самое большое творение аллаха
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Из тафсира «Кади Байдави», сура «Ночное путешествие», аят 70.
Орудие верующего – размышления
Рассказывается как однажды ‘Амр бин Ка’б и Абу Хурайра (да будет доволен ими Всевышний Аллах) вошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросили: «О, Посланник Аллаха! Кто самый знающий из людей?». Он ответил: «Размышляющий!». Они вновь спросили: «Кто самый поклоняющийся из людей?». Он снова ответил: «Размышляющий!». И когда они в последний раз спросили: «Кто самый лучший из людей?». Он пояснил: «Размышляющий! У каждой вещи есть своё орудие, орудие же верующего – размышления. У любого народа есть свой правитель, правитель верующего – разум. У каждого народа есть стремления, стремление верующего – мышление».
«Сотворивший тебя наипрекрасным образом»
Пророки (мир им) лучше обычных ангелов
Нет разногласий в том, что пророки (мир им) лучше обычных ангелов. Разногласия присутствуют относительно верховных, небесных ангелов. Большинство сподвижников сказали: «Пророки (мир им) лучше ангелов». Это подтверждают шииты и другие конфессии, но му’тазилиты считают, что ангелы лучше. Такого же мнения придерживаются и философы. Наши учёные приводят следующие доводы:
1. Изречение Всевышнего Аллаха: «И когда сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму». Сура «Корова», аят 34. Им было велено поклониться Адаму, а всем известно, что низший рангом кланяется тому, кто выше по статусу. Это понятно и разумно.
2. Изречение Всевышнего Аллаха: «И обучил Аллах Адама всем именам». Сура «Бакара» 31 аят. до слов: «Свят Ты! О Аллах! Нет знания у нас кроме тех, которым Ты обучил нас», 32 аят. Это прямо указывает на знание Адама и неведение ангелов, а знающий лучше незнающего, как сказал Всевышний Аллах: «Сравнятся ли те, кто знает с теми, которые не знают». Сура «Толпы», 9 аят.
3. У человека множество преград, отвлекающих его от поклонения, такие как пороки, гнев, насущные проблемы, занимающие значительное количество его внимания и времени, но ангелы освобождены от всего этого. Нет сомнения, что поклонение со всеми этими проблемами, намного затруднительнее и требует больше искренности и, соответственно, такое поклонение лучше. Более подробно эта тема раскрыта в комментариях величайшего учёного Тафтазани к «Акиде Насафи».
Как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Наилучшие деяния — самые трудоёмкие», а значит самые тяжёлые, но и воздаяние за них больше.
Арш: Трон Аллаха и сердце совершенного человека
В аятах Корана и хадисах Пророка (мир ему) говорится о существовании Трона Аллаха. Что под этим имеется в виду, разбирается İslam Ansiklopedisi.
В арабском языке слово «арш» означает «возвышенное место; потолок; дом; шатер», также оно употребляется в значениях «власть правителя; слава; почет; трон». В 18 аятах Корана прямо или косвенно это понятие применяется по отношению к Аллаху. О Всевышнем говорится, что Он «Владыка Трона» (ат-Тауба, 9/129), «Обладатель Трона» (аль-Исра, 17/42). В 7-м аяте суры аль-Худ сообщается, что Его Трон находится на воде. В других аятах говорится, что Его Трон великий и возвышенный, например, в 129-м аяте суры ат-Тауба. Ангелы окружают Трон, восхваляя Всевышнего (аз-Зумар, 39/75). Ожесточенные споры вызывают аяты, в которых говорится: «Аллах возвысился над Троном» (Юнус, 10/3; ар-Рад/17).
Так как особых пояснений по поводу того, что представляет собой Арш ни в Коране, ни в хадисах нет, то уже во 2-м веке по хиджре начались дискуссии об этом творении Аллаха. По словам ад-Дарими (869-797), до появления сект джахмитов и мутазилитов все мусульмане, как и евреи с христианами, верили, что над седьмым небом находится огромный драгоценный трон, который окружают и поддерживают ангелы. Джахмиты и мутазилиты первыми стали придавать понятию Арш значение «все творение (мульк)». Хотя большинство суннитских и некоторые шиитские религиозные ученые последовали за ними, со временем в исламской философии под Аршем стали понимать «девятое небо, охватывающее мир со всех сторон». Некоторые авторы заявляют, что среди мусульман существовало единодушие по поводу того, что Арш – это некий объект, находящийся над небесами, форму и сущность которого познать невозможно.
Схема “Места сбора” (Ард аль-Хашр) в Судный день, из рукописи “Футухат аль-Маккия” философа Ибн Араби (ок. 1238 г.). Показаны Арш (Престол Божий), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов, Джабраил (ар-Рух), Араф (Преграды), река Каусар, аль-Макам аль-Махмуд (Достохвальное место; где Пророк Мухаммад будет заступаться за правоверных), Мизан (Весы), Ас-Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль-Джаннат (Рай) / Источник: en.wikipedia.org
Особое значение придавалось понятию Арш в тасаввуфе. Об этом профессор Сулейман Улудаг пишет: «В суфизме понятие «Арш» используется в разных смыслах. Согласно одному из них, это начало тварного мира (алям-и халк). Этот смысл имеется в виду в аяте: «Милостивый – Он возвысился над Троном» (сура «Таха», 20/5). Согласно другому значению, Арш – это «место возвышения» (мустава) Аллаха, т.е. место, где Он проявляется. Например, это проявление «суда и решения» (фасл ва када), т.е. место, где Всевышний проявится в Судный день, чтобы судить людей. В соответствии с еще одним смыслом Арш представляется как атрибут, означающий «охватывание; все творение (мульк)». Таким образом, Трон Милосердного охватывает все творение. Исходя из этого, оно, в целом, именуется Троном Аллаха (аршуллах), но конкретно так называют человека, который является местом проявления имен Всевышнего. Суфии передают хадис о том, что Аллах не вмещается в небеса и землю, но вмещается в сердце Своего верующего раба. Сердце совершенного человека шире небес и земли. В таком случае, подобно тому, как Всевышний «возвышается» над Троном, Он точно так же «возвышается» над сердцем Своего верующего раба, т.е. проявляет в таком сердце Свои имена и атрибуты. Таким образом, когда сердце становится Троном Аллаха, то совершенный человек становится местом проявления (мазхар) всех имен Всевышнего, и его именуют аль-арш аль-махдуд (Ограниченный Трон)».
Аллах – Творец всего сущего
Людей, в отличие от животных, Создатель наделил разумом и обучил религии через Своих посланников и пророков. Что же собой представляет религия?
Религия – это совокупность законов и предписаний, ниспосланных человечеству Господом через Своих посланников. Каждый разумный человек, достигший возраста полового созревания, обязательно должен соблюдать их с глубокой искренностью и крепкой верой.
Всевышний Аллах в Коране говорит, что единственная религия, ниспосланная и принимаемая Им, – это религия покорности. «Ислам» в переводе с арабского означает «покорность, повиновение, подчинение воле Господа».
Мусульманская религия имеет три основы. Первая основа – иман, т. е. уверование (убеждение в истинности) во всё, что принёс Пророк (мир ему и благословение). Вторая – ислам, т. е. следование повелениям и запретам Всевышнего. Третья – ихсан, включающий в себя совершенство имана и ислама.
Столпы веры (имана)
Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера».
Существует шесть столпов веры:
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в Его ангелов.
3. Вера в Его Книги.
4. Вера в Его посланников и пророков.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Если человек не признаёт хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.
Вера в Аллаха
Вера в Аллаха заключается в уверовании (т. е. в убеждённости, в которой нет и тени сомнения) в следующее: Аллах – Единственный Бог, Который достоин поклонения, Которому необходимо поклоняться. Аллах существует вечно: без начала и конца; Он не меняется во времени и время для Него не меняется; Он не нуждается ни в ком и ни в чём, независим ни от кого и ни от чего; нет ничего подобного Ему: Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на Него; Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, обладающий Речью; всё хорошее и плохое происходит по Его воле, Он порицает плохое и одобряет хорошее. Аллах создал всё сущее, властвует над ним, и по Его воле весь мир исчезнет. Он является Владыкой Дня Суда. Он наш Господь, Господь всего сущего. Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к Нему кого бы то ни было или чего бы то ни было является самым тягчайшим грехом и называется ширком.
Всевышний Аллах оказал человеку великую Милость, одарив его разумом и превознеся его таким образом над остальными живыми творениями. Польза же разума заключается в приобретении знаний о Всевышнем Аллахе, Его велениях и творениях и в следовании по Его пути.
Наивысшими знаниями являются знания о Всевышнем Аллахе, ибо они помогают понять истину обо всём сущем, влекут за собой благоговение перед Ним, повиновение Ему, любовь к Нему, благодарность Ему.
Вера в Аллаха не может быть полноценной, если верующий об Аллахе не знает ничего или у него нет чётких знаний об Аллахе (хотя вера без знаний тоже является верой).
Всевышний Аллах велик, непостижим для людей. Истинное величие Аллаха, Его совершенство, истину о Нём никто не в состоянии осознать, кроме Самого Аллаха. Даже пророки (мир им) и ангелы не знают истинного величия Всевышнего Аллаха.
Необходимые и достаточные знания об Аллахе мы получаем от Него Самого через Его Пророка (мир ему и благословение) и из Его Книги, то есть Корана.
Аллах – Творец всего сущего
Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Все люди, всё живое и неживое, включая планеты, звёзды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть всё, что существует, кроме Самого Аллаха, – сотворены Аллахом.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нём, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т. е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперёд, назад. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, т. е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.
Данат Зарипов
‘Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя всё сотворённое Всевышним Аллахом.
Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.
Из чего Всевышний создал абсолютно все
«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды?» (аль-Анбийа 21/30)
Мы попытаемся разъяснить то, что повелел Аллах Всевышний всем своим творениям. Аллах Всевышний по очереди создал разум, дух и свет. Затем Он создал Хранимую скрижаль, джиннов, небеса и землю, звезды. Последним Его творением стал Адам.
Аллах Всевышний сказал: «Я установлю на земле наместника».
Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?».
Аллах ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара 2/30).
Услышав это, ангелы испугались Аллаха и семь раз совершили обход вокруг Арша. Именно отсюда и исходит сунна семикратного обхода Каабы.
После этого Аллах Всевышний пожелал создать Адама и, обращаясь к земле, сказал:
«О, земля! Я хочу создать из тебя человека. Часть его потомков будет покорна Мне. Я помещу их в Рай. Другая часть будет непокорна, и Я помещу их в Ад».
Иблис узнал это и, спустившись на землю, сообщил ей об этом.
Затем на землю спустился Джибриль, чтобы взять с нее земли. Земля же сказала ему: «Не бери с меня землю». И Джибриль, не взяв землю, вернулся обратно.
Затем Аллах приказал то же самое Азраилю. Земля и к нему обратилась с просьбой. Но Азраиль не послушал ее и, взяв горсть земли, вернулся обратно.
Затем эта земля месилась в течение сорока дней могуществом Аллаха. Затем она была разделена на две части, одна из которых была помещена в Рай, а другая брошена в Ад. Затем Аллах сказал:
«Я – Аллах, Всемогущий и Великий. Все находится в моей власти. Никто, кроме Меня не может выносить решений».
Аллах Всевышний сказал: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды?» (аль-Анбийа 21/30).
Однако ангелы и джинны не были созданы из воды, а Адам был создан из земли. Этому можно дать следующее объяснение:
Аллах создал ангелов из ветра, а этот ветер был создан из воды. Джинны были созданы из огня. А этот огонь так же был создан из воды. И так же из воды была создана земля, из которой в свою очередь был создан Адам. Таким образом, Аллах Всевышний абсолютно все создал из воды. Это поистине нечто удивительное.
В одном из риваятов сообщается, что когда Аллах создал нафс человека, то спросил у него: «Кто Я?». Нафс же ответил вопросом: «А кто я?». Аллах приказал ангелам оставить нафс голодным на тысячу лет. А затем снова спросил: «Кто Я?». Нафс ответил: «Ты – Аллах, кроме которого нет другого истинного Бога, достойного поклонения».
Таким образом, оставшись голодным, нафс был вынужден признать единство и величие Аллаха.
В одном из хадисов говорится: «Души людей были созданы за четыре тысячи лет до того, как были созданы их тела».
Что было создано первым: Трон или Перо?
Вопрос № 276:
«Что было создано первым: Трон или Письменная трость? Как понимать два хадиса об их сотворении, которые внешне якобы противоречат друг другу?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Во-первых, следует упомянуть важное правило, касающееся текстов Шариата, которые, на первый взгляд, кажутся противоречивыми. Мы уже не раз разбирали это правило и напоминали о нем при каждом удобном случае: в текстах Шариата нет противоречий; если нам кажется, что одни из текстов противоречат другим, значит наших знаний, опыта и понимания просто не достаточно для того, чтобы понять, что скрывается за кажущимися внешними противоречиями. Всевышний Аллах сказал об этом в Своей Книге:
﴿وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا﴾
«Ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий»
[сура «ан-Ниса’», аят 82].
Также нет и не может быть противоречий в Сунне, поскольку то, что говорил Пророк ﷺ является откровением:
﴿وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَ﴾
«Он (Мухаммад) не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение»
[сура «ан-Наджм», аяты 3–4].
И Коран, и Сунна — это откровение от Аллаха, поэтому в них не может быть противоречий, и все мусульмане единогласны в этом. Некоторые имамы написали целые книги, посвященные этому вопросу, например, «Мушкилю ль-Асар» имама ат-Тахауи. В этой книге разбираются те сообщения, которые на первый — поверхностный — взгляд кажутся противоречащими друг другу. Ат-Тахауи, да помилует его Аллах, собрал эти сообщения и постарался развеять сомнения относительно них, которые могут возникнуть у незнающего человека. Поэтому подчеркнем еще раз важнейшее правило, с которого следует начать наш ответ: верующий должен понимать, что в откровении нет противоречий, а если ему кажется, что один из текстов противоречит другому, это указывает лишь на то, что у него нет достаточных знаний и понимания, чтобы объединить эти тексты.
О том, что было сотворено в начале: Трон или Письменная трость, — есть два хадиса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. Первый хадис привели имам ат-Тирмизи, а также Абу Дауд и Ахмад от ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал (и здесь обратите внимание, что в одной версии пришло «أَوَّلَ», а в другой версии «أَوَّلُ»): “Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость, и Он повелел ей: ‘Пиши!’ Она спросила: ‘Господь мой, что же мне писать?’ — на что Всевышний ответил: ‘Пиши все, что произойдет до начала Судного дня’”»[1].
В другом хадисе, приведенном имамом Муслимом, ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Аллах установил предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, в то время как Трон Его был над водой»[2].
На первый взгляд этот хадис и хадис, приведенный нами ранее, противоречат друг другу. В одном хадисе говорится, что первым Аллах сотворил Письменную трость, которой Он сказал: «Пиши!» — а во втором хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано, что Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, в то время как Трон Его был над водой, то есть Трон был до творения, и вода тоже была до творения.
Исходя из этих двух хадисов, у ученых сформировались три основных мнения в этом вопросе. Некоторые, опираясь на достоверный хадис, приведенный имамом ат-Тирмизи, сказали, что сначала Аллах сотворил Письменную трость. Другие, основываясь на хадисе, приведенном в Сахихе Муслима, сказали, что сначала Аллах сотворил Трон. А третьи, на основе этого же хадиса и других, не настолько достоверных, сказали, что сначала Аллах сотворил воду. Однако имам Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, в своей великой поэме «ан-Нуния» упоминает только два мнения и пишет, что среди людей существует разногласие относительно того, что же является первым творением: Трон или Письменная трость. И Ибн аль-Къаййим выбирает мнение, которое является наиболее сильным и согласно которому Трон был создан до Письменной трости, поскольку во время записи предопределения он уже существовал, на что указывает хадис, который приводит имам Муслим.
Но как же быть с мнением, что Аллах сотворил сначала Письменную трость? Мы не можем просто выбрать одно из мнений, потому что его высказал Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, и оставить без внимания хадис Пророка ﷺ, который приводит имам ат-Тирмизи, да помилует его Аллах. Я не случайно привел здесь этот хадис в двух версиях: «أَوَّلَ» и «أَوَّلُ». Что это означает? Из-за разницы в одной огласовке возникает разница в понимании этого хадиса. Если мы скажем «аууалю», то получается: «Первым, что сотворил Аллах, была Письменная трость…» Если же мы скажем «аууаля», с фатхой в конце, то получим: «Вначале, когда Аллах сотворил Письменную трость, Он повелел ей…» То есть в этой версии хадиса нет указания на то, что Письменная трость была первым творением Аллаха, а говорится, что первым повелением Аллаха Письменной трости после ее сотворения была запись всего предопределенного вплоть до Судного дня. Отсюда вытекает, что этот хадис можно понять двояко из-за наличия двух его версий, каждая из которых является достоверной. Однако хадис, приведенный у Муслима, совершенно однозначен: когда Аллах приказал записать предопределение, Трон уже был сотворен. Именно поэтому мнение, что Трон был сотворен раньше Письменной трости, является наиболее сильным. Мы должны объединять хадисы, а не оставлять одни из них, следуя другим.
Что же касается третьего мнения, утверждающего, что первой была сотворена вода, которого придерживались некоторые саляфы, а также Бадруддин аль-‘Айни, известный ханафитский ученый, то оно не является таким сильным, как первые два мнения, поскольку бо́льшая часть хадисов, на которые оно опирается, слабые. Исключением является только вышеупомянутый хадис, приведенный у имама Муслима.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
28 Шаууаль 1441 г. (20.06.2020)
[1] Сунан ат-Тирмизи, хадис № 3319; Сунан Абу Дауда, хадис № 4700; Муснад Ахмада, хадис № 22705.
[2] Сахих Муслима, хадис № 2653.