самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

Самодуровка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

Статьи

Поселение возникло в начале XVIII века. Церковь существовала с самого начала существования села. Храм, сохранившийся до нынешних дней, построен и освящен в 1827 году.

В 1937 году приход был закрыт. Лишь в 1945 году возобновились регулярные богослужения, которые не прекращаются и до сегодняшних дней.

По сведения сотрудника самодуровской сельской библиотеки Лидии Якушихиной, храм был выстроен на средства жителей села в 1905-1915 годах и не относился к военному ведомству, хотя для его строительства и был использован образцовый проект арх. Ф.М. Вержбицкого. Этим и объясняется столь долгий срок строительства храма (аналогичные военные храмы возводились в среднем за 1,5-2 года).

В 2015 г. новый настоятель храма иерей Игорь Семёнов полностью перекрасил его в белый цвет, без выделения деталей, аргументируя это тем, что «вернул храму его первоначальный, задуманный строителями цвет». Более чем странное объяснение, поскольку все полковые храмы этого типа изначально были краснокирпичными и не имели наружной окраски.

В Поворинском районе отметила столетний юбилей уникальная церковь. Единственный в области приходской храм, построенный по проекту военного ведомства, отпраздновал сотый день рождения в свой престольный праздник – 21 сентября 2015 г.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самодуровке построен в 1915 г., за образец взяли проект полковой военной церкви русского архитектора XIX в. Федора Вержбицкого: именно он отвечал прогрессивным тенденциям начала XX века – при минимуме затраченных средств добиться максимума эффектности и выразительности сооружения. На его постройку у местных жителей ушло 10 лет. Согласно «Материалам Свода памятников истории и культуры Российской Федерации», самодуровский храм – единственный в Воронежской области подобный памятник архитектуры.

– Возводили храм жители поселка и близлежащих сел из кирпича, который делали в цеху неподалеку, – рассказала бывший сотрудник самодуровской сельской библиотеки Лидия Якушихина. – Строительство шло долго: с 1905 до 1915 года.

В советский период Рождество-Богородицкий храм единственный в округе не прекращал свою деятельность, кроме того, являлся прибежищем для святынь из разрушенных близлежащих храмов.

– Во время Великой Отечественной войны храм внес свою лепту в дело победы над врагом – три его колокола переплавили на снаряды, продолжила Лидия Якушихина. – Постоянный настоятель – отец Павел – появился в самодуровском храме только в 1946 г. и прослужил на приходе до самой смерти в 1968 г. Его преемником стал отец Николай Алексеев. По воскресным дням и праздникам в отсутствие в округе других храмов на молитву собирались верующие со всех окрестностей. Чтобы помолиться Богу, некоторые преодолевали десятки километров. Многие шли пешком, по бездорожью, в любую, даже самую плохую, погоду.

С 1990 г., когда умер отец Николай, постоянного батюшки на приход долго не назначали. Три года богослужения в Самодуровке совершал отец Василий Суздальцев (ныне – настоятель храма Рождества Христова села Рождественское). Затем целый год службы в церкви вела матушка Валентина Алексеева. Именно благодаря её усилиям, храм в это время не закрыли. По православным канонам женщины не могут совершать богослужения в алтаре, но по благословению отца Николая Алексеева, матушка и ее помощницы выполняли все, что допустимо: исполняли православные песнопения на клиросе, служили заздравные, заупокойные и благодарственные молебны.

Постоянный священнослужитель – иерей Александр Ткачев – появился в самодуровской церкви только в 2003 г. В 2009-2013 г.г. отец Александр провел в церкви масштабные реставрационные работы. Снаружи из красно-белой она стала бело-голубой; полностью заменили крышу, окна, двери, пол, и многое другое.

В 2015 г. в храм Рождества Пресвятой Богородицы из Борисоглебска прибыл новый настоятель – иерей Игорь Семёнов. В старинной церкви началась новая веха реставрационных работ. К её столетнему юбилею отец Игорь установил в храме резные двери и пасхальный праздничный аналой, кованые лавочки, а снаружи – три мраморные паперти.

– В ближайшем будущем планируем вернуть храму его первоначальный, задуманный строителями, цвет, и заменить ограду, – рассказал отец Игорь. – Однако главное богатство церкви – не красота и роскошь убранства, а люди, прихожане. Огорчает, что в церковь сейчас ходит совсем мало местных жителей. А ведь Рождество-Богородицкий храм – место, где почти всех сельчан и большинство жителей района в детстве крестили. Многие там венчались.

Источник

В Поворинском районе отметила столетний юбилей уникальная церковь

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

В Поворинском районе отметила столетний юбилей уникальная церковь

Единственный в области полковой храм Рождества Пресвятой Богородицы отпраздновал сотый день рождения в свой престольный праздник – в понедельник, 21 сентября.

Храм в Самодуровке в 1915 году возвели необычный. За образец взяли проект полковой военной церкви русского архитектора XIX века Федора Вержбицкого: он отвечал прогрессивным тенденциям начала XX века – при минимуме затраченных средств добиться максимума эффектности и выразительности сооружения. Согласно «Материалам Свода памятников истории и культуры Российской Федерации», самодуровский храм – единственный в Воронежской области подобный памятник архитектуры.

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

– Возводили храм жители поселка и близлежащих сел из кирпича, который делали в цеху неподалеку, – рассказала бывший сотрудник самодуровской сельской библиотеки Лидия Якушихина. – Строительство шло долго: с 1905 до 1915 года.

В советский период Рождество-Богородицкий храм единственный в округе не прекращал свою деятельность, кроме того, являлся прибежищем для святынь из разрушенных близлежащих храмов.

– Во время Великой Отечественной войны храм внес свою лепту в дело победы над врагом – три его колокола переплавили на снаряды, продолжила Лидия Якушихина. – Постоянный настоятель – отец Павел – появился в самодуровском храме только в 1946 году и прослужил на приходе до самой смерти в 1968 году. Его преемником стал отец Николай Алексеев.

По воскресным дням и праздникам в отсутствие в округе других храмов на молитву собирались верующие со всех окрестностей. Чтобы помолиться Богу, некоторые преодолевали десятки километров. Многие шли пешком, по бездорожью, в любую, даже самую плохую, погоду.

С 1990 года, когда умер отец Николай, постоянного батюшки на приход долго не назначали. Три года богослужения в Самодуровке совершал отец Василий Суздальцев (ныне – настоятель храма Рождества Христова села Рождественское). Затем целый год службы в церкви вела матушка Валентина Алексеева. Именно благодаря ее усилиям, храм в это время не закрыли. По православным канонам женщины не могут совершать богослужения в алтаре, но по благословению отца Николая Алексеева, матушка и ее помощницы выполняли все, что допустимо: исполняли православные песнопения на клиросе, служили заздравные, заупокойные и благодарственные молебны.

Постоянный священнослужитель – иерей Александр Ткачев – появился в самодуровской церкви только в 2003 году. В 2009-2013 годах отец Александр провел в церкви масштабные реставрационные работы. Снаружи из красно-белой она стала бело-голубой; полностью заменили крышу, окна, двери, пол, и многое другое.

В 2015 году в храм Рождества Пресвятой Богородицы из Борисоглебска прибыл новый настоятель – иерей Игорь Семенов. В старинной церкви началась новая веха реставрационных работ. К ее столетнему юбилею отец Игорь установил в храме резные двери и пасхальный праздничный аналой, кованые лавочки, а снаружи – три мраморные паперти.

– В ближайшем будущем планируем вернуть храму его первоначальный, задуманный строителями, цвет, и заменить ограду, – рассказал отец Игорь. – Однако главное богатство церкви – не красота и роскошь убранства, а люди, прихожане. Огорчает, что в церковь сейчас ходит совсем мало местных жителей. А ведь Рождество-Богородицкий храм – место, где почти всех сельчан и большинство жителей района в детстве крестили. Многие там венчались.

Источник

Чин великого освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Самодуровка

23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Самодуровка Поворинского района и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Владыке сослужили иерей Стефан Домусчи, настоятель храма иерей Игорь Семенов, иерей Павел Приступ, председатель архитектурно-строительного отдела иерей Роман Пешков и диакон Роман Безменов.

После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине.

За литургией епископ Сергий рукоположил выпускников Воронежской духовной православной семинарии — диакона Артемия Юдина в сан иерея и чтеца Геннадия Лимонова в иподиакона, а затем в сан диакона.

Проповедь перед причастием произнес иерей Стефан Домусчи.

В завершении богослужения Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди и преподал архипастырское благословение.

Затем Глава Борисоглебской епархии вручил высокие церковные награды.

Архиерейской грамоты в благословение за многолетнюю помощь в строительстве и реставрации храмов г. Борисоглебска удостоился С.А. Пономарев.

Благодарственные письма за многолетний усердный труд и помощь в реставрации храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Самодуровка Поворинского района были вручены Е.И. Перегудовой, С.С. Кузнецову, Н.Ю. Коневой и В.Е. Черных.

Проповедь иерея Стефана Домусчи:

Источник

Самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

Эх, Самодуровка! Деревенька с лихим названьицем и такими же дорогами. Не счесть, сколько раз мы проехали мимо нужного поворота. Затерялась ты своими двумя домами да храмом деревянным за заброшенным яблоневым садом и заколоченной почтовой избушкой. И вроде бы от дороги рукой подать, но не проехать по осени ни в какую. Насмерть увязнуть можно. Потому и нам до храма пришлось пешком топать.

Если верить архивным записям, то церковь деревянная Троицкая с приделами Преображения и Алекандра Невского построена была на местные средства в 1888 году. Самодуровка была в те времена селом средним, на 180 дворов, и небогатым («дома общественные, плохие, сырые, холодные»), но помирать безвестно не собиралась, и даже прославилась в середине ХХ века полным кавалером ордена Славы.

В храме служили и при советской власти — в Рязань еще какое-то время сдавались метрические книги, однако в сохранившейся книге 1920 года заполнен был лишь третий раздел, отпевания, и ничего не говорилось ни о крещениях, ни о венчаниях. Неизвестна дата закрытия храма, но главки были сняты, а внутреннее пространство добротного сруба разобрано, чтобы использоваться под склад и сарай для скота. До сих пор еще можно найти на полу истлевшее зерно, навоз, старые газеты и даже аптечки, а на стенах порядковую нумерацию и следы креплений иконостаса. Сейчас о прошлом храма напоминают лишь замшелый белокаменный фундамент и нетронутая алтарная апсида. Храм Самодуровки ощущения оставил теплые, но печальные. Еще несколько лет, и от церкви может остаться лишь короткая справка в историческом справочнике за 1911 год.

День третий. Село Гридино

Если держать путь от Пителина на Запад, то через 12 километров, слева от дороги, еще доведется вам увидеть в селе Гридино храм Богоявления Господня. Происхождение названия села достоверно не известно. Возможно, оно образовалось от уменьшительного обращения имени Григория — Гридя, а может быть, от вышедшего из обращения старорусского слова «гридь», «гридьба», что означает «дружину». Село Гридино называли также Богоявленским, в честь храма. Построен он был в 1810 году отставным подпоручиком артиллерии князем Яковом Николаевичем Несвицким неподалеку от родового имения взамен утерянного, сочетает в себе черты барокко и классицизма.
От Несвицких имение во второй половине XIX века перешло Вуичам, сербам, бежавшим от турецкого ига и поступившим на военную службу к русскому царю. На территории церкви недавно удалось найти надгробие Георгия Мануйловича Вуича — героя Русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг., сражавшегося под Очаковом и на реке Рымник, а позже успешно служившего прокурором и председателем суда, и статского советника Евгения Ивановича Покровского (родился в 1844, умер в десятых годах XX века). Еще цветущее в 1920-х годах село всего десятилетие спустя оказалось в самом центре беспокойного и кровопролитного восстания, в огне которого исчезли не только сотни жизней, но и сельский храм.
Богоявленский храм в Гридино в разную погоду встретит вас с разным настроением. Под солнцем он добродушно-рыжий, и даже рябина, пробившаяся сквозь стропила, украшает россыпью ягод истертую временем кровлю. Пред нами же под драматичными грозовыми тучами храм предстал во всем величии угасающей красоты.
На стенах четверика еще сохранились утонченные, вписанные в округлые арки росписи, рассматривать детали которых можно очень долго. А из-за крыльев ангелов и одеяний святых сияет вечный рассвет, наполняя искалеченное пространство воздухом и светом.

День четвертый. Урочище Богоявление

Признаться, такой необычной красоты не доводилось нам видеть ранее. Богоявленский храм стоит в чистом поле в Ермишинском районе, на заброшенном урочище у поворота на Большое Ляхово, и напоминает он не сельскую церквушку, а величественные храмы Византийской империи.

С какой бы стороны ни шли путники, ни ехали купцы с товарами на ярмарку в село Богоявление, отовсюду до появления самого села виднелась в небе сперва маковка с золотым крестом, и потом уже сам нарядный храм. Рядом возвышалась отдельно поставленная колокольня, оглашая окрестности звоном, но где она была, сказать сложно, даже место теперь забыто. Еще в 1885 году на средства церкви построили школу и организовали церковный хор мальчиков.
В истории немного сохранилось о храме и той местности. Известно только, что стояло на земле Рязанской богатое торговое село Богоявления, славилось еженедельными базарами то ли по вторникам, то ли по четвергам. Торговали пенькою, хлебом, мясом, солью, дегтем, деревянной посудой, железными вещами, обувью, лыками. Раз в году, в десятую пятницу после Пасхи, собиралась большая ярмарка, где можно было найти более ценные вещи: красный товар, сукна, сахар, железо. Храм первый, скорее всего деревянный, в том селе был построен еще в XVIII веке на деньги купцов от прибыли в торговых точках. И только в 1911 году был возведен каменный теплый храм, бесстолпный, равносторонний, полностью покрытый изнутри яркими искусными росписями, обвитый нарисованными цветами.
Шумела бы может и дальше в селе ярмарка, да грянула революция. Местные даже бунт подняли против надвигающейся системы и коллективизации. Но куда уж им? Кого убили, кто бежал, остальных расселили по соседним деревням. Постепенно не стало большого богатого села. Храм же долгое время использовали в соответствии с наиболее понятным советским властям назначением: содержали скот и хранили зерно. Стоит ли удивляться, что из всех алтарных росписей не была утрачена лишь одна — поцелуй Иуды?
Но сейчас все понемногу меняется. Кренившаяся когда-то к земле главка, хоть и осталась пока остовом, стоит ровно, двери целы, окна прикрыты. Храм передали Милостиво-Богородицкому монастырю поселка Кадом, и с 2012 года оживает храм, построенный незадолго до революции.

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

День пятый. Село Мердушь

Представьте на мгновение, что в Рязанской губернии на берегу пруда стоит храм, не уступающий скромным величием знаменитой церкви Покрова-на-Нерли? Это ли не чудо, обнаружить такую нежданную находку в селе Мердушь Ермишинского района. Сегодня от церкви Рождества Христова остались только стены. А когда-то она была прекрасна: пятиглавая, белостенная, обнесенная изящной кованой оградой. По пруду, что возле церкви, ходили разнообразные лодки, а молодежь гуляла вечерами по берегу.

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

Храм был построен в 1857 году в русско-византийском стиле на деньги местных жителей. Они нашли место на холме у пруда невероятно живописным, и постановили, что быть здесь церкви. На исполнение они также не поскупились, учитывая размах стен строения, а ведь была еще колокольня, разобранная в середине ХХ века.

О названии села ходят легенды. По одной из них, имя местность получила от имени татарина Мердыша, которому принадлежал находившийся здесь стан. По другой версии, на чугунолитейном заводе братьев Баташевых, вокруг которого и выросла Мердушь, непосильным трудом было загублено немереное количество душ. Мертвые души и дали название селу.

День шестой. Село Акаево

В 1560 году царь Иван Грозный пожаловал земельные угодья, леса и рыбные ловли в Ермишинском районе татарскому мурзе Акаю Актушеву князю Кугушеву за то, что решился тот креститься в православную христьянскую веру. Оттуда и название деревни взялось — Акаево. Эти земли и стали родовым имением князей Кугушевых.

Первая деревянная церковь в селе была построена в 1778 году, однако не прошло и 30 лет, как тетка князя Кугушева, княгиня Екатерина Постельникова, урожденная Лопатина, возвела красивый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом был разбит сосновый парк, работала церковно-приходская школа.

В начале XX века в том же селе жила семья Остроумовых. Магистры гуманитарных наук, педагоги, ученые — они были действительно талантливыми людьми. Скажем, Андрей Остроумов, известный селекционер, был автором сорта яблок «Акаевская красавица».
С приходом советской власти церковь, естественно, закрыли. Вновь богослужения начались лишь в 1995 году. Церковь поменяла имя, став Троицкой, местные потихоньку разобрали центральную ротонду и начали служить в ней, словно спасаясь в круглой башне от разрухи трапезной части, поросшей травами. Строгая и выверенная по пропорциям колокольня хоть и утратила часть кровли, исхитрилась сохранить старинные деревянные конструкции, лестницы и настилы на мощных бревнах.

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

День седьмой. Урочище Данилово

Урочище Данилово было финальной точкой этого этапа нашей экспедиции. До сего дня все шло словно по часам, что было крайне странно. Мы ни разу не застряли в непролазной трясине на краю мира, не пробирались через кустарники и бурелом в рост человеческий, и даже ни разу с дороги не сбились, выспрашивая у удивленных жителей помощи. Все было бы слишком просто, если бы Данилово не добавило долю романтики в наше путешествие.

Атмосфера гнетущая и призрачная, насыщенные сумеречные цвета оставили неизгладимые впечатления. Наконец, за поворотом дороги, мы увидели нашу цель — храм, построенный в 1812 году на волне патриотического подъема. Хоть и предполагалось ему быть теплым, средства на обогрев так и не нашлись, и остался храм холодным. На территории возле храма мы нашли не только надгробные плиты, но и входы в склеп бывших владельцев земли. В темноте мы несмело оглядели провалы — похоже, нам стоило передвигаться куда аккуратнее.

Источник

Село Самодуровка отметило 144-летие

самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Смотреть картинку самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Картинка про самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы. Фото самодуровка церковь рождества пресвятой богородицы

Село Самодуровка Поворинского района Воронежской области отметило своё 144-летие. В этот же день сельскому храму Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 100 лет. А вообще у села 2 названия, и оба официальные.

В течение века храм Рождества Пресвятой Богородицы не прекращал свою работу ни на один день. Отстоять его в лихие времена сумели сами жители. Сегодня духовный центр Самодуровки посещает более 300 прихожан, из ста сельских детей половина ходит в воскресную школу.

Лидия Якушихина, заведующая библиотекой: «Школа воспитывает людей в любви, и церковь воспитывает людей в любви. И оно не противоречит друг другу, а идёт в ногу».

Самодуровку жители называют маленькой республикой в 310 дворов. Колхоз развалился, а село и без него живёт. В основном за счет подсобных хозяйств и фермеров, которые, кстати, собрали деньги и провели в церковь газ. На трубу для дома культуры, очевидно, не хватило.

Альбина Медведева, председатель сельского женсовета: «На церковь не дать все боятся, а для культуры как бы жалеют. Я понимаю, что в церковь ходят, но ведь не все ж туда идут. Сюда молодежь вся идёт, весь цвет. От того, какая здесь будет культура, я думаю, и в церкви будет культура».

Владимир Ососков, фермер: «Люди если с чем то не соглашаются, они возмущаются, шумят, свои предложения. А это нет. Вот сказал, вот это надо делать. Молча повернулись, пошли. Но делать не будут, потому что они глубоко с этим не согласны».

В Самодуровке осталось в живых всего 5 ветеранов Великой Отечественной войны. Вспоминают, на фронте их однополчане бились до последнего. И работать привыкли до седьмого пота. Из села никто не переезжает, в большинстве семей по 2 ребёнка.

Сергей Полетаев, глава сельской организации: «Очень хороший народ у нас в селе. Прекрасный. С такими можно работать и жить. И продолжать дальше. Очень хороший народ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *