само слово миф имеет происхождение
Значение слова «миф»
1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле. Древнегреческие мифы. Миф о Прометее.
2. перен. Что-л. фантастическое, неправдоподобное, нереальное. Другого музыканта, из Большого театра, капельмейстера Альтани, я никогда не видел. Он был для меня мифом. Конашевич, О себе и своем деле. || Вымысел, выдумка. Это была великая Победа, показавшая миру мощь Советской Армии и развеявшая миф о непобедимости гитлеровской машины. Катаев, Великие слагаемые.
[От греч. μυ̃θος — сказание, предание]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МИФ, а, м. [греч. mythos]. 1. Древнее народное сказание о богах или героях (истор. лит.). Мифы классической древности. М. об Антее. М. о Прометее. || Легенда, сказание, как составная часть религиозного исповедания (книжн.). Христианский м. М. о воплощении божества. 2. перен. Что-н. легендарное, фантастическое, баснословное; вымысел, выдумка. Его сведения оказались мифом. Это чистейший м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. небылица, выдуманная история ◆ На проверку его слова оказались мифом.
2. истор. древнее народное творчество, рассказывающая о богах и каких-либо героях ◆ Мифы Древней Греции помогают нам лучше понять людей той эпохи.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: офицер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Само слово миф имеет происхождение
/ Ориг. : μῦθος – сказание, предание
В архаических культурах мифология представляет собой базовую символическую систему, образующую картину мира.
Миф служит важнейшим механизмом культурной преемственности, идеальным образцом значимых форм поведения; ориентация на воспроизведение сакральных мифических событий во многом определяет традиционализм общества.
Миф передаётся в форме рассказа (в отличие от сказки, события миф воспринимаются аудиторией как истинные), эпоса, отражается в социальной структуре, искусстве, символике поэзии, архитектуры, одежды и т. д.
Традиционные мифы часто выступают как священный язык религии, тесно связаны с обрядами, воспроизводящими мифич. события (согласно другой точке зрения, архаические мифы представляет собой интерпретацию первичной символизации, задаваемой обрядом). Прямую связь с ритуалом (жертвоприношением, инициациями) имеют определённые типы мифов, например миф об «умирающем и воскресающем Боге», шаманские мифы, «медвежьи песни» медвежьего праздника и др.
Основные сюжеты архаических мифов повторяются в разных независимо развивавшихся культурах (например, миф о Потопе); складываются общие типы мифологического героя (трикстер; герой-богатырь, например Тор, Геракл; герой-шаман, например Один; богиня-любовница, например Афродита-Венера, Астарта-Иштар; богиня-дева-воительница, например Афина, Артемида, валькирии; и т. п.).
В современном мире мифы десакрализуются и уходят в «подсознание» общества, продолжая во многом определять его жизнь и картину мира, выступая как неотрефлексированные схемы восприятия и поведения людей. К мифологическому мышлению апеллируют реклама и идеология, мифы являются универсальным языком искусства и интегрирующей, сплачивающей общество силой (формируя, например, национальное самосознание).
Первые опыты критического рационального анализа мифов относятся к древне-греческой философии. Платон и его последователи рассматривали мифы как символы, указывающие на вневременную высшую реальность идей-первообразов (эйдосов). Эвгемер (III век до н. э.) интерпретировал мифы как обожествление царей, героев и мудрецов прошлого (это толкование мифов получило название эвгемерического). Софисты и стоики (см. Стоицизм) трактовали мифы аллегорически, считая богов персонификацией природных явлений. В средние века слово «мифы» означало именно античные мифы, чаще всего считавшиеся аллегориями или языческими историями о демонических существах. Аллегорические интерпретации мифов преобладали в эпохи Возрождения и Просвещения: так, Д. Юм видел в мифических образах выражение страхов и надежд первобытного человека, не способного отделить мир объектов от мира субъективных переживаний. Французские просветители считали мифы проявлением невежества, суеверием и сознательным обманом народа жрецами.
В 1724 году миссионер-иезуит исследователь ирокезов Ж.Ф. Лафито опубликовал первый труд по сравнительной мифологии («Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времён»), сопоставив в нём мифы индейцев с древне-греческими мифами.
Родоначальником такого подхода к мифу стал немецкий филолог Х.Г. Гейне, который в сочинениях «De fide historica aetatis mythicae» (1798 год) и «Sermonis mythici seu symbolici interpretatio. » (1807 год) предложил рассматривать мифологию как архаический язык, запечатлевший осмысление древними народами окружающего мира.
Понимание искусства как современного мифотворчества вызвало к жизни утопические проекты создания новой мифологии («Речь о мифологии» Шлегеля, 1800 год; так называемая Первая программа системы немецкого идеализма, около 1797 года, и др.). К этой же традиции восходит и позднейшая филоско-поэтическая апологетика М. у Ф. Ницше, связанная с осознанием кризиса новоевропейской рационалистической культуры.
Эстетические и филосовско-аллегорические толкования мифа были подвергнуты критике Ф.В. Шеллингом в лекциях по философии мифологии 1820-1840-х годы, где был поставлен вопрос о специфической истинности мифологии как развёртывающегося в сознании внутренне необходимого «теогонического процесса», получающего завершение в монотеизме.
Намеченное уже в работах И.Г. Гердера осознание тесной связи мифа с языком и его значения в формировании «духа народа» привело в творчестве представителей гейдельбергского романтизма, прежде всего братьями Я. и В. Гримм, к масштабной реконструкции национальной мифологии на основе анализа фольклора («Немецкая мифология», т. 1-3, 1875-1878 годы).
Под влиянием идей братьев Гримм сформировалась мифологическая школа, связанная с поиском первичных мифологических мотивов в произведениях фольклора и литературы; её представители (А. Кун, М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня и др.), собравшие огромное наследие мифологии разных народов, заложили основы сравнительно-типологического и этимологического изучения мифа. В этой школе преобладала трактовка мифа как образного воплощения природных явлений (её называют также «натуралистической школой»), связанного с обожествлением небесных светил («солярная теория» Мюллера) или грозы («метеорологическая теория» Куна).
Основатель английской функциональной школы (см. Функционализм) Б. Малиновский в полемике с английской антропологической школой акцентировал практические функции мифа, играющего важнейшую роль в символическом поддержании социального порядка («Миф в первобытной психологии», 1926 год). Начиная с Малиновского обряды и мифы стали рассматриваться как два аспекта (словесный и действенный) единой системы архаической культуры, призванные поддерживать традицию.
С.Н. Булгаков рассматривал миф как «орудие религиозного ведения». В противоположность этому Р. Бультман в работе по экзегетике Нового Завета выдвинул программу демифологизации Евангелия, считая необходимым отделить экзистенциальный смысл религиозного предания от его мифологической формы.
Осуществлённый А.Ф. Лосевым феноменолого-диалектический анализ мифа изнутри него самого как изначальной реальности, лежащей в основе всякой культуры (в т. ч. науки и искусства), исходит из принципиальной несводимости его ни к «примитивно-научному построению», ни к созерцательной «отрешённости» поэзии. Полемизируя с Э. Кассирером, Лосев говорит о специфической вненаучной «истинности» и «достоверности» мифа как «живого субъект-объектного взаимообщения», образа «личностного бытия»: конкретный миф может быть отвергнут и вытеснен только другим мифом. Я.Э. Голосовкер видел в мифе и его логике наиболее полное воплощение творческого воображения, создающего вечные смыслообразы человеческого существования («имагинативный абсолют»).
Р. Барт рассматривал миф как вторичную семиотическую систему, надстроенную над языком, и, анализируя современную ему массовую культуру, отождествлял мифологию с идеологией, считая её основным средством манипулирования массовым сознанием.
Согласно М. Элиаде, обобщившему исследования «архаической онтологии» миф (циклический характер мифологического времени «вечного возвращения» в отличие от необратимого линейного «историчекого» времени и т. д.), функционирование традиционного общества строится на ритуальном воспроизведении изначальных мифических прасобытий, свершившихся «во время оно» и воспринимаемых как священная тайна, которая не нуждается в объяснении, но сама проливает свет на любые обыденные события и делает их участников сопричастными вечности. В современном обществе мифологические мотивы не только присутствуют в искусстве и других продуктах фантазии, но и широко распространены в быту, политической и идеологичекой жизни, заполняя любые разрывы в тонкой оболочке рационального сознания.
Утверждаемая Х. Блюменбергом неустранимость элементов мифа в создаваемой человеком картине мира связана с его представлением о принципиальной метафоричности мышления и о существовании «абсолютных метафор», непереводимых на какой-либо неметафорический язык.
В концепции К. Хюбнера проблема «истины» мифа, продолжающего жить в современном мире в искусстве и религии, раскрывается через анализ его специфической рациональности (эмпирической и семантической интерсубъективности) в конфронтации с рациональностью новоевропейской науки.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала всестороннее влияние на её раннее развитие. Литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с «мифологическими» сюжетами, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков.
Различные типы отношения поэта к мифу удобно прослеживать на материале античной литературы. Подход к действительности в гомеровском эпосе насквозь проникнут мифологическим стилем мировосприятия. Известно, что действия и психические состояния героев «Илиады» и (в меньшей степени) «Одиссеи» мотивируются вмешательством богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн толковать гомеровский эпос только как внутреннее порождение мифотворческой стихии (к чему склонялся, например, Ф.В. Шеллинг). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифа: мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.
Новые типы отношения к мифу представлены в римской литературе. Вергилий («Энеида») связывает мифологию с религиозно-филоской проблематикой современности, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности; выработанная им структура образа во многом предвосхищает христианские мифологемы (средне-вековая поэзия и Данте продолжают вергилиевское отношение к мифу).
Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания. При этом, допуская любую степень иронии или фривольности по отношению к каждому отдельному мотиву, он наделяет систему в целом эстетически возвышенным характером. При всём различии между Овидием и Вергилием в степени «серьёзности» овидиевский подход к мифу не исключает не только аллегоризма, но и настоящей космической символики (сквозная символика «Метаморфоз», раскрываемая в 15 книгах). Литература Возрождения, восприняв овидиевский стиль подхода к мифу, насыщает его напряжённым антиаскетическим настроением («Фьезоланские нимфы» Дж. Боккаччо, «Сказание об Орфее» А. Полициано, «Триумф Вакха и Ариадны» Л. Медичи и др.).
Для Средневековья новозаветная мифологема становится мерой всех вещей; эстетический мир Средневековья в конечном счёте организован вокруг фигуры Христа. В отличие от литературной жизни античных мифов, использование в средне-вековой литературе христианской мифологии было регламентировано авторитетом Священного Писания и Церкви; несмотря на это, новозаветные образы претерпевают нередко неожиданные модификации (Христос в древне-саксонской эпической поэме «Гелианд» в виде могущественного и воинственного монарха). Прорыв средне-вековой скованности в подходе к религиозным образам осуществляет Данте, сплавляющий мифологию христианства и античности с мифологизированным материалом личной судьбы в единое художественное целое.
Начиная с Позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии немецкого поэта XVII века Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к XVIII веку.
Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифу происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии И.В. Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Ф.В. Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма. Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской, восточной мифологии. В 1840-1870-x годы грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Р. Вагнера.
XX век выработал типы сознательного, рефлективного, интеллектуалистического отношения к мифу. Т. Манн в ходе работы над тетралогией «Иосиф и его братья» изучает фрейдистско-юнгианскую теорию мифологии; Т. Элиот комментирует ветхозаветные мифологемы в собственном творчестве. Пародийная мифологизация житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса.
Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифом (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к нему; интуитивное вникание в мифе дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифа отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.
Дополнительная литература:
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928. СПб., 1996;
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 5-е изд. М., 2009;
Kirk G. S. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures. Berk., 1973;
Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976;
Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983;
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987;
Мифы народов мира. Энциклопедия. 2-е изд. М., 1987–1988. Т. 1–2;
Jamme Chr. «Gott an hat ein Gewand»: Grenzen und Perspektiven philosophischer Mythos-Theorien der Gegenwart. Fr./M., 1991;
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993;
Голан А. Миф и символ. М., 1994;
Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994;
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996;
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998;
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999;
Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2002. Т. 2:
Мифологическое мышление; Von Hendy A. The modern construction of myth. Bloomington, 2002;
Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. М., 2002;
Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству: мифология и трансформация личности. М., 2006;
Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск, 2004;
Armstrong K. A short history of myth. Edinburgh, 2005;
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 4-е изд. М., 2006;
Плютто П.А. Концепция аутентичного мифа и анализ социокультурных иллюзий. М., 2009.
Само слово миф имеет происхождение
Миф – (от греч. μῦθος (мифос) — слово, речь, рассказ) – 1) рассказ о богах, героях; 2) символическое повествование (сказ, рассказ и т. п.) религиозного содержания, в основе которого лежит конкретный сюжет; 3) баснословное сказание.
Слово «миф» происходит из греческих источников в продолжение понятий «предание» или «легенда» и описывает культурный символ или сакральное сообщение, объясняющее происхождение всего сущего (и подобные важные вопросы) через использование метафорического языка или символики для выражение идей.
В академическом употреблении термин «миф» в общем смысле не выносит решений по поводу истинности или ложности истории. Это идёт вразрез с популярным употреблением слова, часто используемого для обозначения неправды. Именно в научном значении слово «миф» используется и в библеистике. Так, священник Александр Мень объясняет значение слова «миф» как формы выражения мышления древних народов, включая и еврейского народа в Библии, следующим образом: «Миф – это тот язык, на котором древний человек говорит о самом важном для себя. Древние евреи не создавали абстрактных схем, они мыслили картинами, образами, они прибегали к мифотворчеству. Миф – это „недифференцированное единство религии, поэзии, науки, этики, философии“. То, что открывалось внутреннему взору человека, он выражал в пластической символике мифа».
Мифология. Для тех, кто хочет все успеть
Практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения. Где бы ни жили люди, в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании, везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической. Родившись на заре человечества, мифология прекрасно чувствует себя и в компьютерную эру, оставаясь источником вдохновения для писателей и композиторов. Так что же такое мифы и как их можно классифицировать? Кем были нибелунги, чем занимались друиды, как звали музу астрономии и сколько пород у мифических китайских драконов? Разобраться в этих и многих других сложных на первый взгляд вопросах поможет наша книга.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифология. Для тех, кто хочет все успеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Родом из сказки. Что такое миф? Определение мифологического мировоззрения и классификация мифов
Поверьте, дети прекрасно понимают, что единорогов нет. Но они так же прекрасно понимают, что книги про единорогов — конечно, если речь идет о хороших книгах — это правдивые книги.
Мы живем в мире, который невозможно представить себе без книги. Раз возникнув, она — в самых разных формах: папируса, глиняных табличек, рукописных пергаментов, печатная или электронная — навек стала нашей спутницей и верной хранительницей информации.
Но, однако же, когда-то мир существовал и без письменности, и без книги. По меркам существования Земли — с тех пор прошли мгновения, но по меркам человеческой цивилизации — время это уже весьма отдаленное. Как же так, спросите вы? Как люди передавали знания, опыт, как сохраняли обычаи, традиции и память?
Ответ прост: наши предки хранили все это в преданиях и легендах.
Почитай мне сказку на ночь
«История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой»
На определенной стадии развития практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения.
Где бы ни жили люди: в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании — везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической.
Но правильно ли мы понимаем само слово «миф»?
Собственно, само по себе оно греческого происхождения и обозначает не что иное, как «предание» или «сказание». Но между мифом и сказкой существует весьма существенная разница. Все ли понимают это?
