самые популярные монастыри россии
Самые знаменитые монастыри России
Узнайте все самое интересное и полезное о знаменитых монастырях России, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
История монашества
“Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений…”
(преподобный Варсонофий Оптинский).
Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный) – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве,отшельничестве.
Эти слова преподобного Исихия в полной мере отражают жизнь истинного монаха. Что же такое монашество и для чего нужны монастыри в современном мире?
Монахом является православный христианин, который отрекся от мирской жизни и принял обеты:
– девства (монах не может жениться);
– послушания (монах должен во всем слушаться игумена, не опираясь на свою волю и мысли);
– нестяжания или бедности (у монаха не должно быть никакой собственности, все общее с другими монахами).
Монашество зародилось в Египте во второй половине III века. Первым монахом стал Антоний Великий, он прожил в пустыни более 90 лет, перенес тяжкие испытания: голод, жажду, холод, жару, искушения и дьявольские нападки. К таким великим подвижникам стекались люди с разных уголков земли, селились рядом. Начали образовываться монастыри. В них иноки вместе жили и трудились под чутким руководством опытного старца (аббата) по строгому уставу.
Монашество в России
На Руси монашество получило большую популярность и людскую любовь. Первый монастырь образовал в 1051 году Антоний Печерский в Киеве и получил название Киево-Печерской Лавры. В это время в Киеве строятся и другие монастыри: Димитриевский, Спасский Берестовский, Кловский Влахернский. Монастыри на карте страны стали появляться все чаще и чаще. Каждый правитель стремился в своем стольном граде основать монастырь.
Монастыри России становились не только местом уединенной молитвы для иноков, но и крупными образовательными центрами. В православные монастыри стекались христиане со всей страны за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи. Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие своего существования, но и в наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах.
Действующие монастыри России – это излюбленные места паломничества православных христиан. Здесь можно уединиться от мирской суеты и набраться душевных сил, получить совет от опытных священников и потрудиться во Славу Божию.
Самые известные монастыри России
Троице-Сергиева Лавра
Самый большой монастырь в России. Был основан в 1337 году одним из известнейших русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Со временем вокруг его келии начали селиться иноки, желающие уединиться от мирской жизни, так небольшая келья преподобного переросла в крупнейший духовный центр России. С 1608 по 1610 год стены монастыря выдержали осаду польско-литовского войска, численностью 30 тысяч человек, в Лавре же насчитывалось не более 3 тысяч.
В Троице-Сергиевой Лавре подвизились преподобный Никон Радонежский, преподобный Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре собрана библиотека уникальных книг и рукописей.
С 1814 года в монастыре действует Московская духовная академия.
В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. Возрождаться обитель, как и другие монастыри России, стала после Великой Отечественной Войны. Спустя 7 столетий сложнейших испытаний, взлетов и падений Троице-Сергиева Лавра остается одним из почитаемых монастырей на карте России.
Александро-Невская Лавра
Место для закладки монастыря выбрал Петр I в 1710 году. Свое название Лавра получила в честь святого князя Александра Невского. Постройкой руководил архимандрит Феодосий. Со временем монастырь разросся и получил статус Лавры. На территории находится кладбище, где захоронены Фонвизин, Достоевский, Ломоносов, Жуковский, Карамзин, Крылов. Архитектурный ансамбль Лавры является одним из красивейших в северной столице.
Святыни монастыря: мощи святого благоверного князя Александра Невского, Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
История “земного Удела Пресвятой Богородицы” началась во второй половине XVIII века с постройки нескольких келий рядом с Казанской церковью, где поселилась мать Александра и 3 послушницы. Так образовалась Казанская община, старец Пахомий окормлял сестер.
В 1789 году обитель стал опекать Серафим Саровский — великий подвижник. Он учил сестер жить просто, смягчил чрезмерно строгий устав общины, всей своей жизнью подавал истинный пример любви к Богу и ближним. В 1861 году общине был присвоен статус монастыря. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейший в России. Действовали многочисленные мастерские, больница, богадельня, приносил плоды большой фруктовый сад. Сестры жили в любви и труде. Но советская власть не пощадила цветущую обитель: сестер выгнали, храмы закрыли.
Возрождаться обитель начала в 1988 году. Сейчас монастырь полностью восстановлен, обретены мощи батюшки Серафима.
Святыни монастыря: Мощи и икона преподобного Серафима Саровского, икона Пресвятой Богородицы “Умиление”, святая канавка.
Сретенский монастырь
Основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Является одним из старейших в Москве.
Здесь молились цари, патриархи, простой люд, отправляясь на богомолье. Как и многие другие монастыри России, в 20-х годах ХХ века был разорен. Храмы разрушили, на территории советской властью проводились расстрелы. Память о невинно убиенных при входе в монастырь почтили установкой поклонного креста.
В 2017 году на территории, где проводились расстрелы, был возведен прекрасный храм в честь новомучеников и исповедников российских.
В наше время на территории действует Сретенская Духовная семинария и книжное издательство.
Святыни монастыря: мощи Священномученика Илариона, мощи преподобной Марии Египетской, Владимирская икона Божьей Матери, точная копия Туринской плащаницы, крест с частицей животворящего креста Господня.
Валаамский монастырь
Точное время образования обители неизвестно, но уже в Х веке здесь жили и трудились монахи. Основателями монастыря принято считать преподобных Сергия и Германа. В ХI веке обитель ждали тяжелые испытания: шведские войска, на пути которых располагался монастырь, грабили и разрушали ее.
До 1661 Валаамский монастырь являлся примером иноческой жизни, здесь подвизались многие святые, вокруг появились скиты. Но шведские войска до основания разрушили монастырь, убили его насельников, построили себе дома, и собирались навсегда поселиться на острове. По всему Ладожскому берегу шведы уничтожали православные святыни. Только мощи святых покровителей монастыря преподобных Сергия и Германа оставались в могиле. Лишь в 1715 году по указу Петра I Валаамский монастырь начал восстанавливаться. Но в 1754 году монастырь сгорел дотла. Много невзгод и трудностей, взлетов и падений пришлось пережить монастырю и его насельникам.
В годы советской власти Валаамский монастырь, бывший когда-то столпом православной веры на севере России, находился в запустении. 14 декабря 1989 г. первые шесть монахов ступили на поруганную землю древней обители. К 1993 году братия монастыря уже составляла 150 человек. В наше время Валаамский монастырь занимает почетное место на карте России. Восстановлены храмы и скины, развивается сельское хозяйство, действуют гостиницы, подворья. Множество туристов в летнее время устремляются к берегам Ладожского озера.
Соловецкий монастырь
“Северный Афон” – так часто называют эту святую обитель. Условия для жизни здесь невероятно суровые, температура в июле около +12°С.
В 1429 году иноки Савватий и Герман на лодке приплыли к Большому Соловецкому острову, где и поселились.
Самые страшные годы ждали Соловецкий монастырь в ХХ веке. Монастырь был закрыт, о на его территории был размещен Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, куда ссылали политических заключенных. Но около 60 человек братии не покинули монастырь, а добровольно приняли заточение и остались в Соловецком лагере.
Сколько человек было замучено и расстреляно на Соловках во время существования лагеря, сложно даже представить, среди них архиепископы, епископы, митрополиты. Более 30 новомучеников Соловецких были канонизированы в 2000 году Архиерейским Собором.
В 1990 году началось возрождение Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Святыни монастыря: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, частица мощей святителя Филиппа, частица мощей святителя Маркеллы, ковчег с главой священномученика Петра(Зверева), икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия”.
Оптина Пустынь
Монастырь основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. До начала ХХ века являлся крупнейшим в России центром старчества.
Первым вдохновителем старчества стал иеросхимонах Лев, вера в Бога и любовь к людям которого не знала границ. За советом к старцу Льву приходило множество людей.
Иеросхимонах Макарий был учеником старца Льва. Старался привить людям смирение. “Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет» – говорил старец. При нем в Оптиной пустыне начали издавать книги.
Схиархимандрит Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа.
Схиигумен Антоний брат отца Моисея. Тяжело болел, но со смирением принял свою немощь. 14 лет был старцем в скиту.
Иеросхимонах Иларион ученик старца Макария. Защищал веру православную от нападок.
Иеросхимонах Амвросий один из самых известных оптинских старцев. Основал Шамординскую женскую обитель. Был необычайно умен, его любовь к людям не знала границ.
Иеросхимонах Анатолий мог утешить любого отчаявшегося человека. Чуткий и мудрый наставник и молитвенник.
Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне, установленные ранее заветы, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение.
Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой.
Схиархимандрит Варсонофий из блестящего военного превратился в прозорливого старца. Ему были известны многие события и мысли приходящих к нему страждущих.
Иеросхимонах Анатолий исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим.
Иеросхимонах Нектарий свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению.
Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной Пустыни. Умер в изгнании.
Архимандрит Исаакий II последний мужественный старец Оптиной Пустыни. На его долю выпали тяжелые испытания: разорение обители. 4 раза был арестован и заключен под стражу. Расстрелян 8 января 1938 года.
В наше время Оптина Пустынь восстановлена.
10 самых известных монастырей России
Издавна монастыри были духовной опорой России. Первые из них появились около 1000 лет назад. Они играли роль крепостей, защищавших государство от захватчиков, паломнических и просветительских центров. Сегодня в нашей стране более 900 православных обителей. Самые известные из них принимают не только верующих, но и туристов, которые интересуются русской архитектурой и искусством.
Содержание:
Соловецкий мужской монастырь
Вид на Соловецкий монастырь
Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.
Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.
Свято-Введенская Оптина пустынь
Вид на Святые врата Свято-Введенской Оптиной пустыни
Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.
Новодевичий женский монастырь
Вид на Новодевичий монастырь из парка Новодевичьи пруды
Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.
Кирилло-Белозерский монастырь
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь из национального парка Русский Север
Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.
Валаамский монастырь
Общий вид Валаамского монастыря
Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок.
Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.
Александро-Невская Лавра
Общий вид на постройки Александро-Невской Лавры
Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.
Троице-Сергиева Лавра
Вид на Троице-Сергиеву Лавру
Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Вид на соборы Спасо-Преображенского монастыря
Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь
Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.
Псково-Печерский монастырь
Вид на постройки Псково-Печерского монастыря
Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения. Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.
Виды монастырей в России: объясняем в общих чертах
Монастыри представляют собой форму организации монашеской жизни. Православная обитель — учреждение, в котором живут и трудятся христианские общины людей, добровольно выбравших путь служения Всевышнему Творцу.
Для чего нужны монастыри
Монашество есть образ христианского жития, в котором заключено полное посвящения себя служению Единому Богу. Монахи (иноки) избирают уединенную жизнь, отказываются от мирских удовольствий и пребывают в непрекращающемся внутреннем общении с Господом. Однако они продолжают оставаться со всеми живыми существами посредством собственной молитвы.
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме является самым древним
Важнейшая задача любой христианской обители — это дело религиозного направления, то есть восстановление утерянных связей с Господом после того, как первые люди преступили Его Закон. Так как Бога невозможно постичь при помощи материальных чувств, монахи учат мирян возвращать Божью милость при помощи молитвословия.
Таким образом, молитвенное прошение за всех людей, а также за сам мир — первостепенная задача обитателей каждого христианского монастыря.
10. Богородице-Рождественский мужской монастырь
Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.
После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.
Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.
Виды монастырей
Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.
В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России
На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.
Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.
Видео о 10 старейших монастырях России
9. Псково-Печерский мужской монастырь
Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.
Новодевичий женский монастырь
Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.
8. Благовещенский мужской монастырь
У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.
Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.
7. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.
В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.
6. Ризоположенский женский монастырь
В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.
В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.
Александро-Невская Лавра
Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.
5. Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.
Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.
4. Введенская Оптина пустынь
Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.
В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.
Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.
3. Свято-Юрьев мужской монастырь
У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.
2. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения. Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.
1. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Он находится на берегу Оки, в Муроме. Ему покровительствовал Иван Грозный, по его приказу был выстроен основной собор, и подарены ему обширные вотчины. После революции его настоятеля обвинили в участии в восстании и монастырь закрыли. Он работал как храм, а в 20-ые годы был отдан музею, позже – НКВД. Возрождать обитель стали в 1990-ые годы.