самая древняя икона николая чудотворца
Икона Святого Николая Чудотворца: в чем помогает, значение образа
Список святых, почитаемых православной церковью, достаточно обширен. Более того, он пополняется новыми именами и поныне. Но некоторые канонизированные личности занимают особое место в Святцах, и первым среди равных является Святой Николай.
Этот святитель почитается всеми христианскими конфессиями, но особенно сильно выражено преклонение ему в православии. Сильная икона Святителя Николая Чудотворца найдется в любом православном храме. Лики святого в обязательном порядке включаются и в домашние иконостасы, причем занимают там самое почетное место в непосредственной близости от лика Христа, Богородицы и изображения Святой Троицы.
Чудотворцем Николая Мирликийского заслуженно прозвали еще при жизни. Считается, что и после смерти он продолжает ходить по миру и творить чудеса. Многие его иконы также признаны чудотворными и спасающими от несчастий и недугов.
Жизненный путь Николая Чудотворца
Несмотря на то, что жил святитель Николай более полутора тысяч лет тому назад, сохранилось достаточно много сведений о его деяниях. Однако, как это всегда бывает, со временем многие из них преобразовались в легенды, и вычленить из них ядро исторической истины попросту невозможно. Поэтому примем на веру написанное в православной литературе, в частности – в «Житии святителя Николая».
Святой Николай почитается и в исламе. Разумеется, икон Чудотворца в мечетях и домах мусульман нет (изображения людей в исламе под запретом), но многие обращаются к нему с просьбами о заступничестве.
Николай, впоследствии ставший Чудотворцем, родился примерно в 270 году н.э. в Патаре. Его родители долгое время были бездетными, но искренне молились Богу и надеялись на его милость. И Господь на склоне лет даровал им сына.
Николай с первых дней жизни демонстрировал благочестие и готовность служить Богу. Как гласит предание, во время крещения он (будучи младенцем!) стоял на ножках, а молоко матери вкушал лишь дважды в неделю, таким образом выдерживая пост.
С юных лет Николай всей душой стремился к служению. Его дядя и тезка, будучи епископом Патары, не мог не заметить усердия отрока. Юный Николай сначала стал чтецом при храме, а затем был возведен в духовный сан и стал епископом Миры (отсюда и прозвище Мирликийский).
Территория древней Ликии находится ныне на территории Турции, где большинство жителей исповедует ислам. Тем не менее Николая почитают и местные жители, а в Миру (сейчас – Демре), где он жил и проповедовал, ежегодно съезжаются тысячи паломников со всего света.
Николай вел аскетическую и богоугодную жизнь. Все полученное от небедных родителей наследство он отдал нуждающимся, причем без красивых жестов, практически втайне. Он предпочитал простую одежду и пищу, не гнушался физического труда и постоянно помогал нуждающимся.
Не отвратило его от истинной веры и многолетнее заточение в темнице, куда он попал во времена императора Диоклетиана – известного ненавистника и гонителя христиан. Вернувшись из заточения, благочестивый епископ стал проповедовать еще усерднее.
В Святцах упоминается множество чудес, которые сотворил Николай. Это воскрешение моряка, разбившегося о палубу, усмирение шторма и так далее. Помимо этого, он творил и простые человеческие чудеса: помогал бедным, выступал защитником оклеветанных, спасал от казни невинно осужденных.
Николай Чудотворец считается покровителем мореплавателей.
Согласно историческим источникам, Николай прожил долгую для тех времен жизнь – около 80 лет. И всю ее он посвятил служению Богу и помощи ближним. После смерти его останки, сразу же замироточившие, были погребены в Ликии, откуда впоследствии были вывезены в итальянский Бари. Часть мощей находится в Венеции.
Николай Чудотворец отождествляется с европейским Санта-Клаусом и нашим Дедом Морозом. Он тайком подкладывал деньги под порог бедного вдовца, который воспитывал трех дочерей. Благодаря этой бескорыстной помощи отец смог собрать приданое дочерям, они благополучно вышли замуж и избежали участи блудниц.
История и описание святыни
История иконы Николая Чудотворца начинается в незапамятные времена: считается, что прототипом первого образа стал прижизненный портрет Николая Мирликийского.
Доподлинно неизвестно, когда была написана первая икона этого типа – скорее всего, сразу после кончины и канонизации святителя. Древнейшее изображение Николая, дошедшее до наших дней, датировано XII столетием. Оно находится в именной базилике Чудотворца в итальянском Бари.
Базилика Николая Чудотворца – одно из самых посещаемых туристами мест в Италии. Она действительно невероятно красива, но привлекает паломников не только богатым убранством. Помимо старинной иконы и многочисленных фресок, описывающих благочестивые деяния святого, там есть ростовая статуя Николая, отлитая из чистого серебра.
В крипте базилики хранятся мощи Николая Чудотворца, которые до сих пор мироточат. Ежегодно дверцу раки с мощами приоткрывают, и оттуда вытекает немного благоуханного миро. Его продают в лавке при базилике – говорят, что оно помогает от самых страшных недугов.
Вход в базилику доступен представителям всех конфессий. Более того, с середины прошлого столетия право служить в этом храме получили и православные священники.
Иконография образа
Образ Святого Николая очень любим иконописцами: его изображают на иконах не реже, чем самого Христа, Богоматерь или Троицу. И версий изображений этого святого уж точно не меньше, чем изводов Божьей матери.
Самая древняя икона из известных ныне написана по канонам византийской школы и, согласно преданию, отображает святого практически с портретным сходством. В это можно поверить: после исследования мощей Николая была сделана компьютерная реконструкция его прижизненного облика. Сходство действительно есть.
Главная примета всех образов Николая Чудотворца – это очень глубокий и добрый взгляд. Весь облик святого излучает умиротворение и благообразие. При одном взгляде в глаза Николая ощущаешь ауру поистине вселенской доброты и защиты от всех напастей.
Известно три типа икон святителя:
Существуют и так называемые «житийные» иконы. На них образ святого окружен небольшими фрагментами, иллюстрирующими его благочестивую жизнь и деяния.
Другие сильные иконы Святого Николая
Как уже было сказано выше, существует множество изводов (то есть, канонических типов) написания лика Чудотворца. Все иконы изображают одного и того же святого, но с некоторыми нюансами:
В православных храмах, в отличие от католических, нет статуй святых (это считается сродни идолопоклонничеству). Тем не менее Никола Можайский, высеченный из дерева в XIV столетии, находится в Третьяковской галерее и считается исключением из правил.
Николай Угодник и Николай Чудотворец — в чем различие икон?
В святцах, молитвах и церковной литературе Николай именуется епископом Мир Ликийских и Чудотворцем. А в народе его ласково величают Угодником. Так что речь идет об одном и том же святом – никакого различия между иконами нет.
Значение иконы Николая Чудотворца в православии
Значение иконы Николая Чудотворца в православии сложно переоценить. Количество храмов и икон, посвященных Чудотворцу, уступает лишь Божией Матери. Некогда имя Николай было самым популярным в России. Так называли и многих мальчиков из императорских семей, которые впоследствии становились самодержцами.
Лик Николая Чудотворца имеется в каждом православном храме, а число церквей, освященных в его честь, превышает 5 тысяч. Несколько лет назад часть мощей Николая была на время привезена из Бари в Россию. Чуть больше чем за месяц им пришло поклониться свыше 2,5 миллиона россиян.
В чем помогает икона Святого Николая
Икона Николая Чудотворца помогает всем молящим о защите и покровительстве. Считается, что больше всего святой покровительствует путешественникам, воинам, торговцам, банкирам, студентам и, конечно, детям. Икона защищает невинно оклеветанных и осужденных от несправедливого суда, помогает оступившимся встать на путь истинный.
Николай Угодник помогает примириться поссорившимся, исцелиться от недугов и зависимостей болящим, одиноким – обрести семейное счастье, родить и вырастить здоровых детей. В общем, если вы приходите в церковь и не знаете, у какого святого просить защиты, идите к Николаю – не ошибетесь.
Когда отмечают праздник иконы св. Николая
Существуют два общеизвестных праздника иконы Николая Чудотворца: летний (весенний) и зимний. День иконы весеннего Николая празднуется 22 мая по новому стилю. Он посвящен переносу мощей святителя в Бари.
День иконы Николы Зимнего отмечается 19 декабря, в преддверии Нового Года и Рождества. Этот праздник посвящен блаженному успению святителя.
С недавнего времени в России возрожден еще один праздник, посвященный Святому Николаю. Это его Рождество, которое приходится на 11 августа по современному календарю.
Где находится чудотворная икона Николая Чудотворца?
Считается, что чудотворной может стать любая икона Угодника, которой истово и искренне молятся. Она не обязательно должна быть старинной или запредельно дорогой: вполне достаточно современного образа, купленного в церковной лавке.
В качестве чудотворного чтят старинный образ Миколы Зарайского, недавно вернувшийся на свою «родину», в Зарайск. Есть чудотворные образы в храмах Христа Спасителя, Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Преображения на Песках и в других церквях.
Чудеса, связанные с иконой Николая Угодника
В народе считают, что Николай до сих пор ходит по земле и творит чудеса. Каждое чудо иконы – это свидетельство покровительства святого, который по сей день заботится о живущих на земле.
В интернете есть множество публикаций, посвященных современным чудесам Николая Чудотворца. Он помогает избежать аварий, найти работу, исцелиться от недугов, обустроить личную жизнь, добиться справедливого суда – чтобы перечислить все чудеса Угодника, нужна не одна подобная статья.
Как правильно молиться перед иконой, где ее поставить?
Для домашнего иконостаса лучше выбрать поясное изображение Чудотворца и разместить его слева от образа Спасителя.
Тексты молитв
Молиться нужно сосредоточенно и искренне. Совместные молитвы приветствуются, но обращающиеся к образу не должны мешать друг другу и отвлекать разговорами от обращения к святому.
Молитва о заступничестве
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о помощи в дороге
О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших. Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков.
Молитва об исцелении
О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Слова канонических молитв прошли через тысячелетия и обрели великую силу. Но вряд ли святой Николай Угодник откажет в помощи человеку, искренне молящемуся перед его иконой простыми словами, идущими от сердца!
Икона Николая Чудотворца: иконография образа
Инфографика подготовлена порталом «Православие и мир»
Из истории иконографии святителя Николая
Среди множества изображений святых Православной Церкви иконы святителя Николая занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем «Описании Московии» писал: «Среди прочих святых они более всего чтят Николая Чудотворца и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах» [Гваньини]. Конечно, не «божескими» были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Чудотворца; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.
Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Чудотворца, данную последним:
«Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева» (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).
В 1087 г. мощи угодника Божия Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.
Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси
На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).
В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.
Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием.
Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.
Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния [5].
Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., «Николы Липенского», содержит такое молитвенное обращение: «О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:» Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом [21].
Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.
Житийные иконы Николая Чудотворца
Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси [21]. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.
Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Чудотворца; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.
Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.
Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) [19]. Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы [26]. Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.
В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое «господство» на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях [19].
В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена [19].
Новгородские хроники донесли до нас «Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище».
«Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая»
«Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая» дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне («в ризах, яко же на иконе написан») и повелел послать в Киев, где «на полатех» (на хорах) есть икона св. Николая, «круглая доска», освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею «покропитися» для исцеления. При этом святой показал «меру» этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим «болярином дворецким». Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: «от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет». На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. «Болярин» же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: «отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою». Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая «на Ярославле дворе», расписана «стенными письмены», и там была помещена чудотворная икона: «за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша» [1].
Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени [20].
В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: «В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть». Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.
Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу [20].
Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: «Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая» [1]. Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: «Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне».
Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже [20].
О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.
Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, «на полатех» Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона «Никола в житии» из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).
В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний («Книга Паломник») пишет: «А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром». Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) [20].
В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского [20].
Древние иконы Николая Чудотворца
Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.
Это икона святителя Николая – «круглая доска» (Новгородский музей), о которой шла речь выше.
Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.
Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. «из Диких полей», т.е. из южнорусских степей.
Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. [21].
Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:
1. Монастырь «Святого Николы Старого» в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.
2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.
3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).
Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – «круглая доска» (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.) [20]
В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).
В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) [20]. К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.
Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.