сампсониевский собор филиал исаакиевского собора
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – мемориал Полтавской битве
Каждый из соборов и храмов Санкт-Петербурга имеет свою историю и посвящение. Старинный Сампсониевский собор – не исключение. В его архитектуре сочетаются черты допетровского и европейского зодчества, поэтому живописное здание отличается от других петербургских церквей. Сегодня это действующий православный храм и памятник-музей, где круглый год проводят экскурсии для туристов.
Общий вид Сампсониевского собора
История храма
После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.
Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.
Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта
Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.
Вид Сампсониевского собора с тыла
Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.
Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.
В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.
Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы
В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.
В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.
В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.
Вход в Сампсониевский собор
Архитектурные особенности
Собор достраивали при царице Анне Иоанновне, поэтому стиль, в котором он возведен, часто именуют анненским барокко. Трехъярусную колокольня высотой 35,1 м венчает стройный восьмигранный шатер и луковичной главкой с крестом. Именно так выглядели православные храмы в Ярославле и Москве XVII века. Второй и третий ярус колокольни украшают изящные пилястры тосканского ордера, а на самом верху находится звонница с колоколом XVIII века.
Одноэтажный одноабсидный храм с западным притвором окрашен в нежный бело-голубой цвет. Он стоит на ленточном бутовом фундаменте, имеет оштукатуренные кирпичные стены и прочный известняковый цоколь. Фасады отделаны рустованными пилястрами и профилированными карнизами. Окна церкви оформлены декоративными наличниками.
Основной объем заканчивается высоким граненым барабаном и выразительным пятиглавием. К нему примыкает приземистая трапезная. Покатая крыша и пять куполов по центру придают собору необычный вид. При входе в храм можно увидеть красивый горельеф с ангелами.
На том месте, где раньше стояла деревянная церковь, возвышается небольшая красивая часовня. Она была построена в 1909 году по проекту русского архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Часовня возведена в традициях елизаветинского барокко, поэтому сильно отличается от храма и колокольни.
Сампсониевский сад
Вид Сампсониевского собора из Сампсониевского сада
Памятник Петру I
С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.
Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора
Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.
Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.
Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.
Интерьеры Сампсониевского собора
Интерьеры и святыни
Неф имеет длину 34 м и ширину 6 м. Главная ценность собора – огромный резной иконостас высотой 11 м, который был изготовлен в первой половине XVIII века. Над иконами трудились известные живописцы Т. Баженов, А. Поспелов и А. Квашнин.
Полезная информация для посетителей
Сампсониевский собор – действующий православный храм. Церковные службы в нем идут ежедневно: по будням в 10:00, а по субботам и воскресеньям в 10:00 и 17:00. Вход бесплатный. При храме открыта воскресная школа для детей и взрослых. Экскурсии для туристов проводят без выходных: с 16 сентября по 30 апреля с 11:00 до 19:00, а с 1 мая по 15 сентября с 10:00 до 19:00.
Монумент первостроителям Санкт-Петербурга на фоне Сампсониевского собора
Как добраться
Собор стоит в Выборгском районе города, недалеко Пироговской набережной. В 1,5 км от него находится Финляндский вокзал. За 15 минут до храма легко дойти пешком от станций метро «Выборгская» и «Площадь Ленина». Общественный транспорт – автобусы, маршрутные такси и трамваи ходят по Боткинской улице, Большому Сампсониевскому проспекту и Гренадерской улице.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Сампсониевский собор
Соборы и Храмы
Краткое описание
Сампсониевский собор – действующий старинный храм с довольно богатой историей. Уцелевший памятник уникальной архитектуры первой половины XVIII века выполнен в торжественном и монументальном стиле аннинского барокко.
История храма
Деревянное здание постепенно ветшало, а потому рядом с ним, немного южнее, в 1728 г. заложили каменный храм
Наблюдать за ходом строительных работ надлежало купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который пожертвовал определенную сумму на возведение нового собора. Денег хватило лишь на устройство фундамента. Больше пожертвований не поступало, в то время столица была перенесена из Петербурга в Москву.
Ситуация изменилась к лучшему после восхождения на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и возвращения столицы в Петербург — работы по строительству храма возобновились. Деревянную церковь разобрали в 1737 г., а уже в 1740 г. собор был освящен. В этом же году установили колокольню.
Нелегкой была судьба храма в XX веке. В 1938 г. его планировали использовать в качестве склада для Эрмитажа. Дирекция музея собиралась взять здание в аренду, а потому все церковные службы были приостановлены.
После событий Великой Отечественной войны собор был передан библиотеке Академии наук для хранения книг. Впоследствии он использовался оптово-закупочной базой Ленгорунивермага.
В 2000 г. храм был открыт в качестве государственного музея-памятника. С 2010 г. богослужения начали проводиться ежедневно.
Сегодня собор ведет полноценную деятельность, в нем также существует воскресная школа для взрослых и детей
Архитектура
Одноапсидное здание собора высотой чуть более 35 метров состоит из трех частей. В центре находится трапезная или зимняя церковь, с западной стороны расположена паперть, с восточной – главная церковь.
Кирпичные стены собора окрашены в небесно-голубой цвет, а декоративные элементы фасадов, такие как пилястры, карнизы и наличники окон – в белый. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном, увенчанным пятью куполами темно-синего цвета с золочеными крестами.
Колокольня, расположенная с западной стороны, была возведена одновременно с храмом и выполнена в той же цветовой гамме. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, с массивным основанием и легкой верхней частью.
В нижнем ярусе имеется сквозной арочный проход с чугунными воротами. Звонница увенчана восьмигранным кирпичным шатром с маленькими окошками, луковичной главкой с золоченым крестом и завершается треугольными фронтонами.
На месте алтаря прежней деревянной церкви сейчас находится изящная и нарядная часовня постройки 1909 г., украшенная пилястрами и полуколоннами.
Внутреннее убранство
Сампсониевский собор богат своими художественными сокровищами. Грандиозный главный иконостас, занимающий всю восточную стену, впечатляет своими размерами и красотой. Он украшен скульптурой, множеством декоративных элементов, отличается изяществом форм и изысканностью декора. В боковых приделах находятся малые иконостасы.
Собор содержит уникальную коллекцию иконописи XVIII века, к примеру, лицевые святцы – иконы, иллюстрирующие святых и церковные праздники. По святцам выбирали имена для новорожденных, дабы младенец обрел своего небесного покровителя.
В здании собора имеются надгробные плиты, так как некоторые богатые горожане желали быть похороненными в склепах под полом храма. Плиты, расположенные над местами захоронений, сообщают информацию о каждом погребении.
Стены и своды храма украшены декоративными росписями. Интерес представляет картина светского характера с изображением Петра Великого, не являющаяся характерной для православного храма, но выглядящая вполне уместной, учитывая, что храм является памятником Полтавской баталии.
В главной части собора находится чудом сохранившееся медное посеребренное паникадило – шестиярусный церковный светильник XVIII века с навершием в виде креста, украшенный орнаментами из листьев, цветов и веток
В алтарной части храма сохранились главный престол и надпрестольная сень (навес над престолом), декорированные в стиле главного иконостаса, украшенные резьбой и скульптурными композициями.
Интересные факты
Режим работы, расписание богослужений в 2019 году
Службы в соборе проводятся каждый день.
Официальный сайт
Где находится
Адрес
Большой Сампсониевский проспект, 41
Метро
Как добраться
Добраться до собора можно, пройдя 550 метров пешком от метро Выборгская по Гренадерской улице вдоль Сампсониевского сада до Большого Сампсониевского проспекта, и повернув налево.
Сампсониевский собор : режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является одним из старейших памятников архитектуры в городе. Свое название он получил по имени святого Сампсония Странноприимца. Стиль строения храма часто называют анненским барокко, поскольку он достраивался при императрице Анне Иоанновне.
Режим работы Сампсониевского собора в 2021 году
Собор является действующим храмом. Открыт во время проведения богослужений. Богослужения проводятся ежедневно.
Стоимость билетов в Сампсониевский собор в 2021 году
Вход бесплатный, является действующим храмом.
Адрес
Как добраться
Ближайшая станция метро — Выборгская. При выходе из метро повернуть направо, перейти дорогу и идти по Сампсониевскому саду. В конце сада Вы увидите купола храма.
История создания Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
27 июня 1709 года, в день святого Сампсония, русские войска выиграли сражение против шведской армии в битве под Полтавой. В память об этом событии Пётр Первый повелел недалеко от дороги, ведущей на Выборг в сторону Швеции, заложить деревянную церковь во имя святого Сампсония Странноприимца.
Макет деревянного Сампсониевского храма, вид на 1714 г.
В 1710 году храм был освящен. Поскольку церковь находилась в отдалении от города, здесь удобно было организовать кладбище. Рядом с церковью были похоронены известные мастера, создавшие достопримечательности Санкт-Петербурга — зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак, С. Торелли. Это кладбище, к сожалению, не сохранилось. Осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник (авторы — скульптор А. Опекушин и архитектор М.Шурупов).
Памятник Первостроителям Санкт-Петербурга
В 1728 году был заложен Сампсониевский собор. Полагают, что автором проекта является Д. Трезини.
Храм святого Сампсония, как и другие храмы города, пострадал после революции 1917 года и во время Великой отечественной войны.
В 1938 храм был закрыт, в его помещениях находился склад. В 1977 году была выполнена реставрация фасадов. С 2002 года в приделе проходят службы. От названия храма происходят наименования Сампсониевского Большого проспекта и Сампсониевского моста.
В 1999 году храм получил статус государственного музея-памятника.
Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры. Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке.
Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане. К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.
Главный барабан и 4 маленькие главки
В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.
Памятник Петру I у Сампсониевского собора
На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».
Внутреннее убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Главная ценность храма — резной золоченый иконостас первой половины 18 века, высота которого 11 метров.
Сампсониевский собор: от служения муз к Литургии
Этот один из самых старых храмов Санкт-Петербурга вскоре должен быть окончательно передан Церкви. Пока же в его стенах уживаются вместе приход и музей. Оказывается, и в такой ситуации возможна хоть и не беспроблемная, но полноценная приходская жизнь.
Красота и её назначение
Первое, что замечаешь, войдя в собор, — билетную кассу и доску объявлений о предстоящих концертах в притворе. Но вход в собор свободный, платы не требуется, если вы, конечно, не собираетесь заказывать экскурсию. Приходя на воскресную Литургию, верующие вежливо здороваются со смотрительницами, и, открыв тяжелую дверь, отделяющую притвор от храма, проходят дальше. Никакой напряженности, косых взглядов и шепота недовольства.
В самом храме немалое место занято музейной экспозицией: можно узнать об истории собора, увидеть макет деревянной церкви, некогда стоявшей на месте каменного храма, посмотреть на фотографии священников, служивших на приходе в разное время. Главный же экспонат постоянной экспозиции — «Малое Евангелие Сампсониевского собора», изданное в типографии Киево-Печерской лавры еще в 1703 году. После революции оно было утеряно, но несколько лет назад вернулось в стены храма.
На балансе «Музея четырех соборов» храм находится уже долгие годы — с 1984 года. Ветшавший и разрушавшийся не одно десятилетие, Сампсониевский собор требовал долгой и кропотливой реставрации, которая была проведена сотрудниками музея. Внешнее убранство и интерьеры были восстановлены к 1999 году: всё это великолепие составляет, наверное, главную достопримечательность музея. Постепенно удалось добиться того, чтобы верующие смогли совершать под сводами храма богослужения. Сейчас всё идет к тому, что собор окончательно передадут Церкви.
Церковный неуют
Прихожанка Елена Рябцева посещает храм уже 3,5 года. Ее жизнь изменилась после знакомства с прежним настоятелем собора — протоиереем Иоанном Малининым, сейчас служащим в Тихвинской епархии. Елена говорит, что под руководством отца Иоанна ей удалось пересмотреть свои взгляды на жизнь:
— Его советы очень мне помогли в тот сложный период. Не то чтобы сама жизнь моя стала проще, просто я стала понимать кто я, зачем живу и что мне делать.
До того Елена успела побывать на многих приходах. Но нигде не находила «такого отклика»:
— Господь, конечно, меня слышит везде, в любом храме, в любом месте. Но ведь Церковь это соборный организм, здесь важен и человек, стоящий рядом с тобой на богослужении, а тем более пастырь общины. На пастырей, как мне кажется, нам здесь всегда везло.
Сейчас приход возглавляет архимандрит Серафим (Шкредь). В сентябре исполняется год, как он занимает место настоятеля. До того он служил в Исаакиевском соборе — храме, находящемся «под юрисдикцией» того же музея.
По словам отца Серафима, особых трудностей с тем, чтобы согласовать с музеем те или иные моменты богослужебной жизни, нет. Но присутствие музея в храме создает «некоторый церковный неуют», что вполне естественно, когда под одной крышей уживаются учреждения, решающие совсем разные задачи:
— Приходя в храм, человек хочет попасть и в атмосферу храма. И музейный дух, мне кажется, его отвлекает. Например, клирос — он часто занят текущей выставкой. Такие нюансы ограничивают свободу в храме. А бывает так, что одновременно с богослужением в расписании работы музея значится концерт. При этом, повторюсь, все эти вопросы решались и решаются в рабочем порядке.
Жизненное пространство
До недавнего времени у общины не было совсем никакого помещения, чтобы собраться после службы. Протоиерей Александр Пелин, бывший настоятелем после отца Иоанна Малинина и до архимандрита Серафима, сумел договориться, чтобы общине выделили в небольшом домике рядом с собором помещения для кабинета настоятеля и трапезной. Теперь это можно назвать приходским домом. Когда-то под него был отведен так называемый Юбилейный домик с отдельными квартирами для сторожей, котельной, кухней, библиотекой и ризницей. Сейчас это двухэтажное здание занимает музейная администрация.
— Когда собор передадут Церкви, я надеюсь, что у нас получится наконец-то наладить приходскую жизнь. С воскресной школой вопрос нужно решить обязательно. Когда я в детстве посещал воскресную школу при Богоявленской церкви в Москве, — мы занимались прямо в храме, но это не совсем удобно. Поэтому нужно отдельное помещение. Также я задумался об устройстве при приходе приюта или богадельни: не зря ведь собор назван в честь Сампсона Странноприимца.
Отцы и дети
Штат священников в этом немаленьком соборе совсем небольшой. Вместе с настоятелем служат иереи Георгий Белов и Святослав Горский. Отец Святослав — местный старожил, он начинал служить еще при отце Иоанне Малинине. Но при этом самый скромный из всех — категорически не хочет рассказывать о себе:
— А что я могу сказать-то? Никаких достижений за мной не значится. Ничем не примечателен, интеллектуальных вершин не покорял.
Главная обязанность отца Святослава — оглашение желающих принять Крещение.
— Да разве может быть у нас долгое оглашение, — удивляется он. — Беседа до и беседа после. Так-то ведь даже стол не поставить для занятий.
Иерей Георгий Белов, наоборот, может долго рассказывать о себе и своем служении. Священником отец Георгий стал всего лишь два года назад. И никогда о таком поприще не задумывался, всё получилось «будто само собой», говорит он.
— Я родился в Ленинграде. Учился в Академии гражданской авиации. Работал в самых разных областях, занимался и проектированием, работал на руководящих должностях по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, серьезно увлекался спортом, входил в сборную города по легкой атлетике.
Но все-таки самое большое место в его профессиональной биографии занимает деятельность на общественном поприще. Он много работал с молодежью, с детьми из неблагополучных семей. Человек Георгий Петрович был состоятельный, а потому многие проекты осуществлял безвозмездно.
— Иду я как-то по улице. Смотрю, стоят ребята, пьют пиво. Я понимаю, что ничего в их жизни, кроме улицы и этого пива, нет. Пошел к муниципалам, предложил организовать детям спортивный праздник. Они согласились. Я оплатил все работы, мы расчистили пустырь, на котором собирались мужики для выпивки, устроили там спортплощадку, стали тренироваться… А куда могут отдать ребенка родители, у которых на руках еще двое, а зарплата на всю семью 11 тысяч рублей?
В 2008 году будущий священник начал тюремное служение, стал чтецом в храме святого Иоанна Воина в Колпинской воспитательной колонии, параллельно учился в семинарии, потом был рукоположен в диаконы. В тюрьме отец Георгий служит по сей день — окормляет следственный изолятор № 4.
— С одной стороны, служение в СИЗО требует особого внимания к людям, их бедам и чаяниям. Поэтому дело это не из легких. С другой стороны, заключенные более восприимчивы к проповеди, к слову. Им оно действительно нужно.
У прихода собора есть еще одна категория «трудных» подопечных — воспитанники специальной школы закрытого типа № 1. В январе в соборе выставлялись художественные работы ребят из этого учебного заведения.
— Среди них есть мальчик, подающий большие надежды, — говорит отец Георгий. — Он очень хорошо рисует. Может стать настоящим художником.
Помощников в приходе тоже немного. Один человек обычно трудится на нескольких «фронтах». Мария Киселева, например, несет послушание в церковной лавке и трапезной. Она приехала из Молдавии пять лет назад с большим желанием поступить в Петербурге в вуз. Русского языка почти не знала:
— Сначала даже буквы путала. Молдавский язык ведь на латинице. Когда сдавала вступительный экзамен в Петровский колледж, чуть было не разрыдалась. Но ничего, девчонки помогли.
Сейчас Мария уже заканчивает учебу. Планирует начать работу по специальности — юристом. В храм работать она пришла по объявлению. И была очень довольна, потому что с детства вместе с родителями посещала богослужения и церковная жизнь ей очень близка.
По объявлению оказался в Сампсониевском соборе и алтарник Анатолий Лебединский. Его путь к Церкви был тернист: болезнь жены, увлечение Кашпировским, посещение общины пятидесятников. Другое дело Максим Васильев, тоже алтарник и помощник настоятеля. Когда-то он учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии, но любовь к музыке взяла верх, и он уехал учиться в Москву, в училище имени Гнесиных. Играл в театре «Геликон-опера». В родном Петербурге бывал во время отпусков и иногда на выходных. Тогда Максим Васильев (на фото) и познакомился в Исаакиевском соборе с архимандритом Серафимом, который пригласил его с собой на новое место служения.
Когда есть возможность, причетникам помогают прихожане. Скорее всего, после того как храм передадут Церкви, его приход, а значит и причт, значительно увеличатся. Впрочем, как говорит отец Серафим, уже сейчас людей на богослужениях стало гораздо больше по сравнению с тем, что было в самом начале его настоятельства.
— А когда наладим полноценную приходскую жизнь, думаю, что у нас получится настоящая община. Это, конечно, дело времени, но с Божией помощью, надеюсь, у нас всё получится, — делится своими чаяниями настоятель.