сад возле спаса на крови

Михайловский сад

Михайловский сад расположен между северным фасадом Михайловского дворца и набережной реки Мойки. Он является частью комплекса Русского музея. Большинству туристов он знаком благодаря вычурным воротам и ограде, которые становятся объектом для фотосессий и селфи.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Вид на Спас-на-Крови из Михайловского сада

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Михайловский сад имеет два входа:

Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.

Режим работы Михайловского сада в 2021 году

Стоимость билетов в Михайловский сад в 2021 году

Вход бесплатный.

Решётка Михайловского сада

Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.

Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови. Строительство храма проходило в конце XIX — начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II. Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.

Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.

Описание

Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.

Источник

Михайловский сад

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Михайловский сад в Санкт-Петербурге — один из самых популярных и благоустроенных парков, который находится в самом центре города. В этом редчайшем памятнике ландшафтной архитектуры XVIII — начала XIX веков на одной территории уникально соединены два различных стиля ландшафтного искусства — регулярный или французский, и пейзажный, английский. Также парк характеризует архитектурная гармония воплощенного замысла великого зодчего Карла Росси — единство здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада. Сад охраняется как объект культурного наследия федерального значения.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Где находится

Территория сада ограничена улицей Садовой, рекой Мойкой и каналом Грибоедова. К югу от Михайловского сада расположен Михайловский дворец, а также здания Этнографического музея и Корпуса Бенуа. Возле северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови.

Вход в сад

Посетители могут войти со стороны Садовой улицы или со стороны набережной канала Грибоедова. Стоимость входа: бесплатно.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

История

Михайловский сад появился в начале XVIII века, по решению Петра I, одновременно с Летним садом. Сначала его называли Третий летний сад, потому что два первых сада принадлежали царю, а в этом начали строить замок для царицы, Екатерины I. Генеральный план трех Летних садов выполнил по заказу государя архитектор Жан-Батист Леблон. В те годы территория сада была более обширна, чем сегодня, и планировщикам пришлось осушать площадку, сооружая дополнительные каналы для отвода воды.

На нынешнем месте павильона Росси был построен компактный Екатерининский дворец с золотым шпилем, который называли «Золотыми хоромами». Вокруг были высажены плодовые деревья, ягодные кустарники, а в оранжереях выращивали ананасы и бананы. В сад привезли соловьев, наловленных в трех губерниях. Аллеи в виде зеленых коридоров чередовались с прудами, в которых разводили живую рыбу.

Анна Иоановна III, воцарившись, затеяла масштабную перестройку сада, выделив большое место для охоты на кабанов, зайцев и оленей — ягдгартен. Для охотников были выстроены специальные галереи, каменные стенки которых защищали от случайных пуль. При ней же в саду появилась мыльня — императорская баня с фонтаном и комнатами для отдыха.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Спустя годы Франческо Бартоломео Растрелли построил для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец и сад-лабиринт с главной аллеей, ведущей к Невскому проспекту. Сад был распланирован в модном тогда регулярном стиле, с крестообразными аллеями, стрижеными деревьями, фонтанами и мраморными статуями. В саду также были разбиты клумбы и установлены павильоны, беседки и горки с качелями.

С 1817 года началось строительство Михайловского дворца, после чего сад стали называть Михайловским. Его опять перепланировали, пытаясь придать более природный, «пейзажный» характер. Вместо прудов для рыбы появилась английская лужайка, на смену огородам пришли дорожки для конных прогулок. А на месте «Золотых хором» архитектор Росси выстроил павильон-пристань для малых лодок императорской семьи.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Во дворце поселился великий князь Михаил Павлович с женой Еленой Павловной, часто организовывавшей в саду обширные великосветские празднества. Михайловский сад открыли для публики в 1898 году, спустя 3 года после передачи Музею императора Александра III. Правда, согласно табличке на воротах, сад могли посещать не все: запрещено было входить солдатам и собакам.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Кованая решетка Михайловского сада

В 1881 году народовольцы смертельно ранили императора Александра II на набережной Екатерининского канала, около Михайловского сада. В память о трагедии на этом месте был построен собор Воскресения Христова, известный как «Спас-на-крови». Для того, чтобы отделить храм от Михайловского сада, была изготовлена художественная решетка в стиле модерн, представляющая собой переплетение причудливых крупных цветов и листьев, украшенных позолоченными деталями. Кованые элементы ограды чередуются с колоннами, вазонами и урнами, а на месте ранения Александра II размещена мемориальная доска.

Видеообзор ограды Михайловского сада

Современная жизнь сада

В 1999 году Михайловский сад передали Государственному Русскому музею. С тех пор идет поэтапная реконструкция сада с целью вернуть его к облику, намеченному Карлом Росси. За эти годы высаживались новые деревья, а также убирались дорожки, искажающие изначальный замысел архитектора. Возле павильона Росси появился бюст Карла Росси, также в саду установлены бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова, копирующие оригинальные скульптурные произведения XIX века.

Мероприятия в Михайловском саду

В саду регулярно организуют массовые мероприятия — концерты и фестивали. Каждое лето в Михайловском саду проводится летний фестиваль «Императорские сады России», на котором демонстрируются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна. Посмотреть на работы профессионалов и садоводов-любителей не раз приезжали члены британской королевской семьи, находящиеся в родстве с российским императорским домом.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

В 2018 году местом проведения XI фестиваля «Императорские сады России» (с 21 по 27 июня) впервые выбран не Михайловский, а Летний сад. По замыслу организаторов, перенос места проведения мероприятия в любимый сад Петра I символичен для празднования 300 лет со дня издания петровского указа о проведении ассамблей. В июне 2019 года в Михайловском саду можно было проявить свои творческие способности по созданию костюмов в рамках инклюзивного проекта «Арт-превращения».

Выставки в Михайловском саду

В 2017 году в рамках фестиваля «Императорские сады России» в саду прошла выставка русского авангарда. А в мае—июне 2018 года посетители Михайловского сада могли полюбоваться на авторские скамейки, расписанные художниками, участвовавшими в международной акции «Лавка мира».

Как добраться до Михайловского сада

Сад находится в центральном районе Санкт-Петербурга, поэтому к нему можно добраться из разных районов города, выбрав наиболее удобный маршрут городского транспорта.

Неподалеку от входа в Михайловский сад расположены остановки наземного городского транспорта: автобус: № 3, 22, 27, 46, 49, К107, К289, троллейбус: № 5, № 22 и трамвай: № 3.

От метро «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская или зеленая линия): выйти в сторону Гостиного двора, на Садовую улицу. Идти прямо, примерно через 350 м. слева будет видна решетка Михайловского сада.

От метро «Невский проспект» (Московско-Петроградская или синяя линия): выйти в сторону канала Грибоедова, по набережной пройти мимо храма «Спас на Крови». Потом вдоль ограды Михайловского сада идти до входа.

От Дворцовой площади: выйти в сторону набережной реки Мойки возле Певческого моста. Перейдя мост, повернуть налево. Потом следовать по набережной, огибая Конюшенную площадь, до второго Садового моста.

На автомобиле: сад расположен напротив Михайловского замка, на машине нужно ехать до улицы Садовой.

На такси: к Михайловскому саду удобно добираться, используя приложения для заказа такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim).

Видеообзор Михайловского сада

Михайловский сад на google-панораме

Источник

Михайловский сад

Аудиогид

Фотографии

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на кровисад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Михайловский сад – это удивительнейший из парков ландшафтной архитектуры 18 столетия. Он являет собой сочетание сразу двух европейских стилей ландшафтного дизайна – регулярного и пейзажного (французского и английского). Михайловский сад можно назвать примером архитектуры Михайловского дворца и сада вокруг него, созданный прославленным архитектором Карлом Росси.

Предыстория создания

В начале своего существования, на территории нынешнего Летнего сада располагались сельские поселения и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау. В 1716 году Петром І был отдан наказ по выполнению Генерального плана трех Летних садов архитектору Жану-Батисту Леблону. Первый и второй приходились на территорию нынешнего Летнего сада, а третий, в свою очередь, является нынешним Михайловским садом.

По сути, Леблон создал единый огромный садово-парковый комплекс. Планировки, которые он осуществил, были лично одобрены Петром Великим. План дворца фактически был идентичен центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Около дворца росли ели, подстриженные в форме пирамид. Каштановая аллея вела прямо к большому партеру с трельяжной беседкой. В первые годы своего существования юго-западная часть сада была спланирована, как регулярный сад. На его территории выращивались фруктовые деревья, душистые травы, коренья. Также, были построены парники и теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов.

В 1741 году Елизаветой Петровной было дано поручение придворному архитектору Бартоломео Растрелли о создании проекта нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада. Проект был готов к апрелю 1743 года. Он представлял собой сад-лабиринт со скульптурами и фонтанами. С обратной стороны дворца Растрелли распланировал другой участок сада, разместив на его территории два фигурных пруда, фонтан и узорный кружевной цветник. Территория была распланирована с учетом четких геометрических фигур, прямых и, пересекавших их, аллей. В центре сада, согласно проекта, выкопали пять прямоугольных прудов.

Михайловский сад, как он есть

С приходом к власти Павла І дворец на территории сада был снесен, и вместо него, в период с 1787 по 1801 годы, был построен Михайловский замок. Земля около дворца объединила оба сада – «шведский» и спроектированный Растрелли. Согласно нового проекта были сохранены два фигурных пруда и четыре из пяти в «Шведском саду», которые соединялись между собой подземным каналом.

Михайловский замок был построен по примеру неприступной крепости – с разводными мостами, окруженный водой Воскресенского, Церковного и Обводного каналов. С этих пор Третий Летний сад обрел свое новое название – Верхний Летний или Михайловский. Планировка сада изменений не претерпела. Однако после смерти Павла І царская семья оставила замок, и парки с каналами со временем приходят в запустение. Позднее, в 1822 году замок был передан в ведение Главного Инженерного училища.

Новый этап жизни сада

С удивительным изяществом в новый проект Росси вписались некоторые участки парка, оставшиеся со времен Леблона и Растрелли. По сути, Карл Росси создал великолепный «английский» сад, в котором были взяты основы планировки пейзажного стиля образца середины 18 столетия. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси разбил большой луг в форме неправильного овала, украшенный аллеей по периметру и замечательно вписанный в ландшафт регулярной планировки.

Следующим приемом «английской» планировки сада было использование прудов с берегами неправильной формы. Для этого архитектору пришлось старые бассейны геометрической формы превратить в пруды форм различных. Малые же пруды в центре сада он убрал. В дополнение к этому был построен павильон с пристанью на берегу Мойки.

Территория Михайловского сада была щедро обустроена цветниками и цветущими кустарниками. При перепланировке Росси сохранил самое главное из прежней планировки – систему аллей, основу парковой композиции. Эти посадки были выгодно дополнены деревьями и цветами. До прихода советской власти сад был закрыт для простых горожан.

Век двадцатый

В начале 20-го столетия власти города не уделяли столько внимания Михайловскому саду. В 1902 году малый восточный пруд из-за обмеления был засыпан. Возведение Храма Воскресения Христова по проекту Альфреда Александровича Парланда во многом уменьшило территорию сада. В 1922 году сад был переименован согласно тогдашним революционным настроениям – МОПРа (Международной организации помощи борцам революции), и стал обычным городским парком. Английский луг, как шрам, прочертила дорожка для гуляющих горожан. Также были выстроены площадки для эстрады и павильонов. Позднее, к 60-м годам, на территории парка власти разрешили построить теннисный корт и общественный туалет.

В этот жуткий период посадка деревьев и кустарников проводилась совершенно хаотично. Разрастаясь, ветви деревьев закрыли фасадную часть Михайловского сада и вид со стороны дворца на Марсово поле.

К 2000-му году, когда-то великолепный сад оказался в критическом состоянии. Реконструкция Михайловского сада велась долгих восемь лет – с 2001 по 2007 год. Проект реконструкции позволил воссоздать прежний вид великолепной исторической части Петербурга – Михайловского сада.

Интересные факты

В 18 столетии на территории сегодняшнего обустроенного парка располагались охотничьи угодья ротмистра Конау.

Во время Великой Отечественной войны в траншеях, вырытых на территории парка, прятали от обстрелов скульптуры Русского музей.

Площадь этого городского парка достигает 10 га.

Источник

Михайловский сад

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

В самом сердце Санкт-Петербурга, по соседству со многими всемирно известными достопримечательностями расположен Михайловский сад. На территории в 10 га совмещены регулярный и пейзажный ландшафтный дизайн, что делает сад уникальным и за что ему присвоили статус памятника ландшафтной архитектуры.

История Михайловского сада

Вскоре после основания города император Петр I решил разбить парк на месте нескольких деревенских селений и охотничьих земель, принадлежащих тогда шведу Канау. На Генеральном плане 1716 года, составленного главным архитектором Жан-Батистом Леблоном, значилось три Летних сада. Два из них стали нынешней главной парковой достопримечательностью Петербурга, а вот последний и превратился в Михайловский.

Огромный парк комплекс, разработанный Леблоном, практически повторял Петергофский. В юго-западной, регулярной, части были высажены фруктовые деревья и лечебные растения, вдобавок были возведены парники для более экзотичных видов. В другой, парковой, стороне были высажены подстриженные под пирамиды ели, проложены прямые аллеи.

При правлении дочери Петра Великого, Елизаветы, знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли было поручено возведение Летнего дворца вместо уже существовавшей там резиденции Екатерины I. Весной 1743 года был готов новый сад, содержавший в себе много изумительных деталей. Одна из частей была отдана под растительный лабиринт и расположенными в нём скульптурными композициями и фонтанами. Оставшаяся площадь парка разделялась прямыми аллеями на геометрические фигуры. Пять прудов в виде прямоугольников были вырыты в центре сада, а помимо них, на территории расположились ещё два фигурных, а также цветник и фонтан.

Во время правления Павла I сад изменил свой облик. Император приказал снести старый дворец, а на его месте в 1801 году вырос Михайловский замок – после него Третий Летний сад получил своё современное имя. Согласно новому плану оставались фигурные и 4 прямоугольных пруда, которые теперь соединял подземный канал.

Построенный Михайловский дворец походил на замок, окруженный рвами и оборудованный подвесным мостом. Император спешил поскорее переехать в свою новую резиденцию, однако прожил там всего 40 дней – Павла убили в его собственной спальне.

После этого трагичного события здание несколько лет пустовало, и в 1822 году было переведено под ведомство Инженерного училища, отчего получило своё нынешнее название – Инженерный замок.

Александр I в 1819 году заказал у Карла Ивановича Росси перепланировку Михайловского сада. Проект включал себя засыпку каналов вокруг замка, кроме Воскресенского, уменьшение размеров прудов и создание единой водной системы. Также был построен коллектор, объединивший большой пруд и реку Мойку.

Росси применил модную тогда английскую планировку. Перед Михайловским дворцом раскинулся овальный луг, окаймленный прогулочной аллеей. Строгие геометрические очертания искусственных прудов, оставшихся от задумки Растрелли, были заменены на неправильные, похожие на естественные берега. Прудики в центре сада были убраны совсем. На набережной Мойки была возведена пристань, украшенная павильоном.

От старых проектов Росси оставил ещё и систему аллей, которая создавала основу парка. Их дополнили высадкой новых деревьев, кустарников и цветников.

Строительство Спаса на Крови на набережной канала Грибоедова в начале XX века уменьшило площадь Михайловского сада. В 1902 году один из прудов высох и был засыпан.

До Революции вход в сад для обычных жителей был закрыт. В 1922 году ему было дано название сада Международной организации помощи борцам революции, и он стал открытым для всех парком. Это плачевно сказалось на его состоянии. Через луг была вытоптана тропинка, вместо газонов были возведены сцена и павильоны. В 60-х были построены общественный туалет и корт для игры в теннис. Деревья и кусты высаживались без плана, и выросшие растения закрывали вид на Марсово поле. Во блокады Ленинграда в выкопанных на территории парка траншеях спасали от снарядов экспонаты Русского музея.

Лишь уже в XXI веке власти города увидели, в каком плачевном положении находится сад, и в 2001-2007 годах проводилась реконструкция, которая вернула былое великолепие Михайловскому саду.

Нельзя не отметить восхитительную решётку, украшающую ограду сада со стороны Спаса на Крови. Она, как и храм, была создана по проекту Альфреда Александровича Парланда. По задумке, кованные цветы и лозы должны парить над землей. К сожалению, в течение века ограда неоднократно была деформирована – сначала с неё сняли царские атрибуты, затем стеклянные светильники. Часть была снесена при прокладке трамвайных путей. Лишь к периоду реконструкции сада решётка восстановила свой первоначальный облик благодаря помощи спонсоров.

Михайловский сад окружен достопримечательностями. Кроме ранее упомянутого Спаса на Крови, к которому открыт один из входов, в непосредственной близости находятся Русский и Этнографический музеи, Михайловский театр и Театральная площадь, Марсово поле. После интересных экскурсий можно приятно отдохнуть под кронами деревьев Михайловского сада.

Источник

Сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Кованая ограда Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови как часть уникального архитектурного ансамбля

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.

Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце

сад возле спаса на крови. Смотреть фото сад возле спаса на крови. Смотреть картинку сад возле спаса на крови. Картинка про сад возле спаса на крови. Фото сад возле спаса на крови

Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III) разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках» 10 в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним. Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.

Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»

Библиографический список:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *