самый высокий деревянный храм в россии
Самый высокий православный храм из дерева
Не так давно мы публиковали статью о самых высоких в мире деревянных зданиях. В ответ на нее один из читателей нам указал на пробел в этом рейтинге высоких деревянных строений. Оказывается, совсем не в заморских краях находится деревянный православный собор, который обязан был войти в эту подборку.
Напомню, что самым высоким зданием была названа 153,79-метровая пагода Тяньнин в Чанчжоу в Китае, а замыкал линейку из восьми высотных зданий 30,5-метровый дом Горация Берджеса из США.
Однако между четвертым местом (72-метровый Храм Архангелов Михаила и Гавриила) и пятым (38-метровый Дом Сутягина) должен по праву находиться замечательный Вознесенский Собор из Алма-Аты!
Его высота до кончика креста — 39,6 метров, а колокольни, что входит в состав собора — 46 метров (в некоторых источниках указывается, что высота собора — 54 метра).
Глядя на собор, трудно не усомниться в его деревянности
В конце 1860-х годов был создан комитет по постройке кафедрального собора города Верный, как тогда называлась Алма-Ата. Были проведены расчеты, составлена смета, началось строительство.
Однако в 1887-м году произошло сильнейшее землетрясение, уничтожившее большинство каменных построек в городе. После этого было решено выстроить главный собор так, чтобы во время следующих землетрясений он смог устоять. В связи с этим храм строили в лучших традициях русской каменной архитектуры, но из дерева. Были приглашены архитекторы К. А. Борисоглебский и С. К. Тропаревский, а также военные инженеры Н. И.Степанов и А. П. Зенков. Судя по источникам, последнему и принадлежит идея постройки колокольни таким образом, чтобы она могла гнуться, но не обрушиться.
Сначала был заложен первый в истории города железобетонный фундамент, который окружала кольцевая подземная галерея – для отражения поверхностных сейсмических волн. Потом на нем строилась деревянная конструкция. Проще говоря – сруб, скрепленный не гвоздями, а обеспечивающими некоторую свободу металлическими скобами. Снаружи к бревнам пришили скрепляющую облицовку из толстой доски.
Дальше, учитывая, что стены ослаблены двенадцатью оконными проемами, их усилили шестнадцатью парами толстых брусьев, проходящих по всей высоте колокольни, а также в углах и простенках. И в довершение весь этот сэндвич сверху донизу прошили восемью стягивающими конструкцию металлическими сквозными болтами – через весь сруб колокольни, включая высокую пирамидальную крышу.
На скрепление всех деревянных конструкций ушло 8,2 пуда (131 кг) гвоздей и 48 пудов (768 кг) различных скоб.
Прочность этой констркции была проверена уже через шесть лет после постройки. В 1910-м году, когда произошло невероятной силы 10-бальное землятресение, собор устоял, несмотря на то, что колокольня, по свидетельствам очевидцев, гнулась во все стороны. Что интересно, при строительстве собора, впервые в Семиреченской области, к древесине были применены антисептики и приточно-вытяжная система вентиляции.
Размер собора в плане — 30х50 метров.
Для строительства использовалась исключительно двухгодичная тянь-шанская ель.
Из её просмоленных брёвен были сложены каркасы стен, сами стены и стропила крыши. Кроме материала изготовления, этот храм хранит еще множество сюрпризов.
Например, по слухам, при реставрации ученые нашли в нем подземный ход, который вёл в расположенный по соседству архиерейский дом. Материалы, естественно, засекретили, но молва пробилась.
А еще неизвестно куда делся 250-пудовый (4 т) колокол, сброшенный после прихода к власти большевиков. Упав. он не раскололся, и его не переплавляли, так как заводов в городе таких в то время не было. Но его и никуда не перевозили: по этому поводу нет никаких свидетельств или документов. То есть, скорее всего, его закопали где-то неподалеку. Но где — никто не знает до сих пор.
В годы советской власти в храме успели поработать музей и концертно-выставочный павильон, а колокольня служила радиовышкой. Сейчас же собор снова выполняет возложенную на него когда-то функцию: в нем регулярно ведутся службы.
По нашим сведениям, в настоящее время этот храм — самый высокий деревянный православный храм в мире!
Находится он в центре Алма-Аты, в парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Так что, если вам посчастливится оказаться в столице Казахстана — обязательно загляните полюбоваться редчайшим деревянным собором!
26-го января 1982-го года здание внесено в государственный список охраны памятников истории и культуры республиканского значения.
Самый высокий деревянный храм будет отреставрирован и открыт
Отреставрировать Ширков погост, который в народе называют «Тверскими Кижами», распорядился губернатор Тверской области Андрей Шевелев, сообщает сайт правительства региона.
Сорокаметровый деревянный храм был возведен братьями Ширковыми еще в 1694 году и, по оценкам многих искусствоведов, до сих пор является самым высоким деревянным строением не только в России, но и в мире. Благодаря своим размерам и форме эта церковь напоминает высокую ель. По преданию, она возведена без единого гвоздя из габаритных бревен до семидесяти сантиметров в диаметре.
По словам Михаила Смирнова, сегодня объект является имуществом Российской Федерации. Управление провело переговоры с Тверской митрополией, которая заинтересована в передаче храма в ведение Русской православной церкви. Для этого необходимо разработать научно-проектную документацию с тем, чтобы в дальнейшем заниматься реставрацией.
Как отметил Игорь Руденя, Ширков погост — объект, требующий восстановления в приоритетном порядке; правительство области рассмотрит возможности изыскать дополнительное финансирование на подготовку необходимой документации.
Настасья / Осташков.ру «Очень много туристов, которые приезжают в Тверскую область, обращают внимание, что памятник находится не в должном состоянии и закрыт для посещения. Наша задача — в кратчайшие сроки привести объект в порядок, чтобы жители, гости региона, паломники могли по достоинству оценить этот храм», — подчеркнул руководитель области.
И. Руденя обратил внимание на то, что памятники духовного наследия должны приводиться в порядок «более динамично». Он поручил управлению изучить возможности восстановления одной из древнейших обителей на тверской земле — Желтикова монастыря.
По количеству объектов культурного наследия Тверская область занимает одно из первых мест среди регионов России. В регионе их 10 589, более половины — памятники архитектуры. Для сохранения национального достояния в Верхневолжье задействованы ресурсы региональной и федеральной программ. Знаковым в этой работе является сотрудничество с Всемирным банком, проекты которого реализуются в регионе при активном содействии правительства области.
Храм на Ширковом погосте
Строительство храма Иоанна Предтечи на Ширковом погосте связано с двумя преданиями. По одному из них, церковь была построена в знак победы святого благоверного князя Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом месте, где и была возведена церковь.
Храм Ширкова погоста достигает в высоту 45 метров, что на восемь метров выше церкви Преображения Господня в Кижах. Несмотря на это деревянный храм стоит не на фундаменте, а на мощных валунах. Между храмом и землей находится подклет, образующий изолирующую воздушную прослойку: фундамент не «плывет», а тепло в храме удерживается.
Раз в год 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, в храме совершается праздничный молебен и крестный ход.
Аналогичные храмы
Некоторые исследователи считают, что храмов подобного типа было достаточно много, но тем не менее науке достоверно известно только о существовании всего трех похожих церквей, из которых до нашего времени дожил только храм в Ширково (самый молодой из них). Так, известно о существовании подобной церкви в середине XVII века в Нило- Столобенской пустыни (ее изображение можно увидеть на одной из икон преподобного Нила с видом Ниловой пустыни).
Еще один аналогичный деревянный храм был также в Торжке, он известен по изображению, выполненному в 1664 году голландским путешественником и географом Николаем Витсеном, и по рисунку 1673 года шведского инженера Эрика Пальмквиста.
Деревянное зодчество Руси
Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX — начала ХХ века.
Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.
Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.
Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.
Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более ста консервационных работ, три храма и три часовни были полностью отреставрированы.
Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).
Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.
Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.
1. Кижский погост
Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.
Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.
Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.
В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.
2. Церковь в Суздали
В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.
Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.
3. Церковь Всех Святых в Сургуте
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.
4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере
5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль
Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.
6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах
Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.
Если после Турчасово продолжить дальше путь вдоль реки Онеги к Белому морю, то через какое-то время вы очутитесь в деревне Пияла.
1. Храм располагается на берегу Онеги. До 1 августа 1966 года ансамбль Пияльского погоста был типичным северным тройником, однако в тот день кубоватая Климентовская церковь 1685 года сгорела от попадания в алтарь шаровой молнии.
После пожара осталась шатровая Вознесенская церковь (1651 года) и отдельно стоящая колокольня постройки 1700 года
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
2. Сгоревшая церковь стояла за шатровой на месте нынешнего пустыря
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
3. Что еще интересно, церковь в Пияле вообще вторая по высоте из когда-либо существовавших.
Выше (50 метров) была лишь сгоревшая в начале 1970-х Вознесенская церковь в Типиницах (Карелия). Сгоревшая в 1962 году Владимирская церковь в Белой Слуде была примерно такой же (45 метров), а погибшая в прошлом году Успенская церковь в Кондопоге была лишь на пару метров ниже (42 метра).
Из ныне существующих к пияльской церкви по высоте приближаются церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге (43 метра)
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
4. Состояние церкви не самое лучшее, но ей в целом-то очень повезло. Чуть ниже расскажу подробнее
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
5. Лодка идёт против течения. До сих пор высокая шатровая церковь служит ориентиром при движении по реке
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
6. С утратой зимнего храма ансамбль потерял архитектурную и зрительную целостность, однако всё же он интересен и притягателен даже в таком виде
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
7. Онега тут уже достаточно широка, на глаз раза в 2 больше, чем в Каргополе. Ну а что же, скоро уже её устье, Белое море.
А ещё именно в Пияле я поймал себя на мысли, что мы заехали уже достаточно далеко на Север. Почему-то именно в этой деревне стойко и чётко почувствовалось его дыхание, пришло его ощущение, хотя ничего особого не произошло.
Скорее такой вывод наступил наверное от морального состояния и мыслей о путешествии, когда уже было посещено множество мест и они, что называется, были переварены)
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
8. Кстати! А я один, наблюдая церковь в Пияле, не могу выбросить из головы церковь в московском Коломенском? Правда же они похожи?
9. Почти на кромке берега, напоминая сторожевую башню, стоит колокольня. Не так давно её капитально отремонтировали. Дверь была не заперта и мы поднялись наверх
11. Стены колокольни недавно поновили, однако за 20-й век они впитали в себя множество автографов разных времён. Они остались после ремонта как памятники своим эпохам.
Вот аж 1941-й год!
13. С высоты можно полюбоваться и Онегой. Символично, что ещё именно здесь, на колокольне, ловит связь и частенько местные поднимаются сюда, чтобы позвонить и выйти в интернет
14. Церковь до сих пор является доминантой села
15. В котором сохранились старые дома
16. В одном из таких живёт уникальная женщина, смотрительница храма, Любовь Николаевна Сусьева.
И оказалось, что она не просто смотрительница, а настоящая поклонница храма и своей деревни: ремонт церкви и колокольни провели по её инициативе. Чтобы не бросить ансамбль на произвол судьбы и чтобы не погибли памятники деревянного зодчества, она в письмах дошла аж до Владимира Путина!
18. Ничего подобного прежде не видел! Поднимаешь голову вверх, а там древние произведения искусства!
Что ещё поражает, большинство подобных шедевров было изготовлено совсем не известными местными мастерами-самоучками. Сколько же талантов было в северных селениях! А что они могли бы сотворить, если бы всё ещё и учились, развивали свои таланты и навыки, создали бы школы и завели бы учеников! Представляю всё и аж до мурашек
19. В пияльском храме в иконостасах есть иконы, он не смотрится совсем мёртвым
20. Любовь Николаевна организовала в храме небольшую выставку с фотографиями прошлого и настоящего храма.
21. А вот так выглядел погост до пожара
22. Потерянная Климентовская церковь напоминает ту, что мы видели в Архангело. Очень мне нравится такая контрукция, что-то определённо в такой конструкции есть
Душевно пообщавшись, едем дальше.
Проект «Открывая Серебряное ожерелье», Архангельский выезд:
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel, компания Storytel и Проект 111
Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера
Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.
Как рубили храм
Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.
В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.
Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.
Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru
Восьмерик с прирубами
Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.
Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.
Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.
Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.
И никаких гвоздей!
Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.
Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.
Тройник
Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.
Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.
Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.
Сказки и не только
На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.
Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.
Оккупация и реставрация
К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.
Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.
Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».