самый старый храм в беларуси
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
универсальная шапочка спицами Интересная универсальная шапочка спицами, которая подходит к.
Вяжем стильные и тёплые кофты на осень и зиму 2021. Схемы и описание вязания. За окнами с.
—Ссылки
—Видео
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Самые старые храмы Беларуси.
Самые старые храмы Беларуси. 1
Деревянные постройки в сравнении с каменными быстрее разрушаются и легко горят. Поэтому, когда у белорусских магнатов появились средства и возможности возводить долговечные каменные храмы и усадьбы, деревянное зодчество отошло на задний план, но не забылось и не исчезло.
Старых деревянных храмов в Беларуси в разы меньше, чем каменных. Но все же есть церкви, костелы, мечети, которые время пощадило. Сегодня все они являются памятниками народного зодчества, придающими колорита белорусским местечкам. Мы собрали 10 деревянных храмов с долгой историей, чтобы на их примерах больше узнать о когда-то столь популярной деревянной архитектуре.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В КОЖАН-ГОРОДКЕ
Деревянные полесские храмы, как правило, достаточно скромны по размерам, но церковь в Кожан-Городке выделяется среди других величиной и количеством куполов – их пять. Святыню на кургане в местечке построили в 1818 году. Поговаривали, что этот самый курган насыпали военнопленные французы, а песок для холма они носили чуть ли не в шапках.
Деревянная Свято-Николаевская церковь, построенная в 1818 году, относится к храмам с пирамидально-центрической композицией.
Это довольно крупная постройка, состоящая из пяти срубов, поставленных по кресту, с башней-звонницей над входом. Центрическое построение церкви подчеркнуто средним срубом, выделяющимся своим объемом, высотой и размерами венчающей части. Вокруг него симметрично группируются четыре небольшие башенки с куполами на остальных срубах. Создается пятикуполье, рисующее в пространстве пирамидальную композицию.
Внутри Николаевская церковь богато украшена. Отмечается обилие архитектурных и скульптурных деталей, вырезанных в дереве. Наружная же архитектура храма традиционно проста с минимальным использованием декоративных средств. Все внимание сосредоточено на венчающих частях, исполненных в формах барокко.
Использован текст В.А. и Ю.В. Чантурия, книга «Памятники и памятные места Беларуси»
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКИТЫ В ДЕРЕВНЕ ЗДИТОВО
Внешне Свято-Никитская церковь в Здитово не производит сильного впечатления: небольшая деревянная церквушка, каких не так уж мало в Беларуси. Но знатоки истории оценят постройку, ведь это одно из самых старых деревянных зданий в стране.
Храм возвели на берегу реки Мухавец в далеком 1502 году в традициях западнополесской архитектуры. И пока другие многочисленные деревянные святыни уничтожались войнами, пожарами, временем, церковь в Здитово мирно проживала столетие за столетием. Конечно, здание не раз реконструировалось, и за последние века его облик сильно изменился, но тем не менее сегодня постройка претендует на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Небольшая Свято-Никитская церковь в деревне Здитово – это один из самых старых деревянных храмов в Беларуси. Ведь, несмотря на то, что она много раз капитально реставрировалась, временем ее постройки считается 1502 год.
Церковь в Здитово когда-то часто посещали представители рода Костюшко, особенно любил сюда заглядывать отец именитого полководца. Сегодня побывать на богослужениях в старой деревянной церкви может каждый, ведь она до сих пор действует.
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МУЗЕЕ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА В СТРОЧИЦАХ
Деревянных церквей XVIII столетия и старше в Беларуси осталось не так много. Но одна из наиболее сохранившихся уже стала музейным экспонатом и часто мелькает в белорусских и российских фильмах. Это центральный объект музея под открытым небом в Строчицах – Покровская церковь, которую привезли на музейную территорию под Минск из деревни Логновичи Клецкого района.
Старый храм на берегу реки Мухавец построен в традициях западнополесской архитектуры. Но после реконструкции в 1787 году он приобрел черты барокко. Эту церковь часто посещали представители рода Костюшко, например, в Здитово много раз приезжал отец полководца Тадеуша Костюшко.
Возле церкви построена небольшая деревянная колокольня. Также в храме хранится древняя икона Богоматери Одигитрии, написанная в середине XVI столетия.
Церковь построена в униатский период в XVIII столетии, ее основное украшение – барочная башенка над входом. Церковные иконы были перевезены вместе с храмом, все они хранятся в Покровской церкви уже не меньше 200 лет. В интерьере церкви есть также деревянная скульптура, что достаточно редко встречается в православных святынях.
Церковь в Строчицах интересна еще и своим натуральным цветом. Ведь деревянные храмы для лучшей сохранности красят, причем чаще всего в голубой цвет. А Покровская церковь и сегодня выглядит именно так, как и столетия назад.
Почему туристам очень нравится самый старинный костел в Беларуси?
190 метров над уровнем моря. И словно корабль он плывет к свету.
Костел во Вселюбе – самый старый в нашей стране. Здесь органично переплелись скандинавский и европейский стили. Драгоценность для наших земель, рассказывает СТВ.
Ирина Капацевич, экскурсовод:
— Наш костел имеет могущественные стены – 1.5 метра, а то и более. С XVI столетия манера подшитого потолка. Наш костел построен на растворе – это песок, известь и куриные яйца. Люди со всех околиц на возах везли тысячи и тысячи яиц.
В паспорте храма год рождения 1433. Но отсчет ведут еще от Грюнвальдской битвы, когда Ягайло и Витовт одержали победу над Тевтонским орденом. Тогда же 48 литовским боярам предложили перейти на сторону католиков с привилегиями шляхты и родовыми гербами. Среди бравых воинов оказался Ян Немира. Для своего конюшия Витовт расщедрился и подарил местечко Вселюб. Он и начал возводить костел в честь Иоанна Крестителя.
Ирина Капацевич:
— На ком бы хотелось еще заострить свое внимание, это на одном из хозяев Вселюба – Радзивилл Бурый. Это родственник Радзивиллов, которые жили в Несвиже, по польской линии. Радзивилл Бурый был рьяным протестантом, и он дал распоряжение видоизменить костел. Были разрушены контрфорсы, которые остались только при главном входе, только две их было, а сразу восемь. А вообще, костел построен в готическом стиле. Колокольня построена в неоготическом стиле.
После войны святыню бесцеремонно превратили в спортзал. Пока в 1962-м учителю физкультуры не явилась Божья Матерь. Женщина в блестящих одеждах снизошла с алтаря и хмурая прошла вдоль стен. Долго не раздумывая, решили храм сжечь. Прихожане тушили пламя из последних сил. Но костел дымился целую неделю, верх выгорел полностью, остались только стены. В плачевном состоянии он простоял до 1986 года, пока ученые-археологи не взялись за жемчужину.
Ирина Капацевич:
— Костел еще интересен для многих тем, что у нас есть подземелье, оно находится под фигурой Святого Антония, и подземелье это ведет прямо к усыпальнице на кладбище, где покоится род последних хозяев Вселюба. Это ирландский род, графский род Арурков. Это подземелье сейчас замуровано, так как есть версия, что Ян Немира похоронил под костелом свою дочь.
Приезжают помолиться Святому Казимиру. В народе говорят, если искренне обратиться, он поможет всеми тремя руками. И с этим связана любопытная история. Когда художник писал икону Казимира с цветком лилии, одна рука его смущала, он зарисовал и сделал новую. Но каждый раз, приходя в мастерскую, видел, как проявляется третья рука. Решил, знак свыше, и оставил. К слову покровитель костела – сын польского короля Казимира IV и австрийской королевы Елизаветы. Юноша мог купаться в роскоши, но выбрал иной путь. Спал на полу, носил власяницу, дал обет безбрачия, и в 25 лет ушел из жизни из-за туберкулеза. Но его христианская доброта к людям осталась на века.
Ирина Капацевич:
— У нас в костеле есть еще одна редкая икона – эта Матерь Божья, развязывающая узлы. О каких узлах идет речь? Об узлах непрощения, узлах обиды. Прежде всего эти узлы человек должен пытаться развязать сам в себе, потому что они мешают не тому человеку, на которого ты затаил какую-то злобу, а именно тебе, они мешают тебе развиваться, поэтому к Божьей матери обращаемся в самых сложных и запутанных для себя ситуациях. Есть молитва – это новенна к Божьей матери, развязывающей узлы, которой молятся, не прерываясь, девять дней.
Инесса Ковальчук, органистка:
— Ты мая матуля новага жыцця, пакажы той шлях, асвяці яго. Мне хораша з табой, я тваё дзіця. У руцэ – рука, у сэрцы – супакой.
Органистка Инесса Ковальчук посвящает Божьей Матери новой жизни стихи. Вот уже три года она наставляет на путь любви и гармонии. Эта единственная фигура во всем мире. Идею омаливали два года, изготовили, освятили и привезли на Новогрудчину. Обратите внимание, Мария в очень благодатном состоянии – беременна. К ней обращаются с просьбами о деторождении, и она творит чудеса. Но ведь переродиться можно и духовно.
Виталий Цыбульский, настоятель костела Святого Казимира:
— Были такие моменты, когда родители больных детей также просили и получали исцеление. То же самое от алкоголизма, наркомании, от зависимостей.
Ирина Капацевич:
— Приехала семья из Минска, это православная была семья. Помолились, оставили просьбу, написали, и вы знаете, в течение месяца они получили дар родительства. Люди 11 лет молили о рождении ребенка. Молились и объехали очень много разных мест.
В цветущем раю с трудом верится, что еще недавно здесь были дебри. Но ксендзу Виталию Цыбульскому с неравнодушной компанией удалось превратить здешние края в туристическую Мекку. Посадили сад с лечебными травами, огород. Сделали дом пилигримов, где путешественники могут переночевать и вкусно отобедать. Угощают своим медом, иммунным чаем, делают мази на основе пчелиных продуктов и удивляют фирменным меню со свежей выпечкой и «вселюбскими капшучками».
Виталий Цыбульский:
— Розалин – это ягода, которая тоже у нас растет, есть возможность каждому приехать, сорвать эту ягоду, попробовать.
Вдохнуть тишину и насладиться пением птиц можно в долине «Эн-Карэм». Название неслучайно. Так называется городок недалеко от Иерусалима, где встретились беременные Мария и Елизавета. На этом благодатном островке вся суета остается за бортом, а в душе поселяется покой.
Виталий Цыбульский:
— Есть такие духовные упражнения, где люди могут приехать, посидеть-поразмышлять, кроме того, есть возможность даже отдохнуть, и покачаться, и какие-то колбаски-шашлык сделать, и поиграть в деревянные игры.
Инесса Ковальчук:
— Здесь человек подпитывает себя душевной красотой, простотой, душевным огнем, которые дарит нам костел своей домашностью, гостеприимством.
Мы приехали сюда на экскурсию, нам очень здесь понравилось, здесь очень светло, красиво и душевно, спокойно. Мы зашли в краму и тоже приобрели себе домой вкусный, прекрасный чай.
Все так понравилось, что жду не дождусь следующей поездки.
И, правда, кто однажды побывал во Вселюбе, возвращается с родными и близкими в это чудесное место, где можно стать лучше и приблизить мечту.
Путешествие под зонтом: замок в Любче, самый старый костел и забытая усадьба — за 1 день и 280 километров
Осеннее путешествие Hrodna.life собрало «под зонт» 18 объектов, которые стоит увидеть на Гродненщине. Погода не помешала проехать круг в 280 километров от Гродно до Новогрудка через Вселюб, Любчу и другие местности. Дождь и желтые листья — хороший фон для архитектурных объектов.
1. Вселюб. Самый старый костёл Беларуси, церковь под сайдингом и графский парк
Историческая справка:
Церковь Святого Михаила Архангела построили из кирпича в 1840 году на месте деревянного храма 1630 года. В 1884 достроили браму-колокольню из натурального камня. Это памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Финансировал строительство местный граф Михаил О’Рурк.
Самая старая икона храма — «Великомученница Варвара». Она написана в 1761 году. На кладбище у церкви похоронена княгиня София Долгорукова.
Несколько лет назад церковь отремотнировали «по-богатому». Сейчас полуторавековые стены зашиты пластиковым сайдингом.
Самое сложное во Вселюбе, как и во многих других деревнях, найти бывшую синагогу. Местные только пожимали плечами в ответ на вопрос. Помогли старые снимки и немного — интуитивное узнавание. Здание синагоги построено в конце XIX—начале XX вв. В послевоенное время было магазином и столовой. Сейчас стоит закрытым и заброшенным.
Центром культурной жизни во Вселюбе стал костёл. Ксёндз Виталий Цибульский говорит, что сейчас из-за коронавируса на службах не очень много людей, хотя приход объединяет 23 окрестные деревни.
«Хочется сделать тут паломнический центр. Чтобы люди приезжали знакомиться с историей и могли соединить свой интерес с духовностью. Мы уже проводим паломнические туры, экскурсии, рассказываем о тех, кто строил храм».
Историческая справка:
Костел Святого Казимира построили до 1433 года в готическом стиле. Многие истории считают, что это самый старый римско-католический храм на территории современной Беларуси. Его возвел либо князь Андрей Вселюбский, либо его отец Ян Немира — конюший князя Витовта. В 1576 году князь Николай Радзивилл Черный передал костел кальвинистам, а в 1642 году его снова вернули католикам. В храме находится скульптура Матери Божьей беременной — единственная в Беларуси.
В 1986 году костел сильно пострадал от пожара. Реставрацию начали через два года, а в 1991 храм повторно освятили.
Плебания рядом с костелом — современное здание. Здесь работает кафе. «В деревне людям негде собраться. А в кофейне можно посидеть, пообщаться и даже отпраздновать свои торжества. Недавно провели первую свадьбу без алкоголя», — рассказал ксёндз.
Гостей кафе при храме традиционно угощают травяным чаем. Лекарственные растения для него собирают прихожанки костела.
Графский парк и усадьба О’Рурков тоже могли бы привлечь во Вселюб туристов. Парк устроен с элементами французского и английского ландшафтного дизайна. Сейчас это памятник природы, истории и культуры республиканского значения. Имение О’Рурков в середине ХІХ века было знаменито своими сырами. Их варили по голландской технологии.
Историческая справка
Усадьбу во Вселюбе построила в начале ХІХ века семья графов О’ Рурков. Они были выходцами из Ирландии. В российскую империю приехали во времена императрицы Елизаветы Петровны. Иосиф О’Рурк участвовал в русско-турецкой войне и войне с Наполеоном.
Последнего владельца усадьбы, Эдварда О’Рурка, в 1943 году забрали в НКВД. О его дальнейшей судьбе до сих пор ничего не известно.
После Второй мировой войны до середины 1990-х в усадьбе была больница. Когда ее закрыли, дом пустовал и разрушался.
Один из потомков графского рода, Олег О’Рурк, много раз обращался к местным властям с просьбой передать ему усадьбу для восстановления, но так и не получил согласия. В 2012-м дом сгорел. Остался только фундамент, несколько хозяйственных построек и семейная часовня-усыпальница 1837 года постройки около костёла.
2. Вересково: усадьба Брохоцких и заброшенная винокурня
В начале XVI века имение Вересково принадлежало представителю древнего литовского рода Венцлаву Немире. По его имени местность называют Немировщиной до сих пор. В первой половине XIX века Вересково принадлежало Дыбовским, а после перешло к Брохоцким.
Историческая справка
Усадебный дом Брохоцких в годы восстания 1863 — 1864 годов был одним из мест сбора повстанцев и складом продовольственных запасов. В 30-е годы XX века здесь размещался Народный дом — что-то вроде местного клуба и вечерней школы для местных жителей. Сейчас усадьба заброшена.
Ближайшие хозпостройки вокруг усадьбы местные жители приспособили для своих нужд. Фундамент бывшего амбара стал оградой для огорода, а пристройки приспособили под сараи.
Бывшая винокурня поотдаль от усадьбы давно стоит без крыши и превратилась в развалины.
3. Любча: город с Магдебургским правом и новая жизнь замка
Владельцами Любчи были Хрептовичи и Гаштольды, а с 1574 года место принадлежало магнату ВКЛ Яну Кишке. Он основал здесь протестантский сбор.
От 1606 года имение перешло к Радзивиллам. При них в Любче действовала крупнейшая на территории современной Беларуси типография. Здесь издано больше 100 книг.
Историческая справка
Любчанский замок сначала был деревянным. Строить его начал в 1581 году Ян Кишка. Тогда каменной была только въездная башня. Закончили строительство каменного замка в XVII веке, уже при Радзивиллах. В это же период город получил Магдебургское право от короля Сигизмунда Вазы.
Во время войны Речи Посполитой с Россией 1654—1667 годов замок в Любче практически полностью разрушили. Востановлением крепости занялись в XIX веке новые владельцы — прибалтийский род Фальц-Фейнов. На месте развалин старого хозяйского дома они построили двухэтажный дворец в стиле английской неоготики, а рядом с парадной башней — гостевой дом.
Во время Первой и Второй мировых войн дворец был разрушен. Уцелели только 2 угловые башни. После войны на фундаменте дворца построили школу. Теперь замок реставрируют. Этим с 2003 года занимается благотворительный фонд «Любчанский замок», под руководством Ивана Печинского.
Историческая справка
Церковь Святого Ильи
Первый храм Святого Ильи в Любче сгорел в 1798 году. На этом же месте в 1840-м построили еще одну деревянную церковь. В 1910—1914 годах построили каменный храм из белого кирпича в псевдорусском стиле.
Про остальные точки на этом маршруте, в том числе Новогрудок (в нем одном можно провести несколько часов!), читайте во второй части материала.
Пять древних храмов Белоруссии: архитектура и история
Пострадавший от пожара Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1633 году в небольшом городке Будславе, который сейчас находится на западе Минской области. Ему уже около 400 лет, стало быть, он входит в число наиболее древних религиозных сооружений, сохранившихся на территории республики. Также он является одним из трёх храмов Белоруссии, носящих титул «Малая базилика», которым в католицизме наделяются храмы особого значения.
В связи с громким и очень неприятным событием в Белоруссии, напомнившим всем о важности сбережения исторических ценностей, предлагаем ознакомиться с подборкой иных древних храмов на территории республики.
Софийский собор
Самым древним христианским храмом на территории нынешней Белоруссии является Софийский собор в Полоцке (Витебская область). Возведённый в середине XI века в византийском стиле, храм был освящён во имя Святой Софии, став одной из трех таких церквей в мире — помимо Полоцка Софийские соборы есть только в Киеве и Великом Новгороде.
Здание собора пережило тяжелую историю вместе со всем народом Белой Руси. В 16 веке Полоцк был взят войсками польского короля Стефана Батория, и Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. Но это длилось недолго — после подписания Брестской унии в 1596 году его отдали униатам (греко-католикам).
Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты использовали здание храма как конюшню. А обратно в православие Собор был возвращен лишь после церковного собора 1839 года.
Костёл Преображения Господнего
В 1395 году в первой столице Великого княжества Литовского Новогрудке, который ныне является райцентром Гродненской области, был возведен католический храм, который назвали в честь Преображения Господнего. Его строительство велось под руководством великого литовского князя Витовта в готическом стиле. Лишь в XVIII веке он был перестроен в стиле сарматского барокко.
Костел отметился важным местом не только в белорусской истории, но и в прошлом у соседних народов. Так, в его стенах в 1799 году был крещен писатель Адам Мицкевич. Там же 1422 году были венчаны польский король Ягайло с Софьей из рода Гольшанских. А в 1621 году в этом костеле отпевали погибших в Хотинской битве с турками.
В настоящее время он по-прежнему работает.
Коложская церковь
Историки сходятся во мнении, что знаменитая Коложская церковь, находящаяся в Гродно, была возведена еще в XII веке, когда там правили князья Борис и Глеб Всеволодковичи.
Из-за участившихся набегов крестоносцев в XIII — XIV веках храм частично пришел в упадок — он потерял крышу и верхнюю часть стен.
Лишь в XVI веке, во время правления польского короля Стефана Батория, её здание восстановили, и там вновь стали проходить православные церковные службы. Но спустя примерно век храм снова пришел в запустение и даже какое-то время использовался в качестве хозяйственного склада. Церковь была расположена в очень неудобном месте: на краю высокого берега реки. Там оседал грунт, подмываемый рекой Неман, что регулярно приводило к разрушению стен церкви. В Белоруссии едва не сгорела католическая часовня 1841 года
Сынковичская церковь
Церковь святого Архангела Михаила была построена в начале XVI века в городке Сынковичи, что в Гродненской области.
В Белоруссии ходит легенда, что этот храм основал князь Витовт в знак благодарности за то, что сумел спастись от Ягайло в местных дремучих лесах. Тем не менее, историки утверждают, что это не более чем красивая история: знаменитый храм в Сынковичах был построен на средства великого гетмана Литовского Константина Острожского. Своей необычной формой церковь обязана Бернардинскому костёлу в Вильнюсе, по образцу которого она была построена.
В 19 веке, когда Сынковичи находились в составе Российской империи, храм был неоднократно реставрирован и ремонтирован. Однако после прихода на эту землю поляков в 1921 году его отдали греко-католикам. В советское время церковь была закрыта, и лишь в 1989 году там прошла первая служба после возобновления работы. Сегодня этот храм принадлежит Белорусской Православной Церкви.
Древний деревянный храм в Здитово
Свято-Никитская церковь в селе Здитово, что в Брестской области, является самым древним памятником деревянного церковного зодчества в Белоруссии. Храм был построен еще в 1502 году и представляет собой прекрасный пример полесской архитектурной школы, претендующей на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм может похвастаться на редкость спокойной судьбой, длящейся уже половину тысячелетия. Единственное, однажды он все-таки был отобран у православных и передан униатам. Это произошло в конце XVI века после заключения Брестской церковной унии. Позже он был возвращен православным и по сей день им принадлежит.
Ранее в Свято-Никитской церкви находилась уникальная икона — «Одигитрия Иерусалимская». Она была написана на двух сосновых досках и украшена золоченым фоном с растительным орнаментом. Но теперь она находится в экспозиции музея при Национальной Академии наук Белоруссии и считается одним из ярчайших примеров древнерусской сакральной живописи XVI века.