санаксары мужской монастырь история
Санаксары мужской монастырь на карте Мордовии
Действующий Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположенный в Республике Мордовия, является памятником архитектуры XVIII века и святым местом.
Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.
Как добраться до монастыря
Ближайшие к обители населенные пункты – город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.
Добраться до Темникова можно:
История возникновения
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.
Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».
В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:
Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.
Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.
Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.
В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.
Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.
Погода и климат
Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.
Мощи и святыни монастыря
На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.
Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:
В обители находится один святой источник, за её пределами второй – имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.
Полезная информация
В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины – за её пределами. Максимальный срок пребывания – 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.
Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.
Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:
В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.
Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Мiръ Россия Республика Мордовия посёлок Санаксарь Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь был основан в 1659 году игуменом Феодосием по просьбе жителя города Темникова дворянина писца Луки Евсюкова, который дал место под будущую обитель. При монастыре действует гостиница
Содержание
История [ править ]
Основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Место под будущую обитель дал житель города Темникова дворянин писец Лука Евсюков, пригласивший из Старо-Кадомского монастыря первого строителя и настоятеля игумена Феодосия, построившего в 1676 году, по благословению Патриарха Московского Иоасафа II, первый храм обители в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской.
Название своё монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период возобновления обители связан с именем Феодора (Ушакова) (настоятель 1764—1774).
Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырём.
Наряду с Саровом Санаксарский монастырь был в те годы духовным центром России, имел много сановитых почитателей в Санкт-Петербурге и Москве.
27 мая 1915 года настоятелем обители был избран Александр (Уродов), который был смещён братией в марте 1918 года и взят под стражу; впоследствии он был настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни и наместником Седмиезерной пустыни (8 сентября 2001 года в селе Соболеве были обретены его мощи, которые были перенесены в монастырь).
В октябре 1929 года монастырь был окончательно закрыт.
Постановлением Совета Министров Мордовии от 7 мая 1991 года здания бывшей обители были переданы Саранской епархии. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил первую литургию.
6 июня 2001 года скончался подвизавшийся в обители старец схиигумен Иероним (Верендякин), почитаемый некоторыми.
На территории монастыря находится лесопильный комплекс и цех по производству свечей.
Санаксарский монастырь включён в проект маршрута Золотое кольцо России.
23 октября 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в должности священноархимандрита Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 431220, Республика Мордовия, г.Темников Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
Паломнику [ править ]
Памятка для паломников:
Для желающих потрудиться в монастыре во славу Божию существуют следующие требования:
При поступлении в обитель желательно иметь рекомендации от своего приходского священника, духовника или монастыря.
Фото [ править ]
Святой источник преподобного Феодора и купальни в лесу неподалёку от обители
Как могила адмирала Российского флота Ушакова спасла от разрушения Санаксарский монастырь. Неизвестная Мордовия
Это первая статья из цикла «Неизвестная Мордовия». Данный цикл статей создан для того, чтобы показать красоту родного края и помочь туристам, которые хотят посетить Мордовию, но не знают что посмотреть.
Основание Санаксарской пустыни
Более 360 лет назад началась удивительная история жемчужины Мордовии — Санаксарского мужского монастыря. За этот продолжительный период монастырь не раз приходил в упадок, но каждый раз снова возрождался, чудом дожив до наших дней.
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в далеком 1659 году в живописном уголке Санаксарской пустыни (в наше время — Темниковском районе Республики Мордовия), в сосновом бору на берегу реки Мокша. Предположительно назвали его в честь озера Санаксар, расположенного у стен монастыря. В переводе с мордовского «санав сара» означает болотистая местность.
Первое возрождение Санаксарской обители
Первый раз Санаксарская обитель обеднела и пришла в упадок через 100 лет после основания. Возродил ее монах Феодор Ушаков, переехавший в Темниковский район.
В 1765 году, во время секуляризационной реформы Екатерины II, которая подразумевала изъятие церковных владений, упразднение монастырей, а также определяла статус некоторых обителей, Санаксарская обитель не только не была упразднена, а наоборот получила статус монастыря. Также, по указанию императрицы, были выделены средства на постройку каменного собора.
Архитектурный ансамбль монастыря был окончательно сформирован в 1820 году, практически в таком виде он дошел до наших дней.
Упадок монастыря в советское время
С момента свершения Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году и приходу большевиков к власти, поменялся уклад духовной жизни в России.
В 1927 году Санаксарский монастырь снова был закрыт. К 1940 году обитель была разграблена, а здания обезглавлены. В каких только целях не использовали строения церковного комплекса! Тут находился сельскохозяйственный техникум, конюшня, пионерский лагерь и даже тракторная мастерская.
От полного уничтожения монастырь спасла могила легендарного адмирала Российского флота Федора Федоровича Ушакова, находившаяся на территории обители. Благодаря ей в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту.
Восстановление Санаксарского монастыря началось начиная с 1970 года, а активная деятельность по восстановлению с 90-х годов. В настоящее время (2021 год) можно сказать, что архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановлен.
Чем еще знаменит Санаксарский монастырь?
Знаменит монастырь не только своей архитектурой, но и тем, что на территории комплекса находятся чудотворные мощи Феодора Санаксарского, Федора Ушакова, множество особо почитаемых икон Богородицы и других святыней.
В здании собора находится рака с мощами Федора Федоровича Ушакова — знаменитого флотоводца Российской империи, реформатора морского боя не проигравшего ни одного сражения за свою жизнь и даже после смерти, спасшего Санаксарский монастырь от полного разрушения.
В монастыре производят молоко, кисломолочные и хлебобулочные изделия. Продукцию можно купить в магазине, около входа на территорию монастыря. Очень вкусно — рекомендую!
Посещая Республику Мордовию, обязательно рекомендую доехать до Санаксарского мужского монастыря!
Комментарии 64
вспомнились слова песни В.С. Высоцкого:
«Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…» (с)
Ну, на могилу Ушакова можно заехать. А так — да монастырей и церквей у нас что-то явно перебор стало.
Могилы уже нет, мощи перенесли внутрь. В конце статьи фотография раки с мощами Ушакова, но сути это не меняет.
Сейчас проще. Одел крестик — верун.
Остальное пофиг
Это не ко мне, а к главе Мордовии 🙂
1. «…Возродил ее монах Феодор Ушаков…» — этот иеромонах был родственником адмирала Ушакова.
Точнее — дядей.
2. «…в послевоенные годы церковный комплекс был взят государством под защиту…» — интересное утв-е, с учётом «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 18-го года.
1. Да, так и есть, дядя его.
2. Имелось ввиду в годы, после завершения Великой Отечественной войны.
2. В послевоенные года этот «Декрет» действовал ровно так же, как и в довоенные.
Его отменили в октябре 1990-го.
Вчитался поглубже…
Относительно верно у меня написано. Как раз в военные и послевоенные годы государство отказалось от планов скорейшего уничтожения религии/церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни. Конечно и в послевоенные годы были обострения, но таких «перегибов», как в довоенные годы уже не было.
Кроме «Декрета» было подписано куча документов — постановления и т.д., да и сам документ много раз изменяли.
«…к политике частичного возрождения религиозной жизни…» — нет.
Такого НЕ было до 90-х годов 20-го века в СССР.
Ссылка на источник?
Это большое количество источников, а НЕ справка с печатью.
Начните с
…Постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к „святым местам» от 28 ноября 1958 года
…закрытое постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах“ от 1960 года.
Я вкурсе, документ не один. Кроме того есть и другие документы, которые относятся к нашей теме. Например постановление ВЦИК СССР от 17.09.1928 года, которое говорит нам о том, как строения можно отнести к памятникам истории. Плюс на территории собора находилась могила великого флотоводца, в то время ещё не относящегося к святым.
Вот цитата по поводу Постановления:
«В 1928 году Главнауки было принято решение считать главным критерием, по которому определяли принадлежность сооружения к памятникам истории и культуры — время его постройки. Сооружения, построенные:
до 1613 г. — были объявлены неприкосновенными;
в 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям;
в 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады;
после 1825 г. — к памятникам не причислялись и государством не охранялись.»
Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 г. стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР.»
Вот вам два факта, из-за которых монастырь не снесли. Точка.
САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Санаксарский монастырь |
Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии
В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.
Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.
12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.
Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина |
16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.
«Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».
28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.
С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).
Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Уродов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.
Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.
Статистика
Храмы
На территории монастыря сохранились:
Подворья
Святыни
Настоятели
Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии
В красивейшем месте, вблизи от города Темникова, установлен Санаксарский монастырь в Мордовии. Республика гордится своей знаменитой православной обителью.
Историки до сих пор гадают, почему монастырь получил именно такое название. Одни утверждают, что из-за названия озера, которое находится недалеко с аналогичным названием «Санаксар».
Другие считают, что происхождение дало древнерусское слово «Синаксарь», что означало «краткая жизнь святых». Но из-за каких бы событий обитель бы не получила свое имя, само строение и его история весьма интересна и увлекательна.
История и описание Санаксарского мужского монастыря
Эта достопримечательность близко связана с кланом Ушаковых. В 18 веке преподобный Феодор Ушаков вместе с последователями пришли в монастырь. Феодор — это родной брат отца уважаемого адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, который прославился благодаря своей отваге и доблести. В честь данного адмирала есть даже награда под названием «Орден Ушакова», и присваивалась она советским флотским армиям во времена Великой Отечественной Войны.
XVII век
Основание Санаксарской обители сооружено еще до этих событий, в 17 веке, в годы правления Алексея Михайловича. В 1659 году по настоянию писца Луки Евсекова прибыл старец Феодосий, который имел славу духовного наставника. Он с последователями был поражен красотой этих величественных мест и пожелал остаться здесь до конца дней своих в Санаксарском монастыре. До этого его пристанищем был Старо-Кадомский-Троицкий монастырь.
Благодаря Феодосию была сооружена небольшая часовня, и монахи постепенно стали облагораживать монастырь и близлежащие земли. По истечении 10 лет тогдашние прихожане послали просьбу патриарху Иосафу Второму, в которой просили, чтобы оказали помощь в возведении православной церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и получили положительный результат. После этих событий возник Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
К 1759 году произошло опустение тогда еще Санаксарской пустыни. Такие события произошли из-за отсутствия благодетелей.
Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Христорождественском кафедральном соборе в Липецке.
XVIII век
Его создатель игумен Феодор (в миру его звали Иван Ушаков) всю оставшуюся жизнь отдал на процветание монастыря. Он просил разрешение у тогда ещё молодого царевича Федора Алексеевича и обители были присвоены пастбища. Феодор родом из небогатого дворянского рода.
В 1748 году он принял постриг на глазах у императрицы Елизаветы, которая в последствии упоминается, как материальный спонсор обители. Старец был замечен православным патриархом и был направлен с миссионерскими делами в Сибирь. Одна из главных задач, которую преследовала его миссия, — процветание новоиспеченного монастыря в Иркутских землях.
После отца Феодора, церковь опекали отцы строительной тематики, Зосим, Трифон и Дорофей. Однако при этих старцах, монастырь был деревянным и ветхим. Это чувствовалось за счет немногочисленных украшений и бедных залов.
Стоит отметить: процветание церкви началось при династии Ушаковых.
Именно благодаря стараниям о. Феодора начался возводиться каменный храм, взамен старому ветхому. В 1765 году эта миниатюрная церковь была признана официальным монастырем. Но так вышло, что из-за многочисленных недоброжелателей, наставника в 1774 году отправили в Соловецкий монастырь. Но, несмотря на эти факты, изначальное построение было начато и вскоре продолжено. В 1776 году основана колокольня, по сторонам которой сооружена каменная стена. Также изготовлены ворота в уникальную пустынь. Были сделаны две башни и началась постройка трапезного дома, которая завершилась лишь через 2 года.
В 1774 году под свою опеку мужскую обитель взял игумен Иоил, который прослужил 4 года. Он был одним из многих учеников о. Феодора, который продолжал процветание Санаксарского монастыря. Именно при этом настоятеле был освящен храм Преображения Господня, расположенного под колокольней. При нем же произошло масштабное строительство и церковь была обнесена каменным ограждением.
После правления Иоила, старцы Венекдит и Вениамин продолжили строительство и способствовали расцвету этого монастыря. К концу 18 века вокруг всех сооружений были укреплены внешние стены и воздвигнута ограда, которая защищала обитель со стороны реки Мокши и зеленых пастбищ. В это время в святом сооружении проживали более 100 человек монахов. Врата Санаксарского монастыря были открыты для пищи и временного крова всем нуждающимся.
XIX век
В 19 веке православная обитель, как сказано из записок тех времен, считается «лучшим Российским монастырем». Также даётся неоднократное упоминание в посланиях о том, что она является домом для военных и дворянских сословий.
Фёдор Фёдорович Ушако́в (13 [24] февраля 1745 — 2 [14] октября 1817) — русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800) Примите к сведению: в 1810 году, в нескольких километрах от этого сооружения, в деревню Алексеевка прибыл на постоянное место жительство адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он купил всю эту местность и неустанно огромные суммы тратил на облагораживание обители.
Он помогал и церкви, и местной братии. Морской деятель Ушаков считал, что такому величественному зданию должны быть присущи все самые возможные красоты, и все силы отдавал на достижение этой цели.
Из источников 19 века, говорится, что Федор периодически жил в кельях обители. Как правило, это проходило в дни Великого Поста. Вместе со служащими монастыря он каялся о грехах день и ночь и трапезничал за одним столом с братией.
XX век
В начале 20 столетия обитель отдали под присмотр настоятелю Августину. Этот старец в миру был каптенармусом гвардейского Волынского полка. Он очень ответственно относился к своему служению. Соорудил немало красивых мест на территории храма. Прекрасные клумбы окружали обитель, сделанные руками бывшего гвардейца. После его смерти, в 1915 году, после долгого совещания братия попросила стать настоятелем о. Александра (Уродова).
Но в 1918 году, когда на российской земле царили революционные перемены, некоторые взбунтовавшие монахи пошли против Уродова, и старец Александр был заключен под стражу. Однако после своего освобождения, игумен не вернулся в Санаксарский монастырь, а стал настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни. А перед кончиной и Седмиезерной пустыни.
В 1920 году территория обители и церковные здания были подвержены постоянным мародёрствам и ограблениям. В 1929 году святое сооружение было закрыто. В течение 60-ти лет монастырь в Мордовии подвергался сплошным разрушениям. Это происходило как за счет действия людей, так и из-за природных катаклизмов. Люди не гнушались ни чем, они портили стены, расписывая всевозможными надписями, вскрывали могилу Ушакова, которая находилась под часовней. Так же земля, на которой было некогда кладбище монахов, была полностью перекопана. А в здании соборного храма была сделана конюшня.
Немного позднее на территории было сделано местное учебное заведение. Поблизости установлены различные механизаторы и даже гаражи. Все это длилось вплоть до 70-ых, пока наконец-то на храм не обратили внимание советские власти. Именно они решили оставить исторические здания бывшей обители и указали на ее значение, как на достопримечательность Мордовии.
Горбачевская перестройка совершило переворот в сознании советского человека. Санаксарский мужской монастырь был отдан верующим постановлением Совета, это произошло 7 марта, 1991 года. А на праздновании Троицы того года, там была совершена первая литургия.
Мужской старинный монастырь сегодня
В настоящее время на монастырской земле расположена гостиница, которая предусмотрена специально для паломников. Несколько дней в ней бесплатно можно пожить и даже пообедать. А если прихожанину некуда идти, то во временном жительстве ему не откажут в трудовом корпусе.
Могила Ушакова в Санаксарском монастыре
Обязательно нужно упомянуть о захоронении Ушакова. Могила закопана под часовней и в революционное время оказалась разрушенной мародёрами. Но позже вскрыли место захоронения адмирала и, как доказано, останки остались нетленны. Это зафиксировано в официальном документе.
После проведения экспертизы, захоронение восстановили и поставили под охрану правительством. В 2001 году церковь причислила Фёдора Ушакова к лику праведников, что адмирал безусловно заслужил.
Как доехать до монастыря Санаксары
Санаксарский монастырь расположен по адресу: республика Мордовия, Темниковский район, село Алексеевка.
Проехать до священного места, возможно несколькими способами:
Служебный контактный номер обители (83445) 2-91-70, 2-91-02.
Координаты для навигатора: 54.652165, 43.167346.
Обратите внимание: у обители есть свой сайт, где можно узнать всю официальную информацию и расписание служб, богослужений, а так же узнать цены на требы — http://www.sanaxar.com/.
Каждый прихожанин, который захочет посетить святую обитель в Мордовии, уйдет обратно с чистым сердцем и с успокоением.
Смотрите видео, в котором рассказывается об истории Санаксарского монастыря в Мордовии: