самый древний храм в липецке
Древне-Успенский храм в Липецке
Древне-Успенская церковь — один из старейших храмов Липецка.
Точная дата постройки неизвестна, но есть источники 1730 г., где храм уже упоминается.
Приставка «древне» появилась в названии церкви после 1839 г., когда в Липецке построили храм Успения Пресвятой Богородицы. Чтобы не путать церкви, раннюю постройку стали именовать Древне-Успенской.
Еще коренные липчане называют этот храм Успенкой.
Здание относится к памятникам архитектуры.
Храм стоит на источнике, где, согласно преданию, было явление иконы Божией Матери «Живоносный источник». Поэтому это место давно считалось святым, сюда приезжали больные и страждущие, чтобы напиться целебной воды.
Также у источника останавливался во время Азовских походов Петр I, который сразу понял полезность железистой воды.
Внешний вид Древне-Успенской церкви необычный — она построена в стиле русского барокко. Выглядит здание несколько асимметрично, но это даже интересно.
Храм этот бесстолпный и бесколокольный.
Но даже это не главное.
Архитектурно церковь обращена по оси северо-восток — юго-запад, когда традиционно православные храмы ориентируют по линии восток — запад. Еще из необычного — Древне-Успенская церковь словно прячется у подножия холма, стоит в укромном уголке. Хотя обычно церковь стараются разместить на вершине, на видном месте.
Фундамент придела Древне-Успенской церкви сложен из нетесаных блоков без раствора. Это породило множество легенд, в том числе и о возрасте храма.
Есть мнение, что использованные в фундаменте камни — это остатки гораздо более древнего храма, который был разрушен во время татаро-монгольского ига.
Сначала Древне-Успенская церковь находилась при монастыре Паройской пустыни. После упразднения монастыря в 1764 г. императрицей Екатериной II храм приписали к Христорождественской церкви.
В 1910 г. под Древне-Успенской церковью во время ремонтных работ обнаружили подземный ход. С этой находкой связано много легенд. Согласно одной из них, ход связывает Древне-Успенскую церковь и Верхний парк. Но краеведы толком не смогли исследовать ход, так как он был завален.
После революции в Древне-Успенской церкви продолжались богослужения, храм закрыли только в 1936 г., а настоятеля расстреляли по ложному доносу.
Долгое время здание храма никем не охранялось, иконостас был разрушен, росписи уничтожены. От полной гибели храм спасли липецкие краеведы в 70-е гг. прошлого века.
Восстановительные работы продолжались длительное время, затем здание Древне-Успенской церкви забрал себе областной музей. В храме проводились выставки, там находилась экспозиция, посвященная истории железоделательных заводов и металлообработки в Липецке.
Только в 1996 г. Древне-Успенскую церковь вернули верующим.
Силами прихожан Христорождественского собора церковь была полностью восстановлена, сейчас в ней идут богослужения.
С 2003 г. Древне-Успенская церковь стала именоваться как Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.
Сейчас выполняются росписи стен.
Найти Древне-Успенскую церковь несложно.
Достаточно добраться до Верхнего парка (он находится на пересечении улиц Ленина и Салтыкова-Щедрина). Туда ходит различный общественный транспорт: например, автобусы № 2, 12, троллейбус № 9 или маршрутные автобусы № 324, 359, 359.
Адрес: г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина, 63.
В Липецкой области таких старинных храмов — кот наплакал.
Таинственная история самой старинной церкви Липецка
Самая старинная церковь Липецка — Древне-Успенская — расположена в историческом центре города, на улице Салтыкова-Щедрина, у святого источника.
В этом памятнике истории и архитектуры всероссийского значения находится единственный в городе монастырь. В нем, по преданию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный Источник».
Из династии священников
Узнать историю Паройской пустыни — так в старину назывался Свято-Успенский монастырь — нам помог липецкий краевед, председатель областной общественной организации «Творческий центр «Традиция» Алексей Нарциссов, чей прадед Иван Ионович Нарциссов (1854–1911 гг.), кандидат Киевской Духовной академии был учителем, а затем директором Липецкого духовного училища. Родом Иван Ионович был из села Большой Избердей Липецкого уезда Тамбовской губернии, ныне это село в Петровском районе Тамбовской области. Его отец Иона Алексеевич служил там приходским священником.
Династия священнослужителей Нарциссовых насчитывает несколько веков, но сам Алексей Серафимович узнал о своих предках уже после распада Советского Союза.
— Фотографии царского периода хранились в семейном альбоме, но были закрыты другими снимками. Когда тайна раскрылась, я заинтересовался краеведением, а православную веру наша семья сохранила и в советское время. В Древне-Успенский храм мы ходим на службу на все главные церковные праздники, — рассказывает Алексей Нарциссов.
Иван Нарциссов не только преподавал в духовном училище, но также был краеведом и членом Липецкого Петровского общества, созданного в 1909 году и действовавшего до 1918-го.
В 1906 году Иван Ионович издал историческую записку «Древне-Успенская церковь в г. Липецке (бывшая Паройская Пустынь)», чем привлек внимание к сохранению самого древнего храма Липецка.
«Пушки и железо нужнее монахов»
По свидетельству Ивана Нарциссова, «если бы спросили у кого из жителей города: «где Древне-Успенская церковь?» в начале прошлого века, — едва ли получили бы удовлетворительный ответ, так как этот храм у местных жителей известен только под именем «монастырского» или просто «Монастырки», а также «Живоносной источницы».
Историографы XIX века склонялись к тому, что обитель Паройская пустынь была основана в 1701 году, «быть может по повелению самого царя». Однако Иван Нарциссов отмечает недоказанность этого утверждения и приводит свидетельства старожилов, которые уверяли, что монастырь существовал и ранее: «Были и монахи, немного; а как построил царь Петр заводы, они и ушли». Краевед ссылается на слова местных жителей, которые поговаривали, что со времени визита Петра I в Липецк начался упадок обители: «зародилась шумная заводская жизнь, нарушен был покой иноков-отшельников, и они стали оставлять свою пустынь, уходя в другие, укромные уголки».
Другой старожил свидетельствует, что царь склонялся упразднить монастырь, потому что «пушки и железо для государства нужнее монахов». Но закрыли его только в 1764 году при монастырской реформе Екатерины II, поскольку отношение Петра I к древней пустыни «едва ли было иным, кроме индифферентного», пишет Иван Нарциссов.
В своем труде краевед приходит к выводу, что первые камни этого храма были заложены «быть может в то время, когда древний Липецк был княжьим городом». Во время татаро-монгольского нашествия обитель была разрушена вместе с городом, а когда настала спокойная пора, храм восстанавливали на уцелевших стенах. Таким образом, эта церковь — самая старая каменная постройка в Липецке.
Необычная архитектура
В монастырский комплекс входили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь святого Николая Чудотворца, деревянные колокольня и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», настоятельская и братские кельи, хозяйственные постройки и мельница. К Паройской пустыни примыкали красивый монастырский сад и пруд.
Архитектура храма проста и в то же время необычна. Бесстолпный и бесколокольный, сооруженный в стиле барокко, он сориентирован не по канонам православного зодчества — с востока на запад, а с северо-востока на юго-запад. У стен храма находился старейший в городе некрополь с захоронениями XVII — начала XIX веков.
В 1881 году церковь признали памятником архитектуры государственного значения.
— За сто лет после выхода «Исторической записки» моего прадеда историю храма изучали многократно. Появились новые архитектурные исследования. При этом труд Ивана Ионовича можно считать наиболее объективным уже потому, что он был написан ближе всего по времени к строительству церкви. К тому же он хорошо знал историю местных храмов и в силу своего положения занимался исследованием максимально добросовестно, — поясняет Алексей Нарциссов.
В начале XX века не удалось восстановить Паройскую пустынь — помешала революция и последующие гонения на Церковь.
Трудные времена
Богослужения в Успенской церкви продолжались еще два десятилетия после революции, хотя большинство православных храмов были закрыты. Но в 1937 году по ложному обвинению арестовали семидесятилетнего настоятеля. Отца Стефана приговорили к расстрелу.
— В 1938 году Древне-Успенскую церковь закрыли по акту санитарной инспекции, отчитавшись о якобы загрязненных здесь водах. Серафима Красильникова свидетельствовала, что с иконами расправились на площади перед храмом — их изрубили и сожгли. В советские годы для храма настали самые трудные времена. В Великую Отечественную войну, по некоторым данным, в нем размещался морг, а позже склад городского водоканализационного хозяйства. Затем здание было заброшено и начало разрушаться. И хотя в 1940 году его признали памятником старины, это ничего не изменило. К середине семидесятых износ составил 70 процентов, — рассказывает Алексей Нарциссов.
В 1968 году здание изучали специалисты Московского архитектурного института. Исследования подтвердили древность сооружения. Как следует из их описания, стены храма из крупных блоков местного известнякового камня пережили сильное разрушение и долго находились в руинном состоянии, а при восстановлении их надстроили кирпичами.
— Эти данные научно доказывают версию Ивана Нарциссова, что фундамент здания сооружен не в XVI – XVII веках, а гораздо раньше, — отмечает краевед.
Время от времени храм пытались реставрировать как памятник архитектуры, но итог был печальным. Так, в восьмидесятых годах прошлого века бульдозером уничтожили следы древнего некрополя и природную среду вокруг церкви, засыпали близлежащий пруд Петра Великого. Само здание в процессе «восстановления» пострадало еще больше. Чтобы хоть как-то сохранить его, в 1991 году там разместили музей металла. В 1995-м он закрылся, и печальная история разрушения и разграбления здания продолжилась. Лишь в 1996 году Древне-Успенскую церковь вернули верующим. С 2003 года здесь вновь возродилась монашеская жизнь, началась капитальная реставрация.
Подземные ходы
Территория вокруг Древне-Успенской церкви и посейчас хранит немало загадок. Заброшенный монастырь всегда был овеян множеством легенд и привлекал внимание жителей города и гостей Липецкого курорта. Интересны предания, которые связаны с подземными ходами, которые якобы ведут от Древне-Успенской церкви в сторону улицы Дворянской, ныне Ленина, и Христо-Рождественского собора.
— По одной из версий, таинственные подземные ходы вели к катакомбной части Паройской пустыни, — поясняет краевед.
В 1910 году при ремонте церкви рабочие обнаружили такой подземный ход. Но обследовать его не удалось: был обрушен и завален землей. Пока разгадать тайны липецких подземелий не удается.
Сам храм отреставрировали. Построили братский корпус, обустроены святой источник, мужская и женская купели. Благоустраивать территорию продолжают и сейчас. Не все краеведы соглашаются с исторической верностью реконструкции, но все же место стало красивым и ухоженным, а храм — центром притяжения не только верующих, но и туристов.
Марина Полякова, «Липецкая газета»
Древне-Успенская церковь
Древне-Успенская церковь — один из старейших храмов Липецка. Точная дата постройки неизвестна, но есть источники 1730 г., где храм уже упоминается. Приставка «древне» появилась в названии церкви после 1839 г., когда в Липецке построили храм Успения Пресвятой Богородицы. Чтобы не путать церкви, раннюю постройку стали именовать Древне-Успенской. Еще коренные липчане называют этот храм Успенкой.
Здание относится к памятникам архитектуры.
Также у источника останавливался во время Азовских походов Петр I, который сразу понял полезность железистой воды.
Внешний вид Древне-Успенской церкви необычный — она построена в стиле русского барокко. Выглядит здание несколько асимметрично, но это даже интересно. Храм этот бесстолпный и бесколокольный. Но даже это не главное. Архитектурно церковь обращена по оси северо-восток — юго-запад, когда традиционно православные храмы ориентируют по линии восток — запад.
Фундамент придела Древне-Успенской церкви сложен из нетесаных блоков без раствора. Это породило множество легенд, в том числе и о возрасте храма. Есть мнение, что использованные в фундаменте камни — это остатки гораздо более древнего храма, который был разрушен во время татаро-монгольского ига.
Сначала Древне-Успенская церковь находилась при монастыре Паройской пустыни. После упразднения монастыря в 1764 г. императрицей Екатериной II храм приписали к Христорождественской церкви.
После революции в Древне-Успенской церкви продолжались богослужения, храм закрыли только в 1936 г., а настоятеля расстреляли по ложному доносу. Долгое время здание храма никем не охранялось, иконостас был разрушен, росписи уничтожены. От полной гибели храм спасли липецкие краеведы в 70-е гг. прошлого века. Восстановительные работы продолжались длительное время, затем здание Древне-Успенской церкви забрал себе областной музей. В храме проводились выставки, там находилась экспозиция, посвященная истории железоделательных заводов и металлообработки в Липецке.
Только в 1996 г. Древне-Успенскую церковь вернули верующим. Силами прихожан Христорождественского собора церковь была полностью восстановлена, сейчас в ней идут богослужения. С 2003 г. Древне-Успенская церковь стала именоваться как Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь. Но большинство липчан называют храм по старинке либо Успенкой.
Найти Древне-Успенскую церковь несложно. Достаточно добраться до Верхнего парка (он находится на пересечении улиц Ленина и Салтыкова-Щедрина). Туда ходит различный общественный транспорт: например, автобусы № 2, 12, троллейбус № 9 или маршрутные автобусы № 324, 359, 359.
Адрес: г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина, 63.
Невидимые лабиринты
У каждого города есть свои древние тайны и наш областной центр не исключение. Издавна истории о подземельях Липецка овеяны самыми невероятными слухами и легендами. Больше всего преданий связано с подземными ходами, которые якобы ведут от Древне-Успенской церкви в сторону улицы Дворянской-Ленина и Христорождественского собора.
Святое место
Древне-Успенская церковь, стоящая у святого источника на улице Салтыкова-Щедрина (раньше это место называли слобода Монастырка) — старейший храм Липецка. Точная дата его постройки неизвестна, но уже в источниках 1730 года храм упоминается, хотя, скорее всего, его возвели в конце XVII века. Придел храма был освящен в 1701 году. На источнике, согласно преданию, людям явилась чудотворная икона Божией Матери, обладающая силой исцеления. На целебном источнике у подножия Железной горы, по легенде, побывал сам царь Петр Первый, державший путь в Азов.
Говорят, в основании кладки Успенки находятся остатки фундамента гораздо более древней церковной постройки. Неудивительно, что с таким намоленным местом ещё в старину связывали немало удивительных историй. Уже в первом издании книги об истории Липецкого курорта профессора Пфеллера 1804 года говорилось о пещерах Железной горы и монашеских кельях рядом с церковью, по которым монахи якобы даже водили экскурсии.
Представитель Липецкого историко-изыскательского общества Дмитрий Васюков писал, что наиболее древние липецкие подземелья могут принадлежать к Поройской пустыни, основанной в XII-XIII веках. Князь Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Киева во Владимир. Часть последовавших за ним монахов Киево-Печерской лавры остановилась у подножия Железной горы, основав новую обитель. По образу и подобию келий Киево-Печерской лавры монахи вырыли себе жилища в Железной горе, построили первую церковь. По легенде, основатель Поройского монастыря священномученик Егорий Праведный оставил после себя в чреве горы глубокий тайник со священными манускриптами, чтобы обезопасить их от набегов кочевников Дикого поля. Тайник якобы охраняли глубокие ямы-ловушки с острыми кольями на дне. Опасения старца оказались ненапрасными, церковь несколько раз сжигалась ордынцами, восстанавливалась и снова разорялась. Возможно, монастырский тайник до сих пор хранит святые реликвии. Правда, другие липецкие краеведы, например, председатель Липецкого областного краеведческого общества Александр Клоков к этой теории относится крайне скептически. Где Владимир, а где Железная гора? Как бы там ни было, обитель упразднили в ходе секуляризационной реформы 1764 года. Только спустя два с половиной века, в 2003 году, здесь открылся Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.
Васюков считал, что существовала и ещё одна расположенная в недрах Воронежской горки (нынешний участок улицы Советской до Центрального рынка) система подземных коммуникаций, связывавшая несохранившиеся ныне самый древний в городе Вознесенский собор XVII века на современной Театральной площади, Троицкий собор (сейчас на этом месте находится стадион «Металлург»), Покровскую церковь в районе современной улицы Фрунзе и взорванную в 1969 году церковь Успения Пресвятой Богородицы, стоявшую там, где сейчас находится ТЦ «Победа». Тоннели могли иметь общий выход в Каменный лог — на берег Липовки.
Удивительные находки
Эти городские легенды возникли не на пустом месте. В 1910 году в ходе ремонта Древне-Успенской церкви рабочие обнаружили подземный ход, который предположительно тянулся вдоль Дворянской улицы в сторону Христорождественского собора. Но толком обследовать его не удалось, поскольку ход был обрушен и завален землёй.
В 1952 году в подземный ход на улице Ленина, проходивший между современным зданием Епархиального управления и отелем «Металлург», спускался липецкий краевед Николай Васильевич Марков. По его словам, кирпичные своды и выложенные белым камнем стены находились на глубине порядка двух с половиной метров, однако дальше продвинуться краевед побоялся. Говорили, что в шестидесятые в ходе земельных работ на улице Ленина неподалёку от бывшего здания металлургического техникума образовался провал в отделанный известняком подземный ход, ведущий в сторону Евдокиевской церкви.
Во время первой реставрации церкви, в начале восьмидесятых, рабочие-бульдозеристы в поисках подземелий якобы обнаружили древнее захоронение в склепе из красного кирпича, которое тут же разграбили. Впрочем, никаких документальных подтверждений этого факта не существует. Некоторые краеведы считают, что эта история произошла в середине пятидесятых годов в склепе под Никольским приделом собора, никак не связанном с подземельями.
Не получается пока докопаться до тайн липецких подземелий и современным липецким исследователям. Ни одного входа под землю на сегодняшний день не сохранилось.
— Реставрируя в девяностых годах Древне-Успенскую церковь, я постарался проверить известные легенды, — рассказывает председатель Липецкого областного краеведческого общества Александр Клоков. — Проводя дренажные работы вокруг придела святого Николая Чудотворца, к сожалению, ничего найти не удалось, однако территория вокруг храма полностью не исследовалась, и, возможно, там сохранились следы старых подземных ходов.
Заброшенные бомбоубежища
Добавили легенд и подземные постройки XX века. Несколько лет назад в ходе строительных работ во дворе дома № 7 по улице Ленина были обнаружены два бетонных резервуара глубиной порядка пяти метров и диаметром около десяти. Предполагается, что во времена Советского Союза здесь находилось секретное бомбоубежище для руководства, резервуары обеспечивали запасы воды. Существует версия, что во время Великой Отечественной войны убежище связывали подземные коммуникации с несколькими административными зданиями в центре города и Христорождественским собором. Говорят, центральный вход был настолько широким, что в него могла свободно заехать автомашина. Может быть, при его постройке использовались и прорытые ранее ходы. Есть воспоминания очевидцев, которые, будучи детьми, играли в его лабиринтах.
Заброшенные, засыпанные землей бетонные бомбоубежища есть и в Левобережье. Есть версия, что длинные тоннели идут от комбинатоуправления НЛМК, ДК строителей и площади Франценюка к площади Мира и реке Воронеж. Существует тоннель и в 19-м микрорайоне. Коммуникации пытались исследовать липецкие диггеры. Некоторые экспедиции заканчивались для их участников трагически. Так, в 2009 году, выполняя задания популярной игры-квеста «Encounter», двое липецких парней из команды «Городские сталкеры» не смогли выбраться из тоннеля на улице Московской и умерли от удушья.
Пещеры и провалы
Богатейший пласт городских легенд связан с пещерами и провалами. В начале восьмидесятых у современного Дома Мастера ( исторического дома аптекаря Вяжлинского) внезапно на несколько метров осел грунт, над краем обрыва образовалась яма диаметром три метра. Коммунальным службам пришлось срочно засыпать провал песком. Возможно, это осело бомбоубежище под склоном горы.По слухам, существовал тоннель, связывающий построенный в 1910 году дом аптекаря с возведенным в 1836 году домом Губина ( сейчас в нём областной художественный музей) через дорогу. Но конкретных фактов, свидетельствовавших об этом, так и не обнаружено.
Не так давно ушла вниз земля неподалёку от Преображенской церкви в районе кольцевой развязки у Центрального рынка. Раньше в Железной горе находились горные выработки, поставлявшие руду для петровских железоделательных заводов, все её недра были изрыты, так возникли полости и провалы в грунте. Считается, что именно поэтому рядом с площадью Победы не стали строить многоэтажные дома. Длинные строительные сваи неожиданно стали проваливаться в пустоту, грунт мог бы не выдержать.
Карстовые пещеры в прошлом веке нашли на склоне неподалёку от современной Театральной площади, когда в начале шестидесятых там закладывали фундамент академического театра. Говорят, из-за этого здание пришлось перенести гораздо выше, чем планировалось изначально. А полость вроде бы забетонировали. Впрочем, впоследствии провалы возникали и при строительстве домов на улице Ворошилова.
Есть загадочные подземелья и на месте древнего городища в районе Каменного лога по обеим берегам реки Липовка. Большая карстовая пещера расположена на правом берегу лога у моста. Говорят, в войну один из её выходов приспособили под бомбоубежище. Старожилы ещё помнят, что в послевоенное время вплоть до пятидесятых в пещеры залезали играть дети, в них собирались бездомные и криминальные элементы. От греха подальше власти наглухо засыпали входы. Некоторые пещеры были разрушены при строительстве гаражей. Сейчас в них уже не войти. Не осталось даже фотографий. Периодически карстовые провалы возникают в окрестностях лога в районе улиц 8 Марта, Горького и Циолковского. Их засыпают, но асфальт оседает снова и снова.
Простые разгадки
Александр Клоков считает, что многие подземные коммуникации в центре Липецка имеют вполне утилитарное происхождение. Порой за подземные ходы древности принимали инженерные сооружения более позднего периода. Во времена расцвета Липецкого курорта строго запрещалось сливать в городе нечистоты, чтобы не испортить полезные свойства целебных источников с минеральной водой. Для отвода грунтовых вод из домов на Дворянской строились специальные дренажные каналы, остатки которых порой и принимают за монастырские подземелья. По кирпичам, крепившим свод водоотводов, его постройку можно датировать серединой XIX века. В районе современной площади Революции в восьмидесятые годы позапрошлого века производивший геологические изыскания профессор Мушкетов нашел жилу. Позднее сделали подземную галерею, в которой собиралась минеральная вода и шла к курортному бювету.
У святого источника в логу есть сооружение, похожее на подземный ход. Но это всего лишь каптаж первого городского водопровода длиной не больше десяти метров.
Пустоты в земле в районе стадиона «Металлург» и улицы Барашева, возможно, являются подвалами бывших торговых павильонов городской Новобазарной площади. Подвалы могли остаться и на месте Старобазарной—современной площади Революции. Там неподалёку стоял сгоревший впоследствии путевой дворец Петра I.
Туристический аспект
В наши дни, гуляя по центру Липецка, непросто обнаружить свидетельства его подземных тайн. Однако они существуют.
— Я уверен, что система старинных подземных коммуникаций в Липецке существует, —считает Александр Клоков, — она ждёт своих исследователей. Территория вокруг Древне-Успенской церкви ещё хранит немало загадок. Требуются серьезные изыскания, чтобы отыскать ответы на все вопросы.
Что ж, хочется надеяться, что еще удастся рассказать о подземном Липецке немало интересного.
Александр Клоков уверен: подземные ходы под старой церковью существуют.
Так Древне-Успенская церковь выглядела в XIX веке.