Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
Три Зеленчукских храма
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным. Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).
Северный храм
Северный Зеленчукский храм
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
Средний храм
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
Южный храм
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
Руины часовен
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.
Шоанинский храм
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.
Архызский лик Спасителя
Архызский лик Спасителя
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
Сентинский (Тебердинский) храм
Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено. Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании. На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).
Возвращение молитвы
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».
Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.
Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.
В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
Храм несколько раз перестраивался. При Боголюбове он был шестистолпным, с тремя апсидами и по высоте (32,3 метра) превосходил соборы Киева и Новгорода.
Сейчас Успенский собор во Владимире включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является главным кафедральным собором Владимирской епархии.
В преддверии Пасхи, на страстной неделе сайт «РИА Недвижимость» решил осмотреть самые древнейшие храмы на территории России.
По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.
Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.
На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.
Православный храм Святого Иоана в Керчи был возведен приблизительно в VIII — XI веках и считается одним их старейших подобных построек не только Крыма, но страны в целом.
По своей структуре церковь напоминает строения в азиатских областях Византийской империи, Константинополя и Кипра. Характерна для византийских мастеров и полосато-розовая кладка фасада.
Внешний облик храма со временем менялся. В середине прошлого века в ходе реставрации с целью сохранения купола был установлен металлический каркас, а также была восстановлена кладка, часть росписей и штукатурки.
На сегодняшний день церковь является действующей и охраняется государством.
Мы уже рассказывали о древнейшем храме Российского государства — Софийском соборе в Великом Новгороде, построенном в середине XI века. Но на территории современной России есть культовые сооружения, возведенные еще раньше, до крещения Руси, — например, церкви Нижнего Архыза в Карачаево-Черкессии. Предполагают, что здесь находилась столица средневековой Алании, жители которой приняли христианство еще в 912 году.
Примерно тогда же была построена самая большая и величественная Северная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, — кафедральный храм Аланской епархии. Здание сложено из крупных песчаниковых плит, скрепленных прочным известковым раствором. В нем проводили службы и крестили местных жителей: в углу обнаружили кубический резервуар из каменных плит — единственную на Северном Кавказе крещальню.
Позже неподалеку появилась небольшая Южная (Ильинская) церковь, которая действует и по сей день, а рядом с ней можно увидеть Архызский лик — наскальное изображение Христа.
Керчь: древнейшая действующая церковь
Каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного
В центре Керчи возвышается храм с долгой и трудной историей — церковь Иоанна Предтечи в византийском стиле. Когда была построена церковь, точно не известно: историки датируют ее IX, VIII и даже VI веком. С тех пор сохранился фундамент, колонны и мощеный внутренний дворик, где лежит каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного. Позже церковь перестраивали русские князья, при половцах она стояла в запустении, а во времена турецкого владычества была мечетью. В советское время храм Иоанна Предтечи закрыли, в годы войны он сильно пострадал от пожара, но затем был восстановлен и сейчас считается древнейшей действующей православной церковью на территории России.
Пройти через века и испытания храму помогли конструктивные особенности: крестово-купольное здание укреплено колоннами, а в кладке стен чередуются ряды белого камня и красного кирпича — этот «слоеный пирог» обеспечивает устойчивость сооружения.
Владимир: собор как символ единства
Фрески Андрея Рублева
Строительство белокаменного Успенского собора началось в XII веке, при князе Андрее Боголюбском. По замыслу правителя собор должен был стать главным храмом сильнейшего княжества — Владимиро-Суздальской Руси, символом единения русских земель. Поэтому работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода. В роскоши и великолепии церковь им тоже не уступает: стены расписаны фресками, пол покрыт цветной мозаикой и позолоченными плитами, под сводами сияют золотые и серебряные люстры.
Собор не раз горел и возрождался из пепла. Самый страшный пожар случился в 1238 году, когда во Владимир вторгся хан Батый. В дыму погибли горожане, затворившиеся в храме, все церковные реликвии были разграблены, живопись повреждена огнем, но храм выстоял и был восстановлен сто с лишним лет спустя. Именно тогда, в начале XV века, собор расписывал Андрей Рублев, и это одна из немногих церквей, где можно увидеть фрески знаменитого иконописца.
Во время съемок фильма Андрея Тарковского о Рублеве в 1966 году пожар повторился — от дымовых шашек загорелись стропила церкви, но их быстро потушили. Совсем недавно в храме снимался еще один фильм, сюжет которого связан с рублевскими фресками, — «Фея» Анны Меликян.
Костомарово: подземная церковь
Около 900 лет, точно не известен
Храм выдолблен в меловых «дивах»
В донских степях Воронежской области немало пещерных храмов, а самый большой и самый древний — Спасский собор одноименного монастыря у села Костомарово. Церковь выдолблена в причудливых меловых столбах — «дивах», происхождение которых до сих пор остается загадкой.
Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Рядом, в склоне мелового холма, выдолблены кельи монахов-отшельников — узкие и тесные помещения с позеленевшими от сырости стенами. А самое суровое место монастыря — пещера Покаяния: длинный темный коридор ведет в небольшую келью, предназначенную для исповеди. До революции сюда направляли самых отчаянных грешников, а сейчас в пещеру Покаяния едут паломники со всей России.
Эски-Кермен: храм в обломке скалы
Очень маленький, всего 5,5 х 3,5 м
Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину. В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель.
Кижи: самая древняя деревянная церковь
Самый древний тип храма — клетский
Старейший из дошедших до нас деревянных храмов — церковь Воскрешения Лазаря в Карелии. По преданию, она была срублена в XIV веке, при жизни основателя Муромского монастыря, греческого монаха Лазаря.
Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе. Размеры тоже скромные: общая длина церкви — около 9 м, ширина — 3,6 м. О древности храма говорят архаичные элементы, например двери без петель и волоковые окна — неширокие прорези, которые изнутри закрывались (заволакивались) доской. После смерти Лазаря церковь стала объектом поклонения и паломничества, ее считали «исцелительницей от недугов».
В XIX веке над храмом соорудили деревянный защитный футляр, а в 1959-м перевезли на остров Кижи, отреставрировали и установили у подножия знаменитого Преображенского собора.
Великий Новгород: шедевр средневековой архитектуры
Фрески Феофана Грека
Ильина улица Великого Новгорода ведет к белоснежной церкви редкой красоты — храму Спаса Преображения, или Спасу на Ильине. Он не такой величественный и древний, как София Новгородская, но тоже внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и не менее знаменит: это единственная в мире церковь, где сохранились фрески Феофана Грека.
Византийский иконописец расписывал храм в конце XIV века, до наших дней дошли фрески купола, барабана и Троицкого придела — яркие, экспрессивные образы Христа, ангелов и ветхозаветных героев. Снаружи храм не менее выразителен, чем внутри: строгие пропорции, простота линий, кружевной фасадный декор. Церковь была построена на средства жителей Ильиной улицы в период расцвета Новгородской республики и стала одним из самых совершенных образцов архитектуры того времени.
Александров: первый каменный шатровый храм
Здесь молился Иван Грозный
Долгое время древнейшим каменным шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском. Но в 90-е годы XX века появилась версия о том, что более скромная и менее известная Покровская церковь в Александрове построена примерно на 20 лет раньше, в 1510-х годах. Домовый храм русских царей возводил итальянский архитектор Алевиз Новый, соединяя приемы Ренессанса и местные традиции: каменное здание напоминает древнерусские деревянные шатровые церкви. А вот сюжетно расписанный шатер — единственный в России. На его внутренней поверхности изображены библейские цари, пророки и русские князья, причисленные к лику святых.
В этой домашней церкви молился Иван Грозный, вплотную к храму примыкали царские палаты, возведенные одновременно с ним. Под палатами были вырыты гигантские подвалы — по легенде, там хранятся несметные богатства, например загадочно исчезнувшая библиотека Ивана Грозного. О тайнах старинной церкви можно узнать на экскурсии — храм входит в состав музея-заповедника «Александровская слобода» и открыт для посещения.
Многих интересует вопрос: «Какая церковь самая древняя»? Самый древний храм в России — церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Эта величественная памятка архитектуры пережила монголо-татарскую навалу, Великую Отечественную войну и антицерковное движение во времена Советского союза.
Архитектурный стиль памятки
Самая древняя православная церковь является примером византийского архитектурного стиля, который объединил в себе лучшие традиции европейского и восточного зодчества. Строение церкви Иоанна Предтечи представлено четырьмя столбами, тремя апсидами и одним плоским куполом.
Стены самого старого православного храма являют собой специфическое чередование белых и красных блоков. Внутренняя часть храма состоит из двух элементов: первоначального сооружения и пристройки, возведённой в конце XIX века.
История жизни самой древней церкви в России
Историки утверждают, что самая старая церковь была возведена примерно в конце VIII – начале IX столетия. Такой вывод специалисты сделали исходя из древнегреческой надписи, обнаруженной на колонне. Она утверждает, что здесь покоится человек, рождённый 752 года от Рождества Христова. Кроме того, в кладке были найдены амфоры, изготовленные в VIII-IX веках.
В период от XV до XVIII века самый древний храм России пребывал под властью Крымского ханства и был переделан под мечеть. Однако уже в 1774 году, когда город Керчь возвратился в лоно Российской империи, церковь снова стала православным достоянием. Из рукописей того времени стало известно, что ещё в XVIII веке церковь существовала без именного посвящения, и только в начале следующего столетия храм был назван именем святого Иоанна Предтечи.
В тридцатые года XX века было принято решение закрыть самую древнюю христианскую церковь. Причиной назвали малое количество прихожан. К счастью, в пятидесятые годы в стране возобновился интерес к византийской культуре, и церковь снова открыли в 1957 году как пример архитектуры византийской эпохи.
На этом злоключения самой старинной церкви в России не прекращаются. Хотя храм и существовал, ходили туда преимущественно крестьяне и рабочие, так как вокруг него открыли рыбный базар. Можно представить, что в шестидесятые годы старая церковь являла собой поистине жалкое зрелище – разбитые окна, заросшие мхом стены, прогнившая крыша и, главное, несносный смрад рыбных костяков.
И только в семидесятых годах власть решила восстановить храм. Реставрационные работы проводились на протяжении четырёх лет – от 1974 до 1978 года. Руководила ими Е. И. Лопушинская.
Осуществить перестройку самой древней христианской церкви было нелегко. Чтобы купол не упал, зодчие приставили железный каркас. Также отстроили колокольни и очистили стены. Архитекторам помогали художники, заданием которых было отреставрировать древние мозаики внутренней отделки храма.
Летом 1990 года самый старый храм в России перешел православному обществу Керчи.
На данный момент самая древняя церковь в России функционирует. Сюда можно прийти и выслушать богослужение в любое время.