самая поздняя пасха в истории

Самая поздняя пасха за все время в прошлом и будущем

В 2021 году мы отметим одну из самых поздних пасх – ее празднование приходится на 2 мая. Хотя были и более поздние варианты – например, в 1983 г. торжество пришлось на 8 мая, что является абсолютным рекордом. Более поздней даты за последние 2 столетия не было и не будет, поскольку именно 8 мая – самый поздний срок. А самый ранний – это 4 апреля, поскольку раньше пасха также никогда не отмечалась и не будет отмечаться.

Самые поздние пасхи за всю историю

Итак, за последние 2 века самые поздние пасхи отмечались 6 мая. Произошло это всего 4 раза:

Когда будут самые поздние пасхи в 21 веке

Если не считать 2021 год, то самые поздние пасхи в ближайшее время будут отмечаться:

Получается, что абсолютный рекорд будет установлен в 2078, т.е. почти через 100 лет после аналогичного события 8 мая 1983 года.

Самые ранние пасхи

Самая ранняя пасха в 21 веке была лишь однажды – 4 апреля 2010 г. В этот же день ее отмечали в далеких 1847 и 1857 гг. (по новому стилю) А в будущем ранняя пасха выпадет на такие даты:

Почему даты пасхи все время меняются

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия.

В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом.

По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи.

Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю.

Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

Источник

Пасха: история праздника

Воскресение Христово – это самый торжественный, самый светлый и важный православный праздник, символ начала новой жизни, победы ее над смертью. Но до конца понять его суть можно только в том случае, если вам знакома история возникновения Пасхи. Тогда вы поймете, о какой благостной вести идет речь, почему в этот день все христосуются и приветствуют друг друга возгласами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес».

История православной пасхи

Дословно «пасха» — это «переход», то есть воскрешение из мертвых Иисуса Христа, переход от смерти к жизни, от зла к добру, от темноты к свету. О Пасхе в Википедии история трактуется так. На третий день после того, как был погребен в пещере Христос, несколько женщин в воскресенье пришли на это место, чтобы тело Иисуса полить благовониями. Они увидели, что камень, закрывавший вход в гробницу отодвинут, а сам гроб пуст. На камне сидел в белоснежном одеянии Апостол Господен. Он и сообщил женщинам что Иисус воскрес.

самая поздняя пасха в истории. Смотреть фото самая поздняя пасха в истории. Смотреть картинку самая поздняя пасха в истории. Картинка про самая поздняя пасха в истории. Фото самая поздняя пасха в истории

Сначала этот праздник отмечался в Византии, а потом началась уже история Пасхи на Руси, в десятом веке, вместе с крещением. Главные атрибуты этого праздника:

Кстати, как гласит история празднования Пасхи, яйца в красный цвет начали красить у нас с двенадцатого века. Куличи пекут из дрожжевого теста, чтобы тесто подошло, а изделие было высоким, с круглой верхушкой.

Есть также данные, что история праздника Пасхи в России своими корнями уходит в глубокую древность и что отмечали ее как день пробуждения природы гораздо раньше, чем появилось христианство. Покровительницей этого праздника у наших предков была Царь-Девица, которая призывала землю к плодородию, а растения пробуждала от зимней спячки.

самая поздняя пасха в истории. Смотреть фото самая поздняя пасха в истории. Смотреть картинку самая поздняя пасха в истории. Картинка про самая поздняя пасха в истории. Фото самая поздняя пасха в истории

Самая поздняя Пасха в истории и самая ранняя

Для начала отметим, что Пасха у разных церквей празднуется в разные дни. Как свидетельствует история происхождения Пасхи, были попытки упорядочить этот вопрос, но все равно отличия есть. Одни церкви исчисляют дату празднования в соответствие с юлианским календарем, другие – с григорианским. Иногда дата Пасхи у католиков и православных совпадает, но не часто – в среднем, в тридцати процентах случаев. О есть и общий момент — Пасха празднуется в первое воскресенье вслед за весенним полнолунием.

Еще по церковным канонам раньше 22 марта по старому календарю (4 апреля по новому) и позже 25 апреля (по новому календарю – 8 мая), Пасха праздноваться не может. Самая ранняя пасха отмечалась четвертого апреля в истории человечества только девять раз – первый в 1627-м году, а последний – в 2010-м. Самая поздняя в этом столетии была Пасха в 2002 году (пятое мая).

В большинстве случаев Пасха припадает на середину апреля. В 2016-м году мы будем ее отмечать первого мая, а с 14 марта по 30-е апреля проходит самый строгий Великий Пост. Вот такая история праздника Пасхи кратко. Теперь вам станет более понятно, почему он такой величественный и важный для всех верующих людей.

Источник

Пасха в 2022 году у православных и католиков: история и даты праздника

самая поздняя пасха в истории. Смотреть фото самая поздняя пасха в истории. Смотреть картинку самая поздняя пасха в истории. Картинка про самая поздняя пасха в истории. Фото самая поздняя пасха в истории

При определении даты Пасхи (Светлого Воскресения Христова) католики и православные используют разные календари: в первом случае — григорианский, а во втором — юлианский. Это делает Пасху переходящим праздником. При этом католики отталкиваются от весеннего равноденствия 21 марта по новому стилю, а православные — от даты по старому стилю — 3 апреля. При этом данный день не должен совпадать с первым днем празднования иудейской Пасхи. По этой причине реальные астрономические явления часто происходят совсем в другие дни.

самая поздняя пасха в истории. Смотреть фото самая поздняя пасха в истории. Смотреть картинку самая поздняя пасха в истории. Картинка про самая поздняя пасха в истории. Фото самая поздняя пасха в истории

Нынешний подход к определению даты празднования Пасхи был определен в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Он связан с тем, что Иисуса распяли в день Песаха, а воскрес он, соответственно, в воскресенье после Песаха.

Иудейская Пасха отмечается на 15-й день нисана (первого месяца библейского года в еврейском календаре), а на эту дату всегда приходится полнолуние после весеннего равноденствия.

В древности христиане использовали Песах как ориентир и праздновали Пасху в воскресенье после 15-го дня нисана. Однако позже церковь решила не отталкиваться от иудейского праздника и установила свое правило определения даты с учетом известных фактов о Воскресении Исуса Христа: это произошло в воскресенье, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Почему Пасху празднуют в воскресенье

Согласно четырем Евангелиям, в воскресенье на рассвете к Иисусу пришли жены-мироносицы, чтобы помазать тело благовониями, но обнаружили, что он воскрес.

Даты православной Пасхи до 2030 года

Когда будет самая ранняя и самая поздняя Пасха в XXI веке

В XXI веке рекорд столетия был установлен в 2010 году, когда православная церковь праздновала Воскресение Христово 4 апреля. В будущем самая ранняя Пасха будет отмечаться 5 апреля 2037 и 2048 годов.

Самая поздняя Пасха ранее выпадала на 8 мая 1983 года. В будущем она будет отмечаться православными 8 мая 2078 года. Пасха 2051 будет праздноваться 7 мая, в 2040 году Светлое Христово Воскресение придется на 6 мая.

Источник

Календарь и пасхалия

На вопросы теле­зри­те­лей отве­чает клирик храма Фео­до­ров­ской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Рома­но­вых, про­рек­тор по учеб­ной работе и заве­ду­ю­щий кафед­рой цер­ковно-прак­ти­че­ских дис­ци­плин Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап.

– Отец Вла­ди­мир, почему дата Пасхи всегда при­хо­дится на разное время, как ее высчи­ты­вать?

– Навер­ное, боль­шин­ство из нас не заду­мы­ва­ется, откуда берется эта дата и почему она каждый год меня­ется. В основе пра­во­слав­ной пас­ха­лии лежит фор­мула: Пасха должна совер­шаться в первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния после весен­него рав­но­ден­ствия. То есть в основе этой фор­мулы лежат три кален­дар­ных реалии: весен­нее рав­но­ден­ствие (сол­неч­ный год, непо­движ­ная дата 21 или 22 марта), первое пол­но­лу­ние (это вели­чина лун­ного кален­даря; в связи с тем что каждый год лунные месяцы, лунные фазы выпа­дают на разные даты сол­неч­ного кален­даря, то эта дата посто­янно меня­ется), а после пер­вого пол­но­лу­ния мы должны взять еще и первое вос­кре­се­нье. Из этих трех состав­ля­ю­щих и скла­ды­ва­ется дата празд­но­ва­ния Пасхи.

Эта фор­мула имеет в своем осно­ва­нии биб­лей­ские корни, поскольку она ори­ен­ти­ру­ется на еван­гель­ские собы­тия. Мы видим, что в Еван­ге­лии, по край­ней мере в трех первых Еван­ге­лиях, так назы­ва­е­мых синоп­ти­че­ских (от Матфея, Марка и Луки), Гос­подь наш Иисус Хри­стос совер­шает пас­халь­ную Вечерю, на кото­рой уста­нав­ли­вает таин­ство Евха­ри­стии (то есть вече­ром 14 нисана). Уми­рает Он на кресте 15 нисана, а вос­кре­сает в бли­жай­ший после этого вос­крес­ный день, то есть в вос­кре­се­нье после пол­но­лу­ния.

Хро­но­ло­гия чет­вер­того Еван­ге­лия свя­того апо­стола еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова немного другая – именно потому, что бого­слов­ские акценты рас­став­лены по-раз­ному. Хри­стос уми­рает на кресте 14 нисана, как раз в тот самый момент, когда в вет­хо­за­вет­ном храме при­но­сили в жертву агнцев. То есть в храме при­но­сят в жертву бес­сло­вес­ных живот­ных, а Хри­стос уми­рает на кресте в то же самое время как Истин­ный Агнец. Но как бы то ни было, Пасха – в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после вет­хо­за­вет­ного 14 нисана, о кото­ром подробно гово­рится в Книге Исход. А 14 нисана – это и есть пас­халь­ное пол­но­лу­ние, то есть наша фор­мула явля­ется логи­че­ским про­дол­же­нием древ­него празд­ника Пасхи, кото­рый празд­ну­ется на про­тя­же­нии сто­ле­тий, тыся­че­ле­тий начи­ная с собы­тий Исхода.

– Сего­дня хри­сти­ан­ский мир знает три кален­даря – юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский и ново­юли­ан­ский. Соот­вет­ственно, эти кален­дари влияют на дату празд­но­ва­ния Пасхи тех Церк­вей, кото­рые живут по одному из этих кален­да­рей. Напри­мер, Рус­ская Пра­во­слав­ная – по юли­ан­скому кален­дарю. Рас­ска­жите, пожа­луй­ста, что это за кален­дари и каким обра­зом пас­ха­лия высчи­ты­ва­ется по каж­дому из них? В этом году инте­ресно сов­па­де­ние: 16 апреля по всем трем кален­да­рям выпа­дает день празд­но­ва­ния Пасхи, но так полу­ча­ется далеко не всегда, есте­ственно.

– Вообще кален­дарь – это система счис­ле­ния боль­ших про­ме­жут­ков вре­мени, кото­рая осно­вана на пери­о­дич­но­сти дви­же­ния небес­ных светил. То есть кален­дарь – это не просто часы и минуты, а месяцы и годы. Поэтому, говоря очень упро­щенно, год – период обра­ще­ния Земли вокруг Солнца между двумя фик­си­ро­ван­ными точ­ками (напри­мер, две даты весен­него рав­но­ден­ствия или фик­си­ро­ван­ные даты, такие как 1 января). Про­ме­жу­ток между ними и дает про­дол­жи­тель­ность так назы­ва­е­мого тро­пи­че­ского года.

Но про­блема всех кален­да­рей, в том числе свя­зан­ной с ними пас­ха­лии, заклю­ча­ется в том, что вели­чина тро­пи­че­ского года явля­ется не целой – 365 дней 5 часов 48 минут, то есть 365 дней и почти шесть часов. Конечно, если мы хотим иметь точный кален­дарь, тогда каждый год 31 декабря, в ночь на 1 января, мы должны были бы стрелки часов пере­дви­гать на эти шесть часов, чтобы создать более точную кален­дар­ную систему. Но это очень неудобно. Пред­ставьте себе, тогда каждый год поня­тие утра, дня, вечера просто поте­ряло бы смысл. Люди мыслят целыми чис­лами. Кален­дарь – это как кор­зина яиц. В кор­зине может быть десять яиц или 365, но не может быть 365 и чет­верть. Раз­би­тое яйцо уже тако­вым не явля­ется.

Поэтому кален­дарь – попытка созда­ния такой системы, кото­рая опе­ри­рует целым числом дней. Триста шесть­де­сят пять дней – это и была самая ранняя и попу­ляр­ная так назы­ва­е­мая еги­пет­ская кален­дар­ная система, когда просто брали 365 дней, а на этот дове­сок вни­ма­ния не обра­щали. Но тогда каждая дата раз в четыре года пере­ме­ща­лась на один день. Оста­ток в шесть часов умно­жить на четыре года, полу­чаем 24 часа – еще один день. Просто, но неточно. Это, навер­ное, основ­ная кален­дар­ная про­блема – если мы хотим достичь точ­но­сти, кален­дарь должен быть более слож­ным. А любой более про­стой кален­дарь менее точен.

Чтобы испра­вить эту ошибку, еще в дохри­сти­ан­скую эпоху, в 45 году до Рож­де­ства Хри­стова, рим­ский импе­ра­тор Юлий Цезарь после кон­суль­та­ции с извест­ным алек­сан­дрий­ским аст­ро­ном и мате­ма­ти­ком Сози­ге­ном вводит так назы­ва­е­мый юли­ан­ский кален­дарь. Этот кален­дарь возник еще до появ­ле­ния хри­сти­ан­ской Церкви, до появ­ле­ния хри­сти­ан­ства. Здесь как раз каждые четыре года добав­лялся так назы­ва­е­мый висо­кос­ный день, послед­ний день фев­раля. «Висо­кос­ный» – от латин­ского bis sextus, то есть дважды шестое число. У нас это 29 фев­раля, а в кален­даре той эпохи было два раза шестое число друг за другом. Точ­ность этого кален­даря уве­ли­чи­лась прак­ти­че­ски в трид­цать раз. В этом кален­даре ошибка в один день набе­гает где-то раз в 128 лет. Это было боль­шим уве­ли­че­нием. Кален­дарь этот стал граж­дан­ским.

Судя по всему, об этой ошибке кален­даря знали, но никто не при­да­вал ей осо­бен­ного зна­че­ния, поэтому хри­сти­ан­ская Цер­ковь, раз­ви­ва­ю­ща­яся в язы­че­ском обще­стве той эпохи, при­няла граж­дан­ский кален­дарь, како­вым был юли­ан­ский, и на его основе создала свою так назы­ва­е­мую алек­сан­дрий­скую пас­ха­лию, кото­рой мы поль­зу­емся до сих пор. То есть этот кален­дарь про­стой, но в нем зало­жена опре­де­лен­ная ошибка. Поэтому и пас­халь­ные даты в связи с этим одним днем каждые 128 лет, в связи с неболь­шой неточ­но­стью фаз Луны посте­пенно сдви­га­ются все больше к лет­нему пери­оду, к пери­оду позд­ней весны. Хотя по юли­ан­скому кален­дарю все эти даты оста­ются теми же.

Эту ошибку заме­тили во втором тыся­че­ле­тии – заме­тили и визан­тийцы, и рим­ляне. Но визан­тийцы не пред­ла­гали ника­кой кален­дар­ной реформы. А в Като­ли­че­ской Церкви в XVI веке, в 1572 году, папа Гри­го­рий XIII орга­ни­зо­вал спе­ци­аль­ную комис­сию. Она рабо­тала десять лет. Была про­ве­дена реформа кален­даря и создан так назы­ва­е­мый гри­го­ри­ан­ский кален­дарь. Здесь висо­кос­ный год добав­лялся не каждые четыре года, суще­ство­вала более слож­ная система, период этого кален­даря был уже не четыре года, а четы­ре­ста лет. Его точ­ность еще раз уве­ли­чи­лась почти в трид­цать раз, он дает ошибку в один день раз в три тысячи лет. Эта реформа была исклю­чи­тельно като­ли­че­ской, ни с пра­во­слав­ными, ни с про­те­стан­тами не сове­то­ва­лись. Более того, многие про­те­стант­ские страны эту реформу не при­ни­мали. В Европе даже быто­вала пого­ворка: лучше разой­тись с Солн­цем, чем сой­тись с папой. В 1583 году в Кон­стан­ти­но­поле был созван Собор восточ­ных пат­ри­ар­хов, на кото­ром эта реформа под­верг­лась очень жест­кой кри­тике, и пра­во­слав­ные от нее дистан­ци­ро­ва­лись.

Вместе с тем время шло, и мы видим, что в начале ХХ века кален­дар­ный вопрос встал и в Пра­во­слав­ной Церкви. На так назы­ва­е­мом Все­пра­во­слав­ном сове­ща­нии в Кон­стан­ти­но­поле в 1923 году была пред­ло­жена реформа кален­даря и пас­ха­лии, а также так назы­ва­е­мый новый юли­ан­ский кален­дарь. Он еще более точный, там ошибка в один день набе­гает при­бли­зи­тельно за сорок тысяч лет, то есть это уже огром­ные пери­оды вре­мени, кото­рые в нашем чело­ве­че­ском опыте мало ощу­тимы и в исто­рии, и в хро­но­ло­гии. Также была пред­ло­жена реформа пас­ха­лии, но она не была реа­ли­зо­вана. Более того, кален­дар­ная реформа при­вела к рас­колу в неко­то­рых Церк­вах, появ­ле­нию так назы­ва­е­мых ста­ро­стиль­ных рас­ко­лов, прежде всего в самой Гре­че­ской Церкви. Поэтому сейчас запад­ные хри­сти­ане празд­нуют непо­движ­ные празд­ники, свои празд­ники пас­халь­ного круга по гри­го­ри­ан­скому кален­дарю – и като­лики, и про­те­станты.

У пра­во­слав­ных же ситу­а­ция намного слож­нее. Есть Церкви, кото­рые празд­нуют непо­движ­ные празд­ники (напри­мер, Рож­де­ство, Бого­яв­ле­ние, Бла­го­ве­ще­ние) по юли­ан­скому кален­дарю (Рус­ская, Серб­ская, Иеру­са­лим­ская, Гру­зин­ская Церкви, бук­вально несколько лет назад на юли­ан­ский кален­дарь вер­ну­лась Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь). Все осталь­ные Церкви исполь­зуют так назы­ва­е­мый новый юли­ан­ский кален­дарь. Сейчас он сов­па­дает с гри­го­ри­ан­ским и будет сов­па­дать до 2800 года. Но все Пра­во­слав­ные Церкви празд­нуют Пасху по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Эта пас­ха­лия осно­вана на юли­ан­ском кален­даре, поэтому полу­ча­ется некая разо­рван­ность литур­ги­че­ского созна­ния. Един­ствен­ным исклю­че­нием в семье Пра­во­слав­ных Церк­вей явля­ется Фин­лянд­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, кото­рая, нахо­дясь в люте­ран­ском окру­же­нии и будучи, так скажем, госу­дар­ствен­ной Цер­ко­вью, с 20‑х годов ХХ века вна­чале полу­чала раз­ре­ше­ние от Кон­стан­ти­но­поля на каждый год на празд­но­ва­ние Пасхи по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии, а сейчас она един­ствен­ная из Пра­во­слав­ных Церк­вей празд­нует Пасху по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии.

– Какая сего­дня раз­ница между юли­ан­ским кален­да­рем и гри­го­ри­ан­ским?

– В насто­я­щее время эта раз­ница состав­ляет 13 дней. Когда папа Гри­го­рий XIII про­во­дил в XVI веке эту реформу, раз­ница была в десять дней. Поэтому реформа даже в то время в като­ли­че­ской Европе вызвала довольно много сму­ще­ний, поскольку десять дней просто выбра­сы­ва­лись из кален­даря (за 4 октября шло 15‑е). Конечно, воз­никли вопросы, как выпла­чи­вать зар­плату, долги, пла­тить про­центы по займам и так далее, куда эти десять дней делись. Но затем эта раз­ница про­дол­жала уве­ли­чи­ваться, сейчас она состав­ляет 13 дней. В связи с разным устрой­ством висо­кос­ных дней, систе­мой висо­кос­ных дней в юли­ан­ском и гри­го­ри­ан­ском кален­да­рях эта раз­ница уве­ли­чится еще на один день и соста­вит 14 дней в 2100 году.

Тогда все наши пра­во­слав­ные празд­ники в рамках граж­дан­ского кален­даря сдви­нутся на один день. Рож­де­ство Хри­стово мы будем празд­но­вать не 7 января, а 8‑го, Бого­яв­ле­ние не 19-го, а 20 января. По юли­ан­скому кален­дарю оста­нутся те же самые даты. Рож­де­ство как было 25 декабря, так и оста­нется. Сейчас мы празд­нуем Рож­де­ство 25 декабря по юли­ан­скому кален­дарю. Но при пере­счете на граж­дан­ский стиль, на гри­го­ри­ан­ский кален­дарь, по кото­рому живет госу­дар­ство и по кото­рому все мы живем, под­пи­сы­вая какие-то свет­ские доку­менты, отводя детей в школу, устра­и­ва­ясь на работу и так далее, мы исполь­зуем эти граж­дан­ские гри­го­ри­ан­ские даты, хотим мы этого или нет. Такое сме­ще­ние про­изой­дет, никуда от этого не деться, поскольку таково устрой­ство этих двух кален­дар­ных систем. Затем еще на один день раз­ница уве­ли­чится в 2200 году (15 дней), потом будет 16 дней и так далее. То есть посте­пенно эта раз­ница будет воз­рас­тать.

– Сейчас граж­дан­ский кален­дарь у нас гри­го­ри­ан­ский, а были ли в России какие-то попытки реформы кален­даря, для того чтобы уни­фи­ци­ро­вать кален­дари? Сейчас у нас есть новый стиль, а есть, как гово­рят, старый стиль (или цер­ков­ный кален­дарь). Часто люди, конечно, пута­ются и спра­ши­вают: неужели нельзя, чтобы было понят­нее. Были ли попытки уни­фи­ка­ции кален­да­рей?

– Дей­стви­тельно, такие вопросы вста­вали в России несколько раз на про­тя­же­нии XIX века. Но все эти реформы, пред­ло­же­ния по этим рефор­мам не были реа­ли­зо­ваны госу­дар­ствен­ной вла­стью. На рубеже XIX и ХХ веков была созвана даже спе­ци­аль­ная комис­сия по реформе кален­даря. В част­но­сти, в ней от Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви при­ни­мал уча­стие извест­ный про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии Васи­лий Васи­лье­вич Боло­тов. Он выска­зался резко против реформы кален­даря. Но вместе с тем в конце эта комис­сия пред­ло­жила проект кален­даря, кото­рый условно было пред­ло­жено назвать нико­ла­ев­ским (или ново­рус­ским): каждые 128 лет в него должен был добав­ляться один висо­кос­ный день, но точ­ность этого кален­даря была просто огром­ной. Один день набе­гал в сто тысяч лет. Причем если посмот­реть на жур­налы засе­да­ния этой комис­сии, там была идея, что посте­пенно к этому кален­дарю при­со­еди­нится вся Европа, весь мир как к самому точ­ному и все страны пойдут за Рос­сией. Но было пред­ло­жено исклю­чи­тельно по мате­ма­ти­че­ским пред­ло­же­ниям про­ве­сти эту реформу в 1928 году, потому что это было удоб­нее всего.

Мы не знаем, уда­лось ли бы про­ве­сти эту реформу, поскольку после госу­дар­ствен­ного пере­во­рота 1917 года и после при­хода к власти боль­ше­ви­ков в 1918 году новое совет­ское пра­ви­тель­ство вводит в каче­стве граж­дан­ского кален­даря гри­го­ри­ан­ский. Тако­вой ста­но­вится госу­дар­ствен­ным кален­да­рем. Этот вопрос о разных стилях обсуж­дался на Помест­ном Соборе 1917–1918 гг. Очень инте­ресно почи­тать эти дис­кус­сии, доклады. Соб­ственно, сум­ми­руя то, что гово­ри­лось на Соборе, Цер­ковь ска­зала, что она прин­ци­пи­ально не против какого-то пере­хода, но сейчас пере­хо­дить не будет, потому что в стране еще царил хаос, было пред­ло­жено создать какую-то спе­ци­аль­ную кален­дар­ную комис­сию. А затем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было уже просто не до этого, поскольку встал вопрос о ее выжи­ва­нии.

Инте­рес­ный факт: в 1923 году, когда прошел так назы­ва­е­мый Все­пра­во­слав­ный кон­гресс (или Все­пра­во­слав­ное сове­ща­ние) в Кон­стан­ти­но­поле, свя­ти­тель Тихон, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси, ввел новый стиль и в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В опре­де­лен­ной мере он, конечно, был дез­ин­фор­ми­ро­ван о сущ­но­сти этого собра­ния. Оно пози­ци­о­ни­ро­вало себя как все­пра­во­слав­ное, хотя на самом деле там были пред­ста­ви­тели только очень немно­гих Пра­во­слав­ных Церк­вей. Там не при­сут­ство­вала Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь по объ­ек­тив­ным при­чи­нам тяже­лого пери­ода ее суще­ство­ва­ния. Но тем не менее Свя­тей­ший пат­ри­арх Тихон ввел этот новый стиль. Он был введен на при­хо­дах Москвы, епар­хии его, по боль­шому счету, не при­няли, поэтому он про­су­ще­ство­вал два­дцать с неболь­шим дней, и после свя­ти­тель издал указ вре­менно отло­жить повсе­мест­ное упо­треб­ле­ние и вве­де­ние в дей­ствие нового стиля. Так что и такой период у нас был.

Затем этот вопрос обсуж­дался на так назы­ва­е­мом сове­ща­нии Помест­ных Авто­ке­фаль­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, кото­рое прошло в Москве в 1948 году. На нем было при­нято ком­про­мисс­ное, но вместе с тем очень мудрое и пра­виль­ное реше­ние, кото­рым мы руко­вод­ству­емся до сих пор. Согласно ему все Пра­во­слав­ные Церкви должны празд­но­вать свой глав­ный празд­ник – Пасху – вместе по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии и юли­ан­скому кален­дарю. А что каса­ется непо­движ­ных празд­ни­ков (Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и так далее), каждая Пра­во­слав­ная Цер­ковь имеет право выбрать тот кален­дарь – юли­ан­ский или ново­юли­ан­ский, – кото­рый она по пас­тыр­ским сооб­ра­же­ниям счи­тает более полез­ным и под­хо­дя­щим для ее реалий. Таким обра­зом, чело­век, про­жи­ва­ю­щий на помест­ной тер­ри­то­рии той или иной Пра­во­слав­ной Церкви, при­дер­жи­ва­ется кален­дар­ного стиля и кален­дар­ных реалий этой Церкви.

Хотя мы видим, что были и неод­но­крат­ные исклю­че­ния, осо­бенно в диас­поре, когда неко­то­рые пра­во­слав­ные при­ходы, нахо­дя­щи­еся в мень­шин­стве, в като­ли­че­ском, про­те­стант­ском окру­же­нии, в виде исклю­че­ния могли полу­чать раз­ре­ше­ние на совер­ше­ние круга празд­ни­ков, напри­мер, по ново­юли­ан­скому кален­дарю; или в рамках той или иной пас­тыр­ской необ­хо­ди­мо­сти подоб­ный вопрос мог решаться поло­жи­тельно в инди­ви­ду­аль­ном, част­ном порядке в случае нали­чия такой нужды.

Сего­дня Пра­во­слав­ные Церкви согласны друг с другом в дате празд­но­ва­ния Пасхи, ника­ких споров нет. Но известно, что в исто­рии Церкви были моменты, когда про­ис­хо­дили так назы­ва­е­мые пас­халь­ные споры, споры о пас­ха­лии. В чем заклю­ча­лась суть этих споров, почему они воз­никли?

Судя по всему, хри­сти­ане из иудеев, так назы­ва­е­мые иудео­хри­сти­ане (то есть вче­раш­ние иудеи, обра­тив­ши­еся в хри­сти­ан­ство), веро­ят­нее всего, про­дол­жали празд­но­вать Пасху 14 нисана, в ночь на 15‑е, как это делали и иудеи. А осталь­ная Цер­ковь, условно говоря – Цер­ковь из языч­ни­ков, довольно-таки рано (по край­ней мере, как поз­во­ляют судить сви­де­тель­ства, на рубеже I и II веков) ввела годич­ный еже­год­ный празд­ник Пасхи в вос­кре­се­нье после 14 нисана, ори­ен­ти­ру­ясь тем самым на еван­гель­ские собы­тия. Этот празд­ник Пасхи носил более исто­ри­че­ский харак­тер: раз Хри­стос вос­крес в первый день после суб­боты, в вос­кре­се­нье, то, конечно, логич­нее всего было празд­но­вать Пасху именно в вос­кре­се­нье.

Что каса­ется иудео­хри­стиан (мала­зий­цев; они жили в рим­ской про­вин­ции Асия, можно их назвать асий­цами), с их датой тоже была свя­зана не только тра­ди­ция. Веро­ят­нее всего, это и есть самая древ­няя тра­ди­ция празд­но­ва­ния Пасхи, но и глу­бо­кое бого­сло­вие, поскольку иудеи и ранняя Цер­ковь ожи­дали при­ше­ствия Христа именно в пас­халь­ную ночь. Вместе с тем, если мы почи­таем ран­не­хри­сти­ан­ские доку­менты из сирий­ских, пале­стин­ских кругов, то увидим, что пред­пас­халь­ный пост имел зна­че­ние поста за иудеев. Ранняя Цер­ковь как бы пости­лась и моли­лась за обра­ще­ние иудеев именно в кон­тек­сте того, что иудей­ский синед­рион пре­дает Христа на рас­пя­тие. Ника­кая другая дата с бого­слов­ской точки зрения, кроме 14 нисана, для ранней Церкви в этих кругах была невоз­можна. Поэтому мы видим два бого­сло­вия и две даты. Раз­ница могла состав­лять мак­си­мально шесть дней, но и это уже стало пред­ме­том обсуж­де­ния Церк­вей.

Мы видим, что в сере­дине II века, как повест­вует Евсе­вий Кеса­рий­ский в своей «Цер­ков­ной исто­рии», святой Поли­карп Смирн­ский при­ез­жает в Рим и там бесе­дует с рим­ским епи­ско­пом Ани­ке­том (Ани­ки­той, по-раз­ному его имя можно встре­тить в рус­ско­языч­ной лите­ра­туре). Текст гово­рит о том, что они обсуж­дали самые разные вопросы, по всему достигли согла­сия, за исклю­че­нием вопроса о дате празд­но­ва­ния Пасхи. Но вместе с тем, чтобы под­черк­нуть, что этот вопрос не явля­ется раз­де­ля­ю­щим Церкви, рим­ский епи­скоп поз­во­лил восточ­ному епи­скопу совер­шить Евха­ри­стию в своей общине и при­ча­стить всех веру­ю­щих своей общины, чтобы пока­зать, что пас­халь­ный, кален­дар­ный вопрос не может раз­де­лять Церкви, он не явля­ется пово­дом для раз­рыва евха­ри­сти­че­ского обще­ния.

Однако про­хо­дит бук­вально сорок лет (это где-то 195 год, конец II века) – и кон­фликт выхо­дит на новый уро­вень, ситу­а­ция очень сильно нака­ля­ется, эска­ли­ру­ется. Рим­ский епи­скоп Виктор (судя по всему, жест­кий, власт­ный пер­со­наж на рим­ской кафедре) тре­бует от мала­зий­цев отка­заться от их прак­тики под угро­зой отлу­че­ния. Начи­нают соби­раться соборы – и на Востоке, и на Западе. Восточ­ные соборы выска­зы­ва­ются в пользу своей прак­тики, говоря о том, что она идет еще от апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. Запад­ные соборы под­дер­жи­вают свою прак­тику. Виктор гово­рит о том, что если мала­зийцы от своей тра­ди­ции празд­но­вать Пасху 14 нисана не отка­жутся, он разо­рвет с ними евха­ри­сти­че­ское обще­ние и отлу­чит их от обще­ния. Такова была первая попытка рим­ского епи­скопа вме­шаться в дела не своей епар­хии и довольно-таки жестко наве­сти поря­док, некое еди­но­об­ра­зие.

Мы видим, что такую жест­кую пози­цию при­няли не все. Напри­мер, до нас дошло посла­ние свя­того Иринея Лион­ского. Сам он был родом как раз с Востока, но воз­глав­лял епар­хию в Лионе, то есть на тер­ри­то­рии нынеш­ней Фран­ции. Он как раз напи­сал рим­скому епи­скопу посла­ние с прось­бой не пре­ры­вать евха­ри­сти­че­ское обще­ние, поскольку и это древ­няя тра­ди­ция, и, как он пишет, раз­ница в дате празд­но­ва­ния Пасхи не может пре­пят­ство­вать сов­мест­ному совер­ше­нию Евха­ри­стии. Это некое закон­ное раз­но­об­ра­зие. Мы не знаем, про­изо­шел разрыв евха­ри­сти­че­ского обще­ния или нет, но харак­терно, что не дог­ма­ти­че­ский вопрос, не вопрос ереси стал при­чи­ной раз­де­ле­ния Церк­вей, раз­де­ле­ния Востока и Запада уже довольно рано.

Но если мы посмот­рим на III век, ситу­а­ция еще раз меня­ется, поскольку об этом 14 нисана в Древ­ней Церкви никто не спорил, все при­ни­мали именно эту иудей­скую дату. А в III веке про­ис­хо­дит реформа иудей­ского кален­даря. В эпоху Еван­ге­лия, эпоху воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ской Церкви, кален­дарь в Изра­иле был очень про­стым – осно­вы­вался на эмпи­ри­че­ском наблю­де­нии. Были спе­ци­ально назна­чен­ные синед­ри­о­ном люди, двое или трое мужчин, имев­ших очень хоро­шее зрение; они каждый вечер наблю­дали за фазами Луны. Когда они видели самый узкий, моло­дой серп Луны, то при­хо­дили в синед­рион, гово­рили об этом собы­тии, и синед­рион про­воз­гла­шал так назы­ва­е­мое освя­ще­ние (начало) нового месяца.

Затем, после раз­ру­ше­ния храма в 70 году I века, иуда­изм рас­се­и­ва­ется по всей тер­ри­то­рии Рим­ской импе­рии. Воз­ни­кает попытка, необ­хо­ди­мость сохра­нить един­ство иуда­изма как рели­гии, един­ство празд­ни­ков, кален­дар­ное един­ство. Тогда иудеи создают свой новый кален­дарь. Вроде бы ника­кого зна­че­ния на первый взгляд для хри­сти­ан­ства этот факт не имел, но в этом новом кален­даре Пасха время от вре­мени выпа­дала на дни до весен­него рав­но­ден­ствия. Весен­нее рав­но­ден­ствие – вели­чина не биб­лей­ская, она в Свя­щен­ном Писа­нии нигде ни разу не встре­ча­ется. Но вместе с тем в той сре­ди­зем­но­мор­ской куль­туре, греко-рим­ской куль­туре весен­нее рав­но­ден­ствие было нача­лом нового года в опре­де­лен­ной мере. День равен ночи, соот­вет­ственно – све­то­вой день ста­но­вится больше, чем ночь. Поэтому это некий празд­ник, особая дата для самых разных язы­че­ских куль­тур.

В то же время, если мы посмот­рим на иудей­ское бого­сло­вие, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие, эта дата очень важна для хри­сти­ан­ских авто­ров, поскольку она рас­смат­ри­ва­ется как некое начало мира, как тво­ре­ние мира – это либо первый день (день и ночь), либо чет­вер­тый день, когда созда­ется боль­шое све­тило, малое, звезды. У многих хри­сти­ан­ских авто­ров мы можем уви­деть идею того, что это и есть день весен­него рав­но­ден­ствия, когда день равен ночи, и пол­но­лу­ния, когда Луна созда­ется в виде пол­ного све­тила. Конечно, это бого­сло­вие, никоим обра­зом не аст­ро­но­мия. Но в рамках такого пони­ма­ния дата весен­него рав­но­ден­ствия, конечно, ста­но­вится очень важной и прин­ци­пи­аль­ной.

Пред­ставьте себе ситу­а­цию: в какой-то год Пасха у иудеев была после весен­него рав­но­ден­ствия, а в сле­ду­ю­щий год до весен­него рав­но­ден­ствия. Полу­ча­ется, если счи­тать год от рав­но­ден­ствия до рав­но­ден­ствия, Пасха про­изо­шла два раза в одном и том же году, а в сле­ду­ю­щем году Пасхи не будет. Соот­вет­ственно, если хри­сти­ане ори­ен­ти­ру­ются на иудей­ское 14 нисана, у них воз­ни­кает такая же ситу­а­ция. Она немножко искус­ствен­ная, но в рамках такого пони­ма­ния исчис­ле­ния года от рав­но­ден­ствия до рав­но­ден­ствия воз­ни­кает опи­сан­ная про­блема.

Поэтому в III веке очень много хри­сти­ан­ских авто­ров высту­пают как раз против этого нового иудей­ского кален­даря и начи­нают сами созда­вать свои соб­ствен­ные пас­ха­лии – то есть таб­лицы, кото­рые осно­ваны не на наблю­де­нии звезд­ного неба. Пас­ха­лия – это фор­мула, в кото­рую встав­ля­ются разные вели­чины и появ­ля­ются таб­лицы, поз­во­ля­ю­щие узнать, когда Пасха будет не только в этом году, но через пять лет, десять и так далее. Это некий мате­ма­ти­че­ский расчет на осно­ва­нии аст­ро­но­ми­че­ских данных того, когда этот празд­ник будет совер­шаться.

Насколько важна была про­блема и насколько серьезны были эти кон­фликты, видно хотя бы из того, что этот вопрос был поднят даже на Первом Все­лен­ском Соборе. Если во II веке раз­ница могла состав­лять шесть дней, то в III веке между теми хри­сти­а­нами, кото­рые сле­до­вали иудей­скому 14 нисана, и теми, у кото­рых были уже свои соб­ствен­ные пас­халь­ные таб­лицы, раз­ница в дате Пасхи могла состав­лять целых пять недель. Как пишет Евсе­вий Кеса­рий­ский, когда одни упраж­ня­лись в посте, другие уже празд­но­вали Пасху. Евсе­вий гово­рит о том, что в импе­рии был некий хаос, поэтому импе­ра­тор Кон­стан­тин созы­вает Первый Все­лен­ский Собор не только из-за ереси Ария, но в том числе и из-за празд­ника Пасхи, чтобы прийти к общему реше­нию. Если мы откроем книгу правил, то не увидим ника­кого пра­вила Пер­вого Все­лен­ского Собора о Пасхе.

Из посла­ния свя­того импе­ра­тора Кон­стан­тина епи­ско­пам, из других доку­мен­тов мы видим, что Собор выска­зался за созда­ние пас­ха­лии, неза­ви­си­мой от иудей­ской. Поэтому хри­сти­ане уже не обра­щают на иудей­ское 14 нисана ника­кого вни­ма­ния. Начи­ная с этого вре­мени, они живут уже сами по своим пас­халь­ным таб­ли­цам, кото­рые вычис­ляют само­сто­я­тельно. Мы видим, что эта фор­мула, о кото­рой мы вна­чале гово­рили (весен­нее рав­но­ден­ствие, после него первое пол­но­лу­ние, после него вос­крес­ный день), ста­но­вится уже некоей таб­ли­цей. Хотя то, что про­блема не была решена, видно из других кано­ни­че­ских правил IV века. Напри­мер, Антио­хий­ский Собор (40‑е годы III века) своим первым пра­ви­лом опять воз­вра­ща­ется к этому вопросу. Так назы­ва­е­мые апо­столь­ские пра­вила, именно седь­мое пра­вило тоже гово­рит о том, что нельзя празд­но­вать Пасху прежде весен­него рав­но­ден­ствия вместе с иуде­ями: не в один и тот же день, а именно ори­ен­ти­ру­ясь на иудей­ское 14 нисана. То есть вопрос не был решен ни в этом плане, ни в плане того, что хри­сти­ане создали свои соб­ствен­ные пас­халь­ные таб­лицы. Пре­красно, но это были разные таб­лицы на Востоке и на Западе.

У алек­сан­дрий­цев был свой пас­халь­ный цикл, так назы­ва­е­мый девят­на­дца­ти­лет­ний лунный цикл, в Риме это был вось­ми­лет­ний цикл. Дата весен­него рав­но­ден­ствия в этих двух цен­трах была разной. Пра­вила вычис­ле­ния пас­халь­ного вос­кре­се­нья тоже изме­ня­лись, поэтому мы видим, что Первый Все­лен­ский Собор прошел, но уже в сле­ду­ю­щем, 326 году, после Собора, Рим и Алек­сан­дрия празд­но­вали Пасху в разные даты – 3 и 10 апреля соот­вет­ственно. То есть един­ство так и не было вос­ста­нов­лено. Поэтому дис­кус­сии о том, как все-таки создать пас­халь­ные таб­лицы, про­дол­жа­лись и после Собора. Потому очень часто можно в лите­ра­туре встре­тить утвер­жде­ние о том, что Первый Все­лен­ский Собор решил пас­халь­ный вопрос, но скорее он стал первым шагом на пути реше­ния этого вопроса.

Мы видим, напри­мер, что очень яркий свя­ти­тель, святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, на Сер­дик­ском соборе (342–343 гг.) соби­рает восточ­ных и запад­ных епи­ско­пов в Сер­дике (нынеш­няя Бол­га­рия). Обсуж­да­ются не только вопросы, свя­зан­ные с его сме­ще­нием, ари­ан­ство и так далее, но также восточ­ные и запад­ные епи­скопы создают ком­про­мисс­ную пас­ха­лию на пять­де­сят лет. То есть каждая группа берет свои таб­лицы – и идут год за годом. Если даты сов­па­дают, – все пре­красно. Если даты не сов­па­дают, то пыта­ются понять, по каким прин­ци­пам дата была вычис­лена, почему она непри­ем­лема для другой сто­роны. Обычно либо запад­ные при­ни­мали дату восточ­ных, либо восточ­ные несколько раз при­ни­мали дату запад­ных. Один раз вообще не дого­во­ри­лись о сов­мест­ной дате и взяли дату посе­ре­дине. То есть она была не по таб­лице. Тем самым эта идея, что хри­сти­ане должны празд­но­вать свой глав­ный празд­ник Пасху вместе, единым серд­цем, еди­ными усты, была очень важной. Никто не пытался дока­зать, какая пас­ха­лия лучше, но епи­скопы мудро дого­ва­ри­ва­лись о каждой дате и создали такие таб­лицы на пять­де­сят лет. Эти таб­лицы были до конца IV века, где-то до 395 года.

Однако после этого вре­мени Восток и Запад друг с другом уже прак­ти­че­ски не обща­ются по поводу единой даты празд­но­ва­ния Пасхи. Восточ­ные празд­нуют свой празд­ник, не обра­щая вни­ма­ния на запад­ных. Запад­ные таб­лицы с самого начала были менее точ­ными, давали большую ошибку, поэтому в V веке и начале VI века запад­ные хри­сти­ане все чаще при­ни­мают восточ­ные даты, а в 525 году рим­ский аббат Дио­ни­сий Малый вводит восточ­ные алек­сан­дрий­ские пас­халь­ные таб­лицы на Западе, пред­ла­гая их как таб­лицы, создан­ные отцами Пер­вого Все­лен­ского Собора. Это был очень важный аргу­мент. Мы уви­дели, что Первый Все­лен­ский Собор ника­ких кон­крет­ных таблиц не одоб­рял, он одоб­рил прин­цип неза­ви­си­мо­сти хри­сти­ан­ской Пасхи от иудей­ского 14 нисана. Бла­го­даря этому аргу­менту посте­пенно алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия заво­е­вы­вает и запад­ные епар­хии, хотя этот про­цесс тоже был довольно про­дол­жи­тель­ным.

Только в начале IX века, в эпоху Карла Вели­кого, алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия ста­но­вится единой пас­ха­лией всей хри­сти­ан­ской импе­рии – и Востока, и Запада. Прошло почти пять­сот лет после Пер­вого Все­лен­ского Собора, пока алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия бла­го­даря своей боль­шей точ­но­сти по срав­не­нию с древним так назы­ва­е­мым рим­ским циклом, боль­шей кра­соте, уни­вер­саль­но­сти заво­е­вала все епар­хии импе­рии. По сути, на про­тя­же­нии несколь­ких сто­ле­тий после этого (почти семь­сот лет) она была единой пас­ха­лией Востока и Запада уже до гри­го­ри­ан­ской реформы.

– То есть все, что вы назвали, – это основ­ные моменты транс­фор­ма­ции пас­ха­лии, про­ис­хо­див­шие в хри­сти­ан­ском мире? Или можно еще о чем-то упо­мя­нуть?

– Это основ­ные этапы раз­ви­тия пас­ха­лии пер­вого тыся­че­ле­тия. Во втором тыся­че­ле­тии хри­сти­ане Востока и Запада празд­но­вали Пасху вместе до гри­го­ри­ан­ской реформы. Я упо­мя­нул о ней в рамках реформы кален­даря. Но если посмот­реть на доку­менты той эпохи, эта реформа была прежде всего рефор­мой пас­ха­лии. То есть кален­дарь стал вто­рич­ным изме­не­нием. Если почи­тать запад­ную лите­ра­туру XIV, XV, XVI веков, мы увидим, что как раз Рим­ская Цер­ковь хотела вер­нуться к реа­лиям IV века, реа­лиям Никей­ского Собора, как эти реалии пони­ма­лись в то время. То есть про­во­див­шие эту реформу аст­ро­номы, бого­словы гово­рили о том, что раз­ница соста­вила десять дней, мол, давайте вернем весен­нее рав­но­ден­ствие на 21 марта, на то время, когда оно было тако­вым в эпоху Пер­вого Все­лен­ского Собора, давайте вернем пол­но­лу­ние, фазы Луны, эту систему именно к тому вре­мени. То есть сами като­лики не вос­при­ни­мали эту реформу как некое ново­вве­де­ние. Наобо­рот, для них оно было воз­вра­том к этой тра­ди­ции, просто тра­ди­ция тогда пони­ма­лась таким обра­зом. Может быть, сейчас сами като­лики бы ска­зали, что они эту тра­ди­цию пони­мают другим обра­зом. Поэтому был изме­нен кален­дарь, как мы ска­зали, была изме­нена система пол­но­лу­ний, фаз Луны. Потому после гри­го­ри­ан­ской реформы запад­ная пас­ха­лия пере­стала быть цик­лич­ной.

В Восточ­ной Церкви в пра­во­сла­вии есть такое поня­тие, как Вели­кий индик­тион – 532 года, тот период, после кото­рого все даты Пахси повто­ря­ются друг за другом. То есть это девят­на­дцать умно­жить на два­дцать восемь (19 – так назы­ва­е­мый лунный цикл алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии, а 28 – семь дней в неделю). Каждые четыре года добав­ля­ется один висо­кос­ный день, тот период, когда все даты юли­ан­ского кален­даря будут сов­па­дать с теми же самыми днями недели. Все это пере­мно­жа­ется, и полу­ча­ется так назы­ва­е­мый Вели­кий индик­тион – каждые 532 года все даты Пасхи будут сле­до­вать опять друг за другом. А после гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии все эти изме­не­ния стали настолько боль­шими, что ее период, цикл прак­ти­че­ски исчез, она стала почти линей­ной, ее период состав­ляет около пяти мил­ли­о­нов лет, это уже не спи­раль, не цикл, а устрем­лен­ная вперед прямая.

Если смот­реть на лите­ра­туру той эпохи, мы увидим, что многие аст­ро­номы и бого­словы той эпохи эту реформу вна­чале не при­няли, в том числе и пас­ха­ли­че­скую, но их пред­ло­же­ния были еще более ради­каль­ными. Напри­мер, многие аст­ро­номы той эпохи пред­ло­жили вообще отка­заться от цик­лич­но­сти пас­ха­лии, от всех этих слож­ных мате­ма­ти­че­ских исчис­ле­ний и просто празд­но­вать Пасху, напри­мер, в послед­нее вос­кре­се­нье марта или в первое вос­кре­се­нье апреля; или выбрать какую-то дату (21 марта, 25 марта, 7 апреля) и празд­но­вать Пасху в первый вос­крес­ный день после этой даты.

То есть они как раз гово­рили, что все это очень сложно, может быть, не особо нужно (по край­ней мере, запад­ному обы­ва­телю XVI века), но эти пред­ло­же­ния были еще более ради­каль­ными. Вместе с тем была еще одна группа аст­ро­но­мов и бого­сло­вов, кото­рая пред­ла­гала сохра­нить эту фор­мулу (Пасха в первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния поле весен­него рав­но­ден­ствия), но взять и вычис­лить эти состав­ля­ю­щие аст­ро­но­ми­че­ски, на широте Иеру­са­лима. Посмот­реть, когда в таком-то году будет весен­нее рав­но­ден­ствие в Иеру­са­лиме, когда там же будет бли­жай­шее пол­но­лу­ние, и взять сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день. То есть такая пас­ха­лия пол­но­стью отка­за­лась бы от идеи цик­лич­но­сти, от того, как создана и функ­ци­о­ни­рует алек­сан­дрий­ская пас­ха­лия, и была бы исклю­чи­тельно аст­ро­но­ми­че­скими таб­ли­цами.

Ни те, ни другие пред­ло­же­ния като­ли­ками при­няты не были, но я уже упо­мя­нул о так назы­ва­е­мом Все­пра­во­слав­ном сове­ща­нии 1923 года, и на нем эта идея еще раз была озву­чена уже в пра­во­слав­ном кон­тек­сте – взять эту фор­мулу (первое вос­кре­се­нье после пер­вого пол­но­лу­ния после рав­но­ден­ствия) и высчи­тать пас­ха­лию аст­ро­но­ми­че­ски. То есть отка­заться от алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Но в связи с тем что возник ста­ро­стиль­ный раскол после вве­де­ния нового стиля, конечно, осу­ще­ствить реформу пас­ха­лии было бы совер­шенно бес­смыс­ленно. Более того, это было бы само­убий­ством, окон­ча­тельно рас­ко­лов­шим Цер­ковь. Поэтому реформа оста­лась поло­вин­ча­той: кален­дарь поме­няли, пас­ха­лию не поме­няли. В резуль­тате воз­ни­кает ряд устав­ных момен­тов, может исче­зать или сильно сокра­щаться Петров пост; так назы­ва­е­мые Мар­ковы главы, кото­рые регу­ли­руют совер­ше­ние тех или иных непо­движ­ных празд­ни­ков в период Вели­кого поста или Свет­лой сед­мицы, тоже не сов­па­дают с этими реа­ли­ями и так далее.

Именно поэтому про­шед­ший недавно в про­шлом году так назы­ва­е­мый Крит­ский собор, кото­рый пре­тен­до­вал на то, чтобы быть все­пра­во­слав­ным (однако не все Пра­во­слав­ные Церкви при­няли в нем уча­стие, поэтому, конечно, у него совер­шенно другой статус, это неко­то­рое сове­ща­ние ряда Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, никоим обра­зом не пре­тен­ду­ю­щее на выра­же­ние пол­ноты обще­пра­во­слав­ного мнения). Как раз в пред­две­рии этого собора, когда обсуж­да­лась его повестка дня, в том числе и по насто­я­нию нашей Церкви и Свя­тей­шего Пат­ри­арха Кирилла вопрос о кален­даре и пас­ха­лии был снят, поскольку в нашей Церкви этот вопрос не явля­ется акту­аль­ным, по край­ней мере в насто­я­щее время не явля­ется острым.

Мы живем по юли­ан­скому кален­дарю, по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Другие Церкви живут по ново­юли­ан­скому кален­дарю. Мы нахо­димся в полном евха­ри­сти­че­ском обще­нии друг с другом, совер­шаем сов­мест­ную Евха­ри­стию. И даже ока­зы­ва­ясь на тер­ри­то­рии других Пра­во­слав­ных Церк­вей, мы, согласно упо­мя­ну­тому мною реше­нию 1948 года, реше­нию сове­ща­ния Помест­ных Авто­ке­фаль­ных Церк­вей, можем при­дер­жи­ваться кален­даря той Церкви, на тер­ри­то­рии кото­рой нахо­димся. Тем самым сослужа, вместе совер­шая опре­де­лен­ные празд­ники и в рамках цер­ков­ных деле­га­ций, палом­ни­честв. Может быть, в то время, когда мы нахо­димся в отпуске или посе­щаем с тури­сти­че­скими целями другие Помест­ные Пра­во­слав­ные Церкви, это кален­дар­ное литур­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие явля­ется совер­шенно закон­ным, леги­тим­ным, не нару­ша­ю­щим нашего еди­но­об­ра­зия, един­ства в празд­нике Пасхи. Поэтому, конечно, выно­сить этот вопрос на Все­пра­во­слав­ный собор, по край­ней мере сейчас, смысла не было.

Хотя в рамках так назы­ва­е­мого пред­со­бор­ного про­цесса, то есть раз­лич­ных все­пра­во­слав­ных пред­со­бор­ных сове­ща­ний, кото­рые шли начи­ная с 60‑х годов, этот вопрос рас­смат­ри­вался, по нему при­ни­ма­лись разные резо­лю­ции, дела­лись раз­лич­ные доклады, в том числе и пре­по­да­ва­те­лями нашей Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии. Есть заме­ча­тель­ный, пре­крас­ный доклад про­фес­сора отца Ливе­рия (Воро­нова) именно на эту тему, очень глу­бо­кий, обсто­я­тель­ный, рас­смат­ри­ва­ю­щий период Пер­вого Все­лен­ского Собора и совре­мен­ность. Поэтому в Пра­во­слав­ной Церкви глу­боко про­ра­бо­тали этот вопрос, но, навер­ное, именно бла­го­даря этой кон­крет­ной про­ра­ботке стало понятно, что суще­ству­ю­щая ситу­а­ция, этот статус-кво, всех устра­и­вает и каждая Цер­ковь вправе опре­де­лять свою литур­ги­че­скую жизнь, тот кален­дарь, по кото­рому она живет.

– Оста­лось совсем немного вре­мени; может быть, стоит под­ве­сти итоги про­граммы. Обо­зна­чим по юли­ан­скому и гри­го­ри­ан­скому кален­да­рям самую раннюю и самую позд­нюю даты Пасхи.

– И по юли­ан­скому, и по гри­го­ри­ан­скому кален­да­рям эти даты прак­ти­че­ски оди­на­ко­вые – 22 марта и 25 апреля. Этот про­ме­жу­ток явля­ется общим для алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии. Просто ввиду того что гри­го­ри­ан­ские даты отстоят от юли­ан­ских на три­на­дцать дней и после гри­го­ри­ан­ской реформы система пас­халь­ных пол­но­лу­ний изме­нена, в насто­я­щее время могут быть такие ситу­а­ции, когда две пас­ха­лии сов­па­дают, как в этом году, а в случае если такого сов­па­де­ния нет, раз­ница может состав­лять от одной до пяти недель. То есть прак­ти­че­ски то же, что мы видели в Древ­ней Церкви, в III и IV веках; ситу­а­ция еще раз меня­ется – от пол­ного сов­па­де­ния до пяти недель этот раз­брос воз­мо­жен. В связи с тем что Фин­лянд­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь един­ствен­ная, празд­ну­ю­щая Пасху по гри­го­ри­ан­ской пас­ха­лии, то и здесь воз­ни­кает такая же ситу­а­ция. По край­ней мере, у наших север­ных сосе­дей от Петер­бурга (бук­вально двести кило­мет­ров до них) дата Пасхи может в те или иные годы отли­чаться очень сильно. Когда у нас вторая, третья сед­мица Вели­кого поста, за двести кило­мет­ров от нас пра­во­слав­ные уже празд­нуют свой празд­ник Пасхи.

Но вместе с тем даже такое раз­ли­чие не раз­ру­шает наше евха­ри­сти­че­ское обще­ние. Поэтому при знании и пони­ма­нии того, как мы высчи­ты­ваем дату празд­ника Пасхи, все это не должно вести к сму­ще­ниям, соблаз­нам и к кри­тике свя­щен­но­на­ча­лия или других кален­дар­ных систем других Пра­во­слав­ных Церк­вей. Но если мы гово­рим, что мы, пра­во­слав­ные, явля­емся носи­те­лями тра­ди­ции, сохра­нять, кон­сер­ви­ро­вать эту тра­ди­цию мало. Ее нужно знать, пони­мать. Если мы будем пони­мать, как эта тра­ди­ция раз­ви­ва­лась, сколько самых разных под­хо­дов и реше­ний было на про­тя­же­нии исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви, почему воз­ни­кали те или иные попытки реформы или изме­не­ний, тогда мы эту тра­ди­цию сможем не только понять, но и полю­бить и она дей­стви­тельно станет не мерт­вым грузом, но тем живым пре­да­нием, кото­рое мы дей­стви­тельно еже­дневно в нашем юли­ан­ском кален­даре, в алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии реа­ли­зуем на наших при­хо­дах и в нашей личной духов­ной и молит­вен­ной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *