с позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется
Тема: Немецкая классическая философия
63. Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено …
О. Контом |
Ф. Шеллингом |
К. Марксом |
Гераклитом |
64. По И. Канту, сознанию доступны только … а) феномены б) ноумены в) факты г) идеи
65. С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется … +Диалектикой Метафизикой Экзегетикой Патристикой
66. Одним из ключевых понятий кантовской теории познания является …
софизм |
бытие-в-мире |
вещь в себе |
эпохе |
67. Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … а) панлогизм б) материализм в) теоцентризм г) иррационализм
68. Исходным принципом философии Г. Гегеля является …а) тождество бытия и мышления б) агностицизм в) механистический детерминизм г) дуализм мышления и воли
69.Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был …
Г. Гегель |
И. Кант |
К. Маркс |
О. Конт |
70. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …
классовой борьбы |
абсолютной идеи |
производительных сил |
социальной мобильности |
71._____впервые представил природный, исторический и духовный мир как процесс, развитие.
Платон |
Г. Гегель |
Аристотель |
К. Маркс |
72. Основные законы диалектики были сформулированы … К. Марксом Платоном Конфуцием Г. Гегелем
73. Философскую позицию Л. Фейербаха можно определить как …
Априоризм |
вульгарный материализм |
субъективный идеализм |
антропологический материализм |
74. Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в …
разуме |
отчуждении человеческой сущности |
чувственной природе человека |
Природной необходимости |
75. Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом Эмпириокритицизмом Коммунизмом объективным идеализмом
76. Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является …
а) теория эволюции Ч. Дарвина б) теория относительности А. Эйнштейна в) метафизика Аристотеля г) учение о биосфере В. Вернадского
77.Основой общественного прогресса, с точки зрения К. Маркса, является … материальное производство
наука и разум духовная культура правовое сознание
78. Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики философии Истины социологии
79.Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом Л. Фейербахом Ч. Дарвином О. Контом
80.Одной из характерных черт немецкой классической философии является …
рационализм |
мистицизм |
материализм |
гедонизм |
Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что …
Бог умер |
Бог создает человека по своему образу и подобию |
человек создает Бога по своему образу и подобию |
Богочеловек совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы |
81. Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как …
космоцентризм |
Материализм |
идеализм |
прагматизм |
82. Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического …
плюрализма |
монизма |
монотеизма |
прагматизма |
83. Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …
Декарт |
Аристотель |
Гегель |
Маркс |
85. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …
спасение души |
удовольствие, счастье |
смирение с судьбой |
нравственное совершенствование |
86. Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом …
Пифагором |
Платоном |
Диогеном Синопским |
Сенекой |
87. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер а) научное знание б) философское знание в) религиозное знание г) обыденное знание д) художественное знание
88. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется … онтологией этикой логикой гносеологией
89. Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … а) гносеологией б) логикой
В) когнитивной психологией г) физиологией высшей нервной деятельности
90. Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией праксиологией телеологией аксиологией
91. Установите соответствие между разделами философии и проблемами, которые ими изучаются. 1. Общие принципы, формы и методы познания. 2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира. 3. Проблема природы и сущности человека. 4. Проблемы добра и зла. А Гносеология б онтология в философская г антропология д этика е эстетика
92. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к …а) эстетике б) диалектике в) идеализму г) позитивизму
93. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. метафизическим лженаучным этическим гносеологическим
94. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется онтологией праксиологией этикой эсхатологией
95. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии. гносеологическим праксеологическим искусственным антропологическим
96.Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется
материализмом |
иррационализмом |
рационализмом |
эмпиризмом |
97. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …а) натурфилософией б) экологией в) идеологией г) онтологией
98. Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется …
идеализмом |
материализмом |
конвенциализмом |
деизмом |
99. В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название …
концепта |
золотого правила нравственности |
общественного договора |
категорического императива |
РАЗДЕЛ ОНТОЛОГИЯ
100. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками:
1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы.
2. Бог и природа отождествляются.
3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции.
4. Все в этом мире материально.
А | дуализм |
Б | Пантеизм |
В | Гилозоизм |
Г | материализм |
Д | сенсуализм |
101. Раздел философии, рассматривающий бытие, существование, называется … А) онтологией б) гносеологией в) антропологией г) Аксиологией
102. Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется … а) дуализмом б) монизмом в) позитивизмом г) плюрализмом
103. Высшим родом бытия объективный идеализм признает … а) духовную реальность б) сознание человека в) объективную предметную действительность г) природу
104. Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … Детерминизмом Индетерминизмом Кумулятивизмом Интернализмом
105. Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется … монизмом рационализмом дуализмом плюрализмом
106. Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия, называется … а) Идеализмом б) материализмом в) субъективизмом |
107. Диалектика появилась как оппозиция … Метафизике Онтологии Логике эпистемологии
108. Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был … Р. Декарт Ф. Бэкон М. Ломоносов Конфуций
109. Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит …
И. Канту |
Ф. Энгельсу |
Р. Бэкону |
М. Фуко |
110. Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует …
Демокрит |
И. Кант |
Платон |
В. Соловьев |
Бог |
материя |
человек |
познание |
113. Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … +Парменид Аристотель Н. Кузанский И. Фихте
114. Онтология как учение о бытии зарождается в философии … а_ + Парменида Гераклита Пифагора Платона
Решение:Онтология как учение о бытии зарождается в философии Парменида – основателя элейской школы, впервые поставившего вопрос о бытии и небытии и описавшего бытие как вечное, единое, неподвижное, сфероподобное начало
115. Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит …
Аристотелю |
Гераклиту |
Л. Фейербаху |
Т. Куну |
116. Метафизика как модель развития абсолютизирует …
устойчивость |
противоречие |
прогресс |
эволюцию |
117. С позиций креационизма источником движения является …
Человек |
Бог |
материя |
развитие |
118. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …
противоречие |
Количество и качество |
взаимодействие атомов и элементарных частиц |
первотолчок |
119. Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется …
Солипсизмом |
Скептицизмом |
Монизмом |
Агностицизмом |
120. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … а) механистической б) политической в) теологической г) проблематической
121. Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено …
Ф. Энгельсом |
Л. Фейербахом |
Ч. Дарвином |
О. Контом |
122. Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …
эволюцией |
онтологией |
движением |
трансляцией |
123. Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется …
самоорганизацией |
самодвижением |
причинностью |
энергией |
124. Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей (-его) …
субстанции |
формы |
атома |
смысла |
125. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей подсознанием организацией обществом
126.Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется …
синергетикой |
метафизикой |
диалектикой |
логикой |
127. В основе философской картины мира лежит решение проблемы … а) познания б) бытия в) ценностей г) науки
128. Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Вольтер Л. Фейербах К. Маркс Платон
РАЗДЕЛ 3 Гносеология
129. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является …
успех |
интенция |
критичность |
конвенция |
130. Ярчайшим представителем агностицизма является …
И. Кант |
К. Маркс |
Аристотель |
Р. Декарт |
131. Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … а) гносеологией б) логикой В) когнитивной психологией г) физиологией высшей нервной деятельности
132. Основой самосознания является … а) рефлексия б) инстинкт в) интуиция г) эмоции
133. Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … а) сознанием б) душой в) психикой г) духом
134. Под активностью сознания понимается его … а) способность приспосабливаться к действительности б) способность отражать бытие с помощью знаковых систем в) избирательность и целенаправленность г) созерцательный характер
135. В мышлении выделяются следующие уровни: а) разум б) рассудок в) умозаключение г) интуиция
136. Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является …
воля |
интеллект |
эмоции |
память |
137. Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является … а) конвенционализм б) диалектический материализм в) интуитивизм г) герменевтика
138. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами.
1. Объективность, рациональность
2. Рефлексивность, критичность
3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам
4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер
научное знание |
философское знание |
религиозное знание |
обыденное знание |
художественное знание |
139. С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …
Практика |
некое разумное начало |
Воля |
полезность |
140. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом утилитаризмом сенсуализмом нигилизмом
141. «Истина – знание, которое способствует творческой самореализации личности», – считали представители … Экзистенциализма Идеализма Материализма Позитивизма
142. «Истина есть тождество вещи и представления о ней», – считают представители ____________ концепции истины. Когерентной Классической неклассической позитивистской
143. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … а) соглашение между учеными Б) практика в) Успех г) корреспонденция
144. «Истина – это соглашение», – считали представители …
Философия Тест
С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется диалектикой. Диалектика представлялась как основа любого научного изыскания.
18. Сократ понимал под диалектикой …
искусство спора взаимопревращение первоначал
обнаружение противоречия мыслимого и чувственного мира учение о наиболее общих законах развития бытия и мышления
19. _____впервые представил природный, исторический и духовный мир как процесс, развитие.
Г. Гегель Платон Аристотель К. Маркс
20. Повышение уровня организации системы характеризует такое направление развития, как …
21. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, что отражается в диалектическом законе …
отрицания отрицания единства и борьбы противоположностей
взаимосвязи количественных и качественных изменений сохранения энергии
Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, что отражается в диалектическом законе отрицания отрицания, суть которого в следующем: каждый материальный объект в силу его противоречивости рано или поздно отрицается, переходит в другое, а
сохранение элементов старого вместе с появлением нового определяет одновременно прерывность и непрерывность развития. В процессе развития объективно существуют две тенденции – поступательного изменения системы и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию развития. Данный закон выражает сложный интегральный процесс, который может быть обнаружен только в крупные временные интервалы.
22. Направленные, необратимые качественные изменения системы называются …
Направленные, необратимые качественные изменения системы называются развитием. Качественный характер изменений, их необратимость и
направленность, наличествующие вместе, характеризуют процесс как развитие.
ДЕ 4. Философия познания
4.1.Сущность и природа познания
1. Субъект познания в диалектическом материализме предстает как …
субъект предметно-практической деятельности мыслящее Я проявление объективного духа
Диалектический материализм рассматривает субъект познания как субъект предметно-практической деятельности. Поскольку индивидуальное сознание развивается в обществе, отдельный человек является носителем социальных связей и отношений, и, несмотря на то, что познание протекает как индивидуальный процесс, субъект познания всегда имеет общественную природу, являясь продуктом конкретной исторической эпохи. Субъектом является человек, научное сообщество и общество в целом. Социальная сущность субъекта проявляется и в его активности, включающей в себя не только мыслительную, но и практическую деятельность, направленную на преобразование природы, общества и самого себя.
2. Автором концепции «обоснованного рационализма» является …
Г. Башляр Ф. Аквинский Дж. Бруно
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр – французский философ, представитель неорационализма. Согласно Башляру, познание прошло в своем развитии ряд этапов: первый этап – «донаучный»; второй – научный; третий – этап «нового научного духа». Последний этап выражает особенности развития науки в ХХ веке. Так, на смену классической уверенности в окончательности научных истин приходит понимание условности и относительности научных истин.
3. Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название …
механической квантово-релятивистской натуралистической креационистской
Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название механической. Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон и многие другие обосновывали в своих трудах основные принципы механической картины мира. Так, в механической картине мира Вселенная состоит из мельчайших неделимых частиц и подчинена законам механики. Пространство представляет вместилище тел, а время – длительность процессов. Процессы природы характеризовались посредством абстракций – «неделимая корпускула», «тело», «абсолютное пространство» и «абсолютное время».
4. В основе современной научной картины мира лежит …
теория относительности агностицизм механицизм спиритуализм
В основе современной научной картины мира лежит теория относительности. Становление квантово-релятивистской картины мира приходится на нач. ХХ
века. Так, с точки зрения А. Эйнштейна, в физическом мире все происходит благодаря структуре пространства и изменению его кривизны. Все свойства нашей Вселенной следует описывать вектором в четырехмерном пространствевремени. Возникновение Вселенной объясняется через модель Большого Взрыва.
5. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …
Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется скептицизмом. Скептицизм условно можно обозначить как «пессимистическую» доктрину в гносеологии. Это течение возникает в конце IV в. до н.э. в античной философии. Его основателем является Пиррон, который считал, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздержатся от всякого суждения.
6. Гносеология – это учение о …
Гносеология – это учение о познании. Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопроса о том, что такое познание и какова природа знания; что такое истина и ее типы; взаимоотношение между субъектом и объектом познания и т.д.
7. Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для …
Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для рационализма. Рационализм – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.
Философский рационализм восходит к Античности – к учениям Сократа, Платона, Аристотеля. Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами XVII–XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
8. Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется …
Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется сенсуализмом. Сенсуализм – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма.
9. Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется …
Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется опытом. Проблема опыта обсуждалась в философии, прежде всего в связи с вопросом об обосновании знания. Так, например, для рационалистов опыт не может быть ни полноценным знанием, ни его источником, а лишь в лучшем случае поводом для деятельности мышления, зато для эмпириков знание может быть лишь опытным.
10. Ярчайшим представителем агностицизма является …
Аристотель Р. Декарт
Ярчайшим представителем агностицизма является И. Кант. Агностицизм – философская концепция, которая отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Согласно И. Канту, познавательные возможности человеческого разума ограничены, а каждый предмет действительности и мир в целом есть «вещь в себе».
11. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …
Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется интуицией. Интуицию нередко называют третьей формой познания, наряду с эмпирическим и теоретическим уровнями.
12. Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для …
Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для эмпиризма. В философии Нового времени эмпиризм складывается в одну из основных концепций теории познания, ориентированных на практику научного исследования внешнего мира. Основоположником и крупнейшим поборником эмпиризма был Ф. Бэкон.
13. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется агностицизмом. Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Имеются субъективно-идеалистический агностицизм, агностицизм сенсуалистский и рационалистический, агностицизм физиологический, кибернетический, технический и т.п. Ярчайшим представителем агностицизма является И. Кант. Согласно И. Канту, познавательные возможности человеческого разума ограничены, а каждый предмет действительности и мир в целом есть «вещь в себе».
14. Основными уровнями познания являются …
чувственный и рациональный диалектический и метафизический обыденный и научный теоретический и практический
Основными уровнями познания являются чувственный и рациональный. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Чувственное познание является начальной ступенью познания, формируется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Второй ступенью познания является рациональное познание, которое представлено также тремя формами: понятием, суждением и умозаключением.
15. Формой рационального познания является …
Формой рационального познания является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается чтолибо о чем-либо. Рациональное познание представлено тремя формами: понятием, суждением и умозаключением.
16. Родоначальником французского рационализма является …
Р. Декарт Ф. Бэкон Аристотель А. Камю
Родоначальником французского рационализма является Р. Декарт – французский философ. Р. Декарт считал, что основой познания является принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью естественного света разума. В этой связи Декарту принадлежит всемирно известный афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую».
17. Результатом процесса познания является …
знание объективная действительность информация сознание
Результатом процесса познания является знание – адекватное отражение действительности в сознании, зафиксированное в знаковой форме – в виде образов, представлений, понятий, суждений, теорий. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. Различаются многообразные формы знания – обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. При этом знание – это не вся информация о мире, а лишь та ее часть, которая преобразована субъектом, имеет смысл и значение.
18. Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был …
А. Адлер А. Августин (Блаженный)
Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был Фома Аквинский. Ф. Аквинский – средневековый философ, теолог, основатель томизма. Согласно Аквинскому, человек в познании руководствуется не только разумом, ему не обходимо божественное откровение. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение разума – служить вере.
19. С позиции диалектического материализма основной формой познания и его целью является …
некое разумное начало
С позиции диалектического материализма основной формой познания является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметночувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.
Основными формами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментаторская; 4) врачебная; 5) бытовая, хозяйственная.
20. Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется …
созерцательным материализмом диалектическим материализмом субъективным идеализмом феноменологией
Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, есть созерцательный, или метафизический, материализм, представленный, например, Л. Фейербахом. Эта точка зрения близка обыденному пониманию процесса познания, отождествляющему субъект познания с познающим человеком, а объект – с вещью, существующей вне и независимо от субъекта. В
противоположность созерцательному материализму субъективный идеализм, диалектический материализм, феноменология, герменевтика, структурализм, агностицизм строят более сложную картину субъект-объектных отношений и признают активную, созидательную роль субъекта в процессе познания.
21. Гносеологический оптимизм утверждает, что …
объективный мир принципиально познаваем
возможности познания ограничены
познание принципиально невозможно
не существует исторического развития познания
Гносеологический оптимизм утверждает, что не существует ограниченности познания, объективный мир принципиально познаваем, так как познание представляет собой более или менее верное отображение действительности. Существование непознанного свидетельствует лишь об исторической ограниченности человеческого познания, но не о принципиальной невозможности проникновения в сущности вещей. В процессе исторического развития научная картина мира постоянно уточняется и углубляется.
22. Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является
конвенционализм диалектический материализм интуитивизм герменевтика
Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является конвенционализм (лат. convention – соглашение), согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения ученых, выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. (Э. Мах, Авенариус, А. Пуанкаре, Р. Карнап). Наряду с софистикой, скептицизмом, прагматизмом конвенционализм полагает, что наука всегда изучает лишь явления, но не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями, признавая тем самым существование непознаваемой реальности.
23. С позиции агностицизма, сущность и явление …