самые сильные храмы москвы и подмосковья
30 главных монастырей Подмосковья (31 фото)
На территории центральной России религиозный туризм – одно из востребованных направлений. Среди прочего, Подмосковье – регион, богатый на монастыри и храмы. Так сложилось исторически, учитывая распространение православия, однако и в современности восстановление и строительство старых и новых обителей можно назвать поставленным на поток.
Монастыри различаются не только по году возведения, но и по ряду других признаков: от занимаемой площади до открытости в плане общения с внешним миром.
Некоторые примечательны событиями прошлого, другие хранят реликвии и артефакты, значимые для верующих людей. Объездить все монастыри Московской области за один раз – едва ли реальная задача, особенно, если путешествие будет осмысленным и подробным. Тем не менее, можно наметить для себя наиболее интересные объекты.
Троице-Сергиева лавра
Находится в Сергиевом Посаде. Основана в 1337 году. У истоков стоял Сергий Радонежский. С подачи Елизаветы здесь открыли семинарию, тогда же получен статус лавры. После революции наступил упадок, однако восстанавливать обитель стали ещё в середине прошлого века. Над иконостасом работал Рублёв. Здесь хранятся мощи святых. Сейчас – мужской монастырь, обширное подворье, много паломников.
Адрес: г. Сергиев Посад
Новоиерусалимский монастырь
Мужской. Находится в Истре. Основан в 1656 году. Повторяет очертания храма Гроба Господня. После революции здесь открыли два музея. Во время ВОВ были уничтожены многие сооружения обители. Первый этап восстановления – середина прошлого века, второй – 90-е годы. Центральная постройка – Воскресенский собор. Сохранились крепостные стены и башни. Рядом находятся: музей деревянного зодчества и «Новый Иерусалим».
Адрес: г. Истра, ул. Советская, 2
Николо-Угрешский монастырь
Мужской. Находится в Дзержинском, основан в 1380 году. Строительство связано с Куликовской битвой и появлением иконы Николая Чудотворца. До возвращения РПЦ в 90-х неоднократно разорялся, в том числе лишился Никольского собора. Его возродили в 2006 году. Сейчас в обители работает семинария. Есть гостиница для паломников. В центре архитектурного ансамбля – Спасо-Преображенский собор, расписанный вручную.
Адрес: г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1
Иосифо-Волоцкий монастырь
Мужской. Находится в Теряево. Основан в 1479 году. Основные постройки датированы XVI-XVII веками, более ранние не сохранились. В прошлом здесь содержались именитые узники, в том числе царь Василий Шуйский. В обители хранятся мощи святого Иосифа, а также его вериги. Во время ВОВ и позже в этих стенах был детский дом. Работает гостиница для паломников. Центральный собор – Успенский.
Адрес: село Теряево
Саввино-Сторожевский монастырь
Мужской. Находится в Звенигороде. Основан в 1398 году. Одна из первых лавр на Руси. У истоков стоял ученик Сергия Радонежского. Из Москвы к обители проложили дорогу – Царский путь. Сейчас является частью музея-заповедника. Реставрация велась медленно. Нынешние постройки: пара церквей, два храма, собор и хозяйственные здания. Особенность монастыря – рецепт кваса на изюме.
Адрес: г. Звенигород, Ратехинское шоссе, владение 8
Николо-Пешношский монастырь
Мужской. Расположен в Луговом. Основан в 1361 году. Расцвет пришёлся на XVI век: торговля хлебом приносила обители много денег. Началось каменное строительство. После революции часть территории отошла краеведческому музею. Возрождение началось в 2007 году. Заново изготовили иконостас, отреставрировали здания, приняли в дар церковную утварь прошлого. На территории находится шесть храмов.
Адрес: поселок Луговой
Введенский владычный монастырь
Женский. Находится в Серпухове. Основан в 1360 году. У истоков стоял митрополит Алексий. В прошлом нередко терял самостоятельность. На территории располагаются хозяйственные корпуса, включая гостиницу. Главный храм – Введенский собор – постоянно перестраивался и менялся, нынешний облик создан в конце XVI века. Остальные храмы обители того же периода постройки или чуть позднее.
Адрес: г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
Старо-Голутвин монастырь
Мужской. Находится в Коломне. Основан в 1385 году. Посещал Иван Грозный. Была большая библиотека. Активно восстанавливается с начала 90-х. Тогда же здесь открыли семинарию, упразднённую в 2012 году. Главный храм – Богоявленский собор. Стены и башни сохранились, они возведены в разные исторические периоды. Западный и восточный корпуса отведены под жилые помещения, как для монахов, так и для паломников.
Адрес: г. Коломна, ул. Голутвинская, 11
Белопесоцкий монастырь
Женский. Находится в Ступино. Основан в XV веке. Первоначальное назначение местных сооружение – военно-оборонительное. В XVII и XVIII находился в управлении другими монастырями. После революции частично стал музеем. В 90-х годах прошлого века передан РПЦ, но без земель, ранее входивших в подворье. Помимо церквей и храмов на его территории находится некрополь, некоторые надгробия вмурованы в стены.
Адрес: г. Ступино, ул. Белопесоцкая
Бобренев монастырь
Мужской. Находится в селе Старое Бобренево. Основан в 1381 году. Сергий Радонежский благословил строительство в честь победы в Куликовской битве. Серьёзная перестройка и замена обветшалых строений началась в 1790 году, появилась каменная стена. Полная самостоятельность обитель обрела 75 лет спустя. Храм «Поющих Ангелов» имеет уникальную акустику: пение одного человека, стоящего на хорах, слышится многоголосием.
Адрес: село Старое Бобренево
Вознесенская Давидова пустынь
Мужской. Находится в посёлке Новый Быт. Основан в 1515 году. На его территории жило мало монахов, зато у них во владении было около сотни крестьянских домов и московское подворье. Среди реликвий в настоящее время в обители хранятся частицы мощей святых и мучеников. В 2005 году здесь произошло убийство: архимандрита Германа нашли в его келье с признаками насильственной смерти.
Адрес: с. Новый Быт, ул. Молодёжная, владение 5
Покровский Хотьков монастырь
Женский. Находится в Хотьково. Основан в 1308 году. Изначально был смешанным, то есть для обоих полов. Здесь приняли постриг, а впоследствии умерли родители Сергия Радонежского. В нынешнее время работают богословские курсы и воскресная школа. Главный храм – Никольский собор – построен в русско-византийском стиле. Святые ворота сохранились в неизменном виде с середины XVII века.
Адрес: г. Хотьково, ул. Кооперативная, владение 2
Новоголутвинский монастырь
Женский. Находится в Коломне. Основан в XIX веке. Располагается на территории местного кремля. Из оригинальных построек сохранились две церкви, каменные палаты и колокольня. Уже в современный период возвели храм и часовню. Обитель активно принимает монахинь из ближнего и дальнего зарубежья. Есть гостиница и трапезная для паломников. Хор монастыря выезжает на выступления в другие города.
Адрес: г. Коломна, ул. Лазарева, 11
Борисоглебский монастырь Дмитрова
Мужской. Находится в Дмитрове. Известен с XV века, но, возможно, основан раньше. Самая старая постройка – Собор Бориса и Глеба, датированный XVI веком. В 1988 году рядом провели большие раскопки и обнаружили полуземлянку с керамикой и частью стеклянного браслета. Святыни: часть Креста Господня, ковчег с частицей мощей Бориса и Глеба, останки других святых и мучеников.
Адрес: г. Дмитров, ул. Минина, владение 4
Высоцкий монастырь в Серпухове
Мужской. Основан в XIV веке. Один из самых старых, входит в число монастырей, строительство которых благословил Сергий Радонежский. Изначально причиной сооружения обители стало желание властей укрепить границы. Главная причина паломничества – икона «Неупиваемая Чаша», по преданию помогающая справиться с алкоголизмом. В ней содержится часть пояса Пресвятой Богородицы.
Адрес: г. Серпухов, ул. Калужская, 5/3
Успенский Брусенский монастырь
Женский. Находится в Коломне на территории кремля. Основан в 1552 году. Изначально был мужским. Только двести лет спустя начали появляться каменные здания, в том числе колокольня. После революции был закрыт и переоборудован в склад. С 1997 года идёт восстановление. Храм Успения Пресвятой Богородицы хорошо сохранился с момента основания обители. Позже появился собор и другие постройки.
Адрес: г. Коломна, Брусенский переулок, 36
Можайский Лужецкий монастырь
Мужской. Основан в 1408 году. В городе было 18 монастырей, сохранился лишь этот. Собор Рождества Пресвятой Богородицы – центр архитектурного ансамбля. Возведён в первой половине XVI века. Остальные сооружения моложе, и построены в разные исторические периоды. Одна из причин паломничества – «Колодец святого Ферапонта» – источник с целебной водой, находящийся поблизости.
Адрес: г. Можайск, ул. Герасимова, 1
Екатерининская пустынь (Видное)
Мужской монастырь. Основан в 1658 году. Назван в честь великомученицы, которая якобы явилась во сне к царю Алексею Михайловичу и предсказала рождение дочери. Многие периоды истории связаны с безденежьем: не было своих земель и дохода, жалования задерживались, обитель выводили за штат. В советское время пустынь числилась заповедником, а потом тюрьмой. В 1991 возвращена РПЦ. В 2010 здесь также открыт музей.
Адрес: г. Видное, Петровский проезд, владение 21
Спасо-Бородинский монастырь
Адрес: д. Семеновское
Александро-Невский монастырь в Маклаково
Женский. Основан в 1892 году в честь спасения императора и его семьи после железнодорожной катастрофы. Главной ценностью была икона «Утоли Моя Печали». После революции обитель преобразовывали в почту, школу, больницу. К моменту возрождения в 1996 году монастырь находился в плачевном состоянии. Больше напоминая руины. Восстановили не только главный храм, и иконостас с керамическим декором.
Аносин Борисоглебский монастырь
Женский. Находится в селе Аносино. Основан в 1823 году тётей Тютчева в память о почившем муже. Княгиня держала при местном храме богадельню, позже преобразованную в общежитие, а уже потом здесь появился монастырь. После революции территория пришла в упадок. Возвращение РПЦ датировано 1993 годом. Монастырь же вновь заработал в 1999. Троицкий собор – главный храм обители.
Адрес: с. Аносино, п/о Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37
Троице-Одигитриевская пустынь
Женский. Находится на территории посёлка Зосимова пустынь. До революции имел высокий статус. Потом здесь организовали артель и пионерский лагерь. В 90-е годы начал восстанавливаться в качестве подворья Новодевичьего монастыря. Впоследствии вернул самостоятельность. Частично сохранились оригинальные постройки, в том числе монастырские стены и башни. Основатель Зосима причислен к лику преподобных в 2000 году.
Адрес: поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь
Колоцкий монастырь
Женский, раньше был мужским. Основан предположительно в 1413 году, хотя по этому поводу есть разночтения. Хранившаяся здесь икона считалась чудотворной, привлекала пожертвования и паломников. Иван Грозный брал её с собой в поход против Полоцка. В наше время в стенах монастыря хранится список этой иконы. Отреставрированы собор, часовня, часть хозяйственных зданий, работы продолжаются. Стен пока нет.
Колычевский Казанский монастырь
Женский. Основан во второй половине XIX века. Считается, что место выбрано неслучайно: якобы тут появилась икона Казанской Божьей матери. Строительство велось поэтапно и растянулось во времени. После революции часть монахинь сослали в Казахстан. В 2000-х годах началось активное восстановление, у монастыря появилось подворье. Сёстры помогают при доме-интернате, а также при тубдиспансере.
Адрес: д. Колычёво, ул. Зинаиды Самсоновой, 31
Покровско-Васильевский монастырь
Мужской, ранее был женским. Находится в Павловском Посаде. Основан в 1885 году. Много вложили в обитель Яков Лабзин и Василий Грязнов – верующие купцы. Последний причислен к лику местночтимых святых. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей святых – более двухсот единиц. С момента возвращения обители РПЦ построено несколько зданий, отреставрирован главный храм, и работы продолжаются.
Адрес: г. Павловский Посад, ул. Максима Горького, 25
Спасо-Влахернский монастырь
Женский. Находится в посёлке Деденево. Основан в 1861 году. К моменту закрытия здесь жили около трёх сотен монахинь. В период ВОВ постройки обители были разрушены. В 90-х годах восстанавливать храмы и церкви пришлось практически из руин. Открытие состоялось в 2001 году. Главный храм – Спаса Нерукотворного Образа. Отстроены кельи и трапезная. Разработана экскурсия для паломников.
Адрес: пос. Деденево
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Женский. Находится в селе Лукино. Основан в 1865 году. Возник на месте женской богадельни. Преобразование произошло с подачи святителя Филарета и графини Головиной, на чьей земле обитель и возникла. На территории находится три храма и всевозможные хозяйственные постройки. Главной целью после восстановления в начале 90-х годов прошлого века объявлено дело благотворительности и милосердия.
Николо-Берлюковская пустынь
Мужской. Находится в деревне Авдотьино. Впервые упоминается в 1606 году. Обитель постоянно преобразовывалась и имела разные статусы. После революции здесь были дом инвалидов и санаторий. С 1992 года монастырь вновь действует. Работы велись медленно и растянулись до 2006 года, когда на колокольне поставили крест. Храм Христа Спасителя знаменит своим иконостасом, расположенным в подвале.
Николо-Радовицкий монастырь
Мужской. Находится в селе Радовицы. Основан в 1584 году. Ранее на этом месте существовала Акакиева пустынь. Главной святыней стал резной образ Николая Чудотворца. Монастырь посещал Есенин. Тут есть примечательные могилы известных людей. Восстановительные работы ведутся медленно из-за отсутствия финансирования. Подъезд к обители затруднён.
Адрес: ул. Щукина, 1 А
Гефсиманский Черниговский скит
Является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Находится в Сергиевом Посаде. Основан в 40-х годах XIX века. Центр архитектурного ансамбля – Черниговский храм. Под ним находится пещерная церковь, перестроенная в современный период. Она также выполняет функции алтаря. Хотя считается мужским монастырём, большая часть территории отдана под интернат для детей-инвалидов.
Адрес: г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 1.
Подворье Московского Зачатьевского женского монастыря в селе Барвиха, чтимая икона Св. Харлампия в Одинцове, скит Пюхтицкого Успенского женского монастыря., церковь во имя Свт. Иннокентия Московского в Ракитках, храм Казанской иконы Божией Матери в село Пучково, Никольский мужской монастырь, подворье Московского Новоспасского монастыря., Иоанно-Богословский Вяземский монастырь, город Звенигород, Введенский Звенигородский мужской монастырь, Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь, Саввинский скит
Барвиха. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2001 г. |
В начале XX в. здесь находился хутор – подсобное хозяйство Зачатьевского м-ря. В 1910 г. настоятельница монастыря игум. Мария обратилась к митр. Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. По указу консистории хутор осмотрел исполнявший должность благочинного архим. Феодосий, давший ему высокую оценку. Деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также школа для крестьянских детей были сделаны основательно и красиво. Проект храма был заказан арх. А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор. 16 мая 1911 г. храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (русский стиль с элементами модерна) был освящен, а осенью сюда назначили штатного священника о. Алексия Страхова.
В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции. В 30-е гг. сруб церкви перевезли в с. Ромашково и устроили в нем школу, сломанную в конце XX в.
В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться.
Проезд : До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км.
Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово. |
Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами.
Проезд : До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км.
Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни.
Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета.
Адрес : Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9
Проезд : До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе.
Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г.
Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. №531 или маршр. такси №122 до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе.
Казанская церковь села Пучково |
Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников.
28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II.
Восстановление храма продолжается.
Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. № 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе.
храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское. |
В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках.
Проезд : От ст. м. Юго-Западная авт. №304 или маршр. такси №106 до ост. «с. Первомайское» (40 км)
Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря. |
Настоятель иеромонах Владимир (Мельников)
Адрес : 143397, Московская обл., Наро-Фоминский район, Первомайское п/о дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20
С. Большие Вяземы. Преображенская церковь |
Проезд : До ст. «Голицыно» Белорусской ж/д (44 км), далее пешком 1,5 км. Можайское или Минское шоссе.
Расположен в 46 км к западу от Москвы, на р. Москва, в 3 км от ст. Звенигород – конечного пункта ж/д ветки (16 км) от ст. Голицыно.
Звенигород. Городок. Храм Успения Пресв. Богородицы (XIV век). |
Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …».
После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа.
В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.
Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км)
Аксиньино. Никольский храм. |
Проезд : до ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. до с. Аксиньино – 15 км.
Введенский Звенигородский мужской монастырь. Введенская церковь. |
Проезд : До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км). Далее пешком – 0,5 км. Минское шоссе.
Саввино-Сторожевский монастырь. Вид с птичьего полёта. |
В 1399 г. кн. Юрий Дмитриевич, отправляясь в поход на волжских булгар, посетил своего духовника, который благословил князя и предсказал ему победоносное возвращение. Предсказание сбылось, и князь Юрий на месте первоначального деревянного выстроил в обители белокаменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же в монастыре останавливался и подолгу жил прп. Андрей Рублев, приглашенный звенигородским князем для писания икон и фресок.
Прп. Савва Сторожевский |
3 дек. 1407 г. прп. Савва, много потрудившийся на благо созданной им обители, почил о Господе. Уже в середине XV в. в монастырь стали приходить страждущие богомольцы, получавшие исцеления по молитвам к преподобному. В XVI в. у его св. мощей, почивших в юго – западном углу Рождественского собора, стали служить молебны. На Московском соборе 1549 г. прп. Савва был прославлен в лике общероссийских святых.
С XVI в. монастырь становится царским богомольем. Особенно часто его посещали государи Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович. В годы Великой Смуты обитель сильно пострадала от грабежей сторонников Лжедмитрия II, набегов поляков и литовцев; был утрачен монастырский архив.
Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, звонница, трапезная. |
Строительство велось под руководством подьячих приказа каменных дел Н. Боборыкина и А. Шахова. Автором монастырских укреплений, а возможно, и прочих построек был зодчий Иван Шарутин. Созданный в течение 6 лет архитектурный ансамбль монастырских, дворцовых и оборонительных сооружений – один из наиболее цельных в древнерусском зодчестве. Есть мнение, что в основу его планировки положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который был принят за образец.
Дворец царя Алексея Михайловича, к западу от соборного храма, представляет редкий в русской архитектуре образец дворцовой постройки XVII в. Это двухэтажное кирпичное здание на подклете. Первый этаж имеет анфиладную планировку, сводчатые перекрытия и нарядное внешнее и внутреннее убранство. Второй этаж возведен в регентство царевны Софьи.
Троицкая церковь, звонница, трапезная. |
Царицыны палаты, к востоку от соборного храма, выстроены для царицы Марии Ильиничны Милославской. Одноэтажное, на подклете со стороны крепостной стены, кирпичное здание с анфиладной планировкой и сводчатыми перекрытиями, по некоторым сведениям, первоначально имело второй (деревянный) этаж. Красочностью и богатством декора выделяются шатровое крыльцо на фигурных столбах и резной белокаменный портал палат.
Надвратная Троицкая церковь, составляющая с Красной башней и разделяющим их внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря, выстроена И. М. Шарутиным в 1652 г. Кирпичный бесстолпный одноапсидный храм под декоративным шатром, поставленный на восточном склоне Сторожевской горы, интересен планировкой и архитектурно – художественным оформлением своего подклета, где расположена парадная лестница, ведущая на Соборную площадь. Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.
Фасады церкви в значительной степени скрыты поздними пристройками – трапезной 1807 г. и приделами 1857 г. К югу от Троицкой церкви находятся вскрытые раскопками остатки старой трапезной и Св. ворот (1-я четв. XVI в.).
При царе Феодоре Алексеевиче «комнатный», «первостатейный» монастырь находился в его ведении. В тревожные сентябрьские дни 1682 г., когда в Москве бушевал стрелецкий бунт, именно здесь нашли убежище государи Иоанн и Петр Алексеевичи.
В 1700 г. Петр 1 перевел Сторожевскую обитель в ведение Посольского приказа, а с учреждением Св. Синода – в его непосредственное подчинение. По Указу 1764 г. монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным, а с 1775 до 1920 гг. находился в ведении московских архиереев. В 1740 и 1749 гг. обитель посетила Елизавета Петровна, а в 1762 и 1775 гг. – Екатерина II.
В 1800 г. в монастыре было открыто Звенигородское духовное училище, для которого тогда перестроили царский дворец (арх. Борисов).
Явление прп. Саввы Сторожевского вице-королю Италии Евгению Богарнэ. |
В 1847 г. по воле Николая I на благоустройство обители было отпущено из казны 100 тыс. руб. 25 мая 1858 г. перестроенный Троицкий Собор освятил митрополит Филарет (Дроздов). В июле 1861 г. монастырь посетил Александр II с супругой Марией Александровной, а в 1884-97 гг. здесь четырежды побывали: Вел. кн. Сергей Александрович, Вел. кн. Елизавета Федоровна и Вел. кн. Павел Александрович.
4-8 сентября 1898 г. в монастыре прошли торжества по случаю 500-летия обители. К началу XX в. здесь подвизались 104 насельника.
Гонения на монашествующих, воздвигнутые после переворота 1917 г., приводят к быстрому сокращению их числа. К весне 1919 г. в обители около 13 монахов. 17 марта 1919 г. по постановлению Наркомата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда, в присутствии последнего настоятеля монастыря иером. Ионы, была кощунственно вскрыта рака с мощами прп. Саввы, а в июле того же года обитель была закрыта. В конце авг. 1919 г. она поступила в ведение НКВД. Во дворце Алексея Михайловича был устроен концлагерь для умственно-отсталых детей, в мае 1920 г. его заключенными стали пленные белогвардейцы, а в июле в зданиях обители расположились санаторий Наркомздрава и музей церковной старины, действовавший до 1939 г. В 1941 г. при попытке снятия разбился главный колокол обители. В 1947 г. здесь был возобновлен музей, а в 1949 г. начались реставрационные работы в обители.
Перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевский монастырь Святейшим Патриархом Алексием II. |
1 февраля 1996 г. был освящен Саввинский придел Рождественского собора, в котором начались регулярные богослужения, а в ноябре 1997 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.
22-25 августа 1998 г. обитель отпраздновала свое 600-летие. К этому торжеству в монастырь была перенесена часть мощей прп. Саввы (его глава), хранившаяся долгие годы в семье Успенских, а в 1985 г. переданная в Московский Свято – Данилов монастырь.
В год 600-летия обители, на Пасху, вновь зазвучали ее колокола. Большинство из них, пожертвованные доброхотами, были отлиты в 1990-е гг. на заводах Урала и Москвы.
К 2000 г. в монастыре – 20 человек братии.
Наместник – архим. Феоктист (Дорошко).
Глава прп. Саввы Сторожевского в ковчеге под сенью в юго-восточном углу Рождественского собора.
Саввино-Сторожевский монастырь. Купальня. |
Прп. Саввы Сторожевского на Городке (в 2 км от монастыря).
Адрес: 141980, Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, 5
Телефон: 592-94-18, 592-94-50, 592-94-41
Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. – 6 км. Минское шоссе.
Проезд: ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 5 км, Минское шоссе
Наместник архим. Феоктист (Дорошко).
Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 8 км, Минское шоссе
Скит Саввино-Сторожевского монастыря. |
Скит был закрыт почти одновременно с обителью. Долгое время он находился в ведении Звенигородского военного санатория, руководство которого было равнодушно к его судьбе. Вокруг архитектурных сооружений скита возвели многочисленные жилые и хозяйственные постройки, исказившие исторический облик святыни; безжалостно разрушили окружавшие скит стены с угловыми шатровыми башенками. В 1980-х гг. сооружения Саввинского скита были частично отреставрированы. Во 2-ой половине 1990-х гг. они были переданы в ведение монастыря. Регулярное богослужение в скиту, в настоящее время, не возобновлено.