самодельные иконы советского времени

Икона. Как создается чудо. Часть 1

Недавно специально для британской королевы Елизаветы II в Букингемский дворец была привезена сделанная по заказу на Урале икона Божьей Матери «Умиление». Теперь она красуется в монарших покоях главы англиканской церкви, и королева даже молится перед образом. Объяснили члены августейшей семьи такой нетрадиционный для англикан шаг просто: «От ваших икон исходит удивительная сила».

«В иконе есть нечто, что позволяет понять реальность Божества», – говорят сами иконописцы, люди, которые соприкасаются с этой тайной плотнее кого бы то ни было. Знакомство с мастерством иконописи изнутри – не поможет ли оно прикоснуться к этому чуду и понять слова священника и ученого Павла Флоренского: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог»?

365 дней одной иконы

Открывается дверь одной из мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского университета – и нас «встречает» святой Георгий Победоносец. Почему-то этого святого невозможно не узнать, хотя на большом рисунке, сделанном с его иконы, он изображен в совсем непривычных декорациях: святой Георгий на своем коне перевозит через море маленького человека (по размеру он в несколько раз меньше святого), держащего в руках сосуд с вином.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Это рисунок дипломница Надежда Степанова сделала с фотографии киприотской иконы конца 13-го века, которая изображает сказание о местном чуде. Один юноша был захвачен в плен агарянами прямо в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Ровно через год, точно в тот день, когда молодой человек был пленен иноверцами, по молитвам его матери он был чудесным образом возвращен домой. Юноша прислуживал агарянскому князю за столом, а перед пораженными родителями явился прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Икона, судя по всему, будет необыкновенная. Но она должна быть готова через пару месяцев, а образ лишь намечен карандашом, хотя студентам отводится целый год на подготовку такой работы. Дело тут не в нерадивости, а просто в технологии написания современных образов: прежде чем взяться за кисточку, за что только не приходится браться иконописцу…

Малярно-столярные работы

На одну икону уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, иногда и больше. Скажем, если это образ с элементами резьбы по дереву – такое чудо тоже есть в мастерской – то, конечно, он потребует к себе «повышенного внимания». Все зависит от размера, сложности, а еще от опыта мастера.

Прежде чем взяться за кисточку, иконописец вынужден несколько дней посвятить подготовке. Нет, речь не о тысяче поклонов или десятке акафистов, и даже не о строжайшем посте. До кисточки в руках ремесленника побывает шкурка, резец, шпатель и множество разных инструментов и приспособлений, в том числе самодельных.

Да, любая икона, конечно, начинается с молитвы. Но технологически – с доски.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

«Еще в 90-е годы была настоящая проблема: где доску взять? – вспоминает Екатерина Дмитриевна Шеко, зав. кафедры иконописи факультета церковных художеств СТПГУ. – Доходило до того, что мы отыскивали какие-то обрезки и на них писали».

Сегодня вопрос решается гораздо проще: изготовлением основы под иконы занимаются специализированные мастерские, где доски определенным образом склеивают, просушивают. Самый распространенный материал – липа: она плотная и легкая в обработке – что называется, дешево и сердито. Иногда – например, для более дорогих икон – используют бук, дуб или кипарис, а, если уж совсем ничего нет, на худой конец можно взять и смолистую сосну.

Вот доска ложится на стол перед иконописцем – и тут-то он перевоплощается скорее в ремесленника, нежели в художника…

Для начала вырезается «ковчег» – углубление на лицевой стороне доски, место для будущего изображения. Это элемент необязательный, образ «с чистой совестью» можно создавать и на одноуровневой доске.

Теперь можно писать икону? Увы, нет – рано.

Теперь на доску клеят паволоку – льняную или хлопчатобумажную ткань (иногда – просто марлю), играющую роль подстраховки: даже если дерево потрескается, изображению это не повредит. В самых древних русских иконах, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски, однако века с XIV-го ткань научились приспосабливать лишь на места, наиболее подверженные растрескиванию – стыки многочастной иконной доски, локальные дефекты (сучки, свили).

Манипуляции, еще более напоминающие малярные и столярные работы, продолжаются… В мастерской постоянно звучат «инородные», режущие непросвещенный слух слова «левкас», «левкасить». «Я, например, люблю это дело, – признается Екатерина Дмитриевна. – Когда вечером после работы напряженно думать уже тяжело, можно и полевкасить». Оказывается, левкас – это что-то вроде шпаклевки, он варится из животного клея и мела. Когда паволока высохнет, доска покрывается этим самым левкасом – теплым и густым, обычно в несколько слоев, с обязательной просушкой каждого. Дело серьезное: чем тоньше и равномернее наносимые слои, тем лучше сохранится левкас, а значит и вся икона.

Воображению: быть

Когда доска стала гладкой, как слоновая кость, должно быть, можно, наконец, приниматься за написание иконы. Нет, рано.

Сначала делается точный и аккуратный карандашный рисунок на бумаге, размер в размер с будущей иконой – он перепроверяется, прорисовывается и совершенствуется, в общем, добросовестно доводится до идеала. Как раз такой эскиз для образа святого Георгия бросился мне в глаза в одной из мастерских. На мой взгляд, так его хоть сейчас можно на выставку, а это, оказывается, только лишь «черновик» для будущего маленького шедевра – иконы.

Принципиальные различия труда художника и труда иконописца начинаются уже здесь, на этапе подготовки эскиза, потому что иконописец, в отличие от собрата по цеху, просто так взять из головы наобум придуманный сюжет и перенести его на бумагу не может.

В древности иконописцы обучались в артелях с детства и к 18-20 годам превращались в настоящих мастеров, способных писать образы, никуда не подглядывая и ничего не копируя. Секрет в том, что они долго и целенаправленно учились иконописному искусству, не отвлекаясь ни на ненужные предметы, ни на другие виды графики или лишнюю визуальную информацию – перед глазами этих счастливцев была только природа и конкретные образцы, которым они следовали.

Современные студенты таких возможностей лишены, потому они обязательно пишут с какого-то образца – фотографии, древнего образа. А как же воображение?

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

«Воображать можно, если ты автоматически представляешь себе, как пишется, например, молодая девушка, а как старица; какой тип одежды должен быть у мученицы, какой у царицы, а какой у преподобной, – объясняет Виктория Викторовна Солянкина, преподаватель кафедры. – Если четко этим владеешь, то можешь рисовать, просто взглянув на описание и отталкиваясь от него. Но не все этого достигают, поэтому, как правило, нужен образец, на который можно опираться».

И тут мастер сталкивается с проблемой выбора этого самого образца, первоисточника. Можно вообразить, какое невероятно множество разных икон было написано во всем мире за 2000 лет христианства: есть более условные изображения, есть, наоборот, более объемные, с академическим уклоном; бывают очень простые, «аскетичные» образы, а бывают даже вычурные, излишне узорчатые. Студенты ПСТГУ придерживаются классики, в основном предпочитая всем образцам русские иконы 15 века (Дионисий, Андрей Рублев) и византийские иконы 14 века, периода культурного расцвета империи.

НЕиспорченный телефон

Отношение к выбору образца – часть традиции. Удивительно, как она вообще не исчезла за 70 с лишним лет безбожной власти, провозгласившей новое искусство! Принципиальные основы иконописи передавались буквально из уст в уста и так перешли от дореволюционных мастеров к современным. К примеру, непрерываемая цепочка преемственности идет от известной иконописицы Иулиании Соколовой (1899 – 1981), духовной дочери отца Алексея Мечева и основательницы иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре, обученной на традициях дореволюционных мастеров. Ее преемники и ученики воспитали нынешних преподавателей иконописи в Московской Духовной Академии, в Свято-Тихоновском православном университете, в Богословском институте и т.д.

Вот и Екатерина Дмитриевна постигала мастерство у И.В. Ватагиной, ученицы и помощницы матушки Иулиании. У нее же завкафедры иконописи научилась никогда не ругаться, что бы ученик ни делал – об этом мне уже рассказывали сами студенты.

«Мы пытаемся изучать наиболее сохранные и классические с точки зрения рисунка, цвета образцы», – продолжает посвящать нас в мастерство иконописи Екатерина Дмитриевна. Помимо книг есть целая база данных, время от времени она пополняется новыми фотографиями, специально привезенными из Греции, Кипра, Сербии, Македонии и т.д.

Верность традициям – из упрямства.

Написанный с образца рисунок – это уже полдела. Затем он переносится на доску и… пора браться за кисточки? Нет, не пора.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Далее подходит почти что «кулинарная» стадия: иконописцы принимаются за изготовление красок. Чего, казалось бы, проще в век прогресса и потребления – пошел в магазин, да купил! Но древняя традиция самостоятельного изготовления натуральных красок сохраняется и сегодня – и отнюдь не из упрямства ее хранителей. Самодельные краски хоть и хранятся не более недели, зато, как минимум, дают такое единство колорита, которого акриловыми добиться невероятно трудно.

В иконописи используются темперные краски, история использования которых насчитывает более 3 тысяч лет – еще саркофаги египетских фараонов расписывались таким письмом. В России эта техника преобладала в искусстве вплоть до конца XVII века.

Сегодня процесс изготовления темперы почти не отличается от древнего: основные ингредиенты – яичный желток и пиво или вино. А я-то подумала, что холодильник в мастерской – только для «подкрепления братии»!

Итак, яичный желток смешивается с приготовленном на паровой бане пивом (из 4 бутылок после этой процедуры получается осадок толщиной порядка 10- 15 см ) – вот она, готовая эмульсия. Иногда в эту композицию добавляют еще и уксус, чтобы краска дольше хранилась. Если она нужна на один день, желток просто разводится водой.

Полученную эмульсию растирают с цветовыми пигментами – все почти как в старину, с той лишь разницей, что пигменты сейчас как раз можно везде купить. Только вот незадача: российские пигменты тусклые, потому что земля за короткое лето не получается достаточно света. На помощь приходит яркие пигменты из более обласканных солнцем стран, например из Италии. Вот так вот щедрая католическая итальянская земля становится основой для удивительной православной русской иконы!

Самовыражение иконописца

Цвета красок – красный, оранжевый, фиолетовый, желтый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый, коричнево-черный, черный. Тут вольность тоже сильно ограничена, так, например, серый в иконописи никогда не использовался и никому в голову не придет пробовать в этом деле, скажем, розовый или цвет морской волны.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Что ж получается – сплошные запреты, минимум творчества и самовыражения?! Иконописец тем и отличается от художника, что он не столь свободен в своем творчестве. Но здесь важна оговорка: икону-то можно лишь отчасти назвать самовыражением. Ведь это отражение веры не только личной, но и веры соборной – перед образом будет молиться, может быть, не одна сотня людей.

Так что если разобраться – ничего удивительного в том, что мастера свои иконы не подписывают и не подписывали никогда, испокон веков. «Автор – Церковь», – в один голос говорят студенты, и совсем эта фраза не декоративна. Напротив, это, может быть, как раз ключик к тайне иконописи.

Да ведь и цель этого творчества несколько другая, нежели представить свой богатый внутренний мир на суд критика или любопытствующего зрителя.

«Икона все-таки создается для того, чтобы перед ней молиться, объясняет Екатерина Шеко. – Я не знаю, как это происходит, но хорошая икона – по духу хорошая – приближает человека к тому первообразу, который на ней изображен».

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Выходит, каноны и рамки оправданы огромной ответственностью цели. Поэтому-то в иконописи не может быть случайных или спонтанных элементов, которыми изобилует академический рисунок, особенно современный, где все зависит от вкуса и выбора художника.

Взять, к примеру, ракурс: как правило, поясное изображение должно быть обращено к зрителю, а на деисусных иконах (где в центре изображается Христос) святые, изображаемые со Спасителем, обязательно обращены к Нему. Таков канон. А вот ставшие популярными в 18-19 веках под влиянием западной живописи запрокинутые головы, профильные положения и т.п. не прижились в русской иконописи: слишком бросалась в глаза их нарочитость и некоторая искусственность, а точнее, неуместность.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

«Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать?

А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы…

Источник

Технология создания православной иконы

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

4-ый этап: Написание иконы.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Источник

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времениrshev

Каша в голове

Книга учета жизни

Entries by tag: киев

01. Служба в завершении Пасхальной недели. Высшее руководство – сплошь почтенные мужи. Прямо пожизненный найм по японской модели управления. Пробиться сложно, но долгие годы преданного труда гарантируют, что тебя никогда не уволят.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

02. Соц пакет: экологически чистый район города, свежий воздух, прекрасный вид на Днепр, мед с собственной пасеки и яблоки из собственного сада. Церковь умела находить общий язык даже с советской властью, раз после войны ей вернули обратно все эти земли. Наверное только благодаря этому на месте садов нет элитного жилого квартала или офиса класса А+.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

03. Специальная композиция для детей. Надо с малых лет формировать лояльность (и это правильно, а то место займет кто-то другой).

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

04. Совещание на свежем воздухе. Прогрессивно.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

05. Вот только женщинам карьеру сделать крайне сложно. Консерватизм в этом вопросе не соответствует духу времени, тем более что в прошлом имели место быть яркие примеры.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

06. Триптих – Бурсаки в начале карьерной лестницы. Лучше держаться вместе.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

09. Добро пожаловать в матрицу – наверное, правильно будет сказать – Мы знаем, как из матрицы вырваться и поможем вам.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

10. Служба закончилась, надо уезжать, график плотный, все расписано по минутам, но у Владыки всегда найдется возможность выслушать прихожан. Клиентоориентированность – основа всему.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

11. Материальные ценности требуют учета. Машину с такой маркировкой никто не рискнет угнать.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

12. В современном мире машина представительского класса не такая уж большая привилегия для топ-менеджмента такой крупной корпорации. Номер – это как визитная карточка. По правилам делового этикета важно четко понимать и отдавать себе отчет с кем имеешь дело.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

Самое сильное впечатление – Малахов курган в Севастополе. Экскурсовод, женщина, никак не могла быть свидетелем тех событий, но ее способность вызывать патриотические чувства уникальна. Не было никаких попыток переосмыслить совместное прошлое России и Украина, как, впрочем, и навязчивой ностальгии о Советском союзе, свойственной пожилым людям тоже не было. Скорее наоборот фокус на том, что героическое прошлое Севастополя уходит корнями в царскую Россию, доблесть севастопольских моряков наследственная.

В Киевский музей Великой отечественной войны мы попали благодаря сыну, который заявил, что с церквями у него перебор. Музей расположен в основании монумента Родина-мать. На удивление много посетителей, хотя возможно это объясняется первомайскими праздниками. В путеводителе сказано, что «экспозиция оформлена очень сдержанно». Не очень себе представляю с размахов оформленную экспозицию про войну, но здесь отдельные экспонаты цепляют очень сильно – письма из блокадного Ленинграда, аккуратным почерком о смерти, как о неотъемлемой части быта, зал про концлагеря весь жуткий. В таких музеях надо брать экскурсию. Никита прибился к организованной группе, и на какое время мы его потеряли, потому что он сам потерял ощущение времени.

Внутри статуи Родины-матери есть лифт, и можно подняться на две смотровых точки – 36 метров и 94. Верхняя смотровая площадка находится на щите, туда пускают небольшими группами по три человека, с экскурсоводом и при наличии соответствующей одежды – женщинам брюки и никаких каблуков. Когда покупали билеты, не обратили внимание, что есть такая возможность, а после того как Никита нашелся, уже не было настроения. Оно и к лучшему, потому что пошел ливень, и нас бы смыло сверху. Так что в другой раз. Интересно, что оценка «дорого/дешево» всегда относительна. Билет на самый верх стоил чуть меньше 20 евро и это крайне дорого по сравнению с киевскими ценами на еду, билеты в музеи и такси. Зато 20 евро за пеший подъем на Пизанскую башню дорого конечно, но не «крайне дорого», а «обычно дорого» как все в Европе. И хотя на Пизанскую башню, тоже пускают по расписанию, и единовременное количество людей ограничивают, в Киеве совсем другой уровень эксклюзивности аттракциона. В Европе бы взяли все 200 евро за подобную возможность.

01. В майском журнале для пассажиров ДОНАВИА есть интересная статья про ростовчанина Александра Печерского – организатора уникального массового побега из концлагеря Собибор. По исследованиям самих же немцев все верующие отличаются стойкостью духа, их тяжело сломить.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

02. В парке, вокруг музея Родина-мать выставлена военная техника, есть вертолет, куда пускают вовнутрь детей, правда надо покупать билет.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

03. На вершине постамента находится первый уровень обзора 36 метров, второй уровень – щит. По фотографии можно сделать предположение, что обзор на щите не круговой, в обратную сторону от Днепра. Но на практике не доказано.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

04. Тучи сгущаются, и вот-вот ливанет.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

06. Можно было бы выдать за мАстерскую работу в фотошопе. Но на самом деле – это дождь разогнал людей. Нет худа без добра.

самодельные иконы советского времени. Смотреть фото самодельные иконы советского времени. Смотреть картинку самодельные иконы советского времени. Картинка про самодельные иконы советского времени. Фото самодельные иконы советского времени

07. Кусок берлинской стены. Только сейчас понял, что это уже про другую войну – холодную. Раз все кончилось хорошо, значит и в этой войне мы победили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *