самый большой монастырь в европе
Под сенью святого Галла О памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО, почти не известном российским туристам
Небольшой городок Санкт-Галлен на крайнем северо-востоке Швейцарии мало известен российским туристам. Даже те, кто искренне любит и хорошо знает эту страну, редко сюда добираются. У европейцев, напротив, этот дивный уголок, признанный памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, пользуется огромной популярностью. Причины этого кроются в исключительном историческом и культурном богатстве, сконцентрированном на небольшой территории, удобной логистике и приемлемых ценах на еду и жилье, может быть лучших на пространстве между Цюрихом и Констанцем. Корреспондент «Ленты.ру» убедился в этом на собственном опыте.
Союз монаха и медведя
Санкт-Галлен назван по имени ирландского миссионера, одного из 12 спутников святого Колумбана, с которыми тот на рубеже VI и VII веков проповедовал христианство среди алеманнов. В какой-то момент Галл решил стать отшельником, покинул товарищей и около 612 года поселился в пещере на берегу реки Штайнах у небольшого водопада. По преданию, однажды его навестил медведь. Страшный зверь не тронул святого, а, напротив, принес здоровенное бревно, чтобы тот мог развести костер и согреться. В благодарность Галл накормил незваного гостя хлебом. Память об этом чуде, аллегорически описывавшем победу христианства над языческой дикостью, сохранилась до наших дней. Напоминанием потомкам служит городской герб, на котором изображен вставший на дыбы медведь, грозный, но не опасный.
Собор и примыкающая к нему библиотека входят в число наиболее посещаемых памятников не только Санкт-Галлена, но и всей Швейцарии
Примерно 100 лет спустя на месте заброшенной кельи Галла возник монастырь, названный именем святого. Очень быстро он превратился в крупнейший центр христианской культуры и оставался таковым на протяжении следующего тысячелетия. Аббатство Санкт-Галлен по всей Европе славилось своей школой и уникальной библиотекой. Последняя, в отличие почти от всех средневековых книжных собраний, уцелела до наших дней, пережив множество пожаров, войн, разорений, Реформацию и революцию. Сегодня в ее фондах хранится порядка 170 тысяч томов, в том числе 2,1 тысячи рукописей, самые ранние из которых датированы второй половиной VIII века. Здесь находятся многие ключевые для всей западной цивилизации сочинения по богословию и литургике, истории и музыке, медицине и праву, литературе и языкознанию. А коллекция санктгалленских инкунабул, первопечатных книг, изданных до начала XVI столетия, и вовсе не имеет себе равных в Швейцарии.
Аббатство Санкт-Галлен по всей Европе славилось своей уникальной библиотекой
Фото: Александр Сидоров
К числу абсолютно уникальных памятников относятся, например, греческая Библия с параллельным латинским переводом, написанным неизвестным ирландцем в IX веке, знаменитый Abrogans — латино-германский глоссарий второй половины VIII века, иллюминированный Псалтырь Фолькарта, показывающий исключительно высокий уровень художественной мастерской аббатства, одна из трех древнейших рукописей «Песни о Нибелунгах» и, конечно, план идеального каролингского монастыря — самый ранний памятник такого рода из сохранившихся в Европе.
Барочная сказка
Здание средневековой библиотеки, равно как и другие монастырские постройки, не сохранилось. В 1755-1766 годах они были полностью снесены, а на их месте возвели величественный барочный комплекс. Именно его в 1983 году включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор и примыкающая к нему библиотека входят сегодня в число наиболее посещаемых памятников не только Санкт-Галлена, но и всей Швейцарии.
В историческом центре отлично сохранились целые кварталы XVII — XVIII веков
Фото: Александр Сидоров
Санкт-Галлен вообще город барочный. Две мировые войны в прошлом столетии обошли его стороной. Поэтому в историческом центре отлично сохранились целые кварталы XVII — XVIII веков: дома богатых купцов и фабрикантов. Визитной карточкой многих зданий являются роскошные балконы. В свое время они воплощали собой высокий социальный статус владельца. Ну и, конечно, расширяли внутреннее жилое пространство.
Нынешние власти, надо отдать им должное, стараются привнести что-то новое в архитектурный облик города. Разумеется, не нарушая общего исторического ландшафта. Так на месте бывшего монастырского кладбища возле Карловых ворот под землей обустроено комфортное пространство для конференций, банкетов, выставок и приема делегаций. Автором проекта в актуальном ныне формате биотек выступил известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава. А возле офиса Raiffeisen Bank целый квартал выстлали красным ковром и превратили в «самую большую квартиру на открытом воздухе» с прихожей, гостиной, кабинетом, комнатой отдыха и даже парковкой для Ferrari. Сегодня это излюбленное место отдыха санктгалленской молодежи.
Шедевр Сантъяго Калатравы на месте старого монастырского кладбища
Фото: Александр Сидоров
На заметку: В Санкт-Галлене достаточно отелей, хотя нет ни одного пятизвездочного. Лучшим считается Hotel Einstein на Бергенштрассе. Он расположен в 10 минутах ходьбы от вокзала и в 5 минутах от собора и монастырской библиотеки. В отеле есть просторный спа-комплекс, конференц-зал и собственная подземная парковка, что для старинных швейцарских городков с их неизбежной средневековой теснотой большая редкость. А еще при отеле работает отличный гастрономический ресторан, где подают креативное сет-меню в сопровождении тщательно подобранных вин.
Отель Einstein считается лучшим в городе
Фото: предоставлено отелем Einstein
Одна вера — две религии
В XVI веке в город, сформировавшийся вокруг одного из влиятельнейших бенедиктинских аббатств католической Европы, пришла Реформация. Протестантская община под руководством Иоахима Вадиана быстро набрала вес и захватила власть. Между протестантами и католиками постоянно происходили столкновения. Поговаривают даже, что в аббатстве бесплатно наливали пиво ровно в те часы, когда протестантские церкви созывали паству на службу.
Взаимное раздражение накапливалось. Дело могло кончиться большой кровью, но все удалось уладить миром. Последователи Вадиана попросту отделились от своих оппонентов высокой каменной стеной. Ее фрагменты кое-где видны и поныне, как немой укор тем, кто был готов убивать друг друга, несмотря на то, что те и другие верили в одного Бога. Католический квартал вокруг монастыря превратился в своеобразный остров. А город с этого момента стал расстраиваться на север — туда, где было много свободного места и не было католиков. Эти волны застроек хорошо видны и сегодня.
Современный Санкт-Галлен вернулся в лоно католической религии, но дух протестантизма никуда не делся
Фото: Александр Сидоров
Современный Санкт-Галлен вернулся в лоно католической религии. Ее исповедуют примерно 56 процентов местных жителей. Протестантов примерно вдвое меньше. Но дух протестантизма, в свое время блистательно описанный Максом Вебером, с характерными для него трудолюбием, бережливостью, честностью, расчетливостью и педантичной организованностью, ощущается в городе и по сей день. А еще здесь есть протестантские церкви. Самая красивая та, что посвящена святому Лаврентию. Строгая и сдержанная в своем внутреннем и внешнем убранстве, она будто продолжает вести диалог со своим барочным католическим собратом и вечным оппонентом.
К станку
Помимо могучего аббатства и сконцентрированных в нем духовных богатств, последние 700 лет город славен производством текстиля высокого качества. Благодаря этому бизнесу Санкт-Галлен в свое время стал одним из самых богатых городов Европы, а у жителей накопилось достаточно денег, чтобы практически полностью его перестроить. Именно поэтому здесь почти не найти средневековых зданий.
В XIII — XV веках местные ткачи использовали лен, но к началу Нового времени перешли на хлопок. Вдобавок ткань украшали изящной вышивкой. К концу XVIII века в Санкт-Галлене трудились около 40 тысяч мастериц, покрывавших сотни тысяч квадратных метров холста тончайшим кружевным рисунком. С изобретением специальных машин, автоматизировавших процесс вышивки, дело и вовсе поставили на поток, деньги лились рекой. Зажиточные фабриканты ради удобной логистики селились возле вокзала, зато строили себе настоящие дворцы в стиле ар-нуво.
В первой половине ХХ столетия дело пошло на спад, почти все предприятия закрылись. После Второй мировой войны отрасль немного оживилась, но до былых масштабов ей далеко. Сегодня в городе насчитывается не более двух тысяч профессиональных швей. Однако санктгалленский текстиль продолжает пользоваться огромным спросом у сильных мира сего. В платьях из местной ткани, сшитых по особо торжественному случаю, щеголяют Пиппа Миддлтон, Ангела Меркель, Амалия Клуни и многие другие мировые знаменитости.
Подробнее познакомиться с этой страницей истории Санкт-Галлена можно в городском Музее текстиля. В его экспозиции представлены десятки образцов продукции, а также станки, чертежи, рабочие инструменты и другие экспонаты, раскрывающие различные грани технологии процесса. Кроме того, здесь хранится крупнейший архив образцов художественной вышивки, когда-либо производившейся в Санкт-Галлене.
Как добраться: Ближайший аэропорт к Санкт-Галлену находится в Цюрихе, куда регулярно летают из Москвы самолеты авиакомпании Swiss. От аэропорта до Санкт-Галлена на поезде добираться не более часа. Железнодорожное сообщение в Швейцарии развито очень хорошо, лучшего способа путешествовать по стране и не придумать. Для разъездов по Швейцарии рекомендуется приобрести Swiss Travel Pass — единый проездной билет для всех видов общественного транспорта на срок от 3 до 15 дней. Он позволяет существенно сократить расходы на передвижение, а также предоставляет право бесплатно посещать 480 музеев по всей стране.
Монастырь Хайлигенкройц
Католический мужской монастырь Святого Креста в Хайлигенкройце, находящийся в 15 километрах от Вены, является одним из самых крупных монастырей, основанных во времена Средневековья. Аббатство было образовано в 1133 году. Это второй из старейших монастырей мира, созданных монахами-цистерцианцами. Всего на несколько лет раньше, в 1129 году, был создан монастырь Райн в Штирии. Примечательно, что за 9 веков обитель ни разу не закрывали. Даже во время турецкой осады и в период Реформации монахи не покидали своей территории. Но на вопрос, чем прославился монастырь Хайлигенкройц, помимо его многовековой истории, также рассказывают о том, что там хранится одна из частей Животворящего креста. Именно поэтому сюда стремятся попасть многие верующие. Однако внешний облик Хайлигенкройца существенно отличается от шаблонных представлений о средневековых монастырях, сформированных кинематографом. Дело в том, что в XVII веке монастырь был практически уничтожен турками. После этого аббатство отстроили заново в стиле барокко, отреставрировав лишь небольшую часть готических построек.
Цистерцианский орден возник как ответвление от ордена бенедиктинцев. Довольно часто цистерцианцев называют белыми монахами, т. к. они облачаются в белые одеяния. Представителям ордена свойственны затворничество, аскетизм, созидательность. Их церкви практически лишены драгоценностей, роскошных деталей в интерьерах и живописи. Судя по данным за 2014 год, в ордене состоит чуть более 1700 монахов. На данный момент им принадлежит 77 монастырей, разбросанных по разным уголкам мира. Примечательно, что у ордена есть женская ветвь, возникшая практически одновременно с мужской. У женщин есть свои обители. Хайлигенкройц всегда был и остается монастырем для мужчин.
Ошибочно считать, что монастырь Хайлигенкройц возник в деревне с тем же названием. Аббатство появилось намного раньше поселения. Оно было основано маркграфом (в период раннего Средневековья в Западной Европе такую должность носили подчинявшиеся королю лица, имевшие широкую административную, военную и судебную власть) Леопольдом III с подачи его сына Отто. Молодого человека отправили в Париж для получения международного образования. Там он познакомился с представителями цистерцианского ордена, проникся их взглядами и чуть позже стал аббатом монастыря Моримон в Бургундии, а затем епископом Фрайзинга. Именно Отто попросил отца создать цистерцианскую обитель в Австрии. Первые двенадцать монахов пришли из Моримона по просьбе маркграфа. Они назвали новое аббатство Хайлигенкройц, что означает «Святой Крест». Монастырь освятили 11 сентября 1133 года. Церковь отстроили к 1187 году.
В 1182 году Иерусалимский король Балдуин IV, который позже получил прозвище Прокаженный, отдал герцогу Австрии Леопольду V крест, содержащий фрагменты Животворящего Креста Господня — одной из самых ценных реликвий для всех верующих. Герцог в свой черед спустя несколько лет передал крест в Хайлигенкройц. Монахам удалось сберечь столь ценный предмет. Он хранится в монастыре и сейчас.
Однако тема Животворящего креста и других предметов, связанных с Иисусом, вызывает немало споров. Сомнения в подлинности некоторых из них возникают даже у представителей церкви. Легенда гласит, что крест, на котором распяли Христа, в IV веке отыскала царица Елена. Реликвию разделили на иерусалимскую и константинопольскую части, а затем от каждой из них начали отделять мелкие кусочки, которые разошлись по всему свету. Загвоздка в том, что если соединить все частички, получится сразу несколько крестов. Соответственно, какие-то из образцов являются подделкой. Особенно много подозрительных фрагментов появилось во время Крестовых походов. Паломников это не останавливает. Многие из них преодолевают длинный путь, чтобы увидеть ту или иную свято хранимую вещь.
Во время правления династии Бабенбергов (первой австрийской княжеской династии) Австрия стала одной из наиболее сильных государств, входивших в Священную Римскую империю. Для аббатства это тоже был период процветания. Бабенберги всячески покровительствовали монахам. В этот период цистерцианцы создали более десятка монастырей в Австрии и ещё несколько за ее пределами. Цветель, Лилиенфельд в Нижней Австрии, Чикадор в Венгрии, Гольденкрон в Чехии — наиболее известные из них.
Как это часто бывает, расцвет постепенно сменился упадком. XV–XVII века стали настоящим испытанием на прочность. Эпидемии, пожары, наводнения, войны нарушили спокойную жизнь Хайлигенкройца. В 1683 году монастырь был захвачен турецкой армией и практически полностью сожжен. Реликвии спасли, а вот библиотеку, наполненную редкими книгами, которые монахи собирали больше 5 веков, огонь уничтожил полностью. После поражения османов в битве при Вене монастырь постепенно восстановили и даже расширили. Средневековье было уже далеко позади, поэтому большая часть новых построек была выполнена в актуальном на тот момент стиле барокко.
Правивший в XIX веке Иосиф II закрыл сотни монастырей. Хайлигенкройц избежал этой участи только благодаря тому, что незадолго до этого при нем начал функционировать Богословский институт. Императорский указ 1781 года о веротерпимости гласил, что не подлежали упразднению только те монастыри, которые вносили вклад в просвещение или призрение больных и увечных. Средневековое аббатство соответствовало этому правилу, в то время как более 100 других монастырей в Моравии и Чехии должны были безапелляционно прекратить свое существование.
Во времена Второй мировой войны монастырь вновь оказался в опасности. Национал-социалисты заняли внушительную часть территории и даже арестовали нескольких монахов. Но после завершения войны все отобранное возвратили, а членов религиозной общины выпустили на свободу.
План монастыря Хайлигенкройц
Посещение обители возможно только в строго отведенные часы и только в составе экскурсионной группы. Подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте, у которого есть англоязычная версия. Там же можно изучить план монастыря Хайлигенкройц. Схема позволяет легко сориентироваться, что где находится. План построек четко отображает, где расположены романский западный фасад церкви 1187 года, колонна Святой Троицы, фонтан Святого Иосифа, часовня Святой Анны, Святилище Реликвии Святого Креста, жилые помещения, зона монастыря, колокольня и другие локации.
Церковь при монастыре сочетает в себе романский и готический стили. Фасад, неф, трансепт демонстрируют редко встречающийся в австрийской архитектуре романский стиль. А вот хоры XIII века имеют чисто готический вид. На них можно увидеть сохранившийся до нашего времени витраж. Три фасадных окна выступают символами Святой Троицы.
Внутренняя часть храма оформлена со свойственной для цистерцианцев простотой, без пёстрых орнаментов и росписи. А вот колокольня, которая обычно отсутствует в церквях ордена, в Хайлигенкройце есть. Ее выстроили в XVIII веке в барочном стиле.
В Зале Собраний при монастырской церкви покоятся члены династии Бабенбергов. Также на территории монастыря находится отдельная часовенка с мощами святого Отто Фрейзинского.
В центре внутреннего двора аббатства установлена колонна Святой Троицы. Ее, как и многие другие статуи в монастыре, в XVIII веке создал скульптор из Венеции Джузеппе Джулиани. Известно, что во время работы Джулиани настолько «заразился» образом мышления цистерцианцев, что потом остался жить в монастыре в качестве монаха.
Хайлигенкройц и по сей день является действующим монастырем. В настоящее время там проживает 77 монахов. Некоторые из них заняты пасторской службой в 18 приходах, другие работают в местном учебном заведении. Образованный в начале XIX века Богословский институт с 1976 года значится как Философско-Богословская Высшая школа. Там получает религиозное образование около 180 студентов, некоторые из них являются будущими монахами, а другие — простыми мирянами. Также при монастыре действует колледж-семинария, в котором проходят обучение монахи из разных европейских монастырей.
Помимо всего прочего, Хайлигенкройц с давних времен известен как центр григорианского пения. Хоральные традиции до сих пор очень сильны. В 2008 году на студии Universal Classic записали альбом с пением монахов. Он получил название «Chant — music for Paradise». Диск разошелся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров и до сих пор очень любим европейскими католиками.
Как добраться до монастыря Хайлигенкройц
Крупнейший средневековый монастырь Хайлигенкройц находится в одноименном посёлке в 25 километрах к юго-западу от центра Вены, в южной части Венского леса. Территориально он относится к району Баден (Нижняя Австрия).
Тем, кто хочет добраться до монастыря Хайлигенкройц из Вены на автомобиле, нужно выбрать трассу А21. Это наиболее быстрый вариант. При благоприятной ситуации на дорогах время в пути составит около 35–40 минут.
Это же расстояние можно преодолеть и на такси. В Австрии работает приложение Uber, а также есть несколько сервисов, которые готовы организовать трансферы между городами (например, GetTransfer).
Чтобы доехать из Вены до аббатства на автобусе, придется сделать пересадку. Сначала у Венской оперы нужно будет сесть на автобус № 360, следующий до Бадена. Затем из Бадена доехать до автостанции «Heiligenkreuz b. Baden Stift/Badner Tor» на автобусе № 459 или 552. Также, выбрав маршрут № 459, можно выйти на находящейся поблизости остановке «Heiligenkreuz b. Baden Volksschule». Оказавшись в деревне Хайлигенкройц, необходимо двигаться в сторону леса. Колокольня при церкви и стены аббатства хорошо заметны, поэтому спутать направление маловероятно.
Стоит помнить, что вход на территорию монастыря возможен только в составе экскурсионной группы. Можно присоединиться к сборным группам в самом монастыре. Время начала экскурсий опубликовано на официальном сайте. Также групповые визиты организуют туристические агентства. Как правило, Хайлигенкройц в этом случае входит в маршрут посещения Венского леса.
Google-панорама монастыря Святого Креста в Хайлигенкройце
Видео о монастыре Хайлигенкройц