самое священное место в христианском храме
Алтарь. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Горнее место
— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.
Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).
Святой престол
— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.
Семисвечник
— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.
Запрестольный крест
— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места — у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.
Жертвенник
— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.
Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
Алтарь в православной Церкви
Алтарь
Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.
История
Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.
Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».
Устройство алтаря
Жертвенник
Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.
Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.
Престол
Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На престоле обычно хранятся:
Ризница
Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Кафедра
Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.
Кто может входить в алтарь
Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.
Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.
Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:
Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.
К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Алтарь — это главная часть храма
Алтарь — что это?
Многие религии, от древнего язычества до христианства, буддизма, индуизма, неоязыческих традиций, имеют особо выделенное место для жертвоприношений. Это алтарь.
Точная этимология слова «алтарь» (на латыни — «altarium») остается неясной. Предположительно оно происходит от латинского «altaria», что означает «навершие жертвенника», «приспособление для сжигания жертвы» или от «altus» — «высокий».
Первоначально языческие алтари сооружались из природных материалов (камня, земли, глины). Место выбиралось особое, связанное с взаимодействием божества и людей. Чаще всего алтари возводились на полянах, в рощах и дубравах, на берегах водоемов и на естественных возвышенностях.
Для языческой религии Античности (Древняя Греция и Рим) характерно сооружение алтаря непосредственно в храме. Алтарь служил местом принесения различных жертв богам. Это могли быть жертвы животного или растительного происхождения. В некоторых религиях встречались и человеческое жертвоприношение — например, среди народов Центральной и Южной Америки (майя, ацтеков, инков).
История христианского алтаря
Появление алтаря в христианстве исторически связано с Ветхозаветным Храмом. Устройство Храма соответствует Божьему Замыслу: Святая Святых, Святилище, двор. По такому же принципу устроен и православный храм. Он также состоит из трёх частей: алтаря, собственно храма и притвора. В ветхозаветные времена Святая Святых символизировало Царство Небесное. Поэтому сюда только единожды в год входил первосвященник для окропления кровью очистительной жертвы. Смысл состоял в том, чтобы кровь животных «покрывала» грехи израильского народа.
В Новозаветной Церкви кровавые жертвоприношения не приносятся. Искупление человеческих грехов происходит через покаяние и веру в Иисуса Христа, добровольно пролившего Свою Кровь на Кресте за грехи всего человечества.
Пространство христианского алтаря напоминает Сионскую горницу (комнату), где Господь совершил Тайную Вечерю. В раннехристианские времена (1-2 века) алтарем служил стол в доме, где совершалась Вечеря любви. Так называлась трапеза с преломлением хлеба и благословением чаши (Евхаристия).
В 4 веке окончились гонения на христиан, необходимость в тайных службах отпала, стали возводить церкви. Алтарем стал называться непосредственно храмовый престол, на котором совершалась Бескровная Жертва. Для католиков и протестантов понятие «алтаря» сохранилось именно в этом смысле. Впоследствии алтарь в храме включил в себя не только престол, но и Горнее место (возвышенное место, где стоит кресло для архиерея и сидения для священников). Для жертвенника было выделено особое место вне престола.
Алтарь в православном храме
Что такое алтарь в православной церкви? Это его Святая Святых. По словам святого Симеона Солунского (14-15 век), эта часть храма символически изображает «селение Божие», «небо небесе». Святитель Герман, патриарх Константинопольский (7-8 век) говорил, что это «место, где восседает на престоле со апостолами Христос, Царь всяческих».
В современном понимании алтарь в храме представляет собой возвышенное отделенное пространство.
«Алтарь помещается в восточной части храма и, таким образом, весь храм обращен к востоку. Объясняется это, с одной стороны, тем, что потерянный нами рай находился на востоке. С другой стороны, и особенно, это объясняется будущим, к которому направлена вся христианская жизнь. Это будущее — Царствие Божие, которое часто, особенно в памятниках первых веков, называется восьмым днем творения. Пришествие этого дня, который мы ждем и подготовляем, его восход, и символизируется восходом солнца, востоком» ( богослов Леонид Александрович Успенский, 1902-1987).
Современное устройство алтаря
Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол), прикасаться к которому разрешено только священнослужителям. Престол является обязательным атрибутом храма, без него это обычное здание.
Все элементы алтаря имеют символическое значение. Так, белое полотно на престоле символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Иисуса Христа при погребении. Покрывающая сверху парча на престоле указывает на царскую одежду Царя Небесного.
Антиминс (в переводе с греческого — «вместопрестолье»), лежащий на престоле, свидетельствует о получении благословения от епископа, дающее право совершать богослужения. Вшитые в антиминс частицы мощей святых напоминают о первых христианах, совершающих Божественную Литургию на гробницах мучеников.
На престоле помещаются священные предметы. Присутствие Господа в храме символизирует напрестольное Евангелие. Об орудии спасения всех людей напоминает крест с распятием. Также на престоле лежит губка для собирания частиц Святых Даров. Она символически напоминает о губке с уксусом, преподнесенной во время распятия к устам Спасителя.
К священным напрестольным предметам относится дарохранительница. Это сосуд, по форме напоминающий храм. Его используют для хранения особым образом заготовленных Святых Даров (запасных), которыми причащают людей, не имеющих возможности присутствовать на Божественной Литургии. Для переноса Святых Даров к больным используется стоящая на престоле дароносица.
В алтаре, помимо престола, располагаются семисвечник (подобие меноры ветхозаветного Иерусалимского храма). За престолом расположено Горнее место — для архиерейского кресла со скамьями для священников. В северной части алтаря находится жертвенник — небольшой четырехугольный стол, на котором совершается Проскомидия, то есть заготавливаются хлеб и вино для Таинства Евхаристии.
Почему алтарь отделен от остального храма?
Изначально алтарь в христианской церкви пространственно ничем не отделялся от верующих. Первое свидетельство о существовании алтарных перегородок относится к началу 4 века. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщал о епископе города Тира (Ливан), который «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться».
Также имеются описания Храма Гроба Господня, построенного в 336 году. В нем колонны огораживали алтарное пространство. Таким образом, уже начиная с 4 века для отделения алтаря использовались колонны и невысокие (до 1 метра) решетчатые перегородки. Отличительной чертой такой алтарной преграды от более позднего иконостаса было отсутствие икон. В те времена верующие свободно могли наблюдать происходящее в алтаре.
В 7-8 веках на перегородках стали размещать иконы Господа, Божией Матери, святых. После 7 Вселенского Собора (787 год, Никея, современная Турция), утвердившего иконопочитание, традиция помещать иконы на алтарных перегородках получила широкое распространение.
Этому способствовало строительство в русских землях деревянных храмов. В них отсутствовали настенные росписи, присущие византийской традиции. Иконостас как раз и позволял размещать множество икон. Остается неизвестным, когда именно алтарная перегородка преобразовалась в иконостас. Однако для 14-15 веков для Русского Православия уже характерно наличие высокого иконостаса. Такая преграда полностью изолировала алтарную часть от верующих.
Православный алтарь: правила и запреты
В алтаре происходит таинственное принесение Бескровной Жертвы.
Таинство Евхаристии установил Сам Спаситель незадолго до Своей Крестной смерти (Евангелие от Матфея, 26:26-28). Во исполнение Божьего повеления Евхаристия стала совершатся апостолами и их преемниками. Однако священники во время службы не являются «заместителями» Христа. Они только Его образ. Таинство освящения и претворения Святых Даров совершается Самим Господом.
Церковными правилами (Правило 19 Лаодикийского Собора, Правило 69 Шестого Вселенского Собора) воспрещается вход в алтарь мирянам. Эта часть храма предназначена только для священнослужителей и их помощников — алтарников.
«В алтаре должен всегда быть прислужник мужеского пола – человек благоговейный и нравственной жизни, часто исповедающийся и причащающийся святых Христовых Таин, желательно посвященный в степень чтеца. Остальным мирянам, хотя бы то был церковный староста или члены приходского совета, вход в алтарь должен быть воспрещен, как этого категорически требуют церковные правила, за исключением, конечно, каких-либо особых случаев, когда это безусловно необходимо» (архиепископ Аверкий Таушев).
Алтарь — это священная территория
После совершения Таинства Крещения при воцерковлении можно увидеть, что новокрещенных мальчиков вносят в алтарь. Это действие означает, что строгого запрета для вхождения в алтарь у мужчин нет. В будущем, возможно, они смогут стать прислужниками или священнослужителями. Новокрещенных девочек же в алтарь не вносят.
«Женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым. Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев. Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником.
Если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!» (архимандрит Алипий Светличный).
В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. В условиях отсутствия мужчин доступ женщин в алтарь допускается не только в монастырях. Например, во время войны. Так, во время Великой Отечественной войны пожилые женщины по благословению священника помогали в алтаре.