самостоятельная работа в обучении используется как что

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото самостоятельная работа в обучении используется как что

самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото самостоятельная работа в обучении используется как что

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

Статья по педагогике

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

Студентка 246 группы

Преподавание в начальных классах

Жидулина Ксения Сергеевна

Козлова Светлана Александровна

Нижний Новгород, 2019 год

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Одним из доступных и проверенных практикой путей оптимизации учебного занятия, активизации учащихся и повышения качества переподготовки специалистов является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на уроках, так как знания, приобретенные в результате самостоятельной деятельности, становятся истинно «своими».

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. (1( 2., с. 89)

Самостоятельная работа – это средство обучения, которое:

соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует необходимый и достаточный объем и уровень ЗУН для решения познавательных задач;

вырабатывает установку на самостоятельное, систематическое пополнение своих знаний;

помогает ориентироваться в потоке информации;

является орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью ученика в процессе обучения (2(4., 146-149)

Проблема содержания и организации самостоятельной учебной работы в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения:

Как средство педагогической деятельности;

Как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, выполняемые учеником в процессе учебно-познавательной, учебно-практической деятельности;

Как виды продукции ученика;

Как условие обучения;

Как форма организации обучения;

Как ведущий вид исследовательской работы учащихся;

Как показатель уровня подготовки учащихся;

Как цель и результат учебной деятельности ученика.

Сегодня существуют различные подходы к классификации видов и форм самостоятельной учебной работы по разным основаниям: по времени и месту проведения, по дидактическим целям и задачам, по характеру учебной деятельности, по характеру внутри и межпредметных связей (В.И. Загвязинский, М.Л. Косицина, И.И. Малкин, М.И. Махмутов, Е.Н. Перовский, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Поспелов, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др.).

Одни определяют самостоятельную работу через систему приемов обучения, другие через методы обучения.

П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

Б.П. Есипов считает, что самостоятельную работу следует отнести к формам организации учебной деятельности.

В.И. Андреев определяет самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающийся самостоятельно выполняет различные задания с целью развития знаний, умений и навыков и личностных качеств.

В педагогической литературе существует несколько классификаций типов и видов самостоятельной работы :

— по дидактическим целям: познавательная, практическая, обобщающая.

— по типам решения задач: познавательные, творческие, исследовательские

— по уровню проблемности: репродуктивные, продуктивно-исследовательские, исследовательские.

— по характеру взаимодействия: фронтальные, групповые, индивидуальные,

— по методам научного подхода: экспериментальные, наблюдения, моделирование, обобщение, систематизация, классификация.

Какой бы из подходов мы не приняли за основу, реализовать потенциал самостоятельной работы можно только при условии систематической и планомерной ее организации.

Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности в соответствии с учебными возможностями:

Действия по образцу. На этом уровне осуществляется подготовка к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации. На этом уровне начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение сложных типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения новых задач, требующих способности делать индуктивные и дедуктивные выводы.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, формирование аналогового мышления.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на занятии:

самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет цель;

каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;

самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика;

сочетание разнообразных видов самостоятельной работы;

управление процессом работы;

содержание работы, форма выполнения должны вызывать интерес, желание выполнить ее до конца, вырабатывать навыки и привычку к труду;

По форме организации самостоятельной работы ее можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности выделяют четыре типа самостоятельных работ:

Творческие (3(4., с. 154)

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Эти работы формируют фундамент для самостоятельной деятельности.

Реконструктивно-вариативные работы позволяют находить самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям, заставляют осмысливать перенос знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, создают условия для мыслительной активности и формируют основу для творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. ученик сам определяет пути решения задачи и находит его, обобщает, систематизирует, переносит знания в новые нестандартные ситуации

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности. Они позволяют получить принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний.

Виды самостоятельной учебной работы учащихся:

Работа с текстом документов, работа с графиками, рисунками и схемами.

Составление плана ответа по прочитанному тексту.

Поиск ответа на поставленные вопросы.

Анализ, сравнение, обобщения, систематизация материалов нескольких параграфов.

Работа с первоисточниками, справочниками, документами, научной литературой (конспектирование, реферирование)

Дидактические условия организации самостоятельной работы с учебником на занятии:

Планирование, подбор наиболее удачных тем для такой работы.

Управление деятельностью учеников: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения.

Работа с учебником должна сочетаться с другими видами работы на уроке.

При чтении учить выделять главную мысль каждого абзаца, конспектировать ее, составлять план прочитанного.

Использовать для анализа графический материал, схемы, рисунки, таблицы.

Примеры заданий для самостоятельной работы с текстом учебника:

составление системы вопросов, ответы на которые ученик должен найти в тексте;

обоснование и доказательство основной мысли текста;

составление сжатого плана текста (плана-конспекта);

составлении различных планов текста: простых, развернутых, устных, письменных, вопросов, тезисов, цитат;

выделение в тексте материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение;

составление сравнительных характеристик;

обобщение и систематизация информации; (4(1.,39-47.)

Воспроизводящие по образцу

Составление задач, вопросов и их решение

Рецензирование ответов, оценка деятельности своей и других на занятии

Решение задач, выполнение лабораторных и практических работ

Подготовка докладов и рефератов

Моделирование и конструирование

Самостоятельная работа учеников в школе проводится с целью:

систематизации и закрепления, углубления и расширения теоретических знаний и практических умений учащихся;

формирования умений использовать нормативно-правовую, справочно-документационную и специальную литературу;

развития познавательных способностей и активности слушателей, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством учителя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется слушателем по заданию учителя, но без его участия.

Объем самостоятельной работы учащихся исходя из объема максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки, самостоятельно планируется учителем.

Таким образом, правильно организованная и постоянно направляемая учителем самостоятельная работа способствует формированию навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, обеспечивая непрерывность продвижения от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который соответствует качественному овладению учебной деятельностью.

Зотов, Ю.Б. «Организация современного урока»: Кн. Для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.-Просвещение, 1984.- 144 с.

Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. Просвещение.- 1980.

Рогозинский, В.М. Азбука педагогического труда Пособие для начинающего преподавателя.- М.: Высш. Шк., 1990.- 112 с.

Источник

Самостоятельная работа. Ее место и значение на уроке.

Самостоятельная работа. Ее место и значение на уроке.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности школьника.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другойформу проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше — это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

Типы самостоятельных работ

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, ре акции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

Виды самостоятельных работ в обучении

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.

Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока выполняют разнообразную самостоятельную работу.

Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:

Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

Источник

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото самостоятельная работа в обучении используется как что МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

• задания на восприятие с целью изучения нового материала;

• задания на применение знаний и формирование умений;

• задания на закрепление и повторение учебного материала;

• задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

• воспроизводящий по образцу;

• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

групповые;

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3. Решение задач и выполнение практических работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5. Доклады и рефераты.

6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1. Предусматривать ее место в структуре урока.

2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить оптимальную длительность работы.

6. Подбирать соответствующий дидактический материал.

7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.

Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *