самые древние деревянные храмы в россии

Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Источник

Деревянные храмы

Испокон веков на Руси идеалом красоты и величия духа служили храмы и часовни. И все строилось из дерева самими крестьянами. Это красота, созданная народом, их трудом и гением. Здесь нашла отражение художественная и строительная культура многих поколений наших предков.

Деревянное зодчество в России

Достигает наибольшего своего расцвета в 15-18 вв. Деревянное храмостроение преобладало в северных регионах страны. Это объясняется:

До середины 19-го века дерево остается самым распространенным строительным материалом в России. Мастерство в этой области достигало невероятных высот. Было распространено несколько основных видов (или типов) деревянных культовых сооружений.

Клетская церковь

Наиболее по внешнему виду приближена к жилым постройкам, избам. Имеет прямоугольный сруб, чаще всего, двухскатную крышу. Хотя встречаются и четырех-, восьмискатные завершения. Представители этой группы:

Клетский тип преобладал в русском деревянном зодчестве. Хотя он и был схож с бытовыми постройками, но при этом принципиально от них отличался своей вертикальной ориентацией, островерхостью, выразительными формами.

Шатровая церковь

Храмы, центральная часть которых вместо купола покрыта архитектурным сооружением в виде многогранной пирамиды, относятся к шатровому зодчеству. Такая форма возникла, по-видимому, из-за того, что из дерева сложно соорудить купола. Конструкция шатра в этом случае намного проще.

Наиболее распространенный вариант — каркас из 6-8-ми вертикально сложенных бревен, верхними концами сходящиеся кверху. До нашего времени сохранились:

Шатровые храмы во многом определяли облик древнерусских городов, сел. Вытянутые, столпообразные силуэты церквей контрастно смотрелись на фоне бытовых построек. Деревянные шатровые храмы любят строить и в современной России, где они пользуются особой популярностью.

Ярусная церковь

Храмы этого типа стали возводить с конца 17 века. Их конструкция представляет собой поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху срубы, четверики или восьмерики. Как правило, такие храмы венчаются одной главой. Их можно рассмотреть на примере:

Деревянные ярусные церкви встречаются преимущественно в центральной части России.

Кубоватая церковь

Время и место распространения таких храмов — середина 17- конец 18 веков, побережье Белого моря и Поонежье. В основе конструкции — наос, сверху покрыт кубом, как правило, заканчивается 5 или 9 главами. Наиболее известные из кубовых храмов, дошедших до наших дней:

Иногда к архитектурному типу относятся храмы, завершение которых сооружено в кубической форме.

Купольная церковь

Для культовых сооружений этого типа характерны кровли, образованные шести- или восьмигранниками, вытянутыми вверх наподобие луковицы. Вот некоторые из них:

Церкви с купольным покрытием были распространены в 18-19 вв. в Поважье, на брегах реки Ваги в Архангельской, Вологодской области, а также в Сибири, Украине.

Многоглавая церковь

Храмы с числом глав более пяти стали ярким событием в русском зодчестве. Это был последний, завершающий этап деревянного храмостроения. В его основе — многоярусная композиция и восьмерик с 4-мя прирубами.

Древнерусские храмы, несмотря на свои небольшие размеры, создавали впечатление монументальности, величия, представительности.

Деревянные храмы Руси

Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.

Самая старая деревянная церковь в России

Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.

В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Деревянный храм без единого гвоздя

Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.

В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.

Деревянный суздальский храм

Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.

Деревянные церкви в Москве

Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:

Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.

Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.

Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.

Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» в Верхней Санарке

В небольшом селе Верхняя Санарка Челябинской области когда-то жили казаки. Теперь сюда стремятся попасть многие туристы, чтобы увидеть уникальную деревянную церковь. Ее строили без единого гвоздя, по древнерусской технологии деревянного зодчества, несколько лет, с 2002 по 2005 года. Современные мастера ездили в Кижи, чтобы научиться плотницким приемам своих предшественников.

Источник

Деревянная церковная архитектура

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россии
Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.)
Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «нача ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Строительство каменных храмов летописцы упоминают как события исключительной важности.

С распространением христианства быстро развивается деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного. Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжение столетий. Но деревянное храмостроительство развивается своим путем и постепенно приобретает черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.

Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

Татарское иго, можно с уверенностью предположить, не отразилось непосредственно на деревянном храмостроительстве; во всяком случае, не прервало сложившихся традиций. Основные архитектурные приемы древнерусского плотнического дела — как художественные, так и конструктивные — весьма мало менялись и отвечали только постоянству уклада внутренней жизни Руси, постепенно совершенствуясь, оставались по существу такими же, какими были в глубокой древности.

Формы древних памятников деревянного зодчества отличаются совершенством, суровой красотой и логичностью конструкций. Нужны были века для того чтобы выработать эту совершенную красоту. Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, на Севере России и в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.

Особенности деревянного храмостроительства

Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).

При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россииКрыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.

Важной особенностью древнего зодчества являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали пилы (продольные и поперечные), которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», почему и плотников именовали иногда «рубленниками».

Суровая школа жизни отразилась на внешнем убранстве церквей, постепенно приведя к созданию произведений, поражавших своей простотой и вместе с этим неповторимой торжественностью и гармонией.

Основные типы деревянной церковной архитектуры

Прежде чем приступить к описанию главных типов деревянного храмостроительства, необходимо упомянуть о более простых формах деревянного церковного зодчества. К таким сооружениям относятся часовни и колокольни.

Часовни, поклонные кресты, либо иконы в киотах были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россииПоявление колоколен в деревянной архитектуре, как самостоятельных сооружений, можно отнести ко времени широкого их распространения в каменной архитектуре. Вероятно, самыми древними были звонницы, наподобие тех, что сохранились в каменной архитектуре Пскова. В летописях еще упоминаются деревянные «козлы», на которые подвешивались небольшие колокола. Самыми древними известными нам колокольнями являлись квадратные в плане сооружения, состоящие из четырех столбов с небольшим уклоном внутрь; вверху устраивалась крыша с главкой и подвешивались колокола. Появление таких колоколен можно отнести к XVI–XVII вв. Более сложная конструкция стояла обычно на пяти столбах, однако основу составляли четыре столба, на которые укреплялась четырехскатная крыша и глава. Известны колокольни и «о девяти столбах».

К более сложному типу можно отнести колокольни, которые состояли из срубов различной формы (четырехгранные и восьмигранные). Они рубились достаточно высокими и чаще заканчивались шатром, который венчала небольшая глава. На Севере Руси чаще рубили колокольни «с остатком», в центральной Руси предпочитали рубить «в лапу».

Самым распространенным типом на Севере были комбинированные постройки. Низ колокольни для большей устойчивости рубили квадратом, на который ставили восьмигранный сруб, увенчанный шатром. Так сложился самый распространенный на Севере тип. В колокольнях были различия лишь в отношении пропорций и отделки. Основным отличием была различная высота (например, колокольня начала XVII в. в селе Кулига Дракованова).

На юго-западе России колокольни (звеници или дзвоници) имели несколько иной вид и окончательно, как архитектурные формы, сформировались к концу XVII в. Наиболее распространены колокольни с квадратным планом, состоящие из двух ярусов. Нижняя часть их срублена из брусьев с углами «в лапу». Внизу устраивались дощатые отливы, а вверху брусья-консоли, поддерживавшие кровлю, переходили в ограждения верхнего яруса колокольни (т.е. ее звона). Сама звонница представляла собой открытое пространство с колоколами под невысокой четырехскатной крышей. В постройках сложного типа как верхний, так и нижний ярус имели в плане форму восьмиугольника. Часто строили колокольни с тремя ярусами.

На Юге России строили колокольни преимущественно по тем же принципам. Характерной чертой является то, что их не рубили, а складывали из бревен одно на другое, концы которых укреплялись в вертикальных столбах.

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россииДеревянные храмы, по свидетельству летописцев XVI–XVII вв., строились «по подобию, по старине», и их зодчие строго придерживались древних традиций. Однако на протяжении пяти веков (с XI по XVII вв.) вне всякого сомнения должна была произойти известная эволюция форм. Легче предположить, что сущность ее заключалась в накоплении новых форм, нежели в отбрасывании старых. В меньшей степени это относится к областям западноруским, которые под давлением Польши и других стран близкого окружения усваивали новые традиции как в каменной, так и в деревянной архитектуре, не свойственные древним образцам.

Самыми простыми по типу постройками и самыми первыми были храмы, походившие на простые избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой. Последняя появилась вследствие попытки во всем подрожать каменным храмам. Климатические условия, в первую очередь, были причиной того, что формы глав получили совершенно иной вид, чем каменные главы византийских храмов. Спустя некоторое время формы деревянных глав сформировались окончательно и приобрели совершенно иной самобытный и неповторимый вид.

Особенностью древних церквей клетского типа являлось то, что кровли устраивались не на стропилах, а представляли собой продолжение восточной и западной стен, которые постепенно сходились на нет. Между собой эти стены скреплялись стропилами, на которые и устанавливали кровлю. Таким образом, кровля с храмом составляли одно целое. Высокие кровли, которые порой в несколько раз превышали высоту сруба, являются характерным признаком этого типа храмов.

Шатровые храмы значительно отличались от клетских планом и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Они изумительно красивы, просты и вместе с тем очень рациональны — это глубоко национальная форма. Сохраняя традиционный трехчастный план, шатровые постройки получили новые архитектурные формы, не употреблявшиеся в древности, что позволило устроить при помощи тех же исходных материалов достаточно большие сооружения.

Весьма непросто проследить эволюцию форм этого типа храмов. По мнению исследователей, первоначальный тип храма — «шатер на квадрате четверика», до нас не дошел. Второй по старшинству формой полагают, был восьмерик с шатром, имеющий алтарный прируб и не имеющий притвора — храм-столп. Таких храмов было тоже очень немного, и ни один не сохранился. Третья форма сложилась из предыдущей с прибавлением притвора, трапезной и галереи с трех сторон (церковь свт. Николаяв селе Лявля Архангельской области, XVI в.). Четвертая форма сложилась из предыдущей и имеет дополнительно два придела. Такой храм называли в древности «о 20 стенах» или «круглым» (церковь Спаса на Кокшенге, XVII в.). В XVII–XVIII вв. распространилась форма, появившаяся, впрочем, намного раньше: четверик — восьмерик — шатер. Это наиболее распространенная форма храмов. Среди них — подлинные шедевры церковного храмостроительства (церковь Успения Богородицы в Кондопоге, Карелия, XVIII в.).

Важное место в истории русского церковного искусства занял тип храма подобный церкви в Варзуге на Кольском полуострове. Этот храм весьма близок по основным формам к каменному храму Вознесения в Коломенском под Москвой. Здесь можно отметить безусловное проникновение принципов деревянной архитектуры в каменную.

Необходимость в храмах большей вместимости, с несколькими приделами привела к возникновению особой группы шатровых построек. Два или три шатровых сруба соединялись в единое целое при помощи большой трапезной. В таком случае боковые срубы делались меньших размеров, но всегда повторяли основной объем. Вся эта сложная композиция имела особую красоту и ритмическую завершенность. Примером служил собор Успения Богородицы в городе Кеми (1711–1717). В архитектуре собора был блестяще реализован принцип ступенчатого нарастания архитектурных масс. Другим ярким образцом среди крестчатых шатровых храмов была, несомненно, Успенская церковь в селе Варзуга (1675). Она имела в плане форму креста; все четыре прируба одинаковы и крыты «бочками». Архитектурный облик храма представляет собой высокий уровень художественного совершенства.

Большинство построек, появившихся в конце XVII в. и на протяжении XVIII в., в основном сформировалось на основе клетских и шатровых храмов. Отличием их, как правило, было сочетание различных приемов и форм. Исследователь древней церковной архитектуры М. Красовский разделял архитектуру того времени на четыре группы: храмы «кубастые», храмы пятиглавые, многоверхие и многоярусные.

Многоверхие храмы представляли формы предыдущей группы с тем лишь отличием, что в декоративном убранстве их появляются дополнительные маленькие главы от девяти и более. Так выглядит церковь свт. Николая (1678) в селе Бережная Дубрава, стоящая на берегу Онеги. На основном кубе размещено девять глав, при этом четыре главы стоят по углам куба — в нижнем ярусе. Во втором ярусе главки поменьше и расположены они по сторонам света. Центральная глава стоит на небольшом четверике. Более сложна по плану была церковь Покрова Богородицы (1708) с тремя приделами, увенчанная восемнадцатью главами.

Церковь Преображения Кижского погоста

самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть фото самые древние деревянные храмы в россии. Смотреть картинку самые древние деревянные храмы в россии. Картинка про самые древние деревянные храмы в россии. Фото самые древние деревянные храмы в россииВ плане имеет крест в восьмиугольнике, увенчаный двадцатью двумя главами (общая высота 35 м ). При всей внешней сложности форм, здесь нет ни одной новой, которой бы не встречалось в более ранних деревянных храмах. Особого внимания заслуживает решение сложных инженерных задач по внутреннему устройству несущих конструкций. Для избежания попадания влаги внутрь, в восьмерике сделана вторая двускатная крыша, вода с которой отводилась по специальным желобам. Тонкое чутье мастера подсказало зодчему ввести незначительные, но существенные детали, превратившие храм в шедевр деревянного храмостроительства.

Внутреннее пространство относительно небольшое,оно занимает лишь четверть общего объема здания. Даже достаточно пышный по убранству иконостас, столь ярко выступающий в восьмигранном интерьере храма, не производит того впечатления, которое оставляет внешний облик этой небывалой церкви. По преданию, мастер, закончив постройку церкви, сказал: «Не было, нет и не будет такой». Этот храм — венец деревянного храмостроительства Руси. Древнее деревянное церковное зодчество севера Руси выработало два основных типа храмов: клетские и шатровые. Пройдя длительный путь становления и совершенствования, они создали, в свою очередь, целый ряд новых форм. Талант русских мастеров и любовь к Матери Церкви породили на Русской земле удивительные примеры деревянного храмостроительства.

Особый интерес представляют собой архитектурные ансамбли. В истории деревянного храмостроительства такие композиции были двух типов. Первый — церковь и поставленная близ нее колокольня. Второй — летняя церковь, зимняя церковь и колокольня (северный «тройник»). Архитектурные ансамбли формировались постепенно, ветшающие постройки меняли друг друга, со временем складывался неповторимый архитектурный облик. Один из старейших ансамблей, дошедших до наших дней, находится в селе Верхняя Мудьюга на речке Мудьюге, впадающей в Онегу. Все три постройки стоят в центре села, над которым они как бы господствуют, собирая вокруг себя всю окружающую застройку. Этот ансамбль создавался в разное время, постройки различны и по приемам возведения, и по размерам. Но вместе они имеют неповторимый архитектурный облик. Уникален был ансамбль в Юроме на берегу реки Мезени, но о нем можно судить только по фотоснимкам. Самым совершенным, бесспорно, является Спасско-Кижский погост, ансамбль которого создавался около 160 лет.

Внутреннее убранство деревянных храмов

Как и в каменной архитектуре, некоторые деревянные храмы имели голосники, сделанные из глиняных горшков, врезанных в верхнюю часть стен. Стены внутри были округлыми и не вытесывались. В небольших храмах не устраивали возвышения алтарей. Внутреннее убранство было достаточно сурово, резьбой украшались лишь косяки дверей, несущие столбы, тябло иконостаса.

Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки (полицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой.

Интерьер таких высоких храмов хорошо освещался через большие окна. Стены вытесывали, что давало возможность расписывать внутренний объем. Росписи выполнялись масляными красками и состояли из отдельных композиционных сюжетов.

Иконостасы деревянных храмов отличались вычурностью. В их украшение вводились элементы резьбы и росписи по дереву, дополнительные декоративные элементы. В XVIII–XIX вв. большинство иконостасов было выполнено в барочном стиле и даже встречались иконостасы в стиле ампир. Резали иконостасы для таких храмов крестьяне, но часто они делали лишь неумелые копии с известных образцов.

Деревянное храмостроительство XIX—XX вв. В традиционно сложившуюся деревянную архитектуру в XVIII– XIX вв. пришли многие особенности каменной. Это во многом повлияло как на внешнее оформление храмов, так и на убранство интерьеров.

В традициях нового времени перестраивались и многие древние храмы. Купола и крыши перекрывались железом, купола заменялись модными вазонам и шпилями. Стены обшивались тесом, убирались декоративные элементы. Многие храмы теряли свою неповторимость, суровую строгость, становились тяжеловесными и невыразительными. Стремление приблизить деревянное сооружение к каменному заставляло вносить в его внутреннее убранство значительные изменения. Часто внутренние стены вытесывали и штукатурили, прорубались дополнительные окна. По штукатурке рисовали подобие камня (мрамора) или оклеивали стены бумагой. Древние иконостасы заменялись новыми, которые из-за недостатка средств зачастую резали неумелые мастера, пытаясь подражать столичным образцам. Конечно, эти новшества коснулись далеко не всех деревянных храмов.

Лишь в начале 40-х гг. светская власть обратила внимание на деревянную архитектуру. Были проведены первые экспедиции, но началась война, и работы прекратились.

В конце 80-х гг. XX в. церковная жизнь оживилась, возобновилось строительство новых деревянных храмов и часовен. В большинстве случаев они, как и в старые времена, стали появляться там, где прежде совсем не было храмов. Это новые рабочие поселки, новые районы крупных городов или даже целые города. В настоящее время, сохраняя основные принципы деревянного храмостроительства, используются разные типы построек. Преимущественное их большинство — клетские храмы с различными вариациями (шатровые завершения и пр.) (храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» (1995); часовня иконы «Утоли Моя Печали» (1997), Москва и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *