самый большой храм в россии в москве
35 главных храмов Москвы
Столица России не зря получила прозвище «Москва златоглавая». В ней находится более тысячи храмов и часовен. Некоторые из них помнят еще времена Ивана Грозного. Некоторые храмы стали визитной карточкой столицы – трудно найти человека, который не слышал бы о храме Василия Блаженного или Казанском соборе Московского Кремля.
Храм Василия Блаженного
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Но все знают его под именем собора Василия Блаженного – его храм получил в честь московского чудотворца, признанного святым. Из-за красоты своей архитектуры и внутреннего убранства, храм стал визитной карточкой Москвы. Внутри сохранились росписи XVI-XVIII века. Это не один храм, а 8 церквей, соединенных переходами в единую композицию.
Адрес: г. Москва, Красная площадь, 7
Храм Христа Спасителя
Это один из самых молодых храмов Москвы, построенный на месте ранее взорванного собора. Сейчас это кафедральный собор, где регулярно проводятся богослужения патриархом. В храме находится множество святынь православной церкви. Богатое убранство производит впечатление на каждого посетителя. При соборе основан Музей церковного искусства, где хранятся уникальные работы.
Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, 15
Казанский собор
Этот храм на Красной площади сразу обращает на себя внимание. Цветовая гамма (белый, красный и золотой цвета) была выбрана не случайно – каждый из этих цветов имеет свое значение в церковном искусстве. Собор богато украшен настенными росписями и другими элементами декора. Внутри хранится Казанская икона Божьей Матери, которая признана чудотворной среди верующих, и другие церковные святыни.
Адрес: г. Москва, ул. Никольская, 3
Успенский собор
Собор представляет собой уникальный архитектурный памятник XV века. Фрески храма сохранились с XV-XVI вв., и благодаря работе реставраторов, приобрели первоначальный вид. Собрание икон, самые древние из которых датируются XI веком – одно из богатейших в мире. Южные двери храма сохранили на себе более 20 старинных фресок на библейские темы. В храме со времен Ивана Грозного происходили коронации русских царей, кроме Петра I и Екатерины I.
Адрес: г. Москва, ул. Манежная, 2-10, сооружение 2
Благовещенский собор
Храм построен при Иване Грозном. Его знаменитые росписи на стенах и потолке выполнены известными мастерами той поры – Андреем Рублевым, Феофаном Греком и др. Несмотря на перестройки собора, роспись возобновлялась каждый раз в точности по образцу старой. Каменный храмовый пол с вкраплениями яшмы и агата по легенде был привезен из Византии. Иконостас алтарной части превышает 2 метра в высоту и состоит из 5 ярусов.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Архангельский собор
Считается, что этот храм построен в 1 половине XII века за один год. Он известен как усыпальница русских царей – от Ивана Калиты до Петра II. В алтарной части находится надгробие Ивана Грозного и его сыновей. Плиты выполнены из белого мрамора. На стенах расположены фрески XVII века, изображающие более 60 исторических лиц – московских и удельных князей, русских царей, погребенных здесь в конце XVI-XVII веков и киевских князей.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Церковь Иоанна Лествичника
Эта церковь получила известность благодаря своей колокольне, которая носит прозвище «Иван Великий». Это уникальная по прочности постройка высотой 81 метр, созданная при Иване IV. На верхнем ярусе находится 3 колокола, каждый из которых имеет свое прозвище. Самый большой из них – Успенский. Он весит 65320 кг. Сейчас в здании колокольни Музей истории московского Кремля.
Адрес: г. Москва, Донская площадь, 1, стр. 17
Церковь Ризоположения
Церковь строилась как домовый храм для московских митрополитов. Внутренняя роспись выполнена в теплых тонах. Уникальные фрески изображают фигуры святых – покровителей династии Романовых. Нижние ярусы стен расписаны орнаментом. Иконостас создан в XVI веке и многие иконы только недавно «открыты» из-за более поздних слоев. В храме находится выставка русской деревянной скульптуры XV-XIX века.
Адрес: г. Москва, ул. Донская, 20
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Храм был построен в XVII веке, как домовая церковь для подворья царского садовника Аверкия Кириллова. Он входит в список памятников архитектуры федерального значения. Церковь отличается затейливым декором в ярких цветах. Самый большой купол храма весит более 3 тонн – его отливал тот же мастер, что и знаменитый Царь-Колокол.
Адрес: г. Москва, Берсеневская набережная, 18-22
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Эта церковь выстроена в XVII веке и стала последним из шатровых храмов Москвы. После неё храмы такого типа уже не строились, на смену им пришли купольные. Стены сложены из особого формованного кирпича. Внешняя отделка богата декором – многоярусными кокошниками, фигурными столбами и карнизами. Внутри сохранились остатки фресок XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, 2, стр. 2
Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово
Храм известен многим, как место, где в 1799 году был крещен А. С. Пушкин. Сразу обращает на себя внимание архитектура собора. Это комплекс, выполненный в стиле барокко. Внутри, благодаря большим окнам и свету, идущему из купольной ротонды, создается эффект расширения пространства. Главный иконостас собора вмещает 65 образов святых – это одно из самых больших собраний икон в российских храмах.
Адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, 15
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Церковь выстроена в XVII веке, и позже не единожды достраивалась. В современном виде она создана в XIX веке, в стиле ампир. Официальное название храма – церковь Спаса Преображения, но получила свое название поскольку в ней хранилась чудотворная икона Божией Матери. По преданию, она помогла вылечить больную сестру патриарха Иоакима.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 20
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Храм выстроен в 2015 году, и состоит из верхней Покровской церкви и нижнего храма во имя Архангела Михаила. Архитектура отсылает к древнерусским традициям. Внутри верхнего храма, находится мозаичное панно площадью 2500 м². Центральная фигура занимает площадь 45 м² – это Христос, благословляющий верующих. За образец взяты древние византийские мозаики.
Адрес: г. Москва, ул. Айвазовского, владение 7/8
Храм Петра и Павла в Ясеневе
Этот храм построен в 1750-х годах. Он неоднократно перестраивался и реконструировался. Сейчас состоит из 3 частей – притвор, сам храм и колокольня. Старинные росписи и убранство XVIII века были утрачены в советский период. Сейчас идет их воссоздание. Храм известен как место венчания родителей знаменитого писателя Л. Н. Толстого – Н. И. Толстого и М. И. Волконской.
Адрес: г. Москва, Новоясеневский проспект, 42, корп. 7
Крутицкое Патриаршее подворье
Патриаршее подворье построено в XIII веке и первоначально было монастырем. Центральное здание в комплексе подворья – Успенский собор. Его называют «малым Успенским», чтобы отличить от собора в Кремле. Рядом расположен Крутицкий теремок – двухэтажные ворота, выложенные тысячами изразцовых плиток. На территории подворья есть еще один храм – Воскресенский, построенный в XVI веке.
Адрес: г. Москва, ул. Крутицкая, 8
Церковь Вознесения в Коломенском
Это один из первых каменных шатровых храмов в Московской Руси, построенный в 1532 году. Его причисляют к шедеврам мировой архитектуры. По легенде, храм построен по приказу Василия III в честь крещения долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного. Архитектором стал итальянец Петр Францизск Анибале (Петр Фрязин). Сейчас в подклети храма работает выставка «Тайны церкви Вознесения».
Адрес: г. Москва, проспект Андропова, 39, стр. 1
Церковь Святого Игоря Черниговского
Церковь построена в 2010-2012 годах по проекту архитектора А. Шипкова. Архитектура и внутреннее убранство сохраняют древнерусские традиции. Пять из девяти церковных куполов выполнены из фарфора. Иконостас тоже изготовлен из керамики, оформлен в бело-золотистых тонах. Над входом расположены медальоны с изображением святых Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Михаила Тверского.
Адрес: г. Москва, 7-я ул. Лазенки, 42, стр. 9
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Храм датируют концом XVII века. Он состоит из центрального храма – Введенского, и двух приделов – во имя св. Симеона Столпника, и св. Димитрия Ростовского. В XVIII-XIX веках храм был популярен среди московского дворянства как место венчания – здесь венчались писатель С. Т. Аксаков, будущая жена Булгакова Е. Нюренберг (прототип Маргариты) со своим первым супругом и другие.
Адрес: г. Москва, ул. Поварская, 5, строение 1
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Церковь выстроена в 1909-1913 годах. С постройкой храма связано много легенд – о явлении Богородицы, велевшей начать стройку; о чудесно нашедшихся деньгах на строительство. Здание построено в стиле модерн начала прошлого века. Иконостас выполнен из мореного дуба. В свод вмурованы «голосники», которые усиливают звучание хора. Уникальна пространственная ориентация церкви – не на восток, а на юг, в сторону Иерусалима.
Адрес: г. Москва, Сокольническая площадь, 6
Храм Троицы Живоначальной в Останкино
Храм находится на территории музея-усадьбы Останкино, и отнесен к памятникам культуры федерального значения. Уникален его внешний фасад, полностью покрытый декором – шатры, кокошники, карнизы, медальоны с изображениями святых. Крыльцо отделано мрамором и изразцовой плиткой. Внутри сохранились старинные росписи.
Адрес: г. Москва, ул 1-я Останкинская, 7, строение 2
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Церковь воздвигнута в 1690-1693 годах по приказу Л. К. Нарышкина – дяди Петра I. Искусствоведы относят её к стилю «нарышкинское барокко». Внешнее убранство – белокаменное, с использованием резьбы. Внутреннюю часть украшает деревянный резной декор. Цветные витражи храма, по преданию, привезены Петром I из Нарвы, после взятия города.
Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, 6
Храм Всех Святых во Всехсвятском
Строительство храма связывают с именем имеретинской (грузинской) царевны Дарьи. В 1730-1733 годах церковь была выстроена. До вхождения Грузии в состав Российской Империи, богослужения велись на грузинском языке. В архитектурном отношении храм относят к раннему барокко. Колокольня получила прозвище «пизанской башни» из-за небольшого наклона. Он возник из-за грунтовых вод и близости метро.
Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, 73 А
Храм священномученика Климента, Папы Римского
Это православная церковь, обозначенная еще на «Годунове чертеже» 1597 года. Тогда храм был деревянным, а в XVIII-XIX веках перестроен в каменный. Здание относится к стилю барокко. Иконостас был создан мастерами Императорской Академии Художеств. В алтаре хранилось много реликвий, включая Евангелие 1654 года. Резной балдахин над престолом храма – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, сейчас он хранится в музее архитектуры им. Щусева.
Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 26, стр. 1
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе
Храм был построен к 50-летию Победы, в 1995 году. Его относят к неорусскому стилю с элементами модерна. Иконостас храма состоит из трех ярусов, с 48 изображениями, включая православных новомучеников XX века. Фасад снаружи украшают бронзовые барельефы авторов З. Церетели и З. Анджапаридзе. Над входом расположено панно «Деисус» работы Е. Ключарева.
Адрес: г. Москва, площадь Победы, 3 Б
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь считается эталоном «московского узорочья» – архитектурного стиля середины XVII века. Здание богато декоративными элементами – кокошниками, арками, изразцами. Внутри сохранилась роспись 1652 года, которая выполнена лучшими мастерами Оружейной Палаты Кремля – Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым. В нижнем храме находится чаша для воды, изготовленная из цельного камня, привезенного из Палестины.
Адрес: г. Москва, Никитников переулок, 3
Храм Григория Неокесарийского
Это памятник архитектуры федерального значения. Храм возведен в XVII веке, в нем венчались родители Петра I – царь Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Главная особенность убранства – фриз из 9 тысяч изразцовых плиток, выполненный предположительно белорусскими мастерами. Иконы писали Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. В народе церковь получила название «Красной» – то есть красивой.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, 29 А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
Храм был возведен для царской усадьбы в селе Измайлово при царе Алексее Михайловиче. Относится к стилю «нарышкинское барокко». Снаружи украшен цветными изразцами – растительный орнамент и «павлинье око». Для внутренней росписи приглашались художники из Костромы. Сейчас от грандиозного пятиярусного иконостаса остались лишь отдельные иконы.
Адрес: г. Москва, Серебряный остров, 1, строение 1
Церковь мученика Трифона в Напрудном
Это один из самых древних храмов Москвы – его относят к XV веку. По преданию, церковь построена по приказу сокольничего Трифона, который на охоте упустил любимого сокола царя Ивана Грозного. После молитвы св. Трифону, сокол нашелся. После этого был возведен храм в память о чудесной помощи святого. Храмовая фреска с изображением св. Трифона и сокола сейчас находится в Третьяковской галерее.
Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, 38, стр. 1
Храм преподобного Сергия Радонежского
Первое упоминание о храме относится к 1722 году. По богатству внутреннего убранства храм находился наравне с соборами Кремля. В нем находилось множество старинных икон, особо чтимой из них была икона Богоматери «Утоли мои печали». Большая часть церковного убранства утрачена, но главную икону удалось сохранить. Сейчас храм входит в список культурных ценностей федерального значения.
Адрес: г. Москва, ул. Николоямская, 59
Храм Серафима Саровского в Раеве
Храм представляет собой комплекс, на территории которого находятся часовня во имя Николая Чудотворца и крестильный Введенский храм. Рядом расположены воскресная школа и духовно-образовательный центр. Храм выстроен по образцу древних русских церквей и освящен в 2017 году. Высота храма – 43 метра, площадь – более 1000 м².
Адрес: г. Москва, пр. Шокальского, 48
Храм Троицы Живоначальной в Листах
Церковь построена в середине XVII века стрельцами Пушечникова полка. По преданию, Царские врата вывезены царем Алексеем Михайловичем из захваченной Орши, и подарены храму. Оттуда же привезена значительная часть убранства церкви. Интересна архитектура храма – он выполнен в традициях времени Ивана Грозного, что несвойственно для XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Сретенка, дом 27/29, строение 3
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
Это памятник архитектуры федерального значения и один из древнейших храмов Москвы – впервые упоминается в 1453 году. Современный каменный храм выстроен в начале XIX века в стиле ампир. Мозаичные фрески на фасадах воссозданы по старинным образцам. В 1812 году именно в этом храме молился М. Кутузов перед историческим советом в Филях, определившим победу в войне с Наполеоном.
Адрес: г. Москва, ул. Косыгина, 30, строение 1
Церковь Пимена Великого
Храм построен в конце XVII века взамен сгоревшего деревянного. Позже к нему пристроен придел во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Есть легенда, что во дворе храма играл слепой мальчик, который внезапно прозрел, и первое что он увидел – была именно эта икона, вырезанная из камня. Каменная икона после этого хранилась в церкви. Храм упоминала Марина Цветаева в автобиографических повестях («Дом у Старого Пимена» и другие).
Адрес: г. Москва, Нововоротниковский перулок, 3, строение 1
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках
Церковь упоминается в 1657 году как храм «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки». Постепенно к ней пристраивались новые приделы. В 1910 году священником здесь был Алексей Мечев, в настоящее время причисленный к лику святых как Алексий Московский. Церковь посещали философ Н. Бердяев, художник Л. Бруни и другие известные люди. Первоначальное убранство храма не сохранилось.
Адрес: г. Москва, ул. Маросейка, 5
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье
Храм создан в XVII веке. Позже реконструирован по приказу Екатерины Великой и приобрел облик в стиле позднего барокко. Украшением церкви были иконы, написанные Д. Левицким и В. Василевским, и серебряные Царские врата (сейчас утрачены). В настоящее время церковь относится к московскому подворью Православной церкви в Америке.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 60/2
Храм Христа Спасителя — главный храм России
Приблизительное время чтения: 11 мин.
А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.
Как поблагодарить Бога?
Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.
Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).
К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.
Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.
Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.
Проект первый
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…
Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Проект второй
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.
Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.
Всем миром
Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.
Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.
А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.
Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.
Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.
Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
О времена, о нравы!
Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.
5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.
Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.
Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.
После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.
Второе рождение
Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.
Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.
В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении воссоздания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.
Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.
Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.
На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).
С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.
С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.
Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.
В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.
В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.
Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.
В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.
В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.
Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.
На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.
Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.
Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.