савватьевский монастырь в тверской области официальный сайт
Контакты
Реквизиты:
Местная религиозная организация православный Приход Знаменской церкви д. Савватьево Калининского района Тверской и Кашинской Епархии РПЦ (МП).
ИНН 6924012376, КПП 694901001, ОГРН 1036920008355
Банк ТВЕРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8607 ПАО СБЕРБАНК
БИК 042809679 Счет 40703810863000000536, Кор. счет 30101810700000000679
Назначение платежа: «на уставную деятельность прихода»
Настоятель храма: протоиерей Андрей Егоров тел. +7 920 690 42 10.
Наши контакты
170538, Россия, Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение, деревня Савватьево, 9/1
Как добраться?
Расписание движения пригородных автобусов
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (с 15 апреля по 31 октября) с 15 апреля 2021 г.
Автобус №121: Тверь – СНТ «Синтетик» | |
---|---|
Речной вокзал | Савватьево |
6:05 | 6:55 |
6:50 | 7:45 |
7:50 | 8:45 |
8:45 | 9:40 |
10:15 | 11:10 |
12:10 | 13:05 |
13:15 | 14:10 |
15:30 | 16:25 |
16:25 | 17:20 |
17:45 | 18:40 |
18:20 | 19:15 |
19:35 | 20:25 |
Автобус №128: Тверь – завод 1 Мая | |
---|---|
Автовокзал | Завод 1 Мая |
7:40 (от речного) | 5:55 |
8:05 | 9:45 |
11:30 | 13:10 |
15:10 | 16:50 |
19:05 | 20:45 |
Автобус №139: Тверь – Лисицкий Бор | |
---|---|
Автовокзал | Лисицкий Бор |
5:55 | 7:10 |
12:10 | 13:35 |
17:30 | 18:55 |
ЗИМНИЙ ПЕРИОД (с1 ноября 2021 г. по 14 апреля 2022 г.)
История
Преподобный Савватий Тверской
Кто ты еси, преподобне отче Савватие?
Икона «Савватий Тверской в молении Кресту». МиАР, КП 1535. XVI в. 25,5 x 21.2
Савватий – загадочный святой. Мы ничего не знаем происхождения Савватия. Этот вопрос требует специального исследования. Споры о преп. Савватии в среде тверских краеведов слышны и сегодня. Кто-то, следуя версии исследователей XIX века, считает Савватия тверичем пострижеником Оршина Вознесенского монастыря, кто-то – пришельцем из дальних краёв, из святого града Иерусалима, или даже с богошественной святой Синайской горы.
Очевидно одно, преп. Савватий никого не оставляет равнодушным. Его молитвенное предстательство за всех обращающихся к нему за помощью велико, а исцеления по его молитвам многочисленны.
Более шести веков прошло, а преп. Савватий продолжает в своей лесной Пустыньке под Тверью с любовью принимать, утешать, исцелять больные человеческие души и телеса до сих пор.
«Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития»
На иконах сохранились надписи, о жизни прп. Савватия. Мы можем детально рассмотреть, какой была обитель прп. Савватия в самый интересный период своей истории с конца XIV до середины XVI вв., т.к. план монастыря с его постройками и окружающей местностью изображен на первой из этих икон. На ней же отражены этапы становления обители.
Важным историческим письменным источником середины XV века является свидетельство прп. Иосифа Волоцкого о ученике прп. Савватия Тверского старце Евфросине и о Савватьевой пустыни в «Духовной грамоте» 5 преподобного Иосифа.
В архивах Москвы, Твери и Санкт-Петербурга хранятся исторические материалы: рукописи и документы относящиеся к древней истории Савватьева монастыря.
До разрушения савватьевских храмов в 1930-х гг. еще сохранялись некоторые вещественные памятники древности и документы, которые описаны в исследованиях историков XIX- нач.XX вв.
Заслуживает внимания народное предание о прп. Савватии, зафиксированное тверскими краеведами в XIX веке.
Наконец, археологические раскопки, проходившие на территории бывшего монастыря в 2009 и 2018 гг. дали новые научные данные.
Преподобный Савватий Тверской
Отшельник из иерусалима
Надписи на савватьевских иконах говорят о том, что прп. Савватий был отшельником. Он подвизался на правом высоком берегу («в горе») р. Орши (Ворши, Вороши) в пещере. Затем основал монастырь, называвшийся его именем – Савватьева пустынь.
В XVIII веке на этом кресте была надпись о том, что именно этот крест принесен преп. Савватием из Иерусалима. Сомневаться в его подлинности нет оснований. В выемке, бывшей на кресте, первоначально, видимо, помещалась частица Животворящего Креста – святыня, принесенная Савватием из Святой Земли.
Но как мог быть связан тверской подвижник и Иерусалим? Когда, зачем и при каких обстоятельствах пришел монах Савватий из Иерусалима в Тверь?
Преподобный Савватий Тверской
Оршинская версия
Тверской краевед Андрей Афанасьевич Митропольский с супругой. Фото XIX в.
Председатель Тверской учёной архивной комиссии, Иван Александрович Виноградов. Фото нач.XX в.
Исторически Савватьев и Оршин монастыри связаны только территориально – граничили их вотчины. Никакой другой связи этих двух обителей, а тем более зависимости одной от другой не было. Это были соседи, вотчины их примерно одинакового размера.
Пруд и колодец святого Савватия возле Твери
Савватьево делит пополам речка Орша.
1.
Сюда приезжают множество верующих и просто любопытствующих людей.
Бытует мнение о чудесах исцеления посетивших сей пруд.
Чтобы попасть к пруду, надо спЕшиться и направиться по тропинке к лес:
2.
Мы идем мимо дома с таким адресом:
3.
Мимо общественного сооружения:
4.
Идти недалеко, метров 100-150:
5.
Сейчас лес изменится: из зеленого лиственного превратится в темный еловый:
6.
7.
Согласно преданию, около 1390 года в Тверь пришел палестинский монах Савватий.
Из Иерусалима пришел!
В Твери монах не остался, а направился на восток от города.
Примерно в 12 верстах, в дремучем лесу, монах и поселился.
Выкопал пещеру, колодец и начал жить праведником.
Считается, что этот холм Савватий насыпал собственноручно:
8.
Но побыть в одиночестве монаху не удалось.
О нем прознали люди и стали приходить к нему за благословением и исцелениями.
Стала расти обитель.
Историю подробнее можно прочитать здесь:
9.
Со временем был основан монастырь:
10.
При советской власти церковные постройки, конечно, разрушили, а в постсоветское время взялись восстанавливать.
11.
12
Поставили домик для омовений:
13.
Набирай воды, заходи, обливайся:
14.
Я говорю прудик, хотя фактически здесь сооружена купальня:
15.
16.
Цивилизованно, но как жаль старого прудика!
Поднимаемся на холм.
Здесь видны следы человека:
17.
18.
Вокруг холма прорыта канавка:
19.
При известном воображении можно утверждать, что чувствуешь нечто необычное.
Мы обратили внимание как много в округе искривленных деревьев:
20.
21.
22.
23.
24.
Все это снято в пределах площадки, не сходя с места.
Сосна, выросшая на свободе, выглядит по-другому:
25.
Возвращаемся на дорогу:
26.
Пройдем немного вперед и осмотрим Знаменскую церковь:
27.
Церковь стоит на берегу Орши:
28.
Весной после снежной зимы Орша здорово разливается и поднимается, становится даже бурной.
Возле дороги стоит деревянное строение с приятными путникам товарами:
29.
Пироги, квас, молочные продукты, яйца, бывают блины с начинками.
Недешево, ибо считается как пожертвование на храм.
Здесь же душеспасительная литература, в том числе книга о Савватьевской пустыни.
В книге много рассказывается не только о далеком прошлом, но и о современных нам исцелениях:
30.
Помню, кто-то там, регулярно погружаясь в пруд, излечил запущенное варикозное заболевание.
При Знаменской церкви живет множество котов:
31.
Коты имеют вид сытый и ухоженный, людей не боятся:
32.
Этот у них, похоже, старший:
33.
Церкви стоит строить хотя бы ради котов:
34.
35.
В нескольких километрах от Савватьева расположен Оршинский женский монастырь, где Орша впадает в Волгу.
Расскажу!
Газетные статьи
Газета «Православная Тверь» №№1-2 (82-83) январь-февраль 2001 г.
ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ
Уже в течение трех лет (с 1998-2001 гг.) от Храма Воскресения Христова (Трех Исповедников) города Твери (наб. Аф. Никитина, 38) раз в месяц по воскресным дням отъезжает автобус с паломниками. Он едет в село Савватьево к месту отшельнических подвигов при. Савватия, пустынника Тверского и Оршинского, нового чудотворца. Многие случаи благодатной помощи и исцелений по молитвам св. пустынника доказывают старую истину: святые Божий молятся за тех, кто благоговейно хранит память о них. Мы публикуем рассказы о современных чудесах прп. Савватия, свидетелями которых были служители и прихожане этого храма, а также некоторые жители села Савватьево.
Живет в селе Савватьево, Калининского района, один из старожилов этого села, Мария Ивановна Голяткина. Когда в 1998 году мы начали организовывать паломнические поездки в пустыньку прп. Савватия Тверского, Мария Ивановна рассказывала нам много интересного. За восемь с лишним десятков лет, что она живет в Савватьево, она была свидетельницей многочисленных исцелений, происходивших здесь. Неоднократно ее саму исцелял прп. Савватий, которого она с детства почитает. Она помнит еще неразрушенными савватьевские храмы; рассказывала, как их взрывали в 1936 году; как «не поддавались» древние стены взрывчатке, которую закладывали несколько раз, прежде чем разрушили Сретенский собор, колокольню и малую церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы. В этой малой церкви была гробница прп. Савватия Тверского с его мощами под спудом. По словам Марии Ивановны, эта церковь была «маленькой, уютной и вся светилась». Помнит она пещерку и колодезь с прудиком в пустыньке прп. Савватия, что в лесу на правом берегу р. Орша. Между прочим, тут же, рядом с пустынькой, стоит и дом Марии Ивановны. В пещерке были вход и выход, и она была очень маленькая: так что люди едва могли стоять внутри, и то на коленочках, перед небольшим образом. Здесь люди исцелялись, особенно от воды из колодца и прудика.
В 1977 году Мария Ивановна тяжело заболела. Врачи поставили диагноз – острый гангренозный калькулезный холецистит, превезикальный инфильтрат местный перитонит. Перед операцией сходила на пустыньку, помолилась святому Савватию, чтобы благословил на операцию и помог исцелиться. Тяжела была после операции, но все преодолела с Божией помощью и по молитвам прп. Савватия.
А год назад было с Марией Ивановной явное чудо; тогда она тяжело заболела двухсторонним воспалением легких. В Прощеное воскресенье (12 марта 2000 г.) мы приехали на молебен к Кресту в пустыньке. С посторонней помощью Мария Ивановна дошла до пустыньки только к концу молебна; видно было, что ей это далось не легко. «Молилась, думала умру, но нет – все как рукой сняло», – рассказывает баба Маня. И действительно, через пару недель, когда мы приехали на очередной молебен, бабу Маню было не узнать. Она была «как новенькая» и повторяла только: «Савватий меня исцелил. Наш Савватий – исцелитель». Флюорография показала, что легкие у бабушки совершенно чистые. А ведь мы, по правде сказать, тоже думали, что последней болезнью Господь Марию Ивановну посетил, так плоха была. Но. слава Богу и угоднику Его Савватию Тверскому, чудотворцу.
Неоднократно приходилось слышать мне о помощи по молитвам прп. Савватия в болезнях головы и ног. Одна наша прихожанка, по имени Людмила, после того как съездила на молебен к прп. Савватию, совершенно исцелилась от долго мучившей ее болезни обеих ног. Она также уверена, что ее исцелил именно Савватий. А вот свидетельство другой рабы Божией, Анны: «У меня немела левая нога, думала отнимется, еле ходила; съездила к Савватию, помолилась у Креста; не заметила, как все прошло».
В XIX веке были случаи исцеления от падучей болезни (эпилепсии). Тоже происходит и в наши дни. Рассказывали, что прп. Савватий сам явился во сне одной женщине (а она страдала как раз психической болезнью) и сказал, чтобы приходили к нему за помощью с такими недугами. А когда на один из молебнов в Савватьеву пустынь с нами поехала группа больных из Областного психоневрологического диспансера (ул. Фурманова), то они сказали мне: «Вот куда нам нужно ездить лечиться». Видимо, так явно почувствовали они помощь угодника Божия.
Сам я был свидетелем двух необычных исцелений с помощью прп. Савватия. Один был в 1998 году. Мальчик школьного возраста попал в реанимацию. Инсульт. Как говорили врачи: «очень тяжелый». Мать его, по моему совету, стала молиться прп. Савватию, ездила на наши молебны, брала воду. А недавно, в декабре 2000 года, приехала на молебен в пустыньку уже с сыном: благодарила, сказала, что исцеление пришло именно отсюда, от Савватия. Другой случай не менее тяжелый. Младенец упал со стульчика на голову, оказался в реанимации с кровоизлиянием в мозг. Врачи не верили, что выживет. Говорили, что даже какой-то профессор из Москвы приезжал и признал его безнадежным. Я также сказал матери, чтобы она молилась прп. Савватию, а бабушка малыша ездила на молебен за целебной савватьевской водой. Сейчас малыш идет на поправку. Дай Бог!
Еще один случай, о котором могу засвидетельствовать, произошел в конце декабря 2000 года. Мы приехали на пустыньку помолиться и, когда уже уезжали, навстречу нам попались еще одни посетители: женщина с двумя сыновьями, в руках у одного ведро. Оказалось, у нее болезнь головы и ничто не помогает ей так, как вода из колодца прп. Савватия, который в прошлом году милостию Божией был восстановлен в пустыньке, благодарила одного человека, подсказавшего ей искать исцеления здесь.
Не сомневаюсь, что многие люди могли бы рассказать о других случаях благодатной помощи, утешения и исцелений, которые они, или их близкие и знакомые получали от святого пустынника Савватия Тверского.
Да и сам я всегда получаю благодатную помощь от этого угодника Божия. А пока писал эту статью был исцелен им от гриппа, которым начал было уже заболевать.
Преподобие отче наш Савватие, благодарим тебя за твои святые молитвы за нас грешных.
Священник храма Воскресения Христова (Трех Исповедников) г. Твери
Иереи Андрей Егоров
Газета «Тверской Мірянинъ» № 8 (72) 16 мая 2002 года
ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ ТВЕРСКОГО
Чудеса – это зримое явление благодатной силы Божией и всеблагого Его промысла о нас, когда естественные законы этого тварного мира нарушаются Творцом, препобеждаются Его бесконечной любовью. Часто чудеса происходят молитвенным заступничеством святых Божиих угодников. У нас, немощных, какая молитва? А они, как огненный столп «досязаяй до небесе», пламенеют любовью к Богу и к нам, грешным.
В народе говорят: не стоит город без святого, а село без праведника. Обильно рассыпан этот духовный бисер святых мест по нашей древней Тверской земле. Об одной такой православной жемчужине – Савватьевой пустыни – мы уже писали на страницах «Мирянина». А сегодня расскажем о чудесах, совершавшихся по молитвам преподобного Савватия, пустынника Тверского, игумена Оршинского, чудотворца.
Очевидно, если ученик прп. Савватия мог поднять со смертного одра болящую княжну, то и учитель его, Савватий, не менее, а может, и более был прославляем Богом чудесами. Этим объясняется и то внимание тверитян, которым пользовались Савватьева пустынь, ее основатель прп. Савватий и его ученики и преемники – старцы Парфений, Досифей, Евфросин, Нектарий и другие. Сюда приходили за советом, благословением и, главное, за молитвенной благодатной помощью. Так прошло около 200 лет. В Смутное время монастырь был разорен «литовскими людьми». В 1764 г. он был упразднен и обращен в приход Тверской епархии и уезда. Однако почитание прп. Савватия оставалось сильным. Замечательно прошение, которое было направлено архиепископу Тверскому и Кашинскому Платону (1770 — 1775) в 1773 г. в защиту самостоятельности Савватьевского прихода. Подписались под прошением знатные горожане, некоторые из них делали от себя особые приписки. Так, коллежский регистратор Т.Г. Протопопов сделал в своей подписи следующую приписку: «а понеже от прп. Савватия в прошлых годах имевшемуся в малолетстве сыну моему Павлу в скорби облегчение получил»; тверской купец В.И. Волчанинов приписал, что «от прп. Савватия в 1762 году работник его Потап Степанов скорбию падучею исцелен»; В.А.Погудкин написал: «слезно прошу и подписуюсь».
Особенно почитаемы местными жителями и паломниками были колодезь прп. Савватия Тверского (который он вырыл в лесу рядом со своей пещеркой еще в XIV в.) и прудик рядом с колодцем. В XIX в. местные жители свидетельствовали о многочисленных случаях исцелений тех, кто с верой вкушает от колодезной савватьевской воды. Также крестьяне села рассказывали, что по молитвам прп. Савватия у них ни разу не случалось эпидемий заразных болезней – даже во время холеры, свирепствовавшей в 1831 г. в Твери, отстоящей от их села всего в 12 верстах, у них не было ни одного случая заболеваний холерой, что подтверждается и статистическими данными.
К гробнице прп. Савватия в Знаменскую церковь приходили богомольцы из Твери и соседних селений «многолюдно для молебствия преподобному Савватию Тверскому». Особенно много богомольцев стекалось в Савватьеву пустынь в дни, когда праздновалась память Преподобного: 2/15 марта — прославление прп. Саватия с сонмом местночтимых святых: свт. Арсения Тверского (1409), прпп. Саввы и Варсонофия Тверских (после 1467), прп. Евфросина Савватьевского (ученика прп. Савватия, после 1460) – и 24 апреля/7 мая – преставление прп. Сав-ватия Тверского (1434). Был здесь и еще один замечательный праздник. В первое воскресенье Петрова поста где-то в конце XVIII в. (после 1778 г.) совершилось в Савватьеве чудо. Бывший тогда сильный падеж скота прекратился после того, как был совершен крестный ход с образами из Знаменской церкви в лесную пустыньку прп. Савватия для молебствия и водоосвящения и обратно. В память прекращения скотского падежа в селе Савватьево и в благодарность своему защитнику прп. Савватию Тверскому священнослужители савватьевские ежегодно стали ходить в этот день – первое воскресенье Петрова поста – крестным ходом в пустыньку преподобного для водоосвящения. На эти крестные ходы собирались до нескольких тысяч паломников. Это был большой праздник, на который сельчане савватьевские по благочестивой традиции пекли пироги для угощения приходящих к святому Савватию. Вместе с паломниками собиралось здесь и множество духовенства, почему местные жители и стали называть этот праздник «сборная». Старожилы до сих пор считают его главным праздником села.
Еще в XIX в. существовало предание, что прп. Савватием здешние места все исхожены с молитвой и что и теперь он охраняет село и его окрестности, почему и не было здесь никогда совершаемо тяжкое преступление, убийство или ограбление.
В конце XIX в. два случая чудесной помощи прп. Савватия болящим были даже задокументированы. Один из этих документов – донесение коллежского советника Василия Васильевича Сперанского тверскому владыке архиепископу Савве от 14 февраля 1896 г. ( текст его см. выше, – А.Е.).
С 1998 г. начинается история регулярных (раз в месяц) паломнических поездок в Савватьеву пустынь из Воскресенской (Трех Исповедников) церкви Твери, а затем и возрождение святого места священнослужителями и прихожанами этой церкви. О многочисленных случаях исцелений и чудес, произошедших за эти четыре с лишним года, свидетелем которых был я лично или слышал свидетельства от других людей, читайте в одном из следующих выпусков «Тверского мирянина». А пока всех желающих приглашаем съездить к прп. Савватию в его пустыньку и монастырь, в котором возрождается сейчас древнейшая Знаменская церковь, под фундаментом которой покоятся святые мощи самого старца Савватия Преподобного.
Информация для паломников и желающих оказать помощь в возрождении Савватьевой пустыни – по телефону 55-77-19.
Адрес храма Воскресения Христова (Трех Исповедников): 170005, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 38.
Иерей Андрей ЕГОРОВ
Газета «Тверской Мірянинъ» № 18 (82) 10 октября 2002 года
НОВЫЕ ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ ТВЕРСКОГО
Учитывая многочисленные отклики на мою статью «Чудеса преподобного Савватия» в «Тверском мирянине» № 8 (72) от 16 мая 2002 года и во исполнение обещанного, продолжаю свое повествование о чудесах и исцелениях по молитвам прп. Савватия Тверского (1434), о которых стало известно по свидетельствам тех, с кем они происходили, и, отчасти, виденные мною лично.
Интересное явление довелось видеть мне в Савватьевои пустыни в этом году на Крещение Господне. В день праздника я и некоторые прихожане нашего храма отправились сюда для совершения Чина великого освящения воды для савватьевских жителей. Придя в пустыньку прп. Савватия и никого там не обнаружив, расстроенные, мы направились в строящийся Знаменский храм монастыря. Здесь нас уже ожидали, но всего 3-4 человека. Оказалось, местные жители ждали нас только на следующий день. Мы стали служить молебен. И тут со стороны р. Орша в небе появилась огромная стая птиц. Птицы уселись на деревьях рядом с храмом и стали. подпевать нам, причем все громче и слаженнее был этот птичий хор. В конце молебна при пении тропаря праздника Крещения «Во Иордане крещающуся Тебе Господи» хор птиц уже громко и в один голос с нами пел свою песнь, причем птицы замолчали все разом, когда я читал тайную молитву. Явление это было настолько удивительно, что местные жители, да и мы долго находились под впечатлением произошедшего. По окончании молебна все птицы, как по команде, сорвались со своих мест и улетели в восточном направлении. Местные жители тем более недоумевали, что, как они утверждали, птиц зимой у них бывает очень мало, так что они специально подкармливают их, чтобы прилетали, а тут огромная стая певчих птиц. Откуда она взялась? Уезжали мы от прп. Савватия уже в совсем ином, праздничном настроении. Утешил нас преподобный и утвердил в нас веру в его заступничество и помощь в нелегком деле возрождения его обители.
А эта помощь ощущается нами на протяжении всех этих лет, что православный приход Воскресенской церкви г. Твери, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, занимается возрождением Савватьевой пустыни. В нужный момент появляются нужные люди, и преподобный поправляет нас, когда мы что-то делаем не так. Примеров так много, что перечислить их нет никакой возможности. Расскажу лишь несколько случаев.
Изначально, в 2000 году, идея была такова, чтобы последовательно проходить все исторические этапы жизни обители. Первый храм здесь был деревянный в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина», затем на его месте был построен каменный храм «Знамения» Богоматери, затем Никольская церковь, колокольня, и, наконец, Сретенский собор монастыря. С деревянной церквушечки «Неопалимая Купина» и решено было начать. Но. владыка Виктор не благословил строить деревянную церковь, а только каменную. Первый этап, таким образом, мы пропускали. Стали разрабатывать проект каменной Знаменской церкви. Почему церковь была переименована, тогда еще не было ясно. Эскизный проект вскоре был готов: храм в архитектурном стиле XIX века. И тут появился человек, Павел Иванов, принесший нам ксерокопию репродукции иконы «Прп. Савватий Тверской в житии». Он также поведал нам, что, по его данным, Знаменская церковь после «литовского разорения» XVII века дважды перестраивалась, и та, что была до уничтожения савватьевских церквей в 1936 году и фотографии которой сохранились, по архитектуре совсем не соответствует той, что была при жизни прп. Савватия в XV веке, и что нам теперь, видимо, уже никогда не узнать, какой же была эта церковь изначально. Одна фраза особенно ясно отпечаталась тогда в моей памяти, о том, что храм перестраивался в конце XVIII века и облик его тогда был изменен до неузнаваемости. В раздумьях об этом вечером того же дня я стал рассматривать ксерокопию иконы. На ней был изображен план монастыря на берегу реки Орша, сцены из жития прп. Савватия. Большой храм в центре монастыря привлек мое внимание. Я стал внимательно всматриваться. Что-то было изображено на храме, едва различимое в черноте ксерокопии. И, о чудо! Это – икона «Знамение» Богородицы! Вот изображение Знаменской церкви, дошедшее до нас из глубины веков. Церковь изображена схематично, но вполне различимы архитектурные формы и ее план: однокупольный храм с восьмискатной ломаной крышей и одним входом, определенно различим лаконичный северо-западный новгородский стиль. Значит, церковь строили новгородцы. Этим объясняется и переименование, ведь «Знамение» – новгородская икона. Найденный фундамент подтвердил предположение: при Савватии здесь был типичный новгородский храм XV века. Воспроизвести форму здания не составило труда, в XV веке новгородские храмы были похожи «как грибы». Так открыл нам прп. Савватии, каким должен быть его храм.
Множество и других, необъяснимых с точки зрения логики, случаев мог бы я привести. Думаю, что и возрождающийся Знаменский храм, который нам приходится строить без каких-либо серьезных спонсоров, есть яркое подтверждение тому и самое настоящее чудо Божие.
Теперь расскажем немного об исцелениях от телесных недугов, которым действительно несть числа и о которых по-народному просто сказала старожилка села Савватьево Мария Ивановна Голяткина: «Наш Савватий – исцелитель». Исцеления эти не прекращаются здесь по сей день.
Последнее свидетельство, слышанное мной, было об исцелении кровоточивой. Впервые побывав на молебне в пустыньке прп. Савватия, она, видимо, не обратила внимания на мое замечание, что многие исцеляются, умывая голову в прудике преподобного, что рядом с его пещерой в лесу, а может быть, просто проигнорировала это. Мысль о том, что она поступила неверно, тревожила ее. И когда она приехала в пустыньку на молебен во второй раз, она умылась в прудике и от всего сердца попросила св. Савватия об исцелении от тяжкого своего недуга. Через неделю после этого источник кровотечения иссяк.
Другой недавний случай – исцеление от табакокурения рабы Божией Нины, прихожанки Скорбященской церкви г. Твери. ( ее свидетельство см. выше,– А.Е.). Слава Богу, и сейчас р.Б. Нина хорошо себя чувствует и, видимо, окончательно избавилась от курения.
Другой случай благодатной помощи поведала раба Божия Лариса. Недавно она заболела. Врачи положили ее с подозрением на желтуху в соответствующее отделение. А мать ее живет в Савватьеве, и она носила Ларисе в больницу воду с источника прп. Савватия. Та воду пила, а врач, ежедневно приходивший на осмотр, недоумевал, почему у нее отсутствуют признаки желтухи, хотя, находясь в одной палате с больными желтухой, и здоровый-то человек едва ли не заразится. Прошло несколько дней. И вот, то ли во сне, то ли наяву (Лариса не помнит), заходит к ним в палату седой старичок, да и говорит ей: «Что ты здесь делаешь? Уходи отсюда скорее». Вскоре врачи обнаруживают ошибку в диагнозе: никакой желтухи у Ларисы не было, а была язва, которая после принятия савватьевской воды, по словам больной, затянулась у нее сама собой. Об исцелении от язвы желудка слышал я и другие свидетельства. Таким свойством обладает вода из источника прп. Савватия.
Благодатное действие колодезной савватьевской воды ощутил и я на себе, когда получил исцеление от острого бронхита весной 2001 года, как только трижды умылся колодезной савватьевской водой. Получают здесь облегчение и больные психическими заболеваниями, о чем я также неоднократно слышал. Да и вообще, по вере приходящих, кажется, Господь молитвами прп. Савватия «целит всяк недуг и всяку язю в людех».
Но главное действие святого места – это исцеление души. Думаю, многие паломники подтвердят, что, посетив лесную пустыньку преподобного, помолившись в Знаменском храме у его мощей, человек получает благодать, так что и молиться легко, и страсти утихают, а душа словно оживает и открывается навстречу Всемогущему Творцу своему и Богу. Ведь верим мы не в чудеса, а в Бога, их творящего молитвами святых Своих.
иерей Андрей Егоров