского района, Городок, 5. Телефоны обители: 93-37-978 — приемная (код 495), (903)-27-40-121 — паломническая служба, (963)-64-03-700, (495)-99-29-418 — монастырская гостиница.
Как добираться
Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:
Где остановиться
При обители есть трехэтажная гостиница, рассчитанная на пятьдесят человек. Комнаты разной вместимости: на одного, двух, трех, четырех и одна комната на шесть человек. Есть номера как эконом-класса, так и люксовые.
За пребывание детей в гостинице платить не нужно, они размещаются вместе с родителями. Запрещается привозить с собой животных. Также рекомендуется бронировать места заранее.
Паломническая служба монастыря
Для гостей обители паломническая служба разработала 2 экскурсионных маршрута. Первый короткий и включает в себя знакомство с архитектурой монастыря, посещение храмов, крепости и колокольни. Маршрут длится 1,5 часа. Второй длинный и включает в себя не только монастырь, но и звенигородский кремль, скит святого Саввы и источник. Тем, кто решил воспользоваться услугами паломнической службы, желательно связаться с ней заранее.
Паломническая служба работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.
Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после окончания вечерней службы.
Таблица 1. Расписание богослужений в обители
День | Название богослужения | Начало |
Будние дни | Полуношница, молебен |
Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
Всенощное бдение
17.00
Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
Всенощное бдение
17.00
Поздняя Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
График работы Купальни: ежедневно с 7.00 и до:
В понедельник купальня закрывается раньше на час.
Тем, кто решил посетить святую обитель, не стоит забывать, что это действующий монастырь, в котором действуют строгие правила поведения. Одежда и внешний вид должны быть максимально скромными (мужчинам запрещено ходить в шортах, женщины не должны быть в брюках и с непокрытой головой). Вести себя нужно также благоговейно и скромно. Снимать фото и видео можно только здания снаружи.
Видео
Документальный фильм «Саввино-Сторожевский монастырь», снятый студией «Неофит». В нем известный православный историк и публицист Николай Державин рассказывает всю правду об истории монастыря.
Святыни Подмосковья. Звенигород
В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое.
Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами.
Автобус № 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород, петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород, нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского.
К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах.
Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа.
Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.
Когда заходишь внутрь, глаза должны попривыкнуть к сумраку собора, чтобы разглядеть сохранившиеся фрески XIV века. Вот ангел вручает свиток с монашеским общежительным уставом преподобному Пахомию. Повыше – святые врачи Флор и Лавр. А вот преподобный Варлаам беседует с индийским царевичем Иоасафом. А если запрокинуть голову, то там, в барабане купола – пророк Даниил.
Лик Спаса Вседержителя (“Русский Спас”), хорошо известный нам, оказывается, был обнаружен в 1918 году здесь же, в Успенском соборе. Вместе с иконами архангела Михаила и апостола Павла, образ хранится сейчас в Третьяковской галерее. Не было у иконописцев обычая подписывать свои творения – кто я такой, всего лишь кисточка в Божиих руках – потому-то чаще всего и не знаем мы, кто писал ту или иную икону. Но Спас Вседержитель с большой вероятностью написан рукой Андрея Рублева.
Саввино-Сторожевский монастырь
… Поворот в монастырь — здесь нужно выйти из автобуса. Идти недалеко, но в гору. Пеший подъем можно растянуть минут на 10.
Сквозь деревья белеют каменные стены обители, с круглыми башнями, бойницами – как у крепости. Ведь монастыри-то раньше и были крепостями, часто выполняли оборонительную функцию.
Любил это место царь Алексей Михайлович Тишайший. Как-то во время охоты в окрестностях монастыря встретился он с медведем, и не оказалось рядом никого из государевых людей. По преданию, из чащи вдруг вышел старец и усмирил дикого зверя. «Кто ты?», – спросил Алексей Михайлович. «Савва», – ответил монах и так же неожиданно скрылся, как и появился.
С тех пор царь регулярно приезжал сюда, даже построил себе здесь резиденцию – царский дворец и царицыны палаты, где сейчас располагаются соответственно паломническая служба и музей. Ученые говорят, что эти белокаменные царские палаты – один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины-конца XVII века.
Окна царской светлицы, наверное, выходили на луга…
А в покоях, где когда-то останавливалась Мария Ильинична Милославская, супруга Алексея Михайловича, теперь располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Изразцовые «муравленые» печи, мебель боярская, кокошники и серьги – чего-чего там только нет! В музее можно пробыть и час, и два.
Рождественский собор монастыря
Первоначально на месте этого храма в 1398–99 году была воздвигнута деревянная церковь. Вокруг – можно себе представить – возвышались такие же деревянные кельи, монастырские постройки. Но уже через несколько лет, в 1404–1405 гг., по указу князя Юрия и на его средства начинается строительство белокаменного собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белый камень добывался недалеко от этих мест – в верховьях Москва-реки.
Примерно в это же время, по приглашению князя Юрия Звенигородского, Савва оставляет Троицкую обитель в Сергиевом монастыре, где он был на тот момент игуменом, и приходит в Звенигород, чтобы окормлять местную братию…
Захожу в полумрак собора. Вечернее богослужение, читают кафизмы. Спокойно, мирно.
Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего…
В храме темно, лишь огоньки свечей. Под куполом через оконца льется вечерний свет, заглядывает последний закатный луч. С балкона поёт мужской хор: «Святейший владыка, благослови», – Саввино-Сторожевская обитель – ставропигиальный монастырь.
Расположение главной святыни обители, мощей преподобного Саввы – справа от иконостаса, под резной золотой сенью. Когда-то сень была дубовой, потом – серебряной; рядом были особо почитаемые Саввой образа, теплились неугасимые лампады. После революции мощи преподобного были конфискованы, а 22 августа 1998 года торжественно возвращены в обитель.
Остаться переночевать в гостинице при монастыре – это значит многое. Например, можно спокойно выйти после вечерней службы, не спеша пройтись по территории монастыря. Дойти до смотровой площадки, которая за стенами обители, с юго-западной стороны. Монастырь находится на холме, под которым течёт речка Сторожка. Это от слова «сторожить», ведь и монастырь называется Сторожевским. Расположился он западным форпостом московского княжества, словно сторож Москвы.
В полдевятого спускаются сумерки, и в это время братия идёт с крестным ходом вокруг стен обители, с иконами, кроплением святой водой и пением «Святый Боже».
В этот час нет народа и у колодца Саввы. Можно спуститься по деревянной лестнице (спуск продолжительный, собьешься со счета ступенек), умыться водою из источника.
Рядом с колодцем расположено рыбное монастырское хозяйство.
Только заночевав в монастыре, есть возможность попасть на ранний братский молебен, который в Савввино-Сторожевской обители начинается в 6 утра. После него открывается стекло над мощами и можно приложиться к главе преподобного.
…Преподобный Савва принял постриг от преподобного Сергия, «игумена русской земли», и так же, как его учитель, явил собой образец кроткой и смиренной жизни. Как говорится в житии, «всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми».
Скит преподобного Саввы Сторожевского
Над пещеркой Саввы – местом его уединения и непрестанной слезной молитвы – сейчас находится монастырский скит с храмом в его память. Скит образовался в 60–70 гг. XIX века силами свт. Филарета (Дроздова), настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Назывался он изначально «общежительное отделение». Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава. Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Сейчас там храм в честь преподобного Саввы, братский корпус, монастырский огород, скотный двор.
Расстояние до скита – верста, чуть больше километра, то есть. Ранним утром народ понемногу стекается в скит к Божественной Литургии, которая бывает там ежедневно. За литургией – общее пение. Регентует всеми монах, и только Херувимскую песнь и Милость мира поют в одноголосную мелодию монахи. Без нестройных выкриков, слаженно поют люди, дружно.
Как-то побывав здесь с группой иконописцев, мне захотелось вернуться сюда снова. Тогда, слушая экскурсионные искусствоведческие речи про раннемосковское зодчество и иконописные техники артели Андрея Рублева, мне вдруг подумалось, что Русь – святая, и мы, современные несчастные люди, должны чаще возвращаться в эти святые места, чтобы быть счастливыми.
В материале использованы фото с официального сайта обители и фотографа Артёма Мочалова.
Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.
Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
Современное состояние [ править ]
Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.
В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.
Здания и сооружения [ править ]
Храмы [ править ]
Другие здания [ править ]
Башни [ править ]
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
- саввино сторожевский монастырь зимой фото
- саввино сторожевский монастырь инстаграм