самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа на уроках иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная работа на уроках иностранного языка

Формирование и развитие мотивации учебной деятельности школьников является одной из актуальных педагогических проблем. Основной задачей школы является научить школьников учиться, а привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся, в свою очередь, является важным условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся способствует становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Самостоятельная работа, представляющая собой сложное и многозначное явление, терминологически точно не определена, но содержание данного понятия однозначно интерпретируется всеми исследователями как целенаправленная, активная, относительно свободная деятельность школьника. По определению И.А. Зимней, «самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность» [1, с.85].

Пидкасистый П. И. [2, с.110] подчёркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для выполнения задания. Создание таких условий требует от учителя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, и ценностные установки на учебную деятельность.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее подходящих способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения английскому языку применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, которые можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

Предлагаем следующие виды самостоятельных заданий для школьников на уроках английского языка:

Ответы на поставленные вопросы по содержанию прочитанного текста.

Иллюстрация тезисов примерами из текста.

Составление вопросов и задач по содержанию текста.

Исправление неверных утверждений.

Дополнение заранее данных определений.

Составление глоссария основных научных понятий по теме.

Построение плана-конспекта по теме.

Подбор материала из дополнительных источников к пунктам плана темы прочитанного текста.

Упорядочение пунктов плана в соответствии с логикой изложения материала по теме.

Чтение текста с коммуникативной целью (для сообщения, рассказа, дискуссии).

Подготовка реферата, доклада, сообщения по выбранной теме.

Эссе, сочинение, письмо другу.

Составление презентации к уроку по выбранной теме.

Выполнение тестовых заданий, контрольных работ.

Таким образом, необходимо отметить, что осуществление учащимися самостоятельной работы в процессе обучения, играет определяющую роль в повышении уровня его учебно-познавательной мотивации, развивает самостоятельность и самоконтроль школьников, повышает интерес к изучению английского языка. Самостоятельная работа помогает учащимся в полной мере проявлять и развивать свои индивидуальные способности, а также расширять свой кругозор и накапливать знания.

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — Москва:Просвещение,1991.—222с.
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972. 184 с.

Источник

Статья по теме «Самостоятельная работа при обучении иностранному языку»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Известно, что автономная/ самостоятельная деятельность способствует более эффективному овладению материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу, способствуют росту мотивации учения.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [5, с.54]. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Здесь следует упомянуть, что такие авторы, как Н.Ф. Коряковцева, П.И. Пидкасистый, И.А. Гиниатуллин и другие рассматривают термины «автономная деятельность» и «самостоятельная деятельность» как понятия синонимичные. В данной работе мы будем придерживаться этой точки зрения.

Такими специалистами как Н.Ф. Коряковцева, П.И. Пидкасистый подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени [3, с. 30]. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную, автономную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

1. Б.П. Есипов (60-е гг. 20 вв.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений у учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным [1, с.49]. Роль самостоятельной деятельности студентов возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

2. Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского [3, с.112]. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения учеников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность преподавателя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности обучающегося в учебном познании.

3. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало, в основном, в трудах К.Д. Ушинского [7, с.57]. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной работы как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Следует отметить, что при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Необходимо упомянуть, что существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. И.Н. Кралевич выделяет две группы, близких по сути, но имеющих собственное наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности [2, с.37-38].

содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа занимала важное место в обучении еще в древности и не утратила его до сих пор. Также мы выяснили, что в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П, Есипов. – М.: Просвещение, 1961. – 67 с.

Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст]: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Аркти, 2002. – 246 с.

Новик, Н.Б. Кибернетика. Философия и социологические науки [Текст] / Н.Б. Новик. – М.: Просвещение, 1963. – 265 с.

Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 231 с.

Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 256 с.

Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 281 с.

Источник

Виды самостоятельных работ на уроках иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Некоторые виды самостоятельных работ

на уроках иностранного языка

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

— наличие задания учителя;

— выполнение задания без непосредственного участия педагога;

— активность, умственное напряжение учащихся.

Необходимо отметить значимость научно обоснованной классификации самостоятельных работ, так как без ориентировки на нее невозможно построить эффективную систему самостоятельных работ обучаемых. Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

1) самостоятельные работы, основанные на выполнении алгоритма. Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

2) самостоятельные работы, предполагающие решение типовых задач. Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации.

3) самостоятельные работы, предполагающие решение нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков.

4) самостоятельные работы, создающие предпосылки для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации.

А по способу организации самостоятельных работ выделяются фронтальные и групповые.

В своей практике я применяю элементы вышеперечисленных видов самостоятельных работ в следующих областях:

1. в заданиях, предусматриваемых самим УМК по английскому языку.

УМК «Английский в фокусе» изобилует заданиями, которые учитель может применить как элемент самостоятельно работы на любом этапе урока. Это может быть выполнение упражнений по образцу (а каждое упражнение в УМК предусмотрительно начинается с образца, напечатанного другим цветом:

самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть картинку самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Картинка про самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть картинку самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Картинка про самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку

В качестве заданий для самостоятельной работы я также использую специально отведенные разделы учебника такие, как « Progress Check » (проверка прогресса), « Word Perfect » (совершенствуй словарный запас), а также модульные тесты, проверяющие комплексно языковые знания и умения в конце пройденного модуля. они включают в себя четкую разбалловку на соответствующую оценку. А с введением расширенной и продвинутой зоны ИКТ в классе возможности использовать такие ресурсы УМК становятся гораздо шире и эффективнее.

2. в заданиях, направленных на усвоение лексики урока.

Регулярное, практически ежеурочное задание на выучивание определенного объема лексических единиц является одним из приоритетных в практике освоении языка. Я стараюсь разнообразить этот исключительно самостоятельный вид учебной деятельности, который выполняется в качестве домашнего задания. Для этого я обеспечила онлайн-ресурсы, доступные ученику в любое время:

· лексические материалы в сообществе https://vk.com/newwords1

самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть картинку самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Картинка про самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Использование этого ресурса предполагает, что ученик, получив задние из очередного раздела УМК, должен самостоятельно выучить лексику, используя классический метод карточек, а затем только приступив к текстовому разделу, где происходит закрепление всей этой лексики.

· лексические материалы в облачном хранилище Google -диска ;

самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Смотреть картинку самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Картинка про самостоятельная работа при обучении иностранному языку. Фото самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Эту платформу можно использовать как для самостоятельной работы учащихся по выучиванию лексики дома (в ней предусмотрены различные механизму выучивания лексики), так и для контроля качества ее усвоения на уроке.

3. в индивидуальной работе с мотивированными учащимися.

Считаю работу с мотивированные учащиеся одной из самых трудоемких, но в то же время самых важных областей своей деятельности. Основой такой работы является способность и готовность таких учащихся выполнять большой объем работы по развитию языковых навыков самостоятельно, в фоновом режиме. Учитель при этом направляет и снабжает ресурсами для такой деятельности. В своей работе с мотивированными учащимися я использую такие ресурсы для их самостоятельной работы, как: сборники упражнений и учебные пособия международных издательств, языковые сайты и платформы, позволяющие давать разнообразные здания от просмотра видео до общения с носителями языка.

4. в проектной деятельности.

С сентября этого учебного года началась работа по индивидуальным проектам учащимися 10 класса. В своей команде я имею 8 учащихся. Хотя еженедельно я провожу индивидуальные консультирования, значительная доля работы выполняется учениками самостоятельно – сбор теоретических данных, их логическое изложение в теоретической части проекта, проведение практической или исследовательской части по заданным параметрам, анализ полученных данных, создание презентации к проекту и рефлексия.

Вывод: в своей педагогической деятельности учитель иностранного языка имеет множестве ресурсов для организации самостоятельных работ учащихся, которые охватывают гораздо больше областей, чем написание «самостоятельной работы» на уроке как проверки знаний; и этот широкий спектр видов самостоятельной работы очень важен для эффективного процесса овладения иностранным языком.

1. учителям иностранного языка продолжать использовать различные виды самостоятельных работ на уроках и в качесвет домашних и индивидуальных заданий;

2. постоянно пополнять ресурсы, которые помогают в организации различных видов самостоятельной работы;

3. перенимать опыт коллег, посещая семинары и вебинары соответствующей тематики.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья на тему:«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

на тему : «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Фидря Юлия александровна

Учитель английского языка

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

В современных условиях целью образования считается стремление развивать у школьников способность самостоятельно приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности.

Ученик должен не только получить определенную сумму знаний, но и уметь самостоятельно делать выводы, творчески мыслить, уметь самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в быстро растущем потоке информации.

Одним из важнейших звеньев процесса обучения в современных условиях является самостоятельная учебная деятельность. Эффективность познавательной деятельности учащихся повышается при помощи рациональной организации самостоятельной работы. В современной школе широко применяются формы самостоятельной работы, что является основой концепции отечественной дидактики и одним из факторов повышения качества знаний учащихся.

Активная самостоятельная работа ученика в присутствии учителя, а также вне класса при самостоятельной подготовке, способствует хорошей организации и эффективности усвоения учебного материала школьниками.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Успех во многом зависит от организации самостоятельной работы, которая способствует повышению эффективности обучения, имеет большое воспитательное значение. Самостоятельная работа воспитывает познавательную активность учащихся, является важным условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке различной информации при решении познавательных задач.

К сожалению, ученики начальной и средней школы еще недостаточно владеют рациональными навыками труда на уроках и методами самостоятельной работы, в частности, культурой работы с книгой, методами скоростного чтения, записей, усвоения и запоминания прочитанного.

В обучении умственному труду, особенно в самостоятельной работе, детей необходимо учить таким понятиям, как экономия времени, планирование работы, повышение умственной работоспособности, резервы памяти, работа с книгой, самообразование и так далее. Уроки следует организовывать с использованием элементов самостоятельной работы.

На этапе понимания обеспечивается осознание, осмысление и обобщение изучаемого материала, то есть учитель выступает в роли «переводчика». Используются средства конкретизации, соответствующие уровню знаний учащихся для объясняемого материала. Опорой служат различные иллюстрации, картинки, в том числе тематические, таблицы, схемы.

На этапе усвоения учитель играет роль организатора учебной деятельности учащихся. Здесь уделяется большое внимание обучению детей приемам, методам познания, которые позволяют им овладеть способами добывания новых знаний и применения их на практике.

При организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка необходимо учитывать специфические черты внимания и памяти.

Прежде всего, у учеников должен быть интерес к тому материалу, который они изучают. Именно интерес концентрирует внимание. Положительно-эмоциональный настрой к предмету является важным условием сохранения устойчивого внимания во время самостоятельной работы. Учитель должен уметь подавать материал четко, сжато и ясно, связывать известное с неизвестным, идти от простого к сложному. Фактором, способствующим лучшей мобилизации внимания при самостоятельной работе, оказывается постановка перед учениками мотивированной познавательной задачи. Задания должны быть связаны в большинстве случаев с творческой работой, работой, направленной на активную мыслительную деятельность.

Важнейшим психо-физиологическим процессом, определяющим развитие и интеллектуальный прогресс личности является память. Задачей учителя иностранного языка является умелый учет особенностей памяти обучаемых, рекомендация наиболее рациональных способов запоминания при самостоятельной работе над усвоением и закреплением материала. Необходимым условием перехода с уровня кратковременной памяти на уровень долговременной является обильная тренировка и упражнения в закреплении, поэтому следует рационально организовывать повторение материала. Чем больше число повторений, тем устойчивее и точнее впечатление, оставленное в памяти.

В изучении иностранного языка принимают участие три вида памяти: слуховая, зрительная и моторная.

Для учащихся, изучающих иностранный язык и обладающих хорошей зрительной памятью, решающее значение имеет не звук, а графическая форма слова. Ученик, у которого сильно и односторонне развита только зрительная память, медленно усваивает иностранный язык. Ему трудно запомнить звук, интонацию. Произношение плохое, а вот грамматику такой ученик усваивает сравнительно легко, хорошо делает переводы на иностранный язык, усваивает теорию, но приобретает практические разговорные навыки значительно хуже. Его успехи и неудачи зависят от того, насколько сильно развитая зрительная память может опираться на слуховые и рече-двигательные представления.

Ученики, у которых развита слуховая память, склонны мыслить, используя звуковые образы. Зрительная и моторная память у них играют вспомогательную роль. Такой ученик усваивает иностранный язык гораздо легче, чем ученик с сильно развитой зрительной памятью. Он легко усваивает слова и фразы, но грамматические формы ему даются труднее. Он плохо переводит на иностранный язык.

Ученик с сильно и односторонне развитой моторной памятью легче всего мыслит образами. Он легче чувствует слово, когда сам произносит его. При чтении он воспринимает слоги и слова. Такой ученик не может выучить иностранный язык.

Самой благоприятной для изучения языка и самой распространенной является смешанная память. Если все виды памяти развиты одинаково хорошо, то такой ученик усваивает язык независимо от метода обучения и личности учителя.

Учет всех вышеизложенных психологических моментов мобилизации внимания и наиболее рациональных способов запоминания материала имеет положительный эффект при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Путем тестирования «Определение вида памяти» выясняется, каким видом памяти обладают ученики и на основании полученных результатов организуется обучение английскому языку.

Самостоятельная работа интегрирует различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, которые осуществляются без непосредственного участия учителя или под его руководством.

Таким образом, самостоятельная работа должна предусматривать управление, органическую связь с занятиями на уроке, контроль, самоконтроль учащихся, регулярность и систематичность ее проведения.

Наиболее распространенными и часто применяемыми средствами для организации самостоятельной работы учащихся являются: работа с учебником, работа со словарем, «Рабочая тетрадь».

Работа с учебником помогает формировать навыки самостоятельной работы учащихся и способствует развитию их мыслительной деятельности в том случае, если она проводится по строго продуманной системе учебно-логических заданий.

При работе с учебной книгой ученикам предлагаются такие задания:

найди (те) ответ на заранее поставленные вопросы;

сравни (те) правила, на основании которых идет речь в тексте;

аргументируй (те) правила, на основании которых выполняется предлагаемое упражнение;

составь (те) план рассказа;

заполни (те) таблицу по материалу учебника и тому подобное.

Чем старше возраст и лучше учебная подготовка школьников, тем чаще используется самостоятельная работа с книгой. Следует побуждать учеников к исследовательскому поиску, чтобы они могли извлекать из текста нужную информацию.

Не малое значение имеет и использование «Рабочей тетради» для организации самостоятельной работы.

Целями использования «Рабочей тетради» являются:

-формирование умения письма;

-создание системы в понимании грамматических явлений;

-разработка системы упражнений, помогающей закреплению знаний по лексике и грамматике, а также углублению разговорных навыков.

Основой при организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и вне его является использование современных методов обучения. Одним из таких методов является метод проектов.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это и является необходимым компонентом образования в настоящее время.

Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:

-показать умение ученика (или группы учеников) использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;

-реализовать свой интерес к предмету исследования;

-повысить знания о выбранном предмете исследования и донести все это до других учащихся;

-продемонстрировать уровень владения иностранным языком;

-создать прочную языковую базу у обучаемых;

-научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении;

С-оздать условия для развития личности учащегося, так как проект развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;

-дать возможность ученику при защите проектов почувствовать свою индивидуальность;

-совершенствовать умения в коллективных формах работы (умение работать в сотрудничестве);

-научить самостоятельно добывать знания.

Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, способствующих развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.

Для наглядности, динамичности и большей привлекательности школьники выполняют свои презентации с использованием синтезатора, мультимедиа эффектов, красочных альбомов и плакатов.

Работа над проектом обычно занимает от нескольких уроков до целого месяца. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

На современном этапе обучения в школе большое значение придается самостоятельной работе учащихся в процессе приобретения ими знаний, а, следовательно, и поискам рациональных путей ее организации и совершенствования.

Нет необходимости доказывать, что результаты в овладении учебным материалом по английскому языку будут значительно выше, если учащийся будет заниматься им по 20-25 минут ежедневно, а не 2 часа один раз, накануне урока при выполнении задания в его полном объёме. Постоянное обращение к учебному материалу и выполнение задания по «порциям» препятствуют забыванию, благоприятно отражаются на формировании и развитии навыков и умений речемыслительной деятельности. Кроме того, такая систематическая работа не будет ложиться тяжким бременем на школьника, она посильна и может выполняться в порядке смены деятельности. Работа непосредственно накануне урока малоэффективна, и практически вряд ли возможно, чтобы у учащегося оказался такой запас времени на подготовку по английскому языку. Он попытается выкроить час-полтора, а этого явно недостаточно, чтобы хорошо подготовиться к уроку. В результате задания выполняются поверхностно. Такая работа не даёт плодотворных результатов в совершенствовании навыков и умений; не закрепляются в памяти слова, словосочетания, грамматические структуры; учащийся не чувствует себя подготовленным к уроку, идёт на него с тревожным чувством, без особого желания, что, несомненно, отрицательно отражается на общей мотивации учения. Нельзя овладеть английским языком, пусть даже в строго ограниченном объёме, если учащийся будет заниматься им один-два раза в неделю, как бы ни был он способен.

Ежедневная, систематическая работа учащегося по английскому языку, направляемая учителем в плане её содержания, формы, способов и приёмов выполнения, в настоящее время становится настоятельной необходимостью, в противном случае усилия как учащихся, так и учителей в равной мере будут тщетны, не дадут желаемых результатов.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах ─ не менее 50%, а в старших классах ─ не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию учащимся навыков самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком.Указанные цели могут быть достигнуты за счёт рациональной организации учебных занятий, с помощью дополнительных по объёму и индивидуализированных по своему характеру заданий для самостоятельной проработки, а также использования современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества учащихся.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *