самый старый храм в россии где находится город
Стражи веков: 10 самых древнейших храмов России
Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.
Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.
В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.
Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.
В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
© flickr.com/Alexxx1979 Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.
По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.
Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.
На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.
Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.
По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.
Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.
На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.
Где в России находится самый древний действующий православный храм?
Церковь Иоанна Предтечи в Крыму существует более тысячи лет. Это не просто самая старая православная церковь в Европе, но и самая большая. Храм пережил Крымское ханство, многочисленные междоусобные войны, антирелигиозную советскую политику, Вторую мировую войну. Благодаря особой конструкции церковь устояла и перед сейсмической активностью.
Сегодня храм Иоанна Предтечи — самый древний действующий православный храм. За время своего существования он успел побывать и православной святыней, и мечетью, и «нежелательным» объектом.
Как складывалась непростая история церкви в Крыму и какие легенды до сих пор живут в её стенах? Фактрум собрал самые интересные факты из истории древнейшего русского православного храма.
Загадки самого старого храма в России
Считается, что церковь построили в IX веке. При этом возведена она была на остове ещё более древнего храма. Служители церкви убеждены, что основал её сам Иоанн Креститель. Другая легенда гласит, что место было освящено апостолом Андреем Первозванным. В древние времена в храме даже хранили плиту со следом ноги Иоанна Предтечи. Крупные торжества сопровождались особым ритуалом: плиту со следом наполняли водой, которую пили прихожане. Жидкость лечила любые болезни.
И если легенды вызывают сомнения у скептиков, то архитектура храма бесспорно уникальна. Церковь построена в византийском стиле. Фасады состоят из белого известняка и плинфы. Храм украшает единственный купол в форме полусферы, внутри которого размещён световой барабан. Внутри храма стоят четыре крупные колонны с капителями. Считается, что эти колонны были привезены из храма, возраст которого значительно превосходит крымский.
Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи: непростая судьба
До XV века храм Иоанна Предтечи пользовался большой популярностью. Расположенный рядом город был переименован в порт Святого Иоанна, так же назывался и пролив. В XV веке с приходом Крымского ханства православная история церкви заканчивается. Из храма сделали мечеть, что, конечно, спасло его от разрушения, но нанесло непоправимый ущерб. Так, сильно пострадали древние фрески, которые удалось восстановить лишь частично. Православным храм снова стал в 1774 году, когда Российская Империя отвоевала Керчь.
Но и на этом неожиданные повороты в судьбе церкви не закончились. В XIX веке храм многократно переделывался. В 1832 году началось сооружение трёхфанерного придела, для чего была демонтирована западная стена. Пристройку выполнили в псевдовизантийском стиле, так что она отлично слилась с общим архитектурным обликом. Благодаря модернизации пространство внутри храма значительно увеличилось.
Колокольня XIX века
Церковь в Керчи: возвращение святыни
Больше всего храм пострадал не во времена Крымского ханства, а после революции. В начале XX века церковь закрыли. Десятки лет запустения сильно сказались на сохранности храма. Кроме того, в это время были утеряны драгоценные реликвии: Евангелие на греческом языке и «Апостол». Исчезли практически все древние иконы.
Когда храм получил статус памятника культуры республиканского значения в 1960 году, выглядел он плачевно. Все окна были разбиты, кладка начала осыпаться, купол обвалился. Реставрационные работы начались лишь в 1974 году. После восстановления внешнего и внутреннего облика на купол установили православный крест. Сделано это было без официального разрешения церкви. С этого момента храм начинает функционировать как памятник истории. В 1990 году церковь Иоанна Предтечи вернули верующим. Сейчас это не просто памятник федерального значения, но и действующий православный храм, в котором проводятся службы.
Кавказ: где находится древнейший храм России?
Фоторепортаж Юлии Маковейчук
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
Три Зеленчукских храма
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).
Северный храм
Северный Зеленчукский храм
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
Средний храм
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
Южный храм
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
Руины часовен
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.
Шоанинский храм
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.
Архызский лик Спасителя
Архызский лик Спасителя
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
Сентинский (Тебердинский) храм
Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).
Возвращение молитвы
Архиепископ
Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».
Текст и фото Юлии Маковейчук
Самые старые православные храмы России и всего мира
Задолго до крещения Владимиром Святославовичем русичей, на Русь стали проникать идеи христианства, а согласно легенде, Андрей Первозванный ещё в I веке поставил крест на горах Киевских.
Первые христиане стали возводить и первые храмы на славянских землях. Немногие из них пережили своё время, но есть и такие, которые в перестроенном виде стоят и поныне. Обратимся к великолепию и самобытности древнерусского зодчества и представим самые древние православные храмы православия.
Самые старые православные храмы мира:
Собор Святой Софии. Стамбул
Начнём повествование с главной святыни православия. Первая деревянная церковь на рыночной площади города Византий, впоследствии переименованном в Константинополь, была возведена в период с 324 по 337 годы.
В первые два столетия своего существования церковь неоднократно разрушалась в результате пожаров, и только в правление императора Юстиниана I в 537 году возвели каменную базилику из лучшего мрамора.
В 1453 году после падения Византии собор святой Софии стал мечетью, а в 1935 году древнейший памятник архитектуры стал музеем. На сегодня это самый древний храм православной культуры.
Церковь Иоанна Предтечи. Керчь
В самом центре Керчи стоит храм Иоанна Предтечи.
Уникальнейший памятник византийского зодчества возвели в VIII веке, а в XII к основному зданию добавили несколько архитектурных элементов.
Возраст смогли определить по надписи на одной из колонн храма. В архитектурном плане это крестово-купольная церковь, выстроенная в традиционном византийском стиле. В строительстве использована полосатая бело-розовая кладка, с помощью которой византийские зодчие укрепили строение на случай землетрясения.
Свято-Ильинская церковь. Киев
Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Ильинская церковь является первым православным храмом Руси.
Во время раскопок были исследованы остатки древней деревянной постройки, в летописи под 945 годом есть сведения, что в этой церкви освятили русско-византийский договор.
В 1962 году на месте разрушенной деревянной постройки возвели новый однокупольный храм. Во внутреннем убранстве сохранились уникальные росписи и старинные иконы.
Спасо-Преображенский собор. Чернигов
Теперь непосредственно перейдём к памятникам времён Киевской Руси. Пятиглавый храм в старейшем русском городе Чернигове начали возводить в 1033 году, но после смерти Мстислава, зодчие были командированы в Новгород для строительства новгородского храма.
Закончили строительство Спасо-Преображенского собора только в 50-е годы XI столетия. Один из древнейших храмов Руси дошёл до нас в почти первозданном виде.
Сегодня трёхнефный храм является и действующей церковью и музеем. В храме захоронен воспетый в «Слове о полке Игореве» чернигово-северский князь Игорь Святославич.
Софийский собор. Киев
В последние десятилетия не умолкают дискуссии о времени строительства этого шедевра древнерусского зодчества. Дело в том, что одно из граффити церкви гласит, что её заложил князь Владимир около 1011 года.
Скорее всего, собор заложил Владимир, а закончили строительство уникального памятника уже при его сыне — Ярославе в 1037 году.
Постройка сильно пострадала во времена нашествия Батыя, а в период Руины была практически заброшена. Только гетман Мазепа выделил средства, и Софийский собор был реконструирован в стиле украинского барокко. Таким он и дошёл до наших дней.
Святая София. Новгород
Главнейший храм Великого Новгорода многие столетия был духовным и культурным центром Новгородской республики.
Прибыв в Новгород в 1046 году, чтобы проведать сына, Ярослав и Ингигерда (при крещении Ирина) заложили новый храм на месте сгоревшей церкви 989 года. Русским зодчим понадобилось четыре года, чтобы возвести величественный и уникальный собор.
В XII веке храм был расписан фресками, а позже в дополнение к основному алтарю было оформлено ещё два иконостаса. Здание, а вместе с ним уникальнейшие росписи и иконы сильно пострадали в годы Великой Отечественной, но храм был восстановлен, и сегодня радует глаз прихожан и тысячи туристов.
Церковь Покрова на Нерли
Среди живописных русских просторов, где Нерль впадает в Клязьму в середине XII столетия по велению князя Андрея Боголюбского, был возведён величественный белокаменный храм.
В строительстве, если ссылаться на летописи, принимали участие как русские, так и византийские мастера. Покрова стоит на широком заливном лугу, на небольшом пригорке, специально насыпанном для её фундамента.
Сама церковь и её архитектурные особенности отображают строительные и культурные традиции домонгольской Руси. Этот памятник культуры и зодчества по праву входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. По мнению редакции TheBiggest.ru, это один из самых красивых храмов в мире.
Спасский собор Андроникова монастыря. Москва
Заложенный в 1357 году, и частично сохранившийся до наших дней, Спасский собор является древнейшим памятником русской архитектуры.
В росписи стен принимали участие великие русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работы сохранились на откосах храмовых окон.
Собор Андроникова монастыря неоднократно перестраивался, и свой современный вид приобрёл уже в 60-е годы прошлого столетия. В ходе археологических раскопок на территории монастыря удалось обнаружить конструктивные детали древнего престола и захоронения.
Успенский собор. Москва
Если рассматривать древнейшие храмы Москвы, то первым каменным собором был Успенский, заложенный в далёком 1326 году. Но первое строение пришлось разобрать из-за ветхости и ошибок в проектировании.
В царствование Ивана III в 1471 году было начато строительство нового здания, для постройки которого были приглашены мастера из Италии. В 1479 году храм Успения Пресвятой Богородицы торжественно освятили.
Сегодня культовое здание во дворе московского Кремля является музеем, и лишь иногда с благословения патриарха в стенах собора проводятся богослужения.
Заключение
Как видим, в России и на территории бывшей Киевской Руси сохранилось немало каменных шедевров древней архитектуры. Их монументальные стены помнят этапы становления русского государства, славные и трагические события, выступая ценными свидетелями наравне с летописями и археологическими артефактами.
Редакция TheBiggest.ru просит вас написать в комментариях ваши мысли про старые православные храмы России и всего мира.
Автор статьи: Валерий Скиба
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самая древняя церковь в России
Архитектурный стиль памятки
Самая древняя православная церковь является примером византийского архитектурного стиля, который объединил в себе лучшие традиции европейского и восточного зодчества. Строение церкви Иоанна Предтечи представлено четырьмя столбами, тремя апсидами и одним плоским куполом.
Стены самого старого православного храма являют собой специфическое чередование белых и красных блоков. Внутренняя часть храма состоит из двух элементов: первоначального сооружения и пристройки, возведённой в конце XIX века.
Церковь Иоанна Предтечи. Керчь
В самом центре Керчи стоит храм Иоанна Предтечи. На сегодняшний день это самое старое здание на территории России.
Уникальнейший памятник византийского зодчества возвели в VIII веке, а в XII к основному зданию добавили несколько архитектурных элементов.
Возраст смогли определить по надписи на одной из колонн храма. В архитектурном плане это крестово-купольная церковь, выстроенная в традиционном византийском стиле. В строительстве использована полосатая бело-розовая кладка, с помощью которой византийские зодчие укрепили строение на случай землетрясения.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский храм). Смоленск, 1146 год. Фотография: Окапи Вячеслав / фотобанк «Лори»
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, Республика Крым, X век. Фотография: Александр Рябков / фотобанк «Лори»
Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.
В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.
Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.
В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.
Спасский собор Андроникова монастыря. Москва
Заложенный в 1357 году, и частично сохранившийся до наших дней, Спасский собор является древнейшим памятником русской архитектуры.
В росписи стен принимали участие великие русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работы сохранились на откосах храмовых окон.
Собор Андроникова монастыря неоднократно перестраивался, и свой современный вид приобрёл уже в 60-е годы прошлого столетия. В ходе археологических раскопок на территории монастыря удалось обнаружить конструктивные детали древнего престола и захоронения.