Геракл Фарнезе. Мрамор. Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей
В детстве родители читают детям сказки. Сначала это крошечные «зарисовки» для малышей, потом рассказы для детей постарше, потом большие истории — про дружбу, верность и подвиги. Потом приходит черед античных мифов. Но когда же сказки перестают быть просто увлекательными рассказами о богах и героях древности, рассказами, за которыми вроде бы нет ничего, кроме яркой фантазии их авторов?
«Мифология — совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»
Для некоторых людей — никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.
С точки зрения ученых, мифология — это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.
Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое — как символ солнца. О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана
Что это означало на практике? Всего лишь то, что мышление древних людей одушевляло весь мир: ветер, деревья, дождь и камни были такими же живыми и обладали такой же способностью мыслить и чувствовать, как и сам человек. Эта глубочайшая взаимосвязь способствовала слиянию логического и эмоционального мышления, выводя единственный непреложный закон древних: мир относится к тебе так, как ты относишься к каждой части этого мира.
Итак, миф — это предание, передающее представление людей о мире, его происхождении, богах, героях и самих людях.
Вместе или порознь?
Конечно, в таком взгляде на мир, с нашей, современной точки зрения, присутствовала большая доля наивности. И потому ничего удивительного не было в метафоричности — или переносе — восприятия человеком всего того, что его окружало. Иначе откуда же было взяться древнегреческим кентаврам, «помеси человека и лошади», или крылатому псу Симарглу из восточнославянских религий? Иначе почему боги древних так человечны и в своих родоплеменных отношениях, и даже в построении семейных связей?
Одним из главных признаков мифологического сознания как раз и является синкретизм. Говоря простыми словами, это соединение всех видов знаний, которыми обладал человек, в единое целое.
«Мифология — это то, во что верят взрослые, фольклор — то, что рассказывают детям, а религия — то и другое»
Людям современности, привыкшим к тому, что наука, религия, искусство не только существуют совершенно отдельно, но и подразделяются на множество внутренних течений, трудно это представить, но наши предки при помощи мифа объясняли все существующие на свете явления: как и почему возник мир, откуда взялись звери и растения, почему идет дождь и почему качаются деревья…
Мифологическое сознание объединяло в себе абсолютно все. Самые зачатки религии, различные формы примитивного тогда еще искусства, знания, которые мы сейчас назвали бы научными, — и те передавались последующим поколениям в виде мифов как коллективный опыт предков. Кроме того, именно мифы создавали и поддерживали систему этических ценностей и норм поведения, принятых в общине, и принимались на веру, не требуя обдумывания и критического восприятия.
«Миф — это религия, в которую никто уже больше не верит»
Еще одной особенностью мифологического сознания является сближение и даже мысленное объединение вещи и называющего ее слова. Для человека, мыслящего категориями мифологическими, вполне естественным является сближение совершенно различных предметов и явлений по внешним качествам: так, к примеру, молнию с древности ассоциировали со стрелой. Людям, существовавшим в синкретичном мире, где все происходит из всего и во все перетекает, достаточно было такого внешнего сходства, чтобы назвать его тождеством.
Пройдет много-много веков, и такой подход люди назовут красивым словом «символизм». Любой предмет или явление, не теряя своей сущности и предназначения, может стать знаком любого другого предмета или явления, то есть заменить их как символ.
«Каждый миф есть одна из версий правды»
Не стоит путать символизм как отдельное литературное направление, получившее развитие на рубеже XIX–XX вв., с символизмом мифологическим. Но мы можем встретить в современной литературе множество его примеров: дождь — как слезы неба, буря — как дыхание ветра, огонь — как отражение солнца… Подумайте, а ведь не так уж мало сохранилось в нашем сознании от того, древнего, восприятия мира как сказки!
«Миф — не вымысел, а концентрированная правда»
Что, откуда и почему?
Случись вам задать такие вопросы людям, мыслящим мифологически, и вы были бы сильно удивлены ответами. Дело в том, что в мифах в полной мере отражается тождественность, то есть совпадение генезиса и сущности предмета или явления. Говоря проще, причинно-следственные связи в мифе подменяются прецедентом.
На вопросы «что, откуда, почему?» миф отвечает: так было от начала времен. И почти никогда вы не встретите там иных объяснений. Зачем они?
Мифологический мир возникает во время изначальное, первое, некое «правремя», до которого не существовало ничего конкретного, и все что угодно могло возникнуть как угодно, потому что это был момент первотворения.
Спутники планеты Юпитер называют в честь мифологических персонажей, связанных с богом Юпитером (и ли Зевсом), причем самые крупные спутники носят имена его возлюбленных. Согласно мифам, Зевс окутывал себя облаками, чтобы скрыть прелюбодеяния, однако его жена Гера (она же Юнона в римской мифологии) все равно видела их с Олимпа. Подразумевая этот сюжет, НАСА в 2011 году отправило к Юпитеру автоматическую исследовательскую станцию «Юнона»
Почему же при кажущейся невозможной запутанности, слиянии самых, казалось бы, несопоставимых частей, отсутствии ответов на простейшие — для нас — вопросы мифологическое сознание сослужило человечеству колоссальную службу?
Основным назначением мифа, главной его целью и ценностью было создание модели, некоего примера, в соответствии с которым человек мог и должен был строить всю свою жизнь.
Изначальное время, первовещи, первопричины, первопредки — все становилось образцом. Время мифа, мифических богов и героев — это магическая основа существования человеческого рода. И пока соблюдается установленный порядок вещей, или ритуал, мир будет прочен и стабилен.
Ритуал вообще играл — и продолжает играть даже в современном мире — огромное значение. Регулярное повторение ритуалов является определенной инсценировкой мифа, и для человека древности это не только изображение, но и постоянное возрождение, подпитка магической силы мира.
«Мифы — это коллективные сновидения, а сновидения — индивидуальные мифы»
Тотем — в некоторых примитивных верованиях: животное (иногда растение или предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени
И можно сказать, что очень многие мифы — это одна сторона медали, а ее оборотной стороной является ритуал. Миф и ритуал — это теория и практика жизни древних людей.
Тысячи слов — и все об одном
Как уже было сказано, мифология говорит с человеком об окружающем его мире. Но ни для кого не секрет, сколь разнообразны и многочисленны мифы народов мира. Однако они все-таки поддаются определенной классификации. Отдельные, хорошо просматривающиеся черты и общие мотивы позволяют условно разбить мифы на группы.
«Миф, в который верят, постепенно становится правдой»
Мифы о животных. Являются одной из самых древних и многочисленных групп. Они включают в себя рассказы не только о животных-покровителях, или тотемных животных, становившихся основателями рода, но и о превращении людей в животных и наоборот, то есть об оборотничестве, как, например, древнегреческая легенда об Арахне или славянские сказания о князе-оборотне Волхе Всеславьевиче.
(Ричард Палмер Блакмур)
Астральные мифы дают представление о том, как появились звезды и планеты. Иногда среди них выделяют солярные и лунарные мифы, соответственно о Солнце и Луне.
Ядром любой мифологической системы является группа космогонических мифов, повествующих о космогонии, то есть происхождении всего космоса.
«Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов»
Далее можно выделить теогонию и антропогонию — мифы о происхождении богов и человека. Достаточно большое место в любой мифологии занимают календарные мифы — о постоянном повторении явлений в природе, и эсхатологические мифы, те, что рассказывают о конце времен, о том, как и почему прекратит существование наш мир.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Большое значение имеют и мифы культовые, часто связанные с определенным богом и местом, героические — знакомящие нас с героями древности, а также группа мифов, в которых рассказывается о культурных благах, данных людям, как правило богами или героями.
Конечно, это деление условно, но дает нам возможность постепенно научиться ориентироваться в огромном многообразии мифологической вселенной.