санпин дистанционное обучение 2020
26.01.21 О реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с новыми СанПиН
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:
Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года
В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.
Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:
для интерактивной доски
компьютера
В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.
Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обращаем внимание, что:
Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:
Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.
Санпин дистанционное обучение 2020
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (документ не вступил в силу)
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (приложение).
2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» со дня официального опубликования.
3. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июля 2020 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16
I. Общие положения
1.3. В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
1.4. Организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия должны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия Организации в условиях распространения COVID-19, информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования Организации в условиях распространения COVID-19.
II. Общие санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в Организациях
2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.
При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).
Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.
С момента выявления указанных лиц Организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.
2.5. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.
2.6. Посещение Организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в Организации.
III. Дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в отдельных Организациях
3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.
Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
3.2. В общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).
Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:
составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
3.3. Отдых детей и их оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления должны быть организованы в пределах субъекта Российской Федерации по месту их фактического проживания, за исключением отдыха и оздоровления детей, фактически проживающих в Арктической зоне Российской Федерации. Организация отдыха и оздоровления детей, фактически проживающих в городах федерального значения, может осуществляться в субъектах Российской Федерации, граничащих с ними.
Количество детей в группах, отрядах (наполняемость) должно быть не более 50% от проектной вместимости.
Не допускается организация отдыха детей в детских лагерях палаточного типа.
Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.
В организации отдыха детей и их оздоровления должен быть определен алгоритм организации медицинской помощи с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации.
3.4. При организации перевозки детей к местам отдыха и оздоровления и обратно и на экскурсии автомобильным транспортом организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги перевозки, должны быть обеспечены:
дезинфекция перед перевозкой детей всех поверхностей салона транспортного средства с применением дезинфицирующих средств;
осмотр водителей перед каждым рейсом с проведением термометрии. Водители с признаками респираторных заболеваний и (или) повышенной температурой тела к работе не допускаются;
обработка водителем при посадке и в пути следования рук с применением дезинфицирующих салфеток или кожных антисептиков.
3.5. Заезд (выезд) всех детей и сотрудников в организацию отдыха детей и их оздоровления должен осуществляться одновременно на весь период смены с перерывом между сменами не менее 2 календарных дней. В случае выхода (выезда) указанных лиц за пределы лагеря в период работы смены возвращение указанных лиц в лагерь не допускается.
В организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием на весь период смены должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.
Расстановка кроватей в спальных помещениях для детей и сотрудников должна осуществляться с соблюдением социальной дистанции 1,5 м.
Рассадка детей из одного отряда в помещениях для приема пищи может осуществляться без учета соблюдения социальной дистанции 1,5 м.
Проведение мероприятий с участием детей должно быть организовано преимущественно на открытом воздухе с учетом погодных условий.
Запрещается проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях, в том числе между разными отрядами, а также мероприятий с посещением родителей. Массовые мероприятия на открытом воздухе должны проводиться без непосредственного контакта между детьми из разных отрядов.
3.6. Абзацы второй и пятый пункта 3.3, абзацы первый и третий пункта 3.5 санитарных правил не распространяются на организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием. Для организаций отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием допускается проведение экскурсий для детей на открытом воздухе.
3.7. В социальных организациях для детей с круглосуточным пребыванием должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.
Обследование персонала на COVID-19 осуществляется по эпидемиологическим показаниям на основании решений главных государственных санитарных врачей в субъектах Российской Федерации.
Запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.
3.8. Организатор игровой комнаты обеспечивает:
ограничение пределов игровой комнаты (в случае ее устройства в виде специально выделенного места);
проведение термометрии лиц, входящих в игровую комнату (при этом лица с температурой тела 37,1 °С и выше, а также с признаками инфекционных заболеваний (респираторными) в игровую комнату не допускаются);
проведение ежедневной уборки игровой комнаты с применением моющих и дезинфицирующих средств с обработкой всех поверхностей, оборудования и игрушек, а также обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7185).
2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано Минюстом России 29.05.2013, регистрационный N 28564), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2015 N 28 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано Минюстом России 03.08.2015, регистрационный N 38312), от 27.08.2015 N 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2015, регистрационный N 38824).
3 Статья 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4 Приложение N 17 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации 15.12.2014 N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015, регистрационный N 36160), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.01.2018 N 2н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2018, регистрационный N 50614).
Обзор документа
Определены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавируса.
В частности, предусмотрен запрет на массовые мероприятия с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных).
В детском саду должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
В школах за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования. Организациям нужно составить графики уроков и перемен в целях минимизации контактов обучающихся (в т. ч. сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).
Не следует забывать о периодической уборке и дезинфекции помещений.
Ряд требований касается перевозки детей и приема в летние лагеря.
Требования вводятся со дня опубликования и действуют до 1 января 2021 г.
Санпин дистанционное обучение 2020
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2020 г. № ГД-2072/03 “О направлении рекомендаций”
Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, родителей обучающихся, общественности.
Приложение: в электронном виде.
Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий
Предисловие
— Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?
— Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при переходе на дистанционное обучение?
— Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?
— Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?
— Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?
Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основе опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.
Данные рекомендации применяются в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации.
Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий она должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
Локальные акты образовательной организации разрабатываются и принимаются на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.
Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
7. Как можно использовать сайт школы?
8. Как будет выглядеть учебный день?
9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:
1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?
8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:
— задачи, связанные с уровнем готовности ученика;
— задачи, связанные с уровнем готовности школы;
— задачи, связанные с уровнем готовности учителя.
Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения. При определении первоочередных задач и назначении ответственных можно воспользоваться следующей матрицей:
При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами.
Задачи учителя / классного руководителя:
1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет, смартфон, сеть Интернет.
2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к онлайн-урокам.
3. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителями-предметниками (канал передачи, сроки).
4. Проведите консультацию для учеников и их родителей.
Задачи управленческой команды школы:
1. Разработайте локальные акты.
2. Создайте раздел «Дистанционное образование» на сайте школы.
3. Составьте наиболее полный перечень электронных образовательных ресурсов и разместите его в специальном разделе на сайте школы.
4. Определите, какие сервисы будут использоваться для проведения онлайн- уроков.
5. Проведите консультации для педагогов школы по использованию электронных образовательных ресурсов и платформ для проведения онлайн-уроков.
При составлении расписания:
8. Определите предметы, которые будут преимущественно проводиться в дистанционном формате (предметы с высоким рангом трудности). Эти уроки проводите в формате коротких видеоконференций.
Начальная школа
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
---|---|
Математика | 8 |
Русский язык, родной язык, иностранный язык | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская литература, родная литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Изобразительное искусство и музыка | 3 |
Технология | 2 |
Физическая культура | 1 |
5-9 класс
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
---|---|---|---|---|---|
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Окружающий мир | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 6 | 5 |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Технология | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
10-11 класс
Общеобразовательные предметы | Количество баллов | Общеобразовательные предметы | Количество баллов |
---|---|---|---|
Физика | 12 | Информатика, экономика | 6 |
Геометрия, химия | 11 | История, обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География, экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
9. Составьте расписание, выделяя уроки в электронном и дистанционном формате разными цветами.
10. К урокам в электронном формате прикрепляйте ссылки на электронные материалы. К урокам в дистанционном формате прикрепляйте ссылки на видеоконференции.
11. Осуществляйте информирование на сайте школы, в чатах, в электронном журнале, по электронной почте. Выберите наиболее удобный для всех участников образовательных отношений формат.
12. При составлении расписания онлайн-уроков учитывайте, что в одной семье могут быть дети из разных параллелей. Целесообразно начинать уроки в разное время.
Для организации оперативного информирования:
Используйте канал, наиболее удобный для всех участников образовательных отношений.
Создайте группу «Дистанционное обучение» в мессенджере, электронном журнале, социальной сети для управленческой команды школы. Классный руководитель создает группу для родителей (учеников) класса и педагогов, работающих в классе.
Модели взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
---|---|---|
Модель 1 | v | v |
Модель 2 | x | v |
Модель 3 | v | x |
Модель 4 | x | x |
1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники и пособия на бумажных носителях;
— учебники и пособия в электронном формате;
— электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
— федеральные и региональные образовательные телеканалы;
— платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
— дистанционных уроков (видеоконференций);
— электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
— уроков на образовательных телеканалах;
— самостоятельной работы ученика.
Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителя- предметника и ученика предлагаются следующие чек-листы:
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены технические условия
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Составляется расписание дистанционных и электронных уроков со ссылками (ссылки предоставляются учителями-предметниками)
Расписание передается ученикам и их родителям
Осуществляется контроль посещения дистанционных уроков (ежедневно)
Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации, видео, иллюстрации и пр.)
Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные задания для электронных уроков и домашнего задания
Согласована схема передачи выполненных заданий
Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков передаются классному руководителю накануне дня проведения урока (формат и время передачи согласованы)
Получены ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков
Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании. К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники, пособия, тетради
Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованному каналу в указанные сроки
2. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту родителей, соседей и т.п.)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлен график отправки выполненных заданий учителю
Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованным способом в соответствии с графиком
3. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность сохранения материалов на электронных носителях)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители, бумажные носители)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий (передача материалов на электронных носителях)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю
Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком
4. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов на бумажные носители)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий учителю
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям на бумажных носителях в школе или по почте)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (в школе / по почте / через родителей в бумажном виде) в соответствии с графиком
Формы организации образовательного процесса при реализации
образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные форматы:
В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения:
часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
Важно понимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы, рисунки, иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно написанное мелом на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через проектор. Целесообразно проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем будет видно хорошо.
Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можно отправить обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для повторения и самостоятельной работы. Обратите внимание, что если в кадр попадают обучающиеся, то необходимо получить согласие родителей (законных представителей) на видеозапись уроков.
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в классе находится волонтер (в его обязанность в том числе входит обеспечение подключения учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему, задает вопросы, комментирует параграф учебника. При таком формате время, в течение которого обучающиеся смотрят на экран, не может превышать установленное СанПиН. После объяснения материала учитель предлагает обучающимся выполнить задания из учебника, решить уравнения, прочесть параграф. Волонтер при этом контролирует дисциплину и оказывает необходимую помощь обучающимся.
В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на данном уроке педагоги, студенты педагогических вузов и колледжей.
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с обучающимися, находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по освоению темы урока (вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо продумать, как демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся, находящиеся у экрана. Стоит избегать работы с доской: обучающиеся просто не увидят надписи. Лучше подготовить презентацию с небольшим количеством крупного текста и запустить режим демонстрации экрана.
Важно помнить, что через 20-25 минут урока необходимо дать возможность обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные задания офлайн (сверяйте «экранное» время с СанПиН). Можно предложить им отключиться, а в конце урока созвониться или снова подключиться на короткое время, чтобы сверить ответы.
Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик может воспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно, развивает цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше предусмотреть для самостоятельной работы школьников проблемные задания с открытым ответом.
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для проведения уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК). Эффективны они будут только в старших классах. Один учитель может провести урок сразу для всей параллели.
Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:
Для 5-8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов.
В помощь учителю
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» проводит еженедельный вебинар «Учительская Академия» (https://apkpro.ru/events/event/51).
Каждый четверг в 16:00 по московскому времени ведущие специалисты Академии и приглашенные эксперты рассказывают о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное (электронное) обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий. Во время обучения учителя получают ответы на самые актуальные вопросы о новых способах организации уроков и восполнении пробелов, построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей работе разнообразных ресурсов.
Программа повышения квалификации «Дистанционное (электронное) обучение в общеобразовательной организации».
Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области эффективного применения в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
— Дистанционное обучение в системе образования Российской Федерации
— Технологии организации дистанционного (электронного) обучения в образовательной организации
— Мастерство педагога в реализации дистанционных (электронных) технологий на уроке
Категория слушателей: руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений), педагогические работники общеобразовательных организаций.
Форма реализации: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий в цифровом образовательном пространстве Академии.
Информация о дате начала курсов размещается на сайте https://apkpro.ru/.
Чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное (электронное) обучение
Проведены подготовительные мероприятия:
Издан приказ о переводе всех/части обучающихся на дистанционное обучение в связи с периодом особых режимных условий.
Утверждено Положение об организации дистанционного обучения.
Разработан и доведен до всех участников образовательных отношений Регламент взаимодействия на период дистанционного обучения.
Определена платформа для онлайн-взаимодействия.
Разработаны методические рекомендации (памятки) для педагогических работников и обучающихся по использованию дистанционных образовательных технологий.
Назначен ответственный за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Определен порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций).
Определены необходимые корректировки рабочих программ в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графиков текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, форм обучения.
Определен порядок проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам.
Сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Предусмотрена дифференциация занятий по классам и сокращение времени проведения дистанционного урока.
Проинформированы обучающиеся и их родители (законные представители) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ознакомлены обучающиеся и их родители (законные представители) с расписанием и формой занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.
Обеспечено ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
Сравнение платформ для организации онлайн-занятий
Характеристика | Skype | Zoom | Discord | Microsoft Teams |
---|---|---|---|---|
Количество обучающихся (бесплатная версия) | 50 | 100 | 10 (50) | до 250 |
Возможна ли организация групповой работы? | — | + | + | + |
Возможна ли организация обратной связи? | + | + | + | + |
Время работы | До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц | До 40 минут («один на один» без ограничений) | Без ограничений | Без ограничений |
Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе? | Да | Нет | Да | Нет |
Демонстрация экрана | + | + | + | + |
Передача файлов | + | + | До 100 МБ | + |
Запись занятия | Есть (30 дней) | Есть, 40 минут (в облако или локальную систему) | Нет | Есть |
1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
Обзор документа
Подготовлены практические рекомендации для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в школах, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий.
Представлены этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Приведены модели взаимодействия педагогов и обучающихся. Разработан чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное (электронное) обучение